О как сильно заразил нас, о, человеки, супостат наш, как смертельным своим ядом повредил тот змей чистое и непорочное естество наше! Ко всякому греху неудержимо стремится человек. Это бедствие и окаянство наше оплакивает пророк: «И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» ( Пс. 48:13 ). Действительно, человек стал похож на скотину неразумную и уподобился ей: те страсти, которые у животных есть, видны в человеке. Гордится и надменно ведет себя скот, то же видим и в человеке; гневается скот, гневается и злится человек; завидует скот, завидует и человек; дерется скот со скотом, дерется и человек с человеком; похищает скот, похищает и человек; обжирается скот, обжирается и человек; похотствует скот, похотствует и человек. И что горше всего: все эти страсти, которые отдельно в каждом животном имеются, в одном человеке находятся. Он горд и кичлив, он гневлив и злобен, он завистлив, он похотлив и прихотлив, он обжорлив, он жаден до чужого добра и прочее. О любезное Божие создание! Где твоя прекрасная доброта, образ Божий и подобие? Где твоя святость и непорочность и правда? «И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». Ужасно описывает человека Апостол святой, человека, который Божией благодатью не обновлен и нашим внутренним очам предстает: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их» ( Рим. 3:10–18 ). Но посмотрим, сколь великое зло есть грех, хотя его и любит человек, и так уклонимся от греха. а) Грехом оскорбляется и прогневляется великий и непостижимый Бог . Тот, Который нас создал из ничего, создал по образу и подобию Своему; Тот, Который ради нас, падших, послал в мир единородного Сына Своего; Тот, Который каждый день и час благотворит нам: тот, который питает нас, поит нас, одевает нас и прочими бесчисленными благами снабжает нас; Тот, наконец, Который грешника за грех пред всем миром будет судить. О, воистину непостижимое зло есть грех, потому что им непостижимое величество Божие оскорбляется!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Здесь, очевидно, мнози употреблено вместо вси. Ибо о том, что воскреснуть вси мертвии, а не многие только, ясно свидетельствует св. Писание и искони учит вселенская церковь ; и, если бы кто, принимая в точном значении указанное выражение в книге пророка Даниила, стал утверждать, что не все из умерших, а только многие восстанут в день всеобщего воскресения, тот явно отступил бы от истины, возвещенной в слове Божьем и принятой всей святой церковью. Равным образом, и в изречении толкования «антихрист всюду истребит истинную жертву», слово всюду нельзя принимать в буквальном значении, дабы точно так же не отступить от истины, ясно указанной и в священном Писании, и в творениях отцов и учителей церкви, и в том самом толковании неоднократно подтвержденной. Другой пример: В 9 главе книги Исход, в стихе 6, говорится: и сотвори Господь глагол сей наутрие, и измре весь скот египетский. Здесь слово весь, употреблено вместо слова многий: ибо то, что не весь скот египетский измер от наведенной Господом язвы, можно, видеть из той же главы стихов 19, 20 и следующих. В 19 стихе приведены слова Моисея к фараону: ныне убо потщися собрати весь скот твой; в 20-м говорится: иже убояся слова Господня от рабов фараоновых, собра скоты своя в домы. И дальше, в главе 12, повествуется о истреблении первенцев египетских, от первенца фараонова до первенца всякого скотска (ст. 29). Если теперь в 6 стихе 9 главы: и измре весь скот египетский, слово весь принять в точном буквальном значении, то откуда же явился скот, который после того собрали рабы фараоновы, да не избит будет градом, и те первенцы скотов, которые поражены были в нощь исшествия Израильтян из Египта? Ясно, что здесь выражение весь скот употреблено вместо много скота, подобно, как и у нас в просторечии, где случится большой мор, говорят: весь скот погиб, вместо того, чтобы сказать: погибло много скота. Из приведенных примеров видно, что в Писании слово многие употребляется иногда вместо все, и, напротив, слово все употребляется иногда вместо многие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

О, как сильно заразил нас, о, человеки, супостат наш! Как смертельным своим ядом повредил змей этот чистое и непорочное естество наше! Ко всякому греху неудержимо стремится человек. Это наше бедствие и окаянство оплакивает пророк: «Человек, будучи в чести, не уразумел сего, сравнялся со скотами несмысленными и уподобился им» ( Пс. 48:13 ). Действительно, человек сравнялся со скотами несмысленными и уподобился им. Те страсти, которые есть в скотах, видны в человеке. Гордится и надмевается скот, то же видим и в человеке. Гневается и злится скот – гневается и злится человек. Завидует скот – завидует и человек. Дерется скот со скотом – дерется и человек с человеком. Похищает скот – похищает и человек. Обжирается скот – обжирается и человек. Творит волю похоти скот – творит волю похоти и человек, и т.д. И что горше всего: все те страсти, которые отдельно в каждом животном имеются, в одном человеке обретаются. Он горд и кичлив, он гневлив и злобен, он завистлив, он похотлив и прихотлив, он обжорлив, он чужого добра желает, и прочее. О любезное Божие создание! Где твоя прекрасная красота, образ Божий и подобие? Где твоя святость, непорочность и правда? «И человек, будучи в чести, не уразумел этого, сравнялся со скотами несмысленными и уподобился им». Ужасно описывает и нашим внутренним очам представляет человека святой апостол, – человека, который Божией благодатью не обновлен: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия пред глазами их» ( Рим. 3:10–18 ). Но посмотрим, сколь великое зло – грех, хотя его и любит человек, и так удобнее уклонимся от греха. 1) Грехом оскорбляется и прогневляется Великий и непостижимый Бог, Тот, Который нас создал из ничего, создал по образу и подобию Своему; Тот, Который ради нас, падших, послал в мир Единородного Сына Своего; Тот, Который каждый день и час благотворит нам: Тот, Который питает нас, напоевает нас, одевает нас, дает нам покой и подает нам прочие бесчисленные блага; Тот, наконец, Который грешника за грех пред всем миром будет судить. О, воистину непостижимое зло есть грех, ибо им непостижимое величество Божие оскорбляется!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Иоанн Дунс Скот выбирает второй вариант и утверждает, что предметы философии и теологии различны: предметом теологии является Бог, а предмет философии – бытие. Знание о Боге имеет лишь сам Бог, поэтому наше знание может основываться лишь на том, что сообщит нам Бог. Поэтому теология основывается на откровении, а философия не может познать Бога. Можно подумать, что Иоанн Дунс Скот принижает человеческие разумные способности, хотя сам он утверждает, что он, наоборот, возвышает разум, поскольку Бог нисходит до слабого человеческого разума, давая ему благодать, и если Бог нисходит до разума, значит это является ценностью в глазах Бога. Что такое бытие, по мысли Скота? Это одна из наиболее сложных категорий его философии, хотя Дунс Скот себя философом не считал, и тем не менее философских мыслей в его работах чрезвычайно много. Практически по всем вопросам Иоанн Дунс Скот рассуждает как один из величайших философов. Бытие, по мысли Скота, есть то, что существует везде. Поэтому увидеть бытие мы не можем, в материальном мире есть лишь единичные вещи, но все вещи, существуя, имеют что-то общее, т.е. бытие. Вещи, как говорит Иоанн Дунс Скот, синонимичны в этом отношении друг другу. Бытие одинаково везде – и в вещах, и в Боге, однако в Боге бытие имеет бесконечный характер, и вследствие бесконечности бытия разум ничего не может говорить о Боге. Само понятие бесконечного бытия человек употребляет по аналогии с бытием вещественным, считая это понятие наиболее совершенным из всех понятий разума, которое могло бы как-то приблизить человека к Богу. Понятие бесконечности у Иоанна Дунса Скота является существенным понятием, которое даёт нам знание о Боге. Если у Фомы Аквинского основной характеристикой Бога является тождественность в Нём сущности и существования, то Дунс Скот считает, что сущность тождественна существованию во всех предметах, и не это отделяет предметы от Бога. Отделяет же Бога от нашего мира Его бесконечность. Бог бесконечен, поэтому Он прост. Иоанн Дунс Скот доказывает это, говоря, что Бог не может входить частью в другое целое, поскольку Он бесконечен. Но Он не может состоять и из других частей, ибо если эти части будут конечны, то тогда и целое будет конечно, а Бог бесконечен. А если эти части будут бесконечны, то вспоминается предыдущий аргумент, что бесконечное не может быть частью целого. Поэтому Бог, будучи бесконечным, прост.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

В некоторых местах Великороссии (в Костромской губернии) крестьянские женщины пекут к Вербному Воскресенью баранки и, пришедши из церкви, кормят этими баранками домашний скот, чтобы предохранять последний от болезней. В Юрьев день крестьяне берут хранившуюся в продолжение года вербу, обмакивают ее в святой воде и окропляют затем ею домашний скот, собранный во дворе. С вербой в руках и провожают затем скот на пастбище. В Белоруссии в Юрьев день окропляют скот вербой, обмоченной в Крещенской воде. Вечером в этот день верба, которой окропляли скот утром, или разламывается на столько кусков, сколько голов скота у хозяина (куски эти затем сжигаются), или же втыкается в воротах или в дверях скотного хлева с тем чтобы скот шел прямо домой, а также для того, чтобы предохранить скот от порчи, то есть, дурного влияния злых духов и злых людей. В некоторых губерниях России вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют в качестве симпатического средства при заболеваниях домашнего скота; кладут в пойло, приготовленное для больных коров, телят и пр. В Белоруссии существует и еще один обряд, при котором употребляется освященная верба. В великую Субботу, на Страстной неделе, белорусские крестьянки подтапливают печь сохраняющеюся от Вербного Воскресенья освященной вербой, имея в виду очистить домашний очаг огнем, зажженным от освященной вербы. Таким образом, освященная в день празднования Входа Господня в Иерусалим верба играет в жизни нашего народа весьма важную роль. Хотя во всех этих обычаях и обрядах и можно видеть выражение веры русского православного крестьянина в силу и действенность церковного освящения, но, к сожалению, эта вера затемнена различного рода суевериями, и «вербные» обряды и обычаи в большинстве случаев лишены истинного религиозно-церковного характера. Что же касается распространенного обычая «хлестать» друг друга освященной вербой, то он в последнее время, особенно в Малорусских городах, сделался достоянием молодежи и представляет собой уличную забаву, профанирующую «знамение победы», а иногда прямо возмутительное побоище…

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

О, как сильно заразил нас, о, человеки, супостат наш! Как смертельным своим ядом повредил змей этот чистое и непорочное естество наше! Ко всякому греху неудержимо стремится человек. Это наше бедствие и окаянство оплакивает пророк: Человек, будучи в чести, не уразумел сего, сравнялся со скотами несмысленными и уподобился им (Пс 48:13). Действительно, человек сравнялся со скотами несмысленными и уподобился им. Те страсти, которые есть в скотах, видны в человеке. Гордится и надмевается скот, то же видим и в человеке. Гневается и злится скот – гневается и злится человек. Завидует скот – завидует и человек. Дерется скот со скотом – дерется и человек с человеком. Похищает скот – похищает и человек. Обжирается скот – обжирается и человек. Творит волю похоти скот – творит волю похоти и человек, и т.д. И что горше всего: все те страсти, которые отдельно в каждом животном имеются, в одном человеке обретаются. Он горд и кичлив, он гневлив и злобен, он завистлив, он похотлив и прихотлив, он обжорлив, он чужого добра желает, и прочее. О любезное Божие создание! Где твоя прекрасная красота, образ Божий и подобие? Где твоя святость, непорочность и правда? И человек, будучи в чести, не уразумел этого, сравнялся со скотами несмысленными и уподобился им. Ужасно описывает и нашим внутренним очам представляет человека святой апостол, – человека, который Божией благодатью не обновлен: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия пред глазами их (Рим 3:10-18). Но посмотрим, сколь великое зло – грех, хотя его и любит человек, и так удобнее уклонимся от греха. 1) Грехом оскорбляется и прогневляется Великий и непостижимый Бог, Тот, Который нас создал из ничего, создал по образу и подобию Своему; Тот, Который ради нас, падших, послал в мир Единородного Сына Своего; Тот, Который каждый день и час благотворит нам: Тот, Который питает нас, напоевает нас, одевает нас, дает нам покой и подает нам прочие бесчисленные блага; Тот, наконец, Который грешника за грех пред всем миром будет судить. О, воистину непостижимое зло есть грех, ибо им непостижимое величество Божие оскорбляется!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Глава 9 1–7. Пятая казнь – мор на скот. 8–11. Шестая казнь – воспаление с нарывами. 12–26. Предупреждение о седьмой казни и самая казнь – град. 27–35. Раскаяние фараона и новое ожесточение. Исх.9:1 .  И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; Исх.9:2 .  ибо если ты не захочешь отпустить [народ Мой] и еще будешь удерживать его, Исх.9:3 .  то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; Исх.9:4 .  и разделит Господь [в то время] между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего [скота] сынов Израилевых не умрет ничего. Исх.9:5 .  И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей. Пятая казнь – тяжкий мор на скот одних египтян, имеющая для себя аналогию в известных из древнеегипетских памятников, а равно и свидетельства новейших путешественников о случаях эпизоотии, не может быть отождествляема с этими последними и объясняема естественными причинами. Все обстоятельства казни – предсказание ее наступления (ст. 3), быстрота этого последнего (ст. 5), освобождение от нее земли Гесем (ст. 4), а также опустошительная сила ее действия (ст. 3), все это несомненные признаки сверхъестественного, чудесного явления. Исх.9:6 .  И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего. Как видно из 9–10 и 19 ст. данной главы, выражение: «вымер весь скот египетский» нельзя понимать в буквальном смысле. Оно имеет в виду или скот, бывший в поле, или указывает на все виды скота (ст. 3), поражение которых составляет отличие казни от обычных эпидемий, ограничивающихся одной какой-нибудь породой. Исх.9:7 .  Фараон послал узнать, и вот, из [всего] скота [сынов] Израилевых не умерло ничего. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа. Несмотря, однако, на это удостоверение в могуществе Иеговы, сохранившего, согласно предсказанию, скот Своего народа, фараон не отпускает евреев. Причины этого заключаются всего скорее в том, что, будучи чувствительной для бедных, новая казнь не нанесла особенного ущерба состоянию самого фараона. В виду этого он желает лучше перенести меньшее бедствие, чем подвергнуться большему – лишиться даровых работников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На Западе «ареопагитики» известны с VI века. На них ссылаются папы Григорий Великий , Мартин (на Латеранском Соборе 649 г. ), Агафон (в письме VI Вселенскому Собору). К 835 г. появляется первый латинский перевод «Корпуса». Вскоре Иоанн Скотт Эриуге на вторично переводит «Корпус» на латынь – с этого времени сочинения Дионисия получают такую же известность на Западе, какой они пользовались на Востоке. Автор ареопагитских творений был отождествлен со св. Дионисием Парижским, просветителем Галлии, вследствие чего к его сочинениям относились с особым вниманием в Парижском университете. На Западе «Корпус» многократно комментировали. Гуго де Сен-Виктор писал схолии к «Небесной иерархии», Альберт Великий истолковал весь «Корпус». В «Сумме теологии» Фомы Аквинского насчитывают около 1700 цитат из трактатов Ареопагита; Фома также составил отдельный комментарий к «Божественным именам». Далее Бонавентура, Мейстер Экхарт, Николай Кузанский, Хуан де ла Крус и многие другие выдающиеся духовные писатели Западной Церкви испытали на себе сильнейшее влияние ареопагитских сочинений. В течение всего Средневековья трактаты Дионисия Ареопагита признавались подлинными и пользовались непререкаемым авторитетом. Однако начиная с эпохи Возрождения сомнения в подлинности «ареопагитик» высказываются все чаще: на Востоке Георгий Трапезундский (XIV в.) и Феодор Газский (XV в.), а на Западе Лоренцо Балла (XV в.) и Эразм Роттердамский (XVI в.) были первыми, кто усомнился в автентичности «Корпуса». К концу XIX в. мнение о псевдоэпиграфическом характере сочинений Дионисия Ареопагита почти полностью восторжествовало в научной критике. Сомнения в подлинности «Корпуса Ареопагитикум» строятся на следующих основаниях. Во-первых, сочинения Дионисия не были известны ни одному христианскому писателю ранее VI в.: даже Евсевий Кесарийский , рассказавший в своей «Церковной истории» обо всех крупных богословах, и бл. Иероним, перечисливший в «Жизни знаменитых мужей» всех известных ему церковных писателей, ни словом не упоминают об ареопагитских творениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Об этом и подумаем, читая пророка Божия Моисея и вспоминая святителя Григория Нисского. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 5 мая 2020, 11:52 Еще один вопрос- действия Иакова с прутьями у водопоя, когда Лаван назначил ему в награду пестрых и черных овец и пестрых коз: " И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них [Иаков] белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал перед прутьями. И зачинал скот перед прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами...А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову. " (Бытие 30:37-42) Иаков в переводе означает " хитрый " . А какой урок для нас? Нам тоже можно так хитрить? Галина Б. 3 февраля 2016, 05:58 Ларисе Ворониной. Углубиться в изучение Ветхого Завета, безусловно, стоит. Потихоньку и само все проясняется. Я когда начинала читать Ветхий Завет, была в ужасе. В первый раз часа четыре оторваться не могла. Жанр детектива отдыхает. Предательство, месть, убийства.... Где справедливость? И Новый Завет с тем же подходом читала. Ничего понять не могла. Все с позиций той же справедливости. За что проклинать смоковницу, если еще не время плодоносить? Как можно выкинуть человека с " брачного пира " , если он не в " брачной одежде " , тем более хозяин наприглашал " незваных " в отместку " званым " ? Про " блудного сына " ... Я была на стороне возмущенного старшего сына. А уж про низость и подлость фарисеев... Я быстрее в Воскресение Христа поверила, чем в такую подлость. Потихоньку все в голове улеглось. Вопросы в основном к себе? Не надо даже себя во времена Ветхого Завета представлять. Слава Богу за все. АлександрГ. 1 февраля 2016, 12:34 Если уж говорить честно, то подавляющая часть злодейств, упоминаемых в Библии, это просто наглядный пример того, до каких границ скотства может опуститься тварь, оторвавшаяся от Бога. Эта мысль проста, " как чемодан " , и тем не менее до сих пор находятся люди, попадающиеся в ловушку, клюнув на вопрос лукавого: " чему же там учиться? Вот видите, что сотворили ............. " . И далее следует перечень примеров с цитатами, рассуждениями, уводящими в даль далекую. Не знаешь Библии - молчи и слушай, что говорят Святые Отцы, а еще лучше читай Библию и моли Бога, чтобы послал тебе премудрость, дабы понять Слово.

http://pravoslavie.ru/90076.html

Иудиф.4:10 они и жены их, и дети их, и скот их; и всякий пришлец, и наемник, и купленный за серебро наложили вретища на чресла свои. Иудиф.4:11 И всякий муж Израильский и всякая жена, и дети, и жители Иерусалима пали пред храмом, посыпали пеплом свои головы, разостлали пред Господом свои вретища, Иудиф.4:12 облекли жертвенник во вретище и прилежно и единодушно взывали к Богу Израилеву, чтобы Он, на радость язычникам, не предал детей их на расхищение, жен их в добычу, городов наследия их на разорение, святынь их на осквернение и поругание. 9–12. «Возопили… и смирили души свои… они (все мужи Израиля) и жены их, и дети их, и скот их…» Каким образом должен был принять участие в скорби Израиля даже и «скот их», об этом дает понятие другое подобное место в книге пророка Ионы ( Ион. 3:7–8 ), где рассказывается, как царь Ниневии, тронутый проповедью пророка и сам первый сменивший свои царские одежды на покаянное вретище, повелел и подданным своим, «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопили к Богу». Печаль и скорбь всего окружающего должны были сопровождать скорбь Израиля и усугублять его вопль Богу о помиловании и надежду на услышание. Сам жертвенник – священное носилище молитв народа и милостей Иеговы – облекся во вретище, и терзающим сердце видом своим усугублял потоки покаянно-скорбных слез и молитв. Иудиф.4:13 И Господь услышал голос их и призрел на скорбь их; и во всей Иудее и Иерусалиме народ много дней постился пред святилищем Господа Вседержителя. Иудиф.4:14 А Иоаким, великий священник, и все предстоящие пред Господом священники, служители Его, препоясав вретищем чресла свои, приносили непрестанные всесожжения, обеты и доброхотные дары народа. Иудиф.4:15 На кидарах их был пепел, и они от всей силы взывали к Господу, чтобы Он посетил милостью весь дом Израиля. 13–15. Редкий по трогательности и всеобщности подъем религиозного чувства иудеев не только вызывался их беспомощностью и страхом пред отчаянным положением, но был в то же время показателем и их внутренней сильной религиозной жизнеспособности, в которой особенно воспитали душу иудея бедствия последних лет существования Царств. Это-то и придавало проявлениям скорби иудеев печать особой трогательности и умилостивило Господа услышать голос их и призреть на скорбь их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010