На фоне аскетических воззрений вышеуказанных святых отцов-аскетов, и особенно Макария Египетского , мы и постараемся как можно ярче и отчетливее начертать образ идеального аскета – преподобного Иоанна Лествичника , жившего в VI-VII веках. Это, главным образом, и входит в нашу непосредственную задачу – изобразить полно и отчетливо аскетические принципы этого святого отца как видного представителя восточного аскетизма, как примерного опытного психолога и путеводителя христианских подвижников по пути постепенного нравственного восхождения от земли к небу. При изложении и раскрытии нашей темы будет использован, главным образом, труд преподобного Иоанна Лествичника «Лествица», в которой он собственноручно начертал порядок духовной жизни аскета и его стремление к достижению высшего совершенства. Биографические сведения о святом Иоанне Лествичнике извлекаем частью из самой «Лествицы», частью из Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского (30 марта 19 ) и из других источников. Глава 1. Краткий очерк жизни и деятельности преподобного Иоанна Лествичника Монахов множества наставника тя почитаем, отче наш Иоанне, твоею бо стезею воистинну право ходити познахом. Блажен еси, Христу работав. Самогласен св. Лествичнику на стиховне, глас 8 Следует сказать, что исторических сведений о жизни святого игумена Синайской горы Иоанна Лествичника до нас дошло очень мало. Некоторые сведения о его жизни находятся в самых его творениях, в частности в «Лествице». Пишут также о нем, хотя очень кратко, два современных ему писателя-историка. Один из них, инок Синайской горы, неизвестный по имени 20 ; другой – инок Раифской обители по имени Даниил, «муж почтенный и добродетельный» 21 , он писал житие преподобного Иоанна Лествичника на основании рассказов живых свидетелей, лично знавших преподобного отца. Поэтому инок Даниил в начале своего повествования пишет: «Все те, которые имели счастье слушать этого великого человека, из коих есть много поставленных им на путь спасения и доселе шествующих по нему, могут засвидетельствовать истину этого рассказа» (Четьи-Минеи. 30 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

7 Историк Прокопий, говоря об этих святых иноках по поводу одной церкви, построенной для них Императором Юстинианом во имя Пресвятой Богородицы, отзывается о них с большой похвалой. В стране, которая прежде называлась Аравией, а теперь называется Третьей Палестиной, говорит он, есть обширная пустыня, безводная и лишенная плодоносных растений. В этой пустыне, недалеко от Чермного моря, одиноко возвышается гора по имени Синай, на которую очень трудно восходить. На ней живут пустынники, которые проводят жизнь свою в суровых трудах, подвигах покаяния и непрестанном памятовании смерти. Более всего заботятся они о снискании духа совершенной нестяжательности, об умерщвлении тела и об удалении от себя привязанности ко всему тленному и преходящему. На горе Синай беспрепятственно наслаждаются они глубоким уединением, которым дорожат более всего в мире. Император Юстиниан, не находя, что бы сделать для них, потому что они ничего не желали, более всего заботясь о снискании духа совершенной нестяжательности, об умерщвлении тела и об удалении от себя привязанности ко всему тленному и преходящему, построил для них храм во имя Пресвятой Богородицы, чтобы они возносили в нем свои молитвы и совершали Таинства. 8 Житие преподобного Иоанна, помещаемое в Лествице. 9 Так назван потому, что был учеником св.Саввы. 10 Лествица. Степень 27. 11 Житие преподобного Иоанна, помещаемое в Лествице. 12 Степень 7. 13 Там же. 14 Степени 26 и 29. 15 Житие преподобного Иоанна, помещаемое в Лествице. 16 Житие преподобного Иоанна. 17 Степени 4 и 5. 18 См. Степень 27. 19 См. Степени 1 и 2. 20 Степень 1. 21 Житие преподобного Иоанна. 22 Vies des P " eres des d " eserts. d " Orient. T.V. P.27. 23 Ibid. P.28. 24 См. Житие преподобного Иоанна. 25 См. Послание преподобного Иоанна, игумена Раифского, помещенное в начале Лествицы. 26 См.Ответ преподобного Лествичника Иоанну Раифскому в начале Лествицы. 27 «Да труждаемся в молодости своей ревностно, да течем трезвенно, ибо неизвестен год смерти. Никто, будучи юн, да не внемлет подобным внушениям: не изнуряй своей плоти, чтобы не впасть тебе в недуги и немощи, — ибо едва ли кто, особенно же в эти годы, умертвит свою плоть, хотя бы и лишился многих и сладких снедей».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4137...

Слово о службе (литургии) св. Нифонта, л. 999. об. О епископстве (видение св. Нифонта), л. 1031. Марта в 3-й и 28-й день мучение св. священномученика Феодорита пресвитера Антиохийского, вкратце, л. 1058. Нач. «Иулиан стрый злочестивого Иулиана и безбожного законопреступника, иже восточных чинов князь.» О блаженней супружнице Князя Андрея Константиновича Нижегородского, о Княгине Василисе, во инокинях Феодоре, л. 1062–1063 об. Нач. «Сия блаженная и памяти достойная княгиня Василиса, нареченная во иноческом чину Феодора.» В 29-й день. Мучение святых Ионы и Варахисия и дружины их, л. 1064–1081 об. Нач. «В лето осьмое-надесяте Князя и Царя Персидского Савория, гонение сотвори на церквы Христовы.» В 30-й день. Житие вкратце блаженного Иоанна игумена св. горы Синайския наречённого Схоластика во святых по истине, послежде же от списаны именующаяся Лествичника, написавшегося духовныя сия скрижали, сиречь святую лестницу; списажеся житие сие от Даниила инока смиренного Раифского суща, л. 1082–1095 об. Нач. «Иже убо кто приживый добляго сего и божественного, и воспитавый прежде постнаго страдального его жития.» Послание Преп. Иоанна игумена Раифы ко Иоанну досточудному игумену горы Синайской л. 1096 – 1098 об. Нач. «Вышеестественному и равноангельному отцу отцем и учителю преизящному грешный Иоанн Раифский игумен.» Воздание посланю сему. Послание св. Иоанна Лествичника , скрижали духовныя Иоанн Иоаннови радоватися, л. 1097 об. 1100 Нач. «Восприях яко подобающее честному твоему и бесстрастному житию.» Предисловие слова, ему же именование скрижали духовныя л. 1100. Нач. «Добродетелей приходы и восходы, якоже восходящии на лествицу первый степень прешед к горним поспешают.» Об Иоанне Лествичнике краткое сказание, л. 1100 – 1103. Нач. «Многажды Иоанна хвалима и блажима слышим.» От патерика Синайского об авве Мартирие и Иоанне Лествичнике , л. 1103–1105. Нач. «Авва Мартирие Иоанна Лествичника постриже шестинадесяти лет.» Повесть от патерика алфавитного о отце Георгие Арселанте брата Иоанна Лествичника , л. 1105 – 1109 об. Нач. «Поведаны нам о отце Георгии, нареченном Арселанте, иже бысть пустынное воспитание.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Л. 1. «Завет преподобнаго и богоноснаго отца нашего Иоанна, Рылскаго Чудотворца, данный от него учеником своим, прежде смерти его. Глаголя:» Нач.: «Аз смиренный и грешный Иоан: иже никоего блага сотворивый на земли». Л. 9 (1). Мелетия Исповедника поучение о молитве. «От книги преподобнаго отца нашего Мелетия Исповедника в Галисийстей горе подвизавшагося. О молитве». Нач.: «Зареносное терпение, глаголет некто от святых, одушевлено молитвами, и благодарении». Л. 25. Нила Постника главы. «Преподобнаго отца нашего Нила Постника. О молитве, 153 глав». Нач.: «Аще кто восхотел бы благовонный фимиам устроити». Л. 37 об. Илариона Великого слово. «Преподобнаго отца нашего Илариона Великого к некоему брату, просившу послания у него». Нач.: «Ко старейшему ми брату, и Христову рабу, убогий аз инок, и последний в братстве Иларион». Л. 43. Максима Исповедника поучение. «Иже во святых отца нашего Максима Исповедника слово постническо, по вопросу и ответу». Нач.: «Брат вопроси старца глаголя: молютися отче рещи ми, что смотрение Господня вочеловечения?».   L032219. Лествица св. Иоанна Синайского (перевод прп. Паисия). Рубеж 18-19 вв. 4о. 230х165. 206 л. Полуустав аккуратный одного почерка. Писец – схим. Афанасий (Охлопков). Переплет картон в коже. Украшения Заголовки и инициалы киноварные. Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. В начале глав цветные заставки растительного орнамента. На л. 11 об. цветной рисунок во весь лист – ваза с цветами. Заголовки глав киноварью в колонтитулах. Содержание Л. 1. Житие Иоанна Синайского. «Житие вкратце аввы Иоанна игумена святыя горы Синайския, прозванием схоластика иже во святых воистину, списано от Даниила монаха Раифскаго мужа честна и добродетелна». Нач.: «Оно убо, кий есть произведый доблественника сего и воспитавый». Л. 12 (1). Лествица Иоанна Синайского. «Иже во святых отца нашего Иоанна лествица. Предисловие слова сего, егоже наименование есть скрижали духовны. Слово постническо аввы Иоанна игумена иже в Синайстей горе монахов, еже и посла ко авве Иоанну игумену Раифскому побужден быв от него сочинити».

http://bogoslov.ru/article/6177528

В 35 лет преподобный Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. 14 апреля. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника. По преданию, св. Иоанн родился около 570 года в семье святых Ксенофонта и Марии. Шестнадцати лет он пришел в Синайский монастырь, где через 4 года был пострижен в иноки и девятнадцать лет воспитывался под руководством старца Мартирия. Однажды они пошли к старцу Иоанну Савваиту, который встал, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку. После их ухода ученик св. Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Авва Стратегий предсказал, что Иоанн будет некогда великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись. В 35 лет преподобный Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. В семидесятипятилетнем возрасте он был избран игуменом Синайской обители. По просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица добродетелей», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Цель этого творения — показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» — это путь человека к совершенству, которое постепенно, а не вдруг может быть достигаемо, дабы он мог приблизиться к Царству Небесному. Четыре года святой Иоанн пробыл игуменом, затем вновь возвратился к уединению и безмолвию. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2021 12 апреля, 2019 18 марта, 2018 31 марта, 2017 27 марта, 2017 27 марта, 2017 26 марта, 2017

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Преподобный Иоанн Лествичник. Греческая икона Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители . Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна , игумена Раифского монастыря и была написана преподобными знаменитая " Лествица " - руководство для восхождения к духовному совершенству. В конце жизни блж. Иоанн назначил преемником в руководстве монастырём своего брата Георгия, который также с самого отречения от мира выбрал жизнь безмолвную. Когда св. Иоанн находился на пороге смерти (между 650 и 680), Георгий сказал ему: " Итак, ты меня покидаешь и уходишь! Однако я молился, чтобы ты отправил меня первого ко Господу, ведь без тебя не в моей власти пасти эту общину " . Но Иоанн ободрил его словами: " Не огорчайся и не заботься. Если я найду благодать у Бога, я не позволю, чтобы ты даже года прожил после меня " . И действительно, десять месяцев спустя после смерти Иоанна Георгий в свою очередь отошёл ко Господу. Полагают, что Георгий был тем епископом Фаранским который в 680 г. окончательно перенес кафедру в Синайский монастырь . Георгия называет епископом и Анастасий Синайский в " Различных рассказах о синайских отцах " . Некоторые необоснованно отождествляют брата прп. Иоанна с прп. Георгием Арселаитом .

http://drevo-info.ru/articles/9923.html

Автор хроники, очевидно, располагал большой б-кой, в к-рой наряду с творениями св. отцов и др. церковных писателей были представлены исторические сочинения. Он цитировал труды святителей Афанасия Великого, Кирилла Иерусалимского, Евстафия Антиохийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Епифания Кипрского, Кирилла Александрийского, Григория Двоеслова, блж. Феодорита Кирского, преподобных Ефрема Сирина, Исидора Пелусиота, Нила Анкирского, Иоанна Лествичника, Иоанна Мосха, Анастасия Синаита, Максима Исповедника, а также Евсевия Кесарийского, Палладия, Феодора Раифского, Псевдо-Кесария, Псевдо-Дионисия Ареопагита и др., агиографические тексты (мученичества св. Патрикия и Евстратия, Жития свт. Сильвестра, прп. Стефана Нового, свт. Иоанна Златоуста), апокрифы (Псевдо-Климентовы гомилии) и т. д. Поскольку не все фрагменты удается обнаружить в сохранившихся текстах произведений, весьма вероятно, что Г. А. использовал по крайней мере нек-рые из этих источников de visu, а не через сборники-флорилегии. Отрывки из произведений Платона Г. А. выписывал из «Врачевания эллинских недугов» блж. Феодорита Кирского (а не из какой-то антологии античных философских текстов, как предполагалось ранее). Имп. Константин Великий перед войском. Миниатюра из Тверского списка. Хроники Георгия Амартола. 1-я пол. XIV в. (РГБ. Ф. 173/I. 100. Л. 213) Имп. Константин Великий перед войском. Миниатюра из Тверского списка. Хроники Георгия Амартола. 1-я пол. XIV в. (РГБ. Ф. 173/I. 100. Л. 213) 2 группы текстов, эксцерпты из к-рых имеются в хронике, позволяют сделать определенные выводы о характере и об истории книжного собрания, к к-рому Г. А. имел доступ. 1-я включает II и III Антирретики и «Обличение и опровержение» патриарха К-польского свт. Никифора I , а также Житие прп. Никиты Мидикийского мон. Феостирикта (BHG, N 1341). Цитаты из этих текстов и аллюзии на них обнаруживаются кроме Г. А. у Феофана Пресвитера, автора «Слова на перенесение мощей св. патриарха Никифора» (BHG, N 1336-1337), у Игнатия Диакона, автора Жития св.

http://pravenc.ru/text/164333.html

В другое еще время, взяв с собою сего Иоанна, наставник его авва Мартирий пошел к великому Иоанну Савваиту, который жил тогда в пустыне Гудда. Как скоро увидел их старец, – встал, налил воды, умыл ноги авве Иоанну, и облобызал руку его; авве же Мартирию не умыл ног. Когда ученик Савваитов Стефан спросил: «почему так сделал? – старец отвечал: «поверь мне, чадо, не знаю, кто этот отрок; принимал же я игумена Синайского, и игумену умыл ноги». Да и авва Стратигий, в тот день, когда, на двадцатом году от роду, постригаем был авва Иоанн, – предсказал о нем, что будет великим светилом. И действительно, когда Иоанн стал нашим игуменом, – пришло к нам около шестисот странников. В то время, когда они сидели и вкушали пищу, Иоанн видит, что некто из приспешников, обернутый по-иудейски в полотно, обходит всех, и повелительно раздает приказания поварам, икономам, ключникам и другим служителям. Когда же народ разошелся, и сели за трапезу служители, – стали искать того, кто всюду ходил и раздавал приказания; и не нашли. Тогда раб Божии, преподобный Отец наш Иоанн, говорит нам: «перестаньте искать; не странное что сделал господин наш Моисей, послужив в этом ему принадлежащем месте». Некогда в палестинских странах было бездождие. Авва Иоанн, по просьбе окрестных жителей, помолился, – и пошел обильный дождь. И в этом ничего нет невероятного; потому что волю боящихся Его сотворит Господь, и молитву их услышит ( Пс.144:19 ). Должно знать, что у Иоанна Лествичника был родной брат, тот самый досточудный авва Георгий, которого он поставил игуменом Синайским еще при жизни своей, сам возлюбив безмолвие, потому что изначала уневестил себе оное сей премудрый. Когда же новый наш Моисей, преподобнейший игумен Иоанн, отходил ко Господу; тогда брат его, авва Георгий, стоял пред ним, проливая слезы и говоря: «Вот оставляешь ты меня, и отходишь. А я молился, чтобы ты меня предпослал; потому что без тебя, господин мой, не станет и сил моих пасти братство; и вот, напротив того, предпосылаю тебя». И говорит ему авва Иоанн: «не печалься и не тужи; если обрету дерзновение у Господа, то не допущу и года скончать тебе после меня». Сие и сбылось; ибо до совершения десяти месяцев и Георгий отшел ко Господу. Послание святого Иоанна, игумена Раифского, к досточудному Иоанну, игумену горы Синайской

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

По содержанию «Лествица» разделяется на две части. В первой части (слова 1–23) говорится о пороках, во второй (слова 24–30) – о нравственных и богословских добродетелях. Преп. Иоанн приводит множество конкретных примеров из аскетического опыта и говорит, где нужно, о частностях монашеской жизни. Все это оживляет повествование. Сочинение «К пастырю» также было написано по просьбе раифского игумена Иоанна. В сочинении обрисован идеальный, но и вполне реальный в то время образ настоятеля монастыря. §3. Учение 1.      Аскетическое учение преп. Иоанна Лествичника отличается своим практическим делательным характером. Это живой подвижнический опыт, а не некая аскетическая метафизика. По этой причине, мы не найдем в учении преп. Иоанна, в частности, в «Лествице» точного психологического анализа внутреннего самосовершенствования человека. В переходе от одной ступени духовной лестницы к другой затруднительно усмотреть логическую или психологическую последовательность. И сами ступени зачастую неясно разграничены. Выясняется, что восхождение по некоторым из них идет не последовательно одна за другой, а одновременно по нескольким сразу. 2. Поступающим в монашество необходимо избрать место и образ жизни в соответствии со своим душевным устроением, с преобладающими страстями и прочее, так как одним более подходит уединение, а другим – общежитие. Существует три главных монашеских образа жизни. Первый образ жизни общежительный, он более подходит гневливым, второй – уединенный, который может быть полезен любострастным и человекоугодливым, третий, средний, путь – скитский (жизнь с одним или двумя братьями) подходит всем и является, по преп. Иоанну, самым удобным для спасения. 3. Основные вехи аскетического учения преп. Иоанна следующие. Христианин, по преп. Иоанну, есть тот, кто старается подражать Христу словами, делами и помышлениями, неискаженно веруя во Святую Троицу. Монах есть тот, кто будучи человеком, стремится подражать ангелам, идя путем умного делания, а также тот, кто при всех жизненных обстоятельствах держится только заповедей и духа Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

На создание этого величайшего духовного произведения преподобного Иоанна Лествичника подвигало истинное послушание монашеское, ибо обращение игумена Раифского Иоанна он воспринимал не как просьбу, а как повеление духовного наставника, со страхом и любовью, как искренний послушник и «непотребный раб превосходнейшего живописца», хорошо осознавая собственное недостоинство и понимая, что «Бог воздает награду не множеству даров и трудов, но множеству усердия». В сочинении преподобного Иоанна начертан путь меры и духовной гармонии, определенный напряженным духовным деланием и памятью смертной. Иноческая жизнь, а в более углубленном смысле и жизнь христианская вообще, есть путь постепенного, непрерывного восхождения по лестнице духовного самосовершенствования. Вот уже много веков «Лествица» является настольной книгой не только для монашествующих, но и для всех верных Господу нашему Иисусу Христу. Вы спросите, братья и сестры, что же делает этот духовный труд значительным и актуальным даже для нашего непростого, суетного времени? Прежде всего, любовь к Богу и стремление приблизиться к Нему, стать достойными чадами Божиими. 30 степеней (ступеней) «Лествицы», научают нас борьбе с пороками и страстями, одинаково присущими всем людям – и инокам, и мирянам. Читая благословенное произведение преподобного Иоанна, внимая живому, чистому и полному силы слову его, мы постепенно поднимаемся по лестнице духовного совершенствования, воспитываемся в добродетелях, очищаемся от греховной нечистоты и восстанавливаем в себе образ Божий. Сегодня мы лишены возможности прямого общения с богодухновенными подвижниками и старцами. Не имея освобождения от страстей, вредных привычек и пороков, крепко связавших и поработивших нас грехов, мы нуждаемся в путеводителях которые укажут нам истинный путь в Царство Небесное. Ведь если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму ( Мф.15:14 ). В наше время немало развелось таких «слепых», всякого рода деятелей от политики, искусства и науки, которые претендуют на роль лидеров общества, призывают к исправлению нравственных законов, к подлинной демократии, но на самом деле лишь увеличивают множество проблем.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010