В русских памятниках обычно большое внимание уделяется изображению небес: на иконе «Видение Лествицы» (кон. XVII - нач. XVIII в., Сев. Поонежье, АМИИ) в небесном сегменте представлен восседающий на престоле Господь, встречающий иноков; в композиции «Видение прп. Иоанна Лествичника» на 4-частной иконе (1-я треть XVII в., Музей икон, Рекклингхаузен, Германия) Христос на престоле, в небесном сегменте изображен в окружении Богоматери, св. Иоанна Предтечи, апостолов и ангелов. На др. иконах И. Л. представлен стоящим у храма с непокрытой головой и с раскрытым свитком в руке. Сюжеты «Лествицы» встречаются также в догматических композициях, связанных с темой Страшного Суда. Так, в нижнем ряду сев. алтарной двери из Введенской ц. Кириллова Белозерского мон-ря, созданной в 1607 г. старцем Трифоном (КБМЗ), «Видение Лествицы райской» располагается рядом с «Пещерой кающихся в Раифском монастыре»; И. Л. с развернутым свитком в левой руке показан стоящим на небольшом ступенчатом возвышении, на фоне светлого храма; все изображения снабжены развернутыми текстами. Особое значение сюжет «Лествицы» получил в старообрядческом искусстве. Так, на иконе «Видение прп. Иоанна Лествичника» (кон. XVIII - нач. XIX в., ГРМ) каждая из 30 ступеней пронумерована и сопровождается надписью в соответствии с названием глав книги. И. Л. изображен слева, в куколе, с развернутым свитком. В верхней части иконы представлен Иисус Христос с ангелами, встречающий достигших небес иноков; справа от них широкая панорама белокаменного града с садом - Небесный Иерусалим, за стенами к-рого в «палатках» - святые, удостоившиеся райского блаженства. Похожая композиция имеется на иконе «Видение Лествицы» (3-я четв. XIX в., Мстёра, собрание М. Де Буара (Елизаветина)). Вниманием к тексту отличается старообрядческая икона «Видение Лествицы» (нач. XIX в., с. Гуслицы (?), собрание М. Де Буара (Елизаветина)), на к-рой надписи не только сопровождают каждую ступень лестницы, но и плотно заполняют верхнюю часть фона и все поля. Небеса изображены с открывшимися вратами, Спаситель в окружении святых и ангелов встречает поднимающихся по лестнице иноков. Очевидно, эта сложная иконография восходит к древним образцам и отчасти близка к иконе из АМИИ. На сюжет «Лествицы» написана старообрядческая икона «Избранные святые и Видение прп. Иоанна Лествичника» (XIX в., ГИМ).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Раифа. Раифский Богородицкий монастырь. Раифский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1661. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Татарстан, Зеленодольский район, п. Местечко Раифа, Раифский монастырь. Координаты: 55.901451, 48.730545 Проезд: из Казани до монастыряна автобусе «Казань-Кульбаши» или специальном рейсом от ЦУМа. Из Зеленодольска – автобусом «Зеленодольск-Уразла» или специальным рейсом от автовокзала. По автодороге Казань - Зеленодольск (выезд из города по Горьковскому шоссе) после развязки с М-7 около 8,5 км до поворота нап ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из Казани до монастыряна автобусе «Казань-Кульбаши» или специальном рейсом от ЦУМа. Из Зеленодольска – автобусом «Зеленодольск-Уразла» или специальным рейсом от автовокзала. По автодороге Казань - Зеленодольск (выезд из города по Горьковскому шоссе) после развязки с М-7 около 8,5 км до поворота направо на Раифу. Далее около 4,5 км, пока не будет поворот налево к Раифскому монастырю, расположенному в 500 м от поворота и автостоянки, расположенной в 200 м. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Родиной основателя Раифского Богородицкого монастыря иеромонаха Филарета была Москва. По смерти своих родителей следуя совету Евангельскому, он роздал все имение нищим и постригся в монашество в Московском Чудовом монастыре. Любимый настоятелем и братиею, все смутное время до смерти патриарха Гермогена (12 января 1612 года) он прожил рядом со Святейшим и удостоился получить сан иеромонаха. Желая вести строгую иноческую жизнь в уединении, которое нарушали в Москве его знакомые и родственники, он оставил ее и направил свой путь в низовые губернии по Волге. Пройдя многие монастыри и города, иеромонах Филарет прибыл в Казань, остановился здесь и поступил в число братии казанского Спасо-Преображенского монастыря, получившего свое начало еще в 1556 году по велению царя Иоанна Васильевича Грозного, а к началу XVII века считавшегося одним из лучших в городе. Славилась эта обитель своей древностью и обретением здесь мощей первых казанских святителей Гурия и Варсонофия. Это было в 1613 году.

http://sobory.ru/article/?object=01566

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ЛЕСТВИЦА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Лествица. Икона из синайского монастыря Св. Екатерины. 2-я пол. XII в. На верхней ступеньке прп. Иоанн Лествичник, за ним прп. Антоний Великий Лествица райская (Κλμαξ το παραδεσου, Scala paradisi ), книга преподобного Иоанна Лествичника . История написания книги Книга была написана прп. Иоанном во время управления им Синайским монастырем . Святой Иоанн , игумен Раифского монастыря, от лица всех иноков своей обители просил написать для них " истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лестницу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат... " Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал - " Лествица " , объясняя название следующим образом: " Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения " . Содержание " Лествица " представляет собой 30 бесед о 30 различных ступенях духовного восхождения к совершенству. Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. " Лествица " предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу. Степени " Лествицы " - это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, " Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его " ( Мф. 11, 12 ).

http://drevo-info.ru/articles/9924.html

Торжества в честь Казанской иконы Божией Матери прошли в столице Татарстана 4 ноября 2022 г. 16:57 4 ноября 2022 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в Казани прошли церковные торжества. Накануне, 3 ноября, в Казанском кафедральном соборе глава Татарстанской митрополии и прибывшие на праздник архипастыри совершили всенощное бдение. Утром 4 ноября в Благовещенском соборе Казанского кремля перед чтимым списком Казанской иконы Божией Матери, переданным в Казань из Ватикана в 2005 году, было совершено молебное пение, которое возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл . Затем состоялся общегородской крестный ход со святыней в Казанский кафедральный собор Казанского Богородицкого мужского монастыря, к месту обретения образа. Участие в шествии приняли, по данным ГУВД РТ, 6 тысяч человек. Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Богородицкой обители совершили митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий , епископ Каменский и Камышловский Мефодий , епископ Североморский и Умбский Тарасий , епископ Переславский и Угличский Феоктист . Архипастырям сослужили представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский) , секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), наместник Казанского Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский), ректор Казанской духовной семинарии протоиерей Владимир Самойленко, благочинные церковных округов, настоятели храмов и монастырей Казанской епархии. Песнопения исполнили хор духовенства Казани под управлением протоиерея Иоанна Барсукова, архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова, архиерейский смешанный хор под управлением Марины Литвиненко, хор студентов Казанской духовной семинарии под управлением Пелагии Минеевой. За Литургией молились священнослужители и монашествующие Татарстанской митрополии, студенты Казанской семинарии, представители казачества, православная молодежь, прихожане городских храмов и паломники. На мирной и сугубой ектении были вознесены молитвы о Российском воинстве и о мире. Часть молитвословий Литургии возносилась на церковнокряшенском языке. Митрополит Кирилл совершил диаконскую хиротонию магистранта Казанской духовной семинарии Даниила Белова. По запричастном стихе проповедь произнес настоятель Александро-Невского храма Казани протоиерей Владимир Пономарев. В завершение было совершено славление Божией Матери перед чтимым Казанским образом. Митрополит Кирилл поблагодарил верующих за молитвы, обратился со словом  и преподал благословение. Прихожане приложились к чтимому Казанскому образу. После службы для участников богослужения была организована трапеза, приготовленная трудниками Раифского Богородицкого мужского монастыря. Татарстанская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5973860.ht...

С 30 мая 1911 г. состоял заслуженным ординарным профессором Казанского университета. С 1910 года по удостоении степени доктора Церковной истории за ученые труды получил, согласно избранию Совета Академии, утверждение от Свят. Синода ординарным профессором Казанской духовной академии. Был почитателем приснопамятного протоиерея Иоанна Кронштадского, который предсказал ему служение Церкви в сане епископа. Неожиданно сложившиеся семейные обстоятельства обратили его взор к Церкви Божией. 7 июля 1911 г. пострижен в монашество Высокопреосвященнейшим Иаковом, архиепископом Казанским и Свияжским, в Раифской пустыни. 8 июля там же посвящен в иеродиакона. 10 июля рукоположен во иеромонаха в загородном архиерейском Казанском доме. 27 июля награжден набедренником в кафедральном соборе. С 16 августа, по представлению Высокопреосвященнейшего Иакова, архиепископа Казанского и Свияжского, Свят. Синодом назначен инспектором Казанской духовной академии. 6 августа 1911 г. возведен в сан архимандрита в Спасо-Преображенском монастыре г. Казани. 9 февраля 1912 г. утвержден доклад Свят. Синода о бытии архимандриту Анастасию епископом Чистопольским, вторым викарием Казанской епархии и ректором Казанской духовной академии. Почетный член Казанской и Московской Академий. Наречение состоялось в Академическом храме в пятницу 2 марта в г. Казани. В воскресенье 4 марта 1912 г. хиротонисан в кафедральном Благовещенском соборе. Хиротонию совершал Высокопреосвященнейший архиепископ Иаков с Преосвященным епископом Макарием и Преосвященным Михаилом, епископом Чебоксарским. 30 мая 1913 г. назначен епископом Ямбургским, викарием Петербургской епархии. В 1913 году перемещен ректором Петроградской духовной академии в звании епископа Ямбургского, викария Петроградской епархии. В июне 1918 г. заболел воспалением легких и 23 июня в три часа тихо скончался на руках митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) и митрополита Мануила, бывших в том году иеромонахами Лавры и Академии. Отпевал его митрополит Петроградский Вениамин в сослужении с четырьмя епископами: Мелхиседеком (Паевским), впоследствии архиепископ Красноярский, Геннадием Псковским и Порховским, Артемием, епископом Лужским и еще одним мне в то время неизвестным. Погребен на братском кладбище Александро-Невской Лавры, с правой стороны могилы митрополита Антония (Вадковского) .

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

 — То есть это очень важная категория получается в духовной жизни. — Конечно, без всякого сомнения. Одно из самых возвышенных мест в Евангелии от Иоанна — когда Христос говорит: вы Мне не рабы, потому что раб не знает, что делает его господин. Вы Мне други. И всякий Мне друг, который исполняет заповеди Отца Моего. И в других местах мы встречаем о мудром домоправителе, о богатстве неправедном и так далее. Вот слово «друг» в понятии дружбы близкого человека, человека, настроенного на одной интеллектуальной и духовной волне с тобой, оно встречается, конечно, на страницах Священного Писания. Это такое противопоставление индивидуалистическому подходу к жизни. Потому что вообще принцип Церкви — «где двое или трое соберутся во Имя Мое, там и Я посреди них буду» — о котором говорит Спаситель, — это соборность. Поэтому мы, собственно, обречены искать такой, действительно глубокий, духовный контакт друг с другом.  — Тогда, скажем, понятие «духовная дружба» — оно существует, и оно имеет какое-то отличие от просто дружбы, если так можно сказать? — Вы знаете, такое понятие возникло достаточно поздно. Оно напрямую связано с возникновением монашества. И вообще, понятие «духовный друг» мы уже читаем в комментариях к Лавсаику и вообще к древним описаниям жизни подвижников благочестия, монахов в Раифской пустыни, например. Что, действительно, такая дружба, привязанность такая, она возникала. Но она отличалась, конечно, от дружбы.  — Вот интересно, чем? — Многие святые отцы, например Антоний Великий, говорили о том, что не все полезно говорить другу. Священник Валерий Степанов  — Даже так? — Да. Не все полезно говорить другу. Не всякому суждению его верь. Да смотри, что человек говорит от сердца, от человечества, а что он говорит от Бога. Проверяй все Священным Писанием, проверяй заповедями Божьими, и так далее. То есть, конечно, такая жертвенная дружба, взаимоотношения, они возможны, но все-таки понятие «монах» — это значит «одинокий человек». Он строит свои отношения с Богом, и эти отношения — они самые главные в жизни. Никакие другие их перевесить не могут.

http://pravmir.ru/esli-drug-okazalsya-vd...

  «Лествица» — это замечательное произведение, наглядно представ ляющее содержание одноименной аскетической книги VII в.   Степени " Лествицы " - это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, " Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его " (Мф. 11, 12).   Фреска  болгарского художника Захария Зографа принадлежит к знаменитой критской школе, расцвет которой приходится на XVI столетие. Эти фрески, как хорошо известно исследователям византийской и поствизантийской живописи, написаны по сырой штукатурке краскою на основе порошка, полученного в результа те перетирания камней неизвестного происхождения. Весь притвор храма Лавры расписан таким образом...   Своим названием «Лествица» обязана расположенным в виде духовной лестницы тридцати подвижническим словам игумена монастыря на горе Синай святого Иоанна: лестница эта начинается с более воспитательных деятельных добродетелей, продолжа ется более созерцательными и завершается так называемыми богословскими добродетелями — верою, надеждою и любовью.   Книга была написана прп. Иоанном во время управления им Синайским монастырем. Святой Иоанн, игумен Раифского монастыря, от лица всех иноков своей обители просил написать для них " истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лестницу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат... "   Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал - " Лествица " , объясняя название следующим образом: " Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения " .   + Комментарии Всего комментариев: 4 2011/07/25, 19:18:33

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=749

Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником . Икона. Конец XII века. (монастырь вмц. Екатерины на Синае) 2. «Пастырь, или Слово особенное к пастырю» (Λγος τερος, Ες τν Ποιμνα), краткое сочинение, адресовано игумену Иоанну Раифскому; в издании монаха Софрония рассматривается как 31-я ступень «Лествицы», тем не менее скорее всего является независимым сочинением. Слово посвящено роли духовного отца в жизни монаха. Это сочинение не в последнюю очередь повлияло на преподобного Симеона Нового Богослова . 3. «Ответное письмо преподобному Иоанну Раифскому». Игумен Раифского монастыря в письме 38 просит Иоанна Лествичника прислать «драгоценный выпуск» (τιμ δλτ) для назидания своих учеников 39 ; в ответ Иоанн Лествичник обещает прислать свой труд, опасаясь «смерти из-за непослушания» 40 . «Лествица» . I. Рукописи и издания. На древнегреческом языке существует не менее 73 рукописей «Лествицы», максимальное их число относится к XI и XIV векам. В ГИМ хранится греческая рукопись «Лествицы» 1285 года 41 . В библиотеке Синайского монастыря святой Екатерины находятся 15 рукописей «Лествицы», также во многих святогорских монастырях имеется по несколько рукописей, некоторые были положены в основу современных изданий памятника. Среди рукописей есть богато иллюстрированные, например, пергаменный кодекс 915.50 афонского монастыря Ставроникита, где перед каждым Словом изображается монах, каждый последующий стоит на более высокой ступени лестницы. Рукопись является копией греческой лицевой рукописи «Лествицы» XI века 42 , которую святой Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, привез в Москву 43 . Впервые текст «Лествицы» был напечатан иезуитом М.Радером, который издал сначала Слово «К пастырю» 44 , а затем всю «Лествицу» вместе с различными греческими схолиями, которые приводятся после каждой ступени 45 . Это несовершенное издание, основывающееся на малом числе рукописей и на новогреческом переводе епископа Максима (Маргуния) Киферского (1590), было перепечатано в 88-м томе греческой Патрологии аббата Ж.П.Миня 46 . П.Тревизан издал в 2 томах почти тот же текст в серии «Corona patrum Salesiana» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В течение многих лет состоял Председателем Государственной Историко-филологической испытательной Комиссии при Казанском университете. С 30 мая 1911 года состоял заслуженным ординарным профессором Казанского университета. С 1910 года по удостоении степени доктора Церковной истории за ученые труды, получил, согласно избранию Совета Академии, утверждение от Свят. Синода ординарным профессором Казанской духовной академии. Был почитателем приснопамятного протоиерея Иоанна Кронштадтского , который предсказал ему служение Церкви в сане епископа. Неожиданно сложившиеся семейные обстоятельства обратили его взор к Церкви Божией. 7 июля 1911 года пострижен в монашество Высокопреосвященнейшим Иаковом, архиепископом Казанским и Свияжским,в Раифской пустыни. 8-го июля там же посвящен в иеродиакона. 10-го июля рукоположен во иеромонаха в загородном архиерейском Казанском доме. 27-го июля награжден набедренником в кафедральном соборе. С 16 авг., по представлению Высокопреосвященнейшего Иакова, архиепископа Казанского и Свияжского, Свят. Синодом назначен инспектором Казанской духовной академии. 6 авг.1911 года возведен в сан архимандрита в Спасо-Преображенском монастыре г.Казани. 9 февраля 1912 года утвержден доклад Свят. Синода о бытии архимандриту Анастасию епископом Чистопольским, вторым викарием Казанской епархии и ректором Казанской духовной академии · Почетный член Казанской и Московской Академий. Наречение состоялось в Академическом храме в пятнице 2 марта в г.Казани. В воскресенье 4 марта 1912 года хиротонисан в кафедральном Благовещенском соборе. Хиротонию совершал Высокопреосвященнейший архиепископ Иаков с Преосвященным епископом Макарием и Преосвященным Михаилом, епископом Чебоксарским. 30 мая 1913 года назначен епископом Ямбургским, вик. Петербургской епархии. В 1914 году перемещен ректором Петроградской духовной академии в звании епископа Ямбургского, вик. Петроградской епархии. В июне 1918 года заболел воспалением легких и 23 июня в три часа дня тихо скончался на руках митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) и митрополита Мануила, бывших в том году иеромонахами Лавры и Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К тексту «Лествицы» были составлены многочисленные схолии, стихи, эпиграммы и комментарии. Первым схолии к «Лествице» написал прп. Иоанн Раифский, ее непосредственный адресат. Хотя его схолии, обрывающиеся на 28-й ступени, были опубликованы только в лат. переводе ( Sancti Joannis abbatis Raythu Scholia (10 capita)//PG. 88. Col. 1211-1248), сохранился их греч. оригинал, который остается неизданным (напр., в рукописи 3251.178 (XIII в.) из б-ки мон-ря Кутлумуш). В древнейших рукописях схолии приписывались на полях - против толкуемого места, однако со временем появился и др. способ размещения схолий - после каждой ступени «Лествицы» или после всего текста (напр., рукопись 1332.64 (XIV в.) из б-ки мон-ря Симонопетра) - в таком случае грань между жанром схолий и толкований становилась более размытой. После прп. Иоанна Раифского памятник комментировали многие другие, а именно: неизвестный схолиаст IX в., свт. Фотий, Михаил Пселл (XI в.), Илия , митр. Критский (XII в.), Никифор Каллист Ксанфопул († ок. 1330) и своеобразно Фил Мануил († ок. 1350) - в четверостишиях, по всем главам отдельно ( Manuil Phil. Carmina/Ed. E. Miller. P., 1855-1857. (Amst., 1967r). Vol. 1-2). Идентификацией некоторых анонимных схолий занимался Э. Петерсон ( Peterson. 1932). Каждое Слово «Лествицы» завершается, как правило, эпиграммами-двустишиями, автор которых, значительно более древний, чем Мануил, неизвестен. Еп. Максим (Маргуний), первый переводчик «Лествицы» на просторечный греч. язык, предварил свое издание стихом, написанным гомеровским размером. Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) От толкования свт. Фотия сохранилось 8 схолий среди толкований Илии Критского, ни одна из к-рых не содержится в известном корпусе сочинений святителя. Толкования Михаила Пселла, который неоднократно использовал образ лестницы в своих сочинениях, отражены в его богословских произведениях ( Mich. Psell. Theol. 30, 42). По Пселлу, лествица, соединяющая небо и землю, состоит из «тысячей ступеней» (Ibid. 64).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010