Бойтесь, соединенные браком, незаконного развода. Помните, что Господь запретил развод от начала создания (см.: Мф. 19, 8 ), и яко всяк, отпущаяй жену свою, разве словесе любодейного, творит ю прелюбодействовати; и иже пущеницу поймет, прелюбодействует ( Мф. 5, 32 ). Избегай в обыкновенных разговорах своих божбы и клятвы, хотя бы ты и правду говорил Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Мф. 5, 33–37 Без всякой причины не клянись небом – оно есть Престол Божий, ни землей – она есть подножие ног Его, ни святыней какой-либо, ни своей главой – она есть премудрое создание Божие. Помни: божба или клятва, в обыкновенных разговорах употребляемая, происходит от неимения надлежащего страха Божия. Произноси имя Божие благоговейно, трепетно. Авва Нистерой Великий говорил: «Христианину должны быть чужды клятва и клятвопреступление». Некто из отцов спросил авву Пимена: «Кто это говорит: Причастник аз есмь всем боящимся Тебе ( Пс. 118, 63 )?».– «Это говорит Дух Святый»,– отвечал старец. Об авве Оре сказывали, что он никогда не лгал и не божился, никому не желал зла и без крайней нужды не говорил. Злу не противься злом, не воздавай злом за зло Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Мф. 5, 38–39 Не мсти за обиду, ни сам лично, ни через других, например, посредством суда. Помни, что досадители Царствия Божия не наследуют (см.: 1Кор. 6, 10 ). Авва Иоанн Колов говорил: «Если бесчестят тебя, не гневайся, будь миролюбивым и не воздавай злом за зло». Брат спросил авву Пимена: «Что значит воздавать злом за зло?». Старец сказал: «Сия страсть обнаруживается четверояким образом: во-первых, в сердце, во-вторых, во взорах, в-третьих, на языке и, в-четвертых, в самом делании зла за зло. Если можешь очистить свое сердце, то зло не обнаружится во взорах; если же обнаружится во взорах, то берегись, чтобы не высказать зла; если же выскажешь, то скорее подави страсть, чтобы не сделать зла за зло».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

98 . Брат спросил о том же предмете авву Анувия и пересказал ему слова авва Пимена. Авва Анувий отвечал: «Если человек дойдет до состояния такой чистоты и увидит грехи брата своего, то праведность его поглотит их». Брата спросил: «Какая праведность его?» Старец отвечал: «Это – всегдашнее обвинение самого себя». 99 . Брат сказал авве Пимену: «Когда подвергаюсь я бедственному падению, помысл мой снедает меня и укоряет: для чего ты пал?» Старец отвечает ему: «Коль скоро человек впадает в грех и скажет: «Согрешил я», – грех тотчас проходит». 100 . Один брат спросил авву Пимена: «Почему демоны увлекают душу мою к тому, кто выше меня, и заставляют презирать того, кто ниже меня?» Старец отвечает: «Потому, говорит апостол, что в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело ( 2Тим.2:20–21 )». 101 . Брат спросил авву Пимена: «Почему я не могу откровенно говорить со старцами о своих помыслах?» Старец отвечал: «Авва Иоанн Колов говорит: «Ни о ком так не радуется враг, как о тех, которые не открывают своих помыслов " ». 102 . Брат сказал авве Пимену: «Сердце мое ослабевает, если случится со мной и небольшое искушение». Старец отвечал ему: «Как же не дивиться нам Иосифу, который, будучи семнадцатилетним юношей, до конца вытерпел искушение? Бог прославил его. Не видим ли Иова, как он до самого конца не ослабел в терпении? Искушения не могли поколебать упования его на Бога». 103 . Авва Пимен говорил: «Киновия (монашеское общежитие) требует трех добродетелей: смирения, послушания и ревностной готовности к общежительным работам». 104 . Брат сказал авве Пимену: «Во время крайней нужды попросил я у одного святого мужа некоторой вещи для своего употребления, и он дал мне то в милостыню. Если же Бог устроит мое состояние, то раздать ли мне взятое в милостыню, или лучше отдать тому, кто дал мне это?» Старец отвечал: «Справедливость пред Богом требует, чтобы вещь отдана была тому, у кого взята, так как она его». Брат говорит: «Но если я принесу вещь, а он не захочет взять и скажет мне: «Пойди, отдай это в милостыню кому хочешь» – тогда что мне делать?» Старец отвечал: «И тогда вещь все еще будет принадлежать ему. Если бы кто дал тебе что-нибудь без всякой просьбы, то данное – твое. Если же ты выпросил что у монаха или у мирянина, и он не захочет принять вещи назад от тебя, то долг твой раздать это в милостыню от его имени и с его ведома».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   Рассказывают об одном исправившемся, что, когда товарищи недоброй жизни, встретив его, звали на прежние дела, он сказал им наотрез: «Я уже не тот», и, отвернувшись от них, пошел своею дорогою. Так-то сильна и многозначительна первая, полная и неотступающая решимость! Она дает ту крепость и силу воли, которую не сильны поколебать даже и более нежные связи, чем сотоварищество.    Святой Иоанн Колов в «Достопамятных сказаниях» предлагает на этот предмет такую приточную историйку. «В одном городе жила красивая прелестница, имевшая много поклонников, понравилась она и правителю области. Раз он сказал ей: обещай жить целомудренно, и я женюсь на тебе. Она согласилась и поступила к нему в дом. Но прежние поклонники ее не переставали искать ее и, узнав, что она взята правителем, обдумывали, как бы выманить ее оттуда. Если, рассуждали они, мы прямо пойдем в дом, то правитель засадит нас в тюрьму, а мы сделаем вот что: пойдем позади дома и свистнем; она узнает наш свист, и выйдет к нам. Так и сделали. Но остепенившаяся прелестница, услышав свист, заткнула уши и, вбежав во внутренние покои, заперла двери». Притчу эту святой Иоанн Колов толковал так: прелестница — грешная душа; ее друзья — страсти и грешные люди; правитель — Христос; внутренний покой — сердце, преданное Христу; свистание — соблазны помыслов и встреч. Так обратившаяся ко Господу душа всегда убегает в сердце, чтобы в молитве предстать там Господу и тем разгонять восстающие соблазны.    Вот как греховные верви, порванные первою решимостию работать Господу, удобно разрываются потом и всякий раз, как враг замышляет снова опутать ими исправляющегося грешника. Пс.118:62. Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея    Этот стих и два последние указывают, какие приемы берутся, дабы удобнее отторгнуться от уз греха. Многое и из сказанного доселе имеет тот же смысл, потому что и то, чтобы обдумать все порядки новой жизни и определить их заповедями, есть прием противостояния греху,— и то, чтобы наперед готовиться к возможным встречам, могущим соблазнить, есть тоже прием; прием и то, чтобы порвать все грешные связи и изменить обычаи, питающие грех. Но здесь указываются самые решительные приемы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Авва Иоанн Колов считается одним из самых строгих аскетов золотого века монашества. Но вместе с тем в нем было что-то и от ребенка. Его поведение порой кажется наивным, как бы юродством, добровольным отказом от самоволия и рассудочности ради благодати Христовой. Порой в рассказах о нем возникает образ, который чем-то сродни простонародному образу дурачка, который, вопреки сложившемуся о нем мнению, обладает мудростью, превосходящей мудрость ученых и царских советников. Вот что говорится в «Древнем патерике». Некогда в поисках подвижнической жизни авва Иоанн Колов удалился в скит, в Фиваидскую пустыню, и жил там, обучаясь у старца. Старец посадил высохшее на корню дерево и велел авве Иоанну поливать это дерево каждый день одной кружкой воды, пока оно не принесет плод. Колодец находился очень далеко от скита, так что авва Иоанн уходил вечером и возвращался с водой только к утру. Три года, как говорит патерик, продолжался этот труд, с любой другой точки зрения бессмысленный. Но вот прошло три года, и дерево принесло плод. Старец, взявши этот плод, принес его братии со словами: «Возьмите, вкусите плод послушания» . Этот рассказ перекликается одновременно и с евангельской притчей о бесплодной смоковнице, за которую заступился садовник, и с возгласом на Божественной литургии: «Примите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» . Послушание можно назвать духовной плотью монашества — плодом. Вот что было в притче Спасителя. Хозяин хотел срубить смоковницу, как так она не приносила плодов. Садовник затупился на дерево и попросил подождать некоторое время. Хозяин согласился. Садовник обложил корни смоковницы навозом, поливал ее, ожидая, что она принесет плод. Спаситель не говорит, принесла ли смоковница плод, Он оставляет притчу как бы незаконченной, недосказанной. То, что подразумевалось в притче Спасителя, произошло с теми, кто веровал Ему. Возглас «Примите, ядите…» произносится на Евхаристическом каноне, в то время как Святые Дары пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Цель христианской жизни — уподобление Христу, и тщательный послушник тоже уподобляется Христу, исполнившему волю Своего Небесного Отца.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Этим он показал, что без дела рук невозможно монаху пребывать на одном месте, ни достигнуть когда-нибудь верха совершенства. Поэтому хотя необходимость пропитания вовсе не требовала этого, он делал для одного очищения сердца, собранности помыслов и постоянного пребывания в келье, или для победы и прогнания самого уныния» 2460 . Говоря о труде древних иноков, каким они занимались и снискивали себе кусок хлеба, не могу скрыть того, что некоторые из них не прочь были и избавиться как-нибудь от труда и работы. Подобные иноки приводили в защиту себя немало весьма, по-видимому, благовидных и сильных оснований о несовместимости труда с молитвой и созерцанием. Что же говорили они в защиту своего безделия и что отвечали им на это св. аввы? Иноки, не желавшие трудиться, говорили, что подвиг молитвенный несовместим с трудом и работой. Один брат пришел к авве Силуану в гору Синайскую. Уви- —601— дев, что братия работают, он сказал старцу: делайте не брашно гиблющее ( Ин.6:27 ): Мария же благую часть избра ( Лк.16:22 ). Старец сказал своему ученику: Захария, подай брату книгу и отведи его в пустую келью. Когда наступил девятый час, брат прислушивался у двери, не посылают ли его звать к трапезе. Но как никто его не звал, он сам, встав, пошел к старцу и говорит ему: Авва, ужели братия сегодня не ели? – Ели, отвечал старец. Почему же не позвали меня? – опять спросил брат. Потому, отвечал старец, что ты человек духовный и не имеешь нужды в такой пище, а мы, как плотские, хотим есть, и потому работаем. Ты избрал благую часть, читая целый день, и не хочешь вкушать плотской пищи. Брат, выслушав это, поклонился старцу и сказал: прости меня, авва. Тогда старец говорит ему: так и Мария имеет нужду в Марфе, ибо и Мария похваляется из-за Марфы» 2461 . Говорили еще, что монахи, принимая ангельский образ, не должны ничего делать, а жить, подобно Ангелам небесным. «Иоанн Колов однажды сказал своему брату: я решился не иметь никаких забот, как не имеют их Ангелы, которые ничего не работают, а непрестанно служат Богу и, скинув с себя одежду, пошел в пустыню. Прожив там одну неделю, возвратился к своему брату. Когда постучался в двери, брат узнал его, но не отворяя дверей, спрашивает его: кто ты? Он сказал: я Иоанн, брат твой. Брат отвечал ему: Иоанн стал уже Ангелом, и его нет между людьми. Иоанн упрашивал его и говорил: это – я. Но тот не отворял ему, а оставил его скорбеть до утра. После отворив ему двери, сказал: ты – человек, и тебе опять нужно работать, чтобы пропитать себя. Иоанн поклонился ему и сказал: прости меня» 2462 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3. Еще говорил: кто не удерживает языка своего во время гнева, тот не удержит и своих страстей. 4. Еще говорил: лучше есть мясо и пить вино, нежели злословием снедать плоть брата своего. 5. Он же говорил: змий изгнал Еву из рая клеветою. Посему злословящий ближнего подобен змию. Он губит душу того, кто слушает его, – не спасает и своей! 6. Сокровище монаха, говорил авва Иперехий, есть произвольная нищета. Брат, собирай себе сокровище на небеси, ибо будешь наслаждаться им в беспредельные 7. Еще говорил: живи постоянно умом своим в Царствии Небесном – и ты скоро наследуешь сие Царствие. 8. Говорил также: драгоценное украшение для монаха есть послушание; кто имеет послушание, тот будет услышан Богом и с дерзновением предстанет пред Распятого: ибо распятый Господь послушлив был даже до смерти (Флп. 2, 8). Об авве Иоанне Колове Рассказывали об авве Иоанне Колове (Колов – малый, короткий, малорослый – прим. ред.). Удалившись в Скит к одному фивскому старцу, он жил в пустыне. Авва его взял сухое дерево, посадил и сказал ему: каждый день поливай сие дерево кружкою воды, пока не принесет плода. Вода же была далеко от них, так что Иоанн уходил за нею с вечера и возвращался к утру. После трех лет дерево ожило и принесло плод. Старец, взяв с него плод, принес в собрание братий и сказал братии: возьмите, ешьте плод послушания! 2. Рассказывали об авве Иоанне Колове. Сказал он однажды старшему своему брату: я решился не иметь никаких забот, как не имеют их Ангелы, которые ничего не работают, а непрестанно служат Богу; и, скинув с себя одежду, пошел в пустыню. Прожив там одну неделю, возвратился к своему брату. Когда постучался в двери, брат узнал его, но, не отворяя дверей, спрашивает: кто ты? Он сказал: я Иоанн, брат твой. Брат отвечал ему: Иоанн стал уже Ангелом и его нет между людьми. Иоанн упрашивал его и говорил: это – я. Но тот не отворял ему, а оставил его скорбеть до утра. После, отворив ему двери, сказал: ты человек, и тебе нужно опять работать, чтобы пропитать себя. Иоанн поклонился ему и сказал: прости мне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Все, что у меня изложено в параграфе «Любовь «первая» и любовь «мистическая " » (Отдел III. Гл. 2. § 4), есть следствие именно этого неправильно взятого, так сказать, курса в духовном плавании. Святые отцы очень предостерегают новоначальных, чтобы те не стремились раньше времени желать того, что полагается только на следующих ступенях, а иначе рискуют не получить в свое время и даже потеряют то, что имеют. Преп. Иоанн Колов сказал знаменитую фразу: «Если увидишь юного, по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу и сбрось вниз» (преп. Варсонофий Великий, преп. Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб. 1905. С. 436. Ответ 701). Подобные «восхождения», несомненно, есть плод самочиния. Хорошо, как всегда, разъясняет дело преп. Иоанн Лествичник : «Время всякой вещи под небесем, говорит Екклезиаст ( Еккл. 3, 1 ). Изречение это объемлет и те вещи и делания, которые бывают в нашем священном жительстве. Итак, если угодно, рассмотрим, что каждому времени прилично и свойственно. Ибо известно, что для подвизающихся есть время бесстрастия и есть время побеждения страстьми, по причине младенчества подвизающихся. Есть время слез и время окаменелости сердца; есть время повиновения и время повелевания; есть время поста и время принятия пищи. Есть время брани от врага-тела и время погашения разжжения; время бури душевной и время тишины ума; время сердечной печали и время духовной радости; время учить и время учиться; время осквернений, может быть за возношение, и время очищения за смирение; время борьбы и время твердого мира; время безмолвия и время деятельности безмолвной; время непрестанной молитвы и время нелицемерного служения. Итак, да не обольщает нас горделивое усердие, побуждая прежде времени искать того, что придет в свое время: не будем искать в зиме того, что свойственно лету; ни во время сеяния – того, что принадлежит жатве. Ибо есть время сеять труды, и есть время пожинать неизреченные дарования благодати. В противном случае, мы и в свое время не получим того, что оному времени прилично и свойственно» (Лествица. С. 190–191. Слово 26, 87).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«Доброт.», т. II, стр. 408). 2. «Один монах, терпя от блуда, запрещал бесу, говоря: «иди во тьму, сатана! Разве не знаешь, что хотя и недостоин я, однако же ношу члены Христовы?» И тотчас мгновенно прекращалось распаление (как будто кто, дунув, погашает светильник), почему он сам в себе дивился этому и прославлял Господа (Он же, сн. «Доброт.», т. II, стр. 409). 3. «Если во время работы тревожит тебя дух блуда, не обленись простереть руки свои на молитву – и молитва веры противостанет за тебя» (Он же, сн. «Доброт.», т. II, стр. 409). 4. «Повергни пред Господом немощь своего естества, сознав свое во всем безсилие – и неощутительно получишь дарование целомудрия» (Св. Иоанн Лествичник , сн. «Доброт.», т. II, стр. 555). 5. Кто сознал собственное, безсилие в борьбе со страстью, тот в одном ищет себе спасения от врагов – в смиренной молитве к Богу-Спасителю, как делал преп. Иоанн Колов. «И, говорит он, подобен человеку, который сидит под большим деревом и видит, что к нему приближается множество зверей и змей. Если он не может стоять против них, влезает на дерево и спасается. Так и я: сижу в своей келье и вижу злые помыслы, восстающие на меня, и когда у меня недостает сил против них, прибегаю к Богу посредством молитвы, и спасаюсь от врага» (Дост. сказ., стр. 102). 6. «Тем, которые не приобрели еще истинной сердечной молитвы, помогает (в борьбе с блудною страстью) утомление себя в телесной молитве, – разумею, – воздеяние рук, биение в перси, очей на небо умиленное возведение, воздыхания с стенаниями и частое преклонение колен, – чего однако ж часто они не могут делать по причине присутствия других лиц. Тогда-то особенно демоны и пытаются нападать на них, и они, не имея сил противостать им твердостью ума и невидимым действом молитвы, по необходимости, может быть, уступают иногда борющим их. Ты же в таком случае удались, если можно, поскорее от людей, скройся где-нибудь незаметно на короткое время, – и там, возведши горе око – душевное, если можешь, а если нет, хоть телесное, – и руки крестовидно распростерши, на посрамление и побеждение сим образом мысленного Амалика, – возопий к Могущему спасти, не преухищренными словесами, а смиренными речениями, прежде и паче всего взывая: помилуй мя, яко немощен есмь ( Пс.6:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

митрополит Иоанн (Снычёв) МОЛИТВА УМНАЯ 1. На чем основывается действие истинной умной молитвы? Брат сказал авве Сисою: усматриваю, что память Божия (умная молитва) постоянно пребывает во мне. Старец сказал: это невелико, что ум твой постоянно направлен к Богу, велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари. Стр. 351 (4). Старец сказал так по той причине, что истинное действие умной молитвы всегда основано на глубочайшем смирении и проистекает из него. Всякое иное действие умной молитвы неправильно, к самообольщению и погибели. 2. Должно ли иноку останавливаться на первой ступени преуспеяния в умной молитве или же необходимо стремиться к большему преуспеянию? Авва Лот, посетив авву Иосифа, сказал ему: отец мой! по силе моей я исполняю малое молитвенное правило, соблюдая умеренный пост, занимаюсь молитвою, поучением и безмолвием, стараюсь наблюдать чистоту, не принимая греховных помыслов, что надлежит еще мне делать? Старец встал и простер руки к небу: персты его соделались подобными десяти вожженным светильникам. Он сказал авве Лоту: если хочешь, будь весь, как огонь. Не возможешь соделаться монахом, если не будешь пламенеть весь, как огонь. Стр. 302 (5). Благодатное осенение умной молитвы, при котором инок начинает ощущать в себе веяние необыкновенной тишины, стяжавает опытное познание сердечного безмолвия, с особенным удобством отталкивает приближающиеся к нему греховные помыслы и ощущения, – есть первая степень преуспеяния в умной молитве. На ней не должно останавливаться подвижнику: должно, при помощи плача, стремиться к большему преуспеянию, которому нет предела. Умная молитва – жилище Небесного Царя: в этом дворце чертогам нет числа; за великолепными и обширными чертогами следуют другие, более великолепные и обширные чертоги. 3. Какие примеры преуспеяния в умной молитве, переходящие в состояние духовного видения, показали святые Отцы в своей жизни? Авва Иоанн Колов был в великом преуспеянии умной молитвы и переходил от нея в состояние духовного видения. Однажды брат пришел к нему взять корзины. Он вышел к нему и сказал: брат! чего ты хочешь? Брат отвечал: Мне нужны корзины, авва. Старец вошел в келлию, чтоб вынести корзины, и, забыв о них, сидел. Брат опять постучался, и когда старец вышел, то напомнил ему о корзинах. Старец взошел в келлию и опять сидел, забыв о корзинах. Брат постучал в третий раз. Старец вышел к нему и говорит: чего хочешь ты, брат? Брат отвечал: корзин, авва. Старец взял его за руку, ввел в келлию, сказав: если тебе нужны корзины, – возьми и иди! мне недосуг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

4. Сказал авва Иоанн Колов: «Однажды я шел по дороге из Скита вместе с погонщиком верблюдов, который вез на верблюде мои рукоделия. Когда я заметил, что своими разговорами он подвигает меня ко гневу, я забыл об изделиях и бежал от него прочь». 5. Сказал авва Иперехий: «Кто не может сдержать язык во время гнева, тот не может и удержаться от страстей». 6. Сказал авва Аммона (Аццоуао): «Четырнадцать лет я провел в Скиту, молясь Богу ночью и днем, чтобы Он даровал мне победу над гневом». 7. Старца спросили: «Что такое гнев?» Он ответил: «Зависть, ложь и неблагодарность». 8. Гнев для человека — пропасть. Кто преодолел гнев, тот пропасть засыпал. Блажен муж, который кротко нес иго Владыки Христа до самого конца, а надменный человек распространяет вокруг себя неприязнь и ненависть. Человек гневающийся, повышающий голос, часто клянется понапрасну, а безмолвник всегда разумен. Гнев — это страсть нескромная и бесстыдная, за гневом следует обида и досада. Обида разъедает сердце обиженного. Гневливый человек никогда не обретет покоя в своем разуме, а беспокойный чужд всякой радости. Спокойствие разума и есть совершенное здравие, а гневливость враждебна ему. Гневающийся болен тяжелым недугом. Человек! Не доброе и не полезное дело желать помочь другим, а себя ввергать в великую опасность. Шевливость — это вовсе не признак мудрости, а одна из болезней души. Она признак ограниченности и недалекости ума. От нее человек коснеет в невежестве. Если ты хочешь уврачевать недужных, знай, что они нуждаются в милости и заботе, а не в наказании. В Писании сказано: Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных (Рим 15, 1). И тот же апостол советует исправлять впавшего в согрешение не с гневом, но в духе кротости (Ср.: Гал 6,1). Глава 36: О том, что стремящимся к совершенству небезобидно возмущаться сердцем на обидчиков и оскорбителей Когда о житии Пахомия услышал его брат по плоти Иоанн, он отправился на его поиски. Они встретились и с большой радостью расцеловались. Ведь после того как Пахомий крестился и причислился к избранникам Христовым, предпочтя монашескую жизнь, он ни разу не виделся с родственниками. Иоанн решил направиться к той же цели, что и брат. Так они остались вместе, всегда помышляя о законе Божием, и никогда не говоря ни слова о том, что происходит в мире.

http://predanie.ru/book/67875-evergetin/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010