Велик вклад святителя в защиту единства и свободы Сербии, раздираемой междоусобицами и нашествиями агарян. Часто, отслужив Божественную Литургию, святитель с горячим сердцем призывал свое войско на брань с врагом: " покажем агарянам и всем окрестным народам, как мы любим свое отечество и кровью защищаем свободу его; не посрамим своих предков, которые эту свободу отстояли " . Святитель и сам всегда был в рядах бойцов, воодушевляя их своим присутствием и молитвой. Свт. Петр имел добрые отношения с русскими императорами Павлом I и Александром I. Перед последним святой вынужден оправдываться из-за новой клеветы, воздвигнутой на него властолюбцами. День блаженной кончины святого - 18 октября по старому стилю. От нетленных мощей его совершалось множество чудес. ВЛАДЫКА АМФИЛОХИЙ Утром, после Божественной Литургии в храме обители, мы встретились с митрополитом Черногорско-Приморским и Зетско-Бородским Амфилохием. Один из старейших архиереев Сербской Церкви, владыка оказался очень простым и доступным в общении. Он воистину утешил нас своей беседой. В своей жизни владыка духовно окормлялся у двух великих святых XX века - прп. Иустина Поповича и старца Паисия Святогорца. С любовью митрополит вспоминал также о встречах с нашим Петербургским владыкой Иоанном (Снычевым). Владыка беседовал с нами на хорошем русском языке: " Сегодня, когда я молился за Литургией, я подумал в себе какое все-таки чудо - Церковь Божия, как она объединяет людей разных народностей и поколений. Как было бы хорошо, чтобы все люди земли одним сердцем и одной душой прославляли Отца и Сына и Духа Святого " . МАДАМ КОБЭ На вопрос батюшки, откуда владыка так хорошо знает наш язык, он отвечал, что много читал на русском и немало общался с русскими эмигрантами. Тут владыка рассказал о тех годах своей молодости, которые он провел, учась в Швейцарии. В то время там служил старый русский архимандрит Петр, в прошлом царский офицер, который по смерти своей жены принял монашество и священство. Он жил до Второй Мировой войны в Югославии, а затем служил в Берне в маленькой церквушке в подвале дома. Там же в качестве псаломщицы около 20 лет ему помогала одинокая старушка-вдова - мадам Кобэ, тоже из русских. Она порой что-то немного забывала, порой что-то забывал и старик-архимандрит... И тут у них начиналось своеобразное пререкание: " Не так " , - доносилось из алтаря, - " Нет, так, - отвечала мадам Кобэ, - меня так учили это петь " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Владыка Порфирий писал: «Немало сказок написано об Афоне торопливыми посетителями этой горы, доверчиво слушавшими тамошних рассказчиков, которые верят в себя как святую истину, но никогда ничем не поверяют своих рассказов. Но ведь жаль, что такое священное место как Афон оболгано, а при такой жалости сильно хочется сказать о нем правду, ту самую правду, которая кроется в архивах афонских…» . Во второй части объемного сочинения епископа Порфирия «История Афона» (Афон христианский, мирской) содержится критический разбор одиннадцати афонских преданий о начале христианства на Афоне, которые могут быть разбиты на две основные группы: первая – о посещении Святой Горы Богоматерью и апостолом Павлом; вторая – о строительстве и возобновлении афонских монастырей и храмов знаменитыми лицами. Особняком стоит предание о перемещении жителей Афона в Пелопоннес и о поселении монахов на Афоне. Предание о пришествии Богоматери на Афон широко известно православным паломникам всего мира в интерпретации преподобного Стефана святогорца. Оно утверждает, что пресвятая Дева Мария, находясь в ожидании Духа Утешителя, вместе с апостолами метала жребий, чтобы узнать какая страна достанется для проповеди Евангелия каждому ученику. Богоматери досталась Иверская земля. После Пятидесятницы она собралась идти туда, но ангел Божий сказал ей, чтобы она никуда не отлучалась из Иерусалима. «Выпавший тебе жребий (Грузия) просветится в последние дни во имя Твое, а теперь предстоит Тебе малый труд пойти в другую землю, которую укажет Тебе Бог». По просьбе Четвертодневного Лазаря Богоматерь на присланном за ней корабле отправилась вместе с апостолом Иоанном на Кипр. Внезапно подул сильный ветер и пригнал корабль в Климентову пристань Афонской Горы, которая была наполнена идолами. Там находилось известное всем грекам капище Аполлона. Внезапно афонские идолы заговорили и приказали язычникам идти на пристань и «принять Марию, Матерь великого Бога Иисуса». Удивленный народ сошел на берег моря и, взяв Марию с корабля, отнес ее на место, где проходили народные обсуждения. Там Пречистая рассказала о рождении от Нее Бога и что зовут Его Иисус. Афонцы уверовали в Него и крестились. Богоматерь поставила им наставником и учителем Климента и сказала: «Вот жребий от Сына и Бога моего». Потом благословила людей и опять сказала: «Благодать Божия пребудет на этом месте и на живущих тут с верою и страхом по заповедям Сына Моего…» .

http://bogoslov.ru/article/1275901

Чувствует Александр Николаевич: страх стал появляться, да такой липкий, тянущий... Открыл скорее книгу заветную, читает – чувствует: отходит страх, спокойно на душе становится, радостно. [Интернет-журнал/Общество] С новым годом! Поздравления священников. ВИДЕО Поздравляют священники Владимир Вигилянский, Артемий Владимиров, Сергий Правдолюбов, Николай Булгаков и Димитрий Смирнов. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Предчувствие потрясений или новое лето благости Господней? Игумен Нектарий (Морозов) В основе всего происходящего один и тот же вирус безумия: борьба за свободу делать то, что ты хочешь, невзирая на то, как скажется это на окружающих тебя людях. [Интернет-журнал/Общество] 2013-й глазами новостного редактора Анастасия Рахлина Может быть, сегодня это особенно трудно, но вспоминая прошедший год, будем учиться не механически повторять вслед за святителем Иоанном Златоустом: слава Богу за все! [Интернет-журнал/Культура] Испытание Новым годом Лидия Павлова Каждый православный человек – это воин, и сегодня совершается испытание каждого из нас потребительским, неоязыческим Новым годом! Авторы сайта А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я « ‹ › » В других разделах Встреча с Православием. Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне дня памяти 12-ти апостолов Сила духа и простота Божественная литургия в Сретенском монастыре в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Иринка – покровительница котят Изречения преподобного Паисия Святогорца Интернет-журнал «Действуйте!» – это его завещание всем нам Церковный орган русской поэзии Будущим старикам: возможно ли утешение на пенсии? «Мы просто хотим оставаться русскими» Отелло в коротких штанишках Гость сайта Церковный орган русской поэзии «Испытания необходимы» «Мы просто хотим оставаться русскими» Пресса Вышел новый номер журнала «Виноград» В.Р. Легойда: Обличение коррупции как греха – часть церковного служения В.Р. Легойда: Социальная несправедливость излечивается милосердием Документы истории «Одна мысль: пока жив – бей врага» Тайный советник России Англо-саксонская церковь Британии в VII веке Сретенский монастырь Четыре египетских пустынника (по коптским фрагментам “Лавсаика”) Празднование Владимирской иконы Божией Матери Родители и дети Вопросы священнику Вершки без корешков Работоспособность Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный? Из какого дерева был сделан крест, на котором был распят Иисус Христос? Можно ли расписывать храмы некрещеным, мусульманам или атеистам? Как должны обращаться дети к родителям: на «ты» или на «вы»? СМИ «Одна мысль: пока жив – бей врага» Тайный советник России Англо-саксонская церковь Британии в VII веке © 1999–2018 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна Контактная информация Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page34_4036.ht...

В 40-х гг. XII в. А. с. в третий раз подвергся структурной переработке по велению настоятеля мон-ря Иоанна (Калакалы): гимнографический материал и поминальные записи были перенесены в конец рукописи и снабжены специально оставленными чистыми листами для новых записей, сборник приобрел, т. о., черты своего рода хроники Ивирона, где с документальной точностью фиксировались важнейшие события жизни мон-ря. Эта часть рукописи названа «Книгой агап» (синодик) и содержит 167 поминальных записей. В 1-й редакции их насчитывалось 50, сохранилось 22 (1 дек.- 13 февр.). Игум. Иоанном (Таплаисдзе) сделано еще 77. Записи расположены в порядке церковных празднеств. Каждая состоит из поминовения лиц, оказавших к.-л. услугу мон-рю, при этом точно указаны объем и содержание пожертвования (евлогии), а также общественное положение жертвователя. Для самых заслуженных лиц и царских особ дни поминовения сопадают с днями Господских праздников (напр., память Константина Мономаха установлена 6 янв.- в день Крещения Господня и 6 авг.- в день Преображения Господня). В синодике упомянуты груз. царь Баграт IV, царица Мариам, св. царица Тамара и мн. др. представители груз. и визант. знати. С особым почетом (со множеством литургических элементов) совершалось поминание основателей Ивирона и отцов-подвижников, среди к-рых святые Иоанн Торникий Святогорец, Иоанн Грузин , Евфимий и Георгий Святогорцы и др. Отдельные поминальные записи появлялись в виде вставок и позже, напр. в XVI в. поминовение семьи Атабагов - правителей княжества Юж. Грузии 161-164 по изд. Е. П. Метревели). Кроме того, рукопись пополнялась приписками, сделанными странниками, с разными сообщениями на груз. и греч. языках, среди них - приписка Филиппа Шакарашвили (1565), поминальная запись митр. Тбилисского Елисея (1640), а также запись архиерея Тимофея (1755), выполненная неким Бердзеновым в Грузии в 1868 г. Как сообщает проф. А. Цагарели, нашедший А. с. в Мегрелии, рукопись была доставлена с Афона в Грузию неким афонским монахом-грузином. В 80-х гг. XIX в. ее привезли в Тбилиси и передали в Церковный музей Грузинского экзархата, затем в рукописное отд-ние Гос. музея Грузии, оттуда в 1959 г. в Ин-т рукописей им. К. С. Кекелидзе АН Грузии.

http://pravenc.ru/text/77106.html

Ввиду высокого уровня богословского образования и воспитания школа святителя Иоанна получила широкую известность. По существу это была первая семинария в России, по образцу которой стали открываться духовные семинарии в других епархиях Русской Церкви. Тогда же Святитель открыл типографию, в которой издали он и его последующие преемники много сочинений духовно-нравственного содержания. Жизнь святителя Иоанна светилась высокими добродетелями, особенно же смирением. Она отобразилась в таких его творениях, как «Нравоучительное зерцало» (Чернигов, 1703 и 1707), «Толкование на 50-й псалом» (Чернигов, 1708), «Царский путь Креста» (Чернигов, 1709), «Богомыслие» (Чернигов, 1710–1711), и многих других. В Чернигове Святитель впервые издал и свой главный труд, написанный на латинском языке. (Особенностью выпускников Киевской школы было то, что свои сочинения они писали на классической латыни.) С его именем известен также «Латино-греко-российский лексикон». Известна связь святителя Иоанна со Святой Афонской Горой. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об этом его отношении к святогорцам (РГБ ОР, Собрание Севастьянова). В 1710 году святителя Иоанна возводят в сан митрополита с назначением на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником, знаменитым миссионером митрополитом Филофеем (Лещинским) 2 , продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, использовав созданную им в Чернигове типографию. К этому времени относится издание митрополитом Иоанном «Илнотропиона» на славяно-русском языке (1714 г.), чтобы его понимали и сибиряки – эти «дети природы».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

«Увидев их, Пресвятая Богородица воскликнула со слезами: “Что вы сделали, несчастные, окаянные, как попали вы сюда, недостойные?” Но ни голоса, ни ответа не слышно было, и сказали ангелы, стерегущие их: “Почему не отвечаете?” Тогда мученики сказали: “О Благодатная, мы никогда света не видели, не можем смотреть наверх”. Святая Богородица взглянула на них и горько заплакала. И увидели мученики ее, и сказали Ей: “Почему ты пришла к нам, Святая Богородица? твой Сын благодатный приходил на землю и не спросил нас ни о чем, ни прадед Авраам, ни пророк Моисей, ни Иоанн Креститель, ни апостол Павел, божий любимец, но ты, Пресвятая Богородица, заступница, ты, стена роду христианскому, молишь Бога, как же ты пришла к нам, бедным?”» «Новый Богородичник» — сборник канонов Богородице, составленный Никодимом Святогорцем, великим православным подвижником, в частности подарившим православному миру Добротолюбие. У греков эти каноны читаются на повечерии и используются в домашней молитве. Каноны, собранные Никодимом Святогорцем, — шедевры христианской поэзии, созданные древними авторами: Андреем Критским, Иоанном Дамаскиным, Феофаном Начертанным, Иосифом Песнописцем, Феодором Студитом и другими.           «О подражании Богоматери» — эссе преподобномученицы Марии (Скобцовой): «Земля Голгофы с водруженным на ней крестом, пронзающим ее, земля Голгофы, обагряемая кровью, — не есть ли это материнское сердце, рассекаемое мечом Голгофский крест оружием проходить душу земли — Матери. И если отвлечься от того, что явлено нам в прославленном образе Богоматери, если воспринимать Ее только в ее земном пути, то–есть там, где возможно говорить о «подражании» Ей, то этого совершенно достаточно, чтобы христианская душа поняла какието особые возможности, открывающийся перед ней. Именно на этом Богоматеринском пути надо искать оправдания и обоснования наших чаяний, найти религиозный и мистический смысл подлинного человекообщения, который вне его както ускользает от нас. Можно прямо утверждать, что подлинное, религиозное отношение к человеку во всем своем объеме, со всеми частными и личными подробностями, только тогда и раскрывает себя до конца, когда освящено путем Богоматери, направлено по ее стопам, Ею озаряется.

http://blog.predanie.ru/article/k-rozhde...

Увидев их, Пресвятая Богородица воскликнула со слезами: «Что вы сделали, несчастные, окаянные, как попали вы сюда, недостойные?» Но ни голоса, ни ответа не слышно было, и сказали ангелы, стерегущие их: «Почему не отвечаете?» Тогда мученики сказали: «О Благодатная, мы никогда света не видели, не можем смотреть наверх». Святая Богородица взглянула на них и горько заплакала. И увидели мученики ее, и сказали Ей: «Почему ты пришла к нам, Святая Богородица? твой Сын благодатный приходил на землю и не спросил нас ни о чем, ни прадед Авраам, ни пророк Моисей, ни Иоанн Креститель, ни апостол Павел, божий любимец, но ты, Пресвятая Богородица, заступница, ты, стена роду христианскому, молишь Бога, как же ты пришла к нам, бедным? «Новый Богородичник» — сборник канонов Богородице, составленный прп. Никодимом Святогорцем , великим православным подвижником, в частности подарившим православному миру Добротолюбие . У греков эти каноны читаются на повечерии и используются в домашней молитве. Каноны, собранные прп. Никодимом Святогорцем, — шедевры христианской поэзии, созданные древними авторами: прпп. Андреем Критским , Иоанном Дамаскиным , Феофаном Начертанным, Иосифом Песнописцем , Феодором Студитом и другими. «О подражании Богоматери» — эссе преподобномученицы Марии (Скобцовой): Земля Голгофы с водруженным на ней крестом, пронзающим ее, земля Голгофы, обагряемая кровью, — не есть ли это материнское сердце, рассекаемое мечом. И если отвлечься от того, что явлено нам в прославленном образе Богоматери, если воспринимать Ее только в Ее земном пути, то есть там, где возможно говорить о «подражании» Ей, то этого совершенно достаточно, чтобы христианская душа поняла какието особые возможности, открывающийся перед Ней. Именно на этом Богоматеринском пути надо искать оправдания и обоснования наших чаяний, найти религиозный и мистический смысл подлинного человекообщения, который вне его както ускользает от нас. Можно прямо утверждать, что подлинное, религиозное отношение к человеку во всем своем объеме, со всеми частными и личными подробностями, только тогда и раскрывает себя до конца, когда освящено путем Богоматери, направлено по Ее стопам, Ею озаряется.

http://blog.predanie.ru/article/12-knig-...

В 1974 г. Иоанн Асланидис поступил в Афинскую духовную семинарию, готовясь принять священный сан. Год спустя он совершил первую поездку в Африку. C энтузиазмом, знанием дела, усердием и решительностью он приступил к строительству храмов. За день он так уставал, что ложился спать прямо в ботинках, не в силах даже снять их. Он находился на грани истощения. Вдобавок однажды Иоанн перегрелся на солнце и до конца жизни страдал от сильных головных болей. «Африканский климат очень тяжел для европейца. Лихорадка - мое перманентное состояние. Силы иссякают, но останавливаться нельзя. Дело должно быть продолжено», - говорил впоследствии батюшка. Протестантские и католические миссионеры поражались, видя, как один за одним (словно грибы после дождя), возникают православные храмы. Работал конвейерный метод, изобретенный Иоанном: одна бригада возводила стены, другая крыла крышу, третья ставила окна, четвертая красила и т.д. Еще не успевали закончить один храм, а уже начиналось строительство следующего. Иоанн вернулся в Грецию, чтобы завершить обучение в духовной семинарии. У юноши была тяга, рвение и необходимые предпосылки для миссионерского служения. Но он не доверялся своим силам и личным дарам. Он поставил вопрос на суд Церкви. Для этого в 1977 г. Иоанн отправился на Афон. На Святой Горе вскоре он познакомился со старцем (будущим преподобным) Паисием Святогорцем. Миссия отца Космы была не поверхностной, а глубокой После продолжительной беседы молодой и восторженный Иоанн открыл свое сердце старцу, поведав о своем желании стать миссионером. Мудрый подвижник после молитвы посоветовал юноше принять постриг в афонской обители Григориат (с которой Иоанна до этого ничего не связывало), а затем после рукоположения, если на то будет благословение игумена, начать миссию. После примерно годового испытания, в течение которого послушником Иоанном был явлен образцовый пример аскетической жизни и любви к монашескому жительству, он принял малую схиму под именем Косма. Таким образом, его Небесным заступником стал один из самых выдающихся миссионеров в истории Церкви равноапостольный Косма Этолийский.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/17/kak_a...

В те времена на острове Кипр был епископом апостол от семидесяти, праведный Лазарь четверодневный (воскрешенный Иисусом Христом). Он очень желал видеть Пречистую Матерь Господню, но, по случаю гонения императором на христиан, не мог приехать в Иерусалим. А потому он, по предварительному соглашению с Божией Матерью, прислал за Ней свой корабль, на котором Она и отправилась в плавание, взяв с собою святого апостола Иоанна Богослова и еще некоторых апостольских мужей. Когда же корабль отплыл далеко от берегов Азии, поднялся сильный ветер, которым и прибило путешественников к Афонской Горе. Как только приблизилась к берегу Пресвятая Богородица, все идолы с воплем воскликнули: «Люди, обольщенные Аполлоном! Ступайте в Климентову пристань и примите Марию, Матерь Великого Бога Иисуса». Бесы, бывшие в идолах, против воли принуждены были, силою Божиею, возвестить истину. Народ изумился, и все поспешили на берег моря к пристани. Увидев корабль и Божию Матерь, они приняли Ее с почтением. Пречистая Матерь Господня подробно благовестила все евангельское учение. При этом она совершила многие чудеса, и все пали и поклонились Богу, от Нее рожденному, и потом, уверовав, крестились. Тогда Богоматерь сказала: «Место сие да будет Моим жребием, который дан Мне Сыном и Богом Моим!» Поставлен был тогда же учителем народа один из апостольских мужей, прибывших с Нею на корабле. Между тем Богоматерь, благословив народ, продолжала: «Да пребудет благодать Божия на месте сем и на живущих здесь с верою и благословением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего! Все нужное для земной жизни будут они иметь в изобилии с малым трудом; уготована им будет небесная жизнь, и не оскудеет к ним милость Сына Моего до скончания века. Сему месту Я буду Заступница и теплая о нем Ходатаица к Богу». Вторично благословив народ, Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и прочими своими спутниками отплыла на остров Кипр для посещения праведного Лазаря. Было это около 44 года от Рождества Христова. Гонения на христиан привели в малодоступные места Афона первых отшельников. В непродолжительном времени все более страждущих послужить Богу в ангельском чине притекало в земной удел Божией Матери. Под Ее благодатным покровом и ныне пребывает монашеское братство Святой Афонской Горы, а Божия Матерь почитается Игуменьей для всех святогорцев.

http://isihazm.ru/1/?id=2005

Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Таким образом, на основании этого документа можно однозначно констатировать, что скончался старец не позднее 1633 года. Именование в кругу учеников преподобного Иова (Княгиницкого) новопреставленного отца Иоанна «великим старцем» и «блаженным» свидетельствует о том глубоком почитании подвижника, которое существовало как при его жизни, так и после смерти. Согласно сообщению того же инока Леонтия, к 1633 году списки произведений старца Иоанна распространялись и хранились в киевских монастырях, в Вильно, в Могилеве, в Кутеинском монастыре, Манявском скиту и других обителях. 203 Портрет настоятеля Киево-Печерской Лавры архим. Елисея (Плетенецкого) (1550–1624) Влияние сочинений и идей старца Иоанна прослеживается в трудах и деятельности преподобного Иова (Княгиницкого), преподобного Иова (Желизо) Почаевского, писателя-полемиста Стефана Зизания, епископа Исаакия Борисковича, блаженного Киприана Острожанина, архимандрита Елисея Плетенецкого, митрополита Исаии Копинского, преподобномученика Афанасия (Филипповича) Брестского, преподобного Паисия Величковского и многих других. Всех их можно считать продолжателями дела, начатого старцем Иоанном Вишенским. И хотя послания старца Иоанна не получили массового распространения на официальном церковном уровне, именно его идеи немногим через каких-то 30–40 лет легли в основу идеологии казачьего национально-религиозного освободительного движения в Украине, начавшегося в 1637–38 годах, и особенно активно вспыхнувшего в 1648 году под лозунгами борьбы за отеческую православную веру. 204 Икона прпмч. Афанасия (Филиповича), игум. Брестского (1596–1648) Как отмечает И. Еремин, «сочинения Ивана Вишенского в свое время были широко распространены на Украине. В эпоху, непосредственно предшествующую народно-освободительной войне под руководством Богдана Хмельницкого, они сыграли большую роль: они будили сознание, воодушевляли к борьбе, вооружали... горячей любовью к родине». 205

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010