По месту расположения на обрывистом правом берегу реки монастырь стал именоваться Алексиевский Акатов. Устроителем новой обители и ее первым настоятелем стал игумен Кирилл. 1674 г. построили каменную церковь во имя митр. Алексия. В начале XVIII в. архимандрит Никанор привез в Воронеж копию иконы Божией Матери «Троеручница», которая впоследствии прославилась чудесами. В 1746 – 1755 гг. над церковью надстроили 2-й этаж, где разместился храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. Появился также придел во имя свв. Антония и Феодосия Печерских . В 1796 году двухэтажная церковь была разобрана почти до основания и за 2 года выстроена вновь. В 1812 году освятили новый храм свт. Алексия, на втором этаже храма в честь Воскресения Христова был завершен к 1819 году. Старый храм разобрали в 1879 году, сохранив колокольню 1674 года. Летом 1931 года монастырь был закрыт. Имущество было расхищено, бесследно пропал образ Божией Матери «Троеручница». Шли годы, монастырь разрушался. В 1989 году святую обитель возвратили епархии. За два года была восстановлена двухэтажная церковь и древняя колокольня. 4 ноября в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, Алексиевский-Акатов монастырь открылся как женская обитель. 55 Священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский (1878–1929 гг.). Священномученик Петр (в миру Василий Константинович Зверев) родился 18 февраля 1878 года в семье священника. В детстве Василий любил играть в церковную службу, а когда вместе с отцом торопился попасть к началу богослужения в приходской храм, услышав как звонарь, ударял три раза в колокол, считал, что два раза звонят отцу, а третий раз – ему. В 1895 году Василий окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1899 году Василий Константинович подал прошение с просьбой зачислить его на первый курс Казанской Духовной академии –вскоре был принят в число студентов, через год пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в сан иеромонаха. В 1902 году иеромонах Петр был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Б.Пудалов сообщает: " ...версия о балахнинском происхождении Минина впервые появилась в статье видного нижегородского историка-краеведа И.А.Кирьянова (Кирьянов И.А. О Кузьме Минине (Новые материалы к биографии)//История СССР . М., 1965. ? 1. С.144-146) " . " Отправным пунктом, - читаем далее, - в рассуждениях И.А.Кирьянова стало существование " давнего нижегородского предания, связывающего фамилию Мининых с Балахной " . В качестве источника для доказательств своей версии исследователь привлек записи " рода Кузьмы Минина " и " рода Нефеда Минина " соответственно в синодиках Нижегородского Печерского монастыря (1648 г.) и Нижегородского Михаило-Архангельского собора (кон. 70-х - 80-е годы XVII в.), а также " Писцовую книгу " г. Балахны 1674-1676 гг.; все указанные источники приведены И.А.Кирьяновым по публикациям Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (НГУАК). И.А.Кирьянов обратил внимание на совпадение имен балахнинских Мининых, упоминаемых в " Писцовой книге " , с именами в указанных поминальных записях синодиков: совпадают имена " Григорий " (отец " гостиной сотни Андрея Григорьева сына Минина " в " Писцовой книге " и восьмое по счету мужское имя в Архангельском синодике), а также " Михаил " ( " место пустое Мишки Минина " в " Писцовой книге " и шестое по счету мужское имя в Архангельском синодике). Этих совпадений показалось (...) достаточно для заключения " о тесной связи сведений о семействе балахнинских Мининых с имеющимися данными о Кузьме Минине и его роде " . Отметив, что все Минины, жившие в Балахне в период составления " Писцовой книги " 1674-1676 гг., " были родственниками и наследниками их деда Федора Минина " , именовавшегося также " Федором Мининым сыном Анкудиновым " , и указав на источник кон. XVI в., упоминающий " Миню Анкудинова " , нижегородский историк сделал вывод: " В последнем нетрудно увидеть родоначальника рода балахнинских Мининых и вероятного отца Кузьмы Минина (инока Мисаила, указанного в синодиках) " ... Да, простит меня читатель за обширную цитату, но она необходима. В том смысле, что дает понять глубину проблемы и ход мысли ученого.

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/12/...

Немцы-лютеране и голландцы-реформаты, жившие на Адмиралтейском острове, вскоре образовали приход; местом собрания этого прихода первоначально был зал в доме вице-адмирала Корнелия Крюйса. Дом этот стоял на месте нынешнего здания Зимнего дворца – Нового Эрмитажа со знаменитыми атлантами. Корнелиус Крюйс (Cornelius Cruys, 1657–1727) был одним из видных создателей и деятелей российского флота. Он родился в норвежском городе Ставангере, но родители его были голландцами. До приезда в Россию Крюйс долго служил в голландском флоте. 2 Весной 1698 г. Крюйс был принят находившимся в Голландии Петром I на русскую службу с чином вице-адмирала. Летом 1704 и 1705 гг. «Корнелий Иванович» командовал флотом, отбившим атаки шведских эскадр на крепость Кроншлот и остров Котлин, чем спас зарождавшийся Петербург. 3 Реформат по вероисповеданию, Крюйс был набожным и ревностным христианином. Именно поэтому его дом в Санкт-Петербурге очень скоро стал центром притяжения для всех приверженцев евангелического вероисповедания. 4 Богослужения в «домовой» церкви Крюйса совершал пастор Вильгельм Толле (Толль) (1674–1710). Магистр философии, ректор монастырской школы в Илефельде, Вильгельм Толле жил в С.Петербурге, вероятно, с 1703 года и умер здесь 26 сентября 1710 года. 5 Вот что пишет об этом анонимный немецкий автор, опубликовавший свои заметки в Лейпциге в 1713 году под криптонимом «HG». B трактате «Точное известие о крепости и городе Санкт-Петербург» он сообщает: «Первым пастором в этой церкви был немец из Геттингена, уроженец курфюршества Ганновер, он скончался осенью 1710 года к величайшему прискорбию всей довольно многочисленной общины. Его звали Вильгельм Толле, он был благочестивым и ученым мужем, знавшим 14 языков и обычно читавшем проповеди на немецком, голландском или финском – для живущих там финнов» 6 . Стихийно возникшая община была многонациональной, она включала в себя немцев, голландцев, французов, швейцарцев, англичан, скандинавов. По местоположению ее называли « церковь на адмиралтейской стороне». Богослужение совершалось в ней попеременно – в одно воскресенье – лютеранское, в другое реформатское. 7 В 1708 г. по приказу Петра I, орган из пустующей немецкой церкви в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) был перевезен для петербургского евангелического прихода. Вместе с инструментом прибыли немецкий органист Генрих Теодор Цахау (1674–1740) и два мастера. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Роль этой великокняжеской пары - Василия и Соломонии - в русской истории явно недооценена. Мы по-прежнему не благодарны им за то, что они поставили интересы России выше своих личных и семейных интересов. Не благодарны за то, что преподобная София, в конечном итоге, спасла Россию от Смуты. Родившаяся 500 лет назад где-то под Новгородом Соломония Сабурова сделала все для того, чтобы укрепить и украсить русский престол, она стала одной из самых удивительных русских святых, которая не оставляет нас своим покровительством по сию пору. Святая мати Софие, моли Бога о нас! Максим Емельянов-Лукьянчиков, кандидат исторических наук Кириченко Л.А., Николаева С.В. Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря 1674 года (Исследование и публикация). М., 2008. С. 134, 362. Франческо да Колло. Доношение о Московии. М., 1996. С. 66 Полное собрание русских летописей. Т. 8. Воскресенская летопись. СПб., 1859. С. 245; ПСРЛ. Т. 26. Вологодско-Пермская летопись. М.-Л., 1959. С. 297. Псковские летописи. Вып. 1. М.-Л., 1941. С. 102-103. Бегунов Ю.К. Повесть о втором браке Василия III.//Труды Отдела древнерусской литературы/Академия наук СССР . Институт русской литературы ( Пушкинс кий Дом); Ред.: Д. С. Лихачев, М. А. Салмина. М.; Л.: Наука, Ленинг радское отделение, 1970. Т. 25: Памятники русской литературы X-XVII вв. С. 115. Там же. С. 116. Там же. ПСРЛ. Т. 6. Софийская 2-я летопись. СПб., 1853. С. 264; ПСРЛ. Т 26. Вологодско-Пермская летопись. М.-Л., 1959. С. 313; ПСРЛ. Т. 8. Воскресенская летопись. 1859. С. 271; ПСРЛ. Т. 13. Патриаршая или Никоновская летопись. СПб., 1904. С. 45. Кириченко Л.А., Николаева С.В. Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря 1674 года (Исследование и публикация). М., 2008. С. 139. Бегунов Ю.К. Повесть о втором браке Василия III.//Труды Отдела древнерусской литературы/Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Ред.: Д. С. Лихачев, М. А. Салмина. М.; Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970. Т. 25: Памятники русской литературы X-XVII вв. С. 117. Зимин А.А. Выпись о втором браке Василия III//Историческое повествование Древней Руси. Труды отдела древнерусской литературы. Институт русской литературы (Пушкинский дом). Т. XXX. С. 132-148.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/03/...

42 . АФФОНИЙ хиротонисан в 1635 году. По 13-летнему правлению, в 1643 году, оставив Епархию, отошёл в Хутынь монастырь и там, в 1653 году, Апреля 6, скончался. Погребён в Софийском соборе в Мартирьевской паперти. 43 . НИКОН хиротонисан в 1648 году, из Архимандритов Новоспасских. В 1650 году много пострадал от возмутившихся Новгородцев. В 1652 году переносил из Соловецкого монастыря мощи Святого Филиппа в Москву и в том же году, Июля 25, возведён на Всероссийское Патриаршество. 44 . MAKAPUЙ II хиротонисан в 1652 году, Августа 8, из монахов Спасо-Казанского монастыря. По 10-летнему правлению в 1663 году, Ноября 14, скончался и погребён в Юрьеве монастыре. 45 . ПИТИРИМ переведён из Крутиц в 1664 году. По 8-летнему правлению, в 1672 году, Мая 18, возведён на Всероссийское Патриаршество. 46 . ИОАКИМ Савелов хиротонисан в 1673 году, Декабря 22, из Архимандритов Чудовских. По 7-месячному правлению, в 1674 году, возведён на Всероссийское Патриаршество. 47 . КОРНИЛИЙ переведён из Казани в 1674 году Августа 6 дня. По 20-летнему правлению, оставив Епархию, в 1695 году, Марта 3, отошёл в Зеленецкую Пустыню и в 1698 году, Февраля 26, там скончался и погребён. 48 . EBФUMUЙ III переведён из Крутиц в 1695 году. В 1697 году, Декабря 6, скончался и погребён в Софийском соборе в Мартирьевской паперти. 49 . ИОВ хиротонисан в 1697 году, Июня 6, из Архимандритов Троице-Сергиева монастыря. В 1706 году завёл в Новгороде в Архиерейском доме первую Греко-Славянскую школу и в разных местах по Новгородской Епархии 14 школ. Кроме [вс]его того, устроил он при Колмове монастыре госпиталь для приносимых незаконнорождённых младенцев. Также украсил Знаменский собор великолепно [кол]оннами и стенным письмом и учредил при оном богадельню, а другую такую и при Софийском соборе, да при Волховском мосте гостиницу для странных. По 19-летнему правлению, в 1716 году, 3 Февраля, скончался и погребён в Софийском соборе в Мартирьевской паперти. По сем были паки Архиепископы Великоновгородские и Великолуцкие . 50 . ФЕОДОСИЙ Яновский хиротонисан в 1721 году из Архимандритов Александро-Невских с предоставлением ему Архимандричьего титла того же монастыря и с позволением иметь ему в служении крест на митре. В 1725 году, Мая 12, лишён сана и послан в заточение в Никольский Карельский Архангельский монастырь и там скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Верх алтаря сведен куполом; в алтаре одно окно. В приделе св. князя Владимира три входа: главный вход с западной стороны, через южные алтарные двери Соборного храма, и два боковых из алтарей холодного и вновь пристроенного теплого храмов. До пристройки теплого Собора в 1833 году этот придел был единственным теплым помещением, не смотря на тесный объем его, едва ли могущий вместить и 50 человек. Стенопись До 1674 года Успенский Собор при всем своем благоустройстве, не имел одного из главнейших украшений древних русских храмов – стенной живописи. Преосвященный Иона, митрополит ростовский, после пожара, бывшего в Ярославле в 1658 г. (июня 11-го), от которого Собор подвергся значительным опустошениям, обновив храм во всех частях, внутри и снаружи, украсил внутренность его стенной живописью. О стенописании этом свидетельствует начертанная крупной вязью надпись, опоясывающая три внутренние стены в Соборе. Содержание этой надписи состоит в том, что живопись эта произведена 1674 г. в царствование Алексея Михайловича, старанием Ионы, митрополита ростовского и ярославского. Живопись эта покрывает сплошь все стены и своды храма, алтарных частей, не исключая придела и дверных и оконных откосов. Стиль письма во всем храме один, так называемый столповой. Здесь все типы проникнуты идеей христианского искусства, облеченного в православие Восточной Церкви. Назидательно обратить внимание на эти изображения, которых самое расположение глубоко знаменательно. На лбу трех глав изображены: Господь Вседержитель, Господь Еммануил, Знамения Божией Матери; на сводах – Преображение, Воскресение и Вознесение Христово. На четырех столпах написаны свв. мученики, на которых утверждается Церковь . На южной и северной стенах олицетворены семь вселенских соборов, акафист Богородицы с некоторыми другими изображениями; на западной стене страшный суд с двоякой участью человеков: мучением для грешников, идущих в муку вечную, и блаженством для праведников в селениях горних. Затем в откосах оконных и дверных видим множество фигур, из которых каждая приличествует своему месту.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

А. И. XII, 130), Досифей ушел отсюда на Куму не позже 1688 года (П. С. З. т. II, 1310). В «Отразительном писании» инока Евфросина, ученика Досифея, датированном октябрем 7200 года, о Досифее говорится уже как об умершем (стр. 14, 15. Спб. 1895). 6) В 1682 году инок Сергий, участник смуты 5 июля этого года, на допросе после 5 июля показал, что он пришел в Москву по жребию и по посланию игумена монастыря Живоначальной Троицы, Олонецкого уезда, Досифея, бить челом государям о введении в употребление старых служебников (Мат. для ист. раск. IV, 299). Такое показание представляется, по-видимому, справедливым прежде всего потому, что о замысле Досифея, – какого-то «отца», – и об исполнении его чрез «игумена» Сергия говорит протопоп Аввакум, в откровенном послании ученикам (там же, VIII, 97), но дело в том, что в этом послании, писанном в Москву, делаются обращения прямо к лицу Досифея (– 94), а между тем ни откуда не видно, чтобы вместе с Сергием, или около того времени, пришел в Москву и Досифей. Справедливым может казаться призвание Сергия также и потому, что под «монастырем Живоначальной Троицы» прямо можно разуметь Сунарецкую пустынь, но в таком случае надо будет признать, что в Сунарецкой пустыни правил расколоучитель игумен Досифей по крайней мере с 1674–5 года и вплоть до 1682, о котором, однако же, ничего не известно. Если же допустить, что Сергий был «послан» Досифеем – игуменом Беседного монастыря, то в этом получило бы разъяснение свидетельство инока Евфросина о том, что Досифей некогда жил «у Троицы», в котором можно бы было видеть указание на Сунарецкую пустынь, – так как, помимо прочих соображений, здесь можно бы было сопоставить свидетельство Евфросина о пребывании «у Троицы» игумена Сергия и показание инока Сергия, участника смуты 1682 года, о пребывании его в монастыре «Живоначальной Троицы», до полного отожествления этих личностей, о чем речь будет ниже, – но в таком случае надо искать оснований, чтобы утверждать, что игумен Досифей жил в Сунарецкой пустыни не только в 1674–5 годах, но и в 1682-м.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

В начале лета 1676 г., когда прибыл в Соловецкий монастырь новый настоятель архимандрит Макарий, Мещеринов подал ему «роспись за своею рукою» только о 14 уцелевших чернцах «сидельцах» 538 . В это число входили не только помилованные им ради взыскания казны пущие воры и заводчики Левкей, Леонтий и др., но и вышедшие к нему на встречу с крестом. Между тем еще в 1674 г., по словам выходцев, сидело в монастыре – братии 200 и бельцов 300 чел. 539 . Из них вышло из монастыря в стан Мещеринова в 1674 и 1675 гг. 16 и в 1675 г. взято на острове 7 человек, всего 23 чел. 540 . Куда же девались остальные? Может быть немалая часть из них померли от повальной болезни, резвившейся в стенах монастыря незадолго до покорения 541 , а все прочие были так или иначе преданы от руки Мещеринова казни. Насколько можно верить преданию, сохранившемуся у старообрядцев и у Соловецкой братии, после покорения, монастыря морская губа, омывающая монастырь с западной стороны, была завалена телами убитых в последней стычке, заживо замороженных и казненных монахов и бельцов. Не малая часть их валялась около стен монастыря и болталась на виселицах и деревьях. В таком положении тела погибших оставались в течении всей зимы 1676 г., пока некоторых не поглотило раскрывшееся весной от льдов море, а других – не распорядился новый настоятель Макарий собрать и предать земле, без христианского, впрочем, погребения, не на кладбище, а на особом маленьком острове, называемом «Бабьим» 542 . Вместо казненной, перекованной и рассаженной по тюрьмам братии монастырь был населен стрельцами Мещеринова, которые и оставались здесь до прибытья летом 1676 г. архимандрита Макария с новой братией, набранной из русских монастырей 543 . Так кончилось слишком двадцатилетнее стояние Соловецких иноков за «старую веру». Не хотелось бы верить в столь печальное событье в истории нашей православной церкви; но к несчастью оно на лицо и с неотразимою убедительностью свидетельствует, что в XVII в. на Руси были возможны и такие событья... Темное время в недостаточная еще прочность государственной и церковной жизни как нельзя лучше благоприятствовали подобного рода явлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 26.07.1657 11.11.1672 Корнилий, митрополит рукоположен с 16.03.1673 по 06.08.1674 на место не прибыл митрополит Новгородский и Великолуцкий Иоасаф, епископ рукоположен с 06.09.1674 30.01.1686 Адриан, митрополит рукоположен с 21.03.1686 по 24.08.1690 патриарх Московский и всея Руси Маркелл, митрополит бывший митрополит Псковский и Изборский с 08.09.1690 21.08.1698 Тихон (Воинов), митрополит бывший митрополит Сарский и Подонский с 25.03.1699 24.03.1724 Сильвестр (Холмский), епископ бывший епископ Рязанский и Муромский, с 25.07.1725 архиепископ с 07.08.1725 митрополит с 15.03.1727 по 1730 сослан в монастырь, 19.10.1732 лишён сана; 31.05.1735 Иларион (Рогалевский), архиепископ рукоположен с 26.03.1732 по 29.03.1735 архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Гавриил (Русской), архиепископ бывший епископ Суздальский и Юрьевский с 17.09.1735 по 09.03.1738 архиепископ Устюжский и Тотемский Лука (Коношевич), епископ бывший епископ Устюжский и Тотемский с 09.03.1738 по 09.10.1755 епископ Белгородский и Курский Гавриил (Кременецкий), епископ бывший епископ Коломенский и Каширский с 08.10.1755 по 25.07.1762 архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский Вениамин (Пуцек-Григорович), архиепископ бывший архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский, с 26.07.1762 митрополит с 26.01.1775 по 17.03 1782 на покое; 21.06.1785 Антоний (Герасимов Зыбелин), архиепископ бывший епископ Нижегородский и Алатырский с 25.04.1782 по 05.03.1785 на покое; 27.09.1797 бывший епископ Крутицкий и Можайский с 27.03.1785 по 16.10.1799 архиепископ Санкт-Петербургский, Эстляндский и Выборгский Казанская и Симбирская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Серапион (Александровский), архиепископ бывший епископ Калужский и Боровский с 21.10.1799 по 11.12.1803 митрополит Киевский и Галицкий Павел (Зернов), архиепископ бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 18.12.1803 14.01.1815 Амвросий (Протасов), архиепископ бывший епископ Тульский и Белевский с 07.02.1816 по 06.11.1826

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А один папист, еще пресвитер, родом из Испании, сильно ударив камнем монаха Климента, приехавшего из Русикона Мизийского, убил его до смерти. Было это третьего марта 1674 года. А когда произошло по сему случаю смятение, то кадий послал чиновников разведать о случившемся. Паписты задарили кадия, и он в донесении своем написал, что убийство произошло в драке между греками и папистами; а с которой стороны началась драка, неизвестно». Между тем французский посол приехал в Иерусалим, «и проходя во врата патриаршаго дома, чтобы поклониться святым вратам, приказал приближенным своим разорвать камилавки у находившихся тут отцев, делал и другия жестокия и беззаконныя дела». Между прочим Досифей рассказывает следующее: «В Великую седьмицу искал посол случая войти в Великую Церковь Святаго Гроба, и в Великий вторник, когда богомольцы были на Иордане, вошедши в нее с несколькими топорами, в находящееся позади святого алтаря подле Голгофы отделение, где под святою трапезою хранится часть камня, к которому Господь был привязан, бит был бичами, пробил ночью отверстие с тем, чтобы украсть тот камень. Отцы, узнав о сем, объявили наместнику; тот бежит к судье, приводит в волнение город, приходят чиновники правителей города и немедленно отворяют святыя врата. Кельты, бросив топоры, бежали, а наместник, наговорив послу тысячу укоризн, выгнал его тотчас вон из Великой Церкви. Было это 15 апреля 1674 года». Между тем и после этого случая с послом латиняне не переставали настойчиво хлопотать перед турецским правительством, чтобы за ними признано было первенство при Святом Гробе. Дело наконец дошло до суда, который в феврале 1675 года собрался в Адрианополе под председательством самого визиря. На суд явились уполномоченные обеих споривших сторон, т. е греки и латиняне. «Греки первые, – рассказывает Досифей, – начали говорить на суде в защиту своего дела: праведен Бог, что нам, обиженным, благоволил ныне предстать на суд пред тебя, достопочтенный великий визирь, потому что мы надеемся, что, предстоя пред таким мудрым и справедливым судьею, получим суд праведный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010