Иоанн Кассиан



  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Терапия психических болезней. Опыт христианского ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... цитируется по этому же изданию, в ссылках на него принято сокращение: Указ. изд. — Ред.) [32] Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 2. 92 (рус. пер. : Максим Исповедник, прп. Творения: В 2 кн. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты Пер. с др. -греч., вступ. статья и комм. А. И. Сидорова. М., 1993. С. 120) . [33] См. : Немесий Эмесский. О природе человека. 2; Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 2. 12; S. Nicetas Stethatos. De l’ame. 62. Можно также сказать, что состояние души полностью отпечатывается на теле и особенно на лице. Именно так, замечает прп. Иоанн Кассиан Римлянин, духовные люди могут «узнать по облику, по лицу, по внешнему виду человека его внутреннее состояние» (Собеседования египетских подвижников. 7. 1) . В Ветхом Завете уже отмечалось: «Сердце человека изменяет лицо его или на хорошее, или на худое» (Сир 13, 31) . Cр. : Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 30. 17. [36] Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. XXIX: PG. 44. Col. 236CD, 237В. Ср. : Col. 237С. [37] Там же. Греч. текст см. : PG. 44. Col. 236СD. [38] Там же. Греч. текст см. : PG. 44. Col. 237В. Ср. : Col. 237С: «…Деятельность души развивается и растет в ... далее ...
Об унынии. Часть 2 / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего – смирение и то, чтобы никого не судить». Второй корень уныния – неудовлетворенность страстей Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»? Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти, когда кто видит, что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи». Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек – из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам. Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: ... далее ...
Размышление о добродетели / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... новую почву добра. Корни жизни человеческой легко приспосабливаются к этой почве добра и вскоре уже не могут без нее жить… Так спасается человек: от малого происходит великое. “Верный в малом” оказывается верным в великом» [21]. Диакон Георгий Максимов 2 марта 2009 г. [1] Иоанн (Маслов) , архимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Загорск, 1981. С. 609. [2] Нил, преподобный, подвижник Синайский. Творения. М., 1858. Ч. 1. С. 219. [3] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 10. СПб., 1904. С. 639. [4] Григорий Богослов, святитель. Творения. Т. 4. М., 1844. С. 36. [5] Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Писания. М., 1892. С. 375. [6] Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Т. 1. М., 1881. С. 193. [7] Григорий Нисский, святитель. Творения. Т. 2. М., 1861. С. 415. [8] Григорий Богослов, святитель. Творения. Т. 5. М., 1847. С. 710. [9] Григорий Палама, святитель. Гомилии. Монреаль, 1965. С. 17. [10] Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Т. 4. М., 1900. С. 114. [11] Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. Сергиев Посад, 1904. С. 268. [12] Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Сочинения. Т. 5. Приношение современному монашеству. СПб., 1905. С. ... далее ...
Какие грехи являются смертными и как их можно ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... иеромонах Иов (Гумеров) : Необходимо, прежде всего, различать страсти (устойчивые греховные навыки, которые являются опасными недугами души) и грехи (любые преступления заповедей Божиих) . По слову преподобного Иоанна Лествичника «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» ( Лествица, 15: 75 ) . Большинство святых отцов-аскетов говорит о восьми губительных страстях. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет в такой последовательности: чревонеистовство, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Последняя является самой опасной страстью. Она может изгнать из человека любую добродетель. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. По учению святых отцов, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником того или иного порока. Когда говорят о восьми страстях, ... далее ...
Слово Патриарха / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... стрессы связаны с исполнением профессиональных обязанностей, другие просто не выдерживают общего информационного фона, который обрушивается на человека и несет очень большое количество негатива, воздействуя, вольно или невольно, на наше сознание. Во времена святых отцов слово «стресс» не использовалось, но было другое слово, которое почему-то практически вышло из нашего обихода, – слово «печаль». Вот о печали в святоотеческой письменности сказано очень много. Святой Григорий Нисский говорит, что печаль иссушает человеческое сердце. А замечательный церковный писатель-аскет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин проводит такое сравнение: как моль вредна для одежды, как червь для дерева, так печаль вредна для человеческого сердца. Святые отцы ясно понимали, что печаль в большинстве случаев разрушает внутренний мир и покой человека, лишает его возможности сосредоточиться, в том числе на вопросах духовной жизни. Когда человек проходит через сильный стресс, он не может ни о чем думать – он постоянно «прокручивает» в своем сознании те или иные обстоятельства, связанные с этим стрессом, он мучительно пытается найти выход из сложившегося положения, он реально страдает. И как часто ... далее ...
Православное отношение к сну и сновидениям. Часть ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... озарит тебя Христос”» [8]. В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры. Аскетическое отношение к процессу сна Описывая опасности от сна, преподобный Варсонофий Великий говорит: «Сон бывает двух родов: иногда тело отягощается многоядением, а иногда человек и от бессилия не может исполнить своего служения, и на него находит сон; за многоядением же следует брань блуда, ибо (враг) отягощает тело сном для того, чтобы осквернить его» [9]. Преподобный Иоанн Кассиан указывает два вида вреда, какие монах может получить от сна: «Диавол, ненавидящий чистоту… силится осквернить нас во время покоя и повергнуть в отчаяние особенно после того, как мы принесли Богу покаяние… и ему удается иногда и в краткое время этого часа сна уязвить того, кого он не мог уязвить в продолжение всей ночи. Во-вторых… и чистый сон без опасных грез может расслабить монаха, которому нужно скоро встать, производит в духе ленивую вялость, ослабляет его бодрость на целый день, иссушает сердце, притупляет зоркость разума, которые на весь день могли бы сделать нас более ... далее ...
Православный пост / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Таким образом, смысл поста также — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель, составляющая пост. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин 4, 8) . Преподобный Иоанн Кассиан также говорит, что ради любви к человеку, порой, пост можно и отложить. Он пишет: «Более жестокосердным, нежели ревнителем благочестия, должно почесть того, кто будет сохранять строгий пост и тогда, когда посетит его брат, в лице которого необходимо принять Христа». Один пустынножитель, отвечая ... далее ...
Учение Святых отцов и подвижников православной ...Искать в Источникеazbyka.ru
... оставляется без награды и никакое худое не оставляется без наказания. В Боге нет лицеприятия; доброе и в порочном Бог награждает, а зло и в праведнике наказывает. В древности подвижники, подвизавшиеся в пустынях на Востоке, подвергались нападениям диких арабских племен, и множество других пострадало, приняв мученическую кончину. В IV в. на горе Синае было избито 40 святых отцов-подвижников (описано египетским монахом Аммонием, очевидцем события) ; в то же время в Рай фе было избито 39 отцов. В V в. было вторичное избиение свв. отцов на Синае, описанное преп. Нилом Синайским 1577. Преп. Иоанн Кассиан пишет, что некоторые из братии немало недоумевали («соблазнялись») по поводу этих событий, спрашивая, почему столь достойные и добродетельные мужи так умерщвлены разбойниками и почему Господь попустил совершиться над рабами Своими этому злодеянию, предав в руки нечестивых таких дивных мужей? Отчего те, которые силою своей святости могли бы избавить других от такого искушения, не могли избавить самих себя от рук нечестивых варваров? Преп. Иоанн Кассиан и некоторые другие из братии египетских монастырей пошли к преп. Феодору, ученику преп. Этот вопрос обыкновенно смущает души ... далее ...
Православная психотерапия. Святоотеческий курс ...Искать в Источникеazbyka.ru
... это породит или возбудит в нем страсти. Следует пренебрегать тем, что пленяет наш ум. Если же человек «не вменит ни во что той вещи, то не может освободиться от страсти» (Св. Максим Исповедник. Добр. Т. 3. С. 177) . Для этого духовного подвига нужно, «чтобы мы воздерживались от пакостных желаний и действий, навсегда отвернулись от них» (Свт. Григорий Палама. Триады... С. 183) . Общим для святых отцов является учение об отсечении причин и поводов ко греху. Бог, целитель душ и телес, призывает нас не оставить общение с людьми, «но отсечь живущие в нас причины греха» (Св.) Иоанн Кассиан Римлянин. ????????? T. А?. ? . 75, 14 (. «Кто ненавидит страсти, тот отсекает и причины их») Св. Марк Подвижник. Добр. Т. 1. С. 549 (. Если подвижник духовной жизни будет сопротивляться помыслу, то «страсть ослабевает и не имеет сил бороть его и наносить ему печали; и таким образом, мало-помалу, подвизаясь и получая помощь от Бога, он преодолеет и самую страсть») Авва Дорофей. С. 187 (. В целом об отсечении причин и поводов для страстей можно сказать, что общая заповедь отцов здесь такова: «когда бы ни пришла к тебе страсть, тотчас же отсеки ее») ?????????? . ? . 113, ??? (. ... далее ...
Целость и мудрость. Целомудренность. — Ольга — ...Искать в Источникеazbyka.ru
... декабря 17 2: 31 31. 12. 17 2: 31 — 237 В одном из дневников ниже пробежала фраза о целомудренности. Точнее, об ее отсутствии у оных (Легко раскидывать умными словами, но легко ли приобрести целомудренность? Задумалась. И что она собой представляет в святоотеческом учениии?) Нельзя приобресть этой добродетели (целомудрия) , если прежде не будут положены основания смирения в сердце... ( прп. Иоанн Кассиан, 56, 82 ) . Целомудренный по необходимости не есть еще целомудренный, потому что стал таким по необходимости ( свт. Иоанн Златоуст, 54, 931 ) . Сохраняя телесное целомудрие, не любодействуй душевно. Не заставляй заключать, что ты невольно соблюдаешь целомудрие плотское; потому что не целомудрен в том, в чем имеешь возможность быть блудником ( свт. Григорий Богослов, 14, 229—230 ) . Если же нужно приискать самое полное определение целомудрия, то, быть может, в точном смысле, целомудрием должно назвать благоустроенный порядок всех душевных движений, соединенный с мудростию и благоразумием. При таком настроении души не будет нужды в каком-либо труде и деятельности для достижения высочайших и небесных благ; при этом душа весьма легко достигнет того, что без того ... далее ...

  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Иоанн Кассиан
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"