Иоанн Кассиан



  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

О стыдливости - читать, скачать - иерей Вадим ...Искать в Источникеazbyka.ru
... нагота души состоит в отсутствии добродетелей или, что одно и тоже, в наличии порочности (св. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния Апостольские. Бес. XVII. С. 168) . 41 Четьи-Минеи. 30 октября. С. 632. 42 К примеру, стыдливость требует не демонстрировать различные выделения человеческого тела. Предосудительным считается и то, когда стыд отлагается ради похоти (блуд, прелюбодеяние) , или ради корысти (стриптиз, проституция) , или ради тщеславия (участия в конкурсах красоты и т. п.) . 43 Четьи-Минеи. 7 февраля. С. 137. 44 Четьи-Минеи. 14 мая. С. 471–472. 45 Четьи-Минеи. 14 июня. С. 313–314. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Собесед. 7. Гл. 1–2. С. 279–280. 62 См. : Четьи-Минеи. 5 июля. С. 110. 63 В последнем случае стыд не уместен, вот по какой причине: «Сатана, зная, что за грехом следует стыд, который легко может отвратить от него согрешающего, а покаяние сопровождается дерзновением, которое в силах привлечь кающегося, извратил естественный порядок, и стыд отдал покаянию, а дерзновение – греху. Каким же это образом? А вот как: пленяется кто-нибудь безумной страстью к всенародной блуднице; следует он за блудницей как пленник, входит в ее жилище, и, не стыдясь, не краснея, ... далее ...
В разговорах о греховной человеческой природе, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... убедится, будучи научен не столько наставлением преподающего, сколько расположением, усилием и опытом собственным, что достигнет его не иначе, как по милосердию и при помощи Божией. Ибо для получения столь величественной и столь превосходной награды за чистоту и непорочность, каков бы ни был употреблен труд поста, бдения, чтения, уединения, отшельничества, не может быть достоин того, чтобы получить ее по заслугам своего старания или труда. Ибо собственный труд или человеческое старание никогда не заменит Божественного дара, если он, по милосердию Божию, не будет сообщен желающему ( прп. Иоанн Кассиан, 56, 150 ) . ... Более гибельны и труднее для уврачевания те пороки, которые проявляются под личиной добродетелей и под образом духовных предметов, нежели те, которые совершаются явно для плотского удовольствия. Ибо этим, как явные, открытые недуги, скорее обличают и врачуются. А те, как прикрывающиеся видом добродетелей, то остаются неисцельными и всех, обольщенных ими, делают опасно и отчаянно больными ( прп. авва Даниил, 56, 239 ) . ... Сребролюбие, тщеславие, гордость и множество всяких пороков соединяются нераздельным союзом. Таким образом, если и один какой-нибудь порок ... далее ...
Преподобный Силуан Афонский, Глава 4 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... души» (как в случае с Лазарем и богачом) , «ради славы другого» (как в случае со слепорожденным) и «чтобы пробудить в другом рвение». На этих соображениях, далеких от нашего сюжета, мы задерживаться не станем. 321 Евагрий Понтийский. Послания, II, 2–3; III, 2; 4; VI, 1; XI, 1; 3–6. 345 См. : Там же, IV, 2; V, 2; VIII, 1, 3; XII, 1; 6; XIII, 1–8. 346 Многие из этих терминов порой оказываются собранными в одной формуле: «Этот вкус есть мощное действие Духа, производимое в сердце с чувством уверенности». – Макарий Египетский, прп. Духовные беседы, XV, 20 [ср. : Указ. изд. С. 335]. 347 Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Катехизис, XXII, 88–113. Этому рассказу соответствует 5-я глава из жития Симеона Нового Богослова, написанного прп. Катехизис, XVI, 78–112; также см. : Там же, 113–151; этому рассказу соответствует 19-я глава из жития прп. Симеона. 352 См., в частности, помимо Гимнов, XXV, 5–20, следующие фрагменты, процитированные ниже: Симеон Новый Богослов, прп. Благодарение I, 129–139; Благодарение II, 132–254; Нравственные слова, V, 287–316; Никита Стифат, прп. Житие Симеона Нового Богослова, 23; 24; 68–71. Сам он утверждает: «После того, как Ты вновь явил Себя ... далее ...
Внутреннее Царство, Раздел 6 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... «есть тот, кто, удалившись от всех, со всеми соединен» 118. Есть еще одна, более интересная черта, которую выявляет ответ аввы Лукия мессалианам. Молитва для него не исключает физического труда. В отличие от мессалиан, он молится во время работы, постоянно повторяя короткую молитвенную формулу. Таким образом, время его молитвы не ограничивается лишь теми моментами, когда он «встает, чтобы помолиться»; он способен «удерживать» молитву, когда занят определенной ему работой. Слова 50-го псалма, которыми молится Лукий, – одна из многих формул, которые можно повторять непрестанно. Св. Иоанн Кассиан, прошедший монашескую подготовку в Египте, советовал другой стих из Псалтири: «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне» (по-церковно-славянски: «Боже в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися») (Пс 69, 1) . 119 Авва Аполлон, совершивший в прежней жизни особенно тяжкий грех, употреблял, подобно Лукию, покаянную фразу: «Аз яко человек согреших, Ты же яко Бог помилуй меня! » 120. Иногда формула могла быть еще проще. Св. Макарий Египетский поучает: Не нужно многословить, а должно воздеть руки и говорить: Господи! как Тебе угодно и как знаешь, – помилуй! ... далее ...
Православный взгляд на эволюцию, Православный ...Искать в Источникеazbyka.ru
... всегда обращали к Нему взоры, и чтобы сопряженная с нами немощь держала в пределах наше достоинство? – Чтобы мы знали, что мы вместе и весьма велики и весьма низки, земны и небесны, временны и бессмертны, наследники света и наследники огня или тьмы, смотря по тому, на какую сторону преклоним себя? – Так устроен состав наш, и это, сколько могу я видеть, для того, чтобы персть земная смиряла нас, если б мы вздумали превозноситься образом Божиим» (Беседа 14, О любви к бедным) . Этот образ Божий, который человек имеет по своей природе, не был полностью утрачен даже у язычников, как учит св. Иоанн Кассиан; не утрачен он даже теперь, когда человек, под влиянием современной философии и эволюционизма, пытается превратить себя в зверя-недочеловека, – ибо и сейчас Бог ждет обращения человека, ждет пробуждения в нем истинно человеческой природы, которая в нем есть. Это подводит меня к очень важному пункту Вашей интерпретации учения богоносного отца, почти нашего современника, преподобного Серафима Саровского, содержащегося в его знаменитой «Беседе с Мотовиловым». Преподобный Серафим – мой святой покровитель, и именно наше Свято-Германовское братство впервые опубликовало полный ... далее ...
Учение Святых отцов и подвижников православной ...Искать в Источникеazbyka.ru
... утверждаемое вопрошением имеющих дар рассуждения и опытных 245. Итак, велика нужда и неисчетное благо иметь христианину духовное руководство и духовного руководителя. Рассмотрим прежде всего общие признаки, каким должен быть духовный руководитель и в чем должно состоять полное духовное руководство по мысли свв. отцов и подвижников? Не всякий может быть истинным руководителем. «Такие светильники, – говорит епископ Феофан, – Богом образуются и Богом изводятся на дело». Не всякому без разбора можно вручать себя руководству и открывать свои греховные помыслы. Многие из старцев, говорит преп. Иоанн Кассиан, вместо пользы – вред, вместо утешения – отчаяние причиняют вопрошающим своим неумелым советом и руководством. Такого рода старцы только от времени поседели, но не имеют рассудительности и духовной опытности 246. «Не всякий, – пишет преп. Петр Дамаскин, – кто стар летами, уже способен к руководству, но кто вошел в бесстрастие (препобедил страсти) и принял дар рассуждения». Кто искренне стремится к богоугодной жизни, тот всегда ищет духовного руководства и наставления. Но, к сожалению, очень редко и мало встречается истинных и опытных духовных руководителей (среди духовенства, ... далее ...
Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в жизнь, она сделается более плодотворной. До сих пор вы жили, полагаясь в основном на свою волю. Это понятно, не сразу начинаешь прозревать, чего истинно хочешь. Но увидев тщету своеволия, каждая из вас сделала шаг к монашескому идеалу. Монашеская жизнь не дается сама собою, она – итог упорной работы, напряжения, осознания ответственности за свои дела, попечения о них. Вот принципы, которые вам надлежит усвоить, и жить соответственно: 1. Любовь и прощение. Старайтесь не обижать друг друга, а коли обиделись – простите. Да не зайдет солнце во гневе вашем или в холодном небрежении (Св. Иоанн Кассиан не разрешал даже молиться в монастырской церкви, покуда обиженный не прощал обидчика) . Если уж не можете с легким сердцем простить, тогда хотя бы осознайте свою вину, а не ищите причины в другом. Причина – в вашем хладном сердце. Даже сама мысль: «А кто виноват? » свидетельствует о том, что вы стараетесь оправдаться. 2. Откровенность друг с другом. Вы должны знать, что делает ближний. Поутру приступайте к своим трудам, а на всякое дело, к ним не относящееся, испрашивайте благословения. 3. Совместная жизнь, богослужения и трапезы. В часовне проводить полный круг служб ... далее ...
Учение о молитве по Добротолюбию, Глава 11 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... настроения к молитве: это настроение, даже само умилений, должен он создавать себе по указанным способам святыми подвижниками, прошедшими все это опытным путем 732. К сказанному об умилении следует добавить, что оно обнаруживается в человеке различно. «Как при разных случаях находит умиление, так разно и выражается оно: иногда обнаруживается оно неизреченною некою радостию духовною; иногда погружает в глубокое молчание все силы и движения души; иногда изводит более или менее обильные слезы. Слезы или плачевное некое настроение есть более обычное его выражение» 733, – говорит святой Иоанн Кассиан Римлянин. 11. 6. Любовь к ближним – и как результат молитвы, и как ее опора За сокрушением и умилением сердечным должно следовать умиротворение души и, как результат этого, – любовь к ближним, что крайне необходимо для всякой истинной молитвы. «Мир и любовь благоприятною делают молитву» 734, – утверждают святые Каллист и Игнатий. Поэтому-то преподобный Нил Синайский и предупреждает: «Никогда не презирай проливающего слезы бедняка, чтобы не были презрены слезы твоей молитвы» 735. Подобно этому и святой Симеон Благоговейный говорит: «Не должно отвращаться от ищущих пользы ... далее ...
Церковная историография - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... церкви Третья отрасль западной христианской литературы – Галльская, или Галликанская. Она имеет особое направление, ибо церковь галликанская основана была во II веке малоазийскими миссионерами и сохранила большую близость к греческой церкви. Эта литература занимает средину между латинской и греческой. Вот выдающиеся писатели этой литературы: в IV в. – Иларий Пиктавийский, писавший сочинения против ариан, но не особенно самостоятельные; в V – Проспер Аквитанский, Аполлинарий Сидоний, письма которого очень важны для характеристики тогдашнего общества 5; аскеты Мартин Турский и Иоанн Кассиан, положившие начало монашеству в Галии; наконец, Викентий Леринский. В своём сочинении Communitorium, он касается весьма важного вопроса о церковном развитии: что считать в христианстве неизменным и что подлежащим развитию. Этого касался ещё Ириней, но он считал неизменным всё то, что основано на предении. Это слишком общий ответ. Викентий же утверждает, что в христианстве должно признавать основным, вечным, всё то, что всегда во все времена и всеми было признаваемо. Этой формулы держались потом почти все богословы, и средневековые и нового времени. Упомянем Орозия, ... далее ...
Предисловие к огласительным творениям свт. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... раскрыть истины христианской веры и преподать нравственное назидание. Важное место в трактатах занимает учение о Евхаристии. Завершается оглашение наставлением в молитве и подробным объяснением прошении молитвы Господней. Исследователи датируют тексты 390–391 гг. 2Sancti Ambrosii Opera. P. 7: Explanatio symboli, De sacramentis, De mysteriis, Dc paenitentia Rec. O. Faller. Vindobonae, 1955 ( CSEL; 73 ) . 3Однако и в paenit. 2. 9. 89 свт Амвросий неодобрительно говорит о таких кающихся, «которые считают, что покаяние заключается в том, что они воздерживаются от небесных таинств». 4 Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников Иоанн Кассиан Римлянин. Писания Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 605. Наряду с практикой редкого причащения существовали монастыри, в которых причащались ежедневно (см. : История египетских монахов М., 2002. С. 41) . – Прим. ред. 5Epist. 20 4. PL 16: 995 Это письмо от 386 г., в нем дальше рассказывается и о попытках двора захватить одну из базилик – Прим. ред. 8Ioann. Diac. Epist. Ad Senar. IV. RL 59: 402 Предисловие написано на основе: Ambroisc de Milan. Des Sacraments. Des Mysteres. Explication du Symbole Texte ... далее ...

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Иоанн Кассиан
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"