II. Уничтожай свои нечистые пожелания сознанием, что на тебя смотрит Бог и святые. «Если стыдимся, когда подобные нам люди видят обнаруженную нечистоту наших дел: да стыдимся тысящекратно более, когда всечистый Бог и Его святые видят в нас сокровенную нечистоту страстных помыслов и похотных желаний». (Филар. м. м.). III. Никогда не воспоминай прежде совершенных плотских грехов. «Никогда не воспоминай прежде совершенных тобою плотских грехов, чтобы не осквернить тем снова своей души, но лучше молись Богу, говоря: «Господи! Ты знаешь скверные и безмерные грехи мои! Сам убо, как хочешь, изгладь их, а я не дерзаю вспоминать о них, чтобы тем еще более не прогневать Тебя». (Дух. цв.). IV. Избегай обращения с женщинами. 1. «Елей питает пламень светильника, – обращение же с женщинами разжигает огнь сласти похотной». (Преп. Нил син.; сн. «Доброт.», т. II, стр. 250). 2 . «Взор женщины – ядовитая стрела, ранит душу и вливает в нее яд; и чем более застаревает сия язва, тем большее производит повреждение». (Он же; сн. «Доброт.», т. стр. 250). V. Обращайся к Богу с молитвою об избавлении от блудных помыслов. 1 . «Если беспокоит тебя дух блуда, запрети ему, говоря: «Господь да потребит тебя, исполненный зловония, бес нечистоты». (Он же, сн. «Доброт.», т. II, стр. 408). 2 . Один монах, терпя от блуда, запрещал бесу, говоря: «иди во тьму, сатана! разве не знаешь, что хотя и не достоин я, однако же ношу члены Христовы?» И тотчас мгновенно прекращалось распаление (как будто кто, дунув, погашает светильник); почему он сам в себе дивился этому и прославлял Господа. (Он же, сн. «Доброт.». т. II, стр. 409). 3 . «Если во время работы потревожит тебя дух блуда, не обленись простереть руки свои на молитву – и молитва веры противостанет за тебя». (Он же; сн. «Доброт.», т. II, стр. 409). 4 . «Повергни пред Господом немощь своего естества, сознав свое во всем бессилие – и неощутительно получишь дарование целомудрия». (Св. Иоанн лествичник ; сн. «Добротол.», т. II, стр. 555). 5 . Кто сознал собственное бессилие в борьбе со страстию, тот в одном ищет себе спасения от врагов – в смиренной молитве к Богу-Спасителю, как делал преп. Иоанн Колов. «Я, говорил он, подобен человеку, который сидит под большим деревом и видит, что к нему приближается множество зверей и змей. Если он не может стоять против них, влезает на дерево и спасается. Так и я: сижу в своей келье и вижу злые помыслы, восстающие на меня; и когда у меня недостает сил против них, прибегаю к Богу посредством молитвы, и спасаюсь от врага». (Дост. сказ., стр. 102).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ПОМЫСЛЫ (См. также БРАНЬ, ДУХИ ПАДШИЕ, ИСКУШЕНИЯ, ИСПОВЕДЬ, ОТКРОВЕНИЕ ПОМЫСЛОВ) Авва Агафон, когда видел какое либо дело, и помысл побуждал его к осуждению, – говорил сам себе: Агафон! ты не сделай этого! Таким образом помысл его успокаивался (авва Агафон). VI, 60–61. Многие, искушаемые сладострастием, не совокупляясь телесно, блудодействуют мыслию; сохраняя девство тела, растлевают девство души. Возлюбленные! Необходимо отречься от услаждения блудными помыслами и мечтаниями, от общения с ними и внимания к ним, по наставлению Писания, которое говорит: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (авва Геронтий). VI, 88–89. [Примечание святителя Игнатия:] В хранении сердца от греховных помыслов заключается начальная причина и сущность спасения. Если помысл богопротивный приблизится к твоему сердцу, то молитва твоя да будет о разнообразных предметах, но извлекай слезный меч против того, кто нападает на тебя (авва Евагрий). VI,11З. Познается древо от плода, и устроение ума от помыслов, в которых он пребывает. По устроению ума познается состояние души ( авва Исаия ). VI, 192. Стяжи ощущение того, что Бог взирает на каждое дело твое. Непозволительно размышлять в тайне сердца о таких делах, которые стыдишься совершать пред человеками ( авва Исаия ). VI, 192. Хульные помыслы отвергай, не обращая на них внимания, и они убежат от тебя: они расстраивают только того, кто убоится их ( авва Исаия ). VI, 200. Не связывай себя делами мира, и помысл твой будет безмолвствовать в тебе ( авва Исаия ). VI, 203. Царство Божие есть истребление всякого греха. В сердце, в котором водворилось Царство Божие, хотя враги стараются насеять зло, принося греховные помыслы, но помыслы эти, не находя в человеке никакого сочувствия, не приносят никакого плода ( авва Исаия ). VI, 211. Понудь себя к непрестанному труду молитвы пред Богом в сердце, носящем помысл чистый, исполненный умиления, и Бог сохранит твой ум от нечистых и скверных помыслов (Исаак Сирский). VI, 249. Я подобен человеку, который сидит под высоким деревом и видит, что приближается к нему множество зверей и змей; если он не может противостать им, то взлезает на дерево и спасается. Так и я, безмолвствуя в келии моей, вижу злые помыслы, восстающие на меня, когда не могу противостать им, – прибегаю к Богу молитвою и спасаюсь (Иоанн Колов). VI, 287.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

33. Авва Иоанн Колов сказал: если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего удерживает воду и съестные припасы; тогда неприятели, погибая от голода, покоряются ему. Так бывает и с плотскими страстями: если человек будет жить в посте и гладе, то сии враги души его сами собою изнемогут. 34. Он же рассказывал: однажды, идя по скитской дороге со своим плетением, встретил я погонщика верблюдов, который своими словами подвизал меня на гнев, тогда я, бросив корзины, убежал. 35. Опять сказал: кто так силен, как лев? Однако из-за чрева своего попадает и он в сети, и вся сила его смиряется. 36. Опять сказал: скитские отцы, вкушая хлеб и соль, говорили: не будем слишком налегать на хлеб и соль. Оттого они и были сильны в деле Божием. 37. Брат спросил авву Исидора: почему демоны так сильно боятся тебя? Старец ответил ему: потому что с тех пор, как я стал монахом, подвизаюсь не попускать гневу взойти до гортани моей. 38. О себе авва Исидор говорил, что уже сорок лет, как чувствует он мысленный грех, однако никогда не сослагался ни с похотию, ни с гневом. 39. Однажды авва Исидор ходил к авве Феофилу, архиепископу Александрийскому. Когда он возвратился в Скит, братия спросили его: как город? Он ответил: поверьте, братия, кроме одного архиепископа не видал я лица человеческого. Услышав это, братия смутились и снова спросили: что же, авва, в хаос превратились они? Он сказал: нет, не то, но что помысл – посмотреть на кого-нибудь, не победил меня. Услышав сие, братия удивились и утвердились в помысле хранить очи свои от рассеения. 40. Авва Исаак рассказывал: я знал брата, который, когда жал в поле и захотел сесть колос пшеницы, спросил хозяина: позволишь ли ты мне сесть один колос пшеницы? Услышав сие, хозяин удивился и сказал: твое поле, отче, и ты спрашиваешь меня?! Вот до чего был осторожен брат сей. 41. Говорили об авве Исааке, что пепел из кадильницы, употреблявшейся во время приношения, съедал он с хлебом своим. 42. Авва Исаак заболел тяжкою болезнию и лежал в ней долго. Брат приготовил немного кашицы и положил в нее слив, но старец не хотел вкусить. Брат просил его ради болезни покушать немного, на что старец сказал: поверь, брат, желал бы я тридцать лет пролежать в сей болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

123. Не дивись, что когда приступаешь к добродетели, отовсюду источаются на тебя жестокие и сильные скорби; потому что и добродетелью не почитается та, совершение которой не сопровождается трудностью дела. Посему-то св. Иоанн (Колов или Пророк) сказал: «добродетели обычно встречать затруднения; она достойна порицания, когда привязана к покой». И блаж. Марк говорит: «всякая совершенная добродетель именуется крестом, когда исполняет заповедь Духа». Это Апостольское учение, что вси, хотящии жити в страхе Господнем и о Христе Иисусе, гоними будут ( 2Тим. 3, 12 ). Господь же говорит: «только кто погубит душу свою Мене ради, обрящет ю» ( Мф. 16, 25 ). Для того на первых порах предлагает Он тебе крест, чтоб ты прежде определил себя на крест, и потом уже послал душу свою идти вслед Его. 124. Ничто так не сильно, как отчаяние. Оно не знает, чтобы кто победил его десными ли-то, или шуими. Когда человек в мысли своей лишит жизнь свою надежды, тогда нет ничего дерзостнее его. Никто из врагов не может противостать ему, и нет скорби, слух о которой привел бы в изнеможение мудрование его; потому что всякая приключающаяся скорбь легче смерти, а он подклонил главу, чтоб принять на себя смерть. 125. Надежда покоя во все времена заставляла людей забывать великое, благое и добродетели. И прежде нас и до ныне, не от иного чего, но от сего именно, люди изнемогают, и не только не одерживают победы, но даже лишаются наилучшего. Посему скажем короче, что, если человек небрежет о Царстве Небесном, то разве по надежде малого здешнего утешения. Кто не знает, что птицы приближаются к сети, имея в виду покой? 126. Когда ум возревнует о добродетели, тогда и внешние чувства не уступают над собою победы никаким трудностям. Когда сердце возревнует духом, тогда тело не печалится о скорбях, не приходит в боязнь и не сжимается от страха; ибо тогда ум, как адамант, своею твердостью противостоит в нем всем искушениям. Возревнуем же, – и отбежит от нас нерадение, порождающее леность. Ревность порождает отважность и придает душе победоносную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/po...

Говоря о молитве, я внимание твое преимущественно обращал на то, как возвести молитву до свойственной ей степени. Могло тебе показаться странным, что когда речь у нас о невидимой брани и тебе желательно знать, какое пособие подает в сей брани молитва, ты слышишь лишь о том, как молитву сделать настоящею молитвой. Не дивись сему, потому что тут только молитва и становится победоносным орудием в невидимой брани, как сделается настоящею, т. е. внедрится в сердце и станет непрестанно в нем действовать. С сего момента она делается непроницаемою, непреодолимою и непереходимою оградою души, не допускающею к ней ни стрел вражеских, ни страстных нападок плоти, ни обольщений со стороны мира прелестного. Самим присутствием своим в сердце она пресекает брань невидимую. Посему и внушалось тебе: поспеши привить к сердцу действо молитвы и попекись о том, чтоб она была там в непрестанном движении. Ибо это то же, что сказать: сделай так, и без борьбы будешь являться победителем. Это так, действительно, и бывает. Но пока-то дойдет твоя молитва до такой силы, враги не дадут тебе покоя, и тебе и минуты не обойтись без брани или опасений ее. Помощна ли тут молитва? Всеконечно, и более, нежели всякое другое орудие духовной брани. Она всегда привлекает Божию помощь, и сила Божия отражает врагов; только будь она усердна и предана в волю Божию. Место ее в самом начале противоборства нападениям вражеским. Вот как идет все дело. Когда внимание, как страж неусыпный, дает знать о подступах вражеских и стрелы их восчувствуются – то есть или помысл страстный, или движение страсти появятся внутри, ревнующий о спасении дух, осознав в этом злобное дело вражеское, своих сил напряжением нещадно отражает то от сердца, не давая туда проникнуть, и в то же время в одном почти с сим акте внутреннем возносится молитвою к Господу, призывая Его на помощь. Помощь приходит, враги рассеиваются, и брань стихает. Св. Иоанн Колов приточно изображает это так, говоря о себе: «Я подобен человеку, который сидит под большим деревом и видит, что к нему приближается множество зверей и змей. Так как он не может стоять против них, то поспешно взлезает на дерево и спасается. Так и я: сижу в своей келии и вижу злые помыслы, восстающие на меня; и как у меня недостает сил против них, то прибегаю к Богу посредством молитвы и спасаюсь от врага» («Достопамятные сказания», п. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Глава 11: О том, что верующему опасно нарушать даже одну заповедь, ибо от нее зависит исполнение всех остальных; и о том, что даже малое зло , приносит огромный вред Пахомий Великий говорил своим ученикам: «Представьте, братья, — в доме сто комнат, но, если кто–нибудь купит главную залу, то хозяин уже не сможет войти ни в одну из комнат. Так и верующий, если он обладает всеми плодами Духа, но по небрежности и по злобе врага лишится хотя бы одного, променяв добродетель на обман, то станет немощен, ибо добровольно потеряет все свое достояние». 2. Если человек не пробудит собственную душу трезвением и не укрепит себя даже против слабых вражеских нападений — он погубит всю свою добродетель. Если войско наступает на противника, но в их строе окажется разрыв, то сквозь него враг прорвется в тыл, и его уже будет трудно выбить оттуда, и все войско скорее всего погибнет. Поэтому каждый из нас должен укреплять себя всеми добродетелями. Ибо немалый урон происходит, когда пренебрегают хотя бы самой незначительной добродетелью. Брат спросил авву Пимена: — Может ли человек полагаться на какое–то одно свое делание? Старец ответил: — Авва Иоанн Колов говорил: «Я бы хотел, чтобы человек перенимал понемногу ото всех добродетелей, а не придерживался всегда только одной». Братья! Нам всем следует исполнять добродетели по мере своих сил. Маленькие люди — в меру своих слабых сил, а большие — в меру своих больших возможностей. Те, кто вносили свои пожертвования в сокровищницу, были богачи. Но Господь больше всего радовался двум лептам бедной вдовы. Ибо Он смотрит на наши намерения и по ним судит о наших поступках. Горе душе, которая не хочет бежать от грехов, ведь ее постигнут скорби от завистников и ненавистников. 2. В Египте израильтяне ели и пили вволю, но были рабами фараона. Когда Господь послал им помощника, то есть Моисея, чтобы вывести из египетского плена, фараон начал их притеснять и угнетать. Это не была месть Моисея, сколько бы казней Бог ни посылал на Египет и на фараона, и его не радовало горе египтян, пока не настало время и Бог не сказал Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона… И тогда скажешь фараону, чтобы отпустил на свободу мой народ, иначе умрет всякий первенец в земле Египетской… (Ср.: Исх 11,1–5). Только после этого Моисей поднял голову. Затем Бог дал совет Моисею: внуши народу (тайно), чтобы каждый у ближнего своего…выпросил вещей серебряных и вещей золотых [и одежд] (Исх 11, 2). Эти вещи (потом) позволили покрыть расходы на строительство скинии.

http://predanie.ru/book/67875-evergetin/

346. Брат сказал авве Пимену: «Когда подвергаюсь я бедственному падению, помысл мой снедает меня и укоряет: «Для чего ты пал?» Старец отвечал ему: «Коль скоро человек впадет в грех и скажет: «Согрешил я», грех тотчас проходит. 347. Брат спросил авву Пимена: «Почему я не могу откровенно говорить со старцами о своих помыслах?» Старец отвечал: «Авва Иоанн Колов говорит: «Ни о ком так не радуется враг, как о тех, которые не открывают своих помыслов старцам». 348. Брат сказал авве Пимену: «Сердце мое ослабевает, если случится со мною и небольшое искушение». Старец отвечал ему: «Как же не дивиться нам Иосифу Прекрасному, который, будучи семнадцатилетним юношею, до конца вытерпел искушение? Бог прославил его. Не подивимся ли и Иову: как он до самого конца не ослабел в терпении. Искушения не могли поколебать упования его на Бога». 349. Брат сказал авве Пимену: «Во время крайней нужды попросил я у одного святого мужа некоторой вещи для своего употребления, и он дал мне то в милостыню. Если же Бог устроит мое состояние, то раздать ли мне взятое в милостыню, или лучше отдать тому, кто дал мне это?» Старец отвечал: «Справедливость пред Богом требует, чтобы вещь отдана была тому, у кого взята; ибо она его». Брат говорит: «Но если я принесу вещь, а он не захочет взять и скажет мне: «Пойди отдай это в милостыню, кому сам хочешь», тогда что мне делать?» Старец отвечал: «И тогда вещь все будет принадлежать ему. Если бы кто дал тебе что-нибудь без всякой просьбы, то данное – твое. Если же ты попросил что у монаха или у мирянина и он не захочет принять вещь назад от тебя, то долг твой – раздать это в милостыню от его имени и с его ведома». 350. Авва Пимен говорил: «Многие из отцов наших были сильны в подвигах, но сильных по чистоте помыслов – один или два». 351. Однажды авва Исаак сидел у аввы Пимена. Послышался голос петуха. Исаак спросил: «Неужели здесь есть петухи, авва?» Старец отвечал: «Исаак, зачем заставляешь меня говорить об этом? Ты и подобные тебе слышат это, а кто бодрствует, тому нет нужды до сего».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Так, братие, хотите ли явить в себе действующим оживление о Христе Иисусе - стойте в борьбе со страстьми и похотьми. Всякий раз, как восчувствуете вы приражение их, противьтесь им и прогоняйте их. Сказал, например, кто или сделал что обидное, приходит гнев и внушает вам сделать ему отмщение - не слушайте сих внушений, прогоните гнев и преложите его на кротость. Представляется случай к веселиям, восстает чувственность и предъявляет свои требования - подавите ее, откажитесь и восстановите трезвенность и чистоту. Выпадает такой случай, что сделай только неправое дело, то или выгоду получишь, или приобретешь значительное отличие и повышение; приходит своекорыстие или гордость и склоняют на дело неправое - не слушайте, одолейте себя и сделайте наперекор им, как требует правда и совесть. Так и во всем, какая бы страсть и по какому бы случаю ни пришла - не слушайте внушений ее, делайте наперекор ей, одолевайте ее - и это будет значить, что вы не работаете смерти, а живете в Господе Иисусе Христе. Приведу вам несколько на сей случай примеров, чтоб раздражить ревность вашу на сопротивление страстям. Рассказывают об одном юноше, работавшем страстям в товариществе с другими. Случилось, что благодать Божия воздействовала в сердце его. Он покаялся и положил не вдаваться более в прежнее непотребство. Товарищи его, остававшиеся в прежнем рабстве страстям, встретив его, говорят ему: пойдем туда и туда, сделаем то и то. Идите себе и делайте что хотите, отвечал он, я уже не тот. Так будем говорить каждой страсти, прежней нашей приятельнице: я уже не тот - и отвратимся от внушений ее. Святой авва Иоанн Колов еще живее изображает состояние души, убегающей страстей. В одном городе, говорит он, была блудница и имела много друзей. Это - душа со страстьми. Господин той страны пришел к ней и сказал: обещайся мне жить целомудренно, и я возьму тебя в супружество. Это - Господь призывает душу. Она обещалась, и он взял ее и привел в дом свой. Это - душа покаялась, дала обещание не грешить и получила благодать в помощь себе. Друзья ее соскучились и, зная, что она у господина, сказали: пойдем, дадим ей знак. Она услышит и выйдет к нам. Это - страсти приходят и начинают снова увлекать душу. Но бывшая блудница, услышав знаки, заткнула уши, вбежала во внутренние покои и заперла двери. Это - душа, которая по покаянии не слушает страстей и бежит от них, как от врагов прелестных. Так будем убегать от страстных внушений и мы всякий раз, как почувствуем приражение их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

(Περ κτημοσνης λγος, κεφ. ξς´. Μ. 1. с. p. 1060 А.). е) Значение послушания в качестве вводной добродетели и первые плоды его отмечены автором со свойственной ему краткостью и силой слова. Требование (со стороны духовного отца) послушания и изъявление его (со стороны ученика) были первыми актами в системе обучения деятельному подвижничеству. Послушание свидетельствовало о смирении ученика и его отречении от самомнения, препятствующего успеху ( Исидор Пелусиотск ий, Epistol. lib. IV, 6. Μ. LXXVIII, 1053: οησις προκοπς στιν γκοπ), если с надлежащей покорностью исполнялись первые испытательные распоряжения аввы, могшие казаться оскорбительными для людей, не отрёкшихся от мирского образа мыслей. Арсений показал великое послушание и смирение, когда Иоанн Колов подверг его следующему испытанию. Этот авва пришедшего к нему Арсения не пригласил ни сесть, ни вкусить трапезы, когда сопровождавшие его скитские клирики приглашены были «сотворить любовь». Затем авва бросил на землю сухарь и сказал Арсению: «ешь, если желаешь». Арсений, склонившись к земле и «на руках и ногах» приблизившись к хлебу, съел его. «Тебе, думал он, бросили хлеб ς κυν, – и я съел его, говорил он после, ς κων». (Vita S. Arsenii. Acta S.S. Iulii Т. IV, 618). В этом поступке Арсения сказалось прекрасное послушание ради Господа (καλ πακο δι τν Κριον γινομνη), столь восторженно восхваляемое аввой Руфом: «О, послушание – спасение всех верных! О, послушание – родительница всех добродетелей! О, послушание – обретательница царства! О, послушание – отверзающее небеса и людей от земли возводящее! О, послушание – питательница всех святых, сосцами которой они питались и через тебя достигли совершенства! О, послушание – сожительница ангелов!» (ποφϑγματα, Coteler. I, 662). О воздержании Воздержание есть общее прозвание всех добродетелей; посему подвизающемуся должно воздерживаться от всего 836 . Ибо как у человека, когда отнимается у него какой-либо из малейших членов, как бы он ничтожен ни был, делается безобразным вид всего остального тела: так и пренебрёгший одной добродетелью извращает, как и не знает, всё благолепие воздержания. Следовательно, должно не только охотно трудиться над телесными добродетелями, но и над могущими очищать нашего внутреннего человека 837 . Ибо какая будет польза для сохранившего тело девственным, если душой потерпел любодеяние от демона непослушания? Или как будет увенчан пощадивший себя от чревобесия и всякой похоти телесной 838 , а вознерадевший о гордости и славолюбии и не потерпевший малейшей скорби, когда весы имеют уравновешивать свет правды для совершающих дела правды в духе смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Итак, не устыдимся, возлюбленные, если презрители заповедей Господних называют нас лицемерами. Ибо ясно видно, что не для исправления нашего напоминают нам о лицемерии, но хотят, чтобы, устыдясь укоризн их, пришли мы в состояние невежества. Ибо ненаказанных сретает смерть, по Писанию (Притч. 24:8). И в другом месте говорится: аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу (1 Ин. 3:21). И ещё: Аще укоряемы бываете о имени Божии, блажени есте: яко славы и Божий Дух на вас почивает… Да не кто убо от вас постраждет яко убийца, или яко тать… Аще ли же яко Христианин, да не стыдится, да прославляет же Бога о имени сем. И аще праведный едва спасется, нечестивый и грешный где явится? (1 Пет. 4:14–16, 18). Будем избегать вольности и смеха, потому что развращает это душу монаха, о чем и говорит Писание: Блажен муж, иже боится всех за благоговение (Притч. 28:14). Будем отвращаться смехотворов и людей невнимательных, ибо сказано: Или кая честь верну с неверным… Кое же согласие Христови с велиаром? (1 Кор. 6:16–15). Авва Иоанн Колов говорит ученику своему: «Почтим Единого, чадо, и все будут почитать нас; если же пренебрежем Единого, то есть Бога, все будут пренебрегать нами, и пойдем мы в погибель». Некто из отцов рассказывает о авве Феодоре из Фермы: «Однажды пришел я к нему вечером в летнее время и нашел, что надет на нем левитон без рукавов, грудь у него обнажена, и кукуль лежит перед ним. Начали мы беседовать; и вот какой-то комит (комит — чиновник, заведовавший сбором царских даней, или градоначальник) приходит видеть его. Как скоро постучался он, старец вышел отворить ему дверь. Встретив же его, сел с пришедшим у двери и стал с ним разговаривать. Я взял плат и прикрыл ему плечи. Но старец, схватив плат в руку, сбросил с себя. Когда же комит ушел, я сказал ему: «Для чего сделал ты это, авва? Человек приходил получить от тебя пользу, а не соблазниться». Старец отвечал: «Что говоришь мне, авва? Ужели ещё обязаны мы рабствовать людям? Сделал я, что было нужно, и он ушел. Как меня застигнут, так я и встречаю». — И ученику своему приказывал он, чтобы, если придет кто, желая видеть старца, не говорить пришедшему чего-либо человеческого или какой лжи, допускаемой из человекоугодия; но если старец вкушает пищу, говорить пришедшему, что ест; если он спит, говорить, что спит. В такой высокой степени старец ненавидел человеческую славу». Мы как немощные не в состоянии вполне подражать такому чудному поведению старца и в такой же мере попирать человекоугодие. По крайней мере, будем гнушаться тем, что оскверняет самую совесть, и из угождения людям не сделаемся врагами Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010