Ч. V. С. 97. 253.Покаяние с мыслью продолжать грехи свои равно отчаянию 51 . Покаяние тогда только истинно, когда человек, возчувствуя грехи свои, коими прогневал Создателя Своего, оставляет греховное действо, сожалеет об оных и раскаивается, и удостаивается прощения благодатью Христовой, чрез разрешение священнослужителя Церкви. А когда не оставляет, хоть и кается, то сие не есть покаяние, а даже и опасное, чрезмерное и безразсудное, упование на благость Божию, которое, также как и отчаяние, в равной мере судится пред Богом. Ч. V. С. 109. 254.Если домашняя молитва нам кажется выше церковной, то это от состояния нашего в прелести, когда диавол возводит до небес и низводит до бездн 55 . Вас более смущает то, что Вы не можете в церкви при всех мирно молиться; выходя из оной, чувствуете, что совсем не были, а дома мóлитесь лучше и возносите умиленные молитвы. Вы не понимаете, что это есть сильная прелесть, лишающая Вас спокойствия; когда Вы, молясь уединенно, думаете, что хорошо молитесь, то будьте уверены, что оная молитва Богу неприятна, хотя бы были и слезы, и чувство умиления, когда все сие не имеет глубокого смирения, то сть прелесть. В церковной же молитве, Вы, ища такого ж чувства, и не находя оного, считаете себя не молившейся и смущаетесь; а это есть последствие или плоды домашних ваших молитв; враг возводит вас до небес и низводит до бездн; там возвышает, а здесь низвергает и причиняет смущение, чтó и доказывает об основании молитвы вашей на высокоумии. Вы молúтесь просто, не ища в себе высоких дарований, считая себя недостойной оных, то будете и спокойны; и, хотя видите хладность молитвы своей, тем паче имейте в чувстве смирение, что «я недостойна», но без смущения: то, верно, оная принята будет у Господа лучше той, о коей вы мните, что мóлитесь хорошо... Дарования же в молитве даруются достойным того и смиренным, коим оные не вредят, а пользуют; а кто со мнением молится, тот бывает в большой опасности. Ч. V. С. 121–122. 255.Описание прелести, основанное на истине и опыте

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

376. Грехи прощаются не одним исповеданием оных, но потребно и удовлетворение. Разбойнику на кресте Сам Господь сказал: «днесь со Мною будеши в раи» ( Лк. 23:43 ). Но и после сего обетования разбойник не тотчас и не без труда перешел в райское наслаждение, а сперва должен был претерпеть перебитие голеней. Так и мы, хотя прежние грехи нам, при таинстве Исповеди и прощены, но Божией епитимьей за них должны понести, то есть потерпеть болезни, и скорби, и неудобства, и все, что Господь посылает нам к очищению наших грехов. Вып. II. С. 93. 452. Смирение облегчает духовную брань, как здоровье – труд в сырую погоду 377. Путь борьбы со страстями общий, но на этом общем пути каждый человек испытывает больше или меньше, то или другое, по своему устроению и своим чувствам. Скажу тебе пример: в сырую холодную погоду по одной и той же дороге идут несколько человек. Здоровый озябнет, да и только. У кого же послабее здоровье, тот простудится, схватит насморк, – разболится голова. А человек болезненный и совсем разболеется от того, что для здорового проходит бесследно. Так разумей и о брани духовной ... Облегчается она смирением; а усиливается от высокоумия и гордости. Вып. II. С. 94. 453. При высокоумии питье святой воды бесполезно 377. Пишешь, что и святую воду пьешь, и херувимский ладан куришь, а мира не обретаешь. Святую воду следует пить реже; а херувимский ладан не кури. Не поможет тебе никакой ладан, ибо все дело в высокоумии, от коего усиливаются все твои душевныя брани, и ты лишаешься мира. Вып. II. С. 94. 454. Писать другим лучше о немощах своих, чем о добродетелях 377. Пишешь: «простите мне, что я вам ничего радостного не пишу: все грехи да немощи; ни разу не утешу вас в исправлении каком-либо». Пиши о немощах своих, этим ты более всего меня утешишь. Какие-либо высокие исправления – не твоей меры; покаяние же выше всего и нужнее всего для всякого человека, и утешительнее для других, нежели поведания о мнимых собственных добродетелях. Вып. II. С. 94. 455. Просить помощи Божией, имиже весть судьбами, а не по нашему способу

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Моя жизнь во Христе. Кн. II. С. 312 979.Милостыня с очищением сердца от грехов Милостыня хороша и спасительна, когда соединяется с исправлением сердца от грехов. А если человек не заботится об исправлении сердца своего, надеясь на свою милостыню, то он мало получит пользы от нее, ибо что одною рукою созидает, то другою разрушает. Моя жизнь во Христе. Кн. II. С. 328 980. Скорбь и теснота – от страсти бывают, т.е. диавола Всякая скорбь и теснота происходят от маловерия или от какой-либо страсти, кроющейся внутри, или от другой какой-нибудь нечистоты, зримой Всевидящим, и, значит оттого, что в сердце диавол, а Христа нет в сердце. Христос – покой, свобода души и свет неизреченный. Моя жизнь во Христе. Кн. II. С. 338 981. Время в начале болезни и скорби неблагоприятно для молитвы В болезни, и вообще в немощи телесной, равно как и в скорби, человек поначалу не может гореть к Богу верой и любовью, ибо в скорби и болезни – сердце болит, а вера и любовь требуют здравого сердца, покойного сердца; поэтому и не надо очень скорбеть о том, что в болезни и скорби мы не можем, как бы следовало, веровать в Бога, любить Его и усердно молиться Ему. Всему время. Иногда и молиться – неблагоприятное время. Моя жизнь во Христе. Кн. II. С. 342, 343 982. От недостатка упования на Промысл Божий неумеренныя огорчения от потерь и таковые же радости от приобретений От недостатка упования на Промысл Божий происходят и многие, и большие огорчения: уныние, ропот, зависть, скупость, сребролюбие или страсть к накоплению денег и вообще имущества, чтобы стало их на лета многа, чтобы есть, пить, почивать, веселиться; от недостатка упования на Промысл Божий происходят, в частности, огорчения, например, по случаю потери какого-либо дохода от нашей оплошности, потери вещей, особенно ценных и нужных; равно неумеренная радость при находке каких-нибудь вещей, или при получении большого дохода или выигрыша, или доходного места должности. Мы, как христиане, как «приснии Богу и сожители святым» ( Еф. 2:19 ), весь живот наш Христу Богу предадим, со всеми скорбями, болезнями, печалями, радостями, скудостью и довольством.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Вып. III. С. 164. 575. Способы избавиться от винопития и тоски 164. Один человек, страдавший и тоской, и винопитием, избавился следующим образом: когда почувствует тоску, он уклонялся в тайное место и клал 33 поклона с молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – и тоска отступала. А когда тоска опять появлялась, опять делал то же, и таким молением, при появлении тоски, совершенно избавился от винопития и от самой тоски. Другой человек избавился и от тоски, и от винопития чтением Евангелия. А чтобы дело это было твердо и прочно, требуется искренняя и совершенная исповедь и раскаяние за всю жизнь, начиная с шести лет. Вып. III. С. 164165. 576. Тяжесть болезни старца зимой и благодарение Господу, все во благое устрояющему 165. В зимнее время и вообще всегда для меня бывает тяжелее, чем летом, по тому уже одному, что всю зиму сижу в келье; да и тут иногда простужусь от посетителей, если кто-нибудь из них войдет ко мне не обогревшись. Но что же делать? Должно быть Господь лучше нас знает, что для нас полезнее, а потому-то и посылает, кому здоровье, а кому и нездоровье. За все же слава и благодарение Милосердому Господу, Который не по беззакониям нашим творит с нами, и не по грехам нашим воздает нам; но если и наказывает нас, то с пощадением. Вып. III. С. 165. 577. Неверие и сомнение равны хульным помыслам и с ними борьба такая же 166. Пишешь о своей борьбе с сомнением и неверием. Брань неверия и сомнения относится к хульным помыслам, и считается наравне с оными. Поэтому не огорчайся очень этой бранью, хотя она не легка, а тяжела. А лучше в благодушии старайся презирать вражеские помыслы сомнения и неверия, имея в виду одно: никого не судить и не осуждать. Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Перестанем судить и осуждать ближнего, и хульных помыслов не убоимся, равно помыслов неверия и сомнения». Вып. III. С. 166. 578. Отношение ко Христу как другу – лютеранское, без смирения 166. Ты объясняешь о прежнем своем духовном настроении, что ты относилась ко Христу, как другу, объясняя Ему свои нужды. Но такое настроение духа лютеранское, а не православное, и не смиренное, а высокое. Православное же отношение к Господу должно быть самое смиренное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Письма. С. 157. 648. Прибегать к смирению от страстей и помыслов, и к терпению 335. Ты в отчаяние приходишь, что не исправляешься, то есть, что подражаешь мне? Что же мне-то остается делать? «Смирихся и спасе мя Господь», – сказал Давид (ср. Пс. 114:5 ). Давай, сделаем и мы так, вот и спасемся. От помыслов желаешь избавиться совершенно – это хуже, чем глупость! Святые не смели сего сказать! Страстей, борющих тя, написала ты, пропасть. А у меня так вдвое, втрое, вдесятеро их больше, – и все терплю. Советую и тебе! Письма. С. 159. 649. Совет свой и совет ближних 343. Наше мнение такое, если не можешь нести тяготы, Промыслом возложенной на тебя, то мы тебя не связываем, ибо святой Марк Подвижник в слове о законе духовном говорит: «многие советы ближнего полезны, но свой приличнее» [Добротолюбие. Т. 1. Двести глав о духовном законе, гл. 68: Многие советы ближнего на пользу (бывают), но для каждого ничего нет пригожее своего решения.] Письма. С. 163–164. 650. Скорби из грешников делают Ангелов 351. Скорби – это духовная епитимья. Не для тебя одной она дана, но закон духовный положил ее в основу всех правил на согрешающих; ибо из нас, грешников сущих, милосердый Господь судил соделать Ангелов. А потому, терпи, веруя искренно и непоколебимо, что за все наше страдание (хотя оно нами же подготовлено) воздастся сторицею. Письма. С. 168. 651. Живя в общей комнате, как исполнять молитву 358. Помнится, писала ты, что затрудняешься исполнением молитвы и чтений, так как не одна в комнате. В таком случае оставь обрядовый чин, например, читать пред святыми иконами, со свечой и проч., а делай проще: или ходя, читай и молись, или, уткнувшись в уголок, или где в передней. Я как-то с жидами ехал на пароходе по Днепру. Их было большое число пассажирами – они нас нисколько не стеснялись. Говорит он, например, с тобой, но вот настал час, и он без церемонии обращается к нам задом, утыкает нос в столб, стену, и во что попало, и начинает свое дело. А ведь с тобою-то родные, а не разноверы. Конечно, надо стараться, чтобы не подать повода к насмешкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Моя жизнь во Христе. Кн. II. С. 301 975. Радуйся случаю оказать ласку и любовь ближнему Радуйся всякому случаю оказать ласку ближнему, как истинный христианин, усиливающийся стяжать как можно более добрых дел, особенно сокровищ любви. Не радуйся, когда тебе оказывают ласку и любовь, считая себя, по справедливости, недостойным того; но радуйся, когда тебе предстоит случай оказать любовь. Моя жизнь во Христе. Кн. II. С. 301 976. Молитва за других по просьбе их полезна и нам Не пропускай случаев молиться за какого-либо человека по его прошению или по прошению об нем его родственников, друзей, почитателей или знакомых. Господь с благоволением призирает на молитву любви нашей и на дерзновение наше перед Ним. Кроме того, молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других: она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему. Моя жизнь во Христе. Кн. II. С. 302 977. Нетерпение и раздражительность не достойны христианина «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» ( Гал. 6:2 ). Кто нетерпелив и раздражителен, тот не познал себя и человечества и недостоин называться христианином! Говоря это, произношу суд на себя, ибо я первый недугую нетерпением и раздражительностью. Моя жизнь во Христе. Кн. II. С. 305 978. Мы избираем себе учителей, ласкающих слух, вместо Единого Учителя – Христа «По своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом» ( 2Тим. 4:3 ). Не это ли ныне делают светские люди и даже многие духовные? Не сами ли себе избрали они учителей, ласкающих их слуху? Учатся не у Единого Учителя – Христа, из Евангелия Его, и не у Церкви Его, а у светских журналистов, фельетонистов, романистов, поэтов, актеров и говорят: ах! как все это занимательно и как все это нравоучительно! и если не на словах, то на деле говорят: нам не надо ни Евангелия, ни Церкви с Ее богослужениями, таинствами и проповеданием слова Божия. У нас такие хорошие, пренравственные учителя! Господи Иисусе! до чего мы дожили? «Отвергли словеса Твои вспять» (Ср.: Пс. 49:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Справедливо; но Бог без сравнения более, чем ты, любил его и любит. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему? Вопросы и ответы. С. 209–210. 664. Осуждение, предвосхищающее суд Христов, но ины злоречие и оглаголание – Что такое осуждение, и почему отцы применяют осуждающего к антихристу? – Осуждение есть, когда ты, видя или зная грех или порок брата твоего, говоришь от сердца: он, по моему мнению, достоин или муки, или казни, или болезни! – Тогда ты становишься якобы судия ближнего и хочешь воссесть на Престол Единого Судии – Христа; потому за гордое безумие твое ты и применяешься ко антихристу. Ино есть злоречие и оглаголание, но это еще не осуждение. Вопросы и ответы. С. 211. 665. Грех общий с кем, на исповеди – как частный – Могу ли я на исповеди говорить о согрешившем со мною в слове или в деле? – Разве ты хочешь каяться за него? Если он не хочет сознаться в своем грехе, говори только о своем. Вопросы и ответ.С. 211–212. 666. Предлагать покаяние в общем грехе другому – излишне – Могу ли я предложить брату принести покаяние старцу в соделанном вместе словесном грехе? (Старец улыбнулся). – Слишком велико твое рачение о спасении брата твоего. Думаю, помолиться лучше, чтобы Господь Сам т ему внушил. Вопросы и ответы. С. 212. 667. Помыслы блудные на исповеди излагаются обще, ибо могут быть навеяны диаволом и смутят обоих, и милость Божия не желает крайнего пристыждения – Отцы говорят, что подробное изъяснение блудных помыслов и дел напрасно, что довольно объяснять их кратким общим словом, что воспоминание о них сквернит уста и помыслы. Так ли это? – Это так. Отцы были опытнее нас в душевных делах. Но каждому человеку различное правило. Иной старец может бесстрастно и безвредно выслушать твое исповедание; да и ты, положим, можешь не очень страстно и с сокрушением исповедаться подробно, и ко смирению твоему посрамить себя: потому и подробное исповедание (хоть и редко) бывает на пользу. Но, видно, старцы знали великое милосердие Божие; не желающее крайнего пристыждения нашего; потому и заблагорассудили исповедание худых помыслов сократить. Иногда, тебе диавол внушит их: и ты будешь являть не свои помыслы, а его навевание, и он поругается тебе во благом. Иногда, и старец, не очень твердый, не вывеет скоро помыслы твои из уха своего сердечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Вып. I. С. 167. 384. Спасение между страхом и надеждой 201. Слова Петра Дамаскина : спасение наше находится между страхом и надеждой. То есть, не должно отчаиваться, да и слишком обнадеживаться не следует, а держать себя на середине, памятуя псаломское слово: работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему со трепетом (см.: Пс. 2:11 ). Вып. I. С. 174. 385. Старец, вынося только 17 С тепла, принимал постоянно приходящих 204. И не знаю, как и с чем явлюсь на Суд Божий. А время это заметно приближается, ибо слабость и болезненность усиливаются, переодевания и переобувания утроились, жра и хлода равно не выношу; в меру только 17 С тепла, а выше и ниже дурно влияет. Вот тут и умудряйся около одного градуса вертеться, и как один этот градус удержать, когда постоянно подходят натуральные печки и своими толками умножают жар. Вып. I. С. 175. 386. Старец, имея желание уединения, по болезни прикован к месту и принимал желающих его 205. Ты, хотя по временам, находишься в затворе, а я постоянно нахожусь на народном сборе и разборе дел человеческих, большей частью временных и суетных, предоставив вечное свое спасение единому милосердию Божию. Хоть бы на время желал бы куда уйти или уехать, но болезненное положение не выпускает из келии, в двери коей с двух сторон стучат и докучают принять и потолковать о нужном и ненужном, а слабость моя преклоняет принять. Вот и не знаешь, как дело это понять. Вып. I. С. 176. 387. При парении мыслей в молитве, не нужно ее повторять, а лучше укорить себя 207. Не смущайся, когда неудобно бывает тебе совершать все твое правило, и особенно не заставляй перечитывать одно и то же, когда враг наводит забвение, а иногда оное бывает от усталости и изнеможения, как объясняет Григорий Синаит , что при совершении долгого правила бывают парения и препарения мыслей. Вернее и полезнее укорить себя за невнимание и смириться. Сказано, от дел не оправдится всяка плоть, а токмо верою Иисусовою. Вып. I. С. 177–178. 388. Неосмотрительное слово обета лучше отменить с раскаянием, чем исполнить во вред ближнему

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Ч. IV. С. 91. 170.Грехи должны вести к смирению 49 . Открывшаяся тебе твоя немощь в зазрении ближних, должна тебя более смирить и подать случай к духовному деланию и хранению. Не думай без смирения достигнуть бесстрастия; а к смирению приближаемся нашими же немощами и падениями. Ч. IV. С. 92. 171. В отказе от утешения – осуждение скрывшего талант 49 . Требующим душевного утешения в обдержащих их скорбях отказывать опасно, представляя вину тщеславия, или повреждения своего устроения. Любовь , оказанная ближнему в нужде его, вознаградит наш недостаток; а пребывать в мнении духовного делания и уклоняться от любви ближнего опасно, как бы не пострадать осуждения скрывшего талант. Спасение наше в ближнем нашем состоит. Ч. IV. С. 92. 172. Неужели не волен Господь искусить нас отнятием утешения? 56 . В часы посещения тебя душевной скорбью – ты малодушествуешь. О чем сердечно сожалею! Неужели не волен Господь искусить любовь и веру нашу к Нему отнятием утешений, и посланием тяготы и мрака, чтобы мы и в сем состоянии пребыли тверды в вере и надежде к Нему; по мере терпения и смирения нашего множится и любовь к Нему. Ч. IV. С. 101. 173.Артос и святая вода 59 . Артос можно при болезни с верою всегда употреблять с простою святой водою, а с Богоявленскою – не всегда. Ч. IV. С. 107. 174.Сила слова «прости» 74 . Эта истина неопровержимая, что одно слово «прости», без дальнейших разсуждений, более принесет пользы, нежели целый лист оправданий. Ч. IV. С. 133. 175. Страсти и мученичество духовное 82 . Самое наше борение со страстьми и сопротивление оным есть мученичество духовное. Ч. IV. С. 150. 176.Не осуждать: покаяния: дверь всем отверста 84 . Не увлекайся видеть недостатки других: мы не знаем Божия промысла и суда Его об них; покаяния дверь всем отверста, и источник неоцененной Крови Христовой не заграждается злобой создания Его, но истекает на омовение грехов наших, единою от любве Его излитый и всегда ходатайствующий о прощении грехов наших. Ч. IV. С. 153. 177.Гордость истребляется перенесением укоризн

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Ч. IV. С. 361–362. 205.Покой в кресте и предании себя Богу 268 . Мы ищем покоя, а оный нам не на пользу... Покой обретается в Кресте и в предании себя воле Божией, и пока страстями боримы и плохо на них вооружаемся, то покоя нельзя обрести. Ч. IV. С. 392. 206. Тоска и грусть – это внутренний крест, восполняющий недостаток подвигов (по Фоме Кемпийскому) 286 . Должно веровать, что Бог посылает всякий крест, как внешний, так и внутренний. Ты жалуешься, что тебя снедает тоска и грусть, а это-то и есть внутренний твой духовный крест; разве ты одна только подвержена такому томлению? Как древние, так и нынешние искатели спасения подвергаются таковому испытанию: мрак, томность, безотчетная грусть и тоска; всем сим испытуется любовь наша к Богу: терпим ли великодушно даруемый крест? А между тем, сим самым восполняются недостатки наших деланий и подвигов, и приводит нас к смирению. Возьми мой патеричек, и прочти в конце оного выписки из книги Фомы Кемпийского, – те статьи, на коих поставлены крестики. Верую, Господь подаст тебе утешение. Ч. IV. С. 411. 207.Ложное подозрение и польза от него 290 . Что на тебя имели ложное подозрение, это тебе нимало не вредит... Мы не похвалимся какими-либо подвигами и трудами иноческими, то поне терпением оглаголания и лжи постараемся наверстать недостатки наши, и молиться за творящих нам напасть. Ч. IV. С. 415. 208. В брани падаем и восстаем, не нужно отчаиваться в победе 291 . Не похвально, что побеждаешься от помыслов и падаешь; но то еще хуже, что отчаиваешься. Мы находимся в борьбе, падаем и восстаем, и мужественнее на брани бываем; но, отнюдь, не надобно отчаиваться, а смиряться и каяться; хоть и стыдно, но длжно. Знай же, отчего бывает сильнее брань и побеждение: от мнения о себе, от осуждения ближних, от излишней пищи и покоя телесного, а еще от сокровения помыслов на исповеди. Ч. IV. С. 416. 209.Устранять себя от сторонних дел дабы не осуждать 318 . Не входи в сторонние дела, хоть и слышишь что, а смотри свои недостатки и немощи; во всяком случае, чтобы не принести скорби ближнему и себе, старайся как можно устранить себя, как незнающая, и не говори ничего худого о других, – и Сам Господь покроет тебя и защитит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010