176. Один отец говорил об авве Иоанне: «Кто сравнится с Иоанном, который своим смирением повесил весь Скит на одном малом пальце своем?» 177. Кто-то из отцов спросил авву Иоанна Колова: «Что есть монах?» Он отвечал: «Труженик. Ибо монах всегда работает до утомления. Вот что есть монах!» 178. Авва Иоанн Колов рассказывал. Один старец, исполненный Духа, сделался затворником, и был знаменит в городе, и имел великую славу. Ему было открыто: «Вот один из святых скоро разрешится от тела, пойди простись с ним, прежде нежели он почиет». Старец размышлял сам в себе: «Если я выйду днем, то соберется народ, много будет молвы обо мне и после я не найду покоя. Итак, я пойду вечером, в сумерках, и никто не увидит меня». Он вышел из кельи вечером, думая укрыться. И вот два Ангела со светильниками посланы от Бога светить ему. И потом весь город сбежался смотреть славу его. И чем более он хотел убегать славы, тем более прославился. Здесь исполняется слово Писания: а унижающий себя возвысится (Лк. 14: 11). 179. Авва Иоанн Колов сказал: «Нельзя выстроить дома сверху вниз, но надобно строить от основания к верху». Спрашивают его: «Что значит это изречение?» Авва отвечал: «Основание есть ближний; его ты должен приобретать, и с этого начинать». Ибо сказано: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя, на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22: 37–40). 180. В Киновии жил один брат, весьма сильный в подвигах. Братия в Скиту, услышав о нем, возжелали видеть его; и пришли в то место, где он работал. Он приветствовал их, потом отвернулся и стал работать. Братия, видя, что он сделал, говорят ему: «Иоанн, кто тебя облек в схиму? Или кто тебя постриг в монахи? Видно, он не научил тебя принимать от братий милоть и говорить им: «Помолитесь» или «Сядьте». Он отвечал им: «Грешный Иоанн не имеет времени для таких дел». 181. Некоторые отцы пришли к авве Иосифу в Панефос спросить у него, как принимать братий, приходящих издалека? Должно ли, из снисхождения к ним, беседовать с ними свободно? Еще они не успели спросить его, как старец сказал своему ученику: «Смотри, что я теперь буду делать, и не мешай».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Так сей блаженный Иоанн, укрепляемый молитвами святого Паисия, преуспевал в постничестве. «Когда я по временам сидел у преподобного Паисия, — пишет блаженный Иоанн Колов, — приходили к нему некоторые иноки, желая слышать от него полезное для их души слово и при этом часто просили его: — Поведай нам, отче, о нашем спасении, — как мы должны жить для Господа? Старец же на это говорил им: — Соблюдайте заповеди Божии и сохраняйте отеческие предания. И в другой раз иноки просили его: — Скажи нам, отче, что-нибудь и еще на пользу наших душ. Божественный же муж, видя прозорливыми очами своими помышления их, каждому сказал то, об чем он думал, и при этом поведал им, какие из помышлений их благи, и каковые — порочны, и от чего эти помыслы пришли к ним на сердце. Иноки эти, весьма удивляясь прозорливости старца, сказали мне (повествует Иоанн Колов) наедине: — Поистине, отче Иоанн, авва Паисий открыл нам все тайны сердец наших, и то, что одному только Богу было известно, он ясно это видел в нас. Я же на это сказал им: — Много раз и мы по опыту познавали сию его прозорливость; если вы верите мне, то скажу вам истину, ибо ничего иного не намерен об нем говорить, кроме правды: ведь мы боимся истинного Судии, Который говорит в святом Евангелии: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф. 12:37). «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф. 12:36). Итак, неложное и непраздное слово я вам говорю, — всё, что я часто про себя думал и что я тайно делал от других, отец Паисий, встречая меня, когда я к нему приходил, — обо всем этом говорил мне, как будто он был в келлии вместе со мною и видел всё мною совершаемое. Иноки, услышав это от меня, подивились и сказали: —  «Он дает силу и крепость народу Своему» (Псал. 67:36). И после этого ушли, прославляя Господа за ту Его великую благодать, какая была дана рабу Его, святому Паисию. Скажем еще и о том, как сильны были молитвы преподобного и как они могли отступившего от Бога великого грешника снова привести к Богу и обратить его на путь спасения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Так сей блаженный Иоанн, укрепляемый молитвами святого Паисия, преуспевал в постничестве. «Когда я по временам сидел у преподобного Паисия, — пишет блаженный Иоанн Колов, — приходили к нему некоторые иноки, желая слышать от него полезное для их души слово и при этом часто просили его: — Поведай нам, отче, о нашем спасении, — как мы должны жить для Господа? Старец же на это говорил им: — Соблюдайте заповеди Божии и сохраняйте отеческие предания. И в другой раз иноки просили его: — Скажи нам, отче, что-нибудь и еще на пользу наших душ. Божественный же муж, видя прозорливыми очами своими помышления их, каждому сказал то, об чем он думал, и при этом поведал им, какие из помышлений их благи, и каковые — порочны, и от чего эти помыслы пришли к ним на сердце. Иноки эти, весьма удивляясь прозорливости старца, сказали мне (повествует Иоанн Колов) наедине: — Поистине, отче Иоанн, авва Паисий открыл нам все тайны сердец наших, и то, что одному только Богу было известно, он ясно это видел в нас. Я же на это сказал им: — Много раз и мы по опыту познавали сию его прозорливость; если вы верите мне, то скажу вам истину, ибо ничего иного не намерен об нем говорить, кроме правды: ведь мы боимся истинного Судии, Который говорит в святом Евангелии: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф. 12:37). «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф. 12:36). Итак, неложное и непраздное слово я вам говорю, — всё, что я часто про себя думал и что я тайно делал от других, отец Паисий, встречая меня, когда я к нему приходил, — обо всем этом говорил мне, как будто он был в келлии вместе со мною и видел всё мною совершаемое. Иноки, услышав это от меня, подивились и сказали: — «Он дает силу и крепость народу Своему» (Псал. 67:36). И после этого ушли, прославляя Господа за ту Его великую благодать, какая была дана рабу Его, святому Паисию. Скажем еще и о том, как сильны были молитвы преподобного и как они могли отступившего от Бога великого грешника снова привести к Богу и обратить его на путь спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

И если это служение мое я прохожу не к пользе Своей, не к благоугождению Твоему и почитанию, то благоволи мне сподобиться его и только оплакивать грехи свои, и иметь попечение об одном праведном Суде Твоем и о том, как я буду отвечать Тебе, много раз Тебя прогневлявший. О сострадательный Пастырь, добрый и кроткий, хотящий всем верующим в Тебя спастись, помилуй и услыши эту мольбу мою: не прогневайся и не отврати лица Твоего от меня, но научи меня исполнять Твою волю. Ибо я не ищу, чтобы была моя воля, но Твоя, дабы и я послужил Тебе, Милостивый. Заклинаю Тебя, помилуй меня, по естеству милостивый (Пс. 85, 15), и сотвори полезное жалкой душе моей, ибо Ты-Бог человеколюбивый, один несозданный, бесконечный, поистине всемогущий. Ты- Жизнь всех и свет всех возлюбивших Тебя и Тобою, Человеколюбец, весьма возлюбленных. О если бы и меня к ним сопричел Ты, Владыко, и соделал общником и сонаследником Твоей Божественной славы! Ибо Тебе подобает слава. Отцу с безначальным Сыном и Божественным Духом во веки веков. Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 241-243). ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ " Возлюби ближнего твоего, как самого себя " (Мф. 22, 39) Нет иной стези к духовной любви, которою начертывается в нас невидимый образ Божий, если прежде всего человек не станет милосердным по подобию Небесного Отца, явившего нам Свое совершенство в милости. Господь заповедал повинующимся Ему полагать милость в основание богоугодной жизни (82, 280). Не променяй любви к брату твоему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовью к брату ты стяжал внутри себя Того, Кто драгоценнее всего в мире. Преподобный Исаак Сирин (82, 280). Авва Иоанн Колов говорил: невозможно выстроить здание, начиная с крыши, нужно строить от основания вверх. Его спросили: что должно разуметь здесь под основанием? Он отвечал: основание-ближний, когда помогаем ему и приобретаем его, потому что на нем основаны все заповеди Христовы. Авва Иоанн Колов (82, 288-289). Авва Агафон говорил: " Если бы я мог взять тело прокаженного и отдать ему мое, сделать это было бы для меня наслаждением " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Иоанн Колов однажды сказал своему брату: «Я решился не иметь никаких забот, как не имеют их Ангелы, которые ничего не работают, а непрестанно служат Богу» – и, скинув с себя одежду, пошел в пустыню. Прожив там одну неделю, возвратился к своему брату. Когда постучался в двери, брат узнал его, но, не отворяя дверей, спрашивает его: «Кто ты?» Он сказал: «Я Иоанн, брат твой». Брат отвечал ему: «Иоанн стал уже Ангелом, и его нет между людьми». Иоанн упрашивал его и говорил: «Это я». Но тот не отворял ему, а оставил его скорбеть до утра. После, отворив ему двери, сказал: «Ты человек, и тебе опять нужно работать, чтобы пропитать себя». Иоанн поклонился ему и сказал: «Прости меня». Достопамятные сказания… Древние египетские иноки, «чтобы не напал на них сон, совершая частые молитвы, вместе занимаются и рукоделием, так что у них не бывает ни минуты без дела и размышления. Ибо, равно упражняя телесные и духовные силы, они уравнивают выгоды внешнего человека с пользою внутреннего, страстным движениям сердца противопоставляют тяжесть рукоделия, как какой-нибудь твердый, непоколебимый якорь, которым можно бы удерживать рассеянность и блуждание сердца внутри кельи, как в безопасной пристани». Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Покой и беспечалие Слова Господа нашего Иисуса Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28–30 ). Никогда не попускал я себе повиноваться своему помыслу, не вопросив старца. И поверьте мне, братия, что я был в великом покое, в полном беспечалии, так что я даже скорбел об этом, ибо слышал, что «многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ); и, видя, что у меня нет никакой скорби, я боялся и был в великом недоумении, не зная причины такового спокойствия, пока старец не объяснил мне этого, сказав: «Не скорби, ибо каждый, предающий себя в послушание отцам, имеет сей покой и беспечалие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

35. Авва Феона сказал: потому, что удаляемся умом своим от созерцаня Бога, пленяемся мы от плотских страстей. 36. Пришли однажды некоторые из братий испытать авву Иоанна Колова, потому что он не позволял уму своему развлекаться, и не говорить о делах века сего. И говорят ему: мы благодарим Бога за то, что обильный пролил дождь, и напоились финики и пускают отростки, и братия находят подобным образом дело для своих рук. Авва Иоанн отвечает им: подобным образом когда Дух Святой снисходит в сердца святых, они обновляются и пускают отростки страха Божия. 37. Еще говорили о нем: что он некогда сплел веревку для двух кошниц, но употребил ее всю на одну кошницу, и не заметил сего, пока не стал делать стенку ее; ибо ум его был занят созерцанием. 38. Авва Иоанн Колов сказал: я подобен человеку, который сидит под большим деревом и видит приходящих к нему многих зверей и пресмыкающихся. И, когда он не может устоять против них, влезает на дерево вверх, - и спасается. Так и я: сижу в келии своей, и вижу злые помыслы находящие на меня и, когда не могу одолеть их, прибегаю к Богу с молитвою, - и спасаюсь от врага. 39. Был некто в Ските труженик по телу, но нетщательный в хранении слышанных слов. Он пришел к авве Иоанну Колову спросить его об этой забывчивости. Выслушав от него слово, возвратился в келию свою, и забыл, что говорил ему авва Иоанн. Опять пошел спросить его, и, услышав от него то же самое слово, пошел. И когда достиг келии своей, опять забыл слово, которое слышал. Таким образом многократно отходя, терял слышанное по своей забывчивости. После сего еще встретившись со старцем, сказал: знаешь, авва, что я опять забыл, что ты говорил мне? но, чтобы не беспокоить тебя, я не приходил. Авва Иоанн сказал ему: поди, зажги светильник, - и он зажег. И сказал ему: принеси другие светильники и зажги от него. Он сделал так. И говорит авва Иоанн старцу: неужели терпит что-нибудь светильник, когда от него возжигают другие светильники? Тот отвечает: нет. Старец на это сказал: так - и Иоанн; хотя бы весь Скит ходил ко мне, не воспрепятствовал бы мне в благодати Божией. Потому, когда хочешь, приходи, нисколько не рассуждая. И таким образом за терпение обоих Бог освободил старца от забывчивости. Таково было делание Скитян, - ободрять искушаемых, и делать себе принуждения, чтобы друг другу принести пользу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

   Иоанн Колов однажды сказал своему брату: «Я решился не иметь никаких забот, как не имеют их Ангелы, которые ничего не работают, а непрестанно служат Богу» — и, скинув с себя одежду, пошел в пустыню. Прожив там одну неделю, возвратился к своему брату. Когда постучался в двери, брат узнал его, но, не отворяя дверей, спрашивает его: «Кто ты?» Он сказал: «Я Иоанн, брат твой». Брат отвечал ему: «Иоанн стал уже Ангелом, и его нет между людьми». Иоанн упрашивал его и говорил: «Это я». Но тот не отворял ему, а оставил его скорбеть до утра. После, отворив ему двери, сказал: «Ты человек, и тебе опять нужно работать, чтобы пропитать себя». Иоанн поклонился ему и сказал: «Прости меня».     Достопамятные сказания…    Древние египетские иноки, «чтобы не напал на них сон, совершая частые молитвы, вместе занимаются и рукоделием, так что у них не бывает ни минуты без дела и размышления. Ибо, равно упражняя телесные и духовные силы, они уравнивают выгоды внешнего человека с пользою внутреннего, страстным движениям сердца противопоставляют тяжесть рукоделия, как какой-нибудь твердый, непоколебимый якорь, которым можно бы удерживать рассеянность и блуждание сердца внутри кельи, как в безопасной пристани».     Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Покой и беспечалие    Слова Господа нашего Иисуса Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28—30).    Никогда не попускал я себе повиноваться своему помыслу, не вопросив старца. И поверьте мне, братия, что я был в великом покое, в полном беспечалии, так что я даже скорбел об этом, ибо слышал, что «многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян.14:22); и, видя, что у меня нет никакой скорби, я боялся и был в великом недоумении, не зная причины такового спокойствия, пока старец не объяснил мне этого, сказав: «Не скорби, ибо каждый, предающий себя в послушание отцам, имеет сей покой и беспечалие».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прискилла и Акилла: приветствуйте Прискиллу и Акиллу, сотрудников моих (т. е. ап. Павла) во Христе Иисусе, (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников) и домашнюю их церковь (Рим. 3, 4). Павел: от великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам ( 2Kop. II, 4 ). Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовию И. Хр. ( Филип. 1, 8 ). Онисифор: да даст Господ милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня, и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня, и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты (св. ап. Тимофей) лучше знаешь ( 2Tuм. I, 16 – 18 ). Филимон: (ибо) мы имеех великую радость и утешение в любви твоей; потому что тобою, брат, успокоены сердца святых (Филип. ст. 7). 7. Главнейшая добродетель христианина по отношению к ближним Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов достиг глубокой старости и потерял силы от великих трудов своих. Он не мог уже ходить в собрание верных, и его приносили туда ученики на руках своих. До последних сил он считал своей священною обязанностию поучать христиан. Наконец и говорить ему стало трудно. Тогда он произносил только: «дети мой, любите друг друга». Удивляясь тому, что он повторяет все одно и то же слово, ученики спросили его, почему он делает это. «Это заповедь Спасителя», отвечал Иоанн, она «есть сокращенное содержание всего закона» 29 . («Чет.-Мин.»). 8. Мудрость христианской любви Однажды в свиту несколько старцев вкушали вместе пищу. В числе их был и авва Иоанн Колов. Некоторый пресвитер, муж великой святости, встал, чтобы подать трапезовавшим по чаше воды. Но из уважения к пресвитеру никто не согласился принять от него, кроме Иоанна Колова. Старцы удивились, и сказали ему: «как ты, меньший всех, осмелился принять уважение от пресвитера?» Он отвечал: «когда я встаю подавать чашу, то радуюсь, если все примут ее, как получающий большую мзду: по этой же причине теперь и я принял чашу, желая доставить ближнему мзду, – при том как бы он не огорчился, если б никто не принял от него»? (См.» Отечн.», еп. Игнатия, стр. 291). 9. Благочестивый спор любви

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Убеждаются же слушатели, когда видят, что учитель совершает дела, достойные Царства. А если совершающий дела, достойные осуждения, станет мудрствовать о Царстве, то как убедить ему слушателей? Ибо он поступает подобно человеку, который убеждает возлюбить нечто тех, кого сам убедил прежде, что этого не существует. Преподобный Исидор Пелусиот ( 52, 146 ). Опасно учить ближнего преждевременно, чтобы самому не впасть в то, от чего предостерегается ближний. Впадающий в грех не может учить, как не впадать в него ( 82, 148 ). Не поступайте ни в каком случае дерзко. Самый наружный образ ваш да служит назиданием. В особенности же да служит назиданием ваше молчание – и явное, и в духе. Преподобный авва Исаия ( 82, 178 ). Никогда я не исполнял моей воли и никого не учил тому, чего сам прежде не сделал. Авва Иоанн Колов ( 82, 297 ). Преимущественно трудом, а не голыми словами постараемся научиться познанию божественных истин, ибо не слова, а дела мы должны будем показать во время исхода. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 182 ). Проповедание слова Божия без послушания – Богу неугодно и проповедующему неполезно. «Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?» ( Пс. 49, 16–17 и далее). Надо прежде исправить себя и тогда исправлять людей; себя научить, и потом учить людей, как говорит апостол: «как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» ( Рим. 2, 21 ), чтобы нельзя было отнести к тебе эту поговорку: «врач! исцели Самого Себя» ( Лк. 4, 23 ) ( 104, 1342 ). Зови, возлюбленный, зови людей, пока открыты двери; зови, но и сам иди; иди перед ними и показывай им путь в славный дом Небесного Царя. Говори им громогласно: «все готово; приходите на брачный пир!» ( Мф. 22, 4 ). И к чему других зовешь, и сам спеши, не стой, не будь столбом, стоящим на пути, который указывает путь к городу, но сам не движется с места, но будь вождем, который и другим указывает путь, и сам вперед идет. Призывы твои будут действенны, если сам будешь идти туда, куда зовешь других, иначе мало что успеешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

98 . Брат спросил о том же предмете авву Анувия и пересказал ему слова авва Пимена. Авва Анувий отвечал: «Если человек дойдет до состояния такой чистоты и увидит грехи брата своего, то праведность его поглотит их». Брата спросил: «Какая праведность его?» Старец отвечал: «Это – всегдашнее обвинение самого себя». 99 . Брат сказал авве Пимену: «Когда подвергаюсь я бедственному падению, помысл мой снедает меня и укоряет: для чего ты пал?» Старец отвечает ему: «Коль скоро человек впадает в грех и скажет: «Согрешил я», – грех тотчас проходит». 100 . Один брат спросил авву Пимена: «Почему демоны увлекают душу мою к тому, кто выше меня, и заставляют презирать того, кто ниже меня?» Старец отвечает: «Потому, говорит апостол, что в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело ( 2Тим.2:20–21 )». 101 . Брат спросил авву Пимена: «Почему я не могу откровенно говорить со старцами о своих помыслах?» Старец отвечал: «Авва Иоанн Колов говорит: «Ни о ком так не радуется враг, как о тех, которые не открывают своих помыслов " ». 102 . Брат сказал авве Пимену: «Сердце мое ослабевает, если случится со мной и небольшое искушение». Старец отвечал ему: «Как же не дивиться нам Иосифу, который, будучи семнадцатилетним юношей, до конца вытерпел искушение? Бог прославил его. Не видим ли Иова, как он до самого конца не ослабел в терпении? Искушения не могли поколебать упования его на Бога». 103 . Авва Пимен говорил: «Киновия (монашеское общежитие) требует трех добродетелей: смирения, послушания и ревностной готовности к общежительным работам». 104 . Брат сказал авве Пимену: «Во время крайней нужды попросил я у одного святого мужа некоторой вещи для своего употребления, и он дал мне то в милостыню. Если же Бог устроит мое состояние, то раздать ли мне взятое в милостыню, или лучше отдать тому, кто дал мне это?» Старец отвечал: «Справедливость пред Богом требует, чтобы вещь отдана была тому, у кого взята, так как она его». Брат говорит: «Но если я принесу вещь, а он не захочет взять и скажет мне: «Пойди, отдай это в милостыню кому хочешь» – тогда что мне делать?» Старец отвечал: «И тогда вещь все еще будет принадлежать ему. Если бы кто дал тебе что-нибудь без всякой просьбы, то данное – твое. Если же ты выпросил что у монаха или у мирянина, и он не захочет принять вещи назад от тебя, то долг твой раздать это в милостыню от его имени и с его ведома».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010