Это же самое говорили о начале стрельбы черный поп Геронтий, старец Варлаам и другие выходцы 455 . Более благоразумные, смиренные, набожные и все еще сознающие долг подчинения царю монахи не только не хотели отстреливаться, но даже не советовали Азарию с товарищами затворяться в монастыре. Казначей Геронтий – автор челобитных первый протестовал против стрельбы. «А о стрельбе я запрещал», показывал он в 1674 г. Мещеринову; «и в монастыре запираться не велел,... и приговор о том я написал, что против государевых ратных людей не биться и монастыря не запирать, и тот приговор был у келаря Азария» 456 . Это показание Геронтия подтверждена многими выходцами. «А Геронтий о стрельбе запрещал и стрелять не велел», говорит, например, старец Митрофан 457 . «Черный священник Геронтий всем говорил – в монастыре запираться и стрелять не велел», говорил белец Васька Кириловщина 458 и т.д. Советовали Азарию с военнолюбивыми товарищами не браться за оружие и другие старцы. Например, старец Манассия говорит о себе: «и Соловецким бунтовщикам я говорил, чтобы по государевым ратным людям не стрелять» 3 . Вообще можно сказать, большая часть братии, именно – люди, заинтересованные исключительно религией, смиренные, добросовестные, в вопросе о вооруженной защите совершенно отделились от Азария, Никанора, Фадюшки Бородина и их товарищей. Эта большая, но слабая половина скромной и честной братии готовы даже были сдаться Волохову, не переменяя, впрочем, веры, готовы были страдать за веру, не сопротивляясь силе, именно так, как страдали святые мученики, как они сами высказывали об этом в своих челобитных к царю. Геронтий с учеником своим Манассией могут быть в этом случае выставлены, как образцы таких страдальцев-героев: в 1674 г., явившись в став Мещеринова, они не убоялись объявить ему, что не переменят своих религиозных убеждений, хорошо зная, что их твердость в вере может, довести их не только до страданий, но и до смерти 459 . Легко могло случиться, что Геронтий, Монассия и другие старцы, явившиеся в 1674 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

В 1670 году водил осля под митрополитом воевода Андрей Павлович Акинфов; а в 1671 году и в 1672 водил осля боярин князь Иван Борисович Репнин. В 1673 и 1674 и 1675 водил осля боярин Петр Михаилович Салтыков; а в 1676 году водил осля стольник Иван Федорович Пушкин (Вифл. ч. III. Записки к Сибирской истор. стр. 204, 205). В1677 году вел осля под митрополитом боярин Петр Васильевич большой Шереметев, впоследнии. С того времени, с 1677 году, то действо оставлено, чтобы митрополитом на осля вседать в неделю Ваия в вербное воскресенье, а на поставлении в архиерейство (там же стр. 207, 208 Сн. Чтения Импер. Общ. истор. и древн. 1870. Смесь стр. 18). 18 Чиновник этот, в 4 долю листа, писан в XVII веке, как видно из надписи по листам его: «Сия книга Чиновник дому Пресвятыя Богородицы и преосвященнаго Аврамия, митрополита Рязанскаго и Муромскаго, домовая казенная, строена блаженныя памяти при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, а подписал сию книгу, по указу преосвященнаго митрополита в 197 (1689) году Февраля в 20 день, митрополия же казеннаго приказу подъячей Алешко Протопопов». Иосиф, при коем писана книга, управлял Рязанскою епархиею с 1674 по 1682 год (Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1861 кн. 1 отд. III стр. 1). Иосиф мог совершать шествие с 1674 по 1677 год. В 1677 году оно было запрещено архиереям. 19 Там находился Чиновник или устав Новгородского Софийского собора, писанный в лист полууставом в XVII веке. В нем изложено описание обряда, происходившего в Новгороде в неделю Ваий (Журн. Минист. Народн. Просв. 1853 г. Июнь. Бередникова, О некоторых рукописях). 21 Из практики же Новгорода видно, что архиепископы издревле совершали действо Ваий. Самое же соборное определение, говоря, что примера тому не находится в древности, утверждает, что действо Ваий не древняго происхождения, «не от древних век, но мало прежде нашего жития, бывшу в государстве сем смятению великому, сие действие воведеся во церковь и до ныне хранимо бывает безпрепятно». 22 У Рущинского, в сочинении «Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей» (М.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Слава и ныне, глас 8: «Евангелисте Иоанне, равно-ангелом юното». Знаменного распева южно-русской редакции с бемолем на ми и фитами, на секунду ниже Синод. изданий этого гласа. И ныне, глас той же: «Аз дело святая Богородице». Напев знаменного распева почти буквально сходный с напевом того же богородична (в среду вечера), изложенного в Синод. Октоихе (л. 121), с незначительными разностями южно-русской редакции, с бемолем на ми, на секунду ниже. Эти стихиры Ев. Иоанну Богослову и нижеследующие св. Димитрию и Иоанну Златоустом у имеются только в ирм. 1652 г. Св. Димитрию, на стиховнах, и ныне. гл. 8; богородичен: «Радуйся и веселися мати Божия». Знаменного распева, с бемолем на ми, южно-русской редакции, на секуну ниже Син. изданий этого гласа. Св. Иоанну Златоусту (ноября 13), слава, глас 6-й% «Преподобне треблаженне святый отче». Знаменного распева, южно-русской редакции, с бемолем на ми и фитой, на секунду ниже Синод. изданий этого гласа. На стиховне, слава, гл. 6: «Труба доброгласная». Тот же знаменный распев, с бемолем на ми, на секунду ниже Синод. изданий. На хвалитех, слава, гл. 8: «Златыми словесы». Знаменного распева южно-русской редакции, с бемолем на ми и фитами. На секунду ниже Син. изданий этого гласа. У г. Малашкина (ор. 48, стр. 2) из службы на праздник Зачатия Анною Пресв. Богородицы (9 декабря) имеются ирмосы, пп. 5, 7 и 9-я знаменного распева южно-русской редакции. На Введение во храм Пресв. Богородицы На великой вечерне, слава и ныне, гл. 8% «По Рождестве твоем Богоневесто». Знаменного распева, несколько иной редакции, чем изложенная в Синол. «Праздниках» (л. 32). В ирм. 1652 г. с бемолем на ми, на секунду ниже прочих изданий. Имеется в ирм. 1652, 1674 и 1709 года. На хвалитех, слава и ныне, гл. 6: «Днесь в церковь вводится непорочная Девая (Девица)». Того же знаменного распева, который изложен в Синод. «Праздниках» («Днесь в храм приводится», л. 39 об.), только не 6-го, а 2-го гласа, с незначительными разностями редакции. В ирм. 1652 г. фита после слова «радуйся» полнее, чем в «Праздниках». В ирмологах же 1674 и 1709 года стихира эта распета иначе, с переменою бемолей и, по-видимому, со вставкой мелодических оборотов болгарского распева. Имеется в ирм. 1652, 1674 и 1709 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

И по сем поедет около града на осляте и приехав ко вратам градским, сшед со осляти, глаголет молитву (Акт. истор. Т. IV, 1, стр. 13). Так архимандрит Ростовского Богоявленского монастыря Иона, поставленный митрополитом городов Ростова и Ярославля, в день своего посвящения был у стола патриарха Никона ... Из стола митрополит Иона, встав, ездил кругом города на осляти. Осла водили под митрополитом: околничей Богдан Матвеевич Хитрово и думный дьяк Ларион Лопухин (Двор. раз. Т. III, стр. 326). В 179 (1671) году, поставленный Симоновский архимандрит Ворсунофей в Смоленск, в архиепископы, ездил также на осле. Осла под ним водили: околничей князь Василий Богданович Волконский, думный дьяк Григорий Караулов (там же стр. 882). Шествие архиереев в карете При патриархе Иоакиме, в год вшествия его на патриарший престол (1674), посвященные из архимандритов в епископы, архиепископы, митрополиты, в день их посвящения, перестали ездить на осле, а начали в карете. Шествие их в карете было менее торжественно, нежели шествие патриарха в карете. И карета у них была не государева, а патриаршая. Так, посвященный в 1674 году в митрополиты Рязани архимандрит Иосиф, в день своего посвящения, по литургии, по вести, по обычаю, ходил к государю царю в Верх, околничей государев был князь Константин Осипович Щербатой, думный дьяк бывшего государева дворца Федор Михайлов и патриарший дьяк Лев Ермолин. Новопоставленный митрополит пешь шел к государю царю, певчие дьяки и подьяки пели стих: «Пособивый Господи кроткому Давиду», без стихарей и около града без стихарей. Митрополит новопоставленный сошед с Верху, от государя, ездил около града, в карете святейшего патриарха, и потом стол был по прежнему у святейшего патриарха (Дополн. к акт. истор. Т. V, стр. 150). Подобным образом в карете было (1674 г. Сент. 6) шествие Иоасафа новопоставленного из архимандритов Суздальского монастыря в сан митрополита Казанского и Свияжского. Он, после литургии, взяв благословение от великого господина святейшего Иоакима, патриарха Московского и всеа Руси, был у Великого Государя в верху и после того ездил около города Кремля в корете, а в корету сел у Красного крыльца.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Кто были настоятелями монастыря до разорения и сожжения оного норвежцами (мурманами) в 1419 году, и кто вскоре после воссоздания оного, в лето 1471 и даже до 1543 г., слишком чрез полвека существования на это за неоднократным погорением монастыря никаких документов нельзя было отыскать. С упомянутого же 1543 г. по крепостным данным на угодья, и по грамотам данным от царя Иоанна Васильевича упоминается первый игумен монастыря: Ефрем – 1540–1548, а по другим актам у Строева известны прежде Ефрема игумены Симеон, Вассиан 1528 до 1530 и Зосима 1530 г., а после Ефрема был игумен Антоний 1549–1551. Кириак строитель 11 – 1551–1555. Корнилий. Трофим. Александр – 1560–1566, а прежде Александра упоминается в 1554 году Варлаам. Игнатий – 1567–1568, а после Игнатия опять Александр 1570–1581. Варлаам – 1591–1601 12 после Варлаама у Строева упоминается Парфений в 1601 году и Геннадий в 1605 году. Каллистрат – 1606–1619. Нифонт – 1621. При сем настоятеле в 1621 году монастырь был разорен и ограблен литовскими людьми. Герасим – 1624. Сергий – 1628–1632. В 1635 году 9 октября монастырь потерпел от чрезвычайного наводнения. Антоний – 1647–1651. После Антония у Строева упоминается в 1653 году Трофим. Памва – 1638–1645. Тихон – 1675–1677. Геннадий – 1642. Лазарь – у Строева 1633–1636. Павел I-й. Козьма игумен и строитель храмов от 1661–1674, а по Строеву Козьма с 1657 года до 1674 года, в котором отрешен, и потом вторично с апреля 1683 до 1685 года. Арсений – 1678–1682, а с 1681 г. именуется архимандритом. Иоасаф I-й – 1685–1691. Василиск – 1691–1700. Варсонофий – С 1700 года игумен, с 1709 до 1717 года архимандрит. Архимандриты С 1707 года по благословенно высокопреосвященнейшего Стефана, митрополита Рязанского, управлявшего престолом патриаршим, при преосвященном Рафаиле, архиепископе Холмогорском и Важеском, утверждена архимандрия в Николаевском Корельском монастыре, и первым архимандритом, после такового утверждения, из игуменов того же монастыря произведен настоятель Варсонофий II-й, за ним следовали архимандриты:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

От Рязанской митрополии в Коломенскую епархию отделен весь тогдашний Каширский уезд с 42 церквами, так как г. Кашира состоял в Коломенской епархии, и Венев монастырь, потому что г. Венев с уездом принадлежал ей же. Вместо них Рязанская митрополия получила от Коломенской епархии гг. Епифань (10 церк.) и Гремячий (6 церк.) с уездами. Основанием к такому обмену, по словам отцов собора, послужило то, что Епифанский уезд смежен с Рязанским 711 . После собора 1674 года решено несколько вопросов о спорных епархиальных городах, между прочим, о новопостроенном городе Богородицке, ныне Тульской губернии, при р. Лесном Уперте 712 . В августе 183 года рязанский митр. Иосиф писал патриарху, что в 1662 году в конец поль г. Епифани в Епифанском уезде вновь построен г. Богородицк. Но он, рязанский владыка, не смел владеть им без патриаршего указа, хотя по соборному определению город должен входить в Рязанскую митрополию. И тамошние попы без повеления Иосифа, архиепископа коломенского, не решались ехать к рязанскому архиерею. По рязянской челобитной заодно в грамоте об отдаче Епифани и Гремячего рязанскому митрополиту патриарх приказал: «будет город Богородицкой с селы и с деревни построен в Епифанском уезде, а не иного Коломенской епархии города и уезду, то тем городом с селы и с деревнями владеть по писцовым книгам тебе в Рязанской митрополии, монастыри и церкви (17) управлять и вновь церкви строить и людей в духовности ведать по изложенному соборному деянию» 713 . После собора 1674 года территория Коломенской епархии установилась надолго 714 . Собравшиеся в Москве митрополиты, архиепископы и епископы разрешили давнишний старый спор между владыками вятскими и вологодскими из-за Яренска с уездом, все остававшимся за вологодской кафедрой. Коломенский епископ Александр не с охотой поехал с Коломны на Вятку во вновь учрежденную епархию. Пожалованные ему на прокормление котельнический Предтеченский монастырь с вотчинами и вотчины в Хлыновском уезде, равно проживание в Успенском Трифоновом монастыре, за неимением собственного архиерейского дома, не удовлетворяли владыке, привыкшего к лучшей обстановке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ист.: Киево-Печерский патерик. К., 1661; Патерик Киево-Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911; Иннокентий (Гизель), архим. Синопсис. К., 1674 (цит. по изд.: Он же. Мечта о рус. единстве: Киевский синопсис (1674)/Предисл. и подгот. текста: О. Я. Сапожников, И. Ю. Сапожникова. М., 2006); Атанасий Кальнофойський, свящ. Тератургима, або чуда (Киïв, 1638 року)/Пер. з польськ.: В. Шевчук//Xpohika 2000. К., 1997. Вип. 17/18. С. 23-44; Мазер К.-П. Образи сер. XIX ст. Нюстремс, 1999. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской Лавры. К., 1826, 1847п. С. 301; Буслаев Ф. И. Ист. очерки рус. народ. словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2; Истомин М. П. К вопр. о древней иконописи Киево-Печерской лавры. К., 1897. Прил.: Описание иконописи Киево-Печерской лавры; Титов Ф. И., прот. Типография Киево-Печерской лавры: Ист. очерк (1606-1616-1721 гг.) К., 1916. Т. 1; Уманцев Ф. С. Hacmihhi розписи в мурованих спорудах//Icmopiя украïнського мистецтва: В 6 т. К., 1968. Т. 3. С. 175-193; Холостенко М. В. Успенський собор Печерського мон-ря//Cmapoдabhiй Киïв. К., 1975. С. 107-170; Жолтовський П. М. Монументальний живопис на Ykpaïhi XVII-XVIII ст. К., 1988; Таранушенко С. Украïнський ikohocmac//ЗНТШ. 1994. Т. 227: Npaцi cekцiï мистецтвознавства. С. 141-164; Лебединцев П., прот. О возобновлении стенной живописи в Великой церкви Киево-Печерской лавры в 1840-1843 гг.//Лаврський альманах. 1999. Вип. 2. С. 153-157; Лonyxiha О. В. Дiяльhicmь та xyдoжhiй напрям лаврськоï ikohonuchoï мaйcmephi в XIX - поч. ХХ ст.//Там же. С. 11-17; она же. Живописна школа лаври другоï пол. XIX - початку XX ст.: Художня ocbima i виховання//Там же. 2001. Вип. 5. С. 74-82; она же. Ikohocmac Хрестовоздвиженськоï церкви в kohmekcmi icmopuчhoro i художнього життя лаври XVIII-XIX ст.//Там же. 2007. Вип. 17. С. 73-79; О. В. До питання про розвиток украïнського ikohocmacy: Зображення ikohocmacib niдзeмhux церков лаври у планах до книги А. Кальнофойського «Tepamypriмa»//Там же. 1999. Вип. 2. С.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Столбец из восьми сставов. Писцовая скоропись XVII в. Филигрань «Лилия» типа: Диаова, Костюхина 1980, 926 (1671). Письмо датировано на основании пометы о доставке (22 ноября) и датам, упомянутым в нём. (л. 198) 2100 Великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу благодать, милость, мир, душевное спасение и многолтное здравие от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святого Духа. Аминь. Богомолець твой, смиренный Никон патриархъ , Господа Бога молю и должное поклонение творю. В прошлом, государь, во 182 (1674)-м году апрля въ 2101 де[нь] по твоему, великого государя, указу присылан ко мн, богомольцу твоему, стряпчей твой, государевъ, Козьма Лопухин з запасною росписью, по чему мн, богомольцу твоему, с которого монастыря годового запасу и о келейном строении, которым монастыремъ, что здлать. И Кириловым, государь, монастырем приказал на моих кельишках здлать Да им же, государь, половина старые кельи снести, а на том мсте поставить келья брацкая на погребах и вверху, государь, чюланы подлать со всяким обиходом. И т, государь, кльишка нын под кровлю совершены. И Спаса Каменного, и Прилуцкого, и Троецкого, и Новозерского монастырей, которая им келья обиходная по твоему, великого государя, указу велено строить, вскор совершится и совсм построена будетъ. А Кирилова, государь, монастыря строитель Исаия, и келарь, и старцы твоего, государева, указу слушали худо и присылали нарядчиковъ самых худых людишекъ и плотничишков, деревенскихъ мужычишков, которые, государь, и топора в руках держать не умеют, человкъ по сороку, а в ыное время и по дватцати. И т, государь, мужыки приходили в понедлникь к вечеру, а в субботу рано и поидуть, а по иным, государь, дням половина и розбежатся. А то, государь, сказывали намъ их же кириловские нарядчичишка. за тм, государь, то келейное дло и замотчалося многое И в нынешнем, государь, во 183 (1674)-м году сентября въ 2102 де[нь] посылал я, богомолец твой, к приставу, к стольнику князь Самойлу Шайсупову, чтоб ему велти в Кирилов монастырь к строителю Исаию з братьею отписать, и велти б имъ прислати каменщиков, кому печи в кльях скласть, и противъ прежних бы отписокъ и росписи к келейным, и к потребным дверем, и к окнам прислали крюки, и петли, и закладки, и к пе//(л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

«Прочих же всех обителей великих и малых, всех архиереев во епархиях, архимандритом и игуменом... одежди священнослужения имети: стихарь, епитрахилий, пояс, нарукавницы и фелонь, и тем довлетися: епигонатий же и шапку среброкованую имети, и мир всем во своих обителех подаяти оным, имже собственно определися, и во настольных их грамматах писася» 65 . При этом собор строго внушал: «архиеем же вящше сего не дерзати попущати во епархиях своих кому деяти что, или самому что даяти архимандритом или игуменом, или епигонатий, или шапку среброкованую носити, или деяти свеще – осенение, или ино что, о них же выше предречеся, до ныне от благочестивейшаго царя не данное и от святейшаго патриарха неблагословенное, да не будет дело самочиния» 66 . Последнее распоряжение собора 1674 года было принято и в Чиновник архиерейского священнослужения, напечатанный в Москве в 1677 году, и с тех пор удерживается неизменно и до настоящего времени, хотя ныне митра и сделалась уже неотъемлемою принадлежностью архимандритского сана. «И аще по повелению благочестивейшаго самодержавнейшаго великаго государя нашего Императора Николая Александровича всея России, и по благословению Святейшаго правителъствующаго Синода, дается шапка архимандриту, читаем мы в нынешнем чине «на произведение архимандрита», тогда по изшествии из олтаря со евангелием на божественней литургии, приводим бывает архимандрит ко архиерею. Архиерей же молитв не глаголет, токмо благословит того архимандрита рукою. Он же целует архиереову руку и шапку; и возлагают на архимандрита шапку» 67 . Но выше приведенное постановление собора 1674 года давало русскому государю большую свободу в отношении награждения архимандритов этим высоким отличием, каковою и воспользовался великий преобразователь России Петр I, задумавший уничтожить патриаршество и привилегии этого сана с необыкновенною щедростью разделивший между архиереями и даже архимандритами 68 . Этому императору приписывается издание и особого указа, которым митра была навсегда признана принадлежностью сана архимандрита 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

По окладным книгам рязанской кафедральной казны, писанным при м. Иосифе, в составе епархии значатся следующие десятины: 1) Иеревитская – в ней города: Михайлов, Печерники, Епифань, Богородицк, Гремячий и Зарайск; 2) Каменская – г. Пронск с уездом; 3) Старо-Рязанская – гг. Старая Рязань и Сапожок; 4) Ряжская – гг. Ряжск и Скопин; 5) Елатомская – г. Елатьма; 6) Шацкая – г. Шацк; 7) Кадомская – г. Кадом; 8) Козловская – г. Козлов, вероятно, с пригородами; 9) Тамбовская – г. Тамбов. Сверх того, некоторые города в окладных книгах значатся без распределения на десятины. Но они, подобно десятинам, составляли отдельные части епархии; 10) Муром с уездом; 11) Касимов с уездом; 12) Воронеж, Усмань, Романов, Елец, Лебедянь и Донков 506 . Епифань и Гремячий вторично поступили в Рязанскую епархию из Коломенской после собора 1674 года вместо Каширского уезда, отошедшего к Коломне 507 . В этом последнем была, так называемая, Тешиловская десятина. В 1664 г. поповский староста доносил рязанскому преосвященному Илариону, что в Тешиловской десятине Каширского уезда во многих приходах учинились скорби: ежедневно умирало в иных приходах по три, в других по 5–6 человек 508 . Богородицк, выстроенный край епифановских полей (1663 г.), – новый город; из-за него вышли неприятности у коломенского владыки с рязанским. В 1674 г. патриарх решил дело в пользу рязанского 509 . О Коломенской епархии, выделенной из Рязанской и неприятной соседке сначала рязанских архиереев, потом патриархов, сказано много попутно. Она учреждена в половине XIV в., около 1350 г. На погребении митр. Феогноста в 1353 году, вместе с Алексием владимирским и Афанасием волынским, присутствовал коломенский епископ Афанасий. При этом печальном торжестве впервые у летописцев упоминается коломенский епископ 514 . Несомненно, что коломенская кафедра явилась в последние годы жизни дряхлого старца м. Феогноста и при жизни вел. кн. Симеона Ивановича, скончавшегося вслед за митрополитом 515 . Старец митрополит, не будучи в состоянии единолично управлять русской митрополией, наместником во Владимир назначил своего преемника епископа Алексия, а по близости к Москве поставил себе помощника в лице епископа с кафедрой в Коломне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010