Ч. I. С. 88. 13. Елеосвящение не должно быть частым 61 . Частое твое соборование я не одобряю: для чего это? Конечно, таинство сие нужно для христианина принять; и всегда бывает приятно сердцу, когда кто отойдет с сим напутием. Но не всегда оное употреблять, а по летах многих, одно после другого... Дело другое – таинство исповедания и причащения, – это нужно и часто повторять, – а того часто не нужно. Ч. I. С. 101. 14. Излишнее воздержание – пища тщеславию 64 . Как можно оставить есть молочное? Это значит на огонь подлить масла, и будет пища твоему тщеславию. Употребляй молочное с воздержанием, во славу Божию, то нимало не повредишься. А больна бываешь не от молочного, а от нетерпения и неимения смирения. Ч. I. С. 105. 15. Наша гордость для диавола достаточна вместо помыслов греховных 65 . Как можно за тó смущаться, что духовник спросил о брани? Верно, намерение его было вразумить тебя, как противостоять сей брани, но ты за сие смутилась и представляешь свою добродетель, что не имеешь помыслов. Я этому нимало не удивляюсь, а вижу, на что врагу искушать тебя сими помыслами, когда ты питаешься тщеславием и гордостью не иметь их; с него довольно и того. Как же ты познаешь искусство в духовной брани, когда и не видала оной? Ч. I. С. 107. 16. Нужно избегать двух крайностей: излишней надежды и отчаяния, тогда не нужно извещение спасения 101 . Какого ты имеешь извещения о надежде спасения? Пожалуй, получишь мнимое извещение от прелести вражией, и после обезумишься. Сего сподоблялись великие угодники Божии прежде смерти, или незадолго пред исходом; но кто они были, и какое имели глубокое смирение? Святой Феогност пишет: проси дати тебе извещение, но не прежде смерти: еже есть смиреннейше, а мы не имеем смирения. Если бы дано нам было извещение, то вознеслись бы и глубоко пали. Нам должно иметь веру, смирение и надежду на милосердие Божие, и не отчаиваться до конца, а всегда пребывать в покаянии, болезновании сердца и во смирении; избегать же двух крайностей: излишней надежды и отчаяния, а иметь себя под всею тварью; Господь, на смиренные призираяй, силен устроить наше спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Так, стало быть, хотят или не хотят миряне, а от умной молитвы нечем им отговориться. Пусть берутся за нее и учатся ей» (С. 381–385). Приведенное письмо является как бы введением, или предисловием, к дальнейшим наставлениям об Иисусовой молитве. Прежде всего (в письме 43) свт. Феофан объясняет своей духовной дочери необходимость при совершении Иисусовой молитвы стоять вниманием не в голове, а в сердце: «Должное настроение Вашего внутреннего должно состоять в непрестанной памяти Божией со страхом и благоговеинством и в памяти смертной. Навык ходить перед Богом, или в памятовании о Боге, есть атмосфера духовной жизни. Ему естественно следовало бы быть в духе нашем, созданном по образу Божию, но нет его по причине отпадения нашего от Бога. Вследствие сего предлежит труд в стяжании навыка ходить пред Богом. Он состоит существенно в напряжении стоять сознанием пред лицем Бога вездесущего, но поддерживается и другими побочными деланиями, входящими в состав духовной жизни. Но и здесь труд – в том, чтобы направлять сии делания к означенной цели. Сюда должно направлять и чтение, и размышление, и молитву, и все занятия и сношения так вести, чтобы они не мешали и не расстраивали памяти Божией. И то надо к сему приспособить, где стоять сознанием, или вниманием. Ум – в голове, и умовые люди (научники) все в голове живут. Живут в голове и страдают непрестанным бурлением мыслей. Это бурление не дает вниманию стоять на едином. Не может ум стоять и на едином помышлении о Боге, пока он в голове. Все отбегает и отбегает. На этом основании желающим установиться в едином помышлении о Боге заповедуется оставить голову и низойти умом своим в сердце и там стоять вниманием неисходно. Только тогда, как ум сочетается с сердцем, можно ожидать успеха в памяти Божией. Извольте теперь поставить себе целью достижение сего и начинайте движение к сей цели. Не думайте, что это труд непосильный, но и того не думайте, что это так легко, что стоит только захотеть, как и дело тут» (С. 325–326). Далее свт. Феофан пишет, что первый прием к тому, чтобы привлечь ум к сердцу, заключается в том, чтобы вызвать сочувствие сердца к читаемым и слушаемым молитвам и душу свою наполнить и напитать молитвенными помышлениями и чувствами, избранными из готовых молитвенных книг, ибо чувства сердца обычно властвуют над умом. Как этого достигнуть? – «Надо читаемое и слушаемое обдумывать и обчувствовать. Для сего назначьте себе какой час (вне молитвенного правила), берите молитвенник и читайте, – читайте и обдумывайте положенные молитвы и доводите изложенные там помышления до чувства. Когда станете потом совершать молитвенное правило, все те чувства тотчас возобновятся у Вас в душе, и молитва Ваша будет в своем чине. Сделайте так со всем, что входит в состав молитвенника, и все, там содержащееся, проведите чрез ясное понимание и теплое чувство. Затем по сему образцу Вам не трудно будет с ясным пониманием и чувством выслушивать и церковные службы» (С. 327).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Ч. I. С. 176–177. 21. Негодующие на нас – учители наши 115 . Те, кои на нас негодуют, они нас научают любомудрствовать в испытании себя, точно ли мы христиане? Любим ли врагов наших? – и познанию в сем нашей немощи. Ч. I. С. 184. 22. При оскудении наставников – писания богоносных отцов руководство 141 . Премилосердый Господь, «хотящий всем спастися и в разум истины приити» (ср.: 1Тим. 2:4 ), предвидев в нынешние наши бедственные времена оскудение наставников монашеского жительства, оставил богодухновенное учение святых и богоносных отцов, прошедших деятельную жизнь, дабы, хотящие получить спасение, держались правого разума, в учении их находящегося и не уклонялись ни на десно, ни на шуе, но правым путем идуще, сопротивлялись страстям и, при помощи Божией, побеждая их, успевали в терпении и смирении, кротости и любви, и тако бы достигали Града Царствия Божия. Ч. I. С. 228–229. 23. Не увлекаться снами из опасения прелести 142 . Для чего сон? Для твоего обольщения. Берегись! Когда не принимаешь сна из смирения и опасения прелести, хотя бы был оный и благодатный, за сие не осудишься, а ежели это – прелесть, как оправдаешься, поверив ему? Мудрено же ли быть сему, когда враг видит все, происходящее в подлунной? Итак, оставь, не увлекайся снами. Ч. I. С. 234. 24. Искать высшего и уклоняться – своеволие 143 . Как искать (высшего положения) предосудительно, так и уклоняться – то же своя воля и разум и есть медная стена между нами и Богом ([авва] Дорофей). Ч. I. С. 235. 25. Есть порча (от диавола), попускаемая Богом за грехи, гордость, или к искусу 145 . Ты вольнодумна, подражаешь мнению нынешних умников: будто совсем нет порчи. Назови и меня суевером, я приму и потерплю; но можно доказать, что оная есть, как из житий святых, так и на опыте многих видали, и не только простых, но и просвещенных, и теперь еще есть в живых такого положения... Да, есть порча; но на кого она действует? На того, на кого попустит Бог , или за греховное житие, или за гордость, или ко искусу; а когда нет ничего такого, то не попущает Господь подействовать вражией силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Окаянен я, что поставляю славу Божию и свою во внешности, а не во внутренности. На внутреннее, на дух должен я обращать всё свое внимание, чтобы сердце чисто было во мне и дух прав, на кротость, смирение, незлобие, на веру, на любовь к Богу и ближнему: Вся слава дщере Царевы, то есть души христианской, внутрь [ Пс. 44, 14 ]. Христос должен быть моим одеянием славным и нетленным, Христос – моим брашном и питием, Христос – моим богатством неистощимым, а мирские украшения, мирские сласти, сокровища не должны занимать меня: на то я христианин, на то я – священник. И сам должен горняя мудрствовать, и других, то есть врученных мне овец, учить тому же. А мы первые беснуемся земным, ищем здешних почестей, здешних брашен и питий, здешних сокровищ, здешних украшений, здешней сладости. Пристрастие к земным вещам отревает нас от Бога, лишает мира, свободы, пространства, порабощает бессмертный, богоподобный дух земному тлену, земной суете, владычественное подчиняет работному 71 . Так, если во время молитвы пожелаешь или пожалеешь денег, нарядной одежды или украшения какого – душа тотчас лишается мира, света, свободы и делается смутною, омраченною, связанною. Как же много теряют все люди, связующиеся житейскими похотями и сластями! Как бесконечно много приобретают погрузившиеся душою совершенно в Бога и отложившие житейские заботы, возлюбившие нищету ради Обнищавшего нас ради! 14 апреля. 14 апреля. Понедельник Страстной Недели. Поистине блаженны нищие духом, и их есть Царство Небесное [ Мф. 5, 3 ]. Когда сегодня у утрени в соборе, стоя в алтаре, смотрел между прочим и на отца Матфея – чередного отца протоиерея и имел о нем осудительные мысли и чрез то лишился мира душевного, и грех осуждения начал томить меня, палить меня – тогда я спросил внутренно себя: а каков ты сам? Дай мне ответ сейчас: искренно или лицемерно ты читаешь ежедневно утренние и вечерние молитвы и в дни седмицы – каноны и акафисты Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю, Ангелам, Предтече, Одигитрии, святым апостолам и святителю Николаю Чудотворцу, Кресту и всем святым? Не ты ли от живого сознания бесчисленного множества грехов своих проливал искренние слезы, не ты ли признавал себя искренно грешнее всех, хуже всех? Зачем же забываешь ты скоро свою греховность и осуждаешь брата внутренно? И когда после этих вопросов я возвратился снова к сознанию и чувству своей греховности и перестал осуждать внутренно брата моего, сделавшись к нему совершенно снисходителен, ибо сознание своих грехов смирило меня,– тогда я почувствовал в сердце глубокий мир и спокойствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

А я чего медлю? Чего утесняюсь во утробе своей? Сколь я зол! Когда после оскорблений жена моя обращается ко мне с ласкою, я не доверяю ей и еще сержусь на нее! О, как глубоко еще гнездится во мне зло и злопамятство! Где агнчая кротость? Или я скажу: оскорбления слишком велики? Но не больше, а в миллион меньше тех оскорблений, коим подвергался Иисус Христос от иудеев. И диаволу, внушающему такие оскорбления, ничего не стоит наговорить тебе чрез жену тысячу самых ядовитых дерзостей. Но ты знаешь, что он – ложь, и всё, что по его внушению говорится, есть ложь, а потому презирай ложь, оскорбительные слова, этот ветер. Если ты прав и совесть твоя не обличает тебя в том, в чем тебя упрекают, то тебе незачем смущаться обидными словами. Но твоя раздражительность не есть ли знак сокрытых в тебе страстей? Не нужно ли беспристрастнее отнестись тебе к сокровенному в тебе червю страстей, подтачивающему твое сердце, – и постом, бдением и молитвою заморить? Не от чревоугодия ли, объядения и пиянства он оживает, возрастает и укрепляется в твоем сердце и более и более начинает сосать его, мучить тебя?.. Стяжи немедленно любовь, яже есть соуз совершенства: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших [ Кол. 3, 14–15 ]. Боже мой! Каждый день терзают меня страсти бесчестия. И всё из-за пустых вещей! О, как хитер, неусыпен и злокознен враг! О, как слабо, удобопреклонно ко греху мое сердце! Христианам должно жить, как чадам единого Отца Небесного во Иисусе Христе: в любви всегдашней, снисхождении, терпении, взаимном сострадании, милосердии, чистоте, воздержании, кротости и незлобии, послушании. Нам, чадам отца земного, или одних родителей, должно также жить во взаимной любви. Табак курительный разгорячает кровь, отуманивает голову, расслабляет тело. (Это опиум своего рода. Какой воздух смрадный после курения! Какая ржавчина во рту!) На горько обидевшего тебя не сердись, но говори себе: не он это обидел меня, а враг: он воздействовал на него, подстрекнул его обидеть меня, как это и я сам чувствую по отношению к другим, ибо и меня он так же часто подстрекает стрекалом своим к оскорблению других, и я оскорбляю нередко, особенно домашних своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 107 947. При огорчении не давать злобе излиться в словах, иначе воды злобы внидут до души Не смущайся от ревущей в тебе злобы и порывающейся излиться в словах горечи, а повелевай ей молчать в тебе, замирать. Иначе, привыкши видеть твое повиновение и течь с твоего языка, она одолеет тебя. Как вода, стоящая за земляной плотиной, нашедши себе скважину, размывает ее больше и больше и просачивается чрез нее, если мы не закрепляем или слабо закрепляем ее и, наконец, при возрастающем послаблении с нашей стороны и при частых прорывах вода сильно проторгается, и чем дальше, тем сильнее и сильнее, так, что, наконец, делается весьма трудным, даже невозможным заградить ее, – так и с злобой, скрывающейся в сердце человека: если мы дадим ей пробиться раз и другой, и третий, она будет все сильнее и сильнее вытекать и, наконец, может прорвать совсем и затопить твою плотину. Знай, в душе стоят воды злобы, как говорит псалмопевец: «внидоша воды до души моея» ( Пс. 68:2 ). Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 112, 113 948. В молитве к Богоматери нужна твердая уверенность, что не уйдешь от Нее, не получив милости Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Нее, не получивши милости. Так мыслить и так быть уверенным относительно Ее – достойно и праведно. Она – Всемилостивая Матерь Всемилостивого Бога-Слова, и о Ее милостях, неисчетно великих и бесчисленных, возглашают все века и все Церкви христианские; Она точно есть «бездна благостыни и щедрот», как говорится о Ней в каноне Одигитрии (см.: песнь 5, стих 1). Потому, приступать к Ней в молитве без такой уверенности было бы неразумно и дерзко, а сомнением оскорблялась бы благость Ее, как оскорбляется благость Божия, когда приступают в молитве к Богу и не надеются получить от Него просимого. Как спешат за милостию к какому-либо высокому и богатому человеку, милости коего все знают, который милость свою доказал многочисленными опытами? Обыкновенно, с самой покойной уверенностью и надеждой получить от него, чего желают. Так надо и в молитве не сомневаться, не малодушествовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Ч. III. С. 289. 133.Принять оскорбительное слово без причины – иметь участие в Терновом венце 114 . Ищущим спасения и не достигающим оного делами, Господь Премилосердый восполняет недостаток Ваш болезнями и скорбями. Если Вас и неправильно оскорбляют, то Вы знаете, что «неправда наша Божию правду» в нас «соделывает» (ср.: Рим. 3:5 )... Вы, кажется, веруете, что без попущения Божия ничтоже может с нами случиться; но и в сем случае повелел Бог ей тебя пощелкать; но ты не приняла со смирением, а сама отщелкала и не восхотела быть участницей «тернового венца» за слово оскорбительное без предварившей от тебя причины. Конечно, это немощь твоя и гордость. Ч. III. С. 292. 134.Считать себя хуже всех – от сего мир и радость 119 . Мне кажется, хорошо бы на всех глядеть и видеть в них хорошую сторону спасающихся, а не укоризненным мнением; а себя считать последнейшими всех, то был бы мир и радость в душах ваших; убегая видения и слуха о чужих немощах, более стяжем любви и смирения. Ч. III. С. 304. 135.Год прошел, а дела пойдут в вечность 124 . Прошедший (1855) год канул в вечность и уже невозвратен; но дела наши, кто чтó соделал, останутся с нами и пойдут в вечность, – благие или сопротивные, и воздастся комуждо по делам его, «яже с телом содела» ( 2Кор. 5:10 ). Ч. III. С. 314–315. 136.Наши скорби и страсти Христовы 128 . Если мы терпим с благодарением скорби или болезни, то самим этим приобщаемся Страстям Христовым. Ч. III. С. 327. 137.Болезнь как милость Божия 130 . Веруй Господу, что Он смотрительно попустил тебе проходить болезненную жизнь, да чрез сие устроит твое спасение; несомненно, Он мог бы даровать тебе здравие, но судьбы Его нам недоведомы; и Он вся творит сия любя тебя. Ч. III. С. 329. 138.Обида от ближнего – средство, чрез прощение ему, получить прощение от Господа 134 . Вы довольно знаете учения отеческие: когда подвигнется в нас страсть от действий ближнего или слов, то, ведь, не он вложил ее в нас: она лежала, имела залог, и ближний нам показал ее смотрением Божиим, да исцелимся; то надобно паче благодарить ближнего, что его ради имеем случай к любомудрию об исцелении страсти; и также средство к получению оставления грехов наших – прощением ближнему, если точно им обижены; но при сознании и самоукорении не будем видеть его согрешений пред нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Вопросы и ответы. С. 190. 658. Когда не успели в добродетелях, ближайшее средство спасения – смирение, укрепляющее против смертного духа отчаяния Можно заметить, что живущие без внимания к самим себе никогда не удостоятся посещения благодати; а если по единственной благости Божией и удостоиваются, то уже пред кончиной. Но видеть себя вне преспеяния не есть еще совершенное непреспеяние. Таковые чувства могут насаждать в сердце искреннее смирение. А когда ты подлинно имеешь сознание, что лишен плодов духовных, то старайся неослабно усиливать стремление к Богу. Когда мы находим себя лишенными добродетелей, и, потому, не имеем о себе мнения, то сие самое может привлекать божественное призрение, которое укрепит нас надеждой противу смертного духа отчаяния. Когда мы не успели в добродетелях, то нет ближайшего средства ко спасению, как смиренномудрие. Высокомерие и при добродетелях богопротивно: но кроткая мысль пред Богом забвенна не будет. Вопросы и ответы. С. 190–191. 659. Искушения не превышают даров Божеских Если искушения не превышают даров Божеских, то желающий спастись все может силой имени всех укрепляющего Господа Иисуса. И это – столь священная истина, что всякий, имеющий сколько-нибудь живой веры, никогда не усомнится. Для маловерия и пылинка кажется горою, равно как для верующего переставлять горы искушения весьма удобно и легко. Вопросы и ответы. С. 192. 660. С леностью решительная борьба до гроба – Сильно одолевает меня леность; как избавиться от нее? – Если ты нерешительно будешь сражаться с леностью, то никогда не победишь ее; а коль скоро восстанешь против нее с твердым намерением, хотя не без внутренней болезни, то, с помощью Божией, можешь одерживать победу... Человек до гроба должен наблюдать за собой относительно сего порока, дабы не услышать в последний день ужаснейшего определения Сердцеведца: лукавый рабе и ленивый! Вопросы и ответы. С. 199. 661. Уныние преследует всех, но, кто всецело предался воле Божией, тот свободен от него – Как избавиться от угнетения духа уныния?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Вып. II. С. 36–37. 426. Духовный возраст есть, он не позволяет юным браться за дела взрослых без вреда 279. Бывает уныние от рвения непосильного. Мера во всем хороша. Есть возраст духовный, как и наружный возраст. Как 9-ти летние не могут браться за то, что впору 20-ти летним, так бывает и в духовной жизни: непосильным и неразумным рвением можно себе духовно живот надорвать. А если Господь кого и сохранит от сего, то, по крайней мере, всуе приимет труд и скорбь. Тише едешь – дальше будешь, сказано опытными. Вредно нерадеть о должном, но небезопасно ретиться выше своей меры. Вып. II. С. 37. 427. Неуслышанные молитвы при словах Евангелия: «просите и дастся вам», не должны колебать веры, ибо невозможно требовать исполнения всех желаний наших 285. Меня очень огорчило твое самосмыслие безрассудное касательно Евангелия, будто бы в Евангельском учении могло быть что-нибудь сказано и не так. Причину выставляешь, что твое желание и прошение давнишнее не исполняется, вопреки будто бы сказанному в Евангелии: просите, и дастся вам. Поэтому дура ты из дур, и безразсудное твое мнение есть не что иное, как прелесть из прелестей вражиих, началом коей была твоя же горделивость, которая хотя и прикрывалась до времени личиной внешнего смирения, но, наконец, показала великий свой рожон. Подумай сама. Как велика гордость: если прошение наше не исполняется, то выходит, что в Евангельском учении, может быть, что-нибудь не так. Святой Лествичник (степень 26 отд. 60) говорит: «все, чего-либо у Бога просящие и не приемлющие, конечно, по которой-нибудь из сих причин того не получают: или прежде времени просят, или не по достоинству и с тщеславием; или потому, что, получивши просимое, возгордились бы, или потому, что, по исполнении их желания, впали бы в нерадение». То же и святой Исаак Сирин в слове 33-м говорит… После всего скажу: смирись, оставь безумие свое, – и за грех этот в продолжение 40 дней клади по 15 поклонов с молитвой: «Господи, прости безумие и прегрешение мое!» Вып. II. С. 40–41.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 73 938. Вкушение мира и жизни после Причащения есть величайшее чудо Христа Цени по достоянию величайшее чудо Иисуса Христа, Сына Бога Живого, являемое в причащении с верою Его Божественным Тайнам. Какое же чудо? Упокоение и оживотворение твоего сердца, умерщвленного грехом, столь явное после предшествующего часто причащению сердечного беспокойства и духовной смерти. От привычки не почитай его никогда за нечто обыкновенное и маловажное: такие мысли и расположения сердца навлекают на тебя гнев Господень, и ты не будешь после причащения вкушать мира и жизни. Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 81 939. Гордость и огорчение на других Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин. Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 83 940. Молитва с поспешностью не безвредна для всех Можно ли молиться с поспешностью, не вредя своей молитве? Можно тем, кои научились внутренней молитве чистым сердцем... Но не стяжавшим сердечной молитвы надо молиться неспешно, ожидая соответствующего отголоска в сердце каждого слова молитвы. А это не всегда скоро дается человеку, не привыкшему к молитвенному созерцанию. Поэтому редкое произношение слов молитвы для таких людей должно быть положено за непременное правило. Ожидай, пока каждое слово отдастся в сердце свойственным ему отголоском. Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 84, 85 941. Бытие диавола: наша нечувствительность к милостям Бога Разительнейшее доказательство того, что есть в мире диавол, составляет то, что люди не чувствуют или весьма мало чувствуют (хотя иные и стараются) милости Божии в творении, промышлении, искуплении: есть сильный противодействователь всему доброму, праведному. Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 86 942. Служение иерея – постоянная его беседа с Богом Что это за высокое лицо – священник! Постоянно у него речь с Господом и постоянно отвечает на его речь Господь; что ни треба, что ни молитва, то речь с Господом; что ни треба, что ни молитва, то ответ на нее Господа. Как при находе страстей не помнить священнику, что страсти низки, нечисты, особенно для него, чтобы допускать их до своего сердца, которое всегда должен наполнять Един Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010