Георгий XI, Царь Карталинский † 1709. Женат 1) на княжне Тамари Элисбари; 2) на княжне Хорашане Микеладзе Леван, Царь Карталинский Царевич Александр-Луарсаб Царевич Соломон Царевна NN, за князем Зурабом Эристовым Царевна Анаки, 1) за Шахом Персидским; 2) за Ханом Гюлистанским Князь Теймураз Мухранский, родоначальник нынешних князей Багратионов-Мухранских Князь Ираклий Мухранский Князь Иессей Мухранский Князь Баграт Мухранский Царевич Георгий Кахетинский † 1561 Александр II, Царь Кахетинский † 1605 Царевич Николозо, католикос Иессей, Царь Кахетинский Царевич Вахтанг КОЛЕНО XXXII: Царевич Александр Арчилович (в России называемый: «Царевичем Имеретинским»); первый российский генерал-фельдцейхмейстер, рождение 1674 † в плену в Стокгольме 1710 Царевич Мамука Арчилович, рождение 1676 † 1693 Царевич Давыд Арчилович, рождение 1681 † 1695 Царевна Дареджана Арчиловна † 1740 Царевич Кайхосро Царевич Баграт Царевич Иессей Царевич Симон в Петербурге 27 января 1740 Кайхосро, Царь Карталинский, рождение 1674 † 1711 Вахтанг VI, Царь Карталинский, рождение 15 сентября 1675 † 27 марта 1737 Царевич Теймураз Царевич Симон Иессей, Царь Карталинский, принял исламизм под именем Али-Кули-Хана † 1727. Женат на Царевне Кахетинской Елене Царевич Доментий, Католикос † 1744 Царевич Константин Ираклий, Царевич Кахетинский Царевич Давыд † 1603. Женат на Княжне Кетевани Мухранской Царевич Георгий † 1605 Константин I, Царь Кахетинский Царевна NN, за Манучаром, Дадианом Мингрельским Царевич Баграт КОЛЕНО XXXIII: Царевич Давыд Кайхосрович † в Москве 28 октября 1732 Царевна Хорашана Кайхосровна Царевна Анна Кайхосровна Царевич Ростом Вахтангеевич † 1689 Бакар Вахтангеевич, Царь Карталинский, потом российский генерал-поручик и святого Андрея кавалер, рождение 1699 † 1750, родоначальник старшей ветви нынешних Князей Грузинских Царевич Егор Вахтангеевич, российский генерал-аншеф и святого Александра Невского кавалер, рождение 1702 † 1785. Женат на Княжне Марие Яковлевне Долгоруковой Царевич Паата Вахтангеевич † 1765

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Кондак, гл. 4 (см. подобны): «явился еси днесь вселенней». Оригинальный краткий напев в две строки, с третьей заключительной. Срв. дневной напев на «Бог Господь» болгарского распева того же гласа. Только в ирм. 1799 г. У г. Малашкина имеются еще следующие песнопения на праздник Богоявления: седален: «Приидите увидим вернии» (стр. 47), большого болгарского распева; ирмосы: «Глубины открыл еси дно» (стр. 48) пространный напев неизвестного распева с 9-ю песней («Недоумеет всяк язык»), знаменного распева сокращенной редакции. Тоже и второй канон Богоявлению; светилен: «Явися Спас» (стр. 55) – неизвестного распева. На Сретение Господне. На вечерни, слава и ныне, гл. 6: «Да отверзется днесь дверь небесная». Напев знаменного распева, но не тот, который изложен в Синод. «Праздниках» (л. 75 об. и 83). Только в ирмол. 1652 г. и у Головни (л. 307). У г. Малашкина на день Сретенья Господня изложены (стр. 57–58): величание, киевского распева; седален, гл. 4: «Младенствуеши мене ради» на подобен «Удивися Иосиф» – болгарского распева; ирмосы: «Сушу глубородительную землю», распетые одним из обычных кратких напевов. Припевы св. трем святителям (надгробное) со стихами непорочными. «Величаем тя» ( Василию Великому ). «Достойно есть» ( Григорию Богослову ). «Роди вси» ( Иоанну Златоустом у). Припевы эти, имеющиеся только в ирм. 1674 и 1709 г., а также в ирм. Головни (л. 306 об.) – киевского распева, но иной редакции, чем изложенная в Синод. Обиходе (с л. 61 об.). Срв. «надгробное» в Великую субботу. Стихиры избранны Глас 1: «Вошел еси в церковь архиереом Бога вышняго» – болгарского распева. Имеется в ирмол. 1674 и 1709 года. Стихира Богородицы (иначе: «Стихира на проклятие»(, глас 4: «Иже образу твоему не кланяющиеся». Распета в характере знаменного распева, но оригинальна по изложению. Имеется во всех ирмологах, а также и у Головни (л. 364 об.), кроме ирмолога 1700 года. В ирмол. 1652 года с бемолем на ре, на терцию ниже прочих ирмологов. 1 Воссоединение это последовало в 1839 г., празднование же его пятидесятилетия было в 1889 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

222. Павел , митрополит Крутицкий 1664–1674 г., знакомый с греческим языком и книжною образованностью, весьма рассудительный. Под его надзором совершался перевод Библии с греческого языка. Под его же надзором Александр Мезенец составил «Извещение требующим учитися пению», после того, как монах Евфросин в 1651 г. написал довольно подробное «Сказание о различных ересях и о хулениях на Господа Бога и на Преч. Богородицу, содержимых от неведения в знаменных (крюковых) книгах» (Ундольского замечания для ист. Русск. ц. пения, стр. 12–14, М., 1846. Журн. Мин. Нар. Просв. 1849 г. Февр.). Из сочинений м. Павла известны: приветственная речь (в III ч. Др. Вивлиоф.) и завещание (в Синод. библ.). Грамота его в Колиникову пустынь 1674 г. изд. в Яросл. губ. вед. 1853 г. 41; библиотека его во Временнике Общ. ист. ч. VI, стр. 65–83. 223. Епифаний Славеницкий , воспитанник Киевской академии, по отзыву современников «в философии и богословии изящный дидаскал, искуснейший в елинно-греческом и славянском диалектах» (предисл. ко словам Григория Богослова , М., 1665 г.). В Москву он прибыль в 1649 г., вызванный царем «для реторического учения и для перевода греческих книг» (Опис. Малоросс. дел в Молодике 1844 г.). Умный патр. Никон облек Епифания званием начальника патриаршего училища и главного справщика книг (Молодик, стр. 225–227). Он скончался в 1675 г. По известиям ученика его Евфимия (В письме В Киев, пап. в Чтен. Общ. ист. 1846 г.), Медведева (Оглавл. книг § 379) и по другим сведениям, ученые труды Епифания были разнообразны. 1) Как толкователь Св. Писания, он а) исправлял перевод Нового Завета; перевод совсем был готов, но смерть митр. Павла и самого Епифания помешала изданию этого перевода; б) он пересматривал и перевод Ветхого Завета. Между тетрадями его остался перевод пятокнижия Моисеева и статья о порче псалмов Аполлинарием. Современная записка о его трудах для Св. Писания нап. в Словаре I, 178–183. 2) Он был проповедником. Слова его: похвальное Иоанну Златоустом у (1653 г.), похвала церкви (1657 г.), похвальное слово Иакову Боровицкому, похвальное св. м. Алексию, похвальное прор. Анне; на слова: В храме его всякий глаголет славу (1662 г.); на слова: Аз есмь пастырь добрый; из небес прием благодать; помяни, яко смерть не замедлит; всяко древо благо плоды добры творит; сердце мое смятеся во мне; земнороднии человецы; тип благолепный. Утешительное послание к кн. Радзивиловой писано им от имени патриарха Никона в 1657 г. Евфимий, перечислив эти слова, прибавляет: «и иная многая, яже здесь не обретаются». Можем припомнить, что Епифаний говорил надгробное слово митр. Павлу. Кроме того, писаны им каноны Анне Тверской 1650 г., общий апостолам и мученикам; стихи мерные Преч. Богородице; служба Иакову Боровицкому в 1651 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мы читаем, что антиминс «рукодействован» благословен преосвященным от востока Киевским, Галицким и всея России Митрополитом». В Москве начали печатать антиминсы также в XII-м столетии. О печатных антиминсах сказано было в Указных статьях Патриарха Адриана (1697 года), чтобы во всех церквах досматривать на престолах одеяние и препоясание, и на престолах были б освященные антиминсы печатные новые, везде б то было целое, а ветхого того отнюдь нигде б не было. (Полн. Собр. Зак. Т. III, 1697 г., декабря 26-го, 1612, 2). В этом приказании выражение «печатные антиминсы», употребленное без всякого объяснения, приводит к мысли, что печатные антиминсы существовали ранее издания Указных статей. Действительно, сохранились печатные антиминсы 1652 135 , 1659, 1664, 1668 годов и т. д. (Об них скажем далее). Что же касается антиминсов. с обозначением 1600 года; то такое указание на них не есть полное и точное обозначение года освящения антиминса. Оно показывает только столетие, и к нему был приписываем еще год. Мы не имеем никаких данных, по которым могли бы антиминс с печатным указанием 1600-го года относить именно к 1600-му году.Равным образом, не имеем фактов для указания того, в каком именно году напечатаны антиминсы с обозначением 1600 года. Напротив, находятся ясные доказательства, что многие антиминсы с печатным обозначением 1600 года не следует относить именно к тысяча шестисотому году. Так на антиминсе (см. рисунок 3) напечатано: «от воплощения Слова 1600 год». И на том же антиминсе указано: «лета от создания мира 7176. Одни из этих цифр, именно: 71, напечатаны, а, другие: 76, написаны. Год же 7176-й от сотворения мира будет 1668 – м. Этот год совпадает с обозначенными на антиминсе: царствованием царя Алексея Михаиловича, патриаршеством Иоасафа и управлением преосвященного Арсения Архиепископа епархиею Псковскою и Изборскою 136 . В реестре антиминсам, хранящимся в ризнице Псковского кафедрального собора, представленном в Св Синод, находятся, между другими, два антиминса, на которых напечатан 1600 год. И это не есть точное указание года освящения антиминса. Об одном из этих антиминсов сказано в описи: «антиминс холщовый церкви святого Великомученика Георгия, Островского уезда, Веретьевского погоста, священнодействован Маркеллом, Митрополитом Псковским и Изборским, без подписи и без святых мощей, 1600 года». Здесь недописан год, ибо Митрополит Маркелл был переведен на Псковскую епархию в 1682 году. О другом антиминсе, указанном в реестре, сказано: «холщовый, церкви святителя Николая чудотворца, священнодействован великим господином Кир Иоакимом, Патриархом Московским и всея России, без святых мощей, 1600 года». (Дело арх. Св. Синода 1842 г., 693). Но Патриарх Иоаким хиротонисован был в 1674 году, значит, и год освящения антиминса был не ранее 1674 года. Таким образом, на антиминсах напечатанный год 1600-ый, не есть указание именно этого года, а указание только столетия, подобно тому, как потом были печатаны антиминсы с обозначением 1700 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Дионисий (в 1656–60), вероятно, из казначеев Троицкой Сергиевой Лавры (Надписи в ней, 12), в 1656 г. 4 мая (в 5-ю неделю по Пасхе) участвовал в хиротонии астраханского Троицкого архимандрита Иосифа в астраханского архиепископа, которую совершали патриархи Никон московский и Макарий антиохийский (Рукописи московской синодальной библиотеки 93, л. 56–58. Христ. Чт. 1882, май-июнь, стр. 765). Пафнутий (в 1661–68). В 1665 г. в феврале месяце роздана была из царской казны милостыня по московским монастырям. При этой раздаче составляемы были росписи личному монастырскому составу, в коих значится: Всемилостивого Спаса Андроньина монастыря архимандрит Пафнутий, казначей старец Иосиф, попов 3 человека, дьяконов 2 человека, уставщик, ризничий, рядовой братии 31 человек, (Чтения в Обществе любящих духовное просвещени е. 1878, июль, отдел III, стр. 79). Пафнутий 18 ноября 1667 г. был на соборе о низложении патриарха Никона (Вавлиоф. VI, 287), † 27 сентября 1678 (у Строева 1676), на покое. Примечание. В 1677 г. июля 31, св. патриарх Иоаким ходил в Андроников монастырь, отпевали и погребали со властями тело думного дворянина Лариона Дмитриевича Лопухина , и бывшему (живущему на покое) архимандриту Пафнутию милостыни полтина, да дорогой нищим милостыни поручно рубль 6 алт. (Материалы Забелина, ч. I, стр. 836). Пахомий , в июне 1669. В 1676 г. 26 декабря слепой архимандрит Пахомий (вероятно, бывший андрониевский), живший на покое в Чудове монастыре, в больнице, говорил пред св. патриархом Иоакимом, после литургии, в крестовой палате, речь праздничную с поздравлением и св. патриарх пожаловал ему в той же палате полтину, да старцу, который его водит, дана гривна (Матер. для истории Москвы, ч. I, стр. 71 в 1042). Схимник Феодор записан в синодике. Никандр в 1673 г. переведен в Колязин монастырь, тверской епархии, где находился по 1679 г. (Описание этого монастыря, стр. 118). Макарий Каширянин 29 августа 1674 г. переведен в Новоспасский монастырь; † 11 июня 1681 г. Симеон Милюков (1674–76) из Нижегородского Печерского монастыря, где с 1672 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

VII в.), Григорий (после сер. VII в.), Аркадий II (ранее 680), Епифаний II (упом. в 680-681), Феодор (80-е гг. VII в.), свт. Иоанн I (ранее 691 - после 698), свт. Георгий I (упом. в 750-754), Феофан (после 754), свт. Дамиан (VIII в.), свт. Софроний I (VIII в.), Фома (VIII в.), Христофор (VIII в.), Константин II (упом. в 783 и 787), Иоанн II (кон. VIII - нач. IX в., упом. в 805/6 (?)), Алексий (упом. в 849), Василий I (упом. в 867), Епифаний III (упом. в 869-870), свт. Евстафий (888-?), свт. Евфимий I (кон. IX в., нач. X в. или кон. X - нач. XI в.), Иоанн III (X в.), аноним, возможно, Порфирий (упом. в 1054), аноним при Алексии I (упом. в 1094), возможно, он и Василий II (ранее 1106/07) - одно лицо, Николай Музалон (1106/07-1110/11, впосл. патриарх К-польский 1147-1151), Феодорит (после 1110/11-1152), Иоанн IV Критянин (1152-1174 (?) (не ранее 1170)), Варнава II (1174 - ?), Епифаний IV (2-я пол. XII в.), Софроний II (упом. в 1190/91 и 1196), Исаия (не позднее 1204 - между 17 июня 1209 и 14 сент. 1222), Симеон (существование преемника Исаии по имени Симеон не признается совр. историками), Неофит (1220/21 - ранее 1251), Георгий II (избран в 1251, но не утвержден папой Римским), Герман I Писимандр (1254-1274), титул архиепископа Кипрского упразднен (1274-1571), неизвестный по имени серб (окт.-нояб. или дек. 1571), Тимофей (д " Акр; 1572-1587), Лаврентий (Палеолог, 1587 (?)), Неофит II (Урсиний Дукатарий, 1587-1592), Афанасий I (1592-1602), Вениамин (не позднее июня 1600 - 1604/05), Христодул I (Лузиньян?; 1606/07-1639; 1640-1641), Парфений (авг. или сент. 1639 - нач. марта 1640), Никифор (не позднее июня 1641-1674), Иларион (Кигалас; 1674-1679), Христодул II (?), Иаков I (ок. 1679 - ок. 1689), Герман II (ок. 1690-1705), Афанасий II Даббас (1705-1707; патриарх Антиохийский Афанасий III 1685 или 1686-1694, 1720-1724), Иаков II (1707-1718), Сильвестр (1718-1733), Филофей (1734-1759), Паисий (1759-1767), Хрисанф (1767-1810), Киприан (1810-1821), Иоаким II (1821-1824), Дамаскин (1824-1827), Панарет (1827-1840), Иоанникий (1840-1849), Кирилл I (1849-1854), Макарий I (Христодулидис или Мирианфевс, 1854-1865), Софроний III (Финиевс, 1865-1900), кафедра вдовствует (1900-1909), Кирилл II (Пападопулос; 1909-1916), Кирилл III (Василиу; 1916-1933), кафедра вдовствует (1933-1947; местоблюститель Леонтий, митр.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Камено. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты Кирпичная однокупольная четырехстолпная однопрестольная церковь в духе эклектики с колокольней. Была выстроена в 1873 в связи с малой поместительностью старого храма. Закрыта не позже 1930-х, колокольня сломана. В настоящее время заброшена. http://svyatayarus.su/church/detail/38695/ В деревне Камено Опочецкого района взялись за восстановление церкви иконы Божией Матери Знамение. Это уже не первая попытка вдохнуть жизнь в заброшенный, но некогда очень популярный у паломников храм. Инициаторы восстановления искренне надеются, что в этот раз все получится и удастся хотя бы спасти здание церкви от дальнейшего разрушения. Деревня Камено, находящаяся в 30 км от Опочки, долгое время была местом паломничества для православных христиан. В приходской церкви находился чудотворный образ Знамения Божией Матери. Явление самой иконы, по сохранившимся данным, датируется 1429 годом. Как пишет Леонид Софийский в книге «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем», эта икона неоднократно исчезала из оскверненного литовцами храма в недалеко расположенной в деревне Ястребово и однажды явилась у озера Каменного. Деревянная церковь на этом месте была построена в 1674 году, а каменная - в 1873 году. Чудотворный образ Богоматери, находившийся в каменской церкви до утраты, почитался не только опочанами, но и жителями близлежащих уездов, а также москвичами, которые нередко приезжали туда. http://pln-pskov.ru/society/146517.html На погосте находились две одноименные церкви иконы Божией Матери «Знамение»: деревянная и кирпичная. Когда была построена деревянная церковь – неизвестно. В документах начала XIX в. указывались и 1674 г., и до 1670 г., и даже 1426 г. По преданию, первая деревянная церковь в погосте была построена во второй четверти XV столетия, она находилась примерно в 2 верстах от погоста. Во время нападения литовцев в 1426 г. они в православной церкви держали лошадей. По рассказам, от такого кощунства храмовая икона Божией Матери «Знамение» трижды исчезала из храма, и каждый раз её находили на дереве возле озера. Именно на это место после изгнания литовцев перенесли церковь. Считалось, что именно эта церковь стояла здесь в начале XX в. Она построена из соснового леса, однопрестольная. В плане представляла собой крест, имела один престол, увенчана одной главой. В 1847 г. в ней устроен новый иконостас. Колокольня построена в связи с церковью, но в начале XX в. колоколов на ней не было, они перенесены на колокольню каменной церкви, так же, как и церковная утварь. Здесь были оставлены только напрестольное Евангелие и медный посеребренный Крест.

http://sobory.ru/article/?object=09371

—11— сведений о жизни Алексия, особенно о самой важной поре её, когда Алексий правил митрополией... но и то, что есть в житии, не всегда ясно и достоверно... набрав известий кой-откуда, Пахомий дал им в житии случайный порядок... Редакция Пахомия прибавляет только новые ошибки к Питиримовским и составлена так, что ниже её в литературном и фактическом отношении стоят немногие жития в древнерусской литературе. Она доказывает только то, что 70–80 лет спустя по смерти знаменитого Святителя в Москве не умели написать порядочной и верной его биографии, даже по поручению великого князя и митрополита с собором» 31 . Таким образом, причина этого молчания не историческая, а книжно-литературная. При отсутствии действительных оснований отнимать у св. Алексия его труд, напротив имеются некие данные в пользу подлинности сего труда. Сюда принадлежат: 1 . Предание, записанное в 1674 году, в предисловии к исправленному рукописному евангелию, где сказано: «первая славянская книга бе у переведения сего преводу и рукописания святаго Алексия, Митрополита всея России Чудотворца, писанная в лето 6863, до смерти его за 23 лета, яже и до днесь обретается в обители его, в Чудове монастыре, в книгоположнице блюдома, и прочитаема бывает над болящими» 32 . Подобное же в записи на самом чудовском кодексе (в начале): «тетроевангелие чудотворца Алексея Чюдова монастыря; совет даю в семь евангелии чести за здравие над болящими». Оно воспринято и в житие св. Алексия, составленное в XVII веке, быть может тем же сотрудником Епифания Славеницкого по справе церковно-богослужебных книг, известным Евфимием, коему может принадлежать и предисловие к четвероевангелию 1674 года 33 . Достоверность сего предания свидетельствуется: во 1-х тем, что в половине XVII века Чудовской список Нового Завета не только соблюдался в особой книгоположнице как драгоценный останок Святителя Алексия, но и чтилась как чудотворная святыня, – и, во 2-х, тем, что совершенно точная —12— хронологическая дата написания рукописи (6863 год) совпадает со временем пребывания св. Алексия в Константинополе, что, как увидим, подтверждается и внутренними признаками рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

42. Варлаам 1-й, с 1575 по 1577 год. 43. Иона 2-й, с 1577 по 1584 год. 44. Митрофан, Дмитровец, с 1584 по 1588 45. Киприан, Балахонец, то есть урожденец города Балахны, с 1588 по 1594 46. Кирилл 2-й, Завидов, переведенный в 1594 году из архимандритов Новгородского Антониева монастыря, в 1605 году поставленный в архиепископы 47. Иоасаф 3-й, переведенный в 1605 году из игуменов Пафнутьева Боровского монастыря, выдержавший в монастыре осаду Поляков, тотчас после осады возвратившийся или возвращенный в Пафнутьев монастырь и здесь убитый Поляками 5 июля 1610 года при взятии и разграблении монастыря Сапегой. 48. Дионисий Зобниновский, Ржевитин, то есть родом из города Ржева, преподобный, поставленный в феврале 1610 года, скончавшийся 10 мая 1633 года, принимавший деятельное (прославившее лавру) участие в освобождении отечества от Поляков, усердно заботившийся о призрении разоренных и избитых Поляками жителей Москвы, исправлявший требник и другие богослужебные книги и подвергавшийся за свои исправления страданиям, один из знаменитых мужей своего времени (местный святой Троицкой лавры). Об обвинении его и келаря Авраамия Палицына в неблаговидном приобретении места для мельницы («Акты юридич.», 1838 г., 37, с. 85, со1. 2 нач.). 49. Нектарий Вязлетин (Вявлетин, Вязмитин), из игуменов Песношских, с 1633 по 1640 50. Адриан, из игуменов Ярославского Толгского монастыря, с 1640 по 1656 51. Иоасаф 4-й, Новоторжец, то есть уроженец города Торжка, из архимандритов Владимирского Рождественского монастыря, с 1656 по 1667 год, в котором поставлен был в патриархи всероссийские. 52. Феодосий 2-й, Арзамасец, бывший священник села Подсосенья, постриженник Троицкий, поставленный из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря, с 1667 по 1674 53. Викентий, из архимандритов Владимирского Рождественского монастыря, с 1674 по 1694 54. Иов, постриженник Троицкий, из архимандритов Московского Петровского монастыря, с 1694 по 1697 год, в котором поставлен был в митрополиты Новгородские. 55. Евфимий, постриженник Троицкий, из архимандритов Московского Знаменского монастыря, с 1697 по 1700 год.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

В последние годы осады в монастыре среди его защитников начались раздоры. Религиозно более консервативные и политически более умеренные монахи и миряне настаивали на строгом соблюдении монастырских правил и на начале переговоров с правительством. Во главе этой умеренной партии был сам старец Геронтий, составитель пятой, знаменитой Соловецкой Не отказываясь от своих убеждений, что старые книги лучше новых, Геронтий и его друзья, видя безысходность положения, начали под конец осады в 1674 году уговаривать монахов, “чтобы они по государевым людям не стреляли” и перешли бы к царским Эта умеренность Геронтия может быть объяснена его опасениями радикализации части монахов и значительного числа светских защитников монастыря-крепости. По мере того, как осада затягивалась, начал замечаться союз между наиболее фанатичными противниками новых книг и политическими радикалами из среды мирян, пришедших на помощь монастырю. Этот процесс одновременной религиозной и политической радикализации среди осажденных несколько напоминал усиление крайних фанатиков-антибаптистов во время осады Мюнстера. По некоторым донесениям часть разинцев после разгрома основных сил казачьего восстания в 1670 году проникла в монастырь и призывала монахов “стоять и биться против государевых людей за воров, за сотников и помереть всем Никанор и служка Федюшка Бородин стали с 1674 года вдохновителями Несмотря на все попытки царских войск Мещеринова овладеть монастырем, братия и мирские ее сторонники отбивали правительственные отряды. Зима 1675—1676 года была наиболее тяжелой для Соловков, так как теперь осада уже не прерывалась и сообщения с внешним миром были почти что совершенно отрезаны. Правда, большой штурм 23 декабря 1675 года был отбит, но настроение осажденных падало. В январе перебежавший из монастыря к осаждавшим войскам монах Феоктист указал Мещеринову на существование неохраняемого ночью тайного пути в Ночью 22 января 1676 года стрельцы проникли через этот тайный путь внутрь монастырских укреплений и открыли ворота Защитники старообрядческой твердыни проснулись слишком поздно и были почти все перебиты. Никанор и вождь мирян, видимо разиновец, казак Самко были повешены. Перед казнью Никанор, по данным С. Денисова, смело заявил воеводе: “Не боюсь я тебя, ибо и самодержца душу в руце своей Немало и других защитников Соловков погибло в страшных мучениях от рук палачей.

http://sedmitza.ru/lib/text/439550/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010