Преп. Иоанн шел средним путем умеренного подвига: он не проводил ночей без сна, но и не спал много; не постился по несколько дней, но ел всего понемногу; время делил между молитвой, чтением и рукоделием. В качестве рукоделия преп. Иоанн занимался переписыванием книг и писательством. По той причине, что преп. Иоанн утешал приходивших к нему братий духовной беседой, некоторые соблазнились и обвинили преподобного в тщеславии. Тогда преп. Иоанн наложил на себя полное молчание и молчал до тех пор, пока несправедливое обвинение было отклонено и синайские иноки попросили его говорить. Через сорок лет своего уединенного жития преп. Иоанн был избран братией во игумены Синайской горы. В этом служении преподобный провел четыре года и непосредственно перед кончиной опять удалился в уединение. По всей видимости, в тот же год он и отошел ко Господу, будучи 79-ти лет от роду. Было это, по одной версии, в 563 году, по другой – около 604 года. Существует письмо, приписываемое свят. Григорию Великому , от 1 сентября 600 года, адресованное Иоанну, авве горы Синая. Если письмо относится к первому году игуменства преп. Иоанна, то кончина его действительно последовала около 604 года. Память преп. Иоанна Лествичника совершается 30 марта/12 апреля. §2. Сочинения Сочинения преп. Иоанна Лествичника носят аскетический и пастырелогический характер. Язык сочинений – греческий. Из сохранившихся творений преп. Иоанна Лествичника нам известны только сочинение «Лествица» («Лествица райская») и небольшое сочинение «К пастырю». Трудно предположить, чтобы он не писал посланий и не составлял письменно проповедей и поучений, однако таких творений преп. Иоанна до нашего времени не сохранилось. «Лествица» была написана прел. Иоанном по послушанию, а именно, по просьбе раифского игумена Иоанна. Последний составил комментарии на «Лествицу». Сочинение состоит из тридцати слов или глав, которые описывают тридцать ступеней, возводящих по лестнице совершенства. Тридцать ступеней (слов) символизируют число лет жизни Спасителя до выхода Его на общественное служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Он не присоединился к братии общежительного монастыря, построенного у подножия горы, а пошел в послушание к старцу Мартирию Святому, который, подобно многим другим монахам той эпохи, жил в отдельной келье. Постриг Иоанн принял в двадцать лет. Так, в послушании и смирении, Иоанн прожил у своего старца девятнадцать лет. Когда же старец скончался, Иоанн отправился в уединенное место под названием Фола (Вади эль Тла), где поселился в пещере, находящейся в некотором отдалении от группы отшельников, живших в этом месте. По-видимому, его духовным отцом в те годы был некий авва Георгий Арсилаит, мельком упомянутый в 27 ступени «Лествицы». Невозможно точно установить, когда произошла достаточно длительная поездка Иоанна в некий крупный общежительный монастырь, который, если следовать тому, что сказано в «Лествице» (4:31), должен был находиться где-то в окрестностях Александрии. В IV и V ступенях содержится немало сведений, относящихся к этому периоду, проведенному в Нижнем Египте. Преподобный Иоанн стал выдающимся духовником, к которому многие приходили за советом. Один монах по имени Моисей жил у него в послушании в течение двадцати лет. Но эта добрая слава преп. Иоанна стала поводом к тому, что завистливые монахи начали строить против него козни. Он вышел победителем только благодаря тому, что терпеливо сносил все и хранил безмолвие, которое нарушил только по просьбе раскаявшихся врагов. После сорока лет отшельничества преп. Иоанн был избран игуменом общежительного монастыря на Синае. Несомненно, именно в этот период он по просьбе Иоанна, игумена Раифского составляет свою «Лествицу». Достигнув преклонного возраста, преп. Иоанн еще при жизни назначил себе преемника, своего брата Георгия, который, впрочем, прожил лишь на десять месяцев дольше самого Иоанна. «Лествица» преподобного Иоанна, произведение весьма самобытное, но вместе с тем созвучное всей предшествующей христианской аскетической традиции, стремительно разошлась по всему византийскому миру; в Византии именно она оказала определяющее влияние на исихастское течение, центр которого после арабского нашествия переместился с Синая на Афон. В Православной Церкви, по словам о. Иоанна Мейендорфа , Иоанн Лествичник занимает «первое место в ряду наставников подвижничества».

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

Скачать epub pdf Содержание Об авторе О рукописной традиции, переводах и печатных изданиях Лествицы О русском переводе Лествицы, подготовленном в Оптиной пустыни     «Лествица райская» («Κλμαξ το παραδεσου», «Scala paradisi») – одно из самых читаемых аскетических произведений во всех христианских странах на протяжении всех веков со времени ее написания. Особенно же интерес к ней возрастал в периоды духовного подъема и возрождения аскетической традиции, оставившие нам множество списков Лествицы, переводы на современные языки, целый ряд комментариев и толкований. Возросшая востребованность Лествицы в России в конце XVIII и первой половине XIX века вызвала появление ряда новых переводов вначале на славянский (преподобного Паисия (Величковского)) , а затем и на современный русский язык. В наше время Лествица известна русским читателям преимущественно по ее переводу, подготовленному в Оптиной пустыни в 1850-е годы и изданному впервые в 1862 году, который многократно переиздавался до 1917 года и в последние десятилетия. Этот перевод и воспроизводится в настоящей книге. Об авторе Основным источником сведений о жизни автора Лествицы, преподобного Иоанна Синайского, является «Краткое житие», составленное его современником Даниилом, монахом Раифского монастыря (в тридцати километрах к юго-западу от Синая). Это житие дополняется сведениями из комментариев и приложений, которыми Лествица была снабжена на протяжении веков. Помещаемый в ряде источников после Краткого жития рассказ «некоего монаха синайского», современника Иоанна, составлен в основном из «Различных повествований о синайских отцах» (памятник первой половины VII в.). Очертим и здесь кратко житие преподобного Иоанна. Родился он около 570 (579) года 1 , был воспитан в греческой культуре и прославился ученостью. По этой причине Иоанн получил традиционное в таких случаях именование Схоластик. Шестнадцатилетним юношей поступил в Синайский монастырь, построенный императором Юстинианом и в то время уже славный святыми подвижниками, одним из которых был его духовный наставник авва Мартирий. В двадцать лет Иоанн был пострижен в монахи, причем другие великие аввы, свидетели начала его иноческого жития, провидели в нем великого духовного светоча и будущего синайского игумена. По смерти аввы Мартирия, с которым он прожил 19 лет, Иоанн удалился из обители в уединенную келью, а затем в пещеру у подножия Синая, где сорок лет прожил отшельником. Из уединения семидесятипятилетнего старца вызвали синайские монахи, избравшие его своим настоятелем. Четыре года преподобный управлял Синайской обителью, а затем снова удалился в уединение, в котором и пребыл до конца жизни, поставив вместо себя игуменом своего брата Георгия. Полагают, что преподобный Иоанн скончался в возрасте 80–85 лет. Память его совершается Церковью 30 марта (ст. ст.) и в 4-ю Неделю Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Преподобный Иоанн, поставленный руководителем (игуменом) других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали («Лествицу Рая»), кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо. Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей. Преподобный представился 80 лет от рождения своего, около 606 года. Память святого Иоанна Лествичника совершается Церковью 30 марта. В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого Поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного совершенства, благовествует, что дух злобы изгоняется из человека только молитвою и постом, и вместе предвозвещает приближающуюся радость воскресения Христова (Мк. 17-31). Протоиерей Г.С. Дебольский, «Дни богослужения Православной Церкви» т. 2 10 мая 2014 г. скрыть способы оплаты Комментарии Александр 6 апреля 2019, 04:49 А насчет мытаря мы не знаем, где он был перед тем как прийти в Храм. А может он бессонными ночами клал со слезами поклоны, выл от отчаяния, сознавая свою греховность, взывал к Отцу, как блудный сын? А потом взял в руки Писание и начал выдавливать из себя шелуху Словом Божьим? И наконец узрел Бога внутри себя и побежал в Храм, понес свое единственное слово покаяния Тому, Кого увидел? А Бог ждал от него этого, посему и принял его краткую молитву, и радовался за воскресающего блудного сына. Может таков наш путь - выдавливать, вытеснять из себя Библейским Писанием, Евангелием, Святоотеческим словом и молитвами лукавую шелуху? Александр 6 апреля 2019, 04:34

http://pravoslavie.ru/1659.html

Иоанно-Предтеченский храм был построен спустя несколько десятилетий после появления в Вятке первых каменных зданий. На протяжении веков город оставался полностью деревянным; первым сооружением из камня в нём стал Троицкий собор 1677 года. Его строительство связывают с незадолго до того назначенным на Вятскую кафедру епископом Ионой. Однако первая попытка оказалась не вполне удачной - храм возвели с ошибками, он начал быстро разрушаться и уже в 1759 году был разобран. Следующий опыт каменного строительства в этих местах - Успенский собор Трифонова монастыря (1684-1689), вышедший не в пример совершеннее и считающийся сейчас одним из самых ценных памятников зодчества в городе. Спустя пару десятилетий в Вятке сформировался собственный оригинальный стиль храмовой архитектуры. Имена создателей каменной Иоанно-Предтеченской церкви не известны, но очевидно, что это были выдающиеся мастера. Даже несмотря на то, что храм перестраивался, а нынешний, особенно нарядный вид приобрёл уже в конце XIX века, основные его формы, пропорции и богатый декор - дело рук именно безымянных вятских мастеров. На вятской земле сложилась своя школа русского барокко, которое отличается особенным региональным разнообразием. Стилистическое " нахождение " вятского барокко совпадает с географическим - это некий переходный стиль между северорусской традицией, с одной стороны, и уральско-сибирской с другой. Первоначально в храме имелся только один престол - в честь Рождества Иоанна Предтечи, - помещавшийся в красивом и необычайно светлом из-за крупных двухсветных окон восьмерике. Однако вскоре по ходатайству ранее упомянутого настоятеля Луки Луппова с северной стороны началось строительство придела, освящённого в 1729 году в честь Грузинской иконы Божией Матери. Такое довольно необычное посвящение связано с тем, что список этой древней иконы появился уже в деревянной Иоанно-Предтеченской церкви. А попал он туда от приезжавших в Вятку купцов, которые и доставили копию этой иконы из Раифского монастыря, что под Казанью. Икона сразу стала пользоваться почитанием, почему и решили освятить в её честь новый придел. В 1735 году к храму пристроили каменную колокольню в характерном для Вятки стиле - высокий восьмерик с глухими стенами, придающими постройке суровую величественность. В 1781 году храм подвергся серьёзной перестройке. Прежде всего, был разобран и обновлён его обветшавший купол. Как выглядела первоначально верхняя часть храма, сейчас сказать трудно, но известно, что церковь увенчали не копией прежней, а новой конструкцией, состоящей из двух восьмериков. Одновременно приподняли и укрепили сам купол. Вскоре с южной стороны храма появился ещё один придел. Его строили в 1786-1793 годах и освятили во имя пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя. Поскольку Иоанну Предтече посвящён главный престол храма, то посвящение придела его родителям выглядит закономерным, оправданным логикой Священной истории.

http://sobory.ru/article/?object=03210

В продолжение сей необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя преподобный не уклонялся от пищи, невозбраненной уставом во время поста, дабы тем сокрушить, как сам говорил, рог гордыни; но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; за то от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря в ней: молчи, онемей! Покаяние его соединено было с глубоким сокрушением сердца и слезами. Долго и после блаженной кончины его показывали под горою весьма тесную пещеру – это сокровенное место подвигов покаяния, которое называли слезоточным, и которое на столько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыданий Иоанна не слышали другие. Преподобный Иоанн, поставленный руководителем (игуменом) других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, приял мыслию Богоначертанный закон и тростию духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна игумена Раифского, Богописанные скрижали («Лествицу рая»), кои и предал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо. Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностью, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей. Преподобный преставился 80 лет от рождения своего, около 606 года. Память св. Иоанна Лествичника совершается Церковью 30 марта 308 . Словами Апостола, читаемого в четвертую неделю, Церковь свидетельствует, что Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность воли Своей, употребил в посредство клятву, дабы имели твердое уверение прибегающие к Нему ( Евр.6:13–20 ). А в литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы великого поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного совершенства, благовествует, что и дух злобы изгоняется из человека только молитвою и постом, и вместе предвозвещает приближающуюся радость воскресения Христова ( Мк.9:17–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Их и твоими молитвами, как бы мысленными какими надеждами, ободряемый в своем невежестве, распростерши ветрила трости, и прекрасному твоему сокормчему отдав в руки кормило своего слова, с усердною к ним просьбою, ради тебя приступаю к делу сему, умоляя всех читателей, если кто увидит в труде моем что-либо полезное, плод сего с благодарностью вменить превосходному нашему Начальнику, а мне испросить у Бога воздаяние за одно исполнение труда, не обращая внимания на сказанное; потому что оно, действительно, слабо и исполнено всякого невежества, – уважив же для Господа предпринятое намерение предлагающего труд свой; потому что Бог вознаграждает не за множество даров трудов, а за многое усердие. Предисловие Стремящимся к тому, чтобы имена их написаны были в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает наилучший путь их течению. Ибо, шествуя сим путем, найдем, что книга сия непогрешительно, как бы за руку ведет следующих ей, и несомненно представляет утверждену лествицу от земного во святая, и показывает на вершине её утверждающегося Бога. Сию-то, думаю, лествицу видел и запинатель страстей Иаков, покоясь на подвижническом ложе ( Быт.28:11 ). Но с усердием и верою, умоляю, будем восходить и мы, сим умным и небошественным восхождением, каковому весьма ясно научает первая степень сея лествицы. Подлинно, весьма превосходно рассудил устроивший нам восхождение равночисленное Господню возрасту по плоти; ибо, во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из тридцати степеней, по которой достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения. А кто не достиг сего возраста, тот еще младенец, и по внутреннему засвидетельствованию не заслужит одобрения. Мы же почли за нужное – прежде всего поместить здесь житие сего всепремудрого, чтобы, видя труды, без недоверия взирать нам и на его произведения. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена синайской горы, Лествица Предисловие к слову под названием: Духовные скрижали. Подвижническое слово аввы Иоанна, игумена монахов горы Синайской, посланное им к авве Иоанну, игумену Раифскому, по убеждению которого оно и написано.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Кажется, св. Иоанн Лествичник , окончив свое сочинение, жил недолго. Синайским монастырем он управлял не более четырех лет, после чего решился оставить его и возвратиться в свою любимую пустыню (Фола). Он возвратился в нее с прежней охотой и склонностью к уединенной жизни. Оставляя начальство над монастырем, он поставил на это место своего брата по имени Георгий, который, впрочем, вскоре после преставления св. Иоанна также переселился на небо. Когда блаженный Иоанн, в возрасте восьмидесяти лет, приближался к своему последнему часу, пришел навестить его брат и весь в слезах сказал ему: «Так ты оставляешь меня, брат, без помощи и защиты? Просил я Бога, чтобы ты послал меня к Нему – думают, что св. Иоанн был его старшим братом – прежде, чем сам пойдешь; потому что без тебя я не могу управлять этим святым обществом, и мне страшно видеть, что ты отправляешься прежде меня!» св. Иоанн ободрил его и утешил. «Не скорби, брат, – сказал он ему, – если только я могу сделать что-нибудь пред Богом, то привлеку тебя к себе раньше, чем через год». Это исполнилось на самом деле, так как игумен Георгий умер спустя десять месяцев после своего брата. Полагают, что святой Иоанн Лествичник умер в 605 году или никак не позже следующего года. День кончины его празднуется 30 марта. Лествица преподобного Иоанна Лествичника Лествица написана преподобным Иоанном Лествичником , как мы видели в жизнеописании его, по просьбе преподобного Иоанна Раифского – изложить главные обязанности монашеского звания, дать руководство инокам, по которому бы они могли благоустроить свою жизнь, шествуя благонадежнейшим путем к высшему совершенству. В своей книге преподобный Иоанн Лествичник , действительно, изложил все полезное инокам, раскрыл все главнейшие подвиги, какие они должны пройти и совершить. Порядок, в каком представлен круг иноческих обязанностей в Лествице, имеет глубокое значение. В духовной жизни очень важно знать, с чего начать и как повести дело своего исправления и спасения. От незнания этого часто оказываются бесплодными многочисленные и тяжкие труды и подвиги. Преподобный Лествичник и по своему опыту, и по опыту других вполне сознавал это, и в своей книге не раз выражал мысль о великой важности для подвижников соблюдения правильной и строгой постепенности в совершении подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Житие преподобного отца нашего Иоанна Лествичника преподобного Иоанна Лествичника описана, немного спустя после его смерти, современником и другом его — иноком Раифской обители Даниилом. Обитель Раифская находилась на берегу Суэцкого залива на расстоянии двух дней пути от Синая. Повествование Даниила дополняет другой инок, неизвестный по имени, бывший учеником самого Иоанна Лествичника, оставивший несколько отрывочных сведений из жития своего духовного наставника. мнение, что Иоанн Лествичник был сыном Ксенофонта и Марии, память которых празднуется св. Церковью 26 января. В Четьих-Минеях (26 января) повествуется, что у богатых и знатных константинопольских вельмож Ксенофонта и Марии было два сына: Иоанн и Аркадий. Родители пожелали дать им образование. Тогда славилось училище в сирийском городе Вирите (нынешнем Бейруте), туда они и отправили своих детей. Однажды родители вызвали своих сыновей к себе по случаю опасной болезни отца. Когда они отправлялись обратно в училище, — а путь их был Средиземным морем, — внезапно поднялась на море сильная буря и разбила корабль, на котором они были. Но оба брата не погибли, — они спаслись от потопления на корабельных досках и волнами морскими были подброшены к берегу Палестины. Случилось однако так, что тот и другой из них пристали к разным местам берега, так что они не знали о судьбе друг друга. После чудесного спасения оба брата, увидав в постигшем их бедствии призвание свыше к иноческой жизни, поступили в разные палестинские монастыри, причем Аркадий переменил имя на Георгия. По прошествии довольно значительного времени оба брата встретились друг с другом и притом в присутствии отца и матери, после чего приняли монашество и последние. Одного из сыновей Ксенофонта и Марии — Иоанна и признают за одно лицо с Иоанном Лествичником. В пользу этого мнения говорит, во-первых, то обстоятельство, что, по свидетельству одного из жизнеописателей, у Иоанна Лествичника действительно был брат, называемый Георгий; во-вторых, говорит и высокое образование преподобного, предполагающее в нем знатное происхождение, а главным образом из его «Лествицы», изобличающей в Иоанне глубокое знание Священного Писания, свято-отеческих творений и даже еретических писаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святой Василий Новый преставился в царствование Константина Порфирородного близ половины X века. Память их совершается в 18-й день августа месяца. Житие преподобного отца нашего Иоанна Лествичника Жизнь преподобного Иоанна Лествичника описана, немного спустя после его смерти, современником и другом его — иноком Раифской обители Даниилом. Обитель Раифская находилась на берегу Суэцкого залива на расстоянии двух дней пути от Синая. Повествование Даниила дополняет другой инок, неизвестный по имени, бывший учеником самого Иоанна Лествичника, оставивший несколько отрывочных сведений из жития своего духовного наставника. Существует мнение, что Иоанн Лествичник был сыном Ксенофонта и Марии, память которых празднуется св. Церковью 26 января. В Четьих-Минеях (26 января) повествуется, что у богатых и знатных константинопольских вельмож Ксенофонта и Марии было два сына: Иоанн и Аркадий. Родители пожелали дать им образование. Тогда славилось училище в сирийском городе Вирите (нынешнем Бейруте), туда они и отправили своих детей. Однажды родители вызвали своих сыновей к себе по случаю опасной болезни отца. Когда они отправлялись обратно в училище, — а путь их был Средиземным морем, — внезапно поднялась на море сильная буря и разбила корабль, на котором они были. Но оба брата не погибли, — они спаслись от потопления на корабельных досках и волнами морскими были подброшены к берегу Палестины. Случилось однако так, что тот и другой из них пристали к разным местам берега, так что они не знали о судьбе друг друга. После чудесного спасения оба брата, увидав в постигшем их бедствии призвание свыше к иноческой жизни, поступили в разные палестинские монастыри, причем Аркадий переменил имя на Георгия. По прошествии довольно значительного времени оба брата встретились друг с другом и притом в присутствии отца и матери, после чего приняли монашество и последние. Одного из сыновей Ксенофонта и Марии — Иоанна и признают за одно лицо с Иоанном Лествичником. В пользу этого мнения говорит, во-первых, то обстоятельство, что, по свидетельству одного из жизнеописателей, у Иоанна Лествичника действительно был брат, называемый Георгий; во-вторых, говорит и высокое образование преподобного, предполагающее в нем знатное происхождение, а главным образом из его «Лествицы», изобличающей в Иоанне глубокое знание Священного Писания, свято-отеческих творений и даже еретических писаний.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010