Прикровенное учение «Лествицы» о молитве О четырех ступенях молитвы Иисусовой 14 апреля, 2015 О четырех ступенях молитвы Иисусовой Диакон Павел Сержантов предлагает читателям «Правмира» собственное исследование бессмертного произведения преподобного Иоанна Лествичника. Ох, и долго же идти от монастыря святой Екатерины до кельи преподобного Иоанна Лествичника . Справа и слева нас обступают красновато-гранитные синайские скалы. Полторы тысячи метров над уровнем Чермного моря. Суховатый скупой запах пыли сменяется изобильным ароматом горных трав. Диакон Павел Сержантов Дорога ведет то под уклон, то поднимается ступенями, открывая широкий обзор каменистой пустыни. Справа в ущелье виднеется пересохшее русло реки. Пригревает южное январское солнце. Наконец-то мы добрались до монастырского огорода. Здесь от души цветет миндаль. Мы упорно шагаем к Иоанновой келье, откуда и вышла «Лествица» с ее удивительным учением о пути христианской жизни. Игумен Иоанн жил в пещерной келье на отшельничестве. Собрат из Раифского монастыря попросил авву Иоанна дать наставление в христианской жизни. Так полторы тысячи лет назад появилась «Лествица». Теперь это классика христианской духовности. Первые шаги на пути Весь духовный путь преподобный Иоанн запечатлел в живом образе 30 ступеней. Число символичное. Тридцати лет Христос вышел на спасительное служение людям. В древности 30 лет считалось совершенным возрастом, когда усердно поучившийся человек готов научить других людей. 30 ступеней духовной лествицы последовательно ведут человека к совершенству. Проследим эти духовные ступени по книге. С 1-й по 7-ю ступени посвящены покаянию . Вот с чего начинается отрыв человека от низкого пресмыкания по земле. Святой Иоанн описывает покаяние не формальное, не поверхностное. Не просто сожаление о некоторых поступках, а монашеское отречение от жития мирского, то есть от греховного образа жизни. Через послушание монах учится творить волю Божию и отсекать свои греховные желания (Леств. 4). А еще покаяние связано с памятью смертной (Леств. 6) и с радостотворным плачем, то есть с таким проявлением покаянной печали по Богу , которая приводит человека к радости по Богу (Леств. 7).

http://pravmir.ru/prikrovennoe-uchenie-l...

С Иоанном Лествичником и его братом Георгием традиционно связывается история сыновей константинопольского сенатора Ксенофонта и его жены Марии – Иоанна и Аркадия (в монашестве Георгия) (память всех четверых совершается 26 января (ст. ст.)). Братья учились философии в Вирите (Бейруте), по возвращении туда из дома потерпели кораблекрушение, но порознь спаслись и приняли иночество в Палестине. Однако надежных оснований для такого отождествления нет. Лествица, как и прибавление к ней, Слово к пастырю, были написаны по просьбе друга преподобного Иоанна, настоятеля Раифского монастыря, также Иоанна, который составил и первые комментарии к Лествице. Впоследствии появились комментарии Илии, архиепископа Критского (XI век), и других отцов. О рукописной традиции, переводах и печатных изданиях Лествицы Имеется несколько десятков рукописей Лествицы на древнегреческом языке, хранящихся в библиотеках монастыря Святой Екатерины на Синае и многих афонских монастырей. Греческая рукопись Лествицы 1285 года находится в Государственном историческом музее в Москве 2 . Древнегреческий (оригинальный) текст Лествицы был впервые издан немецким иезуитом Матфеем Радером, причем вначале, в 1606 году в Аугсбурге, вышло в свет Слово к пастырю, а затем в 1633 году в Париже – весь текст Лествицы вместе с комментариями (схолиями). Несмотря на то, что текст Радера имел множество недостатков, он в течение 250-и лет оставался единственным печатным древнегреческим текстом, в 1860 году был включен в 88-й том Греческой патрологии Миня (далее – PG), (col. 596–1209), а в 1941 году, в Турине, почти без изменений был перепечатан Петром Тревизаном 3 . В 1883 году новое древнегреческое издание Лествицы предпринял в Константинополе пустынник Софроний, «иже на Святой Горе Афон близ Великой Лавры». Он взял за основу рукописи монастыря Дионисиат 4 . По общему признанию, текст Софрония намного совершеннее текста Радера 5 . Критического издания Лествицы нет. Некоторые новогреческие переводы Лествицы остаются или до последнего времени оставались в рукописях. Среди таковых отметим свободный перевод с толкованиями 6 святителя Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV–XV века), изданный в 2002 году в Превезе митрополитом Никопольским Мелетием 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Таково, напр., категорическое замечание Иоанна Лествичника : «Без исповеди никто не получить прощения грехов», – и комментарий на него Иоанна Раифского, рассуждающий: «К исповеди грехов мы обязуемся повелением Бога, как это видно из преданий апостолов и оставленных ими чрез Св. Духа предстоятелям вселенской Церкви правил. Если мы, соблюдая эти правила и постановления, исповедуем грехи, по их заповеди, священникам Божиим – то удостоиваемся получить снисхождение и прощение» 911 . Однако и эти, надо заметить, наиболее характерные свидетельства, – еще весьма далеки от того, чтобы проводить идею обязательности сакраментальной исповеди в трактуемом нами смысле. – Они настаивают на обязательности исповеди, так сказать вообще, без всякого отношения к юридическому значению этой обязанности. Такое отношение произведений древне-церковной литературы к занимающему нас предмету вполне гармонирует в отношением к нему и канонических правил Восточной церкви. – В последних ни в одном – не только от раннего, но и от позднего времени, не проводится идеи обязательного требования исповеди от каждого верующего, требования в том виде, как оно формулируется теперь. – Не спорно, мы наблюдаем в более поздних из этих правил воззрение к сакраментальную исповедь, как уже прочно сложившийся институт, однако, при всем этом, в канонических правилах ни в одном случае не указывается наказания за уклонение от исповеди. – Этому, как нельзя более, соответствуют и постановления византийской государственной власти по делам Церкви, – которые также ни одним словом не обмолвились об обязательности исповеди. Руководясь всем этим, мы считаем себя вправе сказать, что требование обязательной исповеди, влекущее за собою при уклонении от него известное наказание, в древней Церкви не было ясно формулировано. – Помимо отмеченного нами молчания всех указанных источников, красноречивым подтверждением тому может еще служить молчание же первого нарочитого устава совершения исповеди, разумеем, – устава Иоанна Постника ; отсутствие в нем указания, противоположного только что сделанному нами выводу, раз последний не справедлив, – как очевидно, было бы более чем странно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

л. 2. Скрижали духовныа, Иоан Иоаннови радоватися. л. 3 об. Пределовие слова, емуже именование Скрижали духовные. л. 4. Житие вькратце отця Иоана, игумена св. горы Синаскыа, нареченнаго Схоластика, в святых поистинне. Снисажеся житие се от Даниила, инока смиреннаго раифскаго. л. 8 об. Изображение 30 степеней Лествицы. л. 9. Заглавие Лествицы: Книга глаголемая Лествица, Слово постничьское отца Иоана, игумена иже в Синаи горе мнихом о твержени суетнаго житиа, еже и посла к отцю Иоану, игумену раифскому, понужден быв от него списати. л. 221 об. Слово к Пастырю отца Иоанна, игумена иже в Синайстей горе иноком. л. 240 об. Известие о св. Отцах, носивших имя Иоанн. (листы 242–244 порожние). л. 245. Поучения аввы Дорофея , сходны с. 163. С л. 425, следовавшего после 418, прибавлено: Тогоже отца нашего Василиа предисловие постническое. Нач. Посниичьское житие един разум имать спасение. См. 129 л. 67. Продолжение чит. 419 и далее. л. 421. Тогоже устави по широте. Там же л. 68. л. 427. Правило данное ангелом В. Пахомию и Чин, како подобает пети 12 псалмов. По окончании слова к Пастырю л. 240. внизу мельчайшим полууставом: Написана книга сиа в лето 6941 (1433), а окончена тогоже лета на память св. Максима исповедника (т. е. генваря 21). 169. (1676.) Иоанна Лествичника и аввы Дорофея книги с прибавлениями, полууст. напис. 1433 года, в четверть, 515 листов, заставки киноварные. Книга первого аввы сходна с предыд. книга второго, начин. с л. 258, с 163. Прибавления: л. 1 и 2. Слово полезно о иночском житии. Нач. Услишите, братиа моа възлюбленная, колико почтен бысть иночьскый чин. л. 425 об. Препод. отца нашего Зосимы беседы душеполезны о безлобии и о любви и еже удръжати ярость. Съписаны учеником его Калистом. См. 167 л. 433. л. 462. Иже в святых отца нашего Афанасиа Великаго , патр. александрийскаго, Слово оглавлено в сотницю едину к заповедем Божиим всем отвергшиим мира и хотящим спастися. См. 165 л. 268. л. 470. Св. Иоанна Златоустаг о Слово 86, о тръпении, о богопохвалении и да не тако плачемся о умерших. См. 145 л. 169.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Преподобный Иоанн и его «Лествица» Преподобный Иоанн Лествичник VII столетие было временем катастрофического падения образования и культуры на латиноязычном Западе империи, в Италии и Африке, до известной степени этот процесс захватил и грекоязычный мир. Очагами просвещения все в большей мере и на Востоке становятся монастыри, количество которых в эту эпоху росло; множилось и число их насельников. В отличие от приходивших в упадок светских школ, в которых продолжали изучать «внешних» писателей, монастырская школа и монастырская наука носили исключительно христианский характер, и создававшиеся в этих обителях труды посвящались науке из наук – учению о спасении. Многие из этих писаний утрачены, но лучшие аскетические творения сохранились тщанием усердных читателей и переписчиков. В сокровищницу святоотеческих творений вошла читаемая и усердно изучаемая ищущими спасения христианами на протяжении многих веков «Лествица» («Климакс») преподобного Иоанна, который своим прозвищем Лествичник обязан этому своему творению. Его житие составлено было учеником преподобного монахом Раифского монастыря Даниилом. В нем сообщаются основные сведения о его жизни и подвигах, но время и место его рождения, равно как и дата его кончины остаются в точности неизвестными. «Не могу сказать с достоверностью, – так начинается составленное Даниилом Житие святого, – в каком достопамятном граде родился и воспитывался сей великий муж» 26 . По версии Никифора Каллиста, написавшего толкования на «Лествицу», этим градом была столица империи. Каллист называет отцом преподобного Иоанна святого Ксенофонта, а братом его Аркадия, но в других источниках эти сведения не находят подтверждения. Из источников на основании косвенных данных извлекаются и разные даты его рождения: 525 или 579 годы, а также кончины – 595, 605, 649, 680 годы. Во всяком случае хронологические рамки его жизни определяются следующим образом: «с одной стороны, он жил не ранее подвижников газской школы преподобных Варсонофия Великого и Иоанна (VI в.), аскетическое учение которых нашло отражение в “Лествице”, с другой стороны, до преподобного Феодора Студита (конец VIII в.), во времена которого Иоанн Лествичник почитался как подвижник прошлого» 27 . Основные события его жизни, обозначенные в Житии, написанном Даниилом, известны.

http://pravoslavie.ru/98188.html

Этот великий авва Дорофей был старцем Досифея, которого непрелестно вел к Богу, и, как уже упоминалось, за несколько недолгих лет Досифей уготовал себя в сосуд Святаго Духа. Таким образом, по-видимому, в VI, и в начале VII века, создавались даже определенные школы, поколения старцев, где утверждалось преемство духовных завещаний, традиций, положений. К тому же времени относится и другой замечательный документ школы старчества так называемая «Лествица» св. Иоанна Лествичника , написанная, как значится в заголовке книги, по просьбе игумена Раифского монастыря аввы Иоанна. Предельная ясность и точность выражений, сжатость изложения при глубине содержания, часто поражающий душу ритм не только слов, но и смысла написанного делают это прекрасное произведение поистине божественным, непревзойденным. «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь и спасение – так начинается третий раздел первого слова «Лествицы», всех – верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых, так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха, несть бо лицеприятия у Бога» 490 . Тонкие философы современности не смогли бы лучше изобразить этой трудной мысли о Промысле Божием в мире; вряд ли они смогли бы это лучше изобразить и в смысле формы, и в смысле ритма. Особой высоты достигают слова преп. Иоанна в ублажении им монашеского жительства. Преподобный авва пишет: «Монах есть тот, кто, будучи облачен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. М онах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени, и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный. Монах есть тот, кто, скорбя и болезнуя душею, всегда памятует и размышляет о смерти – и во сне, и во бдении. Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества для получения тех благ, которыя превыше естества» 491 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/put-k-...

Григориево повествование разделено как бы на две части: в одной описываются деяния Пр. Василия до знакомства с ним Григория. О них Григорий так говорит (п. 26.): «об этом я узнал от людей достоверных, которые во свидетельство своих слов призывали имя Бога.» Другая часть состоит из разсказа о том, что сам Григорий, сделавшись учеником Преподобного, видел. В подлиннике, помещенном у Болландистов, нет только истории о Бл. Феодоре, ученице Пр. Василия, которая, по преставлении своем, открыла Григорию в сонном видении о мытарствах, ею пройденных; ничего также не говорится о видении страшного суда Божия. Для объяснения сего надобно заметить, что житие Пр. Василия описано Григорием в двух видах, сокращенно и пространно. На это есть указание в напечатанном у Болландистов, сокращенном, сказании о Пр. Василие (п. 55.), как заметили и сами издатели. Между тем повествование Григория о видениях, сообщенных ему Феодорою, встречается и отдельно в греческих рукописях. (см. Lambec. comment. Csar Bibl. T. IV. p. 422. ed. Kollar.). Список жития Пр. Василия на греч. языке находится и между рукописями Моск. Синодальной библиотеки (по каталогу Маттея, под N 236, где оно помещено на 327 листах). 29. Страдание Марка, Епископа Арефусийскаго, и Кирилла диакона и иных (362 г.). От Св. Григория Назианзина и Феодорита. – В «Деяниях Святых» из тех же источников, 29 марта, стр. 774. Св. Григорий Назианзин был современник страданий Епископа Арефусийского, и изобразил, их в обличительном слове против Юлиана (Твор. св. Григория Ч. I. стр. 141.). О Марке Арефусийском, согласно с св. Григорием, говорит и Бл. Феодорит, равно и о диаконе Илиопольском Кирилле (Hist. Eccl. L. 3 . с. 7.). 30. Житие Иоанна Лествичника (под конец 6. в.). Списанное от инока Даниила Раифскаго и Синхрона Синаиты. – В «Деяниях Святых» помещены сказания того и другого отдельно 30 марта, стр. 831. Даниил писал житие Пр. Иоанна при жизни игумена Раифского Иоанна, по прошению которого написана Преподобным лествица, как сие видно из заключения сего жизнеописания. Прочие сведения, по всей вероятности заимствованы из устного предания синайских иноков. Апрель

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

    На высоте Господь воздержания истинна тя положи, якоже звезду нелестную, световодящую концы, наставниче Иоанне, отче наш.    «Господь поставил тебя, наставник и отец наш Иоанн, на высоту воздержания, как истинную неподвижную звезду, светящую далеким концам земли». ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА    Угодник Божий преподобный Иоанн жил в VI веке. Он был родом сириец, по своему сочинению названный Лествичником или автором «Лествицы», а по месту благочестивых подвигов — Синаит. На 17-м году своей жизни Иоанн принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору, а душу — на гору небесную (т. е. принял монашество в Синайской обители. — Прим. ред.). Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет — до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет. В продолжение сей необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя преподобный не уклонялся от пищи, разрешенной уставом во время поста, чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни, но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря к ней: молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру — это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие.    Преподобный Иоанн, поставленный руководителем (игуменом) других, начал путь нового восхождения к Богу и большего приближения к Небу. Подобно Моисею, он, по словам автора его жития, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали («Лествицу рая»), кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на Небо.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Кто только может изобразить все подвиги, борения, труды, искушения, какие он преодолевал в продолжение этих сорока лет? Вообще нужно сказать, что здесь именно, в долине Фола, среди постоянных, неослабных, тяжелых моральных и физических усилий и неотступной борьбы с грехом в сознании преподобного Иоанна слагалась и практически воплощалась в жизнь та удивительная лествица постепенного восхождения к небу, которую он написал потом Раифскому игумену и которая возвела к Богу так много странников и тружеников земли сей. «Лествица» эта явилась как бы откровением его сорокалетнего аскетического подвига, который он совершал втайне. «Ибо кто, – говорит Даниил, – в состоянии извести на позор словом и огласить повествованием, как проходил он здесь труды свои?.. Сорок лет он был в трудах и пощениях, возгораемый Божественною любовью, непрестанно распаляемый ее огнем» 27 . Здесь, в этой пустыне, в одиночестве, он стяжал дух непрестанного сокрушения, который источал из его глаз обильные токи покаянных слез. «И какие места, – замечает Даниил, – дам я в венце добродетелей тому источнику слез, который был в нем и который есть благодать редкая? Пищи он вкушал мало, хотя и ел все, что дозволяется иноческим уставом. И вкушением всего, как думаю, он премудро сокрушал рог кичения, а малостью вкушения смирял эту госпожу (плоть свою), взывая ей: “Молчи, перестань”» 28 . Он любил подвиг тайный. Поэтому, затворившись в пещере, он здесь возносил к небу свои вздохи, рыдания и вопли, и притом с такою силою, как будто его резали оружием, или жгли огнем, или вырывали глаза 29 . После блаженной кончины преподобного Иоанна показывали сокровенное место его подвигов, которое, по множеству излитых там слез, назвали «слезоточивым». Эти обильные слезы как огонь пожигали все нечистые помыслы и дела в душе Иоанна и оставляли на сердце его невыразимый мир Христов и благодатный духовный покой. Спал святой столько, сколько нужно было для того, чтобы «неусыпностью не расстроить достояние ума» 30 . Прежде чем лечь спать, он долго молился, плакал о грехах своих и о грехах других.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

В греческом издании «Лествица» называется «Слово подвижническое аввы Иоанна, игумена монахов на Синайской горе, которое он послал авве Иоанну, игумену Раифскому. Разделено на 30 глав, подобно ступеням лестницы, от более низких к более возвышенным возводящей. Посему книга и названа Лествицею». Книга призывает не только монахов, к которым она обращена непосредственно, но и всех христиан к постоянному, целожизненному движению вперед и вверх. Тридцать — число лет земной жизни Христа Спасителя до выхода Его на «общественное служение» — придает жизни христианина христологический характер, подразумевает и цель, и образец подвига: въ мру возраста ucnoлhehiя Христова — в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13). При этом образ лестницы не нужно понимать слишком буквально, не нужно задаваться вопросом, почему, например, глава 7 «О радостотворном плаче» предшествует главе 10 «О злословии и клевете». Огромные богатства книги «Лествица», конечно же, не исчерпать в журнальной статье. Поэтому попытаемся хотя бы маленькими цитатами представить каждую главу «Лествицы». «Слово 1, об отречении от жития мирского». «18. Не будем презирать или осуждать и такие отречения, которые бывают по обстоятельствам; ибо я видел бывших в бегстве, которые, нечаянно встретившись с царем, против воли вошли в его свиту и, вшедши с ним в чертог, воссели вместе с ним на трапезу. Видел я, что семя, нечаянно упавшее на землю, принесло изобильный и прекрасный плод; как и противное сему случается. Видел я человека, который пришел во врачебницу не затем, чтобы лечиться, а по некоей другой потребности, но, привлеченный и удержанный вежливым обращением врача, он освободился от мрака, лежавшего на его очах. Таким образом, и невольное в некоторых стало тверже и надежнее, чем в других произвольное». «Слово 2, о беспристрастии, отрешенности и беспечальности». «9. Никто не войдет в небесный чертог увенчанных, если не совершит первого, второго и третьего отречения. Первое есть отречение от всех вещей и человеков и родителей; второе есть отречение своей воли; а третие — отвержение тщеславия, которое следует за послушанием».

http://patriarchia.ru/db/text/6119896.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010