При Василии Шуйском угодья монастыря еще увеличиваются и права его расширяются грамотою от 9 декабря 1607 г., «он велел милостыни давать (Печенгскому монастырю) за хлеб, за рожь, и за овес, и за горох, и за воск, и за фимиам, и за мед, и за масло, и за крупы, и за конопляное семя, всего с году на год по 50 рублей». При этом подтвердил неподсудность Печенгского монастыря и принадлежащих к нему крестьян суду гражданскому, его зависимость в духовных делах от митрополита новгородского, беспошлинный проезд всюду властей монастыря, от доставки лошадей царским гонцам. При этих условиях положение монастыря в материальном отношении было прекрасным. Он вел обширную торговлю рыбою и солью, отпуская их сначала по морю, а потом по реке Двине к Вологде и Ярославлю. В 1610 году в смутное время монастырь имел возможность послать на содержание ратников 398 руб. 150 ефимков и серебряную ложку. В 1619 году монастырь сгорел и был вновь выстроен на другом месте, за рекой Колой. Царь Михаил Феодорович, вскоре после пожара, дал новую подтвердительную грамоту и монастырь опять благоустроился; но это материальное обеспечение монастыря, в конце XVIII века, но разным неблагоприятным обстоятельствам, стало мало по малу разрушаться и в начале XVII века монастырь был приписан Холмогорскому архиерейскому дому и продолжал существовать до 1764 года, в котором и был упразднен. По сохранившимся сведениям монастырь был в таком виде: в обители была скудная Троицкая церковь , при ней две кельи, два магазина, погреб и кругом деревянная ограда (45×10 кв. саж ). Кольско-Печенгский монастырь существовал 174 года. За этот период времени им управляли 33 настоятеля, из которых 31 были со званием игумена и 2 – со званием строителя. Сведений о жизни и деятельности их дошло до нашего времени очень мало; о некоторых из них даже неизвестно, долго ли они состояли в должности настоятелей. Вот их имена: I) Вассиан (1591), 2) Антоний (1598), 3) Ефрем, 4) Иерофей, 5) Товия, 6) Сергий (1612–1619), 7) Гурий (1631), 8) Дмитрий (1635–1637), 9) Симеон (1637 –1639), 10) Гурий (1643–1647), 11) Иона (1647), 12) Сильвестр (1650), 13) Иоасаф (1650–1652), 14) Иоанн (1654–1658), 15) Симеон (1663), 16) Кирилл (1664), 17) Савин келарь (1667), 18) Аркадий келарь (1669), 19) Вассиан (1671), 20) Варфоломей строитель (1674), 21) Сергий (1674–1782), 22) Роман (1685), 23) Тихон, 24) Иосиф, 25) Иосиф 2-й (1687 –1695), 26) Товия строитель (1691), 27) Павел, 28) Иеремия, 29) Измаил, 30) Павел (1724), 31) Илларий (1727), 32) Петр (1756–1757) и 33) Геннадий (1764). IV. Возобновление Трифоно-Печенгского монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А о присылке книг по росписи, и не о которых манах Никон не говорил» – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 177. Л. 169 ...зепные с каменьемъ... – Зепные – карманные. ...на каптыри... – Каптырь – покрывало на камилавку, чёрное, отороченное красным гарусом, т. е. сучёной, белой или цветной шерстяной пряжей – Даль 1, 345; 2, 86. 22 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу и приложенное к ней писмо Никону к вологодскому архиепископу Симону (до 13 июля) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 149а, 130–151. Столбец из трёх сставов. Писцовая скоропись. Филигрань «Лилия» типа: Дианова, Костюхина 1980, 926 (1671). Челобитная датирована по дате получения документа в Москве. Содержание челобитной – претензии патриарха Никона к архиепископу Симону о принадлежавшей Никону лошади и жалобы царю на бедственное положение Ферапонтова монастыря – подтверждаются дополнительными источниками. Согласно приходо-расходной книге Ферапонтова монастыря, 20 июня 1674 г. игумен Афанасий и келарь старей Пафнутий по решению Собора продали патриарху Никону с конюшенного двора мерина вороного за 10 р. – Бриллиантов 1899, 59–60. Возможно, что лошадь той же масти, что и отданная Никоном в Кириллов монастырь, была куплена Никоном взамен животного, так ему и не возвращённого из монастыря. Замечание Никона о том, что монастыри «скучают» о своём скудном положении, при котором им, по царскому указу, необходимо, тем не менее, содержать патриарха Никона и живущих с ним людей, свидетельствует, что в 1673 г. – первой половине 1674 г. вопрос о снабжении Никона продуктами за счёт окрестных монастырей стоял особенно остро: в декабре 1673 г. пристав С. Шайсупов своей отпиской архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря напоминал, что по указу царя монаху Никону «велено иматъ, что ему, Никону, понадобитца... из Кириллова и из иных монастырей невозбранно» – СПбИИ РАН, колл. 189, л. 197. (л. 149а) 2094 Великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу благодать, мир, милость, душевное спасение и многолтное здравие от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святого Духа. Аминь. Богомолецъ вашъ, смиренный Никон патриархъ , Бога молю и должное поклонение творю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Исследователи по-разному оценивают «Синопсис». Ерёмин и др. ученые рассматривают его как 1-е восточнослав. печатное историческое сочинение, пронизанное идеей исторической необходимости воссоединения Малой России с Великой. Др. историки (Роте и др.) считают, что «Синопсис» должен подвергаться анализу с учетом политических событий 60-х - нач. 80-х гг. XVII в. на укр. землях. Составители сочинения использовали жанр исторического повествования для изложения своей политической программы. Такая необходимость могла возникнуть, после того как левобережный гетман И. Самойлович предпринял ряд мер, чтобы взять под контроль контакты И. с Москвой и ограничить политическую активность правосл. духовенства в целом. В этих обстоятельствах составители «Синопсиса» преследовали цели: показать значение Киева для правосл. Церкви и правосл. славянства, на основе традиции обосновать легитимность царской власти в Киеве и, возможно, на всей Украине, не допустить передачу Киева Польше по Андрусовскому перемирию 1667 г., показать особый характер отношений между рус. царем и Киево-Печерским мон-рем, обеспечить мон-рю царские милости и защиту, не поступаясь при этом ставропигией, доказать каноничность подчинения Западнорусской митрополии К-польскому патриарху. «Синопсис» был очень популярен, выдержал ок. 30 изданий до кон. XIX в. (см. их перечень: Библиография рус. летописания/Сост.: Р. П. Дмитриева. М.; Л., 1962. С. 5-6). Более 100 лет он служил учебной книгой по истории России, пока на смену ему не пришел «Краткий Российский летописец» М. В. Ломоносова . Уже в XVII в. «Синопсис» был переведен на неск. языков: греческий (в 1693 по заказу архимандрита, впосл. патриарха Иерусалимского Хрисанфа ), латинский (по заказу Петра I в Амстердаме на основе изд. 1674 г. перевод подготовил И. Копиевский) и румынский. Издание 1674 г. было использовано составителем списка Хронографа 1679 г. Свт. Димитрий Ростовский приложил «Синопсис» к своему «Келейному летописцу», на основании чего отдельные исследователи приписывали ему авторство «Синопсиса». В XVIII в. «Синопсис» оказал воздействие на развитие болг. и серб. историографии, послужив одним из источников «Истории славяно-болгарской» Паисия Хиландарского (1762) и «Истории разных славянских народов» архим. Иоанна (Раича) (1768). Первое научное издание «Синопсиса» (по редакции 1680 г.) подготовил Киевский митр. Евгений (Болховитинов) в 1823 г.

http://pravenc.ru/text/389655.html

В управлении Папским гос-вом К. продолжил налоговые реформы, начатые при папе Клименте IX, принял меры по сокращению числа налоговых льгот. По поручению папы в Риме был организован банк для кредитования мелких торговцев продовольствием; для развития экономики Папского гос-ва поощрялось открытие мастерских по изготовлению шелка и шерсти; порту Чивитавеккья был предоставлен статус порто-франко; в 1674 г. начаты ирригационные работы в долине Валь-ди-Кьяна. Вместе с тем финансовое положение Папского престола оставалось сложным: дефицит бюджета продолжал расти, хотя и медленнее, чем при предшественниках К. Папа финансировал начатые ранее строительные работы в Риме, при нем под рук. архит. Дж. Л. Бернини было завершено украшение моста Св. ангела, возведение статуй колоннады и 2-го фонтана на площади св. Петра и др. По приказу К. новым придворным архит. К. Райнальди была сооружена гробница папы Климента IX в базилике Санта-Мария-Маджоре, окончены работы по перестройке апсиды и фасада базилики. При К. обострились отношения Папского престола с крупнейшими католич. державами - Испанией и Францией. Поводом к разногласиям с испан. правительством стали споры о судебной юрисдикции Церкви и праве церковного иммунитета (право предоставлять убежище беглым правонарушителям на территории мон-рей и храмов) в Миланском герц-стве и Неаполитанском королевстве, которые в то время находились под властью испан. короля. К. критиковали за недостаточно жесткую позицию по отношению к участникам антииспан. восстания в г. Мессина на Сицилии (июль 1674). Трения в отношениях с Францией вызвала политика кор. Людовика XIV в духе галликанизма . Изданная в начале понтификата К. апостольская конституция «Superna magni patrisfamilias» (от 21 июня 1670), согласно к-рой регулярные клирики монашеских конгрегаций были подчинены юрисдикции правящих епископов в вопросах совершения таинств на территории их диоцезов, вызвала недовольство франц. властей; 12 сент. 1670 г. Парижский парламент запретил ее обнародование во Франции.

http://pravenc.ru/text/1841399.html

(Ист. б-ка Тверской епархии. Т. 1. С. 95). В новоторжском Борисоглебском мон-ре в качестве особой достопримечательности сохранялась икона Спасителя с помещенными на полях фигурами вмц. Параскевы, М. и 2 преподобных, к-рые подвизались на новгородских территориях, позднее вошедших в состав Тверской епархии,- Ефрема Новоторжского и Нила Столобенского. Образ считался вкладом царя Иоанна IV, о чем сообщала надпись на обороте: «Сему образу молился царь Иван Васильевич» ( Илиодор, иером. Ист.-стат. описание Новоторжского Борисоглебского монастыря. Тверь, 1861. С. 67-68). Однако эти данные скорее всего имели легендарное происхождение, т. к. местное почитание прп. Нила оформилось только к кон. XVI в. Одним из центров почитания М. был Углич, в ближайших окрестностях которого подвизался племянник М. и постриженик его обители прп. Паисий Угличский. Писцовая книга Углича 1674-1676 гг. не упоминает образы М. (Выпись с писцовых книг писма и меры стольника Михайла Феодоровича Самарина да подъячева Михайла Русинова 182 и 183 и 184 (1674, 1675 и 1676) гг.//Тр. Ярославской ГУАК. 1892. Кн. 2. Вып. 2. С. 30-412), однако следует учитывать, что в этом источнике не описан Паисиев монастырь. В XVII-XVIII вв. для местных храмов было создано несколько икон с изображениями М. и Угличских святых. Опись Паисиева мон-ря 1702 г. сообщает о находившейся в Покровском соборе запрестольной иконе Божией Матери «Одигитрия» с образами преподобных Сергия и Никона Радонежских, М., Паисия Угличского и композицией «Св. Троица» (Углич: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1887. С. 170); иконография этого произведения отражала традицию уподобления М. прп. Сергию Радонежскому и их общего почитания как служителей Св. Троицы. По-видимому, именно М. вместе с преподобными Паисием Угличским, Иаковом (Железноборовским?) и Петром, царевичем Ордынским (Ростовским), был представлен на иконе (или 2 иконах), упомянутой в описи угличского Алексиевского мон-ря 1764 г. (Там же. С. 272). Согласно описи 1702 г., пядничный образ М., «вверху Спасов образ», хранился в Кассиановой Учемской пуст., стоящей на Волге между Угличем и Мышкином (Там же.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Филигрань «Голова шута»; по обрезу видна нижняя часть знака – пять зубцов и три шара; по альбомам знак не идентифицируется. Челобитная датируется по содержанию и сведениям из дополнительных источников: во-первых, патриарх Никон упоминает о своих «неудачах» с поварами; согласно документам «дела» ссыльного патриарха Никона , с весны 1674 г. до начала 1675 г. у патриарха не было поваров (см. примечания ниже); во-вторых, Никон просит царя разрешить заменить работающих у него людей из Ферапонтова монастыря на работников из других монастырей: об этом же 27 июня Никон писал и приставу С. Шайсупову, когда подавал ему список живущих с ним людей и просил заменить работников Ферапонтова монастыря на людей из белозерских и вологодских монастырей – значит, челобитная написана не раньше этой даты; в-третьих, Никон упоминает о таких видах работ, которые ведут монастырские крестьяне, как покос и запас корма для скота, что и позволяет датировать письмо концом лета – осенью, т. е. временем заготовки сена; в-четвёртых, как можно заключить из содержания письма, патриарха Никона беспокоит падёж скота, возможно, поэтому летом 1674 г. он покупает в Кирилло-Белозерском монастыре коней и лошадей, что зафиксировали документы монастырского архива: 20 июня патриарх Никон купил за 10 р. мерина, а 26 июня за 10 р. ему проданы два жеребца и кобыла годовалые – Бриллиантов 1899, 59–60. Царю государю и великому князю Алекею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу. Бьет челом богомолець твой, смиренный Никон патриархъ . В прошлом, государь, во 175 (1666)-м году сосланъ я, богомолець твой, в Ферапонтовъ монастырь. И с того, государь, времени и по се число в келье у меня, богомольца твоего, для посылокъ и послужения жывут ферапонтовские служка да служебники человка по четыре и болши и во всякие, государь, посылки для твоих, великого государя, дл, и для всяких обиходов по монастырем посылаютца, и в рыбных, государь, ловлях про мой, богомольца твоего, обиход ходят 2099 их же монастырские люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

прихожан. Баптистская конвенция имеет 4 общины, к-рые объединяют ок. 400 верующих. Адвентисты седьмого дня имеют 38 общин, ок. 10 тыс. верующих и выделены в Гренадскую конференцию, к-рая входит в состав Объединенной Карибской конференции. Евангелическая Церковь Вест-Индии насчитывает 7 приходов, ок. 700 прихожан. У Методистской Церкви в Г.- 10 приходов и 1500 верующих. 10 общин Армии спасения объединяют 600 чел. Плимутские братья насчитывают 8 общин и 1200 верующих. Пятидесятники представлены Новозаветной Церковью Бога (Кливленд, США), к-рая организовала на территории Г. 10 приходов для 2 тыс. верующих, Пятидесятническими ассамблеями Вест-Индии (20 приходов, 2500 прихожан), Международной церковью четырехстороннего Евангелия (4 прихода, ок. 800 прихожан). «Движение святости» имеет в Г. т. н. Церковь Назарянина (1 община и 70 верующих). Иеговы свидетели организовали 9 общин, объединив ок. 1 тыс. чел. Независимые протестант. орг-ции, такие как Новоапостольская церковь , Берианская библейская миссия ( Berean Bible Mission ) и неск. др. быстро растущих деноминаций, насчитывают ок. 5 тыс. верующих. Индуизм исповедуют ок. 600 чел. Приверженцев ислама ок. 280 чел., большинство из них принадлежат к псевдоисламской секте Ахмадия. Новые религиозные движения представлены местным синкретическим культом Шанго, распространившимся в XIX в. среди темнокожего населения Г. Общее количество его последователей - ок. 1 тыс. чел. Малочисленными являются орг-ции растафарианистов (см. Растафари ) и бахаистов (ок. 300 чел.; см. Бахаи религия ). История Древнейшим населением островов, составляющих ныне Г., были индейцы - араваки и карибы (с XV в.). В 1498 г. Х. Колумб был первым европейцем на о-ве Гренада. Однако лишь в 1650 г. губернатор франц. колонии Мартиника основал на острове первое европ. поселение. С 1664 г. островами владела Франция: до 1674 г.- Французская Вест-Индская компания, с 1674 по 1762 г. Г. была колонией франц. короны. В 1762 г. острова захватила Великобритания. Франция вернула себе Г.

http://pravenc.ru/text/166449.html

Затем во главе коллегии стояли, одно за другим, три лица, отличавшиеся обширной ученостью, издавшие много богословских сочинений и принимавшие видное участие в событиях своего времени; Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович и Иоанникий Голятовский. Гизель родом из Польский Пруссии, по первоначальному исповеданию реформат, потом принял православие и обучался в киевском братском училище; после того митрополитом Петром Могилой послан был в львовскую академию, а по возвращении был учителем коллегии, ректором гойских школ, а в 1648–1650 г. ректором киевской коллегии. После того, в продолжении почти 30 лет, был печерским архимандритом. Во время присоединения Малороссии к России, он посылаем был митрополитом Сильвестром в Москву с ходатайством об утверждении прав малороссийского духовенства. В последующее же смутное время киевской митрополии навлек на себя подозрение московского правительства и должен был оправдываться. Гизель написал и издал много сочинений; но особенной известностью пользовался приписываемый ему «Синопсис или краткое описание о начале русского народа», выбранный большей частью из польских историков. Синопсис издан был в первый раз в 1674 г., но потом имел много изданий, так как до времени Ломоносова (Краткий российский летописец, 1760 г.), употреблялся в школах, за неимением других руководств по русской истории. Преемником его по ректорской должности был в 1650–1655 г. Лазарь Баранович, с 1657 г. епископ черниговский. Он несколько раз призываем был в блюстители Киевской митрополии; в 1667 г. был в Москве и присутствовал на соборе, осудившем патриарха Никона . Из сохранившейся переписки его и из всего образа его действий видно, что это был человек с обширными дарованиями, владел умом тонким и проницательным и, не теряя собственного достоинства, умел ладить с противоположными партиями и быть угодным всем сторонам – гетману и московскому правительству, малороссийским народолюбцам и московским воеводам. В свое время он считался знаменитым проповедником. Сборники его проповедей напечатаны были в киево-печерской типографии под названиями «Меч духовный» (1666 и 1686 г.) и «Трубы словес» (1674). Полемическое сочинение его на польском языке «Новая мера старой веры» написана в опровержение книги иезуита Боймы о главенстве папы и об исхождении Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вязьма. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Историческим центром города вязьмичи считают высокий левый берег реки - соборный холм, украшенный на протяжении жизни многих поколений центральным храмом города - Троицким собором. На территории древнего городища (XI-XIII вв.) во второй половине XVII века был возведен каменный храм. В 1565 году царь Иоанн IV Васильевич оставил в храме синодик с именами казненных при его правлении людей. По распоряжению Бориса Федоровича Годунова в 1597-1598 годах обветшавший Никольский собор разобран и на его месте поставлен новый, к которому пристроены Сергиевский, Трехсвятский и Рождественский приделы. В 1610 году соборный храм разорен польскими отрядами. По повелению царя Михаила Федоровича в 1635 году собор отстроен заново и в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира, в день Святой Троицы, переименован из Никольского в Троицкий. Во время пребывания царского семейства в 1654 году в Вязьме царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон неоднократно посещали собор. В память об этом знаменательном событии на средства царя Алексея Михайловича и поставлен каменный собор в 1674-1676 годах. Во время Отечественной войны 1812 года соборный храм сожжен и частично разрушен. В 1922 году на колокольне висели 9 колоколов. Собор закрыт в 1929 году. Вся богатая утварь, дары российских государей, древние книги и иконы экспроприированы новой властью и в основном исчезли бесследно. Богослужение в соборе возобновлено в конце 1941 года и с тех пор не прерывалось. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил собор 3 мая 1993 года. Ежегодно собор посещает митрополит Кирилл. В Иверском приделе хранится древний резной образ святителя Николая Можайского, отреставрированный в начале 1990-х годов тверскими мастерами. Набор открыток " Вязьма Православная " Стоит в центре города на высоком холме южного берега р. Вязьма, на территории древнего городища. Играет определяющую роль в панораме города при подъезде с заречной стороны, от шоссе Москва-Минск. Выстроен по заказу царя Алексея Михайловича в 1674-76 гг. на месте более древнего деревянного храма. В 1847-49 гг. сооружены трапезная и колокольня. В 1887 г. к северо-западу от собора устроена терраса, в 1890-е гг. северный придел расширен, а его своды разобраны. Кирпичные стены оштукатурены.

http://sobory.ru/article/?object=00465

Основываясь на показании проф. В. О. Ключевского , что известие о труде св. Алексия по исправлению славянского текста Нового Завета впервые записано только в житии XVII века, проф. А. И. Соболевский должен был бы принять во внимание и отзыв В. О. К-го о житии св. Алексия, составленном Пахомием: «это житие передает очень мало сведений о жизни Алексия, особенно о самой важной поре её, когда Алексий правил митрополией... но и то, что есть в житии, не всегда ясно и достоверно... набрав известий кой-откуда, Пахомий дал им в житии случайный порядок... Редакция Пахомия прибавляет только новые ошибки к Питиримовским и составлена так, что ниже её в литературном и фактическом отношении стоят не многие жития в древнерусской литературе. Она доказывает только то, что 70–80 лет спустя по смерти знаменитого Святителя в Москве не умели написать порядочной и верной его биографии, даже по поручению великого князя и митрополита с собором». 8 Таким образом причина этого молчания не историческая, а книжно-литературная. При отсутствии действительных оснований отнимать у св. Алексия его труд, напротив имеются некие данные в пользу подлинности сего труда. Сюда принадлежат: 1 . Предание, записанное в 1674-м году, в предисловии к исправленному рукописному евангелию, где сказано: «первая славянская книга бе у переведения сего проводу и рукописания святаго Алексия Митрополита всея России Чудотворца, писанная в лето 6863, до смерти его за 23 лета, яже и до днесь обретается в обители его, в Чудове монастыре, в книгоположнице блюдома, и прочитаема бывает над болящими». 9 Подобное же в записи на самом чудовском кодексе (в начале): «тетроевангелие чудотворца Алексия Чюдова монастыря; совет даю в сем евангелии чести за здравие над болящими». Оно воспринято и в житие св. Алексия, составленное в XVII веке, быть может тем же сотрудником Епифания Славеницкого по справе церковно-богослужебных книг, известным Евфимием, коему может принадлежать и предисловие к четвероевангелию 1674 года. 10 Достоверность сего предания свидетельствуется: во 1-х тем, что в половине XVII века Чудовской список Нового Завета не только соблюдался в особой книгоположнице как драгоценный останок Святителя Алексия, но и чтилась как чудотворная святыня, – и во 2-х тем, что совершенно точная хронологическая дата написания рукописи (6863 год) совпадает со временем пребывания св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010