Вследствие увеличения хозяйства у патриарха должно было увеличиться и число рабочих людей. Пристав Шайсупов летом 1674 года писал государю: „как я приехал в Ферапонтов монастырь, то застал у монаха Никона в кельи чернаго попа Варлаама, Ферапонтовского служку, дьячка, да трех людей рабочих; в марте 1672 г. прислана была твоя государева грамота с наказом давать Никону в услужение тутошных двух или трех людей; по приезде стрелецкаго головы Илариона Лопухина, Никон велел сделать на твои жалованныя деньги три невода, и ими ловят по твоей ко мне присылке ловцы Кирилловского, Ферапонтовского и Троицкаго монастырей переменяясь. И ныне, 27 июня 1674 года, Никон прислал ко мне роспись людем, которые у него живут, а в ней написано – ферапонтовских в кельи служка да подьячий, да дьячек крестовой, и работников в кельи ж и по службам кроме кирилловского служки и повара и конюха 22 человека, и сверх того указа в келью и по службам берет он иных собою; он просил меня вместо тех Ферапонтовских людей взять к нему людей из белозерских и вологодских монастырей. Да прежде все отписки и отправки лежали на Ферапонтовских людях и лошадях, а теперь Никон давать их мне никуды не велит, а приказывает мне брать людей и лошадей для посылок с монастырей вологодских и белозерских; и как ты, государь, мне о том прикажешь“ 88 . Столкновения у него начались прежде всего с приставом Шайсуповым еще с весны 1674 года. Об этом пристав так доносил государю: „ныне апреля 16 дня в великий четверг на страстной неделе монах Никон пошел было к обедне в соборную церковь рождества Богородицы, а пред ним пошли 2 человека стрельцов, а позади его шли сотник стрелецкий, да 6 человек стрельцов. И монах Никон, не дошед папертнаго рундука, не пошел к обедне, осердясь с монастыря воротился к себе в келью и идучи говорил сотнику и стрельцам, что де он за приставством в церковь идти не хочет. А прежде, государь, сего сотник и стрельцы хаживали перед ним, а не позади его. И я в праздник светлаго Христова воскресения после заутрени приходил к нему, Никону, к келье по прежнему обычаю, как прежде бывало, о Христе целование получить; и он в келью меня не пустил, а выслал келейнаго своего чернаго дьякона Мардария со словами, будто я его, монаха Никона, в великий четверг от святаго причастья отлучил.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

к Мещеринову, вышли бы и раньше, еще в стан Волохова, но это не от них зависело. С одной стороны – Волохов жил на Заяцком острове, отделенном морским проливом в четыре версты; к нему, следовательно, можно было пробраться только на лодках, но не всякий старец имел таковые. С другой – главные бунтовщики, в 1668 году предлагавшие слабым старцам о выходе из монастыря и в 1669 г. выславшие 12 человек ссыльных, вскоре затем признали за лучшее несогласных с ними в вопросе о стрельбе морить в монастырской тюрьме. «А которые из братии», показывал в 1674 году старец Митрофан, «священники и старцы и служебники к их мятежу не приставали и из монастыря просились, и они мятежники из монастыря их не выпустили» 460 . Казначея Геронтия мятежникам особенно не хотелось выпускать из монастыря потому, что он до сих пор составлял в монастыре авторитет и вне монастыря был известен, по своей челобитной, как второй Златоустый: утрата такого старца могла быть очень заметна. Поэтому, когда Геронтий хотел было отправиться по приглашению митрополита Иоакима в Новгород, чтобы «о ново исправленных печатных книгах и о кресте достоверное уверение и свидетельство с древними харатейными книгами восприять, потому что Иоаким приглашал его, – мятежники его Геронтия из монастыря не отпустили». Но этого мало, – когда он стал говорить, что не следует запираться в монастыре и отстреливаться, и составил об этом приговор, его посадили в тюрьму и содержали в ней до 17 сентября 1674 года 461 . Ученик Геронтия Монассия, имевший дерзновение подать свой голос не в пользу стрельбы, испытал туже участь: «и меня за то», говорил он, «держали они в тюрьме по се (17 сентября 1674 г.) числа 462 . Старец Амвросий говорит о себе: «а как в Соловецком монастыре учинился бунт и мятеж, и я в то время из монастыря просился и меня не выпустили, и я из монастыря бегал, и воры меня поймали и в монастыре держали поневоле... Да после меня остался в монастыре послушник старец Питирим Крылошанин, и из монастыря он со мной бегал же, и воры его из монастыря не выпускают, а он к ним ворам ни в чем не пристает» 463 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

Грам. и Догов. I, 25. Соловьев. Истор. России. I, IV, 1123. Вопрос об епархиальной подведомственности г. Каширы с возможной обстоятельностью легче обследовать местному специалисту. Затрагивавшие его, но чисто случайно, на основании того, что в Кашире долго было подворье рязанского архиерея, не полагая различия между старой и новой Каширой, вопреки документальным данным, склонны думать, что и г. Кашира долгое время принадлежал рязанской кафедре (Чт. Моск. Общ. Ист. и Др. Рос. 1863 г. II. 21. Чт. Общ. Люб. Дух. Просв. 1890 г. 1 полугодие, отд. III. Материалы для истории Рус. Церк. 185). Сахаров в Современнике 1837 г. 3, называет Каширу в 1622 г. в числе городов Коломенской епархии, а потом замечает: «в 1667 г. Кашира от Рязани снова причислена к Коломенской епархии». Когда после 1622 г. Кашира перешла к Рязанской епархии, он не знает (стр. 312. Ср. 317). Думается, что г. Сахаров смешивал г. Каширу с Каширским уездом или старую Каширу с новой, а соборные постановления 1667 г. (не выполненные) с постановлениями собора 1674 г. о распределении уездов в епархиях по писцовым книгам, о чем речь впереди. Тогда Каширский уезд поступил в Коломенскую епархию, где был г. Кашира с пятью десятинами (Арх. М. Ю. Патр. Каз. Прик. кн. 42, лл. 272–333). Не лишне сказать еще два слова. Дом рязанского архиерея в Кашире мог оставаться памятником прежней принадлежности Каширы к рязанской кафедре, как Венев монастырь до 1674 т. оставался памятником прежней принадлежности г. Венева к ней же и поступил в ведение Коломенской епархии только по определению собора 1674 г., тогда как г. Венев давно был в ней. (Акт. Эксп. IV, 204). 519 Афремов. Историч. Обозрение Тульской губернии, стр. 48, 63. Алексин слишком не долго состоял в Коломенской епархии, если только состоял. В 1625 г. он значится в патриаршей области (Собр. Госуд. Грам. и Дог. III. 71). В 1656 году Космодемьянская и Михайлоархангельская церкви в Алексине принадлежали Патриаршей области, в Коломенской епархии его за это время совсем нет (Патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

9. Аврамий, упом. 1641–1646 г.г.; в его настоятельство строился тот город. 10. Сергий, упом. 1647–1648 г.г.; при нем 1647 года, сентября 22-го, лит нынешний в 600 пуд колокол. 11. Гермоген, упом. 1649–1652 г.г.; в его настоятельство строился нынешний Троицкий собор. 12. Тихон II, упом. 1655–1661 г.г. В июне 1656 года присутствовал на Соборе Святителей, созванном от патриарха Никона для исправления богослужебных книг (Скрижаль Патр. Никона прибавлен 29 ). 13. Мисаил – 1662–1664 г.г. В октябре 1663 года упоминается управляющим Костромскою десятиною. 14. Кирилл II, упом. 1665–1669 г.г. 2 ноября 1666 года, при приезде восточных патриархов в Москву, вел под руки патрирха Макария. В декабре того года присутствовал на соборе о низложении патриарха Никона, потом 1667 года на соборах по предмету церковных исправлений. По грамоте от 2 июля того 1667 года, присутствовал в г. Шуе при свидетельстве чудес от Шуйской иконы Богородицы 30 . 15. Феодосий II, упом. 1669–1674 г.г. С Ипатского настоятельства перемещен в архимандрита Воскресенского монастыря, именуемого Новый Иерусалим; потом схимник 31 . 16. Антоний, до Ипатского настоятельства с 1670 по 1674 год был архимандритом Переяславского Данилова монастыря; отсюда перемещен в Ипатский 24 октября 1674 года. 1677 года, апреля 17-го, в Костромском городовом соборе служил при празднестве по случаю возобновления Феодоровской иконы Богородицы. 1681 года, Антоний, по грамоте Патриарха всея России Иоакима, распоряжался переведеним из Костромского Крестовоздвиженского монастыря иноков в Костромской Богоявленский; упоминается на настоятельстве Ипатского монастыря и 1683 года 32 . 17. Пахомий, упом. 1683–1685 г.г. При нем в сентябре 1684 года Троицкий собор в Ипатском монастыре украшен стенописью. 18. Феодосий III, упоминается 1685–1692 г.г.; в августе 1690 года присутствовал при хиротонии патриарха всея России Адриана 33 . 19. Паисий, упом. 1693–1698 г.г., июня 1-го; во все настоятельство управлял Костромскою десятиною. 20. Симеон, упомин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

Поучения его – в рукоп. Киевской Лавры (Опис. Софийск. соб. стр. 196). 179. Феодосий Сафоновичь , учитель и проповедник Киевский, с 1665 г. игумен Златоверхого Михайлова монастыря, написал: «Выклад» или учение «о церкви и ее тайнах», нап. в Киеве 1666, 1668 г., в Уневском монаст. 1674 г., и подвергавшийся в Москве при патр. Иоакиме строгой критике за учение о евхаристии. «Речь» его царю Алексею Михайловичу нап. у Бант. Каменского в Ист. Малор. II, пр. 179. «Хроника» его о событиях России до 1290 г. взята из Киевской и Волынской летописей; к тому прибавлены кое какие отрывочные известия о последующих событиях России, и потом краткая хроника Польши и Литвы, взятая из Стрыйковского (Старчевский в Ист. ист. литт. 73–82). Михаил Лосицкий , иеромонах Густинской пустыни, в 1674 г. написал «Кронику» юго-западной России (изд. во II т. Собр. лет.) и около того же времени – Летопись Густинского монастыря. В той и другой много известий редких и важных для церковной истории. «Кроника» описывает события 840–1597 г. Известия ее важны особенно с 1300 г. 180. Иннокентий Гизель , посылан был, как пишет Домецкий, в числе прочих в заграничные училища для образования; в 1648–1650 г. был ректором коллегии, а с 1656 г. из игумена Николаевского поставлен в архимандрита Печерской Лавры и в этом звании пользовался уважением на юге. Скончался в 1684 г. Он писал: а) «Мир человека с Богом», или о силе покаяния, нап. К. 1669, 1671 г., сочинение не сильное; б) «О истинной вере», или ответ иезуиту Бойме о власти папы, – сочинение слабое; в) «Синопсис» Русской истории до царя Феодора Алексеевича – перевод Хроники Сафоновича, кое-чем дополненный, слабый, но первый, опыт истории, нап. в К. 1674, 1676, 1678, 1680 г. До истории Ломоносова. эта книжка, за неимением других, была классическою. Плод усердия Гизелева к св. Лавре – издание Патерика Печерского, К., 1661 г., где, к сожалению, сильно испорчен текст древних повествователей. Письмо его к царю Алексею в Опис. Печерск. Лавры. К., 1847, стр. 172. 181. Иоанникий Голяговский , учившийся и учивший в Киевской коллегии, игумен Купятицкий, 1659–1662 г. ректор коллегии, с 1672 г. архимандрит Северского монастыря, даровитый и многосведущий. † 1688 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Действующие: Густынский во имя Святой Троицы (женский, в с. Густынь Прилуцкого р-на, основан в 1600 как мужской, упразднен в 1793, возрожден в 1843, упразднен в 1924, действовал в 1942/43 - 1959, возрожден в 1993 как женский), Крупицкий Батуринский во имя святителя Николая (женский, в с. Осич Бахмачского р-на, первоначально мужской, впервые упом. в 1636, упразднен в 1922, возрожден в 2000 как женский), Рыхловский во имя святителя Николая Чудотворца (мужской, в с. Рыхлы близ пос. Понорница Коропского р-на, основан не позже 1664, упразднен в 1922, возрожден в 2004), нежинский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (женский, в Нежине, основан во 2-й пол. XVII в., упразднен в 1927, действовал в 1941-1943, возрожден в 1998), нежинский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (Назаретский) (мужской, в Нежине, основан в 1716, упразднен в 20-х гг. XX в., возрожден в 1999). Упраздненные: Ладинский (Ладанский) Покровский (женский, в с. Ладин (ныне пос. Ладан Прилукского р-на), основан в кон. XVI в. как мужской, в 1619-1624 преобразован в женский, в 1764-1817 мон-рь был заштатным, закрыт в 1928, ныне храмы мон-ря являются приходскими), Ветхорождественский Георгиевский (мужской, в урочище Ветхое на окраине Нежина, впервые упом. в 1620, в 1717 приписан к нежинскому Благовещенскому мон-рю, постройки разобраны в 1929), Омбышский Введенский (мужской, совр. с. Омбыш Борзнянского р-на, основан в 1649, приписан к Киево-Печерскому мон-рю, упразднен в 1764), Новомлинский Кербытовский Бобриковский Успенский (женский, между совр. селами Нов. Млины и Кербутовка Борзнянского р-на, основан как мужской, впервые упом. в 1654, не позднее 1674 стал женским - сюда были переведены монахини из батуринского Крестовоздвиженского жен. мон-ря, в 1764 оставлен за штатом, в 1808 на его место переведен Богословский жен. мон-рь из Козельца, в 1827 упразднен, инокини были переведены в Гамалеевский мон-рь), батуринский Успенский (мужской, в Батурине, основан ранее 1654), батуринский Крестовоздвиженский (женский, в Батурине, основан между 1654 и 1674, не позднее 1674 часть инокинь была переведена в Новомлинский Успенский мон-рь). Раскольнические, католические, униатские общины

http://pravenc.ru/text/2564832.html

С. 484). Большими размерами отличались пожалования при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном. Царь не только утверждал как принадлежащие обители многочисленные земельные вклады по преимуществу представителей княжеских и боярских родов, но и не забывал о наделении имений мон-ря обширным иммунитетом. Известны царские тарханные несудимые грамоты Н. м. м. 1571, 1573, 1574, 1575 гг. Сохранились также жалованные грамоты 1596, 1597 гг. царя Феодора Иоанновича, жалованные грамоты 1599 и 1602 гг. царя Бориса Феодоровича Годунова, 2 грамоты Лжедмитрия I 1605 г., тарханная несудимая грамота царя Михаила Феодоровича 1613 г. ( Назаров В. Д., Рыков Ю. Д. Новодевичий мон-рь: Введение//АРГ: АММС. С. 285). Данные грамоты с земельными пожалованиями от частных лиц давались обители как инокинями, так и светскими лицами. В большинстве своем они носят поминальный характер. Вкладная книга Н. м. м. 1674-1675 (7183) г., переписанная «с ветхих тетрадей» по обещанию оружничего Б. М. Хитрово (Вкладная книга 1674-1675 (7183) г. 1985. С. 210), имеет записи о 5 земельных вкладах 30-60-х гг. XVI в.: о вкладе по инокине Феодоре (жене Прокопия Языкова), о данной грамоте по Семену Топоркову, о данной грамоте по инокине Евфросинии (жене Юрия Коурова), о данной грамоте по инокине Евпраксии (жене боярина И. С. Воронцова) ( Антонов. 1997. С. 193-201). После указа 1572 г., запрещавшего частным лицам делать земельные вклады в крупные мон-ри, земельные дачи сократились, а после соборных решений 1580-1584 гг. их практически не стало. В обитель поступали крупные денежные вклады от рус. царей. Запись во вкладной книге указывает на 2700 р., пожалованных царем Иоанном IV Васильевичем Грозным на «память избиенных и изженных» в ходе опричных казней (Вкладная книга 1674-1675 (7183) г. 1985. С. 170). В 1603 г. царь Борис Феодорович Годунов сделал вклад в 1000 р. по сестре, царице-инокине «Александре Федоровне всея Руси», при этом «государевым словом» игум. Домнике (Близнецовой) было приказано «те деньги держати на церковное и монастырское строение» (Приходная книга 1603-1604 (7112) г.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Церковь вмц. Марины и прмч. Рафаила Лесбосского, близ Ксилотимву. XVI в. Кипр Церковь вмц. Марины и прмч. Рафаила Лесбосского, близ Ксилотимву. XVI в. Кипр Первоначально кафедра объединенной Лимасольской, Китийской, Амафунтской и Курийской епископии находилась в Лимасоле, а в Ларнаку назначался вел. протопресвитер. Неизвестно точно, в какое десятилетие XVII в. кафедра была перенесена в Ларнаку, а за епархией закрепилось название Китийской и Лимасольской или Китийской и Амафунтской, Китийской и Курийской. То, что это произошло задолго до 1674 г., явствует из документов, связанных с деятельностью латинофила митр. Космы Маврудиса (1674-1676), при к-ром адм. центром епархии была Ларнака. Косма Маврудис, действовавший ранее на греч. землях как католич. миссионер, пользовался покровительством кор. Людовика XIV и франц. консулов, в т. ч. консула в Ларнаке Бальтазара Сована. Он был избран Китийским митрополитом в дек. 1674 г., однако вскоре Кипрскому архиеп. Илариону Кигаласу удалось сместить его с кафедры и поставить православного митр. Варнаву (1676-1679) (Ibid. Σ. 87). Преемником Варнавы стал Иоанникий I (1679/80; по уточненным сведениям иером. Софрония (Михаилидиса),- 1704), прозванный за занятия иконописанием Зографом. Он был известен аскетическим житием и христианскими добродетелями. После его смерти на Китийскую кафедру был возведен его племянник Иоанникий II (1704-1709). В 1705 г. вместе с Пафосским и Киринийским митрополитами Иоанникий II отправился в К-поль с жалобой на злоупотребления Кипрского архиеп. Германа II. Иерархам удалось добиться его смещения. В 1706 г. по инициативе митр. Иоанникия была перестроена ц. вмч. Георгия Победоносца Макриса. Активное строительство и ремонт храмов предпринял митр. Сильвестр (1709-1718; впоследствии архиепископ Кипрский): он возвел на месте старой церкви кафедральный собор ап. Иоанна Богослова в Ларнаке (1715), построил главный храм в сел. Килани, церкви Пресв. Богородицы в с. Моньятис и вмч. Георгия Победоносца в с. Капильо, отремонтировал церкви Панагии Ангелоктисты в Кити, святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Менойе, мч.

http://pravenc.ru/text/1841149.html

Ист., V, 135). 701 Амвросий. Истор. Рос. иер. I, 321–353. Здесь помещено соборное деяние (1674 г.) касательно внешних преимуществ архиерейских, архимандричьих и священнических облачений в церкви и дома. Разность одеждоношения тоже относилась к числу беспорядков и была очень заметна между духовными чинами. 702 Акт. Арх. Эксп. IV. 204. Акты этого собора помечаются то 1674 годом, то 1675 годом, поэтому одни называют самый собор собором 1674 г., другие – 1675 года и даже 1676 г. Такое хронологическое разногласие объясняется тем, что постановления собора не сразу приведены были в исполнение; дело закончилось в 1676 году (Акт. Истор. IV, 253. Арх. Минист. Юстиции. Казенн. Патриаршего приказа книга 87 (1676 г.). 703 Акт. Арх. Эксп. 204. Из этого места соборного постановления можно понять, что архиереи иногда без разбора давали благословенные грамоты на постройку церквей даже в чужих епархиях, а вместе с этим назначали и посвящали туда своих ставленников. Тут дело, конечно, не могло обойтись без распри между архиереями. 707 Арх. Мин. Юст. Каз. Патр. Прик. кн. 87, лл. 410, 442, 446–447, 1024, 1027–1028. Рязанские достопамятности, § 247. 712 Географ. Словарь Щекатова. I, 465. Город Богородицк построен стольником Демидом Хомяковым в 1662 году на земле Тульского Предтечева монастыря в тогдашнем Епифановском уезде (Современник 1837 г. VII. 3, стр. 316). 713 Рязанск. Достопам. прим. 659 к § 246. Древние акты рязанского края 41, стр. 104; Рукоп. Беляева в Рум. Муз. 13 (1521), л. 128. 714 Арх. Мин. Юст. Мон. Пр. кн. 68. По прих.-расходной книге 1706 года в Коломенской епархии значится: 1) Коломна с уездом 268 церквей; 2) Кашира с уездом 124 церкви; 3) Тула с уездом 150 церк.; 4) Крапивна с уездом 40 церк.; 5) Ефремов с уездом 28 церк.; 6) Орел с уездом 69 церк.; 7) Венев с уездом 31 церк.; 8) Кромы с уездом 15 церквей; 9) Дедилов с уездом 11 церквей, всего 636 церквей (лл. 93–106). 718 Арх. Св. Синода, Дело 1742 г. 115 л. 97. При этом деле собрано много древних грамот разных епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Осенью 1674 г. на Соловки послан был воевода князь Иван Мещеряков с 1700 стрельцами и с пушками, получивший приказ немедленно подавить бунт. Опять монастырь подвергся обстрелу, монахи, в свою очередь, тоже открыли огонь по московскому отряду, и не без успеха. 28 декабря 1674 г. на соборе братии решено было не поминать за богослужением имени царя, некоторые иноки, например казначей Геронтий, иеромонах Павел и другие, не согласились с этим и были брошены в монастырскую темницу. Осада продолжалась до начала 1676 г., наконец, 22 января Мещеряков, благодаря помощи бежавшего из монастыря монаха по имени Феоктист, который показал ему тайный ход в обитель, сумел ночью ворваться в монастырь. Началась настоящая битва; множество монахов было убито. Зачинщики возмущения, например игумен Никанор, были приговорены к смерти, тех, кто не желал подчиниться приговору Собора от 13 мая 1667 г., сослали в другие монастыри, малая часть иноков, покорившаяся царю и Собору, осталась в своей обители. Большое число братии сумело спастись бегством. Рассеявшись по лесам русского Севера, странствуя из пустыни в пустынь, эти монахи-странники стали главными носителями раскола и поборниками старой веры, в своих рассказах они поносили Никона, называли его «сыном преисподней», «вероотступником», «предтечей антихриста» и не без успеха призывали народ держаться древлего благочестия. Осада и падение Соловецкого монастыря произвели глубокое впечатление на приверженцев старой веры и сочувствующих им, монахи-ратники обрели ореол и славу мучеников за веру, и эту славу странствующие иноки с великой ревностью понесли в самые удаленные уголки страны. В известном стрелецком бунте 15 мая 1682 г., вспыхнувшем после смерти царя Федора (1676–1682), когда наверху произошло некоторое замешательство и началась борьба за власть, раскол сыграл немалую роль, не говоря уже о сочувствии предводителя бунта князя И. А. Хованского староверам . Но для распространения раскола и для его внутреннего развития, для становления его идеологии, в особенности его отношения к государству, к формирующейся империи, много значили меры, принятые Церковью при патриархе Иоакиме (1674–1690).

http://sedmitza.ru/lib/text/436648/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010