Основателем подвижнической жизни в скиту был св. Макарий Египетский . Из отцов, подвизавшихся в скитской пустыне, особенно известны: Арсений Великий , наставник императоров Аркадия и Гонория (450 г.), Пимен Великий при Феодосии Младшем, Иоанн Колов. Пустынники скита были самыми строгими по подвигам воздержания. «Отцы скитские, говорит Иоанн Колов, вкушали хлеб с солью, и говорили: не должно бы нам обременять себя хлебом и солью. Потому они и сильны были в деле Божием». Келии иноков были так просты, что они выстраивали их в один день. Одежды носили они ветхие, сшитые из пальмовых листьев. Спали обыкновенно на полу, на циновках, подкладывая под голову связки из тростника, которые служили и седалищем. Рукоделие иноков скита было простое: плетение рогож, корзин из тростника, вязание сетей и под. Такие рукоделия имели то преимущество, что они от людей, изнуренных постом, не требовали усиленного труда, совершались в келии и, по простоте своей, не развлекали мысли иноков. В скиту не было общежития иноческого и подвижники скита, живя в отдельных келиях по одному, или с несколькими учениками, содержались трудами рук своих. В субботу и воскресенье иноки обыкновенно выходили из своих пустынь и собирались в церковь для общих молитв и для причащения св. тайн. Духовный надзор за иноками имели пресвитеры 4-х церквей скита, а для распоряжения имуществом церковным избирался особый эконом. Средства церковные шли на поддержание церквей, при которых, кроме того, были больницы для престарелых и больных иноков. – Решение важных дел скита зависело от собрания старцев; собрания бывали обыкновенно в церкви, большею частью в субботу и воскресенье, когда иноки собирались для присутствования при богослужении. По числу подвижников скитская пустыня немного уступала нитрийской горе, так как в IV-м веке число иночествующих в скитской пустыне простиралось до 3,500. Хотя скит был удален от горы нитрийской на 24 часа пути, но главные старцы обеих пустынь имели вначале частые сношения между собою. Некоторые из старцев нитрийских имели келии в скиту, куда удалялись по временам для большого безмолвия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

2. Преп. Иоанн Колов . Причисляется к величайшим египетским подвижникам. Колов означает «малый», так как был он небольшого роста. В скит пришел он вместе со своим братом Даниилом и предал себя подвигу с таким рвением, что Даниилу приходилось его вразумлять. Был он учеником преподобного Памвы, а впоследствии учителем преподобного Арсения Великого . Его соучеником у аввы Памвы был и преподобный Паисий Великий. Однажды, когда он и Паисий беседовали о том, по какой стезе подвижничества им пойти, явился им Ангел Божий и повелел Иоанну остаться на своем месте и назидать других, а Паисию идти в пустыню и жить отшельником. Дабы испытать послушание Иоанна, святой Памва приказал ему поливать воткнутую в землю сухую жердь, пока она не зазеленеет. Без размышлений и сомнений ежедневно поливал Иоанн сей сухой ствол целых три года, пока и вправду, при содействии Божием, не покрылся он листвой и не уродился плодом. Тогда авва Памва набрал плодов с сего дерева, отнес их в храм и раздал братии со словами: «Приступите и вкусите от плода послушания!» У преподобного Иоанна Колова было множество учеников. Сохранились некоторые из его мудрых изречений. Мирно упокоившись, вошел он в радость Господа своего. 3. Преп. Матрона Цареградская . Родом из Пергии Памфилийской. Быстро наскучил ей брак с неким цареградским вельможей Дометианом, так что ушла она тайно из дома, переоблачилась в мужскую одежду и под именем Вавилы поступила в монастырь преподобного Вассиана в Царьграде. Но так как муж постоянно искал и преследовал ее, то была она вынуждена переменить много мест: подвизалась в Емесе, затем на Синае, в Иерусалиме, в Бейруте и наконец снова пришла в Царьград. Приняла она монашество на 25-м году жизни и несла сей подвиг в течение 75 лет. Всего прожила 100 лет. Мирно скончалась, будучи игуменьей одной из цареградских обителей, и переселилась в радость Господа своего. Было это в 492 году. 4. Преп. Евфимий Дохиарский и его ученик Неофит . Сербы по происхождению и родственники высших византийских аристократов. Евфимий сначала был сподвижником преподобного Афанасия [Афонского] и экономом его Лавры, а затем основателем монастыря Дохиар. Мирно упокоился в 990 году. Его племянник Неофит наследовал своему дяде в игуменстве Дохиара, умножил братию и построил большую церковь . Упокоился в начале XI столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Рассказывают об одном исправившемся, что, когда товарищи недоброй жизни, встретив его, звали на прежние дела, он сказал им наотрез: «Я уже не тот», и, отвернувшись от них, пошел своею дорогою. Так-то сильна и многозначительна первая, полная и неотступающая решимость! Она дает ту крепость и силу воли, которую не сильны поколебать даже и более нежные связи, чем сотоварищество. Святой Иоанн Колов в «Достопамятных сказаниях» предлагает на этот предмет такую приточную историйку. «В одном городе жила красивая прелестница, имевшая много поклонников, понравилась она и правителю области. Раз он сказал ей: обещай жить целомудренно, и я женюсь на тебе. Она согласилась и поступила к нему в дом. Но прежние поклонники ее не переставали искать ее и, узнав, что она взята правителем, обдумывали, как бы выманить ее оттуда. Если, рассуждали они, мы прямо пойдем в дом, то правитель засадит нас в тюрьму, а мы сделаем вот что: пойдем позади дома и свистнем; она узнает наш свист, и выйдет к нам. Так и сделали. Но остепенившаяся прелестница, услышав свист, заткнула уши и, вбежав во внутренние покои, заперла двери». Притчу эту святой Иоанн Колов толковал так: прелестница – грешная душа; ее друзья – страсти и грешные люди; правитель – Христос; внутренний покой – сердце, преданное Христу; свистание – соблазны помыслов и встреч. Так обратившаяся ко Господу душа всегда убегает в сердце, чтобы в молитве предстать там Господу и тем разгонять восстающие соблазны. Вот как греховные верви, порванные первою решимостию работать Господу, удобно разрываются потом и всякий раз, как враг замышляет снова опутать ими исправляющегося грешника. Пс.118:62 .  Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея Этот стих и два последние указывают, какие приемы берутся, дабы удобнее отторгнуться от уз греха. Многое и из сказанного доселе имеет тот же смысл, потому что и то, чтобы обдумать все порядки новой жизни и определить их заповедями, есть прием противостояния греху, – и то, чтобы наперед готовиться к возможным встречам, могущим соблазнить, есть тоже прием; прием и то, чтобы порвать все грешные связи и изменить обычаи, питающие грех. Но здесь указываются самые решительные приемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого впоследствии вышли знаменитые учители Сирийской церкви. ( < < back) его — 1 января. ( < < back) провинция римской империи, находилась на востоке Малой Азии. Кесария — главный город Каппадокии. ( < < back) был, между прочим, и в египетских пустынях; так он пробыл некоторое время в Нитрийской горе. Сирский жизнеописатель говорит, что Ефрем виделся здесь с богоизбранным иноком Паисием, а Иоанн Колов, повествуя о жизни Паисия, описывает и беседы Паисия с «великим между сирийскими подвижниками отцом». «Был у нас здесь человек Божий Сириянин, старец великий между отцами, просвещенный умом и сердцем», — так говорят Иоанн Колов. ( < < back) Ефрем оставил после себя весьма много сочинений. В одних он — толкователь Священного Писания; (Святой Ефрем, по словам святого Григория, писал толкование, начиная с сотворения мира до последней благодатной книги); в других — обличитель ересей и песнопевец Церкви, в иных — учитель христианской жизни и в частности проповедник сокрушения сердечного. Сочинения последнего рода составляют как бы печать души преподобного Ефрема и вместе его славу на все века. Святой Григорий Нисский говорит, что «плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом, — день и ночь лились у него слезы; но лицо Ефрема цвело и сияло радостью, тогда как ручьи слез лились из глаз его. Но и там, где Ефрем говорит о сокрушении, он возносится мыслью к благости Божией, изливает благодарение и хвалу Всевышнему». Все нравственные наставления его благоухают сердечным умилением. Не одно свое наставление так начинает Ефрем: «Сокрушайся, душа моя; сокрушайся о тех благах, которые ты приняла от Бога и погубила. Сокрушайся о делах злых, сделанных тобою. Сокрушайся о всем том, в чем показал Бог Свое долготерпение к тебе. Придите, братья мои, придите рабы Христовы, будем сокрушаться сердцем и рыдать перед Ним день и ночь. Придите, будем помышлять об оном страшном и грозном суде и следующем затем нашем осуждении».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Так смирять себя — есть лучший способ хранить свой ум чистым от всякого страстного помысла. Однако многие подвижники этого не разумеют, и мыслить так не могут, но отчаиваются, не умея держать себя умом во аде и вместе уповать на милость Божию… Не вступая вовсе в беседу с помыслом, всею мыслью и всею силою надо прилепиться к Богу и говорить: «Господи, я грешен и недостоин Твоей милости, но Ты по единому милосердию Твоему спаси меня»… Душа часто за один помысл сомнения в милосердии Божием, — «а ну-ка Господь не простит», — теряет много… Отчаяние же хуже всего, это — хула на Бога, будто бы Он не в силах спасти, или мера грехов наших может превзойти меру милосердия Божия… Он грехи всего мира полностью взял на Себя… Если мать все прощает своему дитяти, потому что оно неразумно, то тем более Господь прощает, если мы смиряемся и каемся… Духовная брань во многом похожа на обычную войну; и в этой нашей брани также нужно быть мужественным. Духовное мужество состоит в крепком уповании на милость Божию. Мужественный подвижник если и попадет в грех, или прельстится и собьется с доброго пути, или даже поклонение воздаст бесу, — не теряется, но сейчас же с полным упованием обращается к Богу с покаянием, и тем побеждает врагов; а немужественная душа — смущается, отчаивается, и так пропадает… Когда кто собьется с доброго пути и впадет в прелесть, то, прежде всего, необходимо принести покаяние пред духовником, рассказав ему все. После такой исповеди действие прелести ослабнет, а потом, хоть и не сразу, но придет и полное исправление. Многие сбиваются, но, к сожалению, немногие исправляются. Многие сначала получают благодать, но очень немногие возвращают ее после того, как потеряют. Монах спросил: — Почему Преп. Иоанн Колов стал молиться, чтобы возвратились на него страсти? На это Старец ответил: — Преподобный Иоанн Колов своим горячим покаянием скоро преодолел страсти, но любви к миру и молитвы за мир не получил, и когда ощутил покой от страстей, тогда ослабела в нем молитва, и потому он стал просить, чтобы возвратились на него страсти, так как, борясь со страстями, он пребывал в непрестанной горячей молитве. А если бы он, после преодоления страстей, достиг и молитвы за мир, то не нужно было бы ему, чтобы возвратились искушения, потому что когда человек борется со страстями, тогда не может он чисто созерцать Бога или пламенно молиться за мир… Я так думаю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

40. Однажды брат пришел в келлию аввы Иоанна Колова для духовной беседы. Когда настал вечер, — брат хотел возвратиться. Но душеполезная беседа продолжилась, и незаметно для них наступило утро. Авва встал, чтоб проводить брата; но беседа продлилась до шестого часа. Авва ввел опять брата в келлию; они разделили трапезу; после нее брат ушел [ 1317 ]. 41. Сказывали о авве Иоанне, что плату, получаемую им за жатву, он приносил в Скит, говоря: «Мои вдовицы и сироты — все в Скиту» [ 1318 ]. 42. Авва Иоанн Колов был в великом преуспеянии умной молитвы и переходил от нее в состояние духовного видения. Однажды брат пришел к нему взять корзины. Он вышел к нему и сказал: «Брат! чего ты хочешь?» Брат отвечал: «Мне нужны корзины, авва». Старец вошел в келлию, чтоб вынести корзины, и, забыв о них, сидел. Брат опять постучался, и когда старец вышел, то напомнил ему о корзинах. Старец взошел в келлию, и опять сидел, забыв о корзинах. Брат постучался в третий раз. Старец вышел к нему и говорит: «Чего хочешь ты, брат?» Брат отвечал: «Корзин, авва». Старец взял его за руку, ввел в келлию, сказав: «Если тебе нужны корзины, — возьми и иди! мне недосуг» [ 1319 ]. 43. Однажды хозяин верблюдов пришел к авве Иоанну, чтоб взять его корзины и увезти их, куда следовало по назначению. Авва взошел в келлию, чтоб вынести ему корзины, и, взяв одну корзину, забылся, потому что ум его был восхищен к Богу. Хозяин верблюдов опять обеспокоил его, постучавшись в двери. Авва вышел к нему; но, возвратясь в келлию, опять забылся. Хозяин верблюдов постучался в третий раз. Авва вышел к нему, и, возвращаясь в келлию, твердил: «Корзины — верблюд, корзины — верблюд». Твердил он это, чтоб снова не забыться. 44. Поведали о нем: «От необыкновенного соединения с Богом умною молитвою он не оставил ее и тогда, не поколебался, когда однажды диавол, приняв образ змея, обвился около его тела, пожирал его плоть и выкидывал ее ему на лицо» [ 1320 ]. 45. Однажды в Скиту несколько старцев вкушали вместе пищу. В числе их был и авва Иоанн Колов. Некоторый пресвитер, муж великой святости, встал, чтоб подать трапезовавшим по чаше воды. Но из уважения к пресвитеру никто не согласился принять от него, кроме Иоанна Колова. Старцы удивились и сказали ему: «Как ты, меньший всех, осмелился принять услужение от пресвитера?» Он отвечал: «Когда я встаю подавать чашу, то радуюсь, если все примут ее, как получающий большую мзду [ 1321 ] : по этой же причине теперь и я принял чашу, желая доставить ближнему мзду. Как бы он не огорчился, если б никто не принял от него» [ 1322 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Uoahh Колов, прп. Описания иконы Иоанн Колов, прп. - житие Преподобный Иоанн Колов подвизался в египетской пустыне в V веке в монастыре преподобного Пимена Великого (память 27 августа). От названия этой пустыни впоследствии стали именоваться «скитами» иноческие пустынные обители, в которых монахи подвизались в строгом уединении и безмолвии. Преподобный Иоанн был кротким, смиренным и трудолюбивым иноком. В эту обитель юный Иоанн пришел со своим братом Даниилом. Вначале Иоанн подвизался без духовного руководителя, но Господь вразумил его, что строгие подвиги необходимо исполнять под наблюдением опытного в духовной жизни старца. Однажды преподобный Иоанн сказал брату, что не хочет заботиться об одежде и пище, а желает жить подобно Ангелам. Сняв одежды, он вышел из келлии. Ночью был сильный мороз, и обнаженный Иоанн вскоре начал стучаться в дверь келлии. Даниил не сразу открыл брату, сказав, что Ангел не заботится о своем теле. Понял преподобный Иоанн, что слишком понадеялся на себя и горько зарыдал. После этого вразумления преподобный Иоанн прише[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1947

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010