И тогда человек, внешне м. б. и остающийся корректным и обходительным, в своих отношениях к людям – обычно старается от них поскорее и вежливо отделаться, отвязаться от их просьб и нужды. Полным типом справедливости является справедливость христианская – справедливость христианского сердца. Основной, мудрый и в то же время ясный и понятный принцип ее выражен в Евангелии словами: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, поступайте и вы с ними» ( Матф. 7, 12 ). А апостольский собор повторил это в отрицательной форме: «не делать другим того, чего себе не хотите» ( Деян. 15:29 ). Итак, не вноси в жизнь ни фальши, ни лжи, ни обиды, никакого зла. Все люди – это ближние, – не делай им того, чего не желаешь самому себе. Мало того – не только не делай зла, но и твори добро, по совести, от сердца, воодушевляясь Евангельским законом любви, милосердия и всепрощения. Ты желаешь, чтобы к тебе относились сердечно – сам открывай свое сердце ближнему. И не будь эгоистом, не считайся только со своими правами – как это делают лояльные и корректные люди – но выше всех своих прав ставь благо и пользу ближнего своего – по закону христианской любви. Часто и обычно бывает в жизни так, что к себе мы являемся слишком снисходительными, а к ближнему – требовательными и строгими. Христианская справедливость говорит иное. Господь говорил: «что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в своем глазе не чувствуешь?.. Лицемер, вынь прежде всего бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата своего..». Поэтому подвижники христианства, так скорбевшие о своих грехах, до безжалости строгие и требовательные к себе, – были так всепрощающе-снисходительны к другим, ласкою и любовию покрывая недостатки ближнего. И вообще, христианское правило жизни учит нас в прискорбных случаях жизни, напр., ссорах, неприятностях и т. д., – причину их искать не в других, а в себе самих – в своем грехолюбии, неуступчивости, самолюбии и эгоизме. Таким образом, христианская справедливость требует от нас снисходительности к другим. Но и этого мало. Она зовет нас к тому, чтобы в каждом человеке мы видели именно брата – брата во Христе, возлюбленное творение и образ Бога всемогущего. И как бы ни падал человек, как бы ни затемнял он в себе образ Божий грехами и пороками, мы все же должны искать в душе его искру Божию – как это сумел сделать Достоевский в своих «Записках из Мертвого дома» (с каторги). «Грехи грехами, а основа в человеке – образ Божий... Грех ненавидь, а грешника люби», – говорил когда-то о. Иоанн Кронштадтский ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Что особенно важно и составляет жизнь какого-либо существа, то Творец положил, сокрыл далеко в глубине, внутри того существа. Это мы видим везде. Так и в человеке: душа находится в самой средине его существа, в сердце, почему и называется часто душа сердцем, а сердце – душою. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. [ Пс. 142,4 ]. Сердце чисто... и дух прав... [ Пс. 50,12 .] Отдайте, молельщики, Богу ваше сердце, то любящее, искреннее сердце, которым вы любите своих детей, родителей, благодетелей, друзей, в котором вы ощущаете сладость непритворной чистой любви. Иногда в продолжительной молитве только одна минута бывает истинно угодна Богу и составляет истинную молитву, истинное служение Богу. Главное в молитве – близость сердца к Богу, свидетельствуемая сладостию Божиего присутствия в душе. Да будет так, как Я хочу, а не как ты. Вот какой державный голос слышит всегда душа наша, падшая в грех и желающая выйти из состояния душевной греховной скорби. Да будет так, как Я хочу: или понеси соразмерное греху покаяние во глубине сердца и возвратись на путь жизни, Мною указанный, или неси соответствующее греху наказание, от Моего правосудия определенное, – иначе грех твой будет мучить тебя как уклонение от законов Моих. И душа наша тогда только вкусит покой, когда, действительно, или принесет во глубине сердца соответствующее греху раскаяние, или понесет должное от Бога наказание. О всесильная и всеправедная держава Бога нашего, правящая невидимо невидимыми нашими душами, вечная слава тебе! Слава Тебе, Боже, Спасителю наш! Да будет воля Твоя над нами! Безумный! Зачем ты сам налагаешь на себя бремя излишним употреблением пищи? Что за жадность слепая? А еще причащаешься животворящих Таин! Есть меньше, особенно вечером. Когда крепкий мучитель сильно и мучительно борет тебя и ты изнемогаешь в борьбе с ним, тогда воззови к Спасителю и скажи Ему: Господи! Свяжи крепкого, я без Тебя не могу побороть его. Или если он хулит в тебе Господа или пречистые Тайны, не обращай внимания на его хулы и оставь его, презренного и злобного, при своих хулах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

155 текст: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт.1:28 ). 159 слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:26–27 ). 160 патерик. Глава 5-я «Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней», ст. 35. 164 «Одни ли иудеи распяли Иисуса Христа? Нет – и мы с вами, братья мои; каждый из нас влил в ужасную чашу Его страданий много горькой желчи. Ибо в нас действуют те же страсти, кои действовали в распинателях Христовых: то же самомнение, та же гордость, та же злоба, та же зависть, то же пристрастие к внешности и пренебрежение внутренней добродетелью – искренним смирением и благочестием, искренней верой и любовью; то же лицеприятие, раболепствующее сильным, знатным, богатым и презирающее бессильных, простых, бедных, незнатных; то же Иудино сребролюбие, та же Иудина алчность, предающие Христа в лице Его членов; та же неправда, то же непочтение к родителям, то же оставление правосудия милости и веры, то же лицемерие, какие были у распинателей Христовых... Каждая страсть, действующая в нас ко вреду ближнего или к его соблазну, есть вторичное каждым из нас распинание Сына Божия. Зло, причиняемое ближнему, причиняется и Самому Христу» (св. прав. Иоанн Кронштадтский : «Моя жизнь во Христе») 165 «О, зависть – корабль осмолённый, адский, гибельный! Твой владелец – диавол, кормчий – змий. Каин – главный гребец. Диавол дал тебе в залог бедствия; змий, будучи кормчим, привёл Адама к смертному кораблекрушению; Каин – старший гребец, потому что из-за тебя, зависть, он первый совершил убийство. У тебя от начала мачтою служит райское древо преслушания, снастями – ветви грехов, матросами – завистники, корабельщиками – демоны, вёслами – хитрости, рулём – лицемерие.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Впрочем и всякая иная церковь христианская, во все продолжение спасительного периода св. крещения (или первого воскресения, именуемого Блаженным тысячелетним царствованием Иисуса Христа на земле), привлекала и будет привлекать к себе обращающихся иудеев в награду за сохранение Слова Истины, ибо Светильник Истины дает Себя знать издалека и видится теми, которые искали Его» («Начало и конец нашего земного мира», часть 1). Свт. Тихон Задонский: «Так и грешник, когда очувствуется и от грехов к Богу обращается, уже как бы лицом к Нему стоит, и воздает Ему почитание, как Богу и Создателю своему, внимает святым Его устам, и что в Писании Святом говорит, то все и исполнять старается, и везде, где ни находится, душевными очами и верою видит перед собой Бога, а всякого греха в деле, слове и помышлении опасается, чтобы не прогневать Его. Об этом говорит пророк: «Всегда видел я пред собою Господа» (Пс.15:8). Это истинное обращение, истинное пробуждение от греховного сна, истинное покаяние, истинное воскресение душевное! Блажен человек, который так воскреснет и пребудет в том до конца! Воистину такой воскреснет в последний день не в смерть, а в жизнь и блаженство вечное! “Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти” (Откр. 20:6)» («Сокровище духовное, от мира собираемое, 71). В другом месте свт. Тихон подобным образом пишет: «Так, кто здесь воскреснет, тот непременно, если и умрет, жив будет, ибо воскреснет в общее воскресение в жизнь вечную, по неложному обещанию Господа нашего: “Изыдут творившие добро в воскресение жизни” (Ин. 5:29). “Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом” (Откр. 20:6). Эти знаки и плоды истинно обратившегося и кающегося можно видеть как в Святом Писании, так и в церковной истории, они и ныне примечаются в обратившихся и чистосердечно кающихся» («Об истинном христианстве, ч. 2, ст. 1, гл. 5). Сщмч. Фаддей (Успенский): «Если до Христа язычники были исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия (Рим. 1:29), делали всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф. 4:19), то по пришествии Христа как процвела эта духовно мертвая пустыня! Как люди, всецело прежде сердцем привязанные к земле с ее страстями, бросали все земное по одному слову Христа: “Иди за Мной” или слагали свои достояния к ногам апостолов! Какой приток новой духовной жизни почувствовали они в себе, если никакие гонения мира, страдания и смерть не могли отнять у них радости Христовой (Ин. 16:22)! Это – “воскресение первое”, духовное (Откр. 20:5), от умерщвляющих дух страстей» («Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице»).

http://bogoslov.ru/article/3411129

Производит чудо Бог. Совершает Он их в ответ на наши молитвы. Для совершения чуда нужна вера ( Мф. 9:2; 9:28; 17:20; 21:21 ; Мк.9:23–24 ; Ин.14:12 ). Необходимо также жить по заповедям Божиим: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин. 14:21 ). Очевидно, что неверующий не может совершить чудо. Не творит Господь чудо и через грешников: мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает ( Ин. 9:31 ). Вера и исполнение заповедей – необходимые условия. Однако это не значит, что человек может совершать чудо, когда пожелает. Когда Иисус Христос сказал: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его ( Мк. 11:23 ), Он в образной речи показал великие возможности для верующего. Человеку не нужно передвигать земляные горы, когда вокруг столько громадных гор человеческого греха. Господь установил законы видимого мира. Жизнь человека и дело его спасения совершается в пределах этого заданного порядка. Бог действует в мире, сохраняя естественный строй жизни. И только в определенных обстоятельствах, когда в этом есть особая необходимость, Он отменяет «естества чин». Потому чудес в жизни сравнительно немного. Господь подаёт чудесным образом помощь, когда все естественные возможности исчерпаны. И даже в этом случае Он совершает чудо только тогда, когда оно необходимо для спасения. В иных случаях полезно пройти через болезнь, чтобы в огне этих скорбей сгорели пагубные греховные страсти, являющиеся причиной серьёзного недуга, и сохранение которых может лишить человека вечной жизни. Сам Господь определяет, через кого совершать чудеса. Одних Бог избрал святителями и пастырями, иных наделил разумом духовным, чтобы быть старцами, другим дал сугубую благодать творить в изобилии чудеса (свят. Николай, преп. Серафим Саровский , св. прав. Иоанн Кронштадтский и др.). В житиях некоторых великих святых мы не находим описания чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

То, что может стоять между нами и Богом, это идол. Идолом для человека может быть и его семья, его работа, его хобби, его привязанность к деньгам, сексу, алкоголю и наркотикам. Все то, что препятствует нам видеть Бога на первом месте, моментально оказывается идолом. Дух идолопоклонства может проникнуть и в сферу нашей религиозной жизни. Даже духовник или иерарх может оказаться идолом (истуканом), если своим авторитетом, своим диктатом и давлением он окажется между нами и Божьим Законом. В таком положении оказались католики, возвеличившие степень достоинства римского папы. Папа для них заслонил и подменил Христа. Когда в России императоры почитали себя главою Церкви, это был не папизм, а цезаро-папизм. Императорская власть исключила власть патриарха, и Петр I упразднил патриаршество. Св. Филарет (Дроздов) в письме на имя Николая I писал: «Что ж, Вам удалось поставить на колени Православную Церковь России, но помните, следующая очередь Вашего престола…». Некогда, еще при жизни св. и прав. Иоанна Кронштадтского , вокруг него образовалась странная группа людей, которые называли себя «иоаннитами». Они верили в то, что батюшка Иоанн – как Бог. Некоторые считали за счастье броситься под его карету. Эти люди превратили истинного святого в идола. Для сектантов-«богородичников» Дева Мария оказалась кумиром и идолом. Для протестантов идолом оказалась Библия , буква убила их сознание, и они не увидели, не ощутили дух Писания. Идолопоклонство является ужасным грехом в глазах Бога, особенно когда на место Бога поставляется тварь. В Послании к Римлянам сказано: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям…» ( Рим. 1:21–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А еще я вам скажу: вечером все будете на земле, а утром восстаните — все уйдете в землю. Без войны война идет.» 50. Прошу не счесть за оскоробление кого-то... (и будто нарушение правил сайта)... а за некоторую грубость слова прошу снисхождения... А может быть, вопрос поставлен изначально неверно? «Россия без царя погибнет» - примерно так часто говорил св.прав. Иоанн Кронштадтский. Но она и погибла. Уже погибла, когда осталась без царя. - Это надо понять, чтоб правильно начать разрешать беду. Прежде нужен правильный диагноз болезни, - это условие успешного лечения. Той России уже нет, погибло всё, - где-то говорят пророчески св.отцы, и продолжают, - но вновь будет восстановлена. «По старому образцу» - говорит св.прав. Иоанн Кронштадтский. Т.е. это разные понятия: «погибла Россия и ее нужно заново восстанавливать, как бы с нуля». Или же: «еще не погибла, и нужно хранить то, что есть, и на этом строить». Ныне руины. Ныне Россия в духовном смысле как после бомбежки какой-то сильнейшей. Мертва Россия в духовном смысле. Убили. Спит сном смертельным. В коме бездвижной. Ее реанимировать надо. Из мертвых воскрешать. - Все это говорю с точки зрения духовно-православной, а не с внешней. (С внешней, конечно, далеко не так. С внешней Россия не погибла, но стоит. Но погибло нечто то, что было в духовном смысле свойственно русскому народу, - жизнь духовно-благодатная. И не в 19 веке... Не вот-вот до революции... - Как хотят это некоторые ошибочно представить. - Но значительно ранее. В веках так примерно до 16-го. Т.е. когда Русь наиболее была благодатной, - века примерно 14-15.) А ныне кто это понимет? Ныне на этих руинах хотят что-то еще построить. (Опять говорю только в духовно-православном смысле, а не в каком-то еще.) Хотят сделать косметический ремонт. Увидели: разруха. Но ужаснулись предстоящей большой работе. И решили надеть некие розовые очки. И делают косметический ремонт. Внутри сгнило все, а они снаружи блеск наводят. Для чего? Для кого? Итак, как стоит вопрос: «погибнет» или «погибла»? - Вот что прежде надо определить.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/09/...

Состав Общества § 3. Общество состоит из неограниченного числа членов обоего пола, всех званий, сословий и вероисповеданий, за исключением: а) несовершеннолетних, б) учащихся в учебных заведениях, в) нижних воинских чинов, состоящих на действительной военной службе и г) лиц, по суду ограниченных в правах и лишенных прав. § 4. Члены Общества разделяются на членов – учредителей, почетных, действительных и сотрудников. § 5. Учредителями Общества именуются все те лица, которые принимали участия в составлении Устава и осуществлении его. Почетными членами Общества состоят лица, сделавшие значительные пожертвования в пользу Общества или оказавшие ему иные существенные услуги и утвержденные в этом звании Собранием уполномоченных Общества, по представлению Правления. Примечание 1. Почетным членам и членам учредителям выдается по определению Собрания уполномоченных диплом и право ношения на груди с левой стороны утвержденного Правительством значка. Примечание 2. Действительным членам выдается право на жетоны двух сортов: серебряные и золотые. Золотые в тех только случаях, если действительный член привлечет в Общество не менее 50 лиц. Примечание 3. Жетоны и значки приобретаются Правление за счет каждого члена. § 6. Действительными членами Общества считаются: 1) лица, внесшие одновременно не менее 50 руб. Эти члены именуются постоянными и им выдается на это звание диплом и 2) лица, кои обязались уплачивать на нужды Общества ежегодно не менее 3 руб. (эти деньги по желанию могут быть уплачиваемы по полугодно). Примечание. Действительные члены утверждаются в своем звании Правлением Общества. § 7. Членами – сотрудниками состоят лица, вносящие ежегодно не менее одного рубля, и лица, безвозмездным своим трудом содействующие развитию, расширению и процветанию Общества и его лечебницы. Члены – сотрудники не пользуются в общих собраниях правом совещательного голоса; так как они выбору не подлежат, им выдается на это звание свидетельство. § 8. При открытии действия Общества, временно, до избрания уполномоченных, Правление избирается учредителями Общества из своей среды. § 9. Член Общества, действия которого нарушают интересы оного, может быть исключен из состава Общества по постановлению общего собрания уполномоченных. Читать далее Источник: Отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) : [о его благотворит. деятельности]. - [Санкт-Петербург : тип. И. Гольдберга, ценз. 1902]. - 76 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

До Святой Руси рукой подать/только руки что-то онемели/ни перекреститься ни обнять/шаг вперёд как два шага от цели/ Вячеслав 20 сентября 2021, 21:27 Читательница20 сентября 2021, 04:26 " И, к нашему общему сожалению, РФ до сих пор не достигла уровня этих стран ни по защите прав трудящихся, ни по уровню жизни и развитию экономики. " Это в свое время достигли большевики... Елена О. 20 сентября 2021, 16:35 Читательница20 сентября 2021, 04:26 " Давайте посмотрим за пределы России - положение трудящихся было подобным во многих странах в то время, но оно постепенно и довольно быстро улучшилось без миллионов жертв и полнейшего разрушения страны " . Может посмотреть надо повнимательнее? Слово революция явно не древнерусское. Юрий Георгиев 20 сентября 2021, 08:58 Дмитрию с уважением! Посмотрите фильмы, представлены здесь на сайте: Гибель империи. Российский урок. Вы живете старыми образами, насажденными противниками рода человеческого. И надо помнить в то время во всем мире не было того материального благополучия, эмиграция европейцев за лучшей жизнью в Америку тому доказательство. Земля наша не рай, а человек упорно хочет доказать обратное, ну и строит " лагеря " для общего счастья. Читательница 20 сентября 2021, 04:26 Многоуважаемый Дмитрий, факты, которые Вы приводите истинны, но они нисколько не оправдывают революции (если это то, что Вы хотели выразить). Давайте посмотрим за пределы России - положение трудящихся было подобным во многих странах в то время, но оно постепенно и довольно быстро улучшилось без миллионов жертв и полнейшего разрушения страны. И, к нашему общему сожалению, РФ до сих пор не достигла уровня этих стран ни по защите прав трудящихся, ни по уровню жизни и развитию экономики. Благодарю Екатерину Сергеевну за прекрасную статью. Я видела интервью с князем Никитой Дмитриевичем, когда, он передавал свою коллекцию в Ростов, глубоко прискорбно, что осталось так мало таких русских людей. Дмитрий 18 сентября 2021, 20:00 Легко говорить о царском времени в ярких красках, когда ты представляешь себя барином, не меньше. А вот если представить себя крестьянином того времени!, и почитать факты как им трудно жилось, сколько шкур сдирали с них банки за выкуп собственной земли(в 4-5 ричном размере), вот тогда умный человек и задумается: позвольте, значит не просто так копали, значит что-то не то в системе царявластия,значит гниль была в управлении и отношении к жизни и быту бедных людей, как выражался о. Иоанн Кронштадтский, когда на балы тратили по десятки тысяч! тех рублей, а в Кронштадте и в России было сотни тясяч бедных

http://pravoslavie.ru/141743.html

Письма. Ч. II. С. 278. 694. Чем кто развращеннее, тот более проступки своих ближних увеличивает и обнародывает, – и наоборот 9. Рассматривать, кто каково живет, есть знак развращенной совести и непотребной души. Нет никого столь строгого наблюдателя чужой жизни, кроме живущего распутно. Никто не соблазняется малым несовершенством других, как тот, который наполнен сам несовершенств; никто столь не переосуждает ближнего как тот, который в жизни своей вдался во всякие пороки и беззакония. Истинная справедливость состоит не в том, чтобы на ближнего гневаться, но соболезновать. Злой человек недостатки душевные других видит прилежно, и хотя бы оные были весьма малы, смотря на них, соблазняется; добрый же человек сострадание имеет к грешникам, и с милосердием к ним тщится об их исправлении. Чем кто развращеннее, тем более проступки своих ближних увеличивает и обнародывает; и чем кто добродетельнее, тем более оные скрывает и ближним состраждет. Письма. Ч. II. С. 285. 695. Страх Божий, приличный сынам, во век пребывает, не имеющие его боятся безделицы 40. И самые пламенеющие любовью духи, каковы суть Херувимы и Серафимы, смиряются пред Господом Славы, трепещут и трясутся, покрываясь крыльями, ибо не могут без страха воззреть на любящее Лицо Господне. Свято сказано: страх Господень чист, во век пребывает (ср.: Пс. 18:10 ); бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его ( Пс. 33:10 )… Вы скажете: совершенная любовь изгоняет страх, как говорит Апостол Иоанн. Действительно, изгоняет тот страх, который требуется от рабов; но страх, который надлежит иметь сынам, вовеки пребывает... Пламенное сердце сильно горит любовью, так, что трепещет и трясется, как бы чем не прогневать Господа, а прочие страхи гонит прочь. Не боящиеся Бога грешат и всякой безделицы боятся, и ужасаются человеческого страха; в этом довольно им наказания за то, что Бога не боятся. Письма. Ч. II. С. 327. 696. Присутствие в театре показало пустоту и мрак в сердцах бывших там 49. Чтобы составить дружескую кампанию, убедительной просьбой приглашали меня некоторые в театр. Быв охотник до таких зрелищ, я согласился. Пришли; началось действие, и все устремились вниманием своим на действующих. Мне что-то не понравилось; я обратился вниманием моим на все собрание, и тотчас мысль внушила мне: разумей истину! Зри и виждь, чем они занимаются! Тогда напал на меня ужас; я видел мысли уклонения сердца каждого во мрак. Священная мысль открывала более и более сердцу моему заблуждение народа в забавах его. Тут-то мне явилось то, чего телесные глаза видеть не могут. Едва удерживался от слез; пала на сердце жалость к народу. И так хотел уйти. Но, чтобы не обратить на себя взоров публики, с великим терпением дождался времени окончания, и с тех пор ни в каком подобном общем собрании более не бывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010