Гнев Божий Не тетива напрягает Божий лук, но карающая сила, которая иногда напряжена, а иногда ослаблена. Посему слово (см.: Пс. 7, 14 ) грозит грешнику тем, что готово ожидающее его наказание, если пребудет во грехе, потому что в луке уготованы сосуды смертные, а сосуды смертные суть силы, потребляющие врагов Божиих... Как огонь произведен для сгораемого вещества, создан не для алмаза, который не расплавляется в огне, а для возгорающихся дров, так и стрелы Божии соделаны для душ удобосгораемых, в которых собрано много вещественного и годного к истреблению. Посему, которые имеют уже в себе предварительно разжженные стрелы диавола, те приемлют на себя и стрелы Божии (свт. Василий Великий , 5, 181 –182). Источник. ...Чем умилостивляется Бог, когда во гневе хочет Он истребить грешников? – Избранною жертвою кадила, любовью и смирением примиряется Он, если прогневали мы Его (прп. Ефрем Сирин , 33, 314–315). Источник. Ты, , не смущаешься, когда негодуешь, и не гневаешься, когда наказываешь. Если бы разгневался Ты, когда наказываешь, то мир не стерпел бы гнева Твоего (прп. Ефрем Сирин , 33, 330). Когда мы грешим, Бог иногда гневается, а иногда долготерпит, ожидая нашего покаяния. И притом Свой гнев и праведный суд Он обнаруживает с целью вразумить нас и исправить, чтобы мы не оставались во грехе (свт. Иоанн Златоуст , 48, 804). ...О гневе или ярости Божией когда читаем, то должны разуметь нечеловекообразно, т. е. по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения, именно под этим можем понимать, что он есть Судия и отмститель за все, что неправильно делается в этом мире, и, боясь означаемого этими словами страшного воздаяния за наши дела, должны опасаться сделать что-нибудь против Его воли (прп. Иоанн Кассиан , 56, 102–103). Источник. Усиление грехов... даже Божественное и бесстрастное естество как бы принуждает из естественной благости переходить в противоестественный гнев, Божию естеству не благоугодный, для нас же при всем этом полезный (прп. Исидор Пелусиот , 60, 217). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Д.А. Авдеев Приложения Святые отцы об унынии Уныние – от парения ума, а парение ума – от праздности, суетных бесед или от пресыщения чрева. Преподобный Исаак Сирин Кто обращается с братом своим лукаво, не избежит печали сердечной. Преподобный Исаия Отшельник Человек надменный постоянно сокрушается скорбью, постоянно досадует, постоянно сетует. Ничто не может утолить его страсти. Святитель Иоанн Златоуст Скорби находят и за прежде бывшие грехи, принося с собой то, что соответствует каждому прегрешению. Преподобный Марк Подвижник Грех – причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности. Скорби составляют как бы естественное следствие, естественную принадлежность греха, подобно тому как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свойственное им действие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Впрочем, (эта страсть) иногда происходит от предшествующего порока – гнева – или рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти, когда кто видит, что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи, а иногда без всяких причин, располагающих к этой болезни. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Духовные врачевства Кто победил пожелания, тот победил страсти; а кто победил страсти, тем не овладеет печаль. Не печалится воздержанный, что не достал снеди, целомудренный, что не улучил срамного непотребства, негневливый, что не удалось отмстить, смиренномудрый, что лишен человеческой почести, нелюбостяжательный, что потерпел неудачу. Они совершенно погасили в себе все такие пожелания, – почему и не испытывают печали; ибо бесстрастного не уязвляет печаль, как одетого в броню не пронзает стрела. Плавильная печь очищает неочищенное серебро; а печаль по Богу – сердце, сущее в грехах. От уныния врачует терпеливость, и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия. Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно, – и дух уныния бежит от тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Жизнь и учение уральских старцев Святые отцы о значении старчества Все святые отцы Православной Церкви единодушны в том, что удобнейшим путем спасения для христианина является следование за опытным наставником. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что если в человеческих науках и искусствах мы «не можем сами собой преуспеть... но имеем нужду в учителе и указателе, то не безумно ли думать, что не требует учителя труднейшая из всех наук, наука духовная? » 1 . Вторит ему и преподобный Иоанн Лествичник : «Как не имеющий путеводителя удобно заблуждает на своем пути, хотя бы и весьма был умен, так и идущий самочинно путем иночества легко погибает, хотя бы и всю мудрость мира сего знал» 2 . А кто не помнит ставшего знаменитым благодаря своей краткости и предельной точности высказывания преподобного аввы Дорофея : «Я не знаю другого падения, кроме сего, когда человек последует самому себе» 3 . «Имже несть управления, падают, якоже листвие; спасение же во мнозе совете» (см. Притч. 11, 14 ) 4 , – подтверждает словами Священного Писания свою мысль святой отец. Подобные высказывания не единичны. Это учение, характерное для всего Предания Православной Церкви 5 . Святитель Филарет Московский пишет, что в высшем, духовном значении под именем послушания разумеется последование воли человеческой, как сотворенной и зависимой, воле Божией, как творческой и вседержавной. Воля Божия непогрешительна. Следовательно, послушание воле Божией ведет человека ко всякому благу. Первозданный человек в раю привык слушать слово Самого Бога, в Нем находя себе Наставника, Ему самоохотно и беспрекословно повинуясь и веруя без рассуждения. В последовании сотворенной воли человека воле Божией заключался источник его благоденствия. Но «он пал с высоты своего блаженства. Его воля отпала от воли Божией и впала в чувственные пожелания. Преслушание, грех , смерть – это звенья одной цепи» 6 . По падении в естестве человеческом произошло глубинное смешение природного добра с привнесенным злом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что естество наше отравлено грехом, «все в человеке пришло в расстройство; все действует неправильно; все действует под влиянием лжи и самообольщения. Отделение собственными усилиями прившедшего зла от природного добра соделалось для человека невозможным» 7 . «По этой причине нам нужен наставник, который бы вывел нас из нашей сложности, из нашего лукавства» 8 . Таким образом, как началом общей нашей болезни была утрата послушания, так и врачеванием является приобретение этого свойства. Преимущества послушания наставнику очевидны, даже если рассуждать с точки зрения одного только здравого смысла. Преподобный Силуан Афонский говорил, что «духовник, совершая служение свое, дает ответ на вопрос, будучи свободным в тот момент от действия страсти, под влиянием которой находится вопрошающий, и в силу этого он яснее видит вещи и легче доступен воздействию Божией благодати» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Книга первая. Об одеянии монашеском Глава 1 Намереваясь говорить о правилах монастырских, думаю, что приличнее всего начать с одежды монашеской, потому что, только глядя на внешнее их украшение, мы можем основательно рассуждать об их внутреннем благочестии. Глава 2. О препоясании монаха Монах, как всегда готовый к борьбе воин Христов, должен быть постоянно препоясан. Из св. истории известно, что препоясание имели Илия и Елисей, положившие начало монашескому званию в Ветхом Завете, а в Новом – Иоанн, Петр и Павел. Так, об Илии известно, что пояс был отличительным его признаком, потому что по поясу узнал его Охозия, нечестивый царь Израильский. Когда посланные Охозией вопросить Ваала, бога Аккаронского – выздоровеет ли царь, возвратившись по повелению Илии, рассказали, что муж косматый и поясом кожаным препоясанный по чреслам своим сказал им, что царь не встанет с одра болезни, и запретил идти к идолу, то Охозия прямо сказал, что это – Илия Фесвитянин ( 4Цар. 1 ). Об Иоанне Крестителе, составляющем конец Ветхого Завета и начало Нового, евангелисты говорят, что он имел ризу из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. И Петру, при освобождении его из темницы, в которую заключил его Ирод, хотевший предать смерти, ангел сказал препоясаться и обуться, – чего бы не сделал ангел, если бы Петр не распоясался по причине ночного успокоения ( Деян. 12 ). Апостолу Павлу, во время пути в Иерусалим, пророк Агав через пояс предсказал, что иудеи заключат его в оковы, связав поясом руки и ноги. Он говорил: так говорит Дух Святый: мужа, чей это пояс, так свяжут в Иерусалиме ( Деян. 21:11 ). Из этого видно, что апостол Павел постоянно носил на себе пояс. Глава 3. Об одежде монаха Одежду монах должен иметь такую, которая бы только покрывала наготу и защищала от холода, и избегать одежды, которой можно тщеславиться и гордиться, какова есть одежда цветная, щегольская и сшитая с особенным искусством. Но и не должна одежда быть неопрятной от небрежности. Она должна быть отлична от одежды мирян, однообразна с той одеждою, какую носят все рабы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Л.Ф. Шеховцова Глава 1. Тщеславие и истерия Тщеславие – искание земных почестей, искание славы при занятии наукой и искусством; «любление красивых одежд», стыд исповедовать свои грехи, самооправдание, лукавство, человекоугодие, зависть. Тщеславие – это лицемерие человеческого духа. Многие мирские профессии дают возможности для расцвета тщеславия, для превозношения одних людей над другими. В мире часто правит дух превосходства, гордости житейской. «Многие успехи в делах и жизни люди приписывают не Богу, а себе. Желание добиться славы, стать известным, выделиться среди других тесно связано, – пишет отец Сергий Филимонов, – с житейским благополучием и получением разного рода временных благ. Мерой успешности, результата в этой жизни для многих людей служит мера их известности и высота занимаемой должности» с. 26]. 1.1. Святые отцы о тщеславии Святые отцы предупреждали, что тщеславие – очень опасная страсть. «Седьмая брань предлежит нам с духом тщеславия – разновидным, изменчивым и тонким, так что с самыми острозоркими глазами едва можно не только предостеречься от него, но его рассмотреть и узнать, – говорит святой Иоанн Кассиан . – Прочие страсти просты и однообразны, а эта многочастна и многообразна и отовсюду и со всех сторон встречает воина, и когда он еще борется, и когда уже является победителем. Ибо она покушается уязвить воина Христова и одеждою, и статностью, и походкою, и голосом, и работою, и бдениями, и постами, и молитвою, и уединением, и чтением, и познаниями, и молчаливостью, и повиновением, и смирением, и благодушием, – и, как некий опаснейший камень подводный, покрытый вздымающимися волнами, в то время как не опасаются, причинять внезапно бедственное кораблекрушение плывущим при благоприятном ветре» с. 74]. «Тщеславие радуется о всех добродетелях: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу – и опять им же побед ил ся. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх», – пишет преподобный Иоанн Лествичник с. 150–151].

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Люсьен Реньё Глава пятая. Одежда Нагота и добровольная бедность Отшельник идет в пустыню, поскольку он, как Антоний, слышит глас Господа: «Пойди, продай имение твое... и следуй за Мною» ( Мф. 19:21 ). И он оставляет все, чтобы, как говорит блаженный Иероним , «нагим служить нагому Христу», чтобы подражать «тем, кто не имеют, где преклонить главу», ибо «пустыня любит людей нагих» 271 . И если некоторые Отцы пустыни желали достичь такой степени добровольной бедности, то это только потому, что они хотели буквально исполнить евангельскую заповедь, а совсем не для того, чтобы посостязаться с «индийскими гимнософистами». Наши источники упоминают о встречах с несколькими отшельниками, жившими в пустыне абсолютно нагими. Один из них, бывший ткач из монастыря в Фиваиде, долгие годы подвизался в стаде антилоп. Его одежда превратилась в лохмотья, и одеянием ему служили собственные волосы 272 . Другой был епископом и 48 лет замаливал грех отступничества, который он совершил во время гонений. Он тоже укрывался только собственными волосами 273 . Третий, в том же одеянии, принялся бежать, когда другой монах попытался с ним заговорить, и тот другой нагнал его только тогда, когда сам освободился от «вещества мира сего», то есть от своей последней одежды 274 . Авва Макарий обнаружил в самой глубине пустыни двух нагих монахов, пьющих воду вместе с дикими зверями в пруду 275 . Мы знаем также от Сульпиция Севера еще об одном отшельнике, который 50 лет жил нагим на Синайской горе 276 . Но существовали ли эти нудисты пустыни на самом деле? Есть соблазн посчитать, что рассказы о них – не более чем красивые истории, предназначенные для того, чтобы напомнить монахам про идеал совершенства, к которому, как они должны были полагать, им никогда не приблизиться. Именно эту мысль высказал Макарий Великий в конце своего рассказа: «Простите меня, братья, я еще не стал монахом, но я видел монахов» 277 . В любом случае, даже если эти люди и существовали в реальности, они были лишь редкими исключениями. Эту традицию Отцов пустыни Иоанн Кассиан понимает иносказательно – как «совершенную наготу Христову», которую те стяжали 278 . Готовящийся к жизни монашеской мог бросить все и абсолютно нагим прийти в пустыню, но в этом случае Господь специально предупреждал старца о его приходе: «Встань и прими Моего атлета» 279 . В один прекрасный день некий великий отшельник мог остаться совсем нагим, чтобы уж наверняка избежать тех почестей, которыми его желали вознаградить 280 . Это также могло быть актом смирения для монаха, мучимого искушением, когда он исповедуется братии в своем переживании 281 . И это же в равной степени было способом убедительно показать пределы добровольной бедности, что было условием жизни монаха. Однажды авва Амой попросил своего ученика Иоанна объяснить посетителям, как становятся монахом. Иоанн, к величайшему изумлению всех, сбросил одежду и просто сказал: «Если человек так же не снимет с себя славу и почести мира сего, никак не сможет он стать монахом» 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОРДОСТЬ [гордыня; греч. περηφανα; лат. superbia], в христианстве один из основных человеческих пороков. Может обозначаться и др. греч. словами, приобретая при этом различные смысловые оттенки (самомнение, спесивость или кичливость, хвастовство, высокомудрие): οησις ( Clem. Alex. Strom. I 11//PG. 8. Col. 752; Palladius. Hist. Laus. 3//PG. 34. Col. 1090), τφος ( Basil. Magn. Adv. Eunom. I 13; Greg. Nyss. In Cant. Cantic. Hom. 15//PG. 44. Col. 1097; Idem. De orat. Dom. 2//PG. 44. Col. 1145), λαζονεα ( Ioan. Chrysost. In illud: Vidi Dominum. 4//PG. 56. Col. 124; Idem. In Matth. 65//PG. 58. Col. 624; In Matth. 72//Ibid. Col. 671; Idem. In Act. 32. 3//PG. 60. Col. 237; Суг. Alex. In Luc. 6//PG. 72. Col. 601 (πθος τς λαζονεας); Isid. Pel. Ep. I 233//PG. 78. Col. 328; II 104//Ibid. Col. 548; III 356//Ibid. Col. 1013), ψηλοφροσνη ( Ioan. Chrysost. In 1 Cor.//PG. 61. Col. 15; Method. Olymp. Conv. decem virg. II//PG. 18. Col. 205; Macar. Aeg. II 11, 13//PG. 34. Col. 832, 876; Apophtegmata Patrum//PG. 65. Col. 389; Isid. Pel. Ep. I 15//PG. 78. Col. 189; Maximus Conf. Ambigua//PG. 91. Col. 1352). В Евангелии от Марка (7. 21-23) Г. (περηφανα) указывается среди 12 злых помыслов, к-рые «извнутрь, из сердца человеческого, исходят». Ап. Павел включает Г. в число множества пороков, к-рые овладеют греховными людьми в последние дни (2 Тим 3. 1-9), людьми, отпавшими от Бога, не исполняющими данного Им закона (Рим 1. 30). Против Г. (λαζονεα) предостерегает в соборном Послании ап. Иоанн Богослов (1 Ин 2. 16), и ап. Иаков в соборном Послании также увещевает гордых: «...вы, по своей надменности (λαζονεαις), тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак 4. 16). Мн. св. отцы считают Г. последним из 8 основных грехов (о схеме 8 основных грехов см. в ст. Грех ): прп. Иоанн Кассиан Римлянин ( Ioan. Cassian. Collat. V 10), Евагрий Понтийский (Σκμματα. 45), прп. Ефрем Сирин ( Ephraem Syr. De octo cogit.), свт. Игнатий (Брянчанинов) (1996. С. 170) и др.

http://pravenc.ru/text/166207.html

Периодизация истории святоотеческой письменности I. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода Раздел I. Мужи апостольские Святой Климент епископ Римский Житие Творения Учение Святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский Житие Творения Богословие Святой Поликарп, епископ Смирнский Житие Творения Учение. Послание святого Поликарпа имеет главным «Учение двенадцати апостолов» («Дидахи») Содержание и учение Послание Варнавы Учение «Пастырь» Ерма Нравственное и догматическое учение Общие замечания о памятниках послеапостольского периода Раздел II. Апологеты Апология Аристида Афинагор Сочинения Богословие Святой Милитон, епископ Сардийский Творения Святой мученик Иустин Философ Житие Творения Богословские взгляды Татиан Сочинения Святой Феофил, епископ Антиохийский Творения Учение О Ермии Философе Минуций Феликс Учение Общие замечания о рассмотренных сочинениях Раздел III. Борьба Церкви с гностицизмом Святой Ириней, епископ Лионский Житие Творения Богословие Святой Ипполит, епископ Римский Житие Творения Богословие Раздел IV. Возникновение научного богословия А. Североафриканская школа Тертуллиан Жизнеописание Сочинения Богословие Святой Киприан, епископ Карфагенский Житие Творения Догматическое учение Христианская наука (III в.) Александрийская и Антиохийская школы богословия Б. Александрийская школа О Пантене Климент Александрийский Жизнеописание Сочинения Воззрения Богословие Ориген Жизнеописание Сочинения Учение Святой Дионисий Александрийский Житие Творения и учение Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Житие Творения и богословие Святой Мефодий Патарский Творения и богословие Развитие святоотеческой мысли в первые три века II. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V вв.) Общая характеристика посленикейского периода Восточные святые Отцы Святой Афанасий Великий Житие Творения Богословие Отцы-каппадокийцы – святые Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский Святой Василий Великий Житие Творения Святой Григорий Богослов Житие Творения Учение Святой Григорий Нисский Житие Творения Догматическое учение Святой Кирилл Иерусалимский Житие Творения Учение О Святой Троице Святой Иоанн Златоуст Житие Творения Богословие Западные святые Отцы Святой Амвросий Медиоланский Житие Творения Богословие Блаженный Иероним Стридонский Житие Творения и богословие Блаженный Августин Иппонский Житие Творения Догматико-апологетические произведения против язычников и иудеев Учение Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин – отец востока и запада Житие Творения Богословие Золотой век святоотеческой письменности Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Разделы портала «Азбука веры» Антон Дулевич Православный ответ на 6 аргументов сторонников лжеучения «Бог никого не наказывает» В Избранное 1. «Человек сам себя наказывает» Ответ: Безусловно, бывает, что человек сам себя наказывает. Например, если не послушав родителей, ребёнок засунул пальцы в розетку. Но если ребёнок хулиганил, а отец его за это побил ремнём, то, это уже родительское наказание. Святитель Иоанн Златоуст осуждает лжеучение о том, что Бог якобы не наказывает: «Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода? Кто ниспослал те молнии и громы на землю Содомскую?» «Как, скажи мне, ты не страшишься, произнося такую дерзость и утверждая, что “Бог человеколюбив и не наказывает?” (20). Действительно, огненный дождь, превративший в пепел Содом и Гоморру, не является самонаказанием. Цунами, бедствия и катаклизмы – действия руки Божией. Защитники модернистского учения утверждают, что подобное было лишь в Ветхом Завете, но кто скажет, что стихийные бедствия и катастрофы происходят сами по себе? Неужели периодические ураганы, цунами и «Фукусимы» в странах, где царствует идолопоклонство – это лишь случайности? Новозаветный святой, преподобный Феодосий Печерский утверждает: «Если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает ее смертью, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями» (2). Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одной из проповедей указал причины трагедии Руси в начале ХХ века: «Вся наша историческая трагедия не может быть отлучена от Промысла Божия. То было Божие наказание народу нашему – и взорванные храмы, и сокрушенные кресты были видимым знаком этого наказания» (8). 2. «В Боге нет страсти, поэтому Он не может гневаться» Ответ: Безусловно, страсти в Боге нет. Православное учение никогда не понимало гнев и ярость Бога антропоморфно. Для искажающих Божественное Откровение святой Златоуст уточняет: «Гневается Бог не страстью, но возмездием и наказанием» (3); «…чтобы ты, услышав о гневе, не признал его действием страсти, апостол прибавил: «праведного Суда Божия» (4). Бог Всеправеден. Отрицающие праведность Бога попадают под анафеманствование Церкви (см. второй анафематизм чина, читаемого в Неделю Торжества Православия). Бог наказывает и гневается бесстрастно, праведным гневом отторгая зло. По слову святого Августина Блаженного , «гнев Божий не есть волнение Духа Божия, но Суд, которым налагается наказание за грех» (1). Св. Иоанн Кассиан Римлянин пишет о необходимости различения в сравнении гнева человеческого от Божиего: «Так, когда читаем о гневе или ярости Божией, то должны понимать не человекообразно, т.е. по подобию человеческого возмущения, а достойно Бога, который чужд всякого возмущения» (5). 3. «Бог есть любовь, поэтому он не может наказывать»

http://azbyka.ru/pravoslavnyj-otvet-na-6...

свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин Первое и Второе Послания к коринфянам Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете/Введение в Священное Писание Нового Завета. М.: Изд – во Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Творення святых отцов Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VII веков. Новый Завет. Т. 7. Первое и Второе послания апостола Павла к коринфянам/Ред. Ю. Н. Вазонин, С. С. Козин, Т. К. Одэн. Тверь: Герменевтика, 2006. Ефрем Сирин , прп. Творения. В 8 т. Т. 7. Толкование на Послания ап. Павла. Сергиев Посад, 1995. Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 10. Кн. 1. Беседы на Первое Послание к коринфянам. Реприпт. М.: Радонеж, 2004. Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 10. Кн. 2. Толкование на Второе послание к коринфянам. Толкование на Послание к галатам. Репринт. М.: Радонеж, 2004. Феодорит, еп. Кирский, блж. Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла/Он же. Творения. М.: Паломник, 2003. Феофан Затворник , свт. Толкования на Первое послание апостола Павла к коринфянам. – Репринт. 2–е изд.: М., 1893. М.: Правило веры, 1998. Феофан Затворник , свт. Толкования на Второе послание апостола Павла к коринфянам. Репринт. 2–е изд.: М., 1894. М.: Правило веры, 1998. Феофилакт Болгарский , блж. Толкования на Послания святого апостола Павла, сокращенно избранные из Толкований святого Иоанна Златоуста и некоторых других отцов. Кн. 1 – 2. М.: Афон, 2000. Исследования, комментарии Баркли У. Толкование Посланий к Коринфянам. USA. Всемирный союз баптистов, 1981. Богдашевский Д. (en. Василий). К изъяснению первого послания св. ап. Павла к коринфянам (1:18 – 6:20)/Труды КДА, 1911. 4 – 5. Голубев М. Обозрение Посланий св. ап. Павла к коринфянам. СПб., 1861. Гумилевский Илия, прот. Учение святого апостола Павла о душевном и духовном человеке. Киев. Пролог, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010