Авва Иоанн Колов говорил: «Кто из животных столько силен, как лев? Но из-за чрева своего и он попадает в сети, и тогда все могущество его смиряется». Авва Пимен говорил: «Если бы не пришел Навузардан Архимагир (начальник поваров), храм Господень не был бы сожжен; если бы чревоугодие не нападало на душу, то ум не падал бы в борьбе со врагом». Настоятель киновии спросил авву Пимена: «Как мне приобрести страх Божий?».– «Как нам приобрести страх Божий,– отвечал авва Пимен,– когда у нас чрево, как сосуд, наполненный сыром, и как бочка с солеными припасами?». Авва Иоанн Колов говорил: «Скитские отцы вкушали хлеб с солью и говорили: “Не должно нам обременять себя хлебом и солью”,– потому они и сильны были в деле Божием». Авва Даниил говаривал, что по той мере, как тучнеет тело, истощается душа, и, напротив, по мере истощения тела, укрепляется душа. Авва Дула говорил: «Нет ничего равного безмолвию и посту. Пост и безмолвие вместе помогают против врага, ибо они внутренним взорам доставляют остроту зрения». Авва Пимен говорил: «Давид, когда боролся со львом, то брал его за гортань и тотчас убивал его (см.: 1Цар. 17, 35 ): так и мы, воздерживая гортань и чрево свое, при помощи Божией, победим невидимого льва». Авва Иоанн Колов говорил: «Если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего удерживает воду и съестные припасы, и таким образом неприятели, погибая от голода, покоряются ему. Так бывает с плотскими страстями. Если человек будет жить в посте и голоде, то враги, ослабев, оставят душу его». В гору аввы Антония сделано было приношение, в котором был найден небольшой бочонок вина. Один из старцев, налив в малый сосуд и из него в чашу, поднес сию авве Сисою; он выпил; поднес вторую, он принял и вторую. Когда же старец предложил ему третью, авва не принял и сказал: «Перестань, брат! Или ты не знаешь, что есть сатана?». Рассказывали об авве Макарии: «Когда ему случалось быть с братией, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии, но за один стакан вина целый день не пей воды. Поэтому, когда братия для подкрепления давали ему вина, старец с радостью принимал оное, чтобы после мучить себя. Но ученик его, зная дело, говорил братии: “Ради Господа, не давайте ему вина; иначе он будет мучить себя в келии”. Братия, узнав сие, более не подносили ему вина».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святая мученица Каллиста и ее родные кровные братья Евод и Ермоген в славянских святцах названы самобратиями по буквальному переводу соответствующего слова в греческом месяцеслове. Память их творится 1/14 сентября; а пострадали они во время жестокого Диоклетианова гонения, или в 309 году. 22 декабря/4 января чествуется память святой великомученицы Анастасии Фармаколитрии, в переводе с греческого на славянский язык - Узорешительницы. Что означает это наименование? - По одним сказаниям, святая великомученица Анастасия освобождала от темничных уз заключенных христиан, по другим - врачевала от болезней (Месяц. вост., т. 2, стр. 396). Святой подвижник Иоанн (память 9/22 ноября), обративший на правый путь блаженную Таисию, именуется в нашем месяцеслове Колов. Что означает наименование Колов? Это - древнеегипетское слово и означает " малорослый " . И действительно, отшельник Нитрийской пустыни преподобный Иоанн Колов " мал бе ростом " . 4/17 августа совершается память святого мученика Елевферия кувикулария. Что означает наименование кувикуларий? - Слово это происходит от латинского cubicularius - постельничий. Святой мученик Елевферий по должности своей был постельничий никомидийского царя. Сего святого мученика не должно смешивать со священномучеником Елевферием (память 15/28 декабря), пострадавшим при Адриане. 15/28 декабря воспоминается Церковью преподобный Павел в Латре. Что означает выражение месяцеслова иже в Латре? Из жития преподобного (Полный месяц. востока) видно, что в Малой Азии, недалеко от Милета, была Латрская гора. У подошвы этой горы был монастырь, в котором с ранних лет и проводил подвижническую жизнь преподобный Павел, иже в Латре. В Четьях Минеях Димитрия Ростовского замечено, что " в Российской стране жития Павла не обретохом " . Что означает название Пелусиот при имени преподобного Исидора Пелусиота (память 4/17 февраля)? - В Нижнем Египте был известный город Пелуза; ревностный обличитель Несториевой ереси, преподобный Исидор Пелусиот, или Пелузиот, подвизался вблизи этого города в уединенной горной обители.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

Главными источниками сведений об этом святом являются Apophthegmata Patrum, копт. Житие Иоанна Колова, написанное на бохайрском диалекте в конце VII века Захарией, еп. г. Саха (копт. Схоу) в Дельте , а также два фрагмента, по всей видимости, более раннего Жития Иоанна Колова на саидском диалекте . Житие, составленное еп. Захарией, представляет собой энкомий, произнесенный перед паствой в день памяти святого. К широко используемому материалу Apophthegmata Patrum автор добавил рассказ о посещении Иоанна Колова ангелами, описания видений святого и его многочисленных чудес. Житие содержит некоторые сведения о жизни Иоанна Колова, отсутствующие в Apophthegmata Patrum, однако эта информация практически не верифицируема. Существуют также неопубликованный перевод этого Жития на арабский язык и его сирийская версия, созданная в 936 году. Об Иоанне Колове упоминает Евагрий Понтийский в сочинении " О молитве " . Некоторые сведения можно также почерпнуть из копто-арабского и эфиопского Синаксарей. Иконография Прп. Иоанн Колов в византийском и древнерусском искусстве изображался как средовек с очень короткой округлой бородой, обычно с темными или с темно-русыми волосами, иногда с сильной проседью. Одеяние Иоанна Колова традиционное монашеское. В руках он держит крест или свиток. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) Иоанн Колов описан как " старец с длинной бородою, разделенною на пять прядей "   , что отличается от его ранних изображений и соответствует, вероятно, памятникам греческой иконописи Нового времени. Образы Иоанна Колова в византийском и древнерусском искусстве встречаются достаточно редко. Однако его биография способствовала особому почитанию Иоанна Колова в монашеской среде. Изображение Иоанна Колова включалось в программу монастырских соборов. Так, в кафоликоне монастыря Осиос Лукас, Греция (1030-е годы), он изображен на мозаичном медальоне на своде западной части наоса среди преподобных и на фреске в юго-западной капелле на западной стене, рядом с прп. Акакием.

http://drevo-info.ru/articles/4328.html

В то время, как все бывшие на корабле скорбели об этом и недоумевали, на берег тот из пустыни пришел некий старец, по имени Иеремия; обращаясь к находившимся на корабле, он сказал: – О, возлюбленные! зачем сверх силы вы трудитесь? Разве вы не видите, что преподобный Паисий призывает любимца своего преподобного Павла? Он хочет вместе с ним быть перенесенным в вашу страну и на одном месте быть положенным; итак, поспешите пойти, чтобы взять тело его. Услышав это, преподобный Исидор и все бывшие с ним, исполнились великой радости и, высадившись на берег, спросили того честного отца Иеремию: – Где положено тело святого Павла? Тогда он повел их в далекую пустыню и показал гроб преподобного Павла. Взяв оттуда честные мощи его, более драгоценные золота и всяких дорогих камней, они понесли их к мощам святого Паисия, и лишь только вошли на корабль, он тотчас же сам двинулся со своего места и, о чудо! поплыл с великою скоростью по надлежащему ему пути и немедленно же достиг той пристани, что находилась в Пелусии. Тогда преподобный Исидор вынес на сушу честные мощи обоих святых отцов – и Паисия и Павла, отнес их с пением псалмов и духовных песней в обитель свою и положил в созданной им церкви; и творились здесь преславные чудеса: обуреваемые нечистыми духами и одержимые иными какими-либо болезнями, – лишь только прикасались к честным ковчегам их, как тотчас же получали исцеление: нечистые духи прогонялись, и всякий недуг немедленно врачевался по молитвам сих великих угодников Божиих. Сие я, Иоанн, по прозванию Колов, написал на пользу читающим и слушающим, – во славу Отца, и Сына, и Святого Духа, единого в Троице Бога, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 4050 Т.е. – написатель сего жития – Иоанн Колов прозванный Колов, т. – е. малорослый, – подвизался в Египте. Преставился около 430 года в пустынной келлии близ города Кольцума (ныне Суэца). – Память его 9 ноября. 4053 Начало монашеству в Нитрийской пустыне положено было св. Аммоном, современником св. Антония. В самой Нитрии св. Аммон основал монастырь, а Антоний положил начало устройству скитов. В конце IV в. тут было до 50 монастырей, устроенных по уставу св. Пахомия. К югу от Нитрии была Скитская пустыня, где обитало много иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Ревность неразумная 946. По неразумной ревности авва Иоанн Колов в новоначалии оставил все попечения и решил пребывать в пустыне, уподобляясь Ангелу; мороз в первую же ночь вернул его к келии брата, который впустил его только после покаяния Приснопамятный и блаженный отец наш Иоанн Колов (прозвище это дано преподобному по его малому росту), воспитанник послушания, оставил мир в юном возрасте. Со своим родным братом Даниилом он удалился в скит, где оба приняли монашество. Они разместились на жительство в одной келии и подвизались в посте и молитве. По прошествии некоторого времени Иоанн сказал брату: “Я решился нисколько не заботиться о теле, не хочу употреблять пищу и питие, приготовленные на огне, но хочу пребывать в этой пустыне без попечения, подобно бесплотному Ангелу.” Сказав это, он тотчас снял одежду и нагой вышел из келии в пустыню. В эту ночь был сильный мороз. Не стерпев холода, Иоанн возвратился в келию к брату и начал стучаться в двери. Брат, желая вразумить его, долгое время не подавал голоса, потом сотворил молитву и сказал: “Кто там стучится так настойчиво в мои двери?” Иоанн отвечал: “Это – я, твой брат Иоанн, не могу вынести мороза и возвратился послужить тебе.” Даниил отвечал: “Не прельщай меня, демон! Уйди, я не отворю тебе. Как смеешь говорить, что ты – мой брат? Разве не знаешь, что брат мой – ангел, что он небрежет о теле, что он не нуждается в пище? Уйди от меня!” Иоанн сотворил молитву и сказал: “Я – брат твой Иоанн! Ныне узнал, не стерпев мороза, что на мне плоть.” Когда он покаялся, то брат отворил дверь и принял его в келию, при этом сказал: “Брат! На тебе плоть, для нее ты должен трудиться о пище и одежде.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 285). 947. Авва Памво, увидев актрису, заплакал и сказал, что он не имеет столько ревности в деле угождения Богу, сколько имеет эта жена в угождении развратным людям См. также: Сострадание к падшим . Блаженной памяти Афанасий, архиепископ Александрийский, просил авву Памво из пустыни прийти в Александрию. Авва, придя в город, увидел там актрису и заплакал. Бывшие с ним спросили его, отчего он плачет? Старец отвечал: “Две вещи тронули меня: во-первых, погибель этой женщины, а во-вторых, то, что я не имею столько ревности делать угодное Богу, сколько имеет эта женщина, чтобы угождать развратным людям.” (Достопамятные сказания. С. 227. 4). Читать далее Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков/Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КОЛОВ (кон. IX в.), подвижник, ученик прп. Евфимия Нового Фессалоникийского , основатель мон-ря Иоанна Колова на Афоне. Подвизался вместе с наставником на о-ве Неон (ныне Айос-Эфстратиос) и на Афоне. После 866 г., когда монашеская община, возглавляемая прп. Евфимием, разделилась, И. К. поселился в местности Сидирокавсия, а затем основал мон-рь на перешейке, соединяющем п-ов Айон-Орос с материком. Эта обитель, освященная во имя св. Иоанна Предтечи, получила название монастыря Иоанна Колова или просто Колову (греч. Ιωννου το Κολοβο, Κολοβο). Имп. Василий I Македонянин передал в дар монастырю окрестности опустевшего после араб. набегов г. Аканта (ранее считалось, что Аполлонии), о чем известно из более позднего акта - 908 г. (Actes du Prôtaton. 1975. N 2). Еп. Порфирий (Успенский) отнес это событие к 869 г. ( Порфирий (Успенский). 2007. С. 354). Вскоре поселившиеся на монастырской земле с правом ее обработки беженцы с Лесбоса (гл. обр. из Эрисса (ныне Эресос)), покинувшие остров из-за араб. набегов, создали на этом месте городок Иерисс (ныне Иерисос) (Там же). В июне 883 г. афонские отшельники получили по ходатайству И. К. от Василия I сигиллий (ранее этот документ исследователи датировали 868 г.), защищавший от беспокойств, к-рые причиняли им миряне (Actes du Prôtaton. N 1). Император освободил живших на Афоне монахов от уплаты налогов на обрабатываемые ими земли и запретил жителям окрестных селений пасти свой скот на территории Св. Горы. И. К. является автором Жития прп. Паисия Великого (BHG, N 1402; Помяловский И. В. Житие прп. Паисия Великого. СПб., 1900). В исследовательской лит-ре И. К. иногда ошибочно называется преподобным. Точное время его кончины неизвестно. Пока И. К. был жив, насельники его мон-ря не притесняли афонских отшельников, но после его смерти они предприняли попытку подчинить себе почти весь Афон, подав на подпись имп. Льву VI Мудрому в кон. 886 - нач. 887 г. вместо грамоты, подтверждавшей их прежние владения, сигиллий, признававший за монастырем не только владение Сидирокавсией, Хломутзой и др., но и обителями Мустакон, Кардиогноста, Афанасия, Луки и «древней кафедрой старцев» близ Иерисса - подворьем афонских подвижников, удобным для сбыта монашеского рукоделия и для покупки необходимых вещей (об этом сигиллии известно из более позднего акта - Actes du Prôtaton. 1975. N 2). Это вызвало протест святогорцев, и после поездки прота Андрея в К-поль они получили имп. грамоту (февр. 908, устаревшие датировки - 887 или 893), подтверждавшую их независимость от мон-ря Иоанна Колова (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/471310.html

Ирмос: Несть свят яко Господь: Песнь 3 Ирмос: Нет святого, как Господь: В другий рай входяще добродетелей божественных отец,/сего вкусим присноподательнаго одушевленнаго наслаждения, верно восхваляюще я. В иной рай входя/добродетелей божественных отцов,/вкусим его всегда жизнь подающего/одушевленного наслаждения,/с верою восхваляя их. Да почтется Евфимий пресветлая звезда,/денница Елладий, Ефрем богодухновенный, со Евлогием зельным,/делы и чудесы облиставшии концы. Да почтится Евфимий, пресветлая звезда,/светило утреннее – Елладий,/Ефрем богодухновенный/со Евлогием знаменитым,/делами и чудесми озарившие мipa концы. Пет буди песньми Зосима чудный,/и Захария всечестный, и Зинон, и Зоил,/Исаия Великий, и Илия славный с сими да почтется. Да воспевается в песнях Зосима чудный,/и Захария почтеннейший,/и Зинон, и Зоил, Исаия великий,/и Илия славный с ними да почитются. Фермискаго Феодора всеславнаго пою, и Енната всепетаго:/с сими же и Феодула, со Феоною воспеваю./Почитаю дивнаго и Великаго Феодосия. Фермийскаго Феодора всеславного пою,/и Ената всехвального;/с ними и Феодула с Феоною воспеваю,/почитаю дивного и великого Феодосия. Хвалимь буди Феоктист всеизрядный пастырь и высокий Фалассий,/Великий Феодор нареченный Сикеот,/знаменьми и чудесы явлейся на земли высокий. Да восхваляется Феоктист, пастырь превосходнейший,/и возвышенный умом Фалассий,/Великий Феодор, называемый Сикеот,/знамениями и чудесами явившийся на земле высоким. Звезды сияют другия, паки пресветлый Колов Иоанн,/с треми светоносными в Лествице,/с вящшими же иными, славно просияющий. Звезды иные всесветлые/в древности восходят: Колов Иоанн,/с тремя светоносными, упомянутыми в Лествице,/и с иными многими, славно сияя. Почтим пеньми и песньми духовными, сошедшеся любопразднственнии,/мученик всечестную и летнюю память:/присно бо молятся Христу о роде нашем. Мученикам: Почтим сойдясь, любящие праздновать,/пением и песнями духовными,/всесвященную и ежегодную мучеников память:/ибо они всегда перед Христом ходатайствуют/за род наш.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

Монах спросил: – Почему Преп. Иоанн Колов стал молиться, чтобы возвратились на него страсти? На это Старец ответил: – Преподобный Иоанн Колов своим горячим покаянием скоро преодолел страсти, но любви к миру и молитвы за мир не получил, и когда ощутил покой от страстей, тогда ослабела в нем молитва, и потому он стал просить, чтобы возвратились на него страсти, так как, борясь со страстями, он пребывал в непрестанной горячей молитве. А если бы он, после преодоления страстей, достиг и молитвы за мир, то не нужно было бы ему, чтобы возвратились искушения, потому что когда человек борется со страстями, тогда не может он чисто созерцать Бога или пламенно молиться за мир... Я так думаю. Монах спросил: – Почему Преподобному Пимену Великому спрошенный им старец сказал, чтобы он допускал помысл в сердце и уже потом боролся с ним, а другому брату, менее опытному, сказал наоборот, чтобы сразу отсекал помысл? Старец Силуан ответил: – Из этого совета видно, что некоторые Отцы держались такого способа духовной борьбы, т. е. допускали сначала помысл в сердце, а потом уже боролись с ним; но здесь возможны два положения: одно, когда человек не умеет хранить своего ума, тогда помыслы проникают в сердце, и лишь после этого начинается с ними брань. Это такая игра, в которой можно и проиграть. Другое, – когда монах не по немощи своей, а сознательно оставляет помысл пройти в сердце, чтобы рассмотреть все его действия, но и этот способ все равно не даст пребывать в созерцании, а потому лучше совсем не допускать помыслов, а молиться чистым умом. А тот неопытный брат, которому старец дал совет отсекать помысл сразу и никак не вступать с ним в беседу, получил этот совет потому, что был слаб и не мог противиться помыслу страсти, но несмотря на совет старца, все равно он еще не мог их удерживать, как должно, и по заповеди старца только начинал учиться трудной науке – бороться с помыслом. Так что Преподобный Пимен был сильнее и опытнее в брани духовной, чем другой брат, но все же лучше всегда хранить ум чистым от всякого помысла, и всею силою души молиться, потому что молящийся чисто ум просвещается от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Авва Паисий сказал: солнце не видело меня ядушим. А меня гневающимся, сказал на это Иоанн (Колов). Иоанн Колов спросил у братии: кто продал Иосифа? Один из монахов ответил: братия его. Старец возразил не братия, а смирение. Он мог бы объявить, что он брат их и воспротивиться продаже. Но он умолчал и продало его смирение, потом оно же сделало его обладателем Египта. Отечник. И преблаженному Тимофею, сколько ни был он духовен; святой Апостол повелевает внимать чтению (Т. 1:13), из сего можно дознать, что и нам надлежит привнести от себя труд, для углажения пути к приятию Святого Духа. Благовестник. 4-го марта «Дивен Бог во святых Своих» и многообразно прославляет Он любящих Его. «От благочестиваго корене» святого благоверного великого князя Владимира Мономаха произошло не мало великих деятелей и святых князей всецело восприявших душою Поучение, оставленное им их великим родоначальником. Между потомками Владимира были Мстислав Храбрый, Мстислав Удалой, великий князь Михаил Черниговский, великая княгиня Феодосия, в постриге Евфросинья, все почивающие нетленными мощами и источающие чудеса: у великой княгини Феодосии были святые сыновья: Феодор Ярославович, скончавшийся в молодых летах, будучи женихом, 1233 г. 5 июня, мощи его находятся в Новгороде, Александр Невский родной брат Феодора. К сродникам же их относятся и ранее убитые святые страстотерпцы Борис и Глеб звероломно погибшие от руки брата Святополка. Большою святостью, мудростью и любовью к ближним отличался и меньшой сын Александра, великий князь московский Даниил. Несмотря на то, что великокняжеский престол достался ему, когда ему было всего два года, он не только не умалил достояния предков, но ещё и многое приобрел, поднимая оружие лишь в защиту обиженных и слагая его тотчас, когда враждующие стороны приходили к соглашению. Мощи его лежат нетленными в основанном им в Москве Даниловом монастыре. Скончался в 1303 году 4 марта и перед смертью , подобно отцу своему, пожелал принять схиму. 4 же марта празднуется память преподобного Герасима, которого не только люди, но и звери дикие любили за его незлобие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

   44. Поведали о нем: От необыкновенного соединения с Богом умною молитвою, он не оставил ее и тогда, не поколебался, когда однажды диавол, приняв образ змея, обвился около его тела, пожирал его плоть и выкидывал ее ему на лицо.    45. Однажды в Скиту несколько старцев вкушали вместе пищу. В числе их был и авва Иоанн Колов. Некоторый пресвитер, муж великой святости, встал, чтоб подать трапезовавшим по чаше воды. Но из уважения к пресвитеру никто не согласился принять от него, кроме Иоанна Колова. Старцы удивились и сказали ему: «Как ты, меньший всех, осмелился принять услужение от пресвитера?»    Он отвечал: «Когда я встаю подавать чашу, то радуюсь, если все примут ее, как получающий большую мзду (Мф. 10:42; Мк. 9:41): по этой же причине теперь и я принял чашу, желая доставить ближнему мзду. Как бы он не огорчился, если бы никто не принял от него».    46. Авва Иоанн Колов сказал: «Желаю, чтоб человек был причастником всех добродетелей. Ежедневно, вставая рано утром, полагай начало всякой добродетели, и сохраняй заповеди Божии с великим терпением, со страхом Божиим и долготерпением, в любви Божией, с великим тщанием по душе и телу, со многим смирением, в постоянном сокрушении сердца, во многих молитвах и молениях, соединенных с воздыханиями, в чистоте, в обуздании языка и очей, в безгневном терпении оскорблений, в мире душевном, не воздавая злом за зло, в невнимании порокам других, в непревозношении собою, но в признании себя худшим из всех творений, в отречении от всего плотского и от всех жительствующих по плоти, в распятии, в борьбе с греховными начинаниями, в смирении духа, в благом произволении и в воздержании духовном, в посте, в плаче, в духовном рассуждении, в целомудрии, в настроении сердца благостию ко всем и в безмолвии, в труде рукоделия, в ночных бдениях, в алчбе и жажде, в холоде и наготе, в подвиге, в затворе, как бы во гробе, как бы уже умерший или ожидающий ежедневно смерти».    47. Можно с достоверностию предполагать, что преподобный Кассиан Римлянин в следующих двух повестях говорит о Иоанне Колове: «Авва Иоанн, настоятель великого общежития и многочисленного братства, посетил авву Паисия, проведшего сорок лет в отдаленнейшей пустыне. Находясь с Паисием в ближайших отношениях, Иоанн спросил у него, как у прежнего товарища своего по монашескому новоначалию, что особенное исполнил он, пользуясь уединением пустыни, в течении столь продолжительного времени, не тревожимый никем из братий? Авва Паисий отвечал: «Солнце не видело меня ядущим». — «А меня гневающимся», — сказал на это Иоанн».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3179...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010