В одно лето в странах палестинских было бездождие и великая засуха. Окрестные жители пришли к преподобному Иоанну, прося его помолиться Богу о ниспослании дождя. И как только помолился преподобный Иоанн, тотчас пошел обильный дождь и, напоив иссохшую землю, сделал ее плодоносной. Когда же приблизилось время кончины святого Иоанна, он благочестно наставил всю братию Синайской обители – этих своих духовных израильтян. В одном только не сделался Иоанн подобным Моисею, ибо преподобный Иоанн вошел душою в горний Иерусалим, тогда как Моисей не достиг телом дольнего Иерусалима 2268 . Когда же сей новый Моисей, преподобнейший игумен Иоанн, отходил ко Господу, тогда брат его, авва Георгий 2269 , стоял перед ним, проливая слезы и говоря: – Вот оставляешь ты меня и отходишь. А я молился, чтобы ты меня предпослал; потому что без тебя, господин мой, не станет и сил моих пасти твою святую дружину: и вот, напротив того, я предпосылаю тебя. И сказал на это святой авва Иоанн: – Не печалься и не тужи: если обрету дерзновение у Господа, то не допущу и года скончать тебе после меня. Сие и сбылось. Ибо в 10-й месяц по преставлении блаженного Иоанна, и авва Георгий, брат его, отошел ко Господу, предстоять Ему вместе с братом своим преподобным Иоанном во славе святых, прославляя Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь 2270 . Святою обителью Синая преподобный Иоанн управлял недолго, не более четырех лет. Но кратковременное управление его Синаем ознаменовалось весьма важным обстоятельством: к этому именно времени относится написание им столь известного и столь замечательного творения, называемого «Лествицей», 2271 от которой и сам Иоанн получил название Лествичника. Повод написания «Лествицы» был следующий 2272 . В расстоянии двух дней пути от Синая находился Раифский монастырь, расположенный в весьма живописном заливе Чермного моря. В то время, когда Синайскою обителью управлял преподобный Иоанн Лествичник , игуменом Раифской обители был также святой Иоанн 2273 . Много наслышавшись о духовных дарованиях игумена Синайского, о его глубокой мудрости в деле управления вверенных ему для спасения душ, игумен Раифский написал Лествичнику послание 2274 , в котором от своего имени и от лица всех иноков его обители просил его написать для них руководство в духовно-нравственной подвижнической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А Церковь в дни прохождения величайшей школы для всех православных христиан, указывает на два образа иноков: Марии Египетской и Иоанна Лествичника . Она показывает их не только инокам, чтущим их, но и нам – мирянам, напоминает нам, что и в нашей жизни возможно то или иное достижение. Иоанн Лествичник говорит нам, что путь, который он изложил в своей «Лествице», существует не только для иноков, «ушедших от мира», но и для нас. Иоанн Лествичник жил в VI веке. Он поступил в Синайский монастырь 16 лет, а по прошествии некоторого времени уединился и у подошвы Синая прожил 40 лет. Из уединения вызвали его уже в преклонном возрасте – 75 лет – синайские монахи, избрав своим настоятелем. Иоанн Лествичник в течение всей своей жизни шел путем самосовершенствования в Боге. Когда настоятель Раифского (соседнего) монастыря обратился к нему с просьбой дать им духовное руководство, то Иоанн Лествичник , по смирению своему, считая себя невежественным и необученным, хотел отказать, но принял этот труд, как послушание, и написал «Лествицу» (по точному греческому переводу- «Лествица райская»). «Лествица» заключает в себе 30 книг, которые можно разделить на две части. В первой части Иоанн Лествичник говорит о пороках, противных христианской жизни, и о борьбе со страстями – злословием, многоглаголанием, леностью, унынием и т.д. Первая часть обнимает 23 книги, а вторая, начинающаяся с 24-й книги, говорит о добродетелях: кротости, рассудительности, смирении, вере, надежде и, как о довершении всего – о любви. Эти 30 ступеней духовного делания восхождения дороги нам тем, что о них писал великий подвижник на склоне лет, писал, не выдумывая, а наблюдая и прежде всего свою собственную душу и справляясь с другими Св. Отцами, о которых он иногда и упоминает, напр. Евагрий, Кассиан и др. Для нас, людей, которые хотят следить за тем, что предлагает св. Церковь своим чадам, которые в течение года слышали учение Иоанна Лествичника об унынии, тщеславии и т.д., – для нас (в эти дни, когда мы стоим еще в неделе Крестопоклонной и приближаемся к неделе Иоанна Лествичника ) – нужно в самых кратких словах изложить, как он смотрит на самое основное в нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

л. 1. Житие вкратце блаженаго Иоана, игумена святыя горы Синайскыя, нареченаго Схоластика, в святых поистине, написавшего духовные сиа Скрижали, сиречь св. Лествицю. Сънисажеся житие се от Даниила, инока смеренаго раифскаго. л. 5 об. Послание отца Иоана, игумена Раиу к Иоанну досточудному игумену горы Синайскыя. л. 6 об. Скрижали духовные. Иω. Иоанови радоватися. л. 8. Пределовие слова, емуже именование Скрижали духовные. л. 8 об. Слово вкратце прозрениа святыа Лествнца. л. 10. Заглавие Лествицы: Слово постничьское отца Иоанна, игумена иже в Синаи горе иноком, о отвржении суетного житиа, еже и посла к отцу Иоанну, игумену раифскому, понужен быв от него списати; разделяетжеся главизнами тридесятими, степенми лествичными подобно, от нижних в горнейшаа всходящим взводящь, темже и Лествица книга сиа именуется. л. 207 об. Слово к Пастырю, тогожде отца Иоанна, игумена иже в Синайстей горе иноком. л. 223 об. Известие о св. отцах, называвшихся Иоанн. Нач. Понеже в книзе сей, нарицаемей Лествица, многажды Иоанна хвалима и блажма слышим. По московск. изданию Лествицы 1647 г. оканч. л. 288, 289 и послесловием из Диоптры, см. 46 л. 26. Прибавления: л. 225 об. Препод. отца нашего Стефана фивейскаго о бдених всенощных еже Святые недели и в праздникы Господьскыа учиненых, повести чудны зело. Нач. Створеныа песнем чясовы никакоже не небрези, ниже всенощнаа бдениа. л. 227. Препод. отца нашего Феодора одесскаго главы добродетелны, числом 100. Нач. Понежи убо благаго Бога благодатию отвръгшеся сатаны и дел его лукавых. л. 249 об. Св. Нила о осми помыслех дивно. См. 124 л. 257. После 8 параграфов следует только 18. л. 253. Св. Григориа Синаита о безъмлвии. Нач. О еже како подобает седети в безмолвии. Глав 7, оканч. вопросом (с ответом): Что сътворим, яко преобразуется бес в ангела свет(л)а и прелщает человека? См. 186 л. 119, 141. Потом: Нрави Божиего промысла. О самовластии нашем. Тогожде о безмолвии. Тогожде главизны о сонных искушених. Там же. л. 271. Филофеа инока обители Кунины иже в Синаи главизны трезвительны о хранении сердечном зело красны, числом 11. Нач. Есть мыслена рать в нас самих чувьственые лютейши.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Ранние авторы, такие как Григорий Богослов и Иоанн Златоуст в IV веке и Феодорит Кирский в V веке, уже говорили о духовной жизни как о лестнице, по которой мы по милости Божией восходим шаг за шагом. Но у святого Иоанна Лествичника этот образ разработан гораздо больше. У его лестницы тридцать ступеней, одна на каждый год сокрытой земной жизни Христа до Его Крещения. Своеобразное использование Иоанном образа лестницы сразу привлекает внимание читателя и придает его книге определенное настроение и целостность. И в самом деле, его символическая лестница вскоре стала частью духовных представлений христианского Востока и часто изображается на иконах, фресках в монастырских трапезных, на иллюстрациях к рукописям. Св. Иоанн обычно изображается стоящим со свитком в руке у подножия лестницы и указывающим на нее. Монахи с большим трудом карабкаются вверх, а на вершине стоит Христос и протягивает руки, приветствуя тех, кто совершил восхождение. Справа от лестницы ангелы подбадривают монахов в их усилиях. Слева демоны пытаются заставить их оступиться и столкнуть их. А внизу бездна в виде дракона раскрыла свою пасть. В дополнение к тридцати ступеням «Лествицы» св. Иоанн пишет краткий трактат, озаглавленный «Слово особенное к пастырю», где перечисляет задачи настоятеля монастыря или духовного наставника. Иногда его считают тридцать первой ступенью; вероятно, он написан для Иоанна Раифского. Хотя «Лествица, возводящая на небо» и не является в строгом смысле научным трактатом, – св. Иоанн смиренно называет себя «неискусным архитектоном» 14 – совершенно очевидно, что он с большим тщанием расположил ступени своей лестницы в определенном порядке, охватив в этой книге все аспекты духовной жизни, начиная с «обращения», затем переходя к подробному анализу пороков и добродетелей и заканчивая единением в Богом. Книга делится на три неравные по объему части. В первых трех главах св. Иоанн описывает разрыв с «миром», внутреннее и внешнее отречение от него, что является отправной точкой духовного восхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

Раифская же обитель, от которой теперь остались одни развалины, находилась в расстоянии двух дней пути от Синая, в весьма живописном заливе Чермного моря, по преданию, близ того места, называемого Климом, где израильтяне во время своего странствования нашли семьдесят пальм и двенадцать источников (Исх. 15, 27). И сей монастырь, как и Синайский, был в свое время богат великими подвижниками. По духу подвижничества и по близости расстояния обители сии имели между собой самую тесную связь и непрерывное общение. б) В «Луге Духовном» Иоанна Мосха (гл. 125) и в Прологе на 17 день марта предлагается поистине чудная повесть о сем авве Георгии. Однажды в Великую Субботу ему пришло желание праздновать Пасху в Иерусалиме и приобщиться Святых Тайн в храме Святого Воскресения Христова. Целый день старец занят был этою мыслью и молился. В Светлый же день Пасхи он силой всемогущего Бога был восхищен, поставлен в Иерусалимской церкви Воскресения и рукой блаженного Патриарха Петра принял вместе с его пресвитерами дары Святого Причащения. Когда синкелл по повелению Патриарха пригласил сего игумена Синайского вкусить пищи вместе со святителем, авва Георгий ответствовал: «Воля Господня да будет!» Но, поклонившись Святому Гробу, стал невидим в Иерусалимском храме и увидел себя в своей келии. Патриарх, опечалившись, послал писание к старцу, на которое сей отвечал описанием чуда, совершившегося над ним, и предсказанием, что оба они по прошествии шести месяцев соединятся и узрят друг друга в Небесном Царствии. Возвратившиеся к Патриарху сказывали, что старец уже семьдесят лет не исходил из Синайской обители; а между тем все епископы и клирики, видевшие его в церкви Воскресения Христова, свидетельствовали и говорили: «Мы все целовали его». По прошествии шести месяцев исполнилось предсказание аввы Георгия: и он, и блаженный Патриарх Петр отошли ко Господу. Примечания на «Лествицу» преподобного Иоанна Слово 1, глава 14 а По изъяснению преподобного Иоанна Раифского и Илии Критского, святой Иоанн Лествичник говорит здесь об отрекающихся от мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В этом изложении как бы проводится только линия пути следования от земли на небо. Более раскроет, расширит, уяснит этот путь практическая область жизни аскета, которая преимущественно и излагается в «Лествице» преподобного Иоанна. К изложению этой практической жизни и духовной деятельности аскета и постепенного его нравственного восхождения к совершенству мы и приступим в последующей, третьей, главе. Глава 3. «Лествица» преподобного Иоанна как практическое выражение его аскетических взглядов Лествица твоя, блаженне, души возводит от земли к небесней и пребывающей славе верою чтущих тя. Ср.: Кондак св. Лествичнику, глас 1 Свое аскетическое сочинение с именем «Лествица» преподобный Иоанн Лествичник составил, как мы уже видели ранее из его жизнеописания, по неотступной просьбе своего друга и сподвижника во Христе, Раифского игумена по имени также Иоанн. Преподобный игумен Раифской обители просил святого Иоанна Лествичника , бывшего тогда игуменом на Синае, изложить ему главные обязанности и задачи аскетического монашеского звания, чтобы этим дать должное и верное руководство инокам, по которому они могли бы устроять свою жизнь, дабы им благонадежнейшим путем идти к своему высокому назначению. Преподобный Иоанн Лествичник , идя навстречу доброму желанию игумена Раифский обители, действительно изложил ему в «Лествице» все полезное и необходимое для суровой иноческой жизни, раскрыл все главнейшие подвиги монашеского звания, какие именно должно нести на этом крестном самоотверженном пути 45 . Порядок, в каком изложен круг иноческих обязанностей в «Лествице», имеет очень глубокое и важное значение. Ведь в духовной жизни не только строгого подвижника-аскета, но и рядового христианина, который хоть мало-мальски печется о своем спасении, очень важно знать, с чего именно ему начать дело своего нравственного исправления и усовершения. От незнания этих важных начал часто оказываются бесплодными, а иногда даже и вредными многие труды и подвиги жаждущего жить во Христе. Преподобный Иоанн Лествичник и по своему собственному опыту, и по опыту других подвижников вполне сознавал эту истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

У преподобного Иоанна был ученик по имени Моисей. Исполняя послушание, он однажды переносил землю для удобрения гряд. В полдень, по причине чрезвычайного зноя, лег в тени большого камня и уснул. Господь же, Который ничем не хочет опечалить верных рабов Своих, предупреждает их от угрожающих им бедствий. В то время преподобный Иоанн Лествичник , сидя в келлии и размышляя о Боге, преклонился в тонкий сон. Вдруг он увидел священнолепного мужа, который сказал: «Иоанн, как ты беспечно спишь, когда Моисей в опасности?» Очнувшись, преподобный Иоанн немедленно вооружился молитвою за своего ученика. Когда тот вечером возвратился, святой Иоанн спросил у него, не случилась ли с ним какая-нибудь беда или нечаянность? Моисей ответил: «Огромный камень едва не раздавил меня, когда я спал под ним в полдень, но мне показалось, будто ты зовешь меня, и я вовремя покинул это опасное место». Так свидетельствует о преподобном Иоанне первый составитель его жития – раифский монах Даниил, муж честный и добродетельный, современник преподобного. Около четырех лет пробыл преподобный Иоанн игуменом, а затем вновь возвратился к уединению и безмолвию, поставив после себя игуменом своего брата, старца Георгия. Когда преподобный Иоанн отходил ко Господу (†649), брат его стоял перед ним и говорил со слезами: «Итак, ты покидаешь меня и отходишь; я же молился, чтобы ты проводил меня в последний путь». Святой Иоанн ответил: «Не скорби и не заботься; если буду иметь дерзновение ко Господу, не оставлю тебя провести здесь и один год после меня». Что и сбылось, ибо через девять месяцев старец Георгий отошел ко Господу. По просьбе святого Иоанна, игумена Раифского (память в Сырную субботу), преподобный Иоанн написал замечательный аскетический труд – «Лествицу», в котором раскрыл 30 степеней духовного восхождения к совершенству. Книга написана языком простым, чистым и живым, языком, которым выражается чистое сердце, глубоко чувствующее каждую мысль. Святой Дух говорил устами преподобного Иоанна Лествичника . Свидетелями этому служат многие из тех, которые спаслись и доныне спасаются через него. Эта книга стала надежным путеводителем для восхождения к Богу, и многие поколения монахов и благочестивых мирян черпали из нее наставления и руководство в духовной жизни. На «Лествицу» ссылались как на лучшую книгу для спасительного руководства многие святые, воссиявшие в Православной Церкви – преподобные Феодор Студит , Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий , Нил Сорский , старец Паисий Величковский , старцы Оптиной пустыни и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Зачем мне нужна «Лествица», если она написана для монахов 6 мин., 14.04.2024 Поделиться Из шести воскресений Великого поста три посвящены памяти святых. Второе воскресенье — святителю Григорию Паламе, четвертое — преподобному Иоанну Лествичнику, пятое — преподобной Марии Египетской. О паламистском богословии и его практическом значении для людей, живущих духовной жизнью и радеющих о спасении души, мы уже говорили ранее. На очереди преподобный Иоанн Лествичник. Его появление в ряду подвижников, на которых Церковь обращает наше внимание Великим постом, не случайно. Как и Григорий Палама, преподобный Иоанн был не только человеком святой жизни и выдающимся подвижником своего времени, но и духовным писателем, мыслителем. Он известен как автор, наверное, одного из самых любимых в Православии аскетических произведений — «Лествицы», или, в переводе на русский язык, «Лестницы». О жизни преподобного Иоанна известно не слишком много. Он родился в VI веке в Константинополе. Предположительно его родителями были Ксенофонт и Мария, также прославленные позже в лике святых. Иоанн получил хорошее образование и в 16 лет ушел в монастырь на Синае, где вскоре принял монашеский постриг. После смерти аввы Мартирия, у которого Иоанн после принятия иночества 19 лет находился в послушании, он стал отшельником и провел в уединении около 40 лет. За это время слава о нем как о старце святой жизни и большого духовного опыта разнеслась по окрестным обителям. Множество людей обращалось к нему за советом и поучением. В возрасте 75 лет Иоанна против его воли избрали игуменом Синайской обители. На этом посту преподобный пробыл четыре года. Почувствовав приближение смерти, он вновь удалился в уединение, где через год мирно отошел в вечность. Находясь во главе монастыря, Иоанн по просьбе игумена располагавшейся в 30 километрах от Синая Раифской обители, которого тоже звали Иоанн, и написал свою знаменитую «Лествицу». Этот без преувеличения эпохальный труд в течение многих столетий был предметом аскетических и богословских размышлений, разбирался на цитаты, служил практическим руководством для целых поколений монахов и мирян. Особым вниманием «Лествица» пользовалась в исихастской традиции. Тот же Григорий Палама неоднократно упоминает Иоанна Лествичника и охотно цитирует его в своих знаменитых «Триадах в защиту священнобезмолвствующих». Влияние сочинения преподобного Иоанна испытали на себе не только «профессионалы» духовной жизни — богословы, монахи, священнослужители, но и люди вполне светские, среди которых знаменитые представители золотого века русской литературы. «Лествица» была буквально настольной книгой Н. В. Гоголя. Есть версия, что в качестве прототипа для Акакия Акакиевича из «Шинели» Николай Василевич использовал Акакия Савваита из 4-й главы «Лествицы». Ею же вдохновлялся Ф. М. Достоевский, которому ее подарил преподобный Амвросий Оптинский во время посещения писателем Оптиной пустыни.

http://foma.ru/zachem-mne-nuzhna-lestvic...

Рубрики Коллекции Неделя четвертая Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, воскресенье, 14 апреля 2024 года: что будет в храме? 13 мин., 13.04.2024 Поделиться Четвертая Неделя Великого поста посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника, автора «Лествицы» — аскетического руководства по освобождению от страстей и приобретению добродетелей. Книга повествует, как стать ближе к Богу, помогает сосредоточиться на своей внутренней жизни. В воскресенье 14 апреля мы обращаемся в молитве к преподобным Марии Египетской, Евфимию Суздальскому чудотворцу, Геронтию Печерскому, Макарию, игумену Пеликитской обители, и Варсонофию Оптинскому. В этот же день Церковь почитает мучеников Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца, Геронтия и Василида, праведного Ахаза и священномученика Сергия Заварина. Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 14 апреля. Воскресенье, 14 апреля 2024 года, преподобного Иоанна Лествичника Существует предание, что преподобный Иоанн был сыном святых Ксенофонта и Марии . Он пришел в монастырь на Синае в 16 лет. Много лет он провел в этой обители на территории современного Египта — на святой горе, на которой пророк Моисей получил от Бога 10 заповедей . Почти 20 лет он находился в послушании у старца и около 40 лет провел в подвиге безмолвия и одиночества. Возглавил монастырь в сане игумена преподобный Иоанн лишь в конце жизни, и тогда же к нему с просьбой поделиться духовным опытом обратился игумен соседнего Раифского монастыря. Так была написана «Лествица», описывающая борьбу со страстями и восхождение к Богу. Подробнее о святом Иоанне Лествичнике и его «Лествице» читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения Тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 1:

http://foma.ru/nedelja-chetvertaja-velik...

По смерти старца святой Иоанн удалился в Синайскую пустынь Фола и здесь в великих подвигах, в непрестанной молитве подвизался сорок лет в глубоком сокрушении сердца и плаче. Местом его подвигов была тесная пещера, которую называли слезоточной. Сюда преподобный удалился из общежития для того, чтобы иноки не слышали его рыданий, а рыдания его и вопли были очень сильны. Пост, молитва , слезы, безмолвие, писание книг – вот в чем состояла подвижническая жизнь святого Иоанна. Каждую субботу и воскресенье он приходил в обитель для молитвы за богослужением, приобщения Святых Таин и беседы с отцами. После сорокалетнего жития в подвигах преподобного Иоанна избрали игуменом Синайской обители. Избрание это было предуказано свыше уже давно. Когда старец Мартирий пришел однажды со своим учеником Иоанном, тогда еще юношей, к Анастасию Великому, то услышал от аввы Анастасия вопрос: “Откуда этот отрок и кто постриг его?” Мартирий отвечал: “Он раб твой, отче, и я постриг его”. Тогда сказал Анастасий: “Кто бы мог подумать, что ты постриг игумена синайского?” В другой раз авва Мартирий с Иоанном отправились к великому Иоанну Савваиту. Последний встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и поцеловал его руку. Когда ученик Савваита Стефан спросил своего старца, почему он так сделал, тот ответил: “Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена синайского и умыл ноги игумену”. Жизнь самого преподобного Иоанна была поистине лествицей. Преподобный на опыте знал подлинную духовную жизнь и потому по просьбе раифского игумена Иоанна написал “Лествицу”. Не правда ли, братия и сестры, что творение, в коем содержатся такие редкие духовные опыты и такие превосходные душеспасительные советы, стоит того, чтобы обратить на него внимание и прочесть его, хотя из любознательности, в сии дни поста и покаяния? Кто может сделать это и не сделает, тот накажет сам себя, ибо лишит душу свою пищи самой здоровой и сладкой. А тем, кои не имеют “Лествицы” Иоанновой, постараемся пособить мы, показуя ее по временам и предлагая для общего употребления со священного амвона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010