Чтобы лучше упражняться в подвигах добродетели и вместе с тем, чтобы удобнее скрывать их от людей, Иоанн по временам уединялся в пещере; но, как он ни скрывал себя от человеческой славы, молва об его святости распространилась; к нему приходили посетители всех званий и состояний, жаждущие и назидающиеся его беседой. 40 лет провёл таким образом Иоанн в пустыне. Ему было уже 75 лет, когда братия, по смерти Синайского игумена, приступили к нему с мольбой оставить уединение и быть игуменом горы Синайской. Приняв это единодушное избрание, преп. Иоанн всей душой заботился о духовном благе братий и сам – в этом служении благу других приобретал все высшие совершенства. В «житии» его говорится, что он, «подобно Моисею, взошёл на гору (Синай), воспринял непостижимости Божии и, так сказать, приблизился к Богу посредством восхождений ума и получил Богоначертанный закон; отверз уши свои для принятия слова Божия; привлёк к себе дух и из благого сокровища сердца своего излил благие слова спасения. Водами Богомудрого учения своего напаял души с обилием, и текли они не по одной Синайской пустыне, но орошали и окрестные и оросили потом всю Церковь : по просьбе современника своего Иоанна, игумена Раифского, он изложил письменно истины учения и в назидание Церкви и на пользу её оставил после себя прекрасное творение, называемое «Лествица, возводящая на небо». Преподобный Иоанн управлял монастырём Синайским около четырёх лет, но незадолго до кончины он снова уединился в своей пустыне (Фоле), где и отошёл с миром к Богу, имея около 80-ти лет (около 563-го г.). Сочинение преподобного Иоанна – «Лествица», представляющее в себе истинный путь к достижению высшего христианского совершенства, сделало имя его известным повсюду и дало ему название Лествичника. Цель этого сочинения – научить, что достижение спасения требует со стороны человека труда, самоотвержения и усиленных подвигов. Лествица заключает в себе тридцать степеней или подвигов: во 1-х, очищения греховной нечистоты, искоренения пороков и страстей в ветхом человеке; во 2-х, восстановления в человеке образа Божия. К ним присоединяется ещё несколько степеней приготовительных или начальных подвигов. Лествица, хотя и написана собственно для иноков и потому всегда была настольной книгой для иноков, живущих в общежитии, и отцы иноческой жизни, между прочими и Иосиф Волоколамский и другие, ссылались в своих наставлениях на Лествицу, как на лучшую книгу, тем не менее в ней может найти спасительное руководство и христианин, живущий в мире. Первой ступенью лествицы поставляется отречение от земных пристрастий, а на самой высоте её указывается союз трёх добродетелей – веры, надежды и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Бог приходит только в сердце, очищенное страхом Божиим. Любовь меняет человека, дает радость, просвещает, искореняет страсти. Просвещение сердца приводит к просвещению тела. Тогда человеку уже почти не нужна пища, тело не так подвержено болезням. Тот, кто любит Господа, любит и ближних. Любовь к ближним служит доказательством любви к Богу. Преподобный Иоанн называет любовь подательницей пророчества, виновницей чудотворений, источником огня в сердце. Сила любви — в надежде. Надежда — владение сокровищем еще прежде его получения, упокоение в трудах, дверь любви. Она убивает отчаяние, это залог будущих благ. Без надежды невозможны труды и подвиги. Надежда — это дар Божий. Ее оскудение приводит к умалению любви и сомнениям. Надежду разрушает гнев. Несколько слов об авторе Колокольня Ивана Великого (церковь Иоанна Лествичника). Москва. Начало XVI в. Иоанн Лествичник вырос в обеспеченной семье и получил хорошее образование. В 16 лет он пришел в Синайский монастырь Неопалимой Купины, позднее монастырь Святой Екатерины, где стал учеником аввы Мартирия и через три года принял монашеский постриг. Анастасий Великий и Иоанн Савваит предсказали, что Иоанн станет игуменом горы Синай. Через несколько лет, после смерти аввы Мартирия, преподобный Иоанн поселился в нескольких километрах от монастыря в пещере у подножия горы Синай, много времени посвящал молитве, днем работал в огороде, а вечером и ночью писал книги. После сорока лет уединения Иоанн был избран игуменом Синайского монастыря. За мудрость, духовные дарования и любовь к Богу его называли новым Моисеем. В этот период он и написал «Лествицу» по просьбе другого подвижника, святого Иоанна, игумена соседнего Раифского монастыря. Незадолго до смерти преподобный оставил управлять монастырем своего родного брата Георгия, а сам вернулся к уединенной жизни в безмолвии на прежнем месте, где прожил до конца жизни. Уже в X веке Иоанн Лествичник почитался как святой. Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание».

http://blog.predanie.ru/article/lestvits...

А младенцу было всего двадцать два дня. И все прославили Бога, хранящего истину – для тех, кто всем сердцем ищет Его». К главе 114 О Теренуфе см. прим. к гл. 54-й. Глава 115 Советы аввы Иоанна, игумена раифского Да не оскверним, чада, места сего, которое отцы наши очистили от демонов. Авва Иоанн, киликиянин, игумен раифский, наставлял братию, говоря: – Чада, удалившись от мира, будем удаляться и от вожделений плотских. Будем подражать отцам нашим – строгости и безмолвию, с какими они жили здесь. Да не оскверним, чада, места сего, которое отцы наши очистили от демонов. Здесь место подвижников, а не торговцев. Я застал здесь старцев, проживших семьдесят лет в этом месте и питавшихся только травой и финиками. Семьдесят шесть лет прожил я здесь и много зол и ужасов претерпел от демонов. К главе 115 Раифская обитель расположена была на берегу Красного моря, в двух днях пути от Синая. По предположению преосвящ. Филарета, авва Иоанн, игумен раифский, был тот самый, который просил св. Иоанна Лествичника написать свою Лествицу. Глава 116 О брате, несправедливо обвиненном в похищении денег Вот что слышали мы от аввы Андрея Мессинского: «Когда я был молод, отправились мы с аввой из Раифа и пришли в Палестину. Там мы остановились у одного старца. У принявшего нас старца была всего одна номисма, да и ту он потерял, забыв, где положил. Он заподозрил меня, как молодого человека, в краже монеты и сказал отцам того места, что брат Андрей взял у него монету. Узнал об этом мой авва и, призвав меня, спросил: – Скажи, Андрей, ты взял номисму у старца? – Прости, авва: я не брал ничего. У меня был плащ, и я продал его за номисму. Придя к старцу, я поклонился ему и сказал: – Прости меня, авва: сатана посмеялся надо мною – и я взял у тебя номисму. В келье старца находился один мирянин. Старец отвечает мне: – Ступай, чадо, я ничего не потерял. Снова бросился я к ногам старца со словами: – Ради Господа, возьми номисму – вот она! И сотвори обо мне молитву, потому что сатана внушил мне украсть ее и огорчить тебя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Когда же Бог благоизволил заселить то место многими иноками, то повелел великому Евфимию в видении, чтобы не отгонял приходящих к нему ради спасения. Однажды к нему пришли три брата по плоти, родом каппадокийцы, воспитанные в Сирии: Косма, Хрисипп и Гавриил; они горели духом к духовному совершенствованию. Но старец не хотел принять их, частью потому, что любил свое безмолвие, частью потому, что они были молоды, особенно же потому, что младший из братьев Гавриил от чрева матери был скопцом и очень юн, а лицом походил на женщину. Тогда ночью последовало преподобному некоторое божественное явление, в котором к нему был голос: – Прими этих братьев, потому что Бог послал их и впредь не отклоняй никого, хотящего спастись. Тогда Святой принял их и сказал старейшему из них Косме: – Вот я принимаю вас, как повелел мне то Бог; сделай же и ты, что я прикажу: не позволяй младшему брату выходить из кельи, чтобы никто из прочих братий его не видал: ибо не подобает жить в лавре женскому лицу, дабы не поднялась против кого-либо вражья брань. Потом Святой предрек ему то, что имеет последовать. – Как я полагаю, – сказал он, – ты недолго пробудешь здесь: ибо Бог хочет вручить тебе епископство в скифопольской церкви 785 . Предсказание это впоследствии действительно сбылось. После этого преподобный начал принимать всех приходящих. Так он принял Домнина, родом из Антиохии 786 , племянника Иоанна, архиепископа антиохийского 787 ; принял и трех других братьев мелитинцев, племянников того Синодия, который вместе с Акакием был учителем Евфимия, по имени Стефана, Андрея и Гайана, затем Иоанна, пресвитера раифского 788 , Анатолия и Фалассия, также Кириона из Тивериады 789 , пресвитера церкви святого мученика Василия в Скифополе; приняв всех их, он повелел епископу Петру сделать им небольшие кельи и украсить церковь со всевозможным благолепием. Таким образом, он устроил лавру, по образцу Фаранской. И пришел в лавру патриарх иерусалимский Ювеналий со святым Пассарионом 790 , бывшим тогда хорепископом 791 , и Исихием 792 , пресвитером и учителем церковным, и освятил лаврскую церковь 793 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В одно лето в странах палестинских было бездождие и великая засуха. Окрестные жители пришли к преподобному Иоанну, прося его помолиться Богу о ниспослании дождя. И как только помолился преподобный Иоанн, тотчас пошел обильный дождь и, напоив иссохшую землю, сделал ее плодоносной. Когда же приблизилось время кончины святого Иоанна, он благочестно наставил всю братию Синайской обители — этих своих духовных израильтян. В одном только не сделался Иоанн подобным Моисею, ибо преподобный Иоанн вошел душою в горний Иерусалим, тогда как Моисей не достиг телом дольнего Иерусалима Когда же сей новый Моисей, преподобнейший игумен Иоанн, отходил ко Господу, тогда брат его, авва Георгий стоял перед ним, проливая слезы и говоря: — Вот оставляешь ты меня и отходишь. А я молился, чтобы ты меня предпослал; потому что без тебя, господин мой, не станет и сил моих пасти твою святую дружину: и вот, напротив того, я предпосылаю тебя. И сказал на это святой авва Иоанн: — Не печалься и не тужи: если обрету дерзновение у Господа, то не допущу и года скончать тебе после меня. Сие и сбылось. Ибо в 10-й месяц по преставлении блаженного Иоанна, и авва Георгий, брат его, отошел ко Господу, предстоять Ему вместе с братом своим преподобным Иоанном во славе святых, прославляя Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь Святою обителью Синая преподобный Иоанн управлял недолго, не более четырех лет. Но кратковременное управление его Синаем ознаменовалось весьма важным обстоятельством: к этому именно времени относится написание им столь известного и столь замечательного творения, называемого «Лествицей», от которой и сам Иоанн получил название Лествичника. Повод написания «Лествицы» был следующий В расстоянии двух дней пути от Синая находился Раифский монастырь, расположенный в весьма живописном заливе Чермного моря. В то время, когда Синайскою обителью управлял преподобный Иоанн Лествичник, игуменом Раифской обители был также святой Иоанн Много наслышавшись о духовных дарованиях игумена Синайского, о его глубокой мудрости в деле управления вверенных ему для спасения душ, игумен Раифский написал Лествичнику послание в котором от своего имени и от лица всех иноков его обители просил его написать для них руководство в духовно-нравственной подвижнической жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Во второй части глава XLII содержит 87 глав из Новелл Юстиниана, извлеченных из патриарха Иоанна Постника ; глава XLIII, новые три заповеди Алексея Комнина, помещенные у Ленклавия т. I, стр. 126–132; глава XLIV, тридцать титулов, избранных из Новелл Юстиниана суть извлечений из τ κειμν Фотия и в Славянском для того отделены от сего законоправильника, чтобы отличить гражданские законы от церковных; глава XLV избрание от закона Моисеева в 50 главе находится у Котелерия; глава XLVI закон судный Константина Великого 32 главы; Греческого подлинника сей статьи доселе не отсыкано и потому Греческая церковь в судных делах им не пользуется; глава XLVII обличительный трактат на Франков и иных Латинян написан в XII веке Кириллом епископом Туровским; глава XLVIII закон гражданский переведен из книги πpοχιpον Василия Македонянина, впослествии распространенный без нужды в прочих экземлпярах и при том неизвестными лицами. Но в нем нет предисловия, помещенного в Греческих списках; глава XLIX Льва и Константина об обручении и браках напечатано у Ленклавия с дополнением предисловия Δεσπτης, с опущением первых 10 титулов и под именем одного Льва Премудрого. 12 и 13 титулы у Ленклавия составляют один титул и последние 18 разделены на 16; глава L и LI о супружестве и беззаконных браках неизвестного новейшего происхождения, поколику в них упоминаются Гарменопул и Властар; некоторые статьи сходны с распространенным πpοχιpον Василия Македонянина; Глава LII том соединения при Константине и Романе сокращенно помещен у Ленклавия стр. 103–109; глава LIII канонические ответы патриарха Николая на вопросы некоторых монахов напечатаны у Бальзамона и Беверегия; глава LIV воросы Константина Памфилийского напечатаны у Ленклавия стр.310; глава LV Мефодия завещание напечатано у Гоара стр.876; глава LVI толкование о священнических одеждах, объяснил Конитар; глава LVI–LVIII правила Никифора патриарха и отвера Иоанна епископа Цитрийского напечатаны у Ленклавия стр. 195, 323; глава LIX о рукоположении помещена у Конитара в вышеприведенном месте: глава LX, ответы Тимофея архиепископа Александрийского пространнее изложены у Беверегия, нежели на Славянском; глава LXI-LXVII неизвестного происхождения изложены у Конитара; глава LXVIII ответы Анастасия Синаита помещены в прибавлении ко второй части Валахийской Кормчей и кроме Гервета напечатаны в большой библиотеке Отцев; глава LXIX Тимофея Пресвитера о различии еретиков, обращающихся к церкви напечатана у Ламбеция; глава LXX отрывки из Пандект Никона Раифского монаха, коего Греческий подлинник, состоящий из 130 бесед, находится во многих библиотеках, но доселе в свет не издан.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

      " Как сборщики податей, сидя в темных проходах, останавливают и истязают прохожих, так и демоны наблюдают и задерживают души; и если души не совершенно очистились, то при исшествии своем из тела не получают дозволения войти в небесные обители и предстать Владыке своему, но уносятся вниз воздушными демонами. Но пребывающие во плоти при трудах и при великом усилии могут приобрести благодать свыше от Господа; и они вместе с достигшими упокоения за добродетельное житие отойдут ко Господу, как Сам Он дал обетование... " (Беседа 43, 9, стр. 281).      Из " Лествицы " преп. Иоанна Лествичника, другого классического творения православной аскетики:       " Иные (из умирающих) с болезнию произносили: прошли бы над душею нашею воды бурные духов воздушных? (Пс. 123, 5). Говорили же так потому, что еще не имели дерзновения, но издалека усматривали то, что бывает на оном истязании " (Слово 5:22, стр. 65).      Действительно, в " Послании аввы Иоанна Раифского " , которое служит введением к " Лествице " , указана цель, с которой и была написана эта книга:       " Как лествица, утвержденная даже до небесных врат (Быт. 28, 12), (эта книга) возводит производящих, чтобы они безвредно, безбедственно и невозбранно проходили полчища духов злобы, миродержителей тьмы и князей воздушных " .      Из " Слова о трезвении и молитве " преп. Исихия Пресвитера в т. 2 " Добротолюбия " :       " Душа, воспаривши по смерти на воздух ко вратам небесным, и там не постыдится врагов, имея за себя и с собою Христа: но и тогда, как ныне, дерзновенно возглаголет к ним во вратех. Только до самого исхода своего да не скучает она день и ночь взывать ко Господу Иисусу Христу, Сыну Божию; и Он сотворит отмщения ея вскоре, по неложному Божественному обетованию Своему, которое изрек Он в притче о неправедном судие: ей, глаголю вам, сотворит отмщение вскоре (Лк. 18, 8) - и в настоящей жизни, и по исходе ея из тела " (N 149).       " Найдет, наконец, и на нас час смертный, - придет и избежать нельзя, и - о, если бы воздушный князь мира, пришедши тогда, нашел беззакония наши малыми и ничтожными, чтобы не мог справедливо обличить нас? Иначе восплачемся тогда, хотя уже бесполезно " (N 161).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

В эпоху христологических споров ситуация во многом повторилась. Однозначного понимания этих и других основополагающих богословских терминов в уже христологическом применении не было и тогда. Особенно ярко это проявилось в связи с интерпретацией наследия признанного и православными и монофизитами непререкаемого церковного авторитета свт. Кирилла Александрийского , допускавшего в своих трудах некоторую терминологическую неаккуратность. Многие богословы – как православные, так и их оппоненты – сознавали, что традиционная терминология не позволяет изложить христологическое учение с достаточной глубиной и точностью. Поэтому нарастала необходимость упорядочить богословский язык. Египетский монах Нефалий со своей «Апологией» был, по всей видимости, первым, кто попытался в диалектическом синтезе соединить дифизитскую христологию Халкидона и богословский язык «единой природы» свт. Кирилла Александрийского . 145 «Апология» Нефалия не сохранилась, но некоторое представление о ней дают фрагменты, сохранившиеся в двух полемических «Словах к Нефалию» Севира Антиохийского. 146 В начале VI века на Востоке появилась пространная «Апология», принадлежавшая перу пресвитера Иоанна Грамматика Кесарийского, которая также не сохранилась, но может быть частично реконструирована по ответу на нее того же Севира. 147 Иоанн Грамматик, стремившийся вслед за монахом Нефалием защитить халкидонское учение о двух природах во Христе, предпринял серьезную работу по уточнению богословских понятий и упорядочению христологической терминологии. Его главной заслугой было предложение применять в христологии язык, разработанный великими Каппадокийцами для триадологии. Преподобный Анастасий Синаит свидетельствует в «Путеводителе», что – кроме Нефалия и Иоанна Грамматика Кесарийского – были и другие, не названные им по имени, сторонники Халкидонского Собора, составлявшие свои сборники философско-богословских определений, применимых для христологии (VI, 1, 21–23; 208). Например, еще одним таким произведением было «Преуготовление» пресвитера Феодора Раифского, 148 написанное в 580–620 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

После прихода к власти большевиков и отделения Церкви от гос-ва в кон. 1917 - нач. 1918 г. были закрыты все домовые церкви, прекращено преподавание Закона Божия в учебных заведениях, в нач. 1918 г. прекратили деятельность ДС (здания переданы Казанскому ун-ту) и миссионерские курсы, все духовные училища и епархиальное училище были преобразованы в советские школы. В КазДА занятия продолжались. В нач. 1918 г. при Правосл. церковном союзе Казанской епархии было образовано епархиальное братство защиты правосл. веры, к-рое организовывало массовые акции протеста, добиваясь от властей возвращения в школы преподавания Закона Божия за счет родителей. Так, 11 марта 1918 г. 200 представителей братства явились к комиссару просвещения Казанской республики А. Максимовичу, потребовав у него отменить декрет о запрещении преподавания Закона Божия и запрещении молитвы в школе (Там же. 1918. 7/8. С. 187). Впосл. члены братства были арестованы. 15 марта 1918 г. в Казани состоялся открытый суд над сщмч. Амвросием (Гудко) , бывшим еп. Сарапульским и управляющим Свияжским монастырем, к-рого обвинили в контрреволюционных действиях уволенные им насельники обители, архиерей был оправдан. В апр. 1918 г. в Казани убили свящ. Иоанна Богоявленского. Весной того же года были разорены Трехсвятительский крещено-татар. мон-рь в Лаишевском у. и Троицкий жен. мон-рь в с. Ромодан (Рамадан) Чистопольского у., принадлежавшие им земли были захвачены крестьянами, а имущество разграблено, обители закрылись окончательно в 1919 г. В июне 1918 г. в Раифском мон-ре местные крестьяне убили 5 чекистов, приняв их за грабителей, позже в этом обвинили монахов. Сергиевская трапезная ц. в бывш. свияжском Иоанно-Предтеченском мон-ре. 1604 г. Фотография. 2009 г. Сергиевская трапезная ц. в бывш. свияжском Иоанно-Предтеченском мон-ре. 1604 г. Фотография. 2009 г. 7-10 авг. 1918 г. Казань была занята белочехами и Народной армией Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч). В Свияжске в это время находился штаб Л. Д. Троцкого, по личному распоряжению к-рого были расстреляны еп. Амвросий (Гудко), свияжский свящ. Далматов Константин . В нач. сент. 1918 г. развернулись бои за Казань, 10 сент. город был взят Красной Армией, при штурме были расстреляны насельники Зилантова монастыря. Митр. Иаков (Пятницкий), еп. Борис (Шипулин) и часть духовенства ушли с отступавшими белыми войсками. Чистопольский еп. Анатолий (Грисюк) в то время находился в Москве на сессии Поместного Собора, вернулся в Казань 26 сент. и стал временно управляющим епархией. В сент.-окт. 1918 г. в городе шли массовые расстрелы, погибли более 30 священнослужителей. 22 сент. Казанский кремль был объявлен военным городком, были закрыты кафедральный Благовещенский собор, Спасо-Преображенский монастырь, конфискованы архиерейский дом и здание консистории. Кафедральным собором стал храм Казанского Богородицкого монастыря, епархиальное управление переехало в казанский во имя св. Иоанна Предтечи монастырь .

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Однако она встретила и критические возражения. Серьезные сомнения в тождестве двух Феодоров и вытекающей отсюда поздней датировке трактата высказал Ш. Мёллер. Согласно его мнению, если трактат написан в 580 –620 гг., то необъяснимо умолчание в нем об оригенистских спорах, дискуссиях относительно «трех глав» и ереси тритеитов. Аналогичные сомнения высказываются и П. Шервудом. С несколько иных позиций критикует гипотезу Элерта болгарский ученый Б. Пейчев, который частично опирается на одну из догадок, высказанных Элертом, а именно на возможность, что второй раздел второй части (философской), содержащий определения 10 основных логических категорий, принадлежит иному автору. Пейчев, развивая эту догадку, высказывает гипотезу о двойном авторстве трактата: первая часть его принадлежит Феодору Раифскому, а вторая – Феодору Фаранскому; позднее они были соединены в единое целое и Феодор Фаранский как еретик, осужденный церковью, был лишен авторства своего философского сочинения. Но, к сожалению, свою гипотезу Пейчев подкрепляет весьма слабой аргументацией. Основной порок данной аргументации заключается в том, что она не базируется на анализе доступных нам греческих источников, в первую очередь самого сочинения «Приуготовление». Можно привести несколько примеров. Пейчев заявляет, что Иоанн Дамаскин «включил полностью философский трактат Феодора в свою «Диалектику». Но подобное смелое заявление повисает в воздухе, ибо соответствующего сличения текстов двух произведений не дается. Кроме того, оно вступает в противоречие с суждением такого известного знатока творчества Иоанна Дамаскина , как Б. Штудер, который, констатируя наличие многих точек соприкосновения между «Диалектикой» и сочинением Феодора Раифского, полагает, что Иоанн Дамаскин не опирался непосредственно на Praeparatio. Другой пример: доказательством того, что Феодор Раифский вообще не писал философской части трактата, Пейчев считает молчание об этом Максима Исповедника . Безусловно, последний был человеком очень эрудированным, но в период VI -VII вв. писалось такое большое количество богословско-логических произведений, что предполагать знакомство Максима Исповедника со всеми ими вовсе не обязательно. Наконец, одним из аргументов в пользу своей гипотезы Пейчев считает, тот факт, что философская часть трактата следует за догматико – ересеологической, хотя более логичным было бы поставить на первом месте философскую пропедевтику. Действительно, аналогичную структуру мы встречаем в знаменитой трилогии Иоанна Дамаскина «Источник знания», где «Диалектика» предшествует ересеологической и догматической частям. Однако Феодор Раифский мог руководствоваться собственной авторской логикой, отличной от логики Иоанна Дамаскина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010