81 ЧАСТЬ I Европе) развивалась в линиях отхода и разрыва с Церковью, но не с христианством,. Вот отчего в самой динамике культурного творчества, в движущих силах культуры пылает видимым или скрытым пламенем вековая тяжба с Церковью. В России этот процесс отхода от целостной церковности и создания нового стиля «мирской» жизни начался приблизительно уже в конце XV века (при Иоанне III), – но уже тогда он сразу осложнился тем, что новый стиль жизни формировался под влиянием западной светской жизни, притягательность, а позже и очарование которой действовали чрезвычайно сильно на русских людей. Этот процесс принимает яркие, можно сказать – «острые» формы после Смутного времени, т.е. с половины XVII века, но во всей своей силе, почти «стихийности», он проявился при Петре Великом и его наследниках. Сначала быт самих царей и их приближенных, а затем постепенно и тех слоев, которые их окружали, стал сильно и быстро меняться. Не только разные технические «удобства» жизни, но еще больше эстетика западного быта пленяли русских людей с невообразимой силой. Уже в XVII веке у нас заводится театр, а при Петре Великом, под его прямым наблюдением и по строгому приказу, насаждаются разные формы западного быта (костюмы, снятие бороды, ассамблеи, свободное появление на них женщин и Эти перемены отвечали, конечно, внутренним сдвигам, происходившим в русской душе, – и прежде всего внутренней секуляризации, которая создавала потребность и внешнего выражения своего. Так было и на Западе, который не обошелся без своей модели (каковой была для него античность), но на Западе этот процесс шел около двух веков. В России же наличность живой и привлекательной западной «модели» устраняла (по крайней мере первое время) необходимость самостоятельной выработки нового стиля жизни. Вот отчего этот стиль жизни формируется в верхних слоях русского общества с такой быстротой, что уже через несколько десятилетий старый быт сохранился в целостности лишь в провинции, – у народа, да у старообрядцев. Разумеется, менялись не только внешние формы жизни, – вырастала потребность и в новой «идеологии», – вместо былой (церковной). Всюду вспыхивает жажда образования и именно светского, – в данный момент находимого на Западе. Как типична в этом отношении биография Ломоносова, сына дьячка, пробравшегося в Москву в Духовную Академию, попавшего за границу и ставшего затем замечательнейшим ученым! В биографии многих русских людей XVIII века есть сходные внешние черты, – и всюду порази-

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Дмитрий и Мануил Рало в 1490 г. привезли с собою пушечников и серебряников. В 1492 г. рудоискатели Андрей Петров и Болтин нашли у реки Цылмы серебряную и медную руду на 10 верст 66 . Открытие сие дало средство доставать и плавить металлы. Огнестрельное оружие появляется в первый раз при осаде и взятии Москвы Токтамышем; оно известно было под именами: пушек, тюфяков, пищалей, затинных, ломовых и завесных. С прибытием в Москву 1473 г. Фиоравенти Аристотеля учрежден в ней пушечный двор, где начато литье пушек и колоколов. Венецианцы Павел Дебосис и мастера Петр и Яков, прибывшие в Россию, занимались этим делом. Первый в 1482 г. вылил огромнейшую пищаль, известную под именем Царь-пушки; Яков в 1483 г. слил пушку, хранящуюся теперь в С. Петербургском арсенале, как древнейший образец литья пушек в Москве 67 . При Великом Князе Василие и сыне его Иоанне III огнестрельное оружье вошло в большее употребление при осаде городов и в битвах под управлением розмыслов; тогда являются и Русские литейные мастера, которые оставили нам пушки, замечательные не только по своей огромности, но и по чистоте отделки и по затейливости рисунка. Литье колоколов также продолжалось Русскими и чужестранными мастерами. Вечевые колокола, привезенные из Новгорода и Пскова служили в Москве памятниками покорение вольных городов и вместе литейного искусства 68 . В XV и в начале XVI века Русские не без успеха продолжали упражняться в иконописании, стенописи и миниатюрной живописи, известной и в предыдущем столетии; первое было раболепным подражавшем Византийским образцам, а последние носят на себе печать влияния западного, которое распространило в последствии так называемый Фряжский стиль, отличавшийся от Корсунского пропорциональностью фигур, дебелостью и круглостью лиц, яркостью колорита. Кроме посольств Папских, он имел случаи проникнуть в Россию, при Софьи Фоминичне, с которою прибыли в Москву многие Фрязи, и которая сама привезла с собою из Италии иконы. Но иконопись Греческая, или Византийская, известная в летописях наших под именем Корсунского письма и бывшая у Русских в употреблении после вторжение в Россию Монголов и после взятия Константинополя Турками, усвоена была себе православною Русскою церковью, как согласная с ее преданиями 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Имя этой Моравы особенно распространилось, со времени могущества Святополка, к югу от Карпатов, где была епископия и княжество нитранское, и на всю Паннонию, так что стало две верхних Моравии (Методие архиепископ Вышнюю Мораву – по житию Мефодия у Калайдовича в Иоанне Экзархе Болгарском 10 и 90 стр.). Из них одна была Моравия Преддунайская (Conversio Anonymi. Salisburg... Privina exulatus a Moimaro duce Maravorum supra Danubium), другая Моравы паннонская πσκοπος Μορβου τς Παννονας (Vita s Clementis, ed. Miklosich c. III). Фульдский летописец восточные края Хорутании прямо называет южною частью Моравии (а 901: interdum vero Ungari australem partem regni illorum (Мораван), Caruntanum, devastando invaserunt). Это великая Моравия Константина Порфирородного ap. Stritter T. II, pag. 1, с. XIII: Turcis contermina est ad meridiem magna Moravia, sive Suendoploci regio, quae omnino a Turcis vastata est... c. XXXVIII: Turci.... magnam Moraviam ingressi, incolas ejus expulerunt, ibique sedes suas posuerunt; точнейшее указание в с. XV: ad cursum fluminis extat Sirmium, quod Belegrad abest duorum dierum itinere; inde magna Moravia baptisma carens (как занятая в ero время Уграми....) См. Шаф. § 42, 1, и прим. 17, 18; снеси Лелевелев разбор баварского географа р. 28–9; Dudik, Mährens allgemeine Geschichte, ss. 100–101. 115 Bulla Eug, II. Erben 21. Но эта булла составлена позднее и из неё нельзя заключить о времени княжения Моймира. Из слов Anonymi Salisburgensis о Моймире и Прибине можно вывести, что борьба между ними началась около 830 г. Ann. Fuldenses ар. Pertz. I. под 846 г. упоминают о низвержений Моймира. 118 Любушин Суд. изд. Шафарика и Палацкого в Die ältesten Denkm. der Böhmischen Sprache. Prag. 1840. 119 У нынешних Сербов восточной церкви, на юг от Дуная, где всего более сохранился обычай выбирать старейшин и поручать им заведование семейными и домашними делами, называется он старейшиной, владыкою называют там епископа; Palacky, Dêjiny I. str. 189–190. Die ältesten Denkm., при объяснении 5 стиха Любушина Суда; – в Далмации называется еще materfamilias владыкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Помимо грандиозной стратегической цели, руководителям «экспедиции» было поставлено практически мыслящим Государем и несколько конкретных задач, выполнение любой из которых с лихвой оправдывало все расходы на ее проведение. Большинство из которых и было, как мы видели блестяще выполнено. А пополнение царских кладовых «сокровищами Эльдорадо», извлеченных из трюмов «золотых караванов», позволило Царю, несмотря на поражение в Ливонской войне сохранить и власть, и династию, и царство. При Грозном Царе Русь расправила плечи от Балтики до Сибири, и встала в рост от Антарктики до Северного Ледовитого океана. Вступив на престол Иоанн унаследовал 2,8 млн. кв. км. В результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое – Грозный царь оставил нам в наследство уже 5,4 млн. кв. км – чуть больше, чем вся остальная Европа. В это же время население страны выросло по различным оценкам на 30-50% и составило 10-12 млн. человек . И это при непрерывных войнах и пресловутых “жестокостях” Великого Государя! А оставленные в секретных кладовых богатства позволили быстро восстановить и уровень жизни населения при Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове, а также быстро воспрянуть под скипетром Романовых после трагедии Смутного времени. (Продолжение следует) Иван III даже писал как-то по схожему поводу рязанской княгине: “Ан повесь их, матушка”. Нечволодов А.Д. Указ. соч. Ч. 4. С. 173-174; Богданов А. Удивительные приключения русского посланника.//Разведка была всегда. - М.:АРМАДА, 1998. С. 175-192. “Переходя в Польшу, он [Курбский] являлся честолюбивым карьеристом. Король предоставил ему Кревскую старостию, десять сел с 4 000 десятин земли в Литве, город Ковель с замком и 28 селений на Волыни”.//Валишевский К.. Иван Грозный. - М.: ИКПА, 1989. С. 259. Манягин В.Г. Апология Грозного Царя. Критический обзор литературы о Царе Иоанне Васильевиче Грозном. - М.: Русский Вестник, 2002. С. 49-52. Отметим, что оба руководителя экспедиции были еще незаурядными полиглотами, что и сделало возможным эту, кажущуюся фантастической и предвосхищающую подвиги незабвенного капитана Блада, акцию.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/02/...

Вторая часть включает т.н. сборник декреталий Григория IX, составленный около 1234 г. и содержащий папские распоряжения, начиная с Александра III (1159–1181), разбитые на пять отдельных сборников (т.н. compilationes prima, secunda, tertia, quatra и quinta); деление на пять частей сохранилось и в сборнике Григория IX. В отличие от декрета Грациана, содержащего право в научной обработке – то, что римляне называли ius, – декреталии содержат прямые законодательные постановления (leges). Третью часть составляет дополнительный сборник папских декреталий и канонов, составленный по приказанию Бонифация VIII и посланный им в 1298 г. в университеты Болоньи и Парижа для руководства при обучении докторов. Сборник включает декреталии, изданные после Григория IX, а также постановления Лионских соборов 1245 и 1274 гг., разделяется на пять частей и, являясь дополнением к прежним пяти компиляциям декреталий, называется обыкновенно Sexta. Четвертую часть составляют т.н. Климентины – сборник папских декреталий, составленный в 1313 г. по приказу Климента V, одобренный консисторией и посланный в Орлеанский университет, занимавший тогда первое место; университеты Парижский и Болонский получили сборник только при Иоанне XXII (1316–1334). Климентины, составляя последний официальный сборник декреталий, называются поэтому Corpus iuris canonici clausum. После Климентин дополнения делались комментаторами и издателями отдельных частей источников канонического права. Шаппюи дополнил Климентины двумя сборниками, названными Extravagantes Joannis XXII (декреталии до времени этого папы) и Extravagantes communes (декреталии последующие, до Сикста V – 1585–1590). Выражение это означает, что новые сборники находятся вне официальных Климентия. Оба они составляют пятую книгу Corpus Iuris Canonici, разделенную на пять частей и называемую Corpus iuris canonici non clausum. Папа Пий V (1566–1572) в 1566 г. учредил комиссию из кардиналов и ученых–канонистов, которая стала называться «комиссией римских корректоров» (correctores romani). Задачей ее стала подготовка нового издания «Корпуса» вместо прежних, ввиду активной работы специалистов по критике его текста. В комиссию входили, в частности, кардиналы Уго Буонкампаньи (позже – папа Григорий XIII) и Феличе Перрети (позже – папа Сикст V), а основную роль в ней играли кардиналы Франческо Альчиати и Антонио Карафа. Корректоры провели работу по сличению прежних печатных изданий «Кодекса» с ватиканскими рукописями Декрета Грациана. Они стремились восстановить не оригинал текста Грациана 12 века, но оригинальные тексты источников, цитированных Грацианом. В этих целях они использовали дограциановы канонические тексты, тексты Соборов и свв. отцов. Ошибки Грациана выправлены в маргиналиях. Базовой задачей корректоров было не восстановить филологически безупречно источник 12 в., а выработать стандартный текст для практического использования с учетом средневековых глосс.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Делич в комментарии на книгу Бытия (изд. в 1872 и 87 гг.) приписывает самому Моисею только большую часть Второзакония, книгу Завета (Исх.19—24 глл.) и некоторые другие отделы. Другие части Пятикнижия писались Елеазаром, сыном Аарона, каким-нибудь старейшиной, Иисусом Навином. Затем собирались и пополнялись перед Иосией, после Иосии, но прежде плена. А все Пятикнижие едва ли было закончено ко времени LXX толковников, т.е. к III веку до Р.Х.    Зейнекке (Geschichte des Volkes Israel. 1884 г.) начало происхождения Пятикнижия, происхождение Второзакония, относит ко времени первых Птоломеев (320—250 г. до Р.Х.), происхождение книги Левит, называемой им священническим кодексом, относит к 164 г., когда якобы Лжеиезекииль издал свои пророчества. О существовании же всего Пятикнижия есть свидетельства только от второй половины предпоследнего века (136—106 г. до Р.Х.), когда самаряне при Иоанне Гиркане получили его от евреев. Но кем, как и когда оно написано, для смелого в других случаях Зейнекке эти вопросы остались не решенными. Принятие же самарянами Пятикнижия от евреев, как последнюю хронологическую дату о существовании Пятикнижия в нынешнем виде, признают и позднейшие, нам известные, ученые: Гункель (Handkom. zum Genes. 1901 г. LXX s.) и Кауч (Guthe. Bibelworterbuch. 1903 г. 450 s.).    Все упомянутые нами многочисленные рационалистические гипотезы, предположения и соображения, как в XVII и XVIII столетиях, так и в XIX и текущем ХХ-м, не оставались без разбора. Наиболее ценными в апологетическом духе трудами из XIX в. считаются следующие: Hengstenberg. Autentie des Pentateuchs. Berl. 1836—1839. Hдvernik. Einleitung in das Alte Testament. 1836—49 гг. Smith. The Book of Moses or the Pentateuch in its authorship. Lond. 1868. Knabenbauer. Der Pentateuch und die unglaubige Bibelkritik. 1873 г. Keil. Einleitung... (1873) и Kommentar ьвег die Вьснег Moses (Leipz. 1866—70). Cornely. Introductio specialis in V. T-ti sacros libros. Par. 1887 (из общего издания Gursus Scpipturae sacrae.). Vigouroux. Ies livres saintes et la critique rationaliste. Par. 1890. Martin. Introduction a la critique general de 1 " Ancien Testament. — De 1 " origine du Pentateuque. Par. 1886—1889 гг. Hoedemaker. Der Mosaische Ursprung der Gesetze in den Buchern Exodus, Leviticus und Numeri. 1897 г. Green. Die Hohere kritik des Pentateuchs. 1897 г. Green. Die Einheit der Genesis. Gutersloh. 1903 г. В русской литературе: проф. Ф. Елеонский. Разбор мнений современной отрицательной критики о времени написания Пятикнижия. Христ. Чт. 1871, II; 1872, 1-ΙΙΙ. 1873, ΙΙ-ΙΙΙ. Царевский. О подлинности Пятикнижия. Труды Киев, акад. 1889 г. Арно. Защита Моисеева Пятикнижия. Прав. Соб. 1870. I.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

В начале княжения В. И.- в 1507-1508 гг. военные действия были не столь успешными, как в предыдущее правление, им предшествовала неудачная попытка В. И. занять освободившийся литов. престол. В ходе военных действий 1512-1514 гг. рус. войска взяли Смоленск (присоединение его к России зафиксировано в русско-литов. соглашении 1522 г.), позднее были сделаны неудачные попытки взять Полоцк, др. города. В рус.-ливонских отношениях рус. правительство до сер. XVI в. не ставило задачи подчинения Ливонии и освобождения выходов в Балтийское м. Рус.-ливонские договоры включали лишь статьи, предусматривавшие создание более благоприятных условий для торговли рус. купцов в Ливонии. Стабилизация отношений с Крымом и Казанью, достигнутая при Иоанне III, нарушилась в связи с изменением соотношения сил между ханствами после уничтожения Большой Орды в 1502 г. Отражение военных набегов и походов сочеталось с дипломатическими усилиями в урегулировании сложных вопросов. Правительство В. И. стремилось к поддержанию дружественных отношений с султанской Турцией. Попытки империи и папства вовлечь Россию в антитур. коалиции оставались безрезультатными, поскольку Россия не чувствовала себя готовой к военному противостоянию. Весьма активными были сношения с папским престолом, ведшиеся не на церковном, а на гос. уровне. Предложения о вступлении в антитур. коалицию со стороны папы Льва X сопрягались с предложениями о «соединении Церквей» на условиях Ферраро-Флорентийского Собора (бреве к В. И. 4 июля 1518 и наказ посланнику в Москву 16 сент. того же года). Папа Климент VII писал вел. князю только о «единении» Церквей, не касаясь др. вопросов, и утверждал, что считал бы для себя высшей наградой «священный союз любви и дружбы (бреве 25 мая 1524). В. И. в ответ заверял в готовности быть с папой «в любви и добром согласии», но отвергал унию, заявляя, что «от прародителей своих закон греческой... держит крепко». Перед самой кончиной В. И. принял монашеский постриг с именем Варлаам. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/150787.html

В городах было сравнительно мало людей, которые составляли рыцарство, имели поземельную собственность и жили доходами с нее или вообще капиталом; большинство населения принадлежало к купцам и ремесленникам, которые занимались промыслами – торговлей и ремеслами, и жили личным трудом. Пока перевес в гильдиях имело духовенство, они сохраняли религиозный характер и оставались духовными гильдиями; пока членами их были главным образом лица, принадлежавшие к рыцарству, на которых, как мелких поземельных, алодиальных собственников, всего более простирался гнет сильных феодалов, гильдии оставались оборонительными. Но членами гильдий были не исключительно духовенство и рыцари. Поскольку средоточием гильдий были города, а большинство городского населения составляли купцы и ремесленники, то последние и стали наполнять собою гильдии. Вместе с тем начал изменяться самый характер гильдий. Первоначальная их цель – религиозная духовных гильдий и политическая оборонительных – отступила на задний план: члены гильдий – купцы и ремесленники – начали вносить в свои статуты постановления, которые обеспечивали их занятия – торговлю и ремесла. Таким образом духовные и оборонительные гильдии превратились в промысловые, которые, в свою очередь, распались на купеческие и ремесленные, смотря по тому, из кого они состояли – из купцов или ремесленников. Купеческие гильдии впервые появились в Англии. В Лондоне и Йорке они существовали еще в англо-саксонский период; в других городах Англии они особенно распространились при королях: Генрихе II, Иоанне и Генрихе III. Они перешли также и в Шотландию: сохранившийся статут купеческой гильдии города Бервика, от 1284 г., занимает одно из первых мест по своей полноте 57 . Не подлежит, далее, сомнению существование купеческих гильдий во Франции в XIII в.: в 1204 г., в Париже, встречаются mercatores hansati 58 , которые потом, в 1220 г., купили себе у короля различные привилегии и пользовались ими во все последующее время, за исключением конца XIV и начала XV вв., когда права парижской купеческой гильдии были уничтожены (в 1411 году они снова восстановлены).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Доктор Гиацинтов является членом совета директоров Российско-американского совета по торгово-экономическому сотрудничеству, а также действительным членом Нью-Йоркской Академии наук, Общества ядерной медицины, Американской ассоциации клинической химии и Регионального экспортного совета по штату Нью-Джерси, являющегося отделением Министерства торговли США. В 2004 году при активной поддержке компании DRG и К.Э. Гиацинтова начала свою работу благотворительная программа «Шаг к здоровью», целью которой является раннее выявление и коррекция отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у детей из социальных учреждений Санкт-Петербурга. Было закуплено профессиональное оборудование, позволяющее выявить такие отклонения; начаты медицинские осмотры. Наша беседа с Кириллом Эрастовичем Гиацинтовым – о его семье, о деятельности Российского Дворянского собрания в Америке, о впечатлениях от современной церковной жизни в России.   – Кирилл Эрастович, вашими предками были выходцы из священнического рода Рязанской епархии, которые потом получили дворянство. Как служили они Российской империи, и как восприняли катастрофу 1917 года? – Да, действительно, фамилия Гиацинтов из священнического сословия. Насколько я знаю, в 1603 году, когда к именам и отчествам на Руси начали добавлять фамилии, в церковной школе ряд учеников получили фамилии от названий цветов (в их числе Гиацинтов), другие – от названий животных (Волков, Зайцев) или по месту жительства (Москвин, Калугин). Потомки этих первых священников Гиацинтовых перешли на государственную службу, получили потомственное дворянство. Они оканчивали военные училища и служили офицерами на Кавказе, в Крыму и многих других местах. По женской линии мы в родстве с боярами рода Шубиных, дворянами Измайловыми (они – из татарских князей). Один из Измайловых участвовал во взятии Казани при царе Иоанне Васильевиче Грозном (потом ему отрубили голову). Его потомком был генерал-аншеф Измайлов, оставшийся преданным императору Петру III и поэтому сосланный Екатериной Великой в свое имение. Один из моих прадедушек, Мазаракий, происходил из очень древнего дворянского рода. Он был боевым офицером, участвовал во взятии Карса.

http://pravoslavie.ru/33527.html

св. Феодосия I Великого и членов его семьи, к-рые проволокли по улицам и разбили. Зачинщики были схвачены и заключены под стражу; в город для разбирательства прибыли имп. сановники - Кесарий и Эллебих. Еп. Флавиан отправился в К-поль, чтобы попытаться умилостивить императора. Незадолго перед тем имп. св. Феодосий сурово наказал за подобный мятеж жителей Фессалоники (было убито неск. тыс. чел.). И. З. и Ливаний остались в Антиохии; их речи (с разных позиций расценивающие происходящее) являются важными источниками сведений по истории этого мятежа. И. З. на протяжении Великого поста произнес 21 гомилию «О статуях, к народу антиохийскому». В них он соединил великопостную проповедь на тему покаяния и внутреннего совершенствования с информированием населения о том, как развивается дело о статуях. Эти гомилии успокоили антиохийцев, к-рые затем, в т. ч. благодаря ходатайству еп. Флавиана Антиохийского (см.: Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. III, XXI), были прощены императором. Время пресвитерского служения И. З. оказалось самым плодотворным в творческом плане: к этому периоду относятся почти все его основные экзегетические беседы, а также много гомилий, посвященных нравственным, догматическим и аскетическим вопросам. Константинопольский период I. Переезд в К-поль и поставление на епископскую кафедру. После смерти К-польского еп. Нектария (27 сент. 397) возникли затруднения с подбором кандидатуры на освободившуюся кафедру. По словам еп. Палладия, «тогда сбежались нежелательные люди, стремящиеся к предстоятельству: какие-то мужи, не являющиеся мужами; пресвитеры лишь по достоинству священническому, но недостойные священства; одни - обивающие пороги претории, другие - дающие взятки, третьи - ползающие на коленях перед народом» ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 5//SC. 341. P. 112). Ситуация усугублялась столкновением интересов К-поля и Александрии. К-поль ни при каких условиях не желал контроля со стороны Александрии - ни политического, ни церковного, а Египет старался приблизиться к имп.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010