Адамовка. Скит Иоанна Шанхайского Успенской Святогорской Лавры. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Небольшое село Адамовка, расположенное в живописной местности в 10 км от Святогорского монастыря, прославилось тем, что когда-то в нём родился и вырос Михаил Максимович, будущий известный на весь мир великий святитель Русской Православной Церкви. Родословная святителя ведётся от известнейшего дворянского рода Максимовичей, корнями своими берущего начало в Сербии. Представителем этого знатного рода был ещё один не менее известный церковный светильник, знаменитый духовный поэт и писатель, автор книги «Илиотропион» - святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири, чудотворец. В монашеском постриге, который в свои 30 лет принял будущий святитель Шанхайский и Сан-Францисский, он был наречён в честь своего знаменитого предка - Иоанном. Будущий владыка Иоанн, святитель Шанхайский и Сан-Францисский, чудотворец провёл в родовом имении в Адамовке свои детские годы, научаясь добродетельной жизни в Боге у своих благочестивых и весьма набожных родителей - Бориса и Глафиры, и также, часто бывая с ними на богомолье в Святогорской обители, - у старцев-святогорцев. К сожалению, родовая усадьба Максимовичей до наших дней не сохранилась. Но, с Божьей помощью, по свидетельствам местных жителей святогорской братии удалось найти место, на котором когда-то стоял этот фамильный дом, в котором был семейный очаг благочестивого супружества Максимовичей и драгоценного плода его - ныне на весь Православный мир прославленного святителя Иоанна, Шанхайского, Сан-Францисского, и как его принято величать в Святых Горах, Адамовского чудотворца. О годах, проведённых в родительском гнезде, в житии святителя сказано: «С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребёнка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла Православие».

http://sobory.ru/article/?object=56695

[Греч. Σκτη Αγου Παντελεμονος], особножительный скит во имя вмч. Пантелеимона при мон-ре Кутлумуш на Св. Горе Афон . Расположен в центральной части п-ова Айон-Орос, к востоку от Кутлумуша, на пути к Иверскому мон-рю. П. с. учрежден иером. Харалампием в посл. четв. XVIII в. Документ, регулирующий отношения с мон-рем Кутлумуш и определивший границы владений П. с., датирован 1780 г. ( Πολτης, Κατραμδος. 1967. Σ. 379-380). В послании монахов П. с. в Россию от 1842 г. основание скита датировано 1778 г. (Ibid. Σ. 384). По преданию, кириакон был заложен в 1782 г., а освящен в 1790 г. ( Χρυσστομος. 1966. Σ. 11). Типикон П. с. создан по инициативе патриарха К-польского Неофита VII , обеспокоенного настроениями в скиту, к-рые он лично наблюдал во время своей ссылки на Афон между 1794 и 1798 гг. Патриарх Неофит 22 сент. 1799 г. наделил 3 пользовавшихся уважением святогорцев (проигумена Иверского мон-ря Дионисия, Иоанна - из скита во имя прав. Анны и Христофора - из скита св. Иоанна Предтечи) полномочиями патриарших экзархов и поручил им отправиться вместе с представителями Кутлумуша в П. с., восстановить там порядок и написать Типикон, взяв за образец правила, существовавшие в Предтеченском скиту при Иверском мон-ре. В тот же день патриарх Неофит отправил послание монахам из П. с., в котором осуждал их поведение и призывал к порядку ( Πολτης, Κατραμδος. 1967. Σ. 381-383). Типикон был составлен в 2 экземплярах, один из которых отправлен в архив Кутлумуша, другой - в архив скита. Экземпляр для П. с., датированный 1 нояб. 1799 г. (кодекс 34 в каталоге Л. Политиса и М. Катрамадоса), скреплен печатью мон-ря Кутлумуш и утвержден собственноручной подписью сщмч. Григория V , сосланного по завершении его 1-го Патриаршества на Афон. В 1808-1812 гг. в П. с. подвизался ученик иером. Кирилла (Кастанофиллиса) прмч. Карпенисийский Герасим . В 1821 г. в ходе Греческого национально-освободительного восстания кириакон П. с. был разграблен «частью властителями, а частью и восставшими соплеменниками» (Ibid. Σ. 384). Восстановление затянулось на неск. десятилетий: 30 марта 1842 г. монахи П. с. отправили в Россию послание с просьбой о помощи, в к-ром перечислили все еще отсутствовавшие у них предметы церковной утвари. В 1848 г. было возведено здание б-ки П. с. В 1895 г. в П. с. подвизался бывш. митр. Карпафский и Касосский Нил, впосл. схоларх Афонской академии (Афониады). В 1903 г. П. с. были преподнесены в дар частицы мощей прмч. Герасима Карпенисийского. Среди др. святынь П. с.- частицы мощей вмч. Пантелеимона, св. Трифона, св. Параскевы, 99 отшельников, подвизавшихся вместе с прп. Иоанном Отшельником, нмч. Панайотиса Кесарийского, прп. Нила Мироточивого. В наст. время в П. с. 23 каливы.

http://pravenc.ru/text/2578882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАВЕРДСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ Алавердское Четвероевангелие. 1054 г. (Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе. Тбилиси). Титульный лист Алавердское Четвероевангелие. 1054 г. (Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе. Тбилиси). Титульный лист [груз. ] , пергаменная рукопись, содержит древнегруз. тексты 4 Евангелий, хранится в Ин-те рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе (ныне Национальный Центр Рукописей Грузии). Переписана в 1054 г. в Калипосском Богородицком мон-ре на Черной горе (близ мон-ря св. Симеона Столпника, в исторической Сирии, совр. Турция) Симеоном, Георгием и Иоанном Двали. А. Ч. выполнено в основном строчным письмом нусхури , капитальным письмом асомтаврули написаны только 2 столбца. Текст А. Ч. принадлежит редакции прп. Евфимия Мтацминдели (Святогорца) и представляет собой обновленный по сравнению с более древним перевод, близкий к к-польским лит. традициям. Прилагаемое к А. Ч. «Послание Авгаря» объединяет 2 апокрифических послания: правителя Эдессы Авгаря Черного (Уккама) к Господу Иисусу Христу и Господа Иисуса Христа к Авгарю. Семипечатие, прилагаемое к посланию Спасителя, и повествование о Нерукотворном Образе представляют собой раннюю вост. (сир.) версию апокрифа, распространенную на христ. Востоке. Наглядным признаком архаичности груз. версии и наличия в ней элементов сир. традиции служат ее близость с апотропеическими (магическими) текстами и неполные формулировки новозаветных и халкидонских Символов веры греч. редакции «Послания». Из-за неимения греч. подлинника «Послания» версии А. Ч. груз. перевод приобретает исключительное значение для реконструкции раннего этапа развития данного апокрифического сказания. А. Ч. ценен также как исторический источник. Приписки и колофоны рукописи (1054, 1059) свидетельствуют о важных политических событиях, происходивших в Грузии в XI в. Многие исторические факты, известные также по сообщениям Картлис Цховреба , подтверждаются в приписках А. Ч., и, что особенно важно, здесь они датированы. К А. Ч. прилагается пространная приписка XVII в., автором к-рой является некий настоятель Зебеде (вероятно, мон-ря в Алаверди). В ней сообщается об опустошительных нашествиях иран. шаха Аббаса на царства Кахети и Картли и о мученической смерти царицы Кахети Кетеван .

http://pravenc.ru/text/63986.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНОН [греч. Κνων] († ок. 555), прп. Палестинский (пам. греч. 19 февр.). В «Луге духовном» содержится рассказ о К., записанный Иоанном Мосхом со слов старца из лавры прп. Саввы Освященного. К. жил в VI в., происходил из Киликии и подвизался в мон-ре Пентукла, расположенном между Иерихоном и Иорданом. Он был назначен пресвитером, помогавшим при крещении. Впосл., поскольку К. отличался добродетелью, ему поручили самому совершать таинство. Всякий раз, когда надо было при крещении помазывать елеем женщину, он приходил в смущение и потому решил уйти из мон-ря. Тогда ему явился св. Иоанн Предтеча, повелел быть твердым и обещал избавить от плотской брани. Однажды к К. пришла креститься юная и красивая персиянка, к-рую он не дерзнул помазать елеем. Персиянка ждала 2 дня. Узнав об этом, Иерусалимский патриарх Петр (2-я четв. VI в.) хотел назначить в этот мон-рь диакониссу для крещения женщин, но этого «не дозволял закон». Тем временем К. взял свою мантию и покинул мон-рь, но, как только он взошел на близлежащий холм, его встретил св. Иоанн Предтеча и кротко посоветовал вернуться в обитель, вновь пообещав, что поможет справиться с искушением. К. отказался, с гневом сказав, что св. Иоанн уже много раз говорил ему это, но не сдержал слово. Тогда святой снял с К. одежды и трижды осенил его крестным знамением, объявив, что избавляет его от брани, но вместе с тем лишает и награды за подвиг, к-рый тот не захотел понести. Следующим утром К. помазал и крестил персиянку. После этого он в течение 12 лет (согласно «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца - 20 лет) совершал таинство и достиг такого бесстрастия, что вовсе не различал, женщина перед ним или мужчина. К. скончался в мире ок. 555 г. В 15-й гл. «Луга духовного» рассказывается о Кононе, игумене монастыря Пентукла, к-рый однажды во время путешествия встретил евреев. Те бросились на него с мечами, но внезапно их руки словно окаменели. Игумен помолился о евреях, и они ушли исцеленными, благодаря Бога. Вероятно, на основе данной главы в «Новом Синаксаристе Православной Церкви» иером. Макария Симонопетрита сообщается, что К. последние 8 лет жизни был игуменом Пентуклийского мон-ря. Однако в комментариях к рус. переводу «Луга духовного» отмечается, что речь идет о 2 одноименных подвижниках.

http://pravenc.ru/text/1841950.html

Чудесная помощь святых в наши дни. Молитвенное заступничество преподобных Паисия и Порфирия вернуло юношу к жизни Афины, 8 июня 2017 г.      Греческие СМИ сообщили о двух чудесах святых Паисия Святогорца и Порфирия Кавсокаливита, передает AgionOros . 22 апреля 16-летний Димитрий Николопулос упал с крыши бассейна в городе Ксанфи и восемь дней находился в состоянии комы. Врачи центральной больницы города Кавала (куда экстренно доставили пострадавшего) полагали, что молодой человек находится при смерти и не давали практически никаких шансов на его выздоровление. Популярная греческая газета «Эспрессо» связалась с отцом Димитрия Василием Николопулосом и священником Иоанном Марелисом. Именно отец Иоанн благословил ребенка, когда он находился в отделении интенсивной терапии и молился о его исцелении. Опросив этих и других очевидцев событий, журналисты опубликовали обширный материал, посвященный чудесному исцелению. Все началось с того, что отчаявшиеся родители услышали от друзей о священнике Иоанне Марелисе, настоятеле храма святого Георгия в городе Ксанфи, у которого хранится скуфейка преподобного Паисия Святогорца. «Я решил, что не успею привезти скуфейку святого Паисия, так как она находилась в этот момент в далеком городе Александруполи. Лучшим выходом в этой ситуации было попросить игуменью Анну из монастыря святого Порфирия Кавсокаливита, расположенного недалеко от города Ксанфи, предоставить мне епитрахиль святого Порфирия, хранящуюся в этой обители. Я поехал в Кавалу, где находился пострадавший Димитрий, и стал молится о его исцелении. На мальчике не было живого места, он весь был изуродован», — рассказывает отец Иоанн. Батюшка попросил врачей и медсестер разрешить приложить епитрахиль преподобного Порфирия к голове Димитрия. В этот момент о выздоровлении ребенка молились все окружающие. «Я сказал " Христос воскресе " , так как дело происходило в период Пасхи. В этот момент медицинские приборы подключенные к юноше стали издавать звуки (похожие на сигнализацию), словно с больным что-то произошло в этот момент», — продолжает свой рассказ батюшка.

http://pravoslavie.ru/104146.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Храм Протата - древнейший храм Афона   Храм Протата - древнейший храм Афона     Фото О. Г. Ульянова       Успенский собор Протата. Святая гора Афон       Фото О. Г. Ульянова    Успенский собор  является самым ранним из всех сохранившихся на Святой горе Афон храмов и расположен в центре Кареи — столицы этого единственного в своем роде монашеского государства.           Второе название собора — церковь Протата — связано со званием прота, который впервые упоминается в источниках в 908 году.               Уже в Первом Уставе Святой горы, утвержденном императором Иоанном Цимисхием в 972 г., прот признан главой всего Афона. По этому Уставу в престольный праздник главного храма — на Успение Пресвятой Богородицы — в столице Афона проходил ежегодный собор настоятелей всех святогорских обителей.        Следует заметить, что до этого афонские насельники стекались в Карею на общие празднования трижды в год — на Пасху, Рождество и Успение. В 964–969 гг. первое здание собора Протата, уже не вмещавшее всех участников карейского собора, было перестроено в значительно большую по размерам базилику с трансептом (19 м х 16,5 м при высоте 11 м) благодаря вкладу стратига Льва Фоки, брата императора Никифора Фоки.         В правление императора Михаила Палеолога VIII афонское монашество, несмотря на давление патриарха Иоанна (Векка), отказалось признать унию и решения Лионского собора 1274 г., в результате чего святогорцы были подвергнуты гонениям, а Успенский собор в Карее разрушен.     Его восстановление началось сразу же после интронизации императора Андроника II Палеолога (1282–1328), но не было завершено из-за каталонского разорения в начале XIV в. Об этом напоминает соборный кенотаф в северном нартексе (1534 г.) в память об иноках, замученных каталонцами.           Столь сильные испытания, которые выпали на долю столицы Афона, не могли не найти своего отражения в росписи Успенского собора, выполненной после каталонского нашествия на Святую гору Афон Мануилом Панселиносом.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=25...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Протат Храм Протата - древнейший храм Афона     О. Г. Ульянов фото       Успенский собор Протата. Святая гора Афон            Успенский собор  является самым ранним из всех сохранившихся на Святой горе Афон храмов и расположен в центре Кареи — столицы этого единственного в своем роде монашеского государства.         Второе название собора — церковь Протата — связано со званием прота, который впервые упоминается в источниках в 908 году.               Уже в Первом Уставе Святой горы, утвержденном императором Иоанном Цимисхием в 972 г., прот признан главой всего Афона. По этому Уставу в престольный праздник главного храма — на Успение Пресвятой Богородицы — в столице Афона проходил ежегодный собор настоятелей всех святогорских обителей.       Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца. 1844 г:   Чтоб удовлетворительнее дать понятие о протате и о его членах, я предварительно вам скажу, что там, то есть в протате, заседают двадцать стар цев, по числу двадцати афонских монастырей. В особенно важных случаях собираются сами игу мены для присутствия в синоде, а в обыкновен ные заседания являются их антипросопы, или поверенные, представляющие собою отсутству ющее лицо своего игумена.   Между тем в синоде есть четыре назира, которые переменяются с каждым годом в первоседательстве. Эти назиры всегда избираются из монастырей Лаврского, Ватопедского, Иверского и Хилендарского, и никто не занимает этой должности из прочих шестнадцати монастырей.   Если Лаврский назир председательствует в синоде нынешним годом, то он называется проедром или проедросом, имеет особенный голос при решении частных обыкно венных дел афонских, и ему предоставляется исполнение всякого постановления и решения протатского. Поэтому проедрос остается в пре имущественных отношениях ко всем властям и на Афоне, и даже, в известной степени, вне Афона.    Один и тот же проедрос никогда не оста ется в своем звании более года; он сменяется, и его место заступает следующий по нем назир, то есть лаврского - ватопедский, ватопедско го - иверский, иверского - хилендарский, а хилендарского опять лаврский. Таким образом тянется ряд проедросов и самых назиров в лице избираемых старцев четырех только монас тырей, которые мною исчислены выше.

http://isihazm.ru/?id=1200

Подвижники в миру. Димитрий Аргиропулос Спокойствие и беззлобие Димитрия были достойны подражания. Когда проезжавший мимо велосипедист наехал на него, сбил с ног и после этого ещё и обругал, Димитрий поднялся, отряхнулся, улыбнулся и ничего ему не сказал. 20 мая, 2013 Спокойствие и беззлобие Димитрия были достойны подражания. Когда проезжавший мимо велосипедист наехал на него, сбил с ног и после этого ещё и обругал, Димитрий поднялся, отряхнулся, улыбнулся и ничего ему не сказал. Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II). Её автор – современный афонский старец, ближайший сподвижник хорошо известного в России Паисия Святогорца. Первый том «Подвижников в миру» был опубликован в 2008 году, вскоре книга стала не только греческим, но и мировым бестселлером. Выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах и даже были переведена на албанский, еврейский и арабский языки. В 2011 году I том «Подвижников в миру» был опубликован Издательским Домом «Святая Гора». С главами из второго тома мы планируем знакомить читателей по мере их перевода на русский язык. В 1889 году в селении Хрисо области Фокида в семье Евфимия и Евстафии родился сын Димитрий. Когда мальчик был совсем маленьким, умер его отец. Евстафия вместе с тремя детьми (Димитрием, Иоанном и Параскевой) переехала в город Коринф. С юных лет Димитрий работал в бакалейной лавке, а когда подрос сам открыл небольшой продуктовый магазин. Его справедливость вошла в поговорку. Во время взвешивания он всегда насыпал продуктов с избытком, чтобы ненароком не обмануть покупателей. В 1918 году умер брат Димитрия и его мама от горя и переживаний сошла с ума. Также заболела и его сестра Параскева, после того как была жестоко избита своей тётей. Весь день она слонялась по улице держа в руках посох, а домой возвращалась только для того чтобы переночевать. Димитрий переносил ругательства и крики своей матери спокойно и без раздражения. В ярости она бросала в него всё, что попадалось ей под руку. Она ругалась на него последними словами, называя «турком, варваром, волком». Сын ничего не говорил ей в ответ. Даже когда мать приставляла ему нож к горлу – он сохранял спокойствие и продолжал относиться к ней с любовью и уважением. Соседи до поздней ночи слышали вопли несчастной Евстафии.

http://pravmir.ru/podvizhniki-v-miru-dim...

С.В. Шумило Кончина старца Иоанна. Бессмертие его творений Одно из последних прижизненных упоминаний о старце Иоанне Вишенском имеется в определении Собора 1621 года, прошедшего в Луцке под председательством Киевского митрополита Иова (Борецкого). Известное под названием «Совтование о благочестии», оно написано в исихастском духе и призывает иерархию, духовенство и паству к внутреннему очищению, покаянию и даже мученичеству за православие. Принято считать, что многие рекомендации Собора были составлены под влиянием сочинений старца Иоанна. 200 Митрополит Иов (Борецкий) Киевский, Галицкий и всея Малыя Руси (1560–1631) Судя по содержанию этого документа, в 1621 году отец Иоанн Вишенский был еще жив. Более того, Церковный Собор Киевской Митрополии от лица всей Церкви именует в нем старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». 201 Тот факт, что Собор отдельным постановлением предписывает пригласить подвижника с Афона в Украину, свидетельствует о его почитании и высоком духовном авторитете на родине еще при жизни. По отразившемуся в украинской литературе преданию (И. Франко, В. Шевчук и др.), старец Иоанн преставился между 1620–1630 годами в пещерном затворе, отказавшись от пищи и принимая раз в неделю лишь антидор, просфору и святую воду, которые ему в наскальную пещеру спускали по веревке. Точная дата преставления старца Иоанна Вишенского, как и обстоятельства, при которых это произошло, доподлинно неизвестны. Всю жизнь удаляясь от мирской славы и суеты, он ушел в мир иной, как и подобает афонским подвижникам, – тихо и незаметно, не оставив об этом никаких следов. Так и уходит большинство афонских старцев, и лишь с годами, Промыслом Божиим, о некоторых из них становится известно в миру. Именно так и случилось со старцем Иоанном. В письме инока Манявского скита Леонтия члену Львовского братства Н. Золоторуцкому от 9 сентября 1633 года впервые упоминается старец Иоанн как преставившийся. Более того, отец Леонтий пишет о нем с глубочайшим почтением и называет «блаженной памяти великий старец Иоанн Вишенский Свято горец». 202

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАИСИЙ ВЕЛИКИЙ Прп. Паисий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Фукас Прп. Паисий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Фукас [Греч. Πασιος Μγας; копт. pi1wi и др.; араб.   и др.] (IV - нач. V в.), прп. (пам. 19 июня; пам. копт. 8 эпепа/абиба (2 июля)), егип. подвижник. Греч. Житие П. В. (BHG, N 1402-1403), согласно его тексту, было написано Иоанном Коловом. Если имеется в виду прп. Иоанн Колов (пам. 9 нояб.), вместе с к-рым подвизался П. В., то эта атрибуция ошибочна, т. к. прп. Иоанн скончался раньше своего сподвижника ( Evelyn-White. 1932. P. 111. Not. 3). Речь также может идти об Иоанне Колове , ученике прп. Евфимия Нового Фессалоникийского (кон. IX в.), но и это маловероятно. По мнению Х. Дж. Эвелин-Уайта, оригинал Жития предположительно был написан в VII в. или раньше, но вопрос датировки требует дальнейшего прояснения (Ibid. P. 111). Греч. версия была издана в 1803 г. прп. Никодимом Святогорцем в составе «Нового Эклогиона» ( Νικδημος Αγιορετης. Νον Εκλγιον. Αθναι, 1975r. Σ. 111-131), затем - И. В. Помяловским ( Помяловский. 1902 (с рус. пер.)). Известна араб. версия (или версии (?); не изд., о рукописях см.: Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 539; Эвелин-Уайт опирался на содержание рукописи Paris. arab. 4796. Fol. 119-169v, XIX в.). От араб. версии (или лежавшей, возможно, в ее основе коптской), очевидно, происходит сказание о П. В., вошедшее в копто-арабский Синаксарь (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версию. В копто-арабской традиции П. В. отождествляется с основателем мон-ря Дейр-Анба-Бишой в Ските (Вади-эн-Натрун). Некий авва Паисий фигурирует в нескольких апофтегмах как брат прп. Пимена Великого (Apophthegmata Patrum//PG. 65. Col. 317), однако Ж. К. Ги предлагает отличать его от П. В., как и Паисия, брата Исаии, о котором пишет в «Лавсаике» Палладий , еп. Еленопольский ( Pallad. Lausiac. 14; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. Р. 53).

http://pravenc.ru/text/2578681.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010