Было бы очень важно и полезно для дела указать, хотя бы в самых общих чертах, уездные епархиальные границы по писцовым книгам. Но это едва ли возможно в настоящее время и можно назвать напрасной попыткой. Во-первых, известно слишком мало уцелевших писцовых книг с указанием границ старинных уездов 729 , во-вторых, старые уездные границы были непостоянны: с возникновением новых городов с уездами, границы изменялись, в-третьих, эти границы невозможно воспроизвести по нынешней топографии, даже с писцовой книгой в руках, и указать, где сходились старые уезды. Дело в том, что старинные межевые приметы: камень, дуб, береза, овраг, пригорок, буерак, ручей, болото, лес и т. п., ныне не существуют 730 . Лес вырубили, болото высушили и распахали, река сама высохла, уступив место необдуманной земельной эксплуатации у русского человека. Бывало и так, что часть одного уезда, т. е. отдельная волость находилась среди соседнего уезда. В писцовой книге (1672–1674 г.) меж Переяславль-Рязанского уезда отмечено: «межа Рязанского уезда Старо-Рязанского стану Великодворской волости с Владимирским уездом писано особо, потому что той Великодворской волости к Рязанскому уезду примежевать нельзя, – разошла Владимирского уезда волость Тумская» 731 . Наталкивался ли собор 1674 года на подобные затруднения и как разрешал их, не известно. Возможно, что он не знал этого. При несомненной важности новых порядков для епархиального управления на соборе 1674 года по вопросу о территориальном переустройстве русских епархий сделано не очень много. Собором и после собора произведены в иных случаях слишком несущественные изменения. Самые отдаленные места, преимущественно спорные и неудобные для управления, поступили в ближайшие епархии. Любопытно то, что каждая в отельности кафедра при взаимном обмене церквами нисколько не теряла. Только вологодскую, по-видимому, обделили, как ни старался архиепископ Симон удержать свою епархию в прежнем объеме. Впрочем, и после этого церквей в Вологодской епархии оказалось сравнительно много.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В Духове монастыре крест сребропозлащенный восьмиконечный, с надписью на лицевой стороне: «лта 7173 (1664) октября въ 1 день сдлалъ си крестъ вдомъ Духа Святаго архимаритъ своими келейными денгами по На исподней стороне: «часть гроба Александра Свирского , крестъ Ahmohiя Римлянина». В Хутынском монастыре сребропозлащенный крест с мощами, украшенный финифтью, жемчугом и драгоценными камнями; на нём распятие и предстоящие литые; надпись внизу чеканная: «лта 7182 (1674) году генваря. въ день въ домъ Всемилостиваго Спаса и въ обитель Варлаама чудотворца новгородского утынь монастырь, что въ Великомъ Новград сей честный и крестъ Господень построенъ по князя Михаила Яковлевича Черкасского художниками Московского государства изъ его пожитковъ по отц ево болярин княз Яков Куденетович и по матери его боярын княгин Сименовн и по прочихъ его сродникахъ въ вчныя въ той обители и архимандрита въ его паств тоя обители». В новг. Кириллове монастыре сребропозлащенный крест с надписью под изображением Андрея Блаженного на исподней стороне: «Сей святый и крестъ положилъ въ Ситецкой монастырь по свой вр тогоже монастыря строителъ игуменъ Филаретъ схимникъ въ лто 7182 (1674) марта въ 11 день». От Ситецкого монастыря, приписного к Кириллову, осталась одна небольшая древняя церковь . В Отенском монастыре крест напрестольный обложен по дереву гладкими серебряными листами. На нём распятие с двумя Ангелами и предстоящими литое, на исподней стороне прибита сребропозлащенная дщица с чеканной надписью: «лта 7182 (1674) года апрля въ день водруженъ крестъ по приказныя полаты подъячево еодора Никифорова за вкладъ». В Клопском монастыре крест XVI века сребропозлащенный полый с цированным распятием и с предстоящими. На исподней стороне указание на бывшие мощи, а внизу надпись: «лта 7087 (1578) года мсяца октября устроенъ бысть крестъ сей въ домъ Живоначальные Троицы и чудотворца Михаила раба игумена тояже обители на память себ и своимъ родителемъ». В том же монастыре другой крест XVI века не большой медный посеребрённый с надписью: «Ангели Господни, Ic. Хс., Мρ. ., распятие Господа нашего Хс. ε» внизу: «м. л. р. б. т. е. место лобное рай бысть», а ниже этого надпись чеканная: «7095 (1587) здланъ бысть крестъ епископа Варлаама Крутицкого» 365 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

«В нынешнем 182 (1674) году, по указу Великаго Государя, Царя Великаго Князя Алексея Михайловича, велено Нижегольскому Черкашенину Мартыну на реке Волчьих водах строить слободу, а на житье призывать свою братью Черкас из Малороссийских и Заднепровских городов; а других людей отнюдь не принимать. И в нынешнем 182 (1674) г. писал из Нижегольскаго Лука Анучин: Нижегольские и иных городов полковые и городовые люди, отбывая Государевы службы, пришли к нему, Мартыну, многие на житье, и он де, Мартын, их принимает и от службы укрывает. И я из Белгорода посылал на реку Волчьи воды рейтарскаго строю Маиора Романа Белгузина с разными людьми и он, Роман, привел с Волчьих вод Русских многих людей, и из тех людей объявился Чугуевца, Московскаго приведенца, стрелецкой сын Минка Легонькой, и я его, Минку, послал в Чугуев». Таким образом, Волчанск основался в 1674 г., и указываемый в отписке вывод русских людей конечно не мешал тому, что в Волчанске остались черкасы, а вскоре прибыли к ним и другие. Надобно только заметить, что древняя земляная крепость Волчанская находилась за версту от нынешняго Волчанска на северо-восток. Остатки её еще ныне видны. Построение городка на нынешнем месте относится к 1688 г., как и полагает общее мнение. Первый храм в городке Волчьих водах, современный основанию городка, конечно был посвящен также Святителю Николаю, как и построенный на новом месте Волчанска. Этот храм новаго Волчанска построен был особенным старанием выходца из-за Днепра Нищуна, т.е. школьника, Аврамия Веселовскаго. Он заботился о производстве постройки, и он же был потом священником сего храма. Это было около 1688 года. Поскольку же этот храм был очень не обширен, а население Волчанска умножалось, то при священнике Иоакиме Веселовском, сын Аврамия, храм Святителя Николая при перестройке был распространен. Это было прежде 1748 года, в котором по бумагам видим при Волчанском храме священников Иоакима и сына его Василия. В 1782 году построен был храм в два этажа и с двумя престолами: в верхнем престол освящен был во имя Святыя Тройцы; а в нижнем во имя Святителя Николая. Спустя 16 лет верхний этаж уничтожили, и, оставив храм на каменном фундаменте, поставили два престола рядом. С 1833 г. начали строить каменный храм и окончили в 1845 г. Главным попечителем был внук Василия и сын Петра Веселовскаго, священствовавшаго вместе с братом Иаковом – протоиерей Федор Веселовский. Главный престол освящен был во имя Святыя Тройцы в 1842 году преосвященным Иннокентием, и тогда-же освящен северный придел во имя Святителя Николая, а южный во имя Покрова Богоматери освятили в 1844 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Непоследовательность высшей польск. власти в вопросе замещения Львовской кафедры была обусловлена тем обстоятельством, что тесные контакты И. с митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) и гетманом Дорошенко (начавшиеся в 1670, когда И. посетил гетмана с дипломатическими целями) были нежелательны для кор. Михаила и его окружения, как и контакты И. с Яном Собеским (см. Ян III Собеский ), одним из лидеров партии, враждебной королю. Отношение стало меняться, после того как в 1671-1674 гг. И. неоднократно по поручению польск. властей посещал гетмана Дорошенко, убеждая его вернуться под власть короля. Переговоры были безуспешными, но стали для правящих кругов Речи Посполитой свидетельством политической лояльности И. Последняя встреча имела место в февр. 1675 г., когда Дорошенко послал в Варшаву через И. «Чигиринские пункты», повторявшие в целом формулировки Гадячского договора 1658-1659 гг. В итоге последний универсал кор. Михаила, касавшийся Львовской кафедры, от 7 апр. 1673 г. закрепил ее за И. Положение И. еще более укрепилось с приходом к власти Яна Собеского (кон. 1673, избран королем в мае 1674). Последний, будучи коронным гетманом, утвердил И. в сане и правах епископа Львовского универсалом от 4 июля 1673 г. Ян Собеский 16 сент. 1674 г. и 10 марта 1675 г. объявлял И. законным епископом Львовским, а его соперника Иеремию (Свистельницкого) называл бунтовщиком, указывая, что свой привилей на Львовское еп-ство последний получил от короля посредством симонии, и призывал Иеремию прекратить сопротивление. К сер. 70-х гг. XVII в., после окончания длительной и напряженной борьбы с Иеремией (Свистельницким) и Антонием (Винницким), пользуясь поддержкой короля и К-польского патриарха, И. установил контроль над галицко-львовской частью своей епархии. И. не мог управлять Подольем, поскольку в 1672 г. эта часть его диоцеза была захвачена османами и в 1681 г. в Подолье была создана митрополия, подчиненная К-польскому патриарху, во главе с Панкратием, «митрополитом Каменецким, и Подольским, и всей Малой Руси, экзархом константинопольским».

http://pravenc.ru/text/578563.html

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Варзуга) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенская церковь  (или Церковь Успения ) — церковь XVII века в селе Варзуга, Терский район на юго-востоке Мурманской области, примечательный памятник деревянного зодчества. Входит в комплекс памятников деревянного зодчества Варзуги (кроме Успенской церкви: Афанасьевская церковь, Колокольня Успенского комплекса, Церковь Николая Чудотворца, Петропавловская церковь и Часовня безымянного Инока Терского). Содержание История [ править править код ] Впервые церковь с таким названием в Варзуге упоминается в записях 1563 года, что с ней случилось, неизвестно, но уже в 1674 году в Клировых ведомостях церквей Архангельской епархии появляется запись: «Успения Пречистой Богородицы» — построено попечением жителей села в 1674 году мастером по имени Клемент, «при благоверном Царе и Великом князе Алексее Михайловиче и при Митрополите Великоновгородском Иоакиме». Надпись на деревянном кресте, укреплённом на южной стене церкви, подтверждает дату окончания строительства: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Успения Богородицы в лето ЗРПВ месяца августа в Д день при Благоверном царе и Великом князе Алексии Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Руси Само­держце меж патриаршестве и при Митрополите Иоакиме Великого Новаграда и Великих Лук». 7182 год в тексте соответствует 1674 году в современном летосчислении. В 1985 году этот крест был перенесён на остров Высокий, в 3 километрах к северу от Варзуги, до наших лет крест не дошёл. Имя строителя церкви, построившего церковь без гвоздей и скоб, пользуясь лишь топором и рубанком, известно из синодика церковного прихода Варзуги, где оно упоминается в списке особо угодивших богу прихожан. Строительство церкви пришлось на годы церковной реформы Патриарха всея Руси Никона и раскола верующих, когда большинство жителей Мурмана боролись против всяких нововведений. С этим связано то, что Успенская церковь была возведена в классическом шатровом стиле, несмотря на запрет Никона на строительство храмов такой формы. Церковь была построена по принципу «золотого сечения». Основание её состояло из четырёхстенного сруба (четверика) в качестве центрального столпа и четырёх примыкающих к нему патрубков, за счёт чего основание церкви имеет в поперечном сечении форму креста. В верхнюю часть церкви входят: восьмистенный сруб (восьмерик), сам шатёр, основание купола (так называемая шейка)и купол-главка, увенчанный восьмиконечным крестом. Для украшения храма использовались многочисленные декоративные элементы: кокошники и чешуя — специальное покрытие купола и его основания. Высота церкви — 34 метра. Спустя три года после строительства был освящён иконостас церкви — 84 иконы. Часть икон были написаны специально для новой церкви в 1677 году иконописцами Антониево-Сийского монастыря, часть — работы соловецких мастеров, осталась от старой, стоявшей здесь ранее церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Успени...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Флоря Б. Н. Первый русский постоянный представитель в Варшаве В. М. Тяпкин и православные в Речи Посполитой В истории отношений двух главных восточноевропейских государств XVII в.— России и Речи Посполитой – важным событием стало решение об установлении постоянных дипломатических представительств в столицах обоих государств. Первым русским представителем (резидентом) в Варшаве стал стольник и полковник Василий Михайлович Тяпкин. Он приехал в Варшаву в начале февраля 1674 г. во время «бескоролевья» после смерти короля Михаила Вишневецкого и оставался в Речи Посполитой до июня 1677 г. Одной из его главных обязанностей было постоянно сообщать в Москву о том, что происходит в Польско-Литовском государстве. Резидент переслал в Москву большое количество сообщений, однако известий о положении православных в Речи Посполитой в течение длительного времени в этих сообщениях не было. Можно указать несколько причин этого. Во-первых, в посольском наказе резиденту такая тема отсутствовала Во-вторых, большую часть 1674 г. и значительную часть 1675 г. В. М. Тяпкин провел в Варшаве, где возможности для его контактов с православными были ограничены. В-третьих, судя по сообщениям резидента, первоначально сами православные в Речи Посполитой не стремились к контактам с резидентом. Показателен в этом плане отзыв В. М. Тяпкина о таком крупном церковном деятеле, как Перемышльский епископ и претендент на Киевскую метрополичью кафедру Антоний Виницкий. 24 октября 1674 г. В. М. Тяпкин с неудовольствием писал главе Посольского приказа А. С. Матвееву, что митрополит, хотя и получил из Москвы «государево жалованье большое» — «от него не слышит ни единого доброхотства и не пишет ко мне ни о чем» Все это, вероятно, было не случайно. В условиях османского наступления власти Польско-Литовского государства, заинтересованные в лояльности православного населения, были готовы (о чем речь пойдет далее) на ряд важных уступок, и в этих условиях не видели настоятельной необходимости искать помощи и поддержки в России.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982993/

В 1618 г. в монастыре церковь Христорождественская была деревянная, шатровая, «строенье попа Алексия, прозвищем Список (местный священник)», возобновленная после разорения в 1610 г. Другая церковь Сретенская после разорения еще не была возобновлена, а в 1628 г. она была только придельною при Рождественской церкви. По описи стольника Сомова 1674 г. сказано: «Против города на площади к Петровскому пруду девич монастырь, а в нем ружная каменная церковь соборная Рождества Христова да в приделе Пречистой Богородицы Владимирской, да в другом приделе св. Антипы; соборная церковь и придел св. Антипы еще не освящены. Церковное всякое каменное строение и двери железные, и к окнам решетки, затворки железные, и окончины – строенье Кодрата протопопа Успенского Большого собора, что на Москве». Вместе со зданиями много показано утвари и риз, данных этим протопопом. Эта церковь пятиглавая, византийской архитектуры. Теперь при ней один штат, прихожан 248 муж. пола и 293 жен. Резной иконостас в церкви устроен в XVIII ст. купцом Иваном Федоровичем Ряхиным, а вызолочен сыном его Федором Ивановичем Ряхиным. В Христорождественскую церковь ежегодно 21 мая бывает из собора крестный ход. Невдалеке от Рождественской церкви у Петровского пруда была Петропавловская церковь, упраздненная в XVIII в. Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н.К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии/соч. архим. Макария. - СПб., 1857. В Писцовой книге 1674 года есть следующие строки: " Против города (деревянной крепости выстроенной в 1536 году), на площади, к Петровскому пруду девич монастырь, а в нем ружная каменная церковь соборная Рождества Христова да в приделе Пречистые Богородицы Владимирские, да в другом приделе священномученика Антипы; соборная церковь и придел священномученика еще не освящены. Церковное всякое каменное строение и двери железные и к окнам решётки, затворки железные и окончины - строенья Кодрата протопопа Успенского Большого собора, что на Москве " . Основываясь на том, что главный престол Христорождественского храма в 1674 году ещё не был освящён, краеведы, пишущие о Балахне, обыкновенно датируют его постройку началом 1670-х годов. Однако упомянутый в записи " Кодрат протопоп " (Кондрат Ильин) служил в Успенском соборе значительно раньше. Его имя есть в тарханной грамоте московскому Успенскому собору царя Михаила Фёдоровича. И, кроме того, он фигурирует в " Повести о новоявленных чудесах от образа Богородицы Владимирская в пустыни близ Оранного поля " , составленной в 1662 году, но рассказывающей о событиях конца 1620-х - начала 1630-х годов. Удивительно то, что совокупить судьбу протопопа Кондрата, который согласно по сей день бытующему в Балахне преданию, был родом отсюда, с судьбой Христорождественского храма, по-видимому, мало кому приходило в голову.

http://sobory.ru/article/?object=00899

Многочисленные татар. отряды, участвовавшие в военных событиях на укр. землях, неоднократно пытались захватить мон-рь. Во время одного из нападений обитель была чудесным образом спасена по молитвам М.: когда иноки вместе с архимандритом крестным ходом вышли из ворот, осаждавшие в панике разбежались. В 1671 г. татары и поляки разорили Овруч и мон-рь: священников убили, имения расхитили. М. удалился из Овручской обители и обратился за поддержкой к Черниговскому архиеп. Лазарю (Барановичу), местоблюстителю Киевской митрополии; ок. 3 лет святой провел в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ). В 1674-1675 гг. архиеп. Лазарь назначил М. настоятелем казачьего Георгиевского мон-ря в Каневе. Назначение произошло вслед. того обстоятельства, что в нач. февр. 1674 г. город заняла русско-укр. армия и разместила там большой гарнизон. До 1678 г. город входил в состав Русского гос-ва и в церковном отношении подчинялся Лазарю (Барановичу). Впосл. Канев вновь вошел в состав Речи Посполитой, и в жизнеописаниях М. были сделаны попытки замолчать эту связь: его назначение, происшедшее при «царе Михаиле», приписывалось гетману Правобережной Украины П. Д. Дорошенко и некоему митр. Киприану. По мнению Лавровского, такие сообщения могли появиться при переписке сведений о М. из василианских рукописей. Назначение М. в Канев произошло при униате Киприане Жоховском , к-рый стал митрополитом в 1674 г.; под «царем Михаилом», по-видимому, имеется в виду польск. кор. Михаил Корибут Вишневецкий († 1673). Каневские василиане внесли имя М. в свой помянник и правильно отметили в нем год его кончины. Памятник прмч. Макарию Овручскому в г. Каневе. Фотография. 2013 г. В 1688 г. были обретены мощи М. Поскольку сохранялась опасность захвата обители униатами, 16 (17) марта 1688 г. их перенесли в Воскресенскую ц. в Переяславле (в 40 верстах от Канева). Еп. Захария (Корнилович) получил разрешение у царя Петра I, посетившего Киев после Полтавской битвы, построить на месте разрушенного кафедрального собора в Переяславской крепости ц.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

500 Архим. Иннокентий в письме от 2 марта 1674 г. к Гербинию (Herbinio. Kiowia subterranea) писал: «лет за 60 пещеры от землетрясения в некоторых местах обвалились». При сличении пещер Кальнофойского с видом их у Гербиния, полученным от архим. Иннокентия, видим следующее: а) и после 1640 г. и прежде 1674 г. в Антониевой пещере открыты мощи прп. Георгия иконописца – в пещерной трапезе; прп. Онисима, прп. Еразма, прп. Матфея прозорливого – на западной линии; св. Меркурия епископа Смоленского на северо-восточной линии; прпп. Иоанна и Феофила на средней линии; б) в то же время мощи многих преподобных, почивавшие при Кальнофойском на западной линии, в том числе прпп. Перия и Феофила, перенесены на другие места; в) тогда же построена церковь Креста Господня и из алтаря ее устроен ход к алтарям двух пещерных церквей. 502 «Св. Меркурий, епископ Смоленский, убит Батыем в 1247 г. и память его 24 ноября» ( Евгений (Болховитинов) , митр. Описание Киево-Печерской Лавры). Но здесь смешан Смоленский епископ Меркурий со Смоленским мучеником, воином Меркурием, которого память 24 ноября. Впрочем, не сомневаемся, что св. епископ Смоленский Меркурий был тот самый епископ Смоленский, о котором упоминается в летописях при нашествии Батыевом 1238 г. без имени его. Считать же его преемником епископа Симеона ( Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. I), упоминаемого в 1197 г. (Собр. л. 1, 150, 151), не дозволяет житие прп. Авраамия Смоленского, где преемниками Симеона оказываются Игнатий и Лазарь. 505 Мощей прпп. Сисоя и Алексия еще нет ни у Кальнофойского, ни у Гербиния, тогда как у последнего видим прп. Онисима, которого еще нет у Кальнофойского. Ныне нзвестны два канона преподобным Антониевой пещеры: один Мелетия Сирига, например в Акафистнике (Киев, 1674), другой – неизвестного, например в Службах преподобным Печерским (Киев, 1855). Так как прп. Сисоя, воспеваемого в последнем каноне, не видно у Гербиния, то это дает видеть, что этот канон вписан после 1675 г. Песни преподобным Антониевой пещеры как Сиригом, так и неизвестным, составлены, без сомнения, по надписям досок, закрывавших пещеры почивших. Немногие из таких досок, закрывавших устья пещер в Феодосиевой пещере, известны и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Содержание этой библиотеки патриарха Никона подробно проанализировано С.П. Лупповым 1149 . Восстановив книжное собрание шестого всероссийского патриарха по описи 1658 г. его домовой казны 1150 , исследователь считал, что в личной собственности Никона находилось 156 книг, основную часть которых составляли книги богослужебные и богословские. Книги светского содержания занимали лишь 20% книжного собрания патриарха. Сравнив библиотеки патриархов Никона и Филарета, С.П. Луппов пришёл к выводу, что библиотека Никона носила гораздо более светский характер и резко отличалась наличием большого числа иностранных книг 1151 . Однако к исследованию не привлекались документы «дела» патриарха Никона , содержащие опись книг, оставшихся в покоях патриарха Никона в Воскресенском монастыре после отправки его в ссылку, и челобитные Никона из Ферапонтова монастыря, в которых сам патриарх называет книги, которыми он пользовался в Воскресенском монастыре. В мае 1674 г. из Патриаршего приказа в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь поступило распоряжение о пересмотре монастырской библиотеки и казны и отправке в Москву «книги письменные и харатейные, и латинские, и греческие» После составления подробной описи монастырского имущества в патриаршую ризную казну вместе с драгоценными вещами Никона, хранившимися в подмосковной обители, поступили около 500 печатных и рукописных книг – значительная часть книжных вкладов патриарха Никона в библиотеку Воскресенского монастыря 1152 . Вывезенные в 1674 г. книги пополнили Патриаршую (позже Синодальную) библиотеку 1153 . 5 мая 1674 г. стряпчий Кузьма Лопухин докладывал Алексею Михайловичу о поездке к патриарху Никону в Ферапонтов монастырь. Стряпчий, как выяснилось из представленных царю документов, показал патриарху «роспись» книг его келейной библиотеки: «А книгам роспись перед манахом Никоном чтена, и манах Никон, выслушав росписи, говорил: „Книг, де, я таких, были ль у меня в Воскресенском монастыре или нет, того я не упомню, а было, де, у меня всяких книг и четьих больши пятисот, а иные, де, у меня книги покупаны были из иных государств, а сколько, де, их было и какие книги, того я на писме дать всем книгам росписи не упомню“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010