Из текста комментария (названия перформанса) и изображенных на исследуемом объекте действий О. Кулика чётко прослеживается коммуникативный отсыл к религиозному христианскому сюжету о проповеди Иисуса Христа. Таким образом, автор кощунственным образом издевается над религиозными чувствами верующих по признаку их отношения к религии. Об имитируемом О. Куликом образе Иисуса Христа свидетельствуют: 1) название работы «Новая проповедь», в котором задействована явная ассоциативная связь с проповедью как атрибутом религиозной традиции христиан; 2) лавровый венок на голове О.Кулика и тканевые полотнища в качестве одежды имеют сходство с венком и одеждой Христовой (в его укоренившемся в культурных стереотипах образе); 3) надпись - комментарий под изображением. Размещенный под исследуемым объектом (и левее) на той же с. 76 комментарий следующего содержания: « Олег Кулик. Новая проповедь. Москва , Даниловский рынок. 15 сентября 1994. Олег Кулик в облике Христа-мутанта (с копытами вместо рук) долго и надрывно мычал, стоя на колоде для разделки мяса » - разъясняет содержание коммуникативного послания, передаваемого автором исследуемого объекта (адресантом) посредством указанного объекта его зрителям (адресатам). Оценка исследуемого объекта на информативность заложенного в него коммуникативного послания и на прагматическую релевантность позволяет сделать вывод о нулевой прагматической релевантности заложенного в исследуемом объекте коммуникативного послания, поскольку никакой ценности (культурной, в том числе - художественной, и практической) осуществляемое им намеренное, безосновательное и неспровоцированное оскорбление большой социальной группы иметь не может, и вывод о достаточно полной информативности коммуникативного послания, поскольку коммуникативные намерения адресанта этого коммуникативного послания (автора исследуемого объекта) вполне ясны, четко обнаруживаются и проясняются через выявление и анализ реализованных в исследуемом объекте приёмов. Проведенное исследование объекта позволяет выделить следующие коммуникативные приёмы, посредством применения которых реализуется негативное психологическое воздействие исследуемого объекта на зрителя и которые обеспечивают направленность воздействия исследуемого объекта на жестокое, сильное унижение человеческого достоинства и на крайне болезненное оскорбление религиозных чувств лиц, исповедующих христианство (независимо от конфессиональной принадлежности):

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/17/...

Анализ особенностей относящегося к данному объекту исследования текста на с. 75 вышеназванного журнала позволяет оценить позицию авторов вышеуказанной статьи и редакции журнала как солидаризирующуюся с коммуникативным намерением адресанта - автора исследуемого объекта. Конкретно, об этом свидетельствует следующее высказывание: « Наущаемый Ватиканом , местный чиновник начал голодовку за удаление лягушки, что не заставило директора музея Коринн Дизенерс снять ее с экспозиции. В итоге сняли саму Дизенерс ». Вывод по исследованию объекта 2. Фотография работы М. Киппенбергера «Сначала ноги» направлена на крайне жестокое унижение человеческого достоинства верующих христиан, на уничижительное оскорбление их религиозных чувств. Опубликование этой фотографии в указанном журнале является самостоятельным действием, представляющим собой характеризующееся крайней степенью жестокости изощренно уничижительное издевательство над христианами, оскорбление их религиозных чувств и унижение их человеческого достоинства. Исследование объекта 3 - фотографии перформанса Олега Кулика «Новая проповедь» (с. 76). Исследуемый объект представляет собой фотографию следующей сцены (перформанса), устроенной О. Куликом. В окружении продавцов мясного отдела рыночного помещения (о чем свидетельствуют изображенные на фотографии торговые прилавки, разделочные столы, лежащие куски мяса, оборудование торгового пространства - торговые весы и проч.) изображен автор и исполнитель перформанса О. Кулик, босиком и без штанов стоящий на разделочном столе для мяса. Это - центральная фигура изображения: верхняя часть его тела одета в красно-белые материи, на его голове - сухой лавровый венок. В руках, обёрнутых белой тканью, О. Кулик держит отрубленные ноги животных с копытами (по одной в каждой руке), которые создают впечатление продолжения его рук, а на красной ткани, прижимая к груди, он держит тушку поросёнка. Лицо О. Кулика мимически изображает процесс произнесения речи - гордо поднятая вверх голова оратора, приоткрытый рот, прикрытые глаза.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/17/...

В свою очередь и среди остановивших преступление не обязательно все были славянами. Их толкнуло религиозное чувство, оскорбление которого они усмотрели в экспозиции. А также чувство принадлежности и любви к оскорбленному изуверами Русскому народу, к которому они, безусловно, принадлежат, независимо от биологических признаков их расы и национальности. Это чувство теснейшим образом связано с религиозным, ибо именно и только Православная вера являлась культуро - государство - и нацио-образующим признаком России и русских, как народа, на протяжении всей его истории. Такой взгляд на родную историю также обусловлен религиозным мировоззрением его носителей. Или - хотя бы остаточными признаками этого мировоззрения. Так, при оценке события, например, Куликовской битвы, " традиционные " , т. е. в массе своей крещеные и ориентирующиеся на христианскую шкалу ценностей, хоть и не вполне воцерковленные русские люди, скажут, что это была судьбоносная битва за Святую Русь, возглавленная Церковью в лице Преподобного Сергия; неоязычники же и сознательные противники Христианства скажут, напротив, что такой битвы либо не было, либо она носила несущественный характер. Итак, религиозный признак является по отношению к сформулированным Статьей 282 преступным деяниям Самодурова и Тер-Оганьяна важнейшим, фокусирующим их состав признаком. Не случайно акция носит по - существу ритуальное название: " Осторожно, религия! " Какую же религиозную вражду возбуждает деяние преступников Зулумяна, Самодурова, Тер-Оганьяна, Мамышева -Монро, Кулика, Косолапова? Между кем и кем? Этот вопрос задают нам следователи. Отвечаем. Между теми, кто, будучи спровоцирован подлым, клеветническим и не соответствующим истине содержанием акции, исполнится чувством нигилизма, презрения и даже омерзения к Святыням Православной веры - и теми, кто будет, не взирая ни на какие провокации, хранить к этим Святыням чувство благоговейного уважения и поклонения. Между той частью общества, которой организаторы публичной акции навяжут негативное отношение к втоптанным ими в грязь, осмеянным, издевательски и садистски униженным Святыням, идеалам и ценностям Православной христианской веры - и Церковью, продолжающей отстаивать эти идеалы в общественном сознании.

http://moral.ru/Muzei_O_Vladimir.htm

- Американцы никогда не действовали напрямую. Для того и были созданы все эти негосударственные организации, чтобы нельзя было обвинить само государство. Так построена система политического менеджмента или политического регулирования. Если бы там присутствовали военные - это было бы одно, а тут как бы гражданское общество участвует. В этом как раз сильная сторона американцев, которой мы должны научиться противодействовать, создав свои негосударственные структуры для реализации национальных интересов, как в военной сфере, так и в других областях. Что касается Международного республиканского института США, то, скорее всего, он является подрядчиком в освоении упомянутых мной денег. Вот их задача найти способ их «освоить». «СП»: - Бальбек говорит, что стоит ожидать провокаций. Каких, например? - Тут речь может идти не только о террористической и диверсионной деятельности. Это могу быть и различные информационные «вбросы», попытка влиять на общественное мнение, дискредитировать власти Крыма и всей России. Например, в отношении того же Керченского моста давно осуществляются провокации. Что можно этому противопоставить? Нужно широко использовать опору на массы. Как во время событий Крымской весны, когда было создано народное ополчение. Нужна работа экспертных сообществ в сфере обеспечения безопасности. Нужно привлекать ветеранов силовых структур, как их привлекали при возвращении Крыма. Этот ресурс у нас есть. И опыт тоже есть. Его надо нарабатывать, преумножать. Тогда мы сможем противостоять деятельности США. Надо не просто красивые ток-шоу проводить - это нормальных экспертов давно раздражает. А надо вырабатывать четкие рекомендации органам государственной власти о методах взаимодействия с гражданским обществом по противодействию вызовам, с которыми сталкивается страна. Это и есть государственное регулирование в сфере обеспечения национальной безопасности. По словам крымского журналиста Сергея Кулика, американцы действуют по шаблону. - Ещё в начале нулевых занимающаяся стратегической разведкой американская корпорация RAND предложила Белому дому стратегию «Петли анаконды» - политику сжимания России в тисках лояльных Вашингтону режимов и выдавливания её из зоны национальных интересов с более дальним прицелом - удушение самой России. Всё это изначально было в открытом доступе. Поэтому, полагаю, здесь надо задавать вопрос: если обо всех этих планах было известно ещё 17 лет назад, то почему Кремль их проморгал, запоздало реагирует на брошенный ему вызов?

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/26/ch...

Но отрешимся от вопиющих расхождений между тремя высокопочитаемыми рейтингами. Один и тот же World Reputation Rankings демонстрирует удивительные метаморфозы в течение двух лет подряд — превращения почище описанных древним пластическим римлянином Овидием. МГУ имени М. В. Ломоносова, в 2011 году занимавший скромное, но достаточно достойное тридцать третье место, на следующий год «выкатился» за пределы «золотой сотни». Нет его даже среди ста пятидесяти счастливчиков — зато присутствуют университеты Египта, Бразилии и Саудовской Аравии — стран не с самыми богатыми научными и образовательными традициями. А в 2013 году МГУ оказался пятидесятым, разделив это место с безвестным — по крайней мере в России — американским университетом (Purdue Менее всего мне хотелось бы выступить в сомнительной роли кулика и лягушки, хвалящих родные щедро наводненные палестины. Ладно, допустим, скрепя сердце, МГУ уступает ведущим мировым университетам. Но не могло же образование в одном из лучших российских университетов за год ухудшиться чуть не в пять За год произошел повальный мор преподов? Две трети студней бросили учебу, перейдя или поступив в другие университеты? За год на порядок упал индекс цитирования работ, принадлежащих сотрудникам университета? Между прочим, как напомнил ректор Виктор Садовничий, в нескольких других международных рейтингах МГУ все последние годы занимал самые высокие Одного только этого невероятного происшествия, случившегося с МГУ в рейтинге World Reputation Rankings, для меня достаточно, чтобы поставить на всем списке большой жирный крест. Если бы Московский университет оба года стабильно занимал место в середине второй сотни, допустимо было бы сомневаться, негодовать, иронизировать. Но хотя бы чисто теоретически такое место могло отражать действительность. А так — увольте-с! Трудно не согласиться с мнением руководителя Аналитической службы Российского союза ректоров Бориса Деревягина: «Качество образования в вузе не может за год сильно измениться, но отношение к вузу — может. Неизвестно, кто респонденты опроса, из каких они были стран. Может, были такие, на чьи ответы повлияла политическая ситуация в мире. Топ-50 рейтинга почти не изменился, за исключением А в шестерке лидеров за год вообще не произошло никаких изменений.

http://pravmir.ru/sumerki-prosveshheniya...

— Почти в любом художественном стиле есть хорошее и плохое, есть пустое и осмысленное, есть бесовское и есть, если не передача евангельского послания, то честный поиск истины. Искусство — не воспроизведение того, что было за столетия до тебя, это создание чего-то нового. Чем человек отличается от робота и от рабочей лошади? Он сотворец Бога, он призван придумывать то, чего не было до него, как Бог создал все и будет творить новое после окончания этой стадии человеческой истории. Есть христиане-авангардисты, в том числе в России, есть христиане с очень интересными музыкальными экспериментами. При храме, где я служу, действует клуб «Арт " Эриа», где исполняется самая разная музыка и выставляются самые разные художественные произведения. О них мало говорят — эти люди не ищут скандалов. На «Винзаводе» прошла выставка «Верю» Олега Кулика. Я к Кулику отношусь очень сложно. Я на выставке был: что-то понравилось, что-то нет, что-то со смыслом, что-то нет. А вот на выставке «Осторожно: религия» были вещи, оскорбляющие чувства верующих. Есть статья Кодекса об административных нарушениях, которая запрещает оскорбление почитаемых верующими предметов. Эта выставка должна была быть немедленно закрыта. Я не понимаю, почему этого не произошло и ее останавливать пришлось через несколько сомнительных с точки зрения легитимности действий. — Как определить, где осквернение и оскорбление чувств верующих, а где нет? — Любое оскорбительное использование иконографического изображения — оскорбление почитаемого верующими предмета, где бы это не происходило. — А если это, как Вы сказали, поиск художником истины, чего-то нового? — У всего должны быть рамки. Мы же не позволяем кому-то мочиться в Вечный огонь. Есть вещи, которые неприкосновенны, и абсолютно правильно делает законодатель, когда ясно об этом говорит. Сегодня есть определенные предложения, касающееся ужесточения наказания за осквернение почитаемых верующими предметов. Они могут быть приняты или нет, но уже сегодня недопустимость такого действия прописана в законодательстве.

http://patriarchia.ru/db/text/2892954.ht...

Денис Родимин : Мы оставляем этот вопрос для зрителя. Поверит он в то, что произошла эта встреча? Окончательно решение за зрителем, а не за нами. Понятно, что мы можем иметь свое видение, но говорить: «Нет, вот так должно быть, как мы тебе говорим», – ни в коем случае. Мы просто ставим фильмом вопросы, а как каждый для себя ответит. Очень надеюсь, что ответит. — В течение почти всего фильма герои облачены в пластмассовых цветов костюмы, что смотрится дико в почти монохромной действительности осенней природы… Расскажите, как вы искали художественное решение картины?  Меня лично, признаться, поначалу эти их костюмы ужасно раздражали… Денис Родимин : Да, мы пытались их максимально оторвать от среды, в которую они попали, чтобы все видели, что они совсем из другого мира, чтобы они там выглядели почти инопланетянами. Олег Лукичев, потрясающий оператор, сделал фантастическое изображение, а Ира Гражданкина, которая была постановщиком и художником по костюмам одновременно – они  вместе искали этот образ и пересмотрели огромное количество разных костюмов. — Олег Лукичев – гениальный и опытный оператор, но обсуждали ли вы с ним, как нужно видеть эту картину? Как смотреть на мир, на Гостя через очки? Денис Родимин: Конечно. В первоначальном варианте сценария в качестве «окна» видения выступала фотокамера. Ольга Слепцова: Да, и героиня постоянно снимала, записывала свои монологи. Денис Родимин : Потом долго обсуждали, решили, что через камеру — как-то механистически. Это неправильно с точки зрения философии картины, поэтому в конечном счете и возникли очки. Всегда образ очков – это то, что либо помогает видеть что-то, либо что-то искажает. Очки – это единственный точный образ, который передает то, о чем мы хотели рассказать. — А что-то про метеориты вы узнавали? В 1908 году упал Тунгусский метеорит, и на его исследование отправилась целая экспедиция под управлением Кулика, а мой дед был оператором в этой экспедиции. Он как раз смотрел тогда на озаренные падением места через камеру… Падение с неба некоего тела – это всегда какой-то знак…

http://pravmir.ru/gost-kvest-v-poiskah-n...

Арт-группа«Бомбилы» Группа «Бомбилы» была создана в конце 2004 года по инициативе художника и куратора Антона Николаева с другом. Два года жили в машине, потом в мастерской Кулика (того, который в 90-е годы прославился тем,что «был собакой») и вместе с ним «творили». Отметились сексуальной оргией на крыше движущегося автомобиля и совместным с «Войной» бросанием бродячих кошек в продавцов Макдональдса. В 2007 г. «Бомбилы»и «Война» создали «Профсоюз уличного искусства»;сопредседателем которого в 2008 г. стала Надежда Толоконникова. Антон Николаев создал проект«православный стрит-арт» как новое антеклерикальное направление»; в его русле 11 февраля 2012 г. арт-группа «Мы стали более лучше» (МСБЛ) в окружении СМИ на две минуты развернула баннер«Боже, заткни Чаплина» около ворот храма, в котором он служит, и была прервана нарядом полиции, доставившим участников по назначению. Арт-группа «Война» Создана, по словам Толоконниковой, из четырёх человек: Верзилов, Толоконникова, Сокол и Воротников, которые потом разругались. Отметилась вызывающе безнравственными акциями, целью которых было заявлено: поддержка Д.А. Медведева (акция в Тимирязевском музее), обличение В.В. Путина («Памятник Пригову vs План Путина»), издевательство над милицией («Зацелуй мента»), унижение ФСБ (акция в Санкт-Петербурге на Литейном мосту) и другими, названия которых в приличном обществе не произносят. На заседании по делу о выставке «Осторожно,религия!» в Таганском суде в 2008 г. участниками «Войны» во главе с Толоконниковой туда незаметно были пронесены гитары,барабан, два портативных гитарных усилителя и ею с активисткой Кэт и прочими исполнена двухминутная песня (а теперь утверждают, что петь не умеют). Также Толоконниковой и Верзилиным дома были упакованы, принесены и выпущены в суде несколько сотен гигантских тараканов. Андрей Ерофеев и Толокно В традициях «уличного арта», у каждой группы должен быть куратор – у «Войны» это был искусствовед Андрей Ерофеев, бывший заведующим отделом новейших течений Третьяковской галереи, откупившийся за разжигание религиозной вражды при организации выставки «Осторожно, религия!» от тюремного заключения штрафом в размере 150 тысяч рублей, и по «странной случайности», оказавшийся членом жюри VI всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация», вручившим премию в номинации«Произведение визуального искусства» за акцию на Литейном мосту «случайно»победившей группе «Война».

http://pravoslavie.ru/52436.html

В нашем доме вымерли семьи путиловских рабочих. Наш дворник Трофим Кондратьевич получал на них карточки и ходил вначале здоровым. На одной с нами площадке, в квартире Колосовских, как мы впоследствии узнали, произошел следующий случай. Женщина (Зина ее знала) забирала к себе в комнату детей умерших путиловских рабочих (я писал уже, что дети часто умирали позднее родителей, так как родители отдавали им свой хлеб), получала на них карточки, но… не кормила. Детей она запирала. Обессиленные дети не могли встать с постелей; они лежали тихо и тихо умирали. Трупы их оставались тут же до начала следующего месяца, пока можно было на них получать еще карточки. Весной эта женщина уехала в Архангельск. Это была тоже форма людоедства, но людоедства самого страшного. Трупы умерших от истощения почти не портились: они были такие сухие, что могли лежать долго. Семьи умерших не хоронили своих: они получали на них карточки. Страха перед трупами не было, родных не оплакивали — слез тоже не было. В квартирах не запирались двери: на дорогах накапливался лед, как и по всей лестнице (ведь воду носили в ведрах, вода расплескивалась, ее часто проливали обессиленные люди, и вода тотчас замерзала). Холод гулял по квартирам. Так умер фольклорист Калецкий. Он жил где-то около Кировского проспекта. Когда к нему пришли, дверь его квартиры была полуоткрыта. Видно было, что последние жильцы пытались сколоть лед, чтобы ее закрыть, но не смогли. В холодных комнатах, под одеялами, шубами, коврами лежали трупы: сухие, не разложившиеся. Когда умерли эти люди? На Большом проспекте около Гатчинской улицы разгромили хлебный магазин. Как это могли сделать? Ведь любая продавщица (среди них не было сильно истощенных) могла справиться с целой толпой истощенных людей. Но власть в городе приободрилась: вместо старых истощенных милиционеров по дороге смерти прислали новых — здоровых. Говорили — из Вологодской области. В очередях люди все надеялись: после Кулика ждали и еще кого-то, кто уже идет к Ленинграду. Что делалось вне Ленинграда, мы не знали.

http://pravmir.ru/blokada-chast-2/

Кулик О.Б. : Ну, приблизительно, каким? Хоружий С.С. : Прежде всего, если стержнем духовным, как в исихазме, остается личное общение и выстраивание личностных структур, это нас удаляет от всех этих холодных форм деятельности. И наоборот. Как мы все знаем, если удалиться предельно на Восток в универсуме духовных практик, и дойти до дзена, то там существует такое понятие как дзенские искусства. Вот здесь Алексей Михайлович может уже получить полнейшее свое удовольствие. Здесь не только нет никаких барьеров, но и прямого включения практик художественных в практику духовную сколько угодно. Просто не разберешь, где кончается каллиграфия, и начинается дзен. Притом разобрать этого нельзя в принципе, ибо все взаимно переплетено, и отношения внутренние, а никогда не внешние. Однако это дзен. А православие это нечто совсем другое. Что здесь еще сказать? Конечно, я совершенно не упоминал еще одного круга понятий, который здесь требуется. Это — сакрально-символические принципы означивания. С ними необходимо возникает еще одна оппозиция: оппозиция экзистенциальной религиозности и сакрально-символической религиозности. Это опять типология религиозной сферы. Лидов А.М. : Сергей Сергеевич, я не продолжу, а переакцентирую вопрос Олега Кулика. Его вопрос, насколько я понял, состоял в том, есть ли в исихастской духовной практике, которую Вы описали, пространственная составляющая. Я правильно понял? Хоружий С.С. : Нет такой составляющей. Кулик О.Б. : Как категория. Хоружий С.С. : Точно так же — нет. Проблема отношений с пространством выстраивается в той же логике, которую я наметил. Сначала мы, анализируя, констатируем, что внутри искусства Умного Делания пространственного опыта нет, как нет и визуального. Личное общение, возгревание чувств-эмоций равно не нуждаются и в визуальности, и в пространственности. Но это не весь ответ, а только начало разбора. Мы говорим, что пространственные практики — другие, и принимаемся устанавливать отношения этих двух видов практик. И вновь оказывается, что они могут иметь как взаимно оппозиционные, так и вполне гармонические отношения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010