Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Иоанна Лествичника 2259 Память 30 марта Преподобный Иоанн Лествичник подвизался на горе Синае, столь известной по ветхозаветным сказаниям ( Исх.19:20, 24, 34 ; Лев.7 ; Числ.10:33 ; Пс.67:8 ). Священная гора Синай служила убежищем для христианских подвижников с половины III века, укрывавшихся здесь от гонений; других сюда уводили в плен сарацины. В IV веке, когда гонения на христиан кончились, иночество здесь утвердилось окончательно. Отшельников привлекали сюда и священные воспоминания о великих ветхозаветных событиях, явленных здесь, и пустынность Синая. Путешественники говорят, что они не встречали места более пустынного, чем Синайский полуостров. Даже дикие звери не остаются здесь долго жить, а, зашедши сюда случайно из пустыни Аравийской, спешат удалиться в места, оживленные присутствием животных. В окрестностях горы Синая находились особенно пустынные места, которые были весьма удобны для уединенного подвижничества, и в одном из них (Фола) много лет подвизался Иоанн Лествичник . До вступления на престол Юстиниана I , подвижники Синайские не имели монастыря, – у них были только одна крепкая башня и близ нее небольшой храм, построенные равноапостольной Еленою. В 557 году, при императоре Юстиниане, по просьбе иноков, здесь был воздвигнут монастырь. Святой Иоанн пришел на Синай в 16 лет, привлеченный сюда славою иноческого жития Синайских пустынников. О месте происхождения Иоанна не знали даже его современники- жизнеописатели 2260 . Инок Даниил прямо говорит: «Какой город и страна возрастили и воспитали сего доблественного подвижника, до его подвижничества, точно и достоверно сказать не могу». И дальше продолжает: «а какой город ныне имеет обитателем и питает нетленною пищею сего всечудного мужа, – то мне не вовсе неизвестно. Ибо и он пребывает ныне в том городе, о котором говорит доброгласный певец – святой апостол Павел: «Наше жительство – на небесах» ( Флп.3:20 ). Там он пребывает, насыщаясь невещественным чувством неисчерпаемых благ, приняв достойное воздаяние за подвиги и награду за свои труды, унаследовав Небесное Царство с теми, которых нога стоит уже на прямом пути ( Пс.25:12 ). А как Иоанн, ради сего невещественного блаженства, трудился в воинственном теле, об этом, – продолжает Даниил, – я расскажу со всею ясностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Варшава. Церковь Иоанна Лествичника. Cerkiew w. Jana Klimaka Карта и ближайшие объекты Построен в 1902–1905 годах на православном кладбище в Варшавском районе Воля архитектором В. Н. Покровским. Иконы для иконостаса написал киевский художник А. Мурашко. Храм был посвящен памяти сына архиепископа Варшавского Иеронима (Экземплярского) и освящен архиепископом Иеронимом 1 октября 1905 года. Архиепископ скончался через месяц после этого и был погребен под престолом нижней церкви, став первым православным архиереем, умершим и погребенным в Варшаве. Престол нижней церкви во имя святых Илии и Иеронима был освящен в 1906 году епископом Евлогием (Георгиевским) при сослужении ректора Холмской семинарии архимандрита Дионисия (Валединского), впоследствии митрополита Варшавского. В храме почивают святые мощи священномученика Василия Мартыша, прославленного в 2003 году Польской Православной Церковью в сонме новомучеников Холмских и Подляшских. Предместье Воля, где расположено единственное русское кладбище Варшавы, — тихая окраина польской столицы, застроенная зданиями 1960-х годов. Вольское предместье только в 1916 вошло в городскую черту, но история его начинается в XIV веке. Воля — это западные «ворота» Варшавы. Считается, что близ села Варшавская Воля происходили выборы (элекция) польских Королей. В 1794 здесь шли бои между правительственными войсками и местными повстанцами. Через Вольскую заставу вступил в город Наполеон. В 1831 здешний редут вновь стал местом боевых действий, когда в праздник иконы Владимирской Божией Матери Варшава была взята русскими войсками генерал-фельдмаршала кн. И. Ф. Паскевича-Эриванского, назначенного наместником Царства Польского. В память о победе наместник предложил переделать костел св. Лаврентия на Вольских укреплениях (построен в 1755 по проекту немецкого архитектора И.-Ф. Кнобля) в православную Владимирскую церковь. Проект перестройки составил К. А. Тон. Но вскоре замысел был изменен. Храм «в виде памятника» должен был сохранить первоначальный фасад, но внутри напоминать о «павших при штурме Варшавских укреплений воинах». Новый проект Паскевич поручил известному варшавскому зодчему А. Идзьковскому.

http://sobory.ru/article/?object=21437

Главное в литературе – свет Беседа с писателем Александром Сегенем – лауреатом Патриаршей премии по литературе Наталья Романова – Александр Юрьевич, вы родились 12 апреля 1959 года, в день, когда Церковь, в пересчете на новый стиль, чтит память преподобного Иоанна Лествичника, создателя одной из основополагающих христианских книг «Лествица». Повлияло ли это как-нибудь на вашу судьбу? – В русской истории всё не случайно. Даже полет первого человека в космос состоялся в день Иоанна Лествичника, написавшего о Лествице в Небо – руководство по восхождению души человеческой к Небесам Обетованным. Конечно, в детстве я этого не знал, но то, что, когда мне исполнилось два года от роду, произошел полет Гагарина, наложило отпечаток на всю мою жизнь. В детстве я всегда носил на груди значок с изображением первого космонавта, его портрет красовался над моим письменным столом, и я мечтал о собственных полетах в космос. И они потом состоялись, ведь сеансы космической связи человек может испытывать, и не будучи космонавтом. Впоследствии, обратившись к изучению творений отцов Церкви, я не мог обойти стороной и «Лествицу». Прочитав ее, жаждал побывать в тех местах, где жил преподобный Иоанн, и побывал, посетил на Синае его пещеру, удивительно устроенную и некогда вмещавшую в себя целую библиотеку. Кстати, вместе со мной там побывали и другие будущие лауреаты Патриаршей премии – Владимир Николаевич Крупин и Юрий Михайлович Лощиц. Это было одно из самых незабвенных событий в жизни. – Обычно в беседах с лауреатами Патриаршей премии вы задаете им вопрос о том, как они пришли к Православию. Разрешите сей вопрос адресовать и вам? Нельзя стесняться говорить, что веруешь, если и впрямь веруешь! – Разумеется, Наталья Владимировна. Один мой знакомый как-то неудачно подметил, что, если кто-то говорит: «Я верю в Бога», это все равно как если бы он говорил: «Я очень хороший человек». Но ведь если ты христианин, то постоянно произносишь слова Символа веры: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя… И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия…» Нельзя стесняться говорить, что веруешь, если и впрямь веруешь!

http://pravoslavie.ru/92379.html

Закрыть О выборе духовных книг для чтения Слово в Неделю 4-ю Великого поста 13.04.2024 4 Время на чтение 7 минут Фото: Из интернет-источников Четвертое воскресенье Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника. Многие из нас, наверное, читали его книгу «Лествица», хотя нельзя сказать, что она написана для мирян. В ней говорится о христианских добродетелях и о постепенном восхождении к Богу. Когда мы говорим о лествице, на память приходит ветхозаветный образ, который дает нам Церковь в первое воскресенье Великого поста, — ангелы восходящие и нисходящие по этой лествице. Человек должен уподобиться ангелам. Действительно, в «Лествице» и в других книгах, включенных в «Добротолюбие» и рассказывающих о людях, достигших совершенства в подвиге поста и молитвы, житие монашеское именуется житием ангельским. Мы читаем, как один подвижник видит другого с лицом, сияющим, как у ангела, и даже самого ангела, стоящего с ним на молитве. Обратим внимание на одну особенность. Поучения древних пустынников и близких к нам по времени подвижников удивительным образом перекликаются с тем, что пишет преподобный Иоанн Лествичник. Часто это буквально одни и те же слова, потому что они передают их друг другу из века в век вместе с духовным опытом. Преподобный Арсений, ученик преподобного Иоанна Колова, постоянно слышал от него наставление: «Бегай людей, и спасешься». Сам преподобный Арсений говорил: «Я вас люблю, но я не могу быть вместе с Богом и с людьми. Тысячи и тысячи ангелов имеют одну волю, а у людей множество воль, поэтому подвиг, который я избираю, есть подвиг отшельничества». И другой преподобный, тоже Иоанн, говорил, что он уходит в пустыню, потому что хочет жить, как ангелы, служа Богу. Какое отношение это может иметь к нам, как это может быть связано с нашей жизнью? Прежде всего, мы должны с рассуждением подходить к выбору книг для чтения, чтобы нам, неопытным в духовной жизни, ищущим подражания несравненно более искусным и опытным людям, не впасть в ошибку. Подражание необходимо. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что когда народ Божий исходил из Египта или когда Лот с семейством покидал Содом и Гоморру, они были водимы: в первом случае это был Моисей, совершенный человек, верный Богу, во втором — сами ангелы. Подражание необходимо, но чтение, говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), должно быть в соответствии с тем образом жизни, который нам дан.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/13/o_...

Маклаково. Александро-Невский монастырь. Церковь Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Церковь Александра Невского строилась в память спасения Императора Александра III в Борках на средства купца И.Д. Бачурина в 1892-1897 гг. из красного кирпича. Закрыта в годы лихолетья. Служба возобновлена в 1993 г. Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Северное направление. М., 1999 Кирпичный собор Александра Невского с приделами Николая Чудотворца (южный) и Иоанна Лествичника (северный) был построен в 1892-1897 гг. на средства калязинского купца И.Д.Бачурина в память о чудесном спасении императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 г. на станции Борки. Четырехстолпный пятиглавый храм с небольшой трапезной и трехъярусной шатровой колокольней - образец художественной эклектики с элементами " русского " стиля. Собор был закрыт в 1931 г., восстановлен в 1993 г. как приходской храм. С возрождением в 1996 г. женского монастыря вновь стал монастырским собором. Собор благоверного князя Александра Невского в комплексе Александровского женского монастыря по адресу: Талдомский район, с.Маклаково, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 13 мая 2015 г. Село Маклаково, от Калязина 40 верст. Александровский женский монастырь был построен купцом Иваном Даниловичем Бачуриным в память о чудесном спасении императора Александра III и Его Августейшего семейства в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года. По указу Святейшего Синода от 4 сентября 1895 года здесь была открыта женская община, впоследствии переименованная в монастырь. Величественный пятиглавый собор монастыря, построенный в 1897 году, был освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского и имел два придела: святителя Николая Чудотворца и преподобного Иоанна Лествичника. Тогда же рядом с собором была построена каменная четырехъярусная колокольня. В 20-е годы ХХ века храм был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=08555

Патриарх Кирилл: В нашу эпоху отрицание Божиего закона становится не просто возможным, но и оправдывается законодательно Итак, должна быть способность отличать добро от зла. А как эта способность реализуется в нашей жизни? Посредством голоса нашей совести. Но ведь нередко бывает так, что мы усыпляем нашу совесть — нашими эмоциями, нашим созданием некоего образа врага в лице ближнего, нашим оправданием неправды. 15 апреля, 2013 Итак, должна быть способность отличать добро от зла. А как эта способность реализуется в нашей жизни? Посредством голоса нашей совести. Но ведь нередко бывает так, что мы усыпляем нашу совесть — нашими эмоциями, нашим созданием некоего образа врага в лице ближнего, нашим оправданием неправды. 14 апреля 2013 года, в неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Богородице-Рождественском монастыре в Москве, сообщает Патриархия.ru . По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестная матушка Викторина! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста, посвященным памяти святого преподобного Иоанна Лествичника. Радуюсь, что в этот день мы совершили Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре города Москвы, и во время этой Литургии две хиротонии — во епископа и во иерея. Евангельское чтение, которое надлежит прочитывать за Литургией в четвертое воскресенье Великого поста, содержит в себе повествование об исцелении бесноватого (Мк. 9:17-31). С одной стороны, повествование радостное, потому что все заканчивается исцелением. Но, с другой стороны, повествование драматическое — о том, как отец, несчастный отец, убитый горем, ибо его сын страдал страшной болезнью — одержимостью злым духом, — пришел к Спасителю с просьбой об исцелении. Из Евангелия известно, что сперва он обращался с этой просьбой к ученикам, потому что в то время Спасителя среди них не было.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-v-nash...

Проповедь в 4-ю Неделю Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника Схиархимандрит Зосима (Сокур) Всех вас, возлюбленная моя паства, приветствую с сегодняшним святым воскресным праздничным днём. По милости Божией, пролетела ещё одна седмица жизни нашей и ещё одна седмица Великого святого поста. Крестопоклонная седмица прошла. Всю седмицу воспевали мы, прославляли Крест, страдания Христовы прославляли. С великой надеждой уносили Крест в пятницу после святой литургии, воспевая песнь: «...И святое Воскресение Твое славим!» То есть уже к Пасхе готовимся, к Светлому Христову Воскресению славному. Четыре седмицы уже прошло поста Великого. Слава Богу, за эти святые светоносные дни праздничные Великого поста, за эту милость Божию и за то, что Бог, особенно в нынешнем году, даёт лёгкость несения поста. Ни разу я ни от кого не услышал: «Трудно...», «Тяжело...», «Не могу...», «Печёнка болит, селезёнка свербит», и прочее, ни от одного не услышал, что живот у него болит, что печень болит. У кого болит в дни поста, кто постится? – Нет! – отвечает народ. Ни от одного я не слышал, наоборот, те, кто ныли, все поисцелялись, повыздоравливали, не жалуются, что животы болят и прочее… Вот это милость поста! Какая светлая была первая седмица поста! Как один день пролетел Канон Великий, как один день все службы пролетели, и мы не заметили даже, как уже окончили Великий покаянный Канон. Думали: на пятой седмице – как это долго, когда мы будем его читать, дождёмся ли мы того канона? Уже наступила и пятая седмица. Вновь будем читать на этой седмице Великий покаянный Канон, последний уже раз, Андрея Критского преподобного. В начале поста мы просили Покаянным Каноном силы Божией, покаяться и нести бремя поста легко. Сейчас, когда к концу подходит пост, мы уже подводим итог, как мы покаялись, как мы исправились, как мы почти провели уже Великий пост, – итог Великого поста подводим. Дай Бог, чтоб этот итог Великого поста – чтение Покаянного канона, вселил в наши души умиротворение – недаром пост прошёл! Есть, хоть маленькие, но есть плоды покаяния, есть исправление, есть духовная радость, есть духовное обновление, недаром мы прошли уже почти поприще Великого поста. Вот этот итог уже подведения дней Великого поста, помоги Господи на этой седмице радостно сделать. «Господи! Невзирая на наши немощи, на нашу гордыню, на нашу суетливость, на наше уныние, всё-таки Ты даёшь, творишь чудо, даёшь силы, даёшь поддержку нам, даёшь то, чего нам временами не хватало в прошедшей нашей греховной жизни. И дай, Господи, постоянного обновления, дай, Господи, постоянной милости Божией к нам, дай, Господи, чтоб эта милость Божия всегда сопутствовала нам и в дальнейших постах, и в дальнейших подвигах, и в дальнейшей нашей земной жизни. Чтоб вопль покаянный: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» – почаще был в нашем сердце, осознавая свою греховность, осознавая свою немощь, осознавая и свою несмиренную гордыню. Смири, умиротвори и помилуй, Господи, сердца наши человеческие!

http://pravoslavie.ru/2257.html

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Наталья Скакун Обучая, мы общаемся и воспитываем " decoding="" title="" > ( 4  голоса:  5.0 из  5) Интервью с преподавателем воскресной школы «Лествица» Натальей Скакун . В 4ю седмицу Великого поста Православная Церковь молитвенно чтит память преподобного игумена Синайской горы Иоанна Лествичника . Именно он представил многим поколениям ту «Лествицу», которая возводит человека от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви. Преподобный отец премудро рассудил, показав по-степенное (по ступеням) восхождение человека к тому уровня, на котором он становится праведным и непреклонным к падению. «Лествица» – не просто книга, а фундаментальный труд, необходимый, прежде всего, тем, кто призван, поднимаясь по ступеням совершенствования, вести за собой других – малых и неопытных. Вот поэтому седмица Иоанна Лествичника – это особые дни и для учителей, и для учащихся воскресной школы «Лествица» города Днепропетровска. В этом году воскресной школе исполняется 10 лет! Накануне юбилея мы поинтересовались: чем живет современная «Лествица», что ее волнует и радует, каковы опыт и перспективы работы? Об этом руководитель пресс-службы Днепропетровской епархии диакон Георгий Скубак разговаривал с преподавателем основ риторики Натальей Скакун . – Первые шаги по пути совершенствования – самые трудные. Каковы они у современных подростков? Ведь вам приходится работать именно с этим возрастом. – «Мне кажется, что в наше время молодежь очень эгоистична и, даже поняв основы христианской морали, она не примет, не признает и не учтет их», – именно так пишет пятнадцатилетняя девочка о своем поколении. Что же тогда говорить нам, взрослым, – педагогам и родителям? Хорошо ли мы знаем детей, тех, которых растим, воспитываем и обучаем? Даже зная, что им сказать, мы, порой, и понятия не имеем, как им это сказать. Что нужно привнести в процесс преподавания, чтобы он наполнился радостью, чистой и искренней, удовлетворенностью от факта познания и уверенностью в своей способности воспринимать и продуцировать информацию? Этому всему в полной мере способствует коммуникативная разновидность преподавания: обучая, мы общаемся и воспитываем, а воспитывая, мы обучаем и опять-таки общаемся.

http://azbyka.ru/deti/obuchaya-my-obshha...

Сила истинного покаяния. «Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь  покаянием явися, ангельское жительство подражающи».  (Кондак преп. Марии Египетской.) Кто эта «Христова невеста»? – Преподобная Мария Египетская, память которой св. Церковь всегда празднует в пятую неделю Великого поста. Силою покаяния она из величайшей грешницы стала величайшей праведницей, «ангельское естество» строгостью жития своего «удививши». Но что имела в виду св. Церковь , устанавливая это празднование памяти этой необыкновенной ангелоподобной подвижницы? – А вот что! В предшествовавший воскресный день -неделю 4-ую Великого поста – праздновалась память преподобного Иоанна, Игумена Синайской горы, по прозванью Лествичника. Живописуя перед нашим мысленным взором его дивный образ «пустыннаго жителя и в телеси ангела», св. Церковь призывала всех нас, христиан, подражая ему, идти путем христианского совершенства, следуя завету Христову: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть»   ( Матф. 5, 48 ) и предлагала нам в руководство для этого составленную этим великим подвижником «Лествицу Духовную, возводящую на небо». Но не все могут взять себе, как образец подражания, пример преподобного Иоанна Лествичника . Ведь он от самой юности своей, не изведав пучины страстей и порока, всем сердцем возлюбил Бога и, желая Ему Единому угождать, порвал все связи с греховным миром, удалившись в иноческую обитель. Конечно, чистому и еще неиспорченному нравственно юноше, всю свою жизнь проведшему в иноческих подвигах, под мудрым руководством духовно-опытного старца, не трудно было достигнуть высот христианского совершенства, – но что делать тем, которые не щадили юности своей и с младых лет предавались разного рода страстям и порокам? Что делать тем, которые за давностью лет уже успели закоснеть в своей греховной порочной жизни? Возможно ли для них обращение и спасение? И как помышлять им о совершенстве христианском? Не погибли ли они окончательно? И вот на этот тяжелый для совести многих вопрос св. Церковь и дает блистательный и глубоко-утешительный ответ, празднуя память преподобной Марии Египетской, которая с юных лет впала в бездну порока, стала величайшей грешницей, а затем сделалась ангелоподобной праведницей, очистив себя от всех страстей и, подобно преп. Иоанну Лествичнику , востекши на вершину безстрастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf Неделя 4-я Великого поста. Память преподобного Иоанна Лествичника Сегодняшнее воскресное Евангелие от Марка повествует нам об исцелении бесноватого отрока. Однажды один человек от народа подошел к Господу Иисусу Христу и говорит: «Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли». Воистину несчастье – бесноватый ребенок. Само слово «беснование» указывает на природу этого явления. Отрок был одержим бесом, который его даже на землю повергал, и он скрежетал зубами, пену испускал – такое страшное овладение нечистым духом душою мальчика. Но вообще-то и каждый человек в той или иной мере является бесноватым. В связи с тем что человек отпал от Бога, его природа повредилась и земля его сердца, на которой должны произрастать добродетели: радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание, любовь к Богу, молитва , – стала производить другое – страсти. Наше сердце более склонно ко греху, в нем скрывается зависть, блуд, сребролюбие, всякая нечистота, немолитвенность, забвение Бога, уныние, гордость, тщеславие, восхваление себя, искание своего, желание покоя, объедение, пьянство – бесчисленное множество грехов. Они сами растут в сердце человека, тем более если его с самого рождения не воспитывать и не давать возможности действовать в нем благодати Божией. Многие родители рассуждают так: вырастет, сам все поймет. Но это все равно что не обрабатывать землю и говорить: зерно само вырастет. Нет, вырастет репей, крапива, бурьян, полынь, вырастет что угодно, но не зерно. Ничего доброго не будет, если над этим не трудиться. Известно, что сорняк растет и размножается сам, а доброе семя нужно поливать, удобрять, полоть, окапывать, чтобы произросло что-то доброе. Чтобы воспитать в дитяти, допустим, молитвенность или любовь к храму, нужно потратить десятилетия, а чтобы научить матершинничать, достаточно одного вечера. И так во всем. Поэтому издревле детей крестили сразу после рождения, на сороковой день или даже на восьмой, чтобы с самого младенчества ребенок имел возможность причащаться Святых Христовых Таин, чтобы мать могла его носить постоянно в храм, чтобы он постоянно слышал слово Божие, видел святые иконы, слышал церковное пение, чтобы пребывание его в церкви создавало противовес тому злу, которое существует в мире, и злу, которое существует в нем самом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010