179 «Безбожие есть, – по словам митрополита Макария, – плод недоразвитости, недомыслия. Только безумец говорит в сердце своем: «несть Бог». Безбожники выходят из среды развращенных и недоучек. Истинная же наука приводит к Богу» (Макарий, архиеп. Полное собрание проповеднических трудов. Томск, 1910. С. 235). 199 До какой наглости доходят объявляющие себя христами, судите по тому, что даже некая Мария объявила себя христом. А «спасителей» мы знаем по крайней мере, наверное, целую дюжину; тут и наши вожди – партийцы, тут и мао-дзе-дуны и... 201 «Все разрушил враг во святилище. Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших... совсем осквернили жилище имени Твоего. Сказали в сердце своем: «разорим их совсем», – и сожгли все места собраний Божиих на земле. Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет. Доколе, Боже, будет поносить враг? Вечно ли будет хулить противник имя Твое?» ( Пс.73:3–4, 7–10 ). «Что наконец будет при существующем беспорядке в нашей жизни? Беззаконие разливается по земле; царство врага распространяется, – царство Твое сокращается; мало избранных Твоих, в сердцах коих Ты почиваешь, – много рабов диавола, в сердцах коих, как тать, восседает исконный человекоубийца» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский . Моя жизнь во Христе. M., 1899. Т. I. С. 177). «Не нужно много размышления, – читаем у о. Василия Постникова, – чтобы сказать: на месте каждого снесенного церковного здания придется построить исправительный дом. Ведь каждая церковь составляет очаг, откуда поток нравственной жизни разливается на всю окрестность. Если бы не было больше церквей, то вы скоро заметили бы исчезновение из нашей жизни нравственной силы... Церковь не призывает только, но и поучает к нравственной жизни: молитвою укрепляет дух, заповедями просвещает совесть, примерами святых воодушевляет, таинствами возрождает, подвигами поста и воздержания дисциплинирует» (Постников В., свящ. Церковь и ее значение в современной жизни. 1908. С. 19–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами [ 2Кор. 13, 13 ]. Как нельзя более благовременно это благожелание апостольское произносится священнодействующим именно в это время. Благодать Иисуса Христа, милующая, очищающая, спасающая, просвещающая, укрепляющая души наши, нужна не во всякое время, а теперь, в эти страшные, небесные минуты, когда с нами служит множество воинств небесных, с трепетом окружающих престол Божий; благодать Божия, просвещающая и укрепляющая слабые, рассеянные силы духа, особенно нужна нам для возможного понимания высоты и важности предстоящего Таинства. Любы Бога и Отца. В эти минуты надобно всем восчувствовать беспредельную любовь к нам, грешным, Бога и Отца, Который так возлюбил... мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную [ Ин. 3, 16 ], – и самим возлюбить Его со Единородным Сыном и Духом Святым, отвергнув все житейские пристрастия; и причастие Святого Духа необходимо нам наипаче в это время потому, что без сего причастия не можем мы возлюбить Бога Отца, ибо только Духом Святым можем взывать к Богу с искренней любовию: Авва, Отче! [ Гал. 4, 6 ]! Ибо только благодать святая предочищает, освящает, просвещает, умиротворяет и укрепляет нас к достойному и благоплодному предстоянию во время святейшего Таинства. Молим Ти ся, Боже наш, – во время пения этих слов вся церковь , все предстоящие в храме должны молиться вместе со священнодействующими, чтобы Отец Небесный ниспослал Духа Своего Святого на нас и на предлежащие Дары, и читать про себя молитву: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся (и действительно совершается всегда чудное обновление наше по причащении Святых Таин). Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене. В это время ни одна душа не должна оставаться хладною, но всякая душа должна быть воспламенена любовию к Богу, а охлаждают душу, напомним опять, житейские попечения и страсти, как-то: сладости, корысть, любочестие, гнев, вражда, зависть, ревность. Наипаче в это время да будут души наши как светильники – горящие и светящие на престоле и пред святыми иконами, как кадило – горящее и благоухающее, как дым фимиама, восходящий горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если мы – христиане и в этой жизни имеем преискреннее 49 общение с Ним в Святых Его Тайнах, а с Ним – и со всеми святыми Его, ибо они в Нем, а Он в них, то как мы должны жить, каковы должны быть наши нравы на земле, как мы должны быть кротки, смиренны, незлобивы, целомудренны, святы, воздержны? Как обольщаемся все мы внешностию, пренебрегая внутреннее: чуждаемся, презираем простых людей за их простую, грубую, безыскусственную речь, простую наружность, за их простую, грубую одежду, а людей светских, ученых, богатых, величавых, хорошо говорящих (хотя на деле, может быть, они и горды, и злы, и связаны разными грехами и страстями), хорошо одетых, величаво выступающих уважаем, удивляемся, подобострастие им оказываем. О, суета! О, слепота! О, мир! Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное [ Мф. 5, 3 ]. Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?.. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? [ Иак. 2, 5 – 7 ]. Не в простых ли сердцах Бог почивает? Не бедные ли богаты верою? Не ученые ли идут против Бога? Не богатые ли отличаются любостяжанием, гордостию, презорством братии, жестокосердием к бедным? Не под богатою ли одеждою часто скрывается нищее сердце и смрадное рубище страстей? Не живущие ли в богатых домах, утопающие в роскоши, сластях, увеселениях наичаще забывают вовсе о своем звании христианском, о своих обязанностях, о обителях небесных и живут только для здешнего света? Итак, имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица [ Иак. 2, 1 ]. Человек смотрит на лице, а Господь – помимо всего внешнего: роста, дородства, благородства, учености, сана, звания – смотрит на сердце ( 1Цар. 16, 7 ). Вся сила в сердце. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей [ Пс. 50, 12 ]. Земля – скопище всякой неправды, обид, притеснений, всяких страстей, мерзостей. На ней распят и убит Господь славы, на ней претерпели бесчисленные неправды и муки верные рабы Его, – землю ли будем любить, к земле ли прилепляться, к благам ли ее, ввергающим нас наичаще в зло? Проклят любящий землю – благословен любящий горний Иерусалим, Царство Небесное, куда зовет всех Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Кто может собороваться? Больные и дряхлые старцы и старицы. Какую пользу получают христиане от соборования? Отпущение позабытых грехов на исповеди и исцеление или облегчение телесной болезни. О причащении Святых Христовых Таин Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос . Он называет Свое Тело Хлебом Жизни. «Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ). И Господь предупреждает нас: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). Готовящийся ко причащению Святых Христовых Таин должен быть свободен от упреков совести, от вражды, гнева, рассеянности, смущения, лености, но в глубоком сокрушении духа и в полном сознании своего недостоинства, со страхом и верою должен приступать к Святой Чаше. Свт. Феофан Затворник говорит о Пресвятом Таинстве Евхаристии как о самом сильном и врагопоразительном: «Внемли же сему и Святых Христовых Таин причащайся сколько можно чаще, как только имеешь разрешение от духовного отца своего». Святой Василий Великий (IV век): «Хорошо и преполезно приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову. Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень (воскресенье), в среду, и пяток (пятницу) и в субботу, также и в иные дни, если бывает память святого…» Когда преподобного Серафима Саровского спросили: «Как часто надобно приступать к Пренебесному Таинству Приобщения?» – он отвечал: «Чем чаще, тем лучше. Кто приобщается Святых Таин – спасется, а кто не приобщается – не думаю. Благодать, даруемая Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей присутпил к Господу, Искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрыт был язвами грехов, – и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется». Св. прав. Иоанн Кронштадтский : «Чудно обновляюсь я Божественными Тайнами Тела и Крови Христовых всякий день, даже доселе, до 70-го года моей жизни, и как бы не стареюся, сохраняясь благодатию свежим и бодрым в душе и теле!

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Я ежедневно с благоговением совершаю Литургию и причащаюсь Святых Таин, и вот плоды этого причащения: очищение, освящение, обновление, победа над страстями, мир душевный… Не огорчайся на тех, которые желают чаще приобщаться Святых Таин Тела и Крови Христовых, но люби их и радуйся за них пред Богом, ибо Господь влечет их сердца, испытавшие сладость общения с Ним в сих Тайнах. …Диавол всеми адскими кознями своими старается отвращать христиан от Чаши Жизни, наводя на них маловерие, холодность и нерадение к этому величайшему Таинству христианской веры, чтоб держать людей в узах греха и смерти». Причащение Святых Животворящих Христовых Таин приносит свой плод при условии приготовления и хранения полученного: хранить мир с ближними, пребывать в молитве, воздерживаться от пресыщения, беречь язык от празднословия, постоянно стремиться к чистоте жизни чрез непрерывное покаяние; не надеяться на себя, а иметь твердую надежду на Бога и Его милость. В противном случае причастие бывает в суд и осуждение. Нельзя принимать Тело и Кровь Христовы при сомнении, что в Святой Чаше – истинное Тело и истинная Кровь Христовы, при явном пренебрежении в приготовлении ко причащению, при нарушении поста, при вкушении пищи после полунощи, при нечистоте женщины, при супружеском общении накануне. Св. прав. Иоанн Кронштадтский о сроках Святого Причащения: «Иисус же сказал им: «Я есть Хлеб Жизни, приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда; но Я сказал вам, что вы и видели Меня – и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин. 6, 35–37 ). Из приведенных слов Спасителя очевидно, что Он заповедует верующим и ревнующим о христианском желании причащаться часто Пречистого Тела и Крови Его – ежедневно, если кто может по условиям жизни своей, быть готовым приступать к Чаше Жизни. Если мы ежедневно стремимся к пище и питию тленным, земным, то тем более должны алкать и жаждать пищи нетленной и пития нетленного, которое суть Тело и Кровь Начальника жизни – Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Но это от человека зависит, потеряет он благоговение или нет, просто надо всегда готовиться и следить за собой. Например, Иоанн Кронштадтский причащался каждый день, хотя надо учитывать, что он и жизнь вел соответствующую. Неужели кто-то без частого причащения надеется достигнуть состояния как у Апостола Павла, когда он сказал про себя: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20) а ведь к этому все мы призваны, слова Христа «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Матф.5:48) обращены ко всем верующим. И совершенства можно достигать лишь пребывая во Христе для чего и нужны таинства исповеди и причастия. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни(Иоан.6:53) Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (Иоан.6:56) Советую почитать книгу: «О непрестанном причащении Святых Христовых Таин» Прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский. Ceльckiй бригадиръ 18 сентября 2010, 12:54 Марине. В древности, действительно, в эпоху гонений практиковалось более частое причащение Св. Дарами. Однако эта практика относится к периоду становления Церкви, характеризующемуся чистотой жизни первых христиан, обильными харизматическими дарами (пророчествами, исцелениями, воскрешениями мертвых и т.п.). Однако после окончания гонений в церковную ограду вошло много людей, жизнь которых не вполне соответствовала евангельским заповедям. Была введена практика раздачи и вкушения антидора в конце литургии, вместо Св. Даров, для неподготовившихся к причастию. Верные не принуждались к причастию при каждом посещении церкви, т. к. не все бывали готовы к причащению. Именно для того, чтобы в соответствии с 9-м Ап. прав. обязать оставаться в храме до окончании божественной литургии и тех, которые по тем или иным причинам не могут причаститься, заведена была раздача антидора, который принимался из рук священника по окончании литургии для вкушения и освящения непричащающихся.

http://pravoslavie.ru/39157.html

Т. II. С. 175, 176 897. Как жаждет Господь покаяния, исправления и спасения души, и клянется, что не хочет смерти грешника Душа христианская! если бы ты знала и всегда помнила, как жаждет Господь Бог твоего покаяния, исправления и спасения, то давно бросила бы свою жадность к чувственным грубым удовольствиям и «со страхом и трепетом» стала бы «содевать свое спасение». Но разве ты не знаешь, как жаждет Бог твоего спасения? Разве не знаешь, Он Сам Собою клянется, Своею вечною, ни начала, ни конца не имеющею жизнью, что Он крепко не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы он обратился и был жив во веки. «Живу Аз, глаголет Господь, яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (ср.: Иез. 33:11 ). Разве не знаешь, что Он Сына Своего Единородного дал нам, чтобы «всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:15 ). Т. II. С. 225 898. Жизнь по учению Христа дает ощутить Его Божество Живите по учению Христову, исполняйте волю Его; и вы увидите, осяжете, ощутите сами Божество Христово, тогда как нечестивец, неверующий и беззаконник и из явных чудес, творимых Христом, не познает Его Божества; ибо сердечные очи его слепы по причине страстей; ибо сатана ослепил их. Т. II. С. 260 899. Исповедничество христианское в наши дни для священнослужителей и мирян в ежедневном служении и жизни их И в нынешнее время мы можем и должны быть исповедниками Иисуса Христа пред людьми, – и, во-первых, особенно мы, священнослужители, должны открыто и смело проповедовать славу Иисуса Христа, Его чудеса и силы в нас и во всех верующих, Его вечные истины, изложенные в Евангелии, и низлагать всякое помышление человеческое, взимающееся дерзновенно на разум Божий; низлагать и пресекать глумительные, нелепые речи вольнодумцев, коих ныне размножилось больше, чем худой травы; также и богослужение общественное и частное совершать с искренним благочестием, не спеша, не потворствуя лености богатых и сильных земли, не приноравливаясь к их вкусам, или вернее, к их духовному безвкусию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Новые слова. С. 92, 93 1177. Разнузданная печать вытравляет из народа все святое Ныне нравы христиан чрезвычайно расслабели и растлились так, что для многих нет ничего святого. К такому состоянию нравов привела нашу интеллигенцию и, отчасти, простой народ разнузданная печать, особенно подпольная. Долго она домогалась полной свободы, и, наконец, достучалась. И прежде она была нередко беспутна, а теперь больше, – и как быстро распространяется, и в каком множестве! Она вытесняет слово Божие и овладевает умами и сердцами, подстрекая русский народ ко всякому беспутству. Новые слова. С. 113 1178. Тайна Воплощения, коей ужаснулось небо и удивились концы земли, неверам кажется пустой, но это потому, что они не могут понять ее величия и бездны заключенной в ней любви «Ужасеся о сем небо и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски» (ирмос 9 песни Канона). А нынешние обезумевшие и изверившиеся интеллигенты, во главе со старым безбожником, говорят: мы нимало не удивляемся этому событию, ибо не верим ему и не считаем его нужным для себя и человечества… Подойди же сюда именуемый интеллигент и безбожник, я тебя спрашиваю: отчего ты не веришь в спасительную тайну Воплощения Божия, в которую искренно и твердо верю я, – коею я утешаюсь, освящаюсь, обновляюсь, духовно питаюсь, умиротворяюсь, которая распространяет и услаждает мое сердце? Почему ты не веришь этой Животворной истине, в которую уверовало все лучшее человечество, которую оно восприняло умом и сердцем и всем существом, – за верность коей претерпело всякие искушения, всякие пытки и мучения, и приняло бесчисленные виды смертей? Почему не веришь этой Небесной истине, которую победоносно защитили тысячи премудрых святых учителей вселенских, посрамив явно всех своих противников? Не нуждаешься ли ты сам, безбожник, более всех в доверии этой Божественной истине, коей ищет по самой природе своей всякая душа, и без коей она голодна, слепа и мертва? Жалкий ты человек; ты сам себя изуродовал духовно, извратил природу души своей, алчущей и жаждущей истины и правды, которая есть «Христос правда наша, избавление и освящение» (ср.: 1Кор. 1:30 ). Пойми, что для тебя-то именно, заблудшего человека, конечно, и для всех, и пришел на землю, по Своему безмерному милосердию, твой Создатель, чтобы спасти тебя погибающего, чтобы приблизить к Себе тебя, удалившегося от Него неверием, гордостью, лукавством, непослушанием. О, если бы ты познал, какую имеет к тебе любовь Бог твой, если бы познал, от какой беды пришел Он избавить тебя, не познающего своего несчастья, своего ужасного плена греховного. О, если бы ты познал умом и сердцем, что так «возлюбил Бог мир» погибающий, что и Сына Своего Единородного дал, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (ср.: Ин. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей [ Пс. 50, 12 ]. Но чем больше мы нежим свое чрево и свою плоть сластями съестными и пиемыми, тем злее, гордее, презорливее, мерзостнее наше сердце. Для очищения его необходимо воздержание, или пост и молитва. Нищего презрел своим сытым и гордым сердцем, на нищего озлобился ни из-за чего, заповедь Господню презрел, рассыпал (о еже любити всякого ближнего, даже нищего, как себя, яко образ Божий и член Христов) – и за то Господь меня рассыпал, презрел. Слава Тебе, Господи! Слава правде Твоей. Не зависят от тебя нищие, хотя ты и подаешь им малую милостыню, – они Божьи, Богом созданы, по Божьей земле ходят, Божьими дарами довольствуются: одним солнцем освещаются, одним воздухом дышат, по одной земле ходят и из той же земли тела их, из которой и твое тело; такая же у них душа, как и у тебя, по образу Божию созданная, они так же члены Христовы, как и ты... и еще достойнее. Ты подаешь им их собственность и дар Божий; никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее [ Деян. 4, 32 ]. Зачем же ты гордишься пред ними, презорствуешь, озлобляешься на них? Сам ты не из бедных ли стал достаточным и богатым? Поступай напротив того, чего хочет ветхий человек, ветхое сердце, и делай то, что должно хотеть новое сердце, обновленное благодатию Христовою. Не как Я хочу, но как Ты [ Мф. 26, 39 ]. Воля Божия и воля, наша должны быть одно. Да будет воля Твоя [ Мф. 6, 10 ]. Воля Божия какая? Люби Бога всем сердцем, а ближнего, как себя [ Мф. 22, 37 – 39 ]. Благодарю Тебя, моего Создателя и Спасителя, яко сподобил мя еси о имени Твоем победити враги моя сильные, боровшие меня, и победоносно во словесех мудрости Твоея пребыти два класса. В третий класс я сам был виною внутреннего огня, скорби и тесноты некия ради усумнения в названии ученика именем Господним. Но и отселе происшедшую скорбь и уныние о неудовлетворительных ответах учеников при директоре я победил после классов, идучи по дороге, именем Твоим, которое я призывал и обносил в сердце, – ив мир и благонадежие претворил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Тебе единому (пред Тобою одним) согреших (согрешил я) и лукавое (то есть дело, потому что всякий грех есть дело лукавого) пред Тобою сотворих (я сотворил), яко да оправдишися во словесех Твоих (так что Ты праведен в заповедях Твоих, а я неправ в делах моих), и победиши, внегда судити Ти (и победоносен в суде Твоем над нами, преступными тварями). Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (ибо вот я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя). Се бо, истину возлюбил ecu, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми ecu (а Ты вот любишь истину и открыл мне неведомые прежде тайны премудрости Твоей). Окропиши мя иссопом, и очищуся (окропи меня иссопом, и я очищусь, то есть от грехов; под иссопом святой пророк и царь Давид разумел тот иссоп, сделанный из растений, который погружали в кровь Ветхозаветных жертв – в кровь козлов, овнов и тельцов, и которым кропили для плотской чистоты народ и освящали различные вещи; этот иссоп крови изображал кровь Господа нашего Иисуса Христа, которою мы кропим сердца свои во очищение грехов и во освящение души и тела; значит, богоотец Давид разумел здесь кровь Сына Божия, Богочеловека Иисуса Христа, излиянную за мирский живот). Омыеши мя, и паче снега убелюся (омой меня благодатию Святого Духа, и я буду белее снега). Слуху моему (то есть душе моей, которая и слышит и видит) даси радость и веселие (дай радость и веселие): возрадуются кости смиренныя (кости, Тобою пораженные). Отврати лице Твое от грех (от грехов) моих и вся (все) беззакония моя (мои) очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (создай, сотвори во мне чистое сердце и обнови во внутренности моей дух правый, то есть оправданный, новый). Не отвержи мене (не отвергни меня) от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене (от меня). Воздаждь ми радость спасения Твоего (возврати мне потерянную чрез грех радость Твоего спасения, ибо спасение Твое радостно для меня, покоит, живит и укрепляет меня) и Духом владычним (Духом владычественным, то есть Духом Божиим Святым) утверди мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010