Убеждаются же слушатели, когда видят, что учитель совершает дела, достойные Царства. А если совершающий дела, достойные осуждения, станет мудрствовать о Царстве, то как убедить ему слушателей? Ибо он поступает подобно человеку, который убеждает возлюбить нечто тех, кого сам убедил прежде, что этого не существует. Преподобный Исидор Пелусиот ( 52, 146 ). Опасно учить ближнего преждевременно, чтобы самому не впасть в то, от чего предостерегается ближний. Впадающий в грех не может учить, как не впадать в него ( 82, 148 ). Не поступайте ни в каком случае дерзко. Самый наружный образ ваш да служит назиданием. В особенности же да служит назиданием ваше молчание – и явное, и в духе. Преподобный авва Исаия ( 82, 178 ). Никогда я не исполнял моей воли и никого не учил тому, чего сам прежде не сделал. Авва Иоанн Колов ( 82, 297 ). Преимущественно трудом, а не голыми словами постараемся научиться познанию божественных истин, ибо не слова, а дела мы должны будем показать во время исхода. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 182 ). Проповедание слова Божия без послушания – Богу неугодно и проповедующему неполезно. «Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?» ( Пс. 49, 16–17 и далее). Надо прежде исправить себя и тогда исправлять людей; себя научить, и потом учить людей, как говорит апостол: «как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» ( Рим. 2, 21 ), чтобы нельзя было отнести к тебе эту поговорку: «врач! исцели Самого Себя» ( Лк. 4, 23 ) ( 104, 1342 ). Зови, возлюбленный, зови людей, пока открыты двери; зови, но и сам иди; иди перед ними и показывай им путь в славный дом Небесного Царя. Говори им громогласно: «все готово; приходите на брачный пир!» ( Мф. 22, 4 ). И к чему других зовешь, и сам спеши, не стой, не будь столбом, стоящим на пути, который указывает путь к городу, но сам не движется с места, но будь вождем, который и другим указывает путь, и сам вперед идет. Призывы твои будут действенны, если сам будешь идти туда, куда зовешь других, иначе мало что успеешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

32.  Еще сказал: не пренебрегайте псалмами, потому что они отгоняют от души духов лукавых, и вселяют в нее Святого Духа. Приведите на память Давида, что когда он играл на гуслях, как тогда успокаивался Саул от духа лукавого! (1 Цар. 16, 23). И опять: Елисей, когда народ сильно жаждал в сражении с сынами Моава, сказал: приведите ко мне одного знающего играть на гуслях, — и когда сей играл, преклонился Елисей, и пришла вода, и народ пил (4 Цар. 3, 15 и дал.). 33.  Говорил авва Исаия: охраняй уста твои, чтобы ближний твой имел у тебя достоинство; научай язык твой на слова Божии, произносимые с ведением, — и ложь убежит от тебя. 34.  Авва Феодор Еннатский сказал: если Бог будет судить нас за нерадение в молитвах и псалмопениях, то мы не можем спастись. 35.  Авва Феона сказал: потому, что удаляемся умом своим от созерцаня Бога, пленяемся мы от плотских страстей. 36.  Пришли однажды некоторые из братий испытать авву Иоанна Колова, потому что он не позволял уму своему развлекаться, и не говорить о делах века сего. И говорят ему: мы благодарим Бога за то, что обильный пролил дождь, и напоились финики и пускают отростки, и братия находят подобным образом дело для своих рук. Авва Иоанн отвечает им: подобным образом когда Дух Святой снисходит в сердца святых, они обновляются и пускают отростки страха Божия. 37.  Еще говорили о нем: что он некогда сплел веревку для двух кошниц, но употребил ее всю на одну кошницу, и не заметил сего, пока не стал делать стенку ее; ибо ум его был занят созерцанием. 38.  Авва Иоанн Колов сказал: я подобен человеку, который сидит под большим деревом и видит приходящих к нему многих зверей и пресмыкающихся. И, когда он не может устоять против них, влезает на дерево вверх, — и спасается. Так и я: сижу в келии своей, и вижу злые помыслы находящие на меня и, когда не могу одолеть их, прибегаю к Богу с молитвою, — и спасаюсь от врага. 39.  Был некто в Ските труженик по телу, но нетщательный в хранении слышанных слов. Он пришел к авве Иоанну Колову спросить его об этой забывчивости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

– Почему ты плачешь? – Потому что вижу, что твоим лицом играет диавол. Вероятно, этот подвижник имел духовное зрение и прозревал то, что бывает не видно обыкновенным людям. Эти краткие слова привели Таисию к покаянию, и она спросила: – Есть ли для меня еще спасение? – Есть, – ответил старец. Женщина оделась, не сделав никаких распоряжений по дому, что удивило преподобного Иоанна, и пошла за ним. В пустыне их застала ночь, монах лег спать прямо на земле, а Таисии велел лечь вдалеке от него ради скромности и целомудрия. Когда Иоанн Колов стоял на молитве, то увидел, столп света над тем местом, где легла женщина. Он пошел туда, тронул ее, но Таисия была уже мертва. Покаяние этой женщины совершилось за несколько часов, а мы называем ее блаженной Таисией, потому что Бог простил ее за одно намерение измениться. Благоразумный разбойник, страдавший рядом со Спасителем на кресте, сказал второму разбойнику, вразумляя его: Разве ты не боишься Бога, ибо мы достойное принимаем по делам своим, Он же не единого зла сотвори 4 – и, умирая на кресте вместе с Иисусом Христом, обратился к Нему: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое 5 . Спаситель ответил ему неожиданно и странно: Ныне же будешь со Мною в раю 6 . Был ли тот разбойник святым или не был? Мы очень часто во время богослужения вспоминаем его слова: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое. Мы молимся Спасителю его словами. Что же такое святость, если она в обыкновенных людях или даже в таких грешных, как этот разбойник, имела место? Что преобразует человека, делая его достойным прославления и почитания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить притчу Спасителя о мытаре и фарисее. После того как мытарь смиренно покаялся, говоря: Боже, милостив буди мне, грешному 7 , то, по словам Господа Иисуса Христа, вышел из храма более оправданным, чем фарисей, гордившийся своими добрыми делами. Подвижники, уходившие в пустыню, шли туда не для того, чтобы стать святыми, а для того, чтобы каяться в своих грехах. Те люди, которые делали добрые дела, совершали их не ради славы о своей святости, а ради того, чтобы помочь ближним и покрыть добрыми делами свои грехи: отдать хотя бы часть неоплатного и бесконечного долга Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Рассуждение Авва Иоанн Колов спросил монахов: «Кто продал Иосифа?» Один ответил: «Его братья». На что старец [возразил]: «Не братья, а его собственное смирение. Иосиф мог объявить, что он их брат, и воспротивиться продаже, но он об этом промолчал. Итак, продало его смирение, но это самое смирение потом сделало его властителем Египта». Мы слишком усердно обороняемся от внешних неприятностей, нередко противясь воле Божией, потому и теряем плоды, которые [можно было] бы пожать в конце этих искушений, перенесенных со смирением. Авва Пимен мудро говорил: «Мы оставили бремя легкое , то есть самоукорение, и нагрузили [на себя бремя] тяжелое, то есть самооправдание». Христианин принимает всякое огорчение как заслуженное своими нынешними или прошлыми грехами, во всем с верой исследуя волю Божию и с надеждой ожидая конца. Созерцание Да созерцаю вознесшегося Господа Иисуса, а именно: 1) как простым и смиренным тружеником начал Он Свое спасительное дело на земле; 2) как окончил Он Свое спасительное дело Своим досточудным и славным Вознесением на небо. Проповедь о посрамлении идолопоклонников Осрамил себя дом Израилев... говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас!» Иер. 2:26.27 Воистину, братья, посрамятся все те, кто не видит дальше дерева и камня и в безумии своем говорит: «Человек – весь из растений и минералов, и с ним бывает то же самое, что и с растениями, и с минералами». Обернувшись спиной к Творцу, они и не способны видеть ничего, кроме творений; и, забывая Творца, провозглашают творцом тварь. «Природа, – говорят они, – человека и создала, и родила; поэтому человек меньше природы, ниже природы, раб в окружении природы, невольник на цепи природы, мертвец в могиле природы». Посрамятся говорящие так, когда посетит их беда, и возопят к Богу: встань и спаси нас! Почему кричат они Богу: встань! – словно Бог лежит? Не лежит Бог, а стоит: стоит и ждет, готовый оказать услугу каждому, кто попросит о том с верой и смирением. Но те, кто, уповая на собственные силы, лобызал дерево и камень, – они повалили Его в жизни своей и выбросили Его вон из своего бытия. Оттого-то, когда придавит их скорбь, они и кричат Ему: встань!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

98. Брат спросил о том же предмете авву Анувия и пересказал ему слова аввы Пимена. Авва Анувий отвечал: «Если человек дойдет до состояния такой чистоты и увидит грехи брата своего, то праведность его поглотит их». Брат спросил: «Какая праведность его?» Старец отвечал: «Это — всегдашнее обвинение самого себя». 99. Брат сказал авве Пимену: «Когда подвергаюсь я бедственному падению, помысл мой снедает меня и укоряет: для чего ты пал?» Старец отвечает ему: «Коль скоро человек впадает в грех и скажет: “Согрешил я”, — грех тотчас проходит». 100. Один брат спросил авву Пимена: «Почему демоны увлекают душу мою к тому, кто выше меня, и заставляют презирать того, кто ниже меня?» Старец отвечает: «Потому, говорит апостол, что в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные… Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим 2,20–21). 101. Брат спросил авву Пимена: «Почему я не могу откровенно говорить со старцами о своих помыслах?» Старец отвечал: «Авва Иоанн Колов говорит: “Ни о ком так не радуется враг, как о тех, которые не открывают своих помыслов”». 102. Брат сказал авве «Сердце мое ослабевает, если случится со мною и небольшое искушение». Старец отвечал ему: «Как же не дивиться нам Иосифу, который, будучи семнадцатилетним юношей, до конца вытерпел искушение? Бог прославил его. Не видим ли и Иова: как он до самого конца не ослабел в терпении? Искушения не могли поколебать упования его на Бога». 103. Авва Пимен говорил: «Киновия (монашеское общежитие) требует трех добродетелей: смирения, послушания и ревностной готовности к общежительным работам». 104. Брат сказал авве Пимену: «Во время крайней нужды попросил я у одного святого мужа некоторой вещи для своего употребления, и он дал мне то в милостыню. Если же Бог устроит мое состояние, то раздать ли мне взятое в милостыню или лучше отдать тому, кто дал мне это?» Старец отвечал: «Справедливость пред Богом требует, чтобы вещь отдана была тому, у кого взята; ибо она его». Брат говорит: «Но если я принесу вещь, а он не захочет взять и скажет мне: “Пойди, отдай это в милостыню кому хочешь” — тогда что мне делать?» Старец отвечал: «И тогда вещь все будет принадлежать ему. Если бы кто дал тебе что–нибудь без всякой просьбы, то данное — твое. Если же ты выпросил что у монаха или у мирянина и он не захочет принять вещи назад от тебя, то долг твой — раздать это в милостыню от его имени и с его ведома».

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

г) Примеры того, как святые бегали гнева. I. Авва Исидор рассказывал о себе: «пошел я однажды на торжище продавать небольшие корзины. Приметив, что мною начинает одолевать гнев, я оставил корзины и убежал». (Из «Скитск. пат.). II. Авва Иоанн Колов сказывал: «однажды шел я с своим плетением по скитской дороге и встретился с погонщиком верблюдов. Он своими словами довел меня до гнева, и я убежал, оставив свои корзины». (Из «Скитского патерика»). III. Ненависть. а) Библейские тексты о ненависти. Ненависть к ближнему запрещена: вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите невавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Mф. V, 43, 44 ), – Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепляла ему глаза ( 1Uoah. II, 9, 11 ). Ненависть бывает убийственна: всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1Uoah. III, 15 ). Ненависть несовместима с познанием Бога: кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего; тот еще во тьме ( 1Uoah. II, 9 ). любовию к Богу: кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит; тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Uoah. IV, 20 ). Ненависть отравляет жизнь: лучше блюдо веленя, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. ( Npumч. XV, 17 ). б) Ненависть есть тяжкий грех. «Какая всех добродетелей выше? Любовь, отвечает на этот вопрос св. Ефрем Сирин , так и всех грехов тяжелее – ненавидеть брата; ибо ненавидяй брата своего человекоубийца есть, как сказал апостол ( 1Иоан. 3, 15 ). Кто ненавидит брата своего, тот ненавидит Самого Бога. Ненавидяй брата своего; во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи его ( 1Иоан. 2, 11 ). Вот сколь многих зол причиною ненависть. А любовь покрывает множество грехов» ( 1Петр. 4, 8 ). («Воскр. чт.» 1889 г., 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Каждый из нас, подобно этому мытарю, в жизни своей ощущал веяние, дыхание благодати. Мытарь хочет увидеть Христа, но Его заслоняет толпа народа. Что это значит – толпа народа? Это наши суетные заботы, наши грехи, страсти, мечты, прежние привычки. Они как стена между нами и Богом. Они, как плотная толпа, стоят между нами и Спасителем. Закхей ростом был мал, то есть низок. Что это значит? То, что хотя мы и христиане, но духовно не возрастаем, мы духовные карлики, и поэтому не можем видеть Христа, будучи подавлены своими грехами. Далее говорится, что мытарь влез на дерево. Что это значит, что он влез на дерево? Он поднялся над землей. Этот образ объясняет великий подвижник, преподобный Иоанн Колов. Он говорит: «Я похож на человека, которого преследует стая диких зверей, готовых растерзать его, а он влез на дерево; звери стоят, рычат и воют, но до него дотянуться не могут». Его спросили, что значит эта притча. Он ответил: «Дикие звери – это бесы и мои страсти, а дерево – это молитва. Когда я начинаю молиться и призывать имя Божие, то они только лишь стоят поодаль и скрежещут зубами, но схватить меня не могут». Итак, грешник поднялся духом своим над землей в молитве. И Господь видит его сердце – уже обновленное, жаждущее спасения. Христос видит мытаря, влезшего на дерево, чтобы лучше рассмотреть Его, вцепившегося в тонкие ветви, чтобы удержаться, не упасть на землю. И, подойдя к этому дереву, Господь произносит такие таинственные слова: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5). Что значат эти слова? Мы можем только лишь соприкоснуться с духовным миром через молитву, но чтобы Господь вошел в сердце наше, для этого необходимо глубокое покаяние. Мытарь спускается с дерева. Принося покаяние, мы должны считать себя ниже всех: только тот, кто уничижит себя в покаянии, сочтет себя последним грешником, будет возвышен Богом. Грешник приносит пламенное покаяние, и Господь входит в дом его. Что есть дом? Его сердце. Есть образ в Апокалипсисе – говорит Христос: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Поэтому и мы, возлюбленные, когда нас ругают, издеваются или еще как-нибудь недоброжелательно относятся к нам за наши благие дела, не устрашимся и не свернем с прямого пути. Как сказал пророк: Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое ( Пс 26, 3 ). И еще: Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего ( Пс 118, 51 ) и ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое ( Пс 68, 8 ). И сам Спаситель нам говорит: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать ( Мф 5,11 ). 2 . Не устыдимся, возлюбленные, что люди, отвергающие Господни заповеди, называют нас «лицемерами». Ведь ясно, что они напоминают нам о лицемерии не для того, чтобы нас исправить, но чтобы сбить нас с толку, дабы мы устыдились и стали бесстыдными, самонадеянными и чуждыми благоговения и всякой добродетели. Они всех благоговейных людей называют лицемерами. А мы да не устыдимся поношений, когда заслышим их непристойные выражения. Таких невежливых людей, по слову Писания, ждет погибель. В другом месте говорится: Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу ( 1Ин 3,21 ). И еще: Но если и страдаете за правду, то вы блаженны ( 1Пет 3,14 ), ибо слава и Дух Божий на вас почили – только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или как вор..; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь ( 1Пет 4,15–16 ). И еще: Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? ( 1Пет 4,18 ). 3 . Будем избегать дерзости и смеха, ибо они разрушают душу монаха. Поэтому Писание говорит: блажен человек, который всегда пребывает в благоговении (Ср.: Притч 28, 14 ). Будем отвращаться от насмешливых и несдержанных людей. Ибо какое общение, – сказано в Писании,– праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? ( 2Кор 6,14–15 ). 3. Из аввы Марка Беззаконники насмехаются над тем, кто искренне кается, но их насмешки – признак того, что он угодил Богу. 4. Из Отечника Авва Иоанн Колов сказал ученику: «Чадо! Почтим Единого и все почтят нас. А если мы презрим Единого, Который есть Бог, то будут презирать нас все, и мы отправимся в погибель»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Поэтому и мы, возлюбленные, когда нас ругают, издеваются или еще как–нибудь недоброжелательно относятся к нам за наши благие дела, не устрашимся и не свернем с прямого пути. Как сказал пророк: Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое (Пс 26, 3). И еще: Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего (Пс 118, 51) и ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое (Пс 68, 8). И сам Спаситель нам говорит: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать (Мф 5,11). 2. Не устыдимся, возлюбленные, что люди, отвергающие Господни заповеди, называют нас «лицемерами». Ведь ясно, что они напоминают нам о лицемерии не для того, чтобы нас исправить, но чтобы сбить нас с толку, дабы мы устыдились и стали бесстыдными, самонадеянными и чуждыми благоговения и всякой добродетели. Они всех благоговейных людей называют лицемерами. А мы да не устыдимся поношений, когда заслышим их непристойные выражения. Таких невежливых людей, по слову Писания, ждет погибель. В другом месте говорится: Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу (1 Ин 3,21). И еще: Но если и страдаете за правду, то вы блаженны (1 Пет 3,14), ибо слава и Дух Божий на вас почили — только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или как вор..; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь (1 Пет 4,15–16). И еще: Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1 Пет 4,18). 3. Будем избегать дерзости и смеха, ибо они разрушают душу монаха. Поэтому Писание говорит: блажен человек, который всегда пребывает в благоговении (Ср.: Притч 28, 14). Будем отвращаться от насмешливых и несдержанных людей. Ибо какое общение, — сказано в Писании, — праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор 6,14–15). Беззаконники насмехаются над тем, кто искренне кается, но их насмешки — признак того, что он угодил Богу. Авва Иоанн Колов сказал ученику: «Чадо! Почтим Единого и все почтят нас. А если мы презрим Единого, Который есть Бог, то будут презирать нас все, и мы отправимся в погибель»

http://predanie.ru/book/67875-evergetin/

Об авве Иоанне Персиянине сказывали: однажды пришел мальчик для исцеления от беса; пришли также братия из киновии Египетской. Старец, выйдя из своей келии, увидел, что один брат грешит с мальчиком, и не стал обличать его, но сказал: «Ежели и Бог, создавший их, видит их и не истребляет огнем, то кто я, чтобы обличать их?». Однажды авва Иоанн Колов шел из Скита с другими братиями. Проводник их сбился с дороги, ибо была ночь. И говорят братия авве Иоанну: «Что нам делать, авва: брат сбился с дороги, как бы нам не умереть, блуждая?». Старец отвечает им: «Если скажем ему об этом, он опечалится и будет стыдиться; но вот я притворюсь больным и скажу: не могу продолжать пути, а останусь здесь до утра». И сделал так. А прочие сказали: «И мы не пойдем, но посидим с тобой». Так просидели до утра – и брата не обличили. Брат спросил авву Сисоя: «Если во время путешествия проводник наш собьется с пути, нужно ли сказать ему об этом?».– «Нет»,– отвечал старец. «Так оставить его водить нас туда и сюда?» – сказал брат. «Что же,– отвечал старец,– ужели взять палку и бить его? Я знаю братий, которые блуждали, потому что проводник их сбился ночью с дороги. Их было двенадцать, и все они знали, что заблудились, но каждый старался не говорить об этом. С наступлением дня проводник их, приметив, что они сбились с дороги, сказал им: “Простите меня, братия! Я заблудился”. Они все говорили ему: “И мы знали это, но молчали”. Услышав сие он удивился, и сказал: “Братия не дадут воли языку, хотя бы пришлось умирать”,– и прославил Бога. Расстояние же от пути, с которого они сбились, было на двадцать миль». Об авве Макарии Великом утверждали, что он был, как сказано в Писании, бог земной, потому что как Бог покрывает мир, так и авва Макарий прикрывал согрешения, которые он и видя как бы не видел, и слыша как бы не слышал. Будь внимателен к себе самому, к своим грехам, а не к грехам других И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010