Даже в последнее время Голль старался доказать это положение 327 . Действительно в переходное время от IV к V в. публичное покаяние еще не успело выйти из употребления 328 . Так Синезий, епископ птолемаидский (V в.) рассказывает о публичном покаянии Лампониана, который, быв отлучен от церковного общения, оплакивал свое преступление и просил народ о ходатайстве 329 . В правилах Феофила александрийского упоминается о недопущении в церковь и о стоянии вместе с оглашенными 330 . Из более позднего времени приводятся свидетельства Иоанна раифского, современника Иоанна Лествичника (VI в.) и трулльскаго собора 692 г. Но что касается свидетельства Иоанна раифского, Функ обстоятельно выяснил невозможность предположения, будто он описывал то, что действительно делалось в практике, хотя он и выражается настоящим временем. Иоанн, игумен раифский, современник Иоанна Лествичника (VI в.), говорит, что, на основании апостольского предания, кающиеся делятся па пять классов 331 , причем указывает место, занимаемое ими при храме и в храме. Трулльский собор 692 г. относительно женщин, оставляющих своих мужей и выходящих замуж за других выразился, что „правилами отец постановлено таковым год быти в разряде плачущих, два года в числе слушающих чтение Писаний, три года в припадающих и в седьмый стояти с верными, и тако сподобитися причащения, аще со слезами каятися будут“ 332 . Приведенное правило трулльского собора, давно уже некоторые исследователи 333 понимали в смысле простой ссылки на исторический факт, на то, что установлено было в древности, из каковой ссылки не следует, чтобы этот, установленный в древности, порядок продолжал практиковаться. Эго мнение нужно признать более правильным 334 . Сам трулльский собор, хотя он во множестве случаев определяет „отлучение“ или „епитимию“, ни в одном из них не определил покаяния в смысле древней системы, которую он исторически, так сказать, воспроизвел в своем 87 пр. Из законодательства Юстиниана видно, что в его время, следовательно больше, чем за столетие раньше трулльского собора, публичное церковное покаяние не регламентировалось с буквальною точностью там, где этого нужно бы было ожидать с точки зрения древне-церковного порядка 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Кодрата, Киприана, Дионисия, «от Метафраста и от Никифора, прозываемого Грегора, сокращенно», в Acta (март, II, 4 и 12) есть и Метафрастово житие, и житие, составленное Никифором, по ним и составил Святитель житие свв. мм., взяв начало из комментария; 12-го – преп. Феофана Сигрианского, «от Феодора Студита , и Метафраста, и иных вкратце»; в Прологе: «Акты, март II, 213 и 218», здесь и Метафрастово и Студитово житие, Святитель пользуется обоими; – св. Григория Двоеслова , источник в начале не указан, но в конце жития Святитель говорит, что оно заимствовано у Иоанна диакона; в Прологе: «Акты, март II, 121–122», здесь житие Иоанна диакона, оно и было источником, но дополнено сведениями из Луга духовного, гл. 151; 23-го – св.м. Никона и 199 учеников его, «от Херомена, ученика его писанное, из него же зде вкратце»; в Прологе: «Акты, март III, 442», здесь житие, написанное Хероменом, предваряемое комментарием, Святитель пользовался тем и другим; 24-го – преп. Иакова исповедника, «от св. Феодора Студита », в Актах (март, III, 357) введение, где рассказывается об иконоборческой ереси, и письмо Феодора Студита к игумену Ипатию о св. Иакове, Святитель пользовался и введением и письмом; 30-го – преп. Иоанна Лествичника , «списанное от инока Даниила Раифского и от инока синхрона Синаита», в Прологе: «Акты, март III, 834 и Сурий II, 456», в Актах есть и житие Даниила Раифского, и житие, написанное современником, так что Святитель мог отсюда заимствовать все содержание жития. В Апреле: 2-го – свв. мм. Амфиана и брата его Едесия, «Евсевий кн. VIII, гл. 14-я и Четья», в Прологе: «о сем зри в Чет’е марта 2, но и в апреле сего дню. О св. Амфиане Acta, апрель, I, 59», о св. Едесии «eode tomo, f. 746». В ВЧМ сокращенная переработка Евсевия, в Актах – выдержка из Евсевия и краткое житие Едесия из Липомана, Святитель пользовался Актами; 9-го – св.м. Евпсихия, «Созомен, кн. VI, гл. 10», но в Прологе: «Акты, апрель 1, 822», где кроме буквальной выдержки из Созомена (§ 1 и 2 комментария) много и другого биографического материала, Святитель взял из него немало сведений в дополнение к Созомену; 20-го – св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

351 В доказательство существования тайной сакраментальной исповеди в Церкви периода Вселенских Соборов, и в частности в монастырях, покойный А. С. Павлов ссылался на свидетельство Иоанна, игумена Раифского, в схолиях на «Лествицу» Иоанна Синайского: «Чистосердечно исповедовать грехи мы обязуемся в силу божественного повеления. Это видно из преданий и правил, предложенных Кафолической Церкви апостолами по внушению Святого Духа. Исполняя их каноны и уставы и по их заповеди исповедуя свои грехи Божиим священникам (Dei sacerdotibus peccata confitentes), мы удостаиваемся получать разрешение и отпущение» (PG. Т. 88. Col. 1222; Павлов А. С.  Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. С. 472). Но Н. С. Суворов справедливо замечает: « А. С. Павлов упустил из виду, что в схолиях Иоанна Раифского описывается публичное покаяние по степеням и неизвестно, о каком покаянии и о каких священниках идет здесь речь, а словом sacerdos без прибавления обычно называются епископы» (Вопрос о Номоканоне Иоанна Постника … С. 82–83). 355 См.: PG. Т. 31. Col. 1157; рус. пер.: Т. V. С. 244. В приведенном свидетельстве, на наш взгляд, нельзя усматривать показание на публичную исповедь. См.: Алмазов А. Тайная исповедь… Т. I. С. 53–54. Это тайная, точнее, частная исповедь, только при невольном свидетеле; публичная исповедь, как известно, требует другой обстановки – церковного богослужебного собрания. Что старица являлась здесь только охранительницей нравов, надзирательницей, которая, может быть, не слышала самой исповеди, – в этом могут убеждать те предосторожности, которые принимались в последующее время при тайной исповеди женщин. См.: Номоканон//Ecclesiae Graecae monumenta… Vol. I, § 40. P. 75. 356 PL. T. 30. Col. 401. Термин sacerdos означает вообще сбященника, в более узком смысле – епископа или пресвитера. Сопоставляя правило блаж. Иеронима с постановлением св. Василия Великого , следует придавать здесь термину второе значение. 357 А. Алмазов (Тайная исповедь… Т. I. С. 54) приводит статью из Правила монахиням без всяких оговорок, как произведение блаж. Иеронима. Но ведь известно, что творения, собранные в 30-м томе Патрологии Миня (11-й том сочинений Иеронима), представляют писания, только надписанные именем этого учителя Церкви, но ему не принадлежащие. См.: Жизнь блаж. Иеронима стридонского при рус. переводе его сочинений. 1-е изд. Т. I. С. 178179. Аббат П. Лорэн в своей книге «De Tintervention des laiques, des diacres et des abbesses dans Г administration de la рёпкепсе» (Paris, 1897. P. 5, примеч. 1) говорит о приведенных словах св. Василия Великого , что «редакция этого правила, без сомнения, более поздняя, чем IV века». Любопытно, что в предписаниях об исповеди для мужских монастырей св. Василий не дает правила о тайной исповеди перед пресвитером (об этом ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

     В интервью игумена Гавриила (Рожнова) «Монастырскому вестнику» – «Стараться понять Промысл Божий о каждом из братии» – рассказывалось о поразительной связи, которая не может не тронуть сердце человека, научившегося во всем доверять Богу. Повторю тот важный момент: в Египте в IV веке на монахов-подвижников напали варвары-язычники, и братия приняла мученическую смерть. Через тринадцать столетий после зарождения Раифского монастыря на берегу Красного моря появилась Раифская пустынь под Казанью, в которой девяносто лет назад – день в день, 27 января – случилось повторение трагических событий на Синае и в Раифе. Этих новых варваров толкали на братоубийство духи злобы. На первом этаже музея (точнее – полуподвальном), расположен уникальный макет монастыря в древности. На нем можно увидеть еще старые, не перестроенные храмы. И колокольню на том месте, где она была раньше. И корпуса братских келий в дальнем углу монастырской территории. Сейчас многое географически поменялось… А в нишах этого круглого зала находятся такие раритеты, которые вызывают душевный трепет. Самый древний из них – двухстворчатая панагия митрополита Лаврентия конца XVII века, вскрытая то ли консервным ножом, то ли просто острым ножом: видимо, богоборцы искали в ней драгоценности. По рассказу отца Гавриила, есть серьезное исследование, где рассматривается вопрос, что митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий (он не только дал благословение на основание монастыря, но и принял самое живое участие в деле его устроения) носил древнюю панагию – возможно, что даже XIV века. Дальше – подлинное издание толкования святителя Андрея Кесарийского Апокалипсиса (Откровения святого апостола Иоанна Богослова), относящееся к первой половине XVII века. Оно украшено цветными гравюрами, и подсветка ниши усиливает впечатление. К слову, о трудах святых отцов и учителей Церкви. В Житии преподобного Иоанна Лествичника говорится, что знаменитую «Лествицу» – руководство для восхождения к духовному совершенству – святой, управлявший в то время монастырем, написал по просьбе собрата – игумена из Раифского монастыря, обратившегося к нему от лица всех иноков своей обители.

http://pravoslavie.ru/127441.html

Авва этот известен теперь как св.прп. Иосиф Невидимый. А подвизался он в египетской пустыне, в Раифском монастыре. Монастырь этот существует и посейчас - правда, ныне, после многих бед и разрушений, он стал лишь подворьем более крупного Синайского монастыря. Вы читали «Лествицу» прп.Иоанна Лествичника? Если нет, то это сущее безобразие: «Лествицу» каждый православный должен знать. Многие века она была любимым духовным чтением русских людей, по ней тысячи наших монахов учились восходить к святости. А знаете ли вы, что если бы не Раифский монастырь, то Русь не получила бы этого драгоценного подарка? Именно настоятель Раифского монастыря в древности попросил св.Иоанна (тогда настоятеля Синайского монастыря) изложить в книге свой духовный опыт. И вот на днях Раифский монастырь прибыл в Санкт-Петербург. Прибыл почти в полном своём составе: из трёх подвизающихся там монахов к нам приехали двое. Один из них - настоятель обители схиархимандрит Арсений - выступил перед посетителями Троицкой православной выставки. Наши петербуржцы задали ему немало вопросов. Вот некоторые из них. - Знаете ли вы, отче, что в России есть свой Раифский монастырь? Он расположен в Поволжье. Существует ли какое­то общение между двумя Раифскими пустынями? - Я думаю, что русские монахи назвали свой монастырь Раифским из благоговения перед жизнью египетских отцов-пустынников. К нам приезжали отцы из русского Раифского монастыря. Мы приняли их с великой радостью и великой любовью: они наши братья. Чтобы выразить свою радость, мы даже принялись звонить в колокола, когда они приехали. Надеемся, что и нам удастся посетить эту поволжскую обитель. А вообще я знаю, что многие монастыри называются в честь всемирно известных святынь, - вот хотя бы Новый Иерусалим под Москвой. На Афоне есть местность, которая называется Египет, есть там своя Вифания, свой Вифлеем. Это древний монашеский обычай - заявлять о своём духовном родстве с прославленными подвижниками. - Какое отношение к Синайскому монастырю и его Раифскому подворью имеет Коптская Христианская Церковь?

http://pravoslavie.ru/72632.html

Строительные работы производились под руководством иеромонаха из Новоиерусалимского монастыря мастера-строителя Гермогена. Преемник Владыки Маркелла по кафедре Митрополит Казанский Тихон Третий (Тимофей Васильевич Воинов) для Раифской пустыни оказался истинным благодетелем. Он особенно любил эту пустынь, так что в ней заповедовал и похоронить себя, хотя это завещание не было исполнено и он, как и Маркелл, был похоронен в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Он закончил постройку каменных церквей, снабдил их богатой ризницей, вообще привёл всю пустынь в особо блестящее положение. Для своих частых приездов он построил отдельный домик. На монастырском озере долго сохранялся деревянный сруб, на котором некогда Высокопреосвященным была основана беседка, куда он часто хаживал, освежиться в жару и насладиться прекрасными видами, открывающимися отсюда во все стороны. Вероятно, при митрополите же Тихоне явилось в обители то множество церквей, которым отличалась она в прежние времена от других казанских монастырей. По ведомости о монастырях Казанской Епархии, представленной в Синод в 1739 году, в обители Раифской указано 15 храмов, считая в том числе и приделы. " Настоящая каменная холодная церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы; при ней в трапезе придел во имя Пресвятыя Богородицы Грузинския; церковь каменная теплая во имя святых преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; при ней в трапезе придел во имя Евфимия, архиепископа Новгородского чудотворца; над теми же церквами вверху церковь святых мучеников пяточисленных: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, да вокруг монастыря на каменной ограде церкви; на Св. вратах (восточных) во имя св. Николая чудотворца; во имя Неопалимыя купины; во имя Тихона Амафунтского; во имя Св. апостола Иакова, брата Господня; во имя Страшного Суда; во имя святителей Гурия, Варсанофия и Германа, Казанских чудотворцев; во имя зачатия Иоанна Предтечи; при ней же во имя Ярославских чудотворцев; над ними вверху во имя Алексия, человека Божия; во имя св.

http://sobory.ru/article/?object=01566

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Иоанна Раифского с целью изложить главные обязанности монашеского звания и дать руководство инокам, согласно которому они бы могли благоустроить свою жизнь, шествуя благонадежнейшим путем к высшему совершенству. В этой книге преподобный Иоанн раскрыл все главнейшие подвиги, какие они должны пройти и совершить, указывая поступенчатое, деятельное восхождение к совершенной жизни. Отличительная особенность этой книги в том, что она указывает порядок иноческих обязанностей, наглядно показывающий, с чего надо начинать и в какой последовательности вести дело своего исправления и спасения. Автор книги по своему опыту и по опыту других вполне сознавал важность этой последовательности и на протяжении всей книги не раз выражает мысль о великой важности для подвижников соблюдения правильной и строгой постепенности в совершении подвигов. Поэтому, согласившись, по настоянию преподобного Иоанна Раифского, быть руководителем иноков, святой муж не удовольствовался тем, чтобы дать им только сухой перечень обязанностей их звания, но пожелал указать именно наилучший благонадежнейший порядок совершения подвигов. Описанные подвиги, которые должен пройти инок, он расположил и соединил по связи их между собою не столько логической, сколько практической, основанной на накопленном им и другими синайскими подвижниками опыте духовной жизни. Весьма полезным для общежительных иноков, но любящих уединение св. Игнатий Брянчанинов называет сочинения святых Исихия, Филофея и Феолипта, помещенные в Добротолюбии. Из более современных нам наставников монашествующих можно назвать преподобных Оптинских старцев Льва, Макария, Амвросия, двух Анатолиев, Варсанофия и Никона, которые были напитаны чтением вышеназванных отеческих писаний, сами руководствовались этими писаниями и руководствовали ими всех обращавшихся к ним за назидательным советом. Никогда не давали они советов из себя, а всегда предлагали в поучение изречения Писания или Отцов, что и сообщало их советам силу. И начнем это перечисление с писаний великого пустынножителя IV века, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Зеленодольск. Часовня Димитрия Угличского. Дмитровская часовня Часовня. Действует.   Освящена в честь: Димитрия царевича Год постройки:Между 2005 и 2006. Ссылки:     Адрес: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. К. Маркса, д. 49А. Координаты: 55.850364, 48.503614 Проезд:С дороги из Казани (ул. Столичная) повернуть направо в центральную часть города у церкви Андрея Первозванного. Через 2 км движения по улицам Йошкаролинская и Октябрьская повернуть направо на Т-образном перекрестке со светофором на улицу Заикина, а через 100 метров - налево на улицу К. Маркса. Через 1,35 км часовня будет слева, в сквере перед стоящим в глубине домом 51. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 22 января 2007 г. наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров) совершил освящение часовни. Поздравить верующих приехал руководитель исполкома ЗМР Раис Каримов. Совершать службы в часовне, освященной в память св. Димитрия Угличского, будут священники Гаринского храма Петра и Павла. - Каждую субботу в полдень в часовне будут служить панихиду, - говорит протоиерей Святослав Мирганиев, благочинный Зеленодольского района. - А по пятницам будет совершаться молебен у иконы «Неупиваемая чаша». Если вы помните, часовня освящалась несколько раз. Так должно быть - по словам отца Святослава, при строительстве принято испрашивать Божьего благословения на всех его этапах, и это касается не только духовных сооружений. В этот понедельник было освящено внутреннее убранство часовни. - Часовенка находится неподалеку от военкомата, - продолжает отец Святослав. - Поэтому во время осеннего и весеннего призыва здесь будут проходить молебны у иконы св. Иоанна-воина. Наверное, родителям будет легче ждать своих сыновей, если они будут помнить, как вместе стояли перед этим образом. А перед началом учебного года будет служиться молебен у иконы Божией Матери «Прибавление ума». Благоустройство сквера продолжится. Появятся скамейки, кованый заборчик вокруг, будет разбита клумба. Эта часовня возведена на средства предпринимателя Валерия Кудряшова, который построил её в память об отце. Открытие часовни в год благотворительности, объявленный президентом Татарстана, это большое благое дело не только для верующих людей, которое надолго останется в памяти, так же как осталось в памяти строительство храма архистратига Михаила в Раифском монастыре. Ведь колокольню, под сводами которой проходят сейчас тысячи паломников, строили на средства купца Михаила Атлашкина. Дмитрий Катаргин, Пресс-служба Раифского монастыря Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=25213

Иоанном, Игуменом Раифского монастыря, и потом Илиею, митрополитом острова Крита, тем самым, который писал толкования и на сочинения Св. Григория Назианзина , сполна переведенные Биллем на латинский язык, и на оном, вместе с самими сочинениями этого великого учителя церкви, напечатанный. Толкования же на сочинения Преподобного Иоанна Лествичника оставались во время Арнольда (d’Andiily) в одних рукописях, а французский перевод этих творений, сделанный им по весьма древним и достоверным рукописям, издан в Париже в 1702 году. Когда я, полученную от О. Филарета рукопись творений Преподобного Иоанна Лествичника в славянском переводе, сообразил с греческим оригиналом, с переводом Арнольда, с изданными им примечаниями, и наконец, с печатным переводом русским, тогда, с одной стороны, открылась не только строжайшая точность и сообразность перевода славянского с греческим оригиналом, но и согласие Арнольда (d’Andilly) с переводом славянским, в постижении духовного разума. А с другой стороны, при этих же свидетельствах явились слабости и неверности русского перевода столь очевидно и в таком множестве, что я решился списать для себя рукопись, полученную от О. Филарета, и даже хотел, чтобы творения Преподобного Иоанна Лествичника были изданы в этом старинном переводе славянском. Но как этот перевод при всей своей точности, особами, которых мнению я не мог не поверить, найден был темным, и потому неудобным для общего употребления для Российской Церкви нашего времени, то, наконец, вознамерился я приступить к новому на российское наречие переводу творений Преподобного Иоанна Лествичника. И Провидение Божие благословило исполнить это намерение во время службы моей в церковной Алтайской миссии. Здесь уже я не имею греческого оригинала писаний Преподобного Иоанна, но имею рукопись славянского перевода, которой одолжен достопочтенному О. Филарету, незабвенному о Господе благотворителю моему. имею и перевод Арнольда (d’Andilly) сколько свободный, столько же и ясный и верно объясняющий мысли Писателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010