Все это вынудило врагов Иоанна сплотиться. В 403 г. он был незаконно низложен со своей кафедры, а в 404 г. выслан в Малую Армению, где провел три года — на свободе, но под наблюдением властей. Здесь он постигает терпение Иова, первостепенное значение милосердной любви и тот факт, что не так страшен ад, как потеря присутствия Царства. Он осознает, что распятие было публичным, а воскресение совершалось втайне, но истинная слава отождествляется с крестом. Однако переписка Иоанна (особенно со старым другом, диакониссой Олимпией) и наплыв посетителей, многие из которых были антиохийцами, вызывают беспокойство властей. Иоанна решают перевезти на черноморское побережье, на восточную окраину империи Долгое пешее путешествие было изнурительным. В Команах Иоанн почувствовал приближение смерти Он облачился в белые одежды, причастился, помолился за тех, кто был с ним, и умер со словами: «Слава Богу за все». ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК (VII в.) Иоанн Синайский был прозван «Лествичником» (от названия его главного произведения). Похоже, что жил он в конце VI — первой половине VII века. Иоанн Лествичник систематизировал трехвековой опыт монашеской традиции в аскетическом синтезе — подобно тому, как Максим Исповедник создал в то же время синтез вероучительный. И в том, и в другом случае речь идет о решительном переходе от патристического периода к собственно византийскому. Получив прекрасное образование, Иоанн в возрасте шестнадцати лет отправляется на Синай, где становится учеником старца аввы Мартирия. В двадцать лет он постригается в монахи. После смерти наставника для Иоанна наступают долгие годы отшельничества (прерванного поездкой в Египет, где он посещает упоминаемый в Лествице трагический «монастырь кающихся»). Со временем он становится признанным духовным отцом и избирается игуменом Синайского монастыря. Уже будучи стар, как Моисей, Иоанн пишет Лествицу по настоянию игумена соседнего монастыря Иоанна Раифского, который написал его житие. Лествица состоит из тридцати небольших трактатов («слов»), названных позднее «ступенями».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Полемика с А.С. Павловым (Кн.: Номоканон при Большом Требнике, Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями). Оглавление Вместо предисловия I Текст 3-го правила — Василия Великого и толкование проф. Павлова Неправильность отождествления слов: ρτης и ριβεια Установление подлинного смысла 3 пр. Вас. В. Опровержение возражений проф. Павлова против моего толкования Смягченная форма извержения Возможность перехода от более суровой к более мягкой форме извержения В каком смысле συνθεια у Вас. В. может быть понимаема как нечто объективное? Неправильное истолкование проф. Павловым слов: αμφτερα ειδναι и Проч. II Текст 102 пр. трул. соб. Отношение его к 3 пр. Вас. В. Толкование терминов: αρβεια., συ&εια. ρτης, παραδοθες τπος Кого считать совершенным и несовершенным? Усвоение проф. Павловым мысли канонитов XII в. III Шаткость оснований, на которых утверждается проф. Павловым хронологическое старшинство покаянного номоканона Иоанна Постника пред трулльским собором Мнимое «поразительное сходство» Соображение о том, что автор номоканона не ссылается на 102 трул., и что примеры смягчения древних епитимийных правил будто бы должны были чаще и раньше встречаться в духовнической практике, чем в области открытого церковного суда Мнимые " провозвестники» новой системы задолго до трулльского собора О Златоусте в особенности Кого и что разумел Златоуст под священниками и священством? Неправильное понимание проф. Павловым места из книги о священстве Почему в 102 трул. не упоминается о номоканоне Постника? Замечается ли влияние номоканона Постника на правила самого трул. собора? Об уставах св. Софрония иерусалимского и св. Феодора Студита IV В какой среде—монашеской или приходской—возник номоканон? Гипотеза проф, Павлова о приходских священниках, как непосредственных преемниках покаянного пресвитера Неудобства распространения современного понятия о таинстве покаяния на церковно-исторические явления древности Исповедь пред монахами, как церковно-бытовое явление Свидетельства Иоанна раифского и Анастасия Синаита Новелла CXLI Юстиниана Законы и каноны, запрещающие или дозволяющие совершение богослужения и крещения в молитвенных домах, без упоминания об исповеди Почему трулльский собор не упоминает о духовниках? Ο римском соборе 610 г. и о том, почему белое духовенство на востоке не жаловалось на духовничество монахов Исторические изменения внешней стороны таинств V О послании Иоанна Дамаскина Историческая важность этого документа Слабость аргументов, доказывающих его подложность О том, что автором послания скорее мог быть Иоанн Дамаскин, чем Иоанн, патриарх антиохийский О другом Иоанне Постнике, современнике Алексея Комнена Опечатки

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

На создание этого величайшего духовного произведения преподобного Иоанна Лествичника подвигало истинное послушание монашеское, ибо обращение игумена Раифского Иоанна он воспринимал не как просьбу, а как повеление духовного наставника, со страхом и любовью, как искренний послушник и «непотребный раб превосходнейшего живописца», хорошо осознавая собственное недостоинство и понимая, что «Бог воздает награду не множеству даров и трудов, но множеству усердия». В сочинении преподобного Иоанна начертан путь меры и духовной гармонии, определенный напряженным духовным деланием и памятью смертной. Иноческая жизнь, а в более углубленном смысле и жизнь христианская вообще, есть путь постепенного, непрерывного восхождения по лестнице духовного самосовершенствования. Вот уже много веков «Лествица» является настольной книгой не только для монашествующих, но и для всех верных Господу нашему Иисусу Христу. Вы спросите, братья и сестры, что же делает этот духовный труд значительным и актуальным даже для нашего непростого, суетного времени? Прежде всего, любовь к Богу и стремление приблизиться к Нему, стать достойными чадами Божиими. 30 степеней (ступеней) «Лествицы», научают нас борьбе с пороками и страстями, одинаково присущими всем людям – и инокам, и мирянам. Читая благословенное произведение преподобного Иоанна, внимая живому, чистому и полному силы слову его, мы постепенно поднимаемся по лестнице духовного совершенствования, воспитываемся в добродетелях, очищаемся от греховной нечистоты и восстанавливаем в себе образ Божий. Сегодня мы лишены возможности прямого общения с богодухновенными подвижниками и старцами. Не имея освобождения от страстей, вредных привычек и пороков, крепко связавших и поработивших нас грехов, мы нуждаемся в путеводителях которые укажут нам истинный путь в Царство Небесное. Ведь если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму ( Мф.15:14 ). В наше время немало развелось таких «слепых», всякого рода деятелей от политики, искусства и науки, которые претендуют на роль лидеров общества, призывают к исправлению нравственных законов, к подлинной демократии, но на самом деле лишь увеличивают множество проблем.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

По смерти старца святой Иоанн удалился в Синайскую пустынь Фола и здесь в великих подвигах, в непрестанной молитве подвизался сорок лет в глубоком сокрушении сердца и плаче. Местом его подвигов была тесная пещера, которую называли слезоточной. Сюда преподобный удалился из общежития для того, чтобы иноки не слышали его рыданий, а рыдания его и вопли были очень сильны. Пост, молитва, слезы, безмолвие, писание книг - вот в чем состояла подвижническая жизнь святого Иоанна. Каждую субботу и воскресенье он приходил в обитель для молитвы за богослужением, приобщения Святых Таин и беседы с отцами. После сорокалетнего жития в подвигах преподобного Иоанна избрали игуменом Синайской обители. Избрание это было предуказано свыше уже давно. Когда старец Мартирий пришел однажды со своим учеником Иоанном, тогда еще юношей, к Анастасию Великому, то услышал от аввы Анастасия вопрос: " Откуда этот отрок и кто постриг его? " Мартирий отвечал: " Он раб твой, отче, и я постриг его " . Тогда сказал Анастасий: " Кто бы мог подумать, что ты постриг игумена синайского? " В другой раз авва Мартирий с Иоанном отправились к великому Иоанну Савваиту. Последний встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и поцеловал его руку. Когда ученик Савваита Стефан спросил своего старца, почему он так сделал, тот ответил: " Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена синайского и умыл ноги игумену " . Жизнь самого преподобного Иоанна была поистине лествицей. Преподобный на опыте знал подлинную духовную жизнь и потому по просьбе раифского игумена Иоанна написал " Лествицу " . Не правда ли, братия и сестры, что творение, в коем содержатся такие редкие духовные опыты и такие превосходные душеспасительные советы, стоит того, чтобы обратить на него внимание и прочесть его, хотя из любознательности, в сии дни поста и покаяния? Кто может сделать это и не сделает, тот накажет сам себя, ибо лишит душу свою пищи самой здоровой и сладкой. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться

http://ruskline.ru/analitika/2018/03/17/...

В своей «Лествице» он не раз выражает мысль о великой важности для аскета соблюдения правильной, строгой последовательности в совершении тех или иных подвигов (Лествица 4, § 5, 42; 7, § 64, 58 и другие). Поэтому, дав согласие игумену Раифскому – быть руководителем иноков, преподобный Иоанн Лествичник не удовлетворился одним сухим перечислением обязанностей монашеского звания, но практически изложил наилучший и благонадежнейший порядок совершения подвигов. Он указал, в какое именно время лучше и полезнее упражняться в той или иной добродетели, когда и как вести борьбу с тем или иным пороком. Для этого в своей «Лествице» авва Синайской горы старается расположить и соединить аскетические подвиги (степени) не столько в их логической связи, сколько в связи чисто практической, основанной на опыте личной подвижнической жизни самого автора и жизни других синайских аскетов. Хотя некоторые «мудрецы века сего» говорят, что лествица построена преподобным Иоанном по существу дела неверно, ее следовало бы (говорят они) перевернуть низом вверх, и те добродетели, которые поставлены автором на высоте, например смиренномудрие (25-я степень), следует положить в основание лествицы, а считающиеся первыми, например отречение от мира, поставить последними. Мы не будем утверждать, что порядок духовных подвигов в «Лествице» начертан безусловно точно и неизменно, но все же смеем заверить, что «Лествица» преподобного Иоанна представляет благонадежнейшее руководство к достижению нравственного совершенства для тех, кто ищет его всей душой и желает его от всего сердца. Кроме того, за достоинство, за верность, прямоту и безопасность указанного в «Лествице» пути ручаются опыты многочисленных синайских подвижников и собственный духовный опыт преподобного Иоанна. Затем следует сказать и то, что область духовной жизни очень сложна. Она иначе может проявляться в аскетах, живущих в монастырях, иначе в христианах, живущих в миру, по многим именно важным особенностям (психологическим, территориальным и прочим). Но, несмотря на это, есть у всех людей нечто общее и в течении духовной жизни, и в области запросов души. Отсюда, «Лествица» преподобного Иоанна может быть полезна не только суровому аскету-подвижнику, но и рядовому христианину-мирянину, ищущему спасения своей души. Эта мысль принадлежит не какому-либо частному лицу, а Святой Церкви – она рассудила читать «Лествицу» преподобного Иоанна во время Святой Четыредесятницы, предлагая ее как руководство в духовной жизни всем верующим без различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Поэтому, согласившись, по настоянию преподобного Иоанна Раифского, быть руководителем иноков, святой муж не довольствовался тем, чтобы дать им только сухой перечень обязанностей их звания, но желал указать и наилучший благонадежнейший порядок совершения подвигов, желал показать, в какое время лучше и полезнее преимущественное упражнение в той или другой добродетели, преимущественная усиленная борьба с тем или другим пороком. Для этого в своей книге он старался располагать и соединять подвиги, которые должен пройти инок, по связи их между собою не столько логической, сколько практической, основанной на накопленным им и другими синайскими подвижниками опыте духовной жизни. Не станем доказывать, будто порядок жизни духовной, предначертанный преподобным Иоанном, безусловно точен, строг и неизменен. Но смело можем утверждать, что Лествица преподобного Иоанна представляет благонадежнейшее руководство к достижению высшего христианского совершенства. За достоинство ее, за верность, прямоту и безопасность показываемого ею пути нравственного преуспеяния ручаются опыты многочисленных подвижников синайских и собственный глубокий духовный опыт самого св.Иоанна. Такому ручательству смело можно довериться. Не отвергаем того, что естественная предрасположенность человека, обстоятельства жизни, виды и намерения Промысла Божия, время и место подвига – все это может давать благочестивому стремлению подвижника различное направление и производить в подвигах различные перемены. Жизнь духовная в частностях может разнообразиться почти до бесконечности. Но, однако, у всех есть нечто общее в ходе духовной жизни точно так же, как и телесной. Поэтому и Лествица св. Иоанна может и мирянину, ищущему своего спасения, оказать действенное и важное пособие. Эта мысль принадлежит не нам, а Святой Церкви. Не напрасно она в святые дни говения, когда христиане наиболее расположены заниматься делом своего спасения, предлагает в руководство всем без различия Лествицу. Внимательное изучение такого общеназидательного отеческого писания может быть в высшей степени поучительно для всякого мыслящего и благочестивого христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Нач.: «Необходимое дело нас понуждает безпокоити вашу святыню и отеческую любовь…» л. 117 об. Послание старца Паисия (Величковского) иеросхимонаху Агафону. «Пречестнейшему отцу Агафону иеросхимонаху, началнику святыя обители Поляноворонския». Нач.: «Писание вашея святыни с доношением поданным вам от братий получил…» л. 124. Св. Паисия сочинение об молитве Иисусовой. «Оглавление преподобных и богоносных отец наших, о святей и священней молитве умней, тоесть умом в сердце совершаемой, написавших». Нач.: «Святый Василий Великий, в толковании 33 псалма, благословлю Господа на всякое время…»   5/21 Конец XVIII в. Сборник аскетический. 4 о . 23х15,5. 232 л. Полуустав, переходящий в скоропись, одного почерка. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя библиотечная нумерация. Названия глав чернилами в колонтитулах. На полях многочисленные сноски, иногда в фигурных рамках. Л. 198 без текста. Переплет картон в коже с тиснением. Украшения В начале каждой главы (л. 1-197 об.) заставки геометрического орнамента чернилами. В конце некоторых глав простые концовки чернилами. Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. Записи На л. 232 об. в верхней части листа владельческая запись: «Прошу любезну аще кто читает сия книгу да ся ползува, и за мение грешнаго помолити Бога поклонов по 200 упокои господи душу раба твоего иеромонаха Феофана». Содержание л. 1. Житие Иоанна Синайского. «Житие вкратце аввы Иоанна игумена святыя горы Синайския, прозванием схоластика иже во святых воистину, списано от Даниила монаха Раифскаго мужа честна и добродетелна». Нач.: «Оно убо, кий есть произведый доблественника сего и воспитавый…» л. 11 (1). Лествица Иоанна Синайского. «Иже во святых отца нашего Иоанна лествица. Предисловие слова сего, егоже наименование есть скрижали духовны. Слово постническо аввы Иоанна игумена иже в Синайстей горе монахов, еже и посла ко авве Иоанну игумену Раифскому побужден быв от него сочинити». Нач.: «Слово 1. О отречении жития. Благаго и преблагаго и всеблагаго Бога нашего и Царя…» л.

http://bogoslov.ru/article/6193417

Весь труд христианского подвижничества состоит в том, чтобы, как говорит апостол Павел, отложить нам прежний образ жизни ветхого человека, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф. 4, 22–24 ). В этом заключается основа Лествицы преподобного Иоанна, основа и ее существенного содержания, и ее общего разделения. Все ее степени – это не что иное, как частные подвиги, посредством которых осуществляются указанные апостолом дела подвижничества или же совершается необходимое приготовление к наилучшему их выполнению. Что касается распределения этих частных подвигов и степеней, то и здесь нельзя не заметить, что Лествица построена в соответствии с приведенными словами апостола. Действительно, за исключением нескольких приготовительных степеней, в Лествице ясно видны две главные части, из которых первая заключает в себе подвиги или степени очищения гнездящихся в ветхом человеке пороков и страстей, вторая – подвиги преуспеяния в духовной жизни, которыми восстанавливается в душе человека образ и подобие Божие. 1 Чтение ее положено в церкви на утренях и часах в простые дни святой Четыредесятницы. См. Устав церковный в главе о святой Четыредесятнице. 3 Кроме того, что можно выбрать из самых сочинений преподобного Иоанна касательно истории его жизни, два писателя, современных ему, также оставили нам сведения о нем. Один из них – инок синайский, живший в его время и писавший как очевидец (составленное им жизнеописание св.Иоанна помещено в книге Vie des Péres des dé " serts d " Orient, par le R.P. Michel. – Paris: Ange Marin, 1824. T.V.). Другой – инок раифский, писавший спустя немного времени после смерти святого на основании свидетельств лиц, которые хорошо знали его. Поэтому в своем сказании, которое помещено в начале Лествицы, он говорит следующее: «Все те, которые имели счастье слушать этого великого человека, из коих есть много поставленных им на путь спасения и доселе шествующих по нему, все те могут засвидетельствовать истину этого рассказа». Особенно же ссылается он на монаха Исаака, которого св.Иоанн избавил своими молитвами от многих искушений, и на авву Иоанна, игумена Раифского, который побудил св.Иоанна написать Лествицу, как свидетелей наиболее знаменитых и по своей близости к преподобному наиболее достойных доверия. Значит, сказания этих двух жизнеописателей игумена Синайского являются наиболее достоверными. Жаль только, что они кратки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Рубрики Коллекции Неожиданный совет из «Лествицы»: только ради него уже стоит прочесть эту книгу 4 мин., 26.03.2023 Поделиться В Церкви нас, мирян, постоянно предостерегают, чтобы не увлекались чтением аскетической монашеской литературы. Почему же Великим постом нам так настойчиво рекомендуют «Лествицу»? О преподобном Иоанне, вошедшем в историю Церкви как автор шедевра духовной литературы — книги под названием «Лествица», документальных сведений почти нет. По преданию, родился он около 570 года в Константинополе, в 16 лет перебрался в Египет, пришел в Синайский монастырь к старцу Мартирию, через четыре года принял постриг и 19 лет жил в строгом послушании своему духовному отцу, а после его смерти ушел в пустыню и 40 лет прожил там отшельником в посте и молитве. А на закате жизни, в 75 лет, Иоанна избрали игуменом Синайской обители. Оказалось, меньше, чем на четыре года. Преподобный Иоанн Лествичник Но именно в эти годы по просьбе игумена Раифского монастыря он написал свою знаменитую «Лествицу» — руководство по восхождению к духовному совершенству, вобравшее в себя и аскетические традиции египетских монастырей, и собственный опыт и размышления о нем автора. С IX века Иоанна Лествичника начали почитать в Византийской Церкви как преподобного, и «Лествицу» церковным уставом было определено в Великий пост читать во время богослужений в храме, а в четвертое воскресенье совершать память ее автора. Тридцать ступеней «Лествицы» — это тридцать бесед о восхождении человека «из силы в силу» к совершенству, которого можно достигнуть лишь постепенно — по слову Спасителя: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12). Первые 23 «ступени» посвящены грехам, остальные 7 — добродетелям. Но начинается все с главы о бегстве из мира. То есть сразу определяется: это чтение в первую очередь для монахов. А о морянах там же, на первой «ступени», лишь мельком говорится, что если они удерживают свой язык от лжи и злословия, руки от воровства, ум от превозношения, а сердце от ненависти, не отрываются от Церкви, сострадательны к нуждающимся, никого не соблазняют и к чужому не прикасаются, то они уже недалеки от Царствия Небесного.

http://foma.ru/neozhidannyj-sovet-iz-les...

Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу), и была написана преподобными знаменитая " Лествица " - руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них " истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверж-дену, которая желающих возводит до Небесных врат... " Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал - " Лествица " , объясняя название следующим образом: " Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения " .

http://zavet.ru/kalendar/ludi/lestvichni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010