Как Иоанн Колов бегал гнева. Сказывал Иоанн Колов: Однажды шел я с своим плетеньем по скитской дороге, и встретился с погонщиком верблюдов. Он своими словами довел меня до гнева; и я убежал, оставив свои корзины. Еще однажды, во время жатвы, Авва Иоанн, услышав, что брат сердито говорит с ближним, и ему говорит: Э! и ты так же? – убежал, оставив жатву. Не знаете, какого вы духа. ( Лк. 3:35 ). Это сказал Господь, когда апостолы просили Его низвести огонь на непринявшие их города. Месть неприлична христианину. Случается иногда, что мы в гневе просим Господа наказать наших врагов, поразить обидчиков. Исполнит ли Он такую просьбу? Нет, Он только скорбит за нас и говорит скорбно: „не знаете вы, какого вы духа?» Иногда слышишь речи: „Богом клянусь, я тебе отплачу». Слышит Господь такую клятву и скорбит: „Не знаете вы, какого вы духа?» Христиане не клянутся, и тем более не могут призвать Бога в свидетели злого дела. Бывает и так: Постигнет горе вашего ближнего... Место потеряет, заболеет. И вот, христиане смеют говорить: „Так ему и надо. Слава Богу». Христиане, можно ли так кощунствовать над именем Божиим? Не знаете вы, какого вы духа? За зло добром. Магомет спал под пальмою и, внезапно проснувшись, увидел пред собою своего врага Дьютура, занесшего над ним меч. „Ну, Магомет, кто спасет теперь тебя от смерти?» вскричал Дьютур. „Бог», – отвечал Магомет. Дьютур опустил мечь. Магомет вырвал его и вскричал в свою очередь.» – „Ну, Дьютур, кто спасет теперь тебя от смерти? – „Никто», – отвечал Дьютур. „Так знай, что тот же Бог спасает тебя», сказал Магомет, возвращая ему его меч. И Дьютур сделался одним из вернейших друзей пророка. Святая месть. У Александра, патриарха Антиохийского, был нотарий (писец), который похитил у него золото, и после попал в руки разбойников. Александр, узнав об этом, выкупил его из плена за восемьдесят монет, и когда похититель пришел к нему, патриарх принял его так милостиво и благосклонно, что некто из жителей города сказал: „ничего нет выгоднее, как обидеть патриарха Александра».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Все разумно ведущие мысленную брань со страстями так и поступают. Святой Иоанн Колов говорил о себе: «Я делаю, как человек, сидящий под деревом и внимательно осматривающийся кругом. Этот человек, как только увидит зверей, подходящих к нему пожрать его, тотчас взбирается на дерево, и звери, подошедши, походят-походят кругом и отходят. А я, как только замечу мысленных зверей, подходящих ко мне в страстных помыслах, тотчас востекаю умом ко Господу, и эти мысленные звери и подойти ко мне не успевают, как принуждены бывают разбегаться куда зря». Припомните, что я писал вам прежде: что надобно утвердиться вниманием ума в сердце и там непрестанно взирать и взывать ко Господу. Это то же есть, что теперь говорится: что надо к Господу обращаться с молитвою, когда восстают страстные мысли, чувства или пожелания. К Господу обращаться надо, сходя вниманием ума в сердце и там взывая к Нему. Если бы мы неопустительно исполняли это небольшое правильце: утвердившись умом в сердце, стоять пред Господом со страхом, благоговеинством и преданностью, – то никогда не возникали бы в нас не только страстные пожелания и чувства, но и голые помыслы. Но та наша беда, что уходим умом из сердца от Господа и блуждаем мыслями на стороне далече. В эту пору и вторгаются страстные помыслы, и только мало-мало не спохватись, глядишь – уж и чувства страстные пошли, и желания такие же зашевелились. Вот и борись. А кто виноват?! Не давать бы блуждать мыслям – и брани не было бы. Но пусть сплоховали мы, удалившись из сердца от Господа и тем накликав на себя беду, по крайней мере теперь, когда беда уж замечена, поспешим опять укрыться туда же – в сердце пред Господа, чтобы воззвать к Нему о помощи. На этот предмет тот же святой Иоанн Колов сказал такую притчу: была в одном месте красавица неисправного поведения. Правитель той страны сжалился над нею, что такая красота гибнет, и, улучив время, сказал ей: «Брось шалости, я возьму тебя к себе в дом и будешь моею женою и госпожою многих сокровищ. Только смотри, будь верна, а то будет тебе такая беда, что и вообразить ты не можешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

      Когда кто собьется с доброго пути и впадет в прелесть, то, прежде всего, необходимо принести покаяние пред духовником, рассказав ему все. После такой исповеди действие прелести ослабнет, а потом, хоть и не сразу, но придет и полное исправление.       Многие сбиваются, но, к сожалению, немногие исправляются.       Многие сначала получают благодать, но очень немногие возвращают ее после того, как потеряют.       Монах спросил:       — Почему Преп. Иоанн Колов стал молиться, чтобы возвратились на него страсти?       На это Старец ответил:       — Преподобный Иоанн Колов своим горячим покаянием скоро преодолел страсти, но любви к миру и молитвы за мир не получил, и когда ощутил покой от страстей, тогда ослабела в нем молитва, и потому он стал просить, чтобы возвратились на него страсти, так как, борясь со страстями, он пребывал в непрестанной горячей молитве. А если бы он, после преодоления страстей, достиг и молитвы за мир, то не нужно было бы ему, чтобы возвратились искушения, потому что когда человек борется со страстями, тогда не может он чисто созерцать Бога или пламенно молиться за мир... Я так думаю.       Монах спросил:       — Почему Преподобному Пимену Великому спрошенный им старец сказал, чтобы он допускал помысл в сердце и уже потом боролся с ним, а другому брату, менее опытному, сказал наоборот, чтобы сразу отсекал помысл?       Старец Силуан ответил:       — Из этого совета видно, что некоторые Отцы держались такого способа духовной борьбы, т. е. допускали сначала помысл в сердце, а потом уже боролись с ним; но здесь возможны два положения: одно, когда человек не умеет хранить своего ума, тогда помыслы проникают в сердце, и лишь после этого начинается с ними брань. Это такая игра, в которой можно и проиграть. Другое,— когда монах не по немощи своей, а сознательно оставляет помысл пройти в сердце, чтобы рассмотреть все его действия, но и этот способ все равно не даст пребывать в созерцании, а потому лучше совсем не допускать помыслов, а молиться чистым умом. А тот неопытный брат, которому старец дал совет отсекать помысл сразу и никак не вступать с ним в беседу, получил этот совет потому, что был слаб и не мог противиться помыслу страсти, но несмотря на совет старца, все равно он еще не мог их удерживать, как должно, и по заповеди старца только начинал учиться трудной науке — бороться с помыслом. Так что Преподобный Пимен был сильнее и опытнее в брани духовной, чем другой брат, но все же лучше всегда хранить ум чистым от всякого помысла, и всею силою души молиться, потому что молящийся чисто ум просвещается от Господа.

http://isihazm.ru/?id=1444

Николай монах, иже от воин (дек. 24). Пр. Еварест (дек. 26). Григорий критский (янв. 5). Пр. Василий новый (март. 26). Пр. Тит чудотворец (апр. 1) Пр. Иоанн, ученик Григория Декаполита 850 (апр. 18). Петр Афонский (июн. 12). Как ни длинен предложенный выше перечень канонизированных в греко-восточной церкви иноков, но он не совсем полон; в него не вошли св. иноки, нашедшие себе место между мучениками и иерархами, а также и те св. иноки, хронологию жизни которых мы не могли определить даже приблизительно (напр. Саламан молчальник, янв. 23) и те, житие коих нет в макарьевских минеях (напр. Исаак Сирин , апр. 12). Вообще за самыми малыми исключениями, (какие делались напр. в пользу царей), весь сонм канонизованных святых грековосточной церкви в период вс. соборов прошел путем иночества. В какой степени монашество пользовалось на востоке общим уважением и считалось состоянием идеальным и высшим царского, – это всего лучше показывает легенда о Константине царе, како сшед с небесе беседова с Паисием пустынником, записанная в минеях под 21 мая. Авва Иоанн Колов некогда захотел посетить Паисия пустынника и пришедши ко дверям кельи услыхал, что старец с кем-то беседует. Долго ждал, наконец толкнул в дверь. Дверь была отворена; внутри оказался только Паисий. – Кто, отче, беседовал с тобой? – спросил Колов. «Я думал, что ты ничего не слыхал, – отвечал Паисий, но если уже слышал, то расскажу. Приходил ко мне великий Константин, первый из царей, святой и христианин, – приходил с печалью, рыданием и плачем говоря: «я не знал и не воображал, что такая слава и честь ожидает в царстве небесном монахов, которые так много терпят в сем мире. Если бы я знал это, то оставил бы корону и порфиру, и скипетр и маловременное суетное царство и последовал бы житию монашескому. Я же, – продолжает Паисий – возразил ему: разве небесный Владыка не даровал тебе на небе славу и честь за твое верное и боголюбезное царствование? – Дал мне Бог славу, – отвечал царь, но не такую, какую монахам; им даются от Бога огненные крылья, на которых, по разлучении от тела, они беспрепятственно возлетают в горний Иерусалим». – Так и следует, сказал отшельник – Ты всю жизнь прожил пышно и весело с женой, детьми и боярами, а монахи, которых не достоин весь мир, оставили похоть телесную и все имение и терпят голод, жажду и наготу».

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный († 435) – подвижник, автор 12 книг «О постановлениях киновий» палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами православного Востока. Память совершается 29 февраля. Иоанн Колов, преподобный († ок. 430) – пустынник египетский. Прозвище Колов (от греч. слова «крошка», или «карлик») получил за малый рост. Оставил много изречений, записанных другими иноками. День памяти – 22 ноября. Иосиф Панефосский, преподобный (кон. IV – нач. V b.) – египетский подвижник, пустынник. Память совершается в Соборе всех преподобных в субботу Сырной недели. Иперехий, преподобный (V b.) – египетский подвижник. Преподобный Иперехий сказал о посте: «Не съедать в оклеветании брата своего». День памяти – 20 августа. Исаак Фивейский. Сведений об этом подвижнике не сохранилось. Исаия Отшельник, преподобный († ок. 370) – аскет, подвижник Нитрийской пустыни, церковный писатель. Память совершается в Соборе всех преподобных в субботу Сырной недели. Макарий Великий, преподобный (ок. 301—391) – египетский подвижник, безмолвник, провел в пустыне 60 лет. Был учеником прп. Антония Великого. В 40 лет Макарий был поставлен настоятелем иноков, живших в Скитской пустыне. Около 360 года Макарий основал в Нитрийской пустыне монастырь, получивший впоследствии его имя. День памяти – 1 февраля. Моисей Мурин, преподобный († ок. 400) – священномученик. Моисей был родом из Эфиопии, лицом черен и поэтому назван «мурин». В юности был разбойником и пьяницей, но стал монахом и явил глубочайшее покаяние. Будучи в пресвитерском сане, принял мученическую смерть за Христа. День памяти – 10 сентября. Палладий пустынник (IV b.) – подвижник в Антиохии Сирийской. Построив себе на горе небольшую хижину и затворившись в ней, он пребывал в непрестанном бдении, молитве и посте. Бог прославил его даром чудотворений. День памяти – 10 февраля. Пимен Великий, преподобный (ок. 340—450) – египетский подвижник, аскет. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей. Проводил время в строгом посте и молитвенных подвигах и достиг такой высоты добродетелей, что вошел в совершенное бесстрастие. Для многих иноков он был духовным наставником. Скончался в возрасте 110 лет. День памяти – 9 сентября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Мф. 5, 17–20 Помни, что иначе нельзя приобрести Царствия Божия. Ибо слово Божие непреложно. Дано нам много и взыскивается с нас много (см.: Лк. 12, 48 ): законникам ветхозаветным не был открыт, как нам, внутренний смысл закона, дух и сила его, и не были им сообщены, как нам, все Божественные силы к исполнению закона (см.: 2Пет. 1, 3–4 ). Авва Исидор, пресвитер, говорил: «Если желаешь спасения, делай все, что ведет ко спасению». Некто спросил авву Антония: «Что мне делать, чтобы угодить Богу?». Старец отвечал: «Что бы ни делал ты, имей на это свидетельство в Священном Писании ». Авва Пист говорил: «Имеющий истинное ведение исполняет все Писание». Авва Агафон говорил: «Не должно доводить себя до того, чтобы совесть обличала в каком-либо деле». Брат спросил авву Пимена: «Как должно жить человеку?». Старец отвечал: «Посмотрим на Даниила: не нашлось на него иного обвинения, как только в служении Господу Богу его». Авва Иоанн Колов говорил: «Каждый день, вставая утром, начинай соблюдать каждую добродетель и заповедь Божию». Авва Пимен говорил: «Когда человек намерен строить дом, то собирает множество материалов и различного рода веществ, чтобы можно было ему поставить дом. Так и мы должны приобретать, хотя в некоторой степени, все добродетели». Один брат спросил авву Пимена: «Может ли человек уповать на одно доброе дело?». Старец отвечал ему: «Авва Иоанн Колов говорил: “Я желаю, хоть в некоторой степени, иметь все добродетели”». Авва Епифаний, епископ Кипрский, говорил: «Кающимся грешникам Бог прощает долг, как простил блуднице, разбойнику и мытарю, а от праведников требует и приращения. О сем сказал Он апостолам: аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное ( Мф. 5, 20 )». Авва Моисей спросил авву Силуана: «Может ли человек каждый день начинать свои дела?». Старец отвечал: «Если он добрый делатель, то может и каждый час». Авва Алоний говорил: «Человек, если захочет, от утра до вечера будет приходить в меру Божественную». Авва Пимен говорил об авве Пиоре, что он каждый день начинал какую-либо добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1049. Старец, изгнанный от стола и затем возвращенный, сравнивал себя с псом См. также: Самоуничижение . Брат находился в церкви, там отправлялась вечеря любви. Он сел за трапезу, чтобы разделить пищу с братией. Некоторые сказали о нем: “Этот зачем здесь?” А ему велели: “Встань и выйди вон.” Он встал и вышел. Другие огорчились тем, что его выгнали, и позвали его назад. После этого один из братии спросил его: “Что помышлял ты и что у тебя было на сердце, когда тебя сперва выгнали, а потом снова позвали?” Он отвечал: “Положил в своем сердце, что равен псу, который выходит, когда его выгоняют, а когда призывают, приходит.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 514. 132). 1050. Авва Иоанн Колов во время трапезы бросил кусок хлеба преподобному Арсению Великому , который по своему смирению посчитал, что он подобен псу, и поэтому съел хлеб, стоя на четвереньках См. также: Самоукорение . Прибыв в скит, святой Арсений объяснил пресвитерам о своем намерении принять монашество. Они отвели его к старцу, исполненному Святого Духа, Иоанну Колову. Старец захотел подвергнуть Арсения испытанию. Когда они сели за трапезу, чтоб вкусить хлеба, старец не пригласил Арсения, но оставил его стоять. Он стоял, устремив глаза в землю и помышляя, что стоит в присутствии Бога перед Его Ангелами. Когда начали есть, старец взял сухарь и кинул Арсению. Арсений, увидя это, подумал о поступке старца так: “Старец, подобный Ангелу Божию, познал, что я подобен псу, даже хуже пса, и потому подал мне хлеб так, как подают псу. Съем же и я хлеб так, как едят его псы.” После этого размышления Арсений встал на четвереньки, в этом положении подполз к сухарю, взял его ртом, отнес в угол и там съел. Старец, увидев его великое смирение, сказал пресвитерам: “Из него будет искусный инок.” По прошествии непродолжительного времени Иоанн дал ему келию близ себя и научил его подвизаться о своем спасении. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 47. 5). 1051. Авва Иоанн Колов обнял своего неправедного обличителя и подтвердил, что он говорит истину

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Молитва есть умерщвление мысли о похотениях плотского жития. Прилежно молящийся равен умерщвляющемуся для мира, ибо отречься от себя значит терпеливо пребывать в молитве. Из сего следует, что любовь Божия обретается в отречении от души своей (Исаак Сирский). VI, 279. Я подобен человеку, который сидит под высоким деревом и видит, что приближается к нему множество зверей и змей; если он не может противостоять им, то взлезает на дерево и спасается. Так и я, безмолвствуя в келии моей, вижу злые помыслы, восстающие на меня, когда не могу противостать им, – прибегаю к Богу молитвою и спасаюсь (Иоанн Колов). VI, 287. Когда [авва Иоанн] возвращался с жатвы, то ходил сперва к старцам для молитвы и назидания, потом упражнялся в псалмопении, после этого переходил уже к молитве. Такую постепенность в занятиях находил он нужною для приведения ума в то состояние, в котором он находился до выхода из келии (Иоанн Колов). VI, 288. [Примечание святителя Игнатия:] Тому кто имеет умную молитву, должно постепенно возвращаться к ней после того, как случится подвергнуться развлечению. Брат спросил авву Пимена: что должно мне помышлять, безмолвствуя в келии? Старец отвечал: я подобен человеку, погрязшему в болоте по шею, с бременем на шее – и вопию к Богу: помилуй меня ( Пимен Великий ). VI, 329. [Примечание святителя Игнатия:] Этим изречением изображается внутреннее делание Пимена Великого . Оно совокупилось в молитвенный плач. Помилуй меня! Это выражение внедрившегося в душу плача. Плач, когда достигнет развития своего, не может облекаться в многомыслие и многословие: он довольствуется для выражения необъятного духовного ощущения самою краткою молитвою. Брат сказал авве Сисою: усматриваю, что память Божия (умная молитва) постоянно пребывает во мне. Старец сказал: это не велико, что ум твой постоянно направлен к Богу, велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари (Сисой Великий). VI, 351. [Примечание святителя Игнатия:] Старец сказал так по той причине, что истинное действие умной молитвы всегда основано на глубочайшем смирении и проистекает из него. Всякое иное действие умной молитвы неправильно, ведет к самообольщению и погибели. Когда стоишь, совершая твои молитвы, – ум твой да внимает силе слов, и думай, что ты предстоишь Богу, истязающему сердца и утробы. Когда восстанешь от сна, прежде всего прославь Бога устами твоими, потом начни правило твое легко и тихо, вспоминая греховность твою и воздыхая о ней, также ожидающую тебя вечную муку (авва Силуан). VI, 354–355.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

«Удивительные факты поражают воображение, — рассказывает наместник Успенского Старицкого монастыря игумен Дамаскин (Леонов). — В Египетской земле находится около 50 действующих монастырей, из них около 30 обителей насчитывают более 100 насельников. Несмотря на то что в Египте на протяжении многих веков время от времени вспыхивают гонения, акты агрессии по отношению к христианам, в монастырях сохраняется преемственность традиций, заложенных еще их основателями. В общении с братьями и сестрами мы ощутили особую доброту и гостеприимство. Обращают на себя внимание их простота, скромность, радостное состояние духа. Это нас очень впечатлило». 2 и 3 мая делегация посетила христианские монастыри Нитрийской пустыни: известного богослова и подвижника преподобного Макария Великого, Римлян, Сирийцев и преподобного Паисия Великого. Монастырь преподобного Макария был основан в IV веке святым Макарием, сыном сельского священника и погонщиком верблюдов. Вокруг его келии стали селиться другие монахи, потом появилась первая церковь. К VI веку, несмотря на регулярные разграбления со стороны берберов, монастырь был одной из крупнейших монашеских обителей Египта. В середине века сюда переместилась резиденция Коптских патриархов. Со временем монашеская жизнь стала угасать, однако именно из этого монастыря вышло наибольшее количество предстоятелей Коптской Церкви — 29. Возрождение обители началось в 1969 году благодаря усилиям Патриарха Коптского Кирилла VI. В ходе раскопок были найдены ковчеги с частицами мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и пророка Елисея. Сегодня община монастыря насчитывает около 150 монахов, которые молятся и трудятся вместе. Отшельники до сих пор живут в пещерах за древней монастырской стеной. Насельниками монастыря впоследствии были знаменитые подвижники: преподобный Арсений Великий, преподобный Макарий Александрийский, преподобный Иоанн Колов, преподобный Пимен Великий и другие. Истории многих известны и у нас. Например, преподобный Иоанн Колов был автором жития преподобного Паисия Великого, в котором впервые рассказал историю семи отроков Эфесских.

http://patriarchia.ru/db/text/6044885.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010