Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН [греч. Ιωννης], прп. Иринопольский (пам. греч. 4 февр.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) сообщается только то, что И. был участником Никейского Собора. При этом неясно, какой из состоявшихся в Никее Соборов имеется в виду: Первый Никейский (I Вселенский) 325 г. или Второй Никейский (VII Вселенский) 787 г. Неизвестно также, являлся ли И. епископом г. Иринополь в Киликии (М. Азия), или же он только происходил из этого города. Маловероятно, что он был епископом Иринопольским, т. к. на Соборе 325 г. от Иринополя присутствовал еп.-арианин Наркисс ( Mansi. T. 2. Р. 699), а единственный известный епископ Иринопольский с именем Иоанн, живший в нач. VI в., был монофизитом ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 765) и не мог принимать участие ни в одном из Никейских Соборов. Что касается Иринопольской епархии, подчиненной Сардской митрополии, то она известна с VIII в. и на VII Вселенском Соборе присутствовал возглавлявший ее еп. Феопист ( Mansi. T. 13. P. 389; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 184). Как утверждают нек-рые исследователи (напр., Р. Обер и Д. Стьернон), И. может являться одним лицом с прп. Иоанном , игум. Кафарского монастыря, происходившим из Иринополя и присутствовавшим на Втором Никейском Соборе вместе со своим духовным наставником, ставшим впосл. игуменом Далмата монастыря . Память И. и посвященное ему двустишие вошли в греч. стишные синаксари (напр., ГИМ. Син. греч. 390 (354), 1295 г., и Paris. gr. 1582, XIV в.) и оттуда были перенесены в греч. печатную Минею (Венеция, 1596) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . При переводе в XIV в. юж. славянами стишных синаксарей сведения об И. были включены в стишной Пролог и оттуда впосл. попали в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 446-447 (1-я паг.)). В совр. календаре РПЦ имя И. не указано. Ист.: ActaSS. Febr. T. 1. P. 471-472; Владимир (Филантропов). Описание. С. 536; SynCP. Col. 444; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 220. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 33; Ιωννης: Ο πσκοπος Ερηνουπλεως//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1167; Janin R. Giovanni, vescovo di Irenopoli//BiblSS. Vol. 6. Col. 815-816; Aubert R. Jean d " Irénopolis//DHGE. T. 27. P. 153-154; Stiernon D. Jean de Kathara//Ibid. P. 181-184; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 233. Т. А. Артюхова Гимнография По рукописям известен анонимный канон И., без акростиха, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ πεζεσας (        ), нач.: Τας ρετας παστρψας (Добродетелями воссияв) (Ταμεον. Σ. 162. N 477). Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/468995.html

Иларион (Цуриков Родион Федорович), иеромонах " , родился 8.04.1856 г., в Воронежской губернии, в крестьянской семье. Служил на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре. В 1913 г. был вывезен с Афона в Россию по делу имяславцев в Московский Покровский монастырь. После 1924 г. переехал на хутор Соленый Кубанской обл., где проживал вместе с афонским монахом о. Иоанном (Лаба). Арестован 29.06.1924 г. вместе с о. Иоанном. Осужден на 3 года ссылки в Нарым-ский край, потом в Киргизскую ССР, г. Фрунзе. После освобождения из ссылки о. Иларион поселился вместе о. Иоанном в горах, на пасеке. В 1929 г. они вновь арестованы и осуждены на 3 года ссылки в г. Кзыл-Орда. После освобождения они поселились в г. Мирзояне. Интересен тот факт, что у них был антиминс и они тайно служат Литургию. Вновь арестованы 24.06.1937 г. и осуждены по делу митрополитов Кирилла и Иосифа как руководители тайного монастыря. Расстреляны 4 сентября 1937 г. в Южно-Казахстанской обл., г. Чимкент, Лисья балка.   Иоанн (Лаба Флавиан Иванович), иеромонах12, родился в 1863 г. в Киевской губернии, служил в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Иеромонах до 1913 г. По всей видимости, также был вывезен с Афона вместе с имяславцами. С 1919 по 1920 г. был на нелегальном положении. После 1920 г. переехал на хутор Соленый Кубанской обл., где жил вместе с афонским монахом Иларионом (Цуриковым). После чего они не расставались до мученической кончины 4.09.1937 г. Иеромонаху Илариону было 81, а Иоанну — 74 года.     Святогорцы, в Крыму пострадавшие Антоний (Корж/.../Агафонович), родился в 1888 г. в Таврической губернии, в семье бедного украинского крестьянина. Некоторое время пребывает в Русском Афонском монастыре - послушником, монахом, иеродиаконом. Потом в Кизилташском монастыре Таврической губернии до его закрытия в 1920-х гг., затем в церкви Ливадийской слободки, тоже до ее закрытия. В начале 1937 г. прихожане Ливадийской слободки решили ходатайствовать перед горисполкомом об открытии Александро-Невского собора. «Поход» в горисполком возглавил о. Антоний. Власти расценили его как «бунт и попытку убить секретаря горисполкома»: все, кто был причастен к этому, были арестованы в декабре 1937 г.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2458

Др. сохранившиеся сходные греч. версии Сказания (BHG, N 1070, 1070b и 1070c) не могли служить источником для редактора версии 1540 г. (BHG, N 1070е) из-за отсутствия в их повествовании ряда подробностей. Видимо, все версии восходят к одному несохранившемуся архетипу. Наиболее ранняя из версий - «Воспоминание» (Υπμνημα), к-рая содержится в Сборнике из Линкольн-колледжа в Оксфорде (Oxon. Lincoln. 10), была переписана в К-поле Михаилом Анеристом в 1599 г. Сказания в Сборнике Paris. Suppl. gr. 1116, XVII в., и опубликованное по неизвестной рукописи в «Проскинитарии Иверского монастыря» отличаются нек-рыми деталями. Сказание в рукописи ГИМ. Син. греч. 436, 1-я пол. XVII в., озаглавленное «Повествование» (Διγησις), помимо ряда различий содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов в отместку за погибших товарищей (Л. 32 об.- 34). В нек-рых поздних источниках арап назван Рахаем и указано его имя в монашестве - Дамаскин ( Θεοφλακτος (Μαρινκης). 2001. Σ. 168-169). Однако он просил братию именовать себя Варваром. Ни в одной версии, кроме BHG, N 1070е, не упоминаются проэстос Павел и местность Сисик, а рассказ об обретении И. и. предваряется историей распространения христианства на Афоне и основания Иверского мон-ря. Подчеркивается, что икона была подарена Пресв. Богородицей населявшим Иверский мон-рь грузинам за их простоту. В этих версиях содержится ряд противоречий. Сын вдовы, живший во времена императора-иконоборца Феофила, принимает постриг в Иверском мон-ре, к-рый в тот период не существовал (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 20; Προσκυνητριον. 1857. Σ. 11; Bury. 1897. Р. 93). Согласно «Повествованию», икона находилась в море 70 лет (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 20; «Воспоминание» и «Проскинитарий...» не уточняют срока), тогда как если считать, что время ее обретения приходится на игуменство преподобных Иоанна или Евфимия Святогорцев, то срок составляет примерно 170 лет. Груз. историки П. Иоселиани и А. Натроев согласны с тем, что никейская вдова и ее сын жили в правление имп. Феофила, однако архиеп. Кутаисский Тимофей (Габашвили), митр. Руисский Иона (Гедеванишвили), Д. Пурцеладзе, М.-Г. Сабинин , А. Калиновский считали, что икона не могла находиться в воде долгое время и была пущена по морю в кон. X в. Архим. Сергий (Спасский) предполагал, что она приплыла к Св. Горе еще в годы правления Феофила и была помещена в груз. обители Афо, а после основания прп. Иоанном Святогорцем Иверского мон-ря перенесена туда ( Сергий (Спасский). 1880. С. 658).

http://pravenc.ru/text/293359.html

Если в сохранившихся памятниках преподобный, как правило, предстает с бородой, едва достигающей середины груди, то в основе описания подлинника - эпизод из Жития П. В. в версии прп. Никодима Святогорца, в к-ром упомянуты длинные волосы святого: «Преподобнаго отца нашего Паисия великаго; подобием сед и вельми стар, власы велики и долги, лицем блед с белию и морщиноват, брада долга, доле персей, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 370). В сводном иконописном подлиннике (XVIII в.), изданном С. Т. Большаковым, о внешности П. В. ничего не сказано, упомянут лишь свиток в его руке с текстом: «…дадемися дар от Бога, о коемждо гресе помолишися, оставится согрешающим» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 108). На основе Жития преподобного составил его описание акад. В. Д. Фартусов: «Глубокий старец, египетского типа, сед, волосы очень длинны и густы, так что почти касались земли, борода почти до пояса, лицом очень худ, бледен и морщинист; одежды монашеския, пустынножительския. В руках хартия с его изречением: Бог же доброе твое произволение приемлет, аще же носимая тобою раздати хощеши неимущим, то мнози суть по градом требующии, убозии, нищии, сиротствующии и вдовствующии, от тех промышляй, и многое от Бога приимеши воздаяние» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. 1910. С. 321). Изображения П. В. немногочисленны, наиболее ранние известны по монументальным росписям монастырских храмов, программа к-рых предполагала размещение чина преподобных отцов. Образ святого запечатлен на фреске в нефе «Енклистры» мон-ря прп. Неофита в Пафосе на Кипре (1196). П. В. представлен предпоследним (сохр. надпись), в ряду фронтальных, в рост фигур преподобных, вместе с Антонием Великим, Арсением, Евфимием, Аммоном Нитрийским, Андроником, Даниилом Сикеотом, Феодосием Киновиархом, Иоанном Лествичником, Онуфрием Великим, Макарием Великим и со Стефаном Юным. Облик П. В. традиционен для изображения преподобных: он представлен в темно-коричневой мантии, серо-синем хитоне, черной схиме с белым орнаментом в виде сдвоенных полос по низу и с крестами, голова не покрыта.

http://pravenc.ru/text/2578681.html

И. Игнатий Смольнянин - древнерусский мастер лит. слова//Рус. речь. 1973. 1. С. 128-133). Чин общего М. сложился в Византии во многом в связи с почитанием Богоматери Одигитрии, что оставляет вопрос о поисхождении канона открытым. Также в составе общего М. Божией Матери могли исполняться и др. каноны: Похвалы Пресв. Богородицы (т. е. канон Субботы Акафиста, обычно исполняется вместе с самим Акафистом ) и др. праздников; каноны, посвященные определенным жизненным обстоятельствам; каноны общего характера. В рукописях и изданиях сохранилось множество канонов Божией Матери, не предназначенных для пения в составе утрени, т. е. с неясной литургической функцией, какая-то часть к-рых могла предназначаться для М., на что указывает термин «молебный» (παρακλητικς) в заглавиях многих из них. Однако в рукописной традиции эти каноны в подавляющем большинстве не оформлены как составная часть чина М., так что нельзя связывать их именно с этой службой. В XIII (или даже в XII) в. из таких канонов была составлена самостоятельная богослужебная книга: Богородичник (греч. Θεοτοκριον; в совр. греч. традиции распространен еще один аналогичный сборник, составленный прп. Никодимом Святогорцем в XVIII в.: Θεοτοκριον Νον), к-рая затем сама могла становиться частью Октоиха (именно так - в рус. традиции). У этой книги был прототип - огромный цикл богородичных канонов, созданный митр. Евхаитским Иоанном Мавроподом (XI в.) и содержавший не только несколько полных комплектов канонов на все гласы, но и каноны на особые обстоятельства жизни: «молебный при приближении тяжкой брани против Великого города [К-поля]…», «благодарственный… по завершении сражения», «когда кого-то одолевают нечистые страсти», «над болящими», «молебный… от лица человека умирающего и не могущего говорить» (этот канон имеется в совр. богослужебных книгах и обозначается как «на исход души», его не следует смешивать с иным каноном «на исход души», или «о души судимей», который не является богородичным). Большинство богородичных канонов митр.

http://pravenc.ru/text/2564052.html

– Наверное, отче, он должен был иметь необыкновенную личную любовь к Господу? – Дитя мое, его сердце сгорало от Божественной любви. Иначе что заставило бы его покинуть далекий Кавказ и поселиться в афонской пустыне? Без мысли о Христе он не мог существовать. Если бы ты видел, как он служил литургию, как причащался! Разве мог он прожить хотя бы день без Святого Причастия?! Он говорил: «Для меня жизнь – Христос» 165 . А по пятницам, каждую пятницу, он, можно сказать, пребывал у креста вместе с Богородицей и Иоанном. Вот как глубоко он соучаствовал в Страстях Спасителя. В этот день он ничего не ел и не пил из благоговения перед ними. Старец продолжал, и перед глазами ученика открывались добродетели и дарования блаженного старца Илариона, и молодой монах слушал, слушал и не мог насытиться. В его душе бушевали божественные желания, словно морские волны, гонимые могучим ветром. – Он был подлинным святым, твой «дедушка». Пусть он будет тебе образцом, дитя мое Иларион. В тот вечер, даже когда монах сомкнул веки своих глаз, его сон сопровождало ангельское видение – «дедушка» отец Иларион. Пора и нам познакомиться с этим земным ангелом. Он, подобно плодоносному древу, принес достойный плод. Одним из его духовных чад и был отец Савва, священный и незабываемый образ которого мы храним. Иларион-грузин У южных отрогов Кавказа, к северу от Армении, там, где мифические аргонавты добывали золотое руно, простирается Грузия. Это страна горная, живописная и плодородная, к тому же обладающая богатыми недрами. Веками ее населяли грузины – один из прекраснейших народов мира. Этот народ с высокими духовными запросами рано – в конце III века – принял христианство и до наших дней, несмотря на все невзгоды и угнетение врагов, не предал сокровища Православия 166 . Грузины всегда с величайшей любовью относились к монашеству. К тому же и первые миссионеры, ставшие их просветителями, принадлежали к числу подвижников. Накал монашеской жизни был здесь столь высок, что его отголоски чувствовались и в дальних землях, вплоть до Палестины, Синая и Афона. Монастырь Ивирон, третий среди афонских монастырей по своей древности и значению, основан грузинами, о чем свидетельствует и его название. Кто знает, скольких достойных подвижников могли дать столь многочисленные монашеские насаждения, сколь редкостные цветы должны были произрасти здесь, чтобы непрестанно возносить свое благоухание к небу, на горы ароматов 167 ! И благодатная личность Илариона-грузина, удивительного цветка грузинской земли, не может не поразить нашего обоняния свои чудесным благоуханием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сердечная благодарность досточтимому честному старцу архимандриту Филофею, настоятелю обители Каракалла Святой Горы Афон, за щедрую отеческую заботу и любовь, а также за поддержку в осуществлении этого нашего смиренного труда. Выражаем благодарность всем братиям, которые невидимым образом способствовали нашим общим усилиям по публикации этой малой части писем покойного старца. Верим, что от этих текстов старца исходит аромат благочестия Православного Востока, а также особый, характеризующий старца, уникальный способ усвоения тайны Божественной икономии путем глубокой сердечной благодарности (той, которую старец именовал честностью) и харизматического смирения, этого «одеяния Божества», по выражению величайшего среди преподобных аскетов аввы Исаака Сирина. НиколаосА.Зурнатзоглу, майор ВВС Греции 6 января 2009, Святое Богоявление 22 декабря 2011 г. Рейтинг: 5.8 Голосов: 143 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Светлана 29 ноября 2018, 11:29 Хороший сайт Антоний 1 мая 2012, 19:01 Сначала, наверное, стоит поблагодарить изд-во за то, что издали еще один труд Старца Паисия. Но... Как и в случае со " Свидетельствами паломников " ощущается сырая редакторская работа и перевод (хотя, последний явно лучше, чем в др.книге-разные перводчики). Пример ред.ошибок-на стр.114 дается внизу ссылка на один чудесный случай ( " Житие Старца Паисия Святогорца " стр.231-232 Кстати, и год издания книги указан неверный - не 2004, а 2006!). По указанным страницам ничего не понятно, посколько там речь идет совершенно о другом! Очевидно! И, кажется, это уже не первый подобный " ляп " . Пример некорректного перевода-стр.113. Святитель Иоанн Златоуст назван в греч.транскрипции " Иоанном Хризостомом " ! Почему??? Не думаю, что все читатели сильны в греческом. Мне кажется, что стих на надгробной плите переведен не совсем верно-про последние два предложения. И т.д. и т.д. Простите, мне кажется, что изд-ву Сретенского мон. следует более глубоко работать над подобными книгами (переводами)-как и искать хороших (!) переодчиков, так и проводить более углубленную редакторскую работу!

http://pravoslavie.ru/50562.html

Современный читатель скорее всего не расслышит полемической интонации этих слов, а между тем в этой фразе затронута основа основ православной антропологии. Пройдет около тысячи лет, и религиозная общественность Востока и Запада будет взбудоражена спором святогорца Григория Паламы с калабрийцем Варлаамом. В этом споре о сущности исихазма и Фаворском свете речь пойдет о способности человека постигать Бога: весь ли человек в целом становится причастником Божественной благодати или какая-то часть его — ум, душа или тело. В IV веке Иоанн Златоуст приучал свою паству смотреть на человека теми же глазами, что и святитель Григорий, однако духовный уровень шумных антиохийцев и священнобезмолвствующих афонских монахов был несопоставим, соответственно и учение о человеке у обоих богословов принимало своеобразную форму. Если защитник православия в XIV веке рассматривал вопрос о восприятии человеком Бога (о нетварности Фаворского света), то антиохийский проповедник разъяснял своим слушателям, как Бог относится к людям, как Он близок к ним. И свидетельство этой близости — не священный плач и покой внутренней молитвы, а поведение Богочеловека во время Его земной жизни, Его отношение к телесным и духовным нуждам людей, к невежественной толпе и ближайшим ученикам. Оказывается, Он никого не отвергал, Его действия распространялись в равной мере на душу и на тело притекающих к Нему: “Он проявлял большое попечение о той и другой природе ( pollБj тН fЪsei meted…dou prono…aj (то есть о теле и душе — Т. М.)), исправляя то одну, то другую” (Там же). В этом двуединстве деятельность Спасителя показана как всеобъемлющая, всеохватывающая. Ее универсальный характер проявляется и в том, в какой форме она ведется (не только словом, но и делами), и в том, к кому она обращена (не только к “своим”, но и ко всем): “«Отверзши, — говорит евангелист, — уста Свои, учил их». Для чего это прибавлено «Отверзши уста Свои»? Чтобы ты познал, что Он учил их даже и тогда, когда молчал, не только — когда говорил; учил, то отверзая уста Свои, то вещая делами Своими. Когда же ты слышишь слова «учил их», не думай, что Он говорит только к ученикам Своим, но что чрез учеников говорит и ко всем” (Там же).

http://pravmir.ru/tolkovanie-svt-ioanna-...

В частности, Иоанн Вишенский пишет в 1598 году обличительное «писание к утекшим от православной веры епископам» – митрополиту Михаилу Рогозе и епископам Ипатию Потию, Кириллу Терлецкому, Леонтию Пелчицкому, Дионисию Збируйскому и Григорию Загоровскому Это послание написано как ответ на книгу Ипатия Потия «Оборона згоды...». Также перед поездкой в Украину по просьбе патриарха Мелетия он составляет на Афоне разбор книги польского римско-католического теолога-иезуита, придворного проповедника короля Сигизмунда III и ректора Виленской академии Петра Скарги (1536–1612). Портрет Петра Скарги (1536–1612) Среди прочих произведений старца наиболее известны «Обличение диявола-миродержца...», «Порада», «О еретиках», «Загадка философам латинским...», «След к постижению и изучению художества...» (все – 1599–1600), «Зачапка мудрого латынника з глупым Русином» (1608–1609), «Позорище мысленное» (1615–1616) и др. Портрет, подпись и печать еп. Ипатия Потия (1541–1613) Большая часть этих сочинений была объединена в составленный около 1599–1601 годов авторский сборник «Книжка Иоанна мниха, Вишенского, от Святыя Афонскиа горы в напоминание всех православных христиан братствам и всем благочестивым, в Малой России в Короне Полской жителствующим...». Скорее всего, сборник этот был подготовлен и передан в Украину между 1600–1602 годами через отца Исаакия Борисковича, посетившего в это время Афон. По мнению И. П. Еремина, «Книжка...» была передана старцем Иоанном для публикации Львовскому братству. 113 Однако в связи с имевшимися у святогорца разногласиями с братчиками она так и не увидела свет. Не исключено, что причиной отказа в издании было крайне оппозиционное отношение автора ко всему общественному строю Речи Посполитой. В частности, И. П. Еремин считал, что сочинения Иоанна Вишенского принадлежали к числу «pism uszczypliwych» (злоречивых сочинений), распространение которых в Речи Посполитой было запрещено и каралось законом. 114 Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пещера, в которой подвизался на Афоне старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г.      Точная дата преставления старца Иоанна Вишенского доподлинно неизвестна. Всю жизнь удаляясь от мирской славы и суеты, он ушел в мир иной как и подобает афонским подвижникам – тихо и незаметно, не оставив никаких следов. Так и уходят большинство афонских старцев, и лишь с годами, особым промыслом Божиим, о некоторых из них становится известно в миру. Именно так и случилось со временем со старцем Иоанном. В письме инока Манявского скита Леонтия от 9 сентября 1633 г. впервые упоминается старец Иоанн Вишенский как преставившийся. Более того, о. Леонтий пишет о нем с глубочайшим почтением и называет «блаженной памяти великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Таким образом, на основании этого документа можно однозначно констатировать, что скончался старец не позднее 1633 года. Икона афонского старца прп. Иоанна Вишенского Святогорца. Иллюстрация из книги Сергея Шумило «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист» Влияние сочинений и идей старца Иоанна прослеживаются на трудах и деятельности прп. Иова (Княгиницкого), прп. Иова (Желизо) Почаевского, Стефана Зизания, Исаакия Борисковича, Киприана Острожанина, Елисея Плетенецкого, митр. Исаии (Копинского), прпмч. Афанасия (Филипповича) Брестского, прп. Паисия Величковского и многих других. Всех их можно считать продолжателями дела, начатого старцем Иоанном Вишенским. По убеждению Пантелеимона Кулиша, именно старец Иоанн Вишенский и его последователи сумели силою своего внутреннего подвига и верности сберечь чистоту православия под натиском польско-католической экспансии. Уже один этот факт свидетельствует о важности духовного подвига и наследия старца Иоанна, необходимости возрождения памятования о них как на общественном, так и церковном уровне. Претерпев неоднократные переиздания в XIX–XX вв., его послания даже в советское время преподавались в школьной программе. Поскольку тогда не было свободного доступа к религиозной литературе, то полемические произведения старца Иоанна были чуть ли не единственным источником, глотком духовных знаний посреди атеистической пустыни. И это подлинное чудо старца. Даже через 300 лет после смерти он влиял на укрепление людей в вере.

http://pravoslavie.ru/95541.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010