В Добротолюбии означен чин премудрых подвижников, которые ежедневно совершали малое обычное келейное правило, а остальное время дня и ночи употребляли на молитву Иисусову. Но ты, по привычке, вдруг перейти к этому не можешь, по крайней мере, не смущайся, когда неудобно бывает тебе совершать все твое правило, и особенно не заставляй перечитывать одно и то же, когда враг наводит забвение» (Там же. Т. 1. С. 177). «...Прежде сердечной молитвы постарайся иметь молитву умную, держа внимание в персях и заключая ум в самых словах молитвы. Такая молитва проще и удобнее, и если в этой молитве будет успех, то, по свидетельству некоторых, она переходит и в сердечную» (Там же. Т. 2. С. 115). «При постриге было сказано: вот тебе, сестра, меч духовный, глаголи выну во уме, во устех, в мысли, в сердце: Г. И. Х. С. Б. п. м. г. Держись и ты этого предписания и, како будет тебе возможно, так и произноси молитву, иногда умную, иногда устную, а на свободе и сердечную, если Бог поможет» (Там же. С. 121). «Пишешь, что ты проходишь молитву Иисусову устную и умную, а о сердечной молитве не имеешь и понятия. Сердечная молитва требует наставника. Впрочем, кто сначала проходит правильно устную молитву, заключая ум в слова молитвы: Г. И. Х. С. Б. п. м. г., а потом будет проходить правильно и умную молитву, со смирением держа внимание ума в персех, то по времени и без наставника у некоторых умная молитва сама переходит в сердечную. Впрочем, у кого не переходит, должны довольствоваться устною и умною... Устную молитву, как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходит к сердечной, по указанию св. отцов, опытом прошедших все это» (Там же. С. 126). «Описанное тобою искушение происходит от диавольской зависти. В Добротолюбии, в Главах Марка Подвижника о мнящихся от дел оправдатися, в главе 88-й, сказано: «Егда увидит диавол, яко ум от сердца помолися, тогда велия и злохудожныя искушения наносит».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

На замечание, что и св. отцы остерегают занимающихся Иисусовой молитвой от прелести, свт. Игнатий говорит: «Да, остерегают. Они остерегают от прелести и находящихся в послушании, и безмолвников, и постников – словом сказать, всякого, упражняющегося какою бы то ни было добродетелью... Мне случалось видеть старцев, занимавшихся исключительно усиленным телесным подвигом и пришедших от него в величайшее самомнение, величайшее самообольщение. Душевные страсти их: гнев, гордость, лукавство, непокорство – получили необыкновенное развитие... Предостережения отцов основательны! Должно быть очень осмотрительным, должно очень охранять себя от самообольщения и прелести. В наше время, при совершенном оскудении боговдохновенных наставников, нужна особенная осторожность, особенная бдительность над собою... «Со страхом жительствуйте», – завещает апостол. В упражнении молитвою Иисусовою есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать упражнение с начала, а не с средины, и не с конца... В общежитиях Пахомия Великого , произведших возвышеннейших делателей умной молитвы, каждого вновь вступившего во-первых занимали телесными трудами под руководством старца в течение трех лет. Телесными трудами, частыми наставлениями старца, ежедневною исповедью внешней и внутренней деятельности, отсечением воли обуздывались страсти могущественно и быстро, доставлялась уму и сердцу значительная чистота. При упражнении в трудах преподавалось новоначальному соответствующее устроению его делание молитвы. По истечении трех лет требовалось от новоначальных изучение наизусть всего Евангелия и Псалтири, а от способных и всего Свящ. Писания, что необыкновенно развивает устную внимательную молитву. Уже после этого начиналось тайноучение умной молитве, объяснялось оно обильно и Новым и Ветхим Заветом. Таким образом подвизающиеся вводились в правильное понимание умной молитвы и в правильное упражнение ею. От прочности основания и от правильности в упражнении дивным было преуспеяние» (Т. 1. С. 225).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

«Хочется тебе спастись? – Непрестанно молись и все терпи, и терпи до конца, ибо точию претерпевый до конца спасен будет». «Бесов бей нещадно именем Иисусовым, вот и будешь добр воин Христов». «Навыкни непрестанно молиться и истинно смиряться, т. к. без молитвы никакой дар не стяжавается, а без смирения хоть беги из монастыря». «О мире не грусти, о мире же сердечном непрестанно трости». «Не будь без молитвы Иисусовой ни на одну минуту. И вставая, и сидя, и ходя, и при трапезе, и при всяком занятии твоем, даже во многолюдстве, отнюдь не оставляй в уме твоем сей краткой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» «Частое и усердное, с верою и любовию, произношение сей молитвы сохранит ум твой от рассеяния и помышлений злых и сердце от похотей лукавых». «Дабы стяжать сокровище непрестанной молитвы, нужен подвиг: Царствие Небесное нудится и нудящие себя восхищают его, а подвизаться за тебя, кроме тебя же самого, никто не может». «Подвизаюсь да не успеваю! Значит, еще слабо внимаешь, мало подвизаешься. Усугуби твое внимание, умножь подвиг твой, и ты, с помощию Божиею, успеешь в твоем подвиге столько, что молитва Иисусова так же сделается для тебя естественною, как и самое дыхание твое, без которого существовать не можешь». «Если душа твоя всегда уязвлена жалом сокрушения и страхом Суда будущего, то старайся чрез тщательное упражнение в слове Божием и через умную молитву этот дар Божий еще более приумножить в себе». «Против скуки и уныния есть средство: чрез умную сердечную Иисусову молитву старайся всегда быть в Боге, Который есть источник радости и утешения». «Не выроняй ни на одно мгновение ока из сердца твоего пресладкого и всещедрого Иисуса. Без Него горько жить». «Ума и сердца и очей умных не спускай с Того, с Кем преискренне удостоился соединяться (в таинстве причащения). Бди и молись». «Кроме трезвения и молитвы не можешь устоять в чистоте и правде. При самом трезвении и молитве берегись, чтобы не впасть тебе в самомнение и самообольщение. Возлюби смирение и самоукорение. Одно, одно нам грешным нужно – смирение. Без сего небесного дара ни истинного покаяния нельзя принести, ни добродетели какой стяжать невозможно».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Для преуспевших не нужны никакие внешние пособия – среди шумящего многолюдства они пребывают в безмолвии. Все препятствия к преуспеянию духовному – в нас, в одних нас! Если же что извне действует как препятствие, то это только служит обличением нашего немощного произволения, нашего двоедушия, нашего повреждения грехом... Жительство наше расслаблено, произволение шатко, ничтожно, потому мы и нуждаемся во внешних пособиях, как больные ногами в костылях и посохе. Милосердые отцы, видя, что я желаю заняться Иисусовою молитвою, притом видя, что я вполне жив для мира, что он сильно действует на меня через мои чувства, советуют мне для моления войти в уединенную, темную келлию, чтобы таким образом чувства мои пришли в бездействие, прервано было мое сообщение с миром, облегчено было мое углубление в себя. Они советуют сидеть во время упражнения молитвою Иисусовою на низменном стуле, чтобы я, по телу, имел положение нищего, просящего милостыню, и удобнее ощутил нищету души моей. Когда я присутствую при богослужении и во время его занимаюсь молитвою Иисусовою, отцы советуют мне закрывать глаза для сохранения себя от рассеянности, потому что мое зрение живо для вещества, и, едва открою глаза, как начнут тотчас напечатлеваться на уме моем видимые мною предметы и отвлекут меня от молитвы. Много и других внешних пособий, найденных делателями молитвы для вещественного вспомоществования духовному подвигу, – эти пособия могут быть употреблены с пользою. Но при употреблении их должно соображаться с душевными и телесными свойствами каждого: какой-либо механический способ, весьма хорошо идущий для одного подвижника, для другого может быть бесполезным и даже вредным. Преуспевшие отвергают вещественные пособия, как исцелевший от хромоты кидает костыль, как возросший младенец освобождается от пелен, как от выстроенного дома снимают леса, при помощи которых он строился. Для всех и каждого, как было уже сказано в начале, существенно полезно начинать обучение молению именем Господа Иисуса с совершения молитвы Иисусовой устно при заключении ума в слова молитвы...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Наталия 10 ноября 2017, 12:29 Юра, 10 ноября, 04:54. Прощаю. Но удивлена смелости поставленного вами диагноза: умею я любить или нет, известно только Господу. На форуме не переходим на оценку личностей собеседника - это правило вежливого общения. Тогда и извиняться не придется.) Ольга 10 ноября 2017, 12:12 Спасибо за трезвую и честную оценку,даже просто по тексту видно,что человек профессионал,пусть и со своим взглядом на некоторые вещи.это ценно,когда с вами беседует не любитель. Согласна со многими аргументами. Не злится надо комментаторам, а переосмыслить и хотя бы в своих семьях не допускать подобного. Только тогда у России есть шанс на будущее. Покаяться делом, а не только на словах, исправить и двигаться дальше. Не забывайте храмы до небес золочение стояли,а души пропускали. Жить надо по Евангелию и детей растить,тогда и прошлых ошибок,с Божьей помощью, не повторим Ольга 10 ноября 2017, 11:54 Читаю многие комментарии и, извините, поражаюсь невежеству некоторых комментаторов. Действительно, понастроили у себя в голове " воздушные замки " и " прекрасную Россию " начала XX ст. Поймите, что не бывает таких ужасных переворотов и революций в духовно и нравственно здоровом обществе. Понятное дело, что Российская империя не за 10 лет до такого дошла, и не за двадцать. Все началось еще с Петровских времен, когда престол Патриарха на долгие годы, даже на века, остался пуст, когда вместо истинной веры исповедовался некий суррогат в виде обрядовости и запретов, и прочее. Считаю, что в первую очередь формальность веры и привела к такому результату.Важно это осознать, чтобы не повторить снова. Юрий Пущаев 10 ноября 2017, 11:50 Уважаемые читатели! Мы запросили у Елены Владимировны Беляковой научные ссылки на информацию об абортах и незаконнорожденных детях до рреволюции, и она сказала, что предоставит их в ближайшее время (день-два). Давайте немного подождем. С уважением, редакция. Юра 10 ноября 2017, 11:15 Алла10 ноября 2017, 00:44 Вы не правы. Мне ОЧЕНЬ ЖАЛЬ ( P/S: " А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому " (Мф.10,14-15). Св. прав. Иоанн Кронштадтский: " Слушают или не слушают нас — мы должны проповедовать. Мы делаем свое дело; если нас не слушают, на неслушающих — Судия праведный, Который в день Суда строго взыщет с них, а мы получим мзду по своему труду "

http://pravoslavie.ru/107863.html

В сеть диавольскую, как мы видим, уловлены им и пастыри и пасомые – и первым наложил он печать молчания на уста или старается всячески достигнуть этого, так что они не глаголют народу именем Господним, не просвещают его сердечных очей, ослепленных диаволом, или сами живут беспечно, порочно, не радея о своем спасении; а других связал он печалью века сего, или попечениями о житейском: лестью богатства, жгучею любовию к приобретениям или расслаблением душевных и телесных сил, не занятых трудами, страстями многоразличными: страстию к выездам, развлечениям, болтливости или страстями ненависти, мщения, зависти, скупости, неблаговидными привычками и наклонностями и всяким видом греха. Жалко и больно видеть человечество в этой диавольской сети, которой оно и не замечает, что еще горче (у него опутано все: и сердце, и ум, и вся душевная деятельность, и оно не замечает этих пут), и которую оно, кажется, охотно держит на себе и добровольно влечется в погибель. Нужна усиленная, горячая, от любящего сердца молитва пастырей и мирян благочестивых и боголюбезных, чтобы Бог призрел – хотя и недостойны того люди, совершенно Его оставившие, – чтобы Он призрел на них с высоты Своея и послал им пастырей по сердцу Своему, которые зажгли бы их разумом и учением, чтобы движениями Своего праведного гнева вразумил неразумных и обратил их к Себе. Сей же род (диавольский) изгоняется только молитвою и постом [ Мф. 17,21 ]. Отчего и постом? Оттого, что во плоти нашей, вкусившей некогда убийственного плода преслушания, гнездится этот древний змий-человекоубийца, а плоть усиливается над духом нашим чрез невоздержание ее; пост же ослабляет ее, а вместе с нею – и диавола. Чрез чрево сильно действует диавол на людей, потому что и душа наша во внутренностях (дух прав обнови во утробе моей [ Пс. 50,12 ]), – и что желудок (живот) в физическом отношении, то сердце (душа) – в духовном; как живот, поколику он есть причина жизни физической, находится в самой средине нашего телесного естества, так и соответствующее ему духовное жизненное начало – тоже в средине, откуда оно простирает свои действия на голову и на все другие части тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Опасно и страшно шутить (забавляться, наслаждаться) грехом, в каком бы то ни было виде, например, пищею и питьем сверх меры, табаком; игрою, например в карты, театром, песнями светскими, членом каким-либо тела своего, – это всё и подобное парализует, умерщвляет душу, отвращает от Бога, отделания Его заповедей, от любви к Нему. Невозможно служить двум господам: Богу и миру, плоти и диаволу. 20 мая. Благодарю Господа от всего сердца моего за чудное действие во мне животворящих Его Таин, во время и особенно после литургии употребленных мною, недостойным, за божественное оживотворение меня, умерщвленного грехами, и за дарование мне мира, ослабления и свободы. В отношении к семейству отца протоиерея я был сам не прав, когда попросил для детей оставшихся нетронутыми от богатой церковной трапезы плодов. Я доволен был по горло обедом, но, вспомнив, что не брал ни одного плода, я пошел, спросил у девиц Трачевских, и они дали из хуждших апельсин и яблоко для детей; я просил еще, сказали: нет более. Я был виноват, что из жадности пошел просить по окончании стола и по уходе гостей. И что стоит мне сходить в магазин и купить? Выбрал бы, каких хотел. Господи! Отыми от сердца моего всякое огорчение и негодование и озлобление на семейство богатых и роскошных Трачевских: Ты Сам каждого судишь по делам и не попускаешь без меры бесчинствовать и обижать и богатиться только для себя, с пренебрежением всякой бедности! Господи! Хочу видеть конец от Тебя богатству и роскоши и жестокосердию и смеху – что будет из всего этого? Я видел грозные и праведные суды Твои богатым и немилостивым и роскошным, одевавшимся в порфиру и виссон, гордым и презиравшим братию свою всегда. Даждь мне терпение, великодушие, кротость и незлобие. Даждь мне довольным быти дарами Твоей благости и щедрот и благодарить Тебя от всей души за милости Твои неисчетные. Помилуй мя, Господи, яко нищия озлобих и презрех за частое прошение милостыни (старого и хромого старика красного); прости мне недоброхотство мое, скупость мою, суровость мою и премени меня, Благопременителю Господи!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Человеку пьющему очень важно осознать, что он может потерять, если будет продолжать пить. Как-то раз Св. прав. Иоанн Кронштадтский навещал семью одной своей прихожанки. Жили они очень бедно, в маленькой комнате. Муж очень сильно пил. И вот этот мужчина рассказывает: «Я пришел домой и увидел, что в нашей комнатке сидит за столом какой-то молодой священник и разговаривает с моей женой. Рядом играли дети. Вначале меня взяла злоба: Что он здесь делает? И тут батюшка встал из-за стола, подошел ко мне и сказал: «У тебя здесь в каморке рай; дети, жена, а ты его на кабацкий чад променял». После этого мужчина бросил пить. Самая главная проблема в том, что алкоголики редко осознают, что больны. Им кажется, что у них никакой зависимости нет, и они в любой момент могут остановиться. Насильно вылечить никого невозможно, и, наоборот, сознание своей болезни может подвигнуть на исправление. Жене тоже нужно постараться помочь в этом мужу. Как это сделать, вопрос тоже сложный и деликатный. Иногда помогает совместное чтение какой-нибудь медицинской энциклопедии или справочника, где черным по белому изложены стадии и симптомы развития алкоголизма. Вещи там описаны, прямо скажем, грозные, и если сам человек сможет увидеть в себе развитие болезни, может быть, о чем-то задумается. Алкоголик бросит пить только тогда, когда сам этого захочет. Мы можем только помочь ему. По свидетельству американских исследователей 100% случаев наркомании (а алкоголь тоже наркотик), связаны с ощущением утраты смысла жизни. И те же американцы в Калифорнии, в центре реабилитации наркоманов, стали кроме обычного лечения проводить с больными занятия, на которых их учили обретать смысл жизни. Человек начинает пить, потому что его не устраивает его собственная жизнь, он не видит в ней смысла. И он хочет уйти от реальности, спрятаться от нее. Им удалось добиться 40% излечения по сравнению с 11% в среднем при традиционных методах лечения. Вот почему так эффективно работают общины по излечению алкоголиков и наркоманов при монастырях и храмах. Ведь больным дается увидеть смысл жизни, они уже не одиноки, с ними Бог и любящие их люди, и они узнают, что жизнь – это вечность, она продолжается и за гробом. Это нужно помнить близким людям алкоголика. Вера, любовь – это то, что может помочь справиться с недугом.

http://azbyka.ru/semya/on-i-ona-svjashh-...

" Сыне, даждь Ми твое сердце ( Притч. 23:26 ), говорит Господь в Ветхом Завете. Блажени чистии сердцем, говорит Спаситель, яко тии Бога узрят ( Мф. 5:8 ); сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав о6нови во утробе моей ( Пс. 50:12 ), говорит Давид; апостол Павел желает, чтобы в сердце христиан вселился Христос (Ср.: Еф. 3:17 ). Если же сродное ищет себе сродного, если Бог хочет и ищет от нас нашего сердца, то сердце есть душа наша, или душа наша – в сердце, то есть во внутренности нашей – там в ближайшем соседстве с нашим чревом (во утробе); живот (желудок) телесный и живот (сердце) духовный – два едино противу единого, как и сердце материальное и сердце духовное. Скажите: отчего весь главный механизм, которым поддерживается наша жизнь, находится во внутренностях наших – под грудью? Оттого, что там престол нашей души; потому-то, когда человек или животное обезглавлены, в туловище остается некоторое время жизнь. Об уме или голове нигде не говорится в Священном Писании так сильно, с таким вниманием, как говорится о сердце, голова признается служебным орудием сердца, хотя бы то и руководительным – до времени нашего будущего, всецелого обновления, и Сам Господь прямо низводит ум или мысль в сердце наше: вскую вы мыслите лукавая в сердцах ваших (в сердцах, а не в голове) ( Мф. 9:4 )? От сердца исходят помышления злая ( Мф. 15:19 ) (от сердца, а не из головы); оттого-то голова холодна без участия сердца (души) и от человека, как в речи, так и во всех делах требуют не ума только, а непременно и сердца – сердечного участия, без которого слово и дело признается безжизненным, бездушным. Вот почему, потому то есть, что душа наша находится в ближайшем сообществе с желудком, нам необходимо, для преуспеяния в духовной жизни, соблюдать умеренность в пище и питии; вот почему неумеренность в пище и питии ведет нас к нравственному расслаблению и расстройству, к лености, нравственному нерадению, забвению Бога, к гордости, сребролюбию, скупости, зависти, распутству и ко всем возможным грехам. Да и опыт всех людей, наблюдавших за собою, точно говорит в пользу местонахождения души нашей в соседстве с желудком, печенью и вообще внутреннейшими нашими частями. Под грудною доскою и ниже – вот ее седалище. Там и совершаются все явления жизни и смерти духовной, как там же совершается процесс жизни телесной. – Потому-то обязанность всякого христианина состоит в том, чтобы всячески хранить свое сердце: Всяцем хранением блюди твое сердце: от того бо исходища живота ( Притч. 4:23 )» 225].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ч. I. С. 163–164. 17. Грехи чувственности на исповеди говорить обще, а прочие – подробно 104 . Святые отцы не советуют грехов чувственности на исповеди изъяснять подробно, чтобы памятью подробности не осквернять чувств, а сказать просто образ греха; а прочие грехи, наводящие стыд самолюбию, должно пояснить подробнее, с обвинением себя. Когда же ты получаешь после исповеди успокоение совести, то должна видеть в сем милость Божию, призревшую на твое покаяние; а ненавидяй добра диавол наводит смущение, что «не так сказала» и прочее; отражай оное надеждой на милосердие Божие. Ч. I. С. 166–167. 18. Пред Причастием остерегаться помыслов тщеславия и боязни Когда приступаешь к Божественной Трапезе и ощущаешь умиление и слезы, то, конечно, это есть посещение Божие; потому-то надобно приступать со страхом, верой и любовью, и опасаться принимать помыслы тщеславия и отвергать боязнь, что будет в это время страстное движение; от самого сего страха оно и может случиться; однако, и на это есть покаяние со смирением; когда в нас есть залог самосознания и смирения, то не можем пострадать ни [от] чего подобного; а когда с «наблюдением» ( Лк. 17:20 ) ищем в себе чего-то высокого, утешительного и увлекаемся тщеславием, то отъемлется утешение и умиление, а освящение не отъемлется. Ч. I. С. 167. 19. Облако неверия равно помыслам хульным – не обращать внимания 108 . Пишешь, что как легкое облако находит неверие о Боге и о будущем. Этот помысл причисляется святым Димитрием к хульным помыслам; ибо в них наша воля не соглашается; а только враг наводит на помысл неверия; человек этого не хочет и не виноват; а думая, что виноват, смущается и сим больше веселит врага и дает ему больший повод к приступу. А когда будешь презирать это и не считать за грех , то и он постыдится и отыдет; в этом подает ему повод и осуждение других. Ч. I. С. 175. 20. При начале богоискания, не останавливаться на утешениях благодатных, – это цвет, а нужен плод 109 . При начале Богоискания иногда утешительные и усладительные чувства обнадеживают в обретении Иисуса и любви Его. Но чувство сие весьма опасно и близко прелести; не имевши еще борьбы со страстями, не познавши своей немощи и не смирившись, не надежно иметь таковые утешительные чувства. Пусть они и приходят когда, нужно опасаться принимать оные, и не обольщаться ими, но считать себя того недостойными...; они скоро уходят. Кто же, обольстившись, принимает их не в свое время, скоро лишится их; и когда уже будет время не получит, подобно нерадивому и глупому земледельцу, который, на произрастении увидя цвет, счел бы его за плод и сорвал: он уже никогда плода не получит. Это многие пострадали, идущие путем сим и сбились с него.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010