Письма. Ч. I. С. 82–83. 676. Способы побеждать печаль, даже во грехе Слова преподобного Нила: «Аще хощеши победить безвременную печаль, никогда же опечалися за кую либо временную вещь. И аще биен будеши, или обесчестен, или отгнан: не опечалися, но паче радуйся. Тогда токмо опечалися, егда согрешиши. Но и тогда в меру, да не падеши в отчаяние и погибнеши». Письма. Ч. I. С. 86. 677. Пища не оскверняет, но скверные помыслы рождает Глаголет святой Симеон Дивногорец (житие 24/V): «аще и не оскверняет пища человека, обаче скверные помыслы раждает, и помрачает ум, вкореняет же и утолстевает страсть, и претворяет духовного человека в плотяна, пригвождающа мысли его к земным вожделениям». Письма. Ч. I. С. 87. 678. Натуралисты хвалятся знанием, имея только скотское 32. Что скот по чувствам своим разумеет, проницает и избирает для себя доброе, то человек, предопределенный к высшим достоинствам, предпочитает небу; и знанием своим о скотских движениях превозносится. Ибо есть такие натуралисты, кои почитают себя всеведущими, имея только одно скотское разумение. Письма. Ч. I. С. 131. 679. Покаяние дано на сегодня, а не на завтра 54. Господь сегодня призывает на покаяние, а завтрашнего дня не обещал для этого. Се ныне время благоприятно! Се ныне день спасения! Ныне, а не завтра. Спасайтесь же о Господе Иисусе Христе сегодня. Письма. Ч. I. С. 147. 680. Мысль благая есть луч света для озарения мрака души, если побуждает на доброе дело, нужно исполнить 68. Мысль благая есть светлый луч для озарения души. Надобно подражать в испрашивании сего благодатного луча Иоанну Златоусту , молящемуся к Богу: Господи! Даждь ми мысль благую. Грусть, печаль, тоска и прочие досады, или душевные оскорбления бывают от находящих мыслей, кои на сердце воображают неприятности и возмущают всю душу. Но лишь только явится благая мысль, они исчезают, как мрак от света. Ежели благая мысль побуждает человека на какое-либо доброе дело; то дело сие немедленно, по возможности своей, следует исполнить: а иначе сердце опять исполнится томительными непотребными мыслями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Пожелайте наследовать с ними жребий сей и Вы; а меня простите, дерзнувшего писать Вам, по христианскому участию, хотя сам я весьма непотребный и грешный человек, и неисполнитель животворных Евангельских заповедей Господних. – Думал было я закончить сим письмо мое к Вам; но пришла мысль, что я не все написал Вам, а именно, не выставил причину, за которую попускаются подобные и другие искушения. Богоносными и духоносными отцами поставляется главной причиной таких искушений горделивое самомнение, когда человек думает, что он лучше других, или по жизни, или по уму, или по искусным действиям; наипаче, если это мнение сопровождается настойчивостью характера, которая не допускает человека принимать благие советы других, особенно почему-либо меньших. Настойчивость нигде не числится среди добродетелей, а, скорее, составляет недостаток, даже и в людях великих. По басне Крылова, и орлу, устрояющему гнездо на высочайшем дереве, следовало бы послушать крота, когда последний уверял его, что дерево это имеет гнилые корни. Орел, отвергнув благой совет существа, по обыкновенному мнению, слепотствующего, подвергнул бедствию птенцов своих, когда восстала буря и исторгла это дерево. Дай Бог, чтобы древо благочестия Вашего устояло, и с помощью Господней выдержало бурю нашедшего искушения, чего от всей души и от всего моего сердца искренно желаю боголюбию Вашему. Господи, помилуй нас, заступи и сохрани Твоею благодатью! Вып. III. С. 112114. 535. Спиритизм, как общение с духами тьмы, есть прелесть вражия; он ложен, ибо не души умерших, а сами духи тьмы за них говорят, он вреден, ибо ведет к сумасшествию, как это видно из статистики во Франции 93. Пишете Вы мне о спиритизме, опасаясь за детей Ваших, как бы не повредились этим новым учением. Опасение Ваше справедливо. Спиритизм есть ничто иное, как новое заблуждение и новая прелесть вражеская. Самое слово Spiritus показывает, что это учение есть общение людей с духами, и, разумеется, с духами не света, а с духами тьмы. Апостол Павел пишет: аще и Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет ( Гал. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Моя жизнь во Христе. Кн. IV. С. 26, 27 1076. Писание есть сила, побеждающая врагов видимых и невидимых Слово Божие есть сила, побеждающая диавола; оно укрепляло всех святых в подвигах земного жития их, в борьбе со страстями, миром и диаволом; словом Божиим и Сам Христос Бог, яко человек, победил диавола при искушении в пустыне. Словом Божиим можем и мы победить невидимых супостатов и всех видимых врагов. Слово Божие острее всякого меча обоюду острого (см.: Евр. 4:12 ). Оно тверже адаманта, тверже железа и тверже гор вековых. Моя жизнь во Христе. Кн. IV. С. 34, 35 1077. Человек немощен: в нем тмочисленные страсти и, если нет грубых грехов, то только по неимению случая к ним; покаяние и имя Христово очищают его на всяк день Именем Господним я каждый день побеждаю страсти; чрез покаяние и призывание с верою имени Иисуса Христа спасаюсь, очищаюсь, утешаюсь; в этом чудном спасительном Имени нахожу величайшую отраду. Сколько во мне безобразных, нелепых грехов: лености, самолюбия, саможаления, плотоугодия, кичения и лукавства, раздражения, малодушия, уныния… Эти и тьмочисленныя страсти не оскудели от Мене, как говорится в молитве Метафраста. Вот какое я чудовище нравственное! Какой я отвратительный, скверный человек! Правда, я плачу, часто плачу о грехах моих и примиряюсь с Богом и своей совестью, – и «нога моя» нередко «стоит на правоте» ( Пс. 25:12 ), по слову Давида, но надолго ли? До случая, до искушения: и я опять согрешаю теми же грехами; правда, я берегусь от скверных, грубых, наглых грехов; но кто знает: не пал ли бы и ими, если бы представился мне удобный случай, от коего один Бог бережет меня в премудром Своем о мне промышлении. А наклонности ко всякому греху во мне много, много. «Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба твоего» ( Пс. 18:13 )! Моя жизнь во Христе. Кн. IV. С. 41, 42 1078. Благодать чрез частое Причащение живущая в иерее, дает всем от него отраду, мир, утешение Везде прославило меня Имя Твое, Господи: и у трона царей, и у всех важных и сильных мира сего, и у богатых и небогатых, образованных и простых людей; всюду принесло Оно и приносит непрестанно отраду, мир, избавление, спасение, исцеление, здравие, утешение, облегчение, победу над кознями вражиими. Сколь чудно имя Твое, Господи! Как чудно, державно, властно, сильно влечет всех ко мне, убогому, благодать Твоя, во мне живущая и пребывающая чрез частое причащение Святых Таин Твоих Пречистого Тела и Крови Твоея!

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Ч. III. С. 441. 144.Смирение необходимо нам и в отношениях жизни общественной, где обычно гордость, как благородное самолюбие 169 . Грехи каждого из нас единому Богу известны, и не можем судить того, чего не знаем; но есть грехи, кои и не почитают грехами: это есть гордость, названная в свете: «благородное самолюбие». Когда исполняют дело по должности и в обществе очень хорошо и похвально, самолюбие имеет здесь первое место и служит побуждением; а свое мнение дает им цену... и гордится, нимало не считая это за грех, а смирения нет. Господь же заповедал во всех случаях жизни – смирение, коим уничтожается всякое о себе мнение. Многие есть примеры, что за гордость Господь наказывает людей различными наказаниями. Навуходоносор-царь (см.: Дан. 4:27 ) вдруг изступил умом и превратился в зверя. И в наше время знаю бывшие примеры: один майор, командовавший полком, с большими достоинствами, но, услышав одно слово от бригадного генерала: «г. майор, вы не так командуете!» – сошел с ума; и много-много есть подобных случаев, и различных наказаний. Надобно искать врачевства в смирении, на которое Бог призирает. Царю и пророку Давиду, видно, нужно было смирение, когда он воззвал: «благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» ( Пс. 118:71 ), а «прежде даже не смиритимися, аз прегреших» ( Пс. 118:67 ). Ч. III. С. 443. 145.Хранение уст для взаимного мира 172 . Токмо то напомнить, чтобы хранили свою совесть, друг против друга, в словах; а то из каких-нибудь пустых и ничтожных возражений, сохрани Боже, опять западет немирных дух; та беда, что все правы, и одна другой умнее, а дуры нет. Ч. III. С. 448. 146.Помыслы хульные от гордости и осуждения 188 . Помыслы хульные, известно, что за гордость попускаются, чтобы беспокоить и смущать людей; то, как можно, надобно стараться во всем иметь смирение, и никого не осуждать; а помыслами оными не беспокоиться, и считать оные за ничто, ибо они не твои. Когда будешь смущаться, то враг больше будет нападать оными, а когда будешь презирать их, то исчезнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Моя жизнь во Христе. Кн. VI. С. 166 1104. Молитвы наши не искренни и поспешны, оттого их хоть брось Наши молитвы, – церковные, домашние, общественные страдают в нас весьма важным недостатком: поверхностностью, или отсутствием глубины и искренности, и поспешностью или борзостью; от этих двух недостатков часто люди теряют весь плод молитвы, и молитвы наши, хоть брось, как говорится: так они бывают пусты, ничтожны, эфемерны! Дело молитвы – великое дело: она есть беседа с Богом, словесная жертва наша Богу! Моя жизнь во Христе. Кн. VI. С. 169 1105. Молитва соединяет в Боге отдаленных пространством и споспешествует им Молитесь о всех – близких и дальних – искренно, ибо мы можем в сердечной молитве соприкасаться духовно со всеми любовью своей, хотя с иными всю жизнь не видимся; молитва всех объединяет, согревает, освящает, укрепляет... Например, близкого тебе человека ты, почему-либо, не можешь видеть и говорить с ним, но молитвою об нем искренней ты можешь приблизить его к себе, к своему сердцу так, как бы он был с тобой и беседовал с тобой. Он будет в сердце твоем, и ты можешь согреть сердце его твоей любовью и споспешествовать ему в делах его. Так и о всех разумей… В Боге мы имеем все ближайшее соприкосновение, живую связь, хотя бы разделены были огромным пространством и временем. Моя жизнь во Христе. Кн. VI. С. 169, 170 1106. Молитву нужно углублять размышлением о каждом слове ее Молись не поверхностно, но всем сердцем из глубины души, доходя сам своим размышлением до оснований каждой мысли, каждого выражения словесного в молитвах, почему именно так сказано и так именно должно делать; тогда молитва твоя будет разумная, сердечная, животворная, исполнена светом и благодатью, она доставит тебе глубокое наслаждение духовное, мир и радость. Тогда ты возлюбишь ее более всего на свете. А поверхностная молитва, как неплодящая, наводит скуку, зевоту и неохоту. Моя жизнь во Христе. Кн. VI. С. 170. 1107. Божия Матерь: взирать на Нее и призывать Ее, как Самого Господа Взирать на Божию Матерь – все равно, что взирать на Самого Господа, ибо с Нею и в Ней во веки Господь, и Она есть преукрашенный дом Божий; призывать Ее – все равно, что призывать Самого Господа, Который в Ней обитель Себе сотворил; да Она и Сама во всем подобна Господу, есть чистейший образ и чистейшее подобие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 240, 241 967. Убийство со стороны врачей от неведения и невнимания к больным (Боковины окончены 25/X/1936) «Не убий». Убивают, между прочим, и врачи от неведения своего болезни больного, прописывая ему вредные лекарства. Убивают и те, кои не хотят лечиться или лечить больного, коему необходима помощь врача. Убивают те, кои раздражают больного, для коего раздражение гибельно, например, подверженного чахотке, и тем ускоряют его смерть. Убивают те, кои не подают в скором времени, по скупости или по другой недоброй причине, врачебного пособия больному и хлеба голодному. Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 244 (Текст окончен 25/XII/1935) Моя жизнь во Христе. Книга II. Дневник. Санкт-Петербург, 1903 968. Что, если бы свет облистал от Святых Таин на престоле или в дароносице, и убил равнодушие! Что, если бы Ты, Господи Боже мой, Иисусе Христе, возблистал свет Божества Своего от Пречистых Твоих Таин, когда Оне почивают на святом престоле, – на дискосе во время Литургии, или в дарохранительнице, или дароносице, когда иерей Твой несет их на персех своих, идя к больному, или от него! От этого света поверглись бы в страхе на землю все встречающиеся или воззревшие на них из домов своих, ибо и ангелы от страха неприступной славы Твоей покрываются! А между тем, как равнодушно иные обращаются с этими пренебесными Тайнами! Как иные равнодушно совершают страшное священнодействие Святых Таин! Моя жизнь во Христе. Кн. II. С. 264, 265 969. Не принято в домах наших и в разговорах наших упоминать о Боге и Христе, – мы живем в мире греха Вот светский кружок: говорят, говорят, большей частью переливая из пустого в порожнее, и нет речи о Боге – общем всех Отце, о любви Его к нам, о будущей жизни, о воздаянии – почему? Стыдятся завести речь о Боге. Но, что удивительнее всего, даже люди, мнящиеся быть благочестивыми, сами светильники, редко говорят о Боге, о Христе Спасителе, о драгоценности времени..., в кругу своих семейств и в кругу светских людей, а проводят часто время в пустых разговорах, играх и занятиях! Опять потому, что стыдятся завести такой разговор, боятся наскучить. О, мир прелюбодейный и грешный! Горе тебе в день Суда от общего всех нелицеприятного Судии. «Во своя прииде, и свои Его не прияша ( Ин. 1:11 )». Да, не принят у нас Господь и Зиждитель всех! Не принят в домах наших, в разговорах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Ч. V. С. 583. 319.Не можем взойти на высоту добродетелей, снидем во глубину смирения и всепрощения 338 . Не можем взойти на высоту добродетелей, снидем во глубину смирения; а оно и едино кроме дел сильно о нас ходатайствовать ко Господу. Мытарь оправдался чем? – Смирением! Разбойник – покаянием. Да будут сии две нищие и последние добродетели с нами: то из последних соделают первыми; и дарует Господь вся нужная, довольная и полезная. Не будем думать высокое нечто о себе, не будем осуждать других в их недостатках, простим согрешившим пред нами и обидящим нас; каемся о грехах наших и смирим наше мудрование во всем; то недалече от нас будет милость Божия. Ч. V. С. 600. 320. Стяжание книг духовных полезно 348 . Святые отцы учат, что стяжание книг духовных полезно; ибо и одно токмо на них поглядение творит нас ленивейшими ко греху. Ч. V. С. 614. 321.В молитве Иисусовой искать только помилования 370 . Молитвой Иисусовой нужно молиться всем и отгонять помыслы, но не искать ничего, кроме помилования; а Господь, даяй молитву молящемуся, даст и умную молитву, по слову Петра Дамаскина ; а то у врага много подсад и подвижников обольщать под видом истины ложными действиями. Ч. V. С. 642. 322.О добродетели неверующих мы не можем судить, Господь силен и их призвать к вере 376 . Касательно неверующих и добрых людей мы не можем и не должны судить, и никак не давать волю своему разуму; ибо судьбы Божии нам неисповедимы; а надобно предоставить их суду и Промыслу Божию. Он Един весть, како устроить корабль мира и каждого человека. В подробный разбор о сем предмете не входите, и вообще уклоняйтесь споров, от коих происходит неизбежный душевный вред. Помните слова Священного Писания : «вера без дел мертва есть» и дела без веры мертвы ( Иак. 2:26 ). А когда верующий видит в себе оскудение дел, – прибегает к покаянию, имея надежду на заслуги Спасителя нашего Иисуса Христа. И при добрых делах, не на оные должно иметь надежду, а также на благодать Божию, помогающую нам делать оные, и на заслуги Спасителя, искупившего нас Своею Пречистою Кровию. О неверующих же я ничего не могу сказать. А если кто творит добродетели, то Господь силен призвать их и к вере, как Корнилия сотника и многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 89, 90 943. Неверие в людях оттого, что без молитвы они чужды Божией благодати Люди впали в безверие оттого, что потеряли совершенно дух молитвы, или вовсе не имели и не имеют его, короче – от того, что не молятся. Князю века сего простор для действия в сердцах таких людей, он господин в них. Молитвою они не испрашивали и не испрашивают себе у Господа росы благодати Божией (а только просящим и ищущим подаются дары Господни), и вот сердца, испорченные по природе, без живительной росы Духа Святого пересохли и от крайней сухоты, наконец, запылали адским пламенем неверия и различных страстей. Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 91 944. Причащаясь, помнить, что Господь – ревнитель и славы Своей иному не дает «Аз есмь Бог Ревнитель… славы Моея иному не дам» (ср.: Исх. 20:5 ; Ис. 42:8 ). Эти слова Господа Славы исполняются каждый раз, когда я славу дел Бога моего, во мне производимых Святыми Дарами, отношу в сердце другому кому или чему, а не приношу от всего сердца Ему. Он мгновенно возревнует тогда о славе Своих Таинств, всегда чудных, животворящих, и праведным судом Своим накажет душу мою отеческим жезлом Своим! О, душа моя ясно слышит тогда слова Господа своего: «славы Моея иному не дам». Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 95 945. Молиться о других так, как о своем спасении Об оставлении согрешений других молись так, как молишься об оставлении своих согрешений; равно и о спасении других молись так, как о своем собственном. Если достигнешь этого и обратишь это в навык, то получишь от Господа обилие даров духовных, даров Духа Святого, Который любит душу, сочувствующую спасению других, ибо Сам Он, Всесвятый Дух, всячески хочет спасти всех нас. Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 100 946. Исправление других возможно только при помощи Божией Если хочешь исправить кого от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами: сами мы больше портим дело своими собственными страстями, например, гордостью и происходящею оттуда раздражительностью; но «возверзи печаль на Господа» ( Пс. 54:23 ), и помолись Ему, «испытующему наши сердца и утробы» (ср.: Пс. 7:10 ), от всего сердца, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека; если Он увидит, что молитва твоя дышет любовью и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание твоего сердца, и ты вскоре же скажешь, увидевши перемену в том, за кого молишься: «сия измена десницы Вышнего» ( Пс. 76:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

111 . Извещаете о болезни Вашей, доведшей Вас до большой слабости и о намерении отправиться в Крым на два года... Мое желание – напутствовать Вас Божиим благословением, да получите там исцеление, как телесное, так и душевное. Не смущайтесь о том, что Вы не можете иметь духовных занятий и быть в церкви. Все это объемлется в благодарном терпении посланной Вам от Бога болезни. «Вы есте церкве Бога жива» ( 2Кор. 6:16 )... И тк, должно пещись о сей Церкви, то есть сохранении сердечного нашего устроения, согласно с волею Божиею, во смирении духа; да подаст Вам утешение Сам Премилосердый Господь, приемля желание Ваше к исполнению Святой Его воли и благоугождению Ему. Ч. V. С. 226. 265.Отказ посещающим в приеме не грех 120 . Вы боитесь греха – отказом оскорбить посещающих Вас. Как же не боялся Арсений Великий оскорблять приходящих к нему отказом и невниманием на их вопросы? Да и многих из проходивших безмолвную жизнь, видим нерадящих о том, что на них оскорблялись за отказ. Ч. V. С. 235. 266. Желание непременного исполнения своей воли в устроении своей жизни часто приводит к раскаянию, лучше полагаться на волю Божию 122 . Вы вопрошаете меня о таком деле, которое решить – выше моего достоинства, меры и разума, и, притом, с таким горячим чувством, что ежели несогласно с Вашим желанием, то, кажется, не перенесете этого... Будет ли из того польза, кто может знать? – токмо един Бог; то всего лучше молиться Ему, и с верою предаться Его Святой воле: как Ему угодно, и чтó Вам на пользу, тако и да устроит, по Своей неизреченной милости. Он так и сотворит. Ежели быть Вам партией сему человеку, то всякое препятствие отведет, и из невозможного сотворит возможное; и, напротив, когда нет воли Его на сие, то все Ваши старания, искания и предприятия останутся тщетными. Вы должны быть в этом твердо уверены, что пред Богом все будущее откровенно, как и настоящее событие. Вы опасайтесь сего: желать непременно того, как и в чем Вы предполагаете составить свое счастие. Бог иногда и попускает исполниться нашему желанию, но, только, вместо счастья, встречается противная участь, а особо, когда по страсти кто чего желает; в Вас же, видится, глубоко оная внедрилась в сердце. Я многие видал сему примеры; и оставалось только пзднее и неуместное раскаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Если затем и во время чтения душеспасительных книг Вы будете иметь в виду не количество чтения, а то же, что и при молитвословии, т. е. светлое разумение читаемого с соответственными чувствами, то ум и при этом будет в сердце, и память Божия не отойдет от Вас и при этом занятии. С продолжением времени все больше и больше Вы будете разогреваться сердцем молитвенно, собирая туда и ум для неотходного предстояния пред Богом. Время это будет для Вас сладким временем, и Вы будете ожидать его приближения, как праздничного пира» (С. 327–330). В следующем своем письме свт. Феофан снова возвращается к вопросу о стоянии умом в сердце. «Вы спрашиваете, что значит быть умом в сердце? Прошлый раз я вел об этом речь. Разве не ясно говорено? Повторяю. Знаете, где сердце? Как не знать? Чему же учились? – Так станьте там вниманием и стойте неисходно – и будете умом в сердце; ум неотлучен от внимания, где оно, там и он. Вы писали, что часто при чтении акафиста сладчайшему Иисусу чувствуете огонь в сердце. Вот, где это чувствуете, там и будьте вниманием и не выходите вон не только во время молитвы, но и во всякое другое время. Но стоять там надобно не просто, а с сознанием, что стоите пред лицем Господа, или пред всевидящим оком Его, презирающим в сокровенности сердечные, а чтобы так стоять, старайтесь иметь возгретым какое-либо чувство к Богу: страха, любви, упования, преданности, сокрушения болезненного и проч. Се – норма внутреннего строя! Блюдите и, как только заметите, что он нарушился в чем-либо, спешите восстановить его» (С. 331). Напомнив сказанное в предыдущем письме о приемах привлечения ума в сердце, свт. Феофан продолжает: «Вы пишете, что начали творить свои молитвы по тому способу. Приложите усердие совершать сие в совершенстве, как должно, и все будете богатеть святыми чувствами, а они будут держать ум в сердце. Без чувств не удержите его дома – все будет вырываться и блуждать по сторонам. Благослови Господи труд Ваш – дойти до навыка совершать молитвословие как указано. Начали; но мне показалось, что Вы все-таки спешите, чтобы дочитать до конца положеное. Это до конца надо совсем выбросить из внимания и всю заботу обратить на возгревание святых чувств, не позволяя себе ничего в ущерб им. А Вы не тако поступаете. Пишете, что при чтении одного псалма пошли слезы. Вам и следовало его еще читать или повторить те особенно стишки, которые возбудили плач, не двигаясь вперед, хоть бы и все время, положенное на службу, прошло в этом, и с прибавкой. А Вы потекли дальше и разогнали свой плач. Плача что может быть дороже? А то дочитание до конца что Вам принесло? Ровно ничего. Вот Вы и оказались действующею не в видах своих духовных польз...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010