Скот не только пассивно участвует в том, что происходит с людьми, неся вместе с ними наказание за их грехи. Он также приносит покаяние за грехи людей. Услышав проповедь Ионы, царь Ниневии отдает приказ: Чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих ( Иона 3:7–8 ). Согласно Псалмопевцу, в славословии Бога скот и вся природа призваны участвовать наряду с человеком: Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес… Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа… ( Пс. 148:3–4, 7–13 ). Несмотря на то что первоначальная гармония во взаимоотношениях человека и природы была разрушена грехопадением, человек, согласно Библии, продолжает оставаться частью мира природы. Тесная взаимосвязь судьбы человека с судьбой мироздания прослеживается в пророческих книгах. Эсхатологическое ожидание нового неба и новой земли ( Ис. 65:17 ) сопряжено с надеждой на восстановление утраченной гармонии внутри природного мира: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь ( Ис. 65:25 ). Суммируя то, что говорится в Ветхом Завете об отношениях между человеком и природой (тварью), апостол Павел пишет: Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего ( Рим. 8:19–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Scotus " s Parisian Teaching on Divine Simplicity//Duns Scot à Paris, 1302-2002. Turnhout, 2004. P. 519-562; idem. Duns Scotus on God. Aldershot, 2005; idem. Relations and the Trinity: The Case of Henry of Ghent and John Duns Scotus//Documenti e studi sulla tradizione filosofica medievale. 2005. Vol. 16. P. 1-21; Decorte J. Creatio and Conservatio as Relatio//John Duns Scotus: Renewal of Philosophy. 1998. P. 27-48; Hoenen M. J. F. M. Scotus and the Scotist School: The Tradition of Scotist Thought in the Medieval and Early Modern Period//Ibid. P. 197-210; John Duns Scotus: Renewal of Philosophy: Acts of the III Symposium Organized by the Dutch Society for Medieval Philosophy Medium Aevum (May 23 - 24, 1996)/Ed. E. P. Bos. Amst.; Atlanta, 1998. (Elementa; 72); Noone T. B. Aquinas on Divine Ideas: Scotus " s Evaluation//Franciscan Studies. 1998. Vol. 56. P. 307-324; idem. Scotus on Divine Ideas: Rep. Paris. I-A, d. 36//Medioevo. Padova, 1998. Vol. 24. P. 359-454; idem. La distinction formelle dans l " école scotiste//RSPhTh. 1999. T. 83. P. 53-72; idem. Universals and Individuation//The Cambridge Companion to Duns Scotus. 2003. P. 100-128; Ragland C. P. Scotus on the Decalogue: What Sort of Voluntarism//Vivarium. 1998. Vol. 36. P. 67-81; Broadie A. Scotus on God " s Relation to the World//British J. for the History of Philosophy. 1999. Vol. 7. N 1. P. 1-13; S ö der J. R. Kontingenz und Wissen: Die Lehre von den futura contingentia bei Johannes Duns Scotus. Münster, 1999. (Beiträge zur Geschichte der Philosophie und Theologie des Mittelalters; 49); Diritti umani e liberma in Duns Scoto: VII Convegno intern. di studi scotistici/Ed. G. Lauriola. Alberobello, 2000; Апполонов А. В. Иоанн Дунс Скот и его философская теология// Иоанн Дунс Скот. Трактат о Первоначале. 2001. С. V-XXXVI; Задворный В. Л. Биография Иоанна Дунса Скота// Иоанн Дунс Скот. Избранное. М., 2001. C. 8-27; Лупандин И. В., Апполонов А. В. Богословие Иоанна Дунса Скота//Там же. С. 85-96; Майоров Г. Г. Дунс Скот как метафизик//Там же.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

Сделай благорастворенным воздух, вредно действующий и губящий его, и даруй ему жизнь и здоровье, ради недостойных, но верных Твоих людей, взывающих к Тебе через нас, по молитвам Пречистой нашей Владычицы Богородицы и Вечнодевы Марии, силою святого и животворящего Креста, по ходатайству небесных бесплотных сил, святого славного пророка предтечи и крестителл Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых победоносных мучеников, святых бессребренников врачей Косьмы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и всех Твоих святых, ибо Ты источник и податель жизни, спасающий людей и животных и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и вовеки веков. Аминь». Затем священник берет освященную воду и окропляет ею весь скот, произнося: «Через окропление этой святой водой да прекратится и уничтожится всякая болезнь и немощь и всякое коварное бесовское действие на этот скот, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Затем окропляет все место, где находится скот, а также сено, которое дается в пищу скоту, при этом поет Богородичен: „ Внемли молитвам Твоих рабов, Всенепорочная…» (стр. 74) и потом совершает обычный отпуск. Необходимо знать, что каждый день в воду, которою поят этот больной скот, нужно вливать освященной воды, а также кропить ею сено и давать к пище соль, благословленную священническою молитвою, надеясь, что Господь исцелит его. Порядок благословения начала посева. Священник, взяв освященную воду с кропилом и пшеницу, благословленную за всенощным бдением, идет на поле, приготовленное для посева, и там, облачившись в епитрахиль, становится перед семенами лицом на восток и совершает обычное начало: «Благословен Бог наш…». Царь Небесный…». Трисвятое по «Отец наш..»«Господи, помилуй»(12 раз). Слава и ныне. «Приидите, поклонимся…» " и 64 псалом, затем «Господу помолимся». «Господи, помилуй». Молитва: Владыка Господи Боже наш! Мы принесли Тебе приношение из семян, полученных из Твоей пречистой и щедрой руки; вот эти семена лежат пред Твоим взором и мы молим Тебя принять их, ибо мы до тех пор не дерзаем вложить семена в бездушные недра земли, пока не попросим повеления у Тебя, Могущественного, Повелевающего земле родить, произращать и давать сеющему семена и хлеб в пищу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Эти указания на неправомыслие Скота по вопросу о таинстве евхаристии, конечно, не вполне ясны. Замечание Гинкмара, как находил Laufs, может возбуждать сомнения насчет своей надежности. Тем не менее, возможно, что известная реальная подкладка для них существовала. Таким образом, разрешая вопрос, как сочинение Ратрамна могло быть приписано Скоту, мы должны обратить внимание на то, не были ли собственные воззрения Иоанна Скота Эригены таковы, что здесь создавалась почва для смешения его и Ратрамна. – То, что мы имеем от Скота по вопросу о таинстве евхаристии, правда, не отличается большою определенностью. Schnitzer и Naegle настаивают на том, что в не сохранившихся до нашего времени частях толкования на евангелие от Иоанна Скот Эригена должен был высказаться с большей полнотой и отчетливостью. Naegle утверждает, что вопроса о таинстве евхаристии Скот Эригена должен был коснуться, кроме того, в потерянных частях изъяснения церковной и небесной иерархии псевдо-Дионисия (о. с., S. 122–123). Может быть, это и верно, – по крайней мере, в отношении к утраченным частям толкования на ев. Иоанна. Несмотря на некоторую отрывочность того, что сохранилось в сочинениях Скота по вопросу о таинстве евхаристии, известный вывод об особенностях его воззрений все-таки возможен. VI Иоанн Скот Эригена перенес восточную мистику на западную почву и был постольку же учеником Григория Нисского , Максима Исповедника , как и Августина 329 . В его сочинениях отразилось мнение восточных отцов о ϑωσις’е. Естественно было бы ожидать, что он коснется и таинства евхаристии, как одного из средств к грядущему обожествлению. Действительно, у Скота Эригены таинство евхаристии связывается с deificatio. В одном стихотворении, точно так же в отношении к таинству евхаристии, фигурирует термин antidotum, как называет это таинство Григорий Нисский , по его значению для поврежденной человеческой природы 330 . Тем не менее, дальше отражения восточной терминологии в отношении к таинству евхаристии и некоторой реалистичности языка Скот Эригена, по-видимому, не пошел, двигаясь больше в русле августиновских воззрений.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

Иаков в ответе своем повторяет мысль Лавана о благоуспешности Лаванова хозяйства со времени своего прихода к нему, и уже прямо высказывает намерение свое скорее начать работу на пользу собственной семьи. Быт.30:31–32 . И сказал [ему Лаван]: что дать тебе? Иаков сказал [ему]: не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих. Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне [и будет мой]. На вопрос Лавана о плате, какую желал бы Иаков отселе получать с него, Иаков, употребляя свойственный древнему ( Быт. 23:6–18 ) и новому Востоку прием, сначала как бы отказывается от всякой платы, но затем соглашается продолжать службу у Лавана на следующем условии, по которому он будет получать вознаграждение натурой: пестрых и черных овец и пестрых коз. Такое условие должно было получить силу сейчас же по заключении его (см. добавление LXX-mu в конце ст. 32-го: слова, в русском (Синодальном) переводе поставленные в скобках): скот с указанными приметами, наличный, поступал теперь же в собственность Иакова, и так должно было быть и на будущее время. Но назначенного цвета особи – редкость на Востоке: овцы там обычно белые ( Песн. 4:2 ), а козы черные. Быт.30:34 . Лаван сказал [ему]: хорошо, пусть будет по твоему слову. Так «Иаков просит у Лавана того, что, по естественному порядку вещей, казалось трудным или и вовсе невозможным, а Лаван, по этой самой причине не замедлил согласиться на его требование» ( Иоанн Златоуст , Бес. 57, с. 608). Но искусство Иакова препобедило природный порядок вещей (37 ст.). Быт.30:35–36 . И отделил в тот день козлов пестрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, на которых было несколько белого, и всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим; и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Имелся в монастыре и свой скот, весь пожертвованный: 8 рабочих и 2 нерабочих лошади, 8 волов, 12 дойных коров, 15 овец, 60 кур. В начале пастьбы весь скот подкармливался, а во время полевых работ лошадей подкармливали травой и овсом и летом. Своих кормов часто не хватало и дополнительно покупался овес и отруби. При заболеваниях животных сестры монастыря лечили скот сами, в сложных случаях приглашали врача из г. Никольск-Уссурийского. Скот использовался для внутренних нужд монастыря, торговля им не велась, хотя, по-видимому, излишки продавались. Так в 1910 г. было продано 3 дойных коровы, 1 вол, 4 теленка в возрасте до 1 года, 5 овец. Данных о рыбном промысле нет, но наличие среди инвентаря неводов и лодок позволяет предположить, что рыбу в монастыре все-таки ловили, хотя и в незначительном количестве. Такое крепкое хозяйство позволяло монастырю существовать только на плоды труда сестер и пожертвования. Так в 1910 г. монастырю было пожертвовано 3531 р., всего дохода он имел 5950 р.75 к. Значит, 2419 р.75 к. было выручено за труд монахинь и послушниц. Как правило, эти деньги употреблялись на удовлетворение внутренних нужд монастыря. До 1906 г. монастырь содержал две школы – одна из них была устроена при обители для детей ближайших деревень – Линевичи и Кугуки, но с открытием там своих школ, монастырская школа была закрыта. В 1908 г. при монастырском подворье было выстроено хорошее здание для женской церковно-приходской школы с общежитием, которое содержалось на средства монастыря. Это была одна из трех школ в Приморье, у которых имелись общежития. В школе обучалось 38 девочек. 11 человек помещалось в общежитии, из них две крещеные китаянки - сироты. К 1917 г. число обучаемых достигло 189 девочек, школа помещалась в собственном и наемном Епархиальном домах в г. Никольск-Уссурийском, на ее содержание от Епархиального Училищного Совета отпускалось 4000 рублей. Заслуги старшей учительницы школы рясофорной послушницы Екатерины Левченко в церковно-школьном воспитании неоднократно отмечались (она была награждена двумя серебряными медалями, ей было преподано Архипастырское благословение с выдачей грамоты).

http://sobory.ru/article/?object=23437

Крайне же желал послушать поучения от святых книг и поучений, сказуемых во святой церкви, того ради всегда в церковь ходил, но мало удавалось слышать за утеснение от народа и так, или за худость своей одежды, или за малость свою и за бессилие, не мог приближаться к глаголющему проповедь; весьма о сем печалился, а особенно когда сам архимандрит Гавриил, в оное время бывший в монастыре, проповеди сказывал, которого все люди похвалами превозносили его поучение, который был потом в Петербурге митрополитом; но ему за множеством народа нельзя было приблизиться к слушанию, и так исходя из церкви со многим огорчением, и молил Бога, сам не зная, чего просит, но только расположением всего себя предавал Богу. Подросши, отдал его отец внаймы пасти скот, тогда много он претерпевал от хлада и зноя, и от дождей и слякоти, и тщательно оберегал скот, дабы не зашел в хлев или в сенокосные луга и чтобы как-нибудь не утратилась и не потерялась какая-нибудь скотина. Одежду имел недостаточную и ветхую, пища — только один хлеб сухой, но и пригнавши скот в дома, не смел у хозяев просить, чтобы чем-нибудь лучшим накормили, но которые добрые хозяева, те сами, видя его таким старательным и смиренным, из жалости представляли ему пищу добрейшую. И пока в простоте сердца своего с призыванием Божией помощи пас несколько лет, не трудно, но еще и со увеселением, ибо все стадо, как само о себе, было пасомо совокупно, отнюдь не разбродимо и от волков не похищаемо, ни единой скотины не утратилось, никакая не болела, до столько, что уже не пекся их назирал и пасти, но оставлял их одними быть, а сам в молитве пребывал. И этому очень удивлялись, как ему врученной скот, как бы отличной некой, так мирно и спокойно пасется, что не нужно оказывать и пастушеского ему блюдения, и так безтрудно, в радовании духовном провождал все годы летнего времени, пока осторожно хранил себя от всяких погрешностей. Когда же как человек и по младоумию своему разленился и остави свое осторожное хранение и страх Божий, тогда все стадо как бы изменилось, стало бродить во все стороны, едва со многим трудом и многим беганием мог воедино собирать, а коих не успевал возвратить, те были волками растерзаны, а иных многими днями едва мог отыскать, и от сего ясно познал, что вина такому в скотстве изменению — его бесстрашие к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Крайне же желал послушать поучения от святых книг и поучений, сказуемых во святой церкви, того ради всегда в церковь ходил, но мало удавалось слышать за утеснение от народа и так, или за худость своей одежды, или за малость свою и за бессилие, не мог приближаться к глаголющему проповедь ; весьма о сем печалился, а особенно когда сам архимандрит Гавриил, в оное время бывший в монастыре, проповеди сказывал, которого все люди похвалами превозносили его поучение, который был потом в Петербурге митрополитом; но ему за множеством народа нельзя было приблизиться к слушанию, и так исходя из церкви со многим огорчением, и молил Бога, сам не зная, чего просит, но только расположением всего себя предавал Богу. Подросши, отдал его отец внаймы пасти скот, тогда много он претерпевал от хлада и зноя, и от дождей и слякоти, и тщательно оберегал скот, дабы не зашел в хлев или в сенокосные луга и чтобы как-нибудь не утратилась и не потерялась какая-нибудь скотина. Одежду имел недостаточную и ветхую, пища – только один хлеб сухой, но и пригнавши скот в дома, не смел у хозяев просить, чтобы чем-нибудь лучшим накормили, но которые добрые хозяева, те сами, видя его таким старательным и смиренным, из жалости представляли ему пищу добрейшую. И пока в простоте сердца своего с призыванием Божией помощи пас несколько лет, не трудно, но еще и со увеселением, ибо все стадо, как само о себе, было пасомо совокупно, отнюдь не разбродимо и от волков не похищаемо, ни единой скотины не утратилось, никакая не болела, до столько, что уже не пекся их назирать и пасти, но оставлял их одними быть, а сам в молитве пребывал. И этому очень удивлялись, как ему врученный скот, как бы отличной некой, так мирно и спокойно пасется, что не нужно оказывать и пастушеского ему блюдения, и так безтрудно, в радовании духовном провождал все годы летнего времени, пока осторожно хранил себя от всяких погрешностей. Когда же как человек и по младоумию своему разленился и оставил свое осторожное хранение и страх Божий, тогда все стадо как бы изменилось, стало бродить во все стороны, едва со многим трудом и многим беганием мог воедино собирать, а коих не успевал возвратить, те были волками растерзаны, а иных многими днями едва мог отыскать, и от сего ясно познал, что вина такому в скотстве изменению – его бесстрашие к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Быт.30:40 . И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана. Второй прием: кроме впечатления на овец и коз, производимого пестрыми прутьями, Иаков, имея ввиду тот же закон природы, производил на них впечатление видом пестрого скота, заставляя последний проходить пред глазами маток, но, помня условие, не смешивать все-таки скот свой со скотом Лавана. Быт.30:41–42 . Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову. Наконец, третий прием: желая иметь скот не только в большом количестве, но и хорошего качества, а с другой стороны – не сделать увеличение своего скота слишком заметным Лавану, Иаков означенные два приема применял только в то время, когда зачинался скот крепкий, т.е. ранней весной (Rosenmuller, Scholia, 1:1, p. 478–479), а когда имел зачинаться скот слабый, то предоставлял дело самой природе, и скот рождался одноцветный, достававшийся Лавану. Быт.30:43 . И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота [и крупного скота], и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов. Приобретаемый все в большем количестве скот Иаков продавал и променивал на нужные ему предметы: так он обогатился, – благословение Исаака явно начало сбываться над Иаковом. Но вместе с тем отношения его к Лавану стали обостряться – снова создавалось для Иакова положение вещей, требовавшее божественного содействия и руководства, и оно было дано ему (гл. 32–33). 3 По И. Флавию (antiqu. i, 18, 19) значение «Неффалим» – μηχνητος – δι τ ντιτεχνσασθαι («непобедимый, по причине борения искусством»). 4 Маханаим Еврейская Библия Лекции З. Дашевского по книге «Шмуэль». – «Те терафим, которые Рахель похитила у Лавана, явно, как видно из текста Торы, были предметом идолопоклонства. Лаван прямо говорит Иакову: «Зачем ты украл моих богов?» Нет никаких оснований даже подумать о том, что в доме у Давида может быть какой-то подобный предмет. Терафим – это существительное множественного числа, но совершенно очевидно, что это не обязательно обозначает множество предметов, а называется так в виду большого размера, например. По большинству мнений это – некая фигура, имеющая человеческие формы».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом наградою Иакова были овцы и козы с крапинами. А каким образом он перехитрил Лавана и умножил до чрезвычайности полученное от него, этим мы займемся, если угодно, теперь и узнаем об этом из самих Священных Писаний. Здесь написано так: «И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них... белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами. И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана. Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову. И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота..., и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов» (Быт. 30:37—43). Мы признаем свойственным пастушескому искусству знать, что овцы и козы всегда и во всяком случае рождают подобное тому, что видят, и что приплод их бывает одного цвета с тем, что им случится видеть во время зачатия. И это, кажется, совершается по естественным законам. Но это совершенно неизъяснимо, и для наших соображений непостижимо. Избрал же опять божественный Иаков пепеловидных и с крапинами овец и коз по Божественному видению. Ибо он говорит в одном месте Лии и Рахили: «Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы..., поднявшиеся на скот, пестрые с крапинами и пятнами. Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот..., пестрые, с крапинами и с пятнами» (Быт. 31:10—12). Так говорит Священное Писание. Но оставив низменность буквального смысла истории, взойдем на высоту духовного смысла.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010