Гороховец. Троицкий Никольский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Престолы - Св.Троицы на втором этаже и Св. Николая Чудотворца на первом. Колокольня возведена одновременно с собором. Возможно, Николо-Троицкий монастырь – наиболее древняя часть города. До середины 17 века на месте монастыря располагался гороховецкий детинец (крепость), который несколько раз уничтожался – татарами, поляками, черкасами. Николаевский Гороховецкий заштатный необщежительный мужской монастырь в самом городе, при р.Клязьме, на Пужаловой горе. Основан в 1644 г. «по желанию горожан» (Денисов, 1908). В переписной книге 1646 г. указывался ружный (содержащийся на руге – за счет прихожан, без собственных земель) деревянный шатровый храм Троицы с приделом Николая Чудотворца. В монастырских кельях жили 2 черных попа и 3 старца братии. В 1678 г. в монастыре было два деревянных храма – холодный Троицкий с приделом на первом этаже Николая Чудотворца и теплый Покрова Пресвятой Богородицы. Внутри монастыря, огороженного забором, было два храма, шесть келий, скотный двор. Братии насчитывалось десять старцев. Обитель управлялась строителем (упоминается черный поп Варлаам). В нач. 20-го века в монастыре числился только один двухэтажный каменный храм: вверху во имя Св.Троицы, внизу во имя Св. Николая Чудотворца (построен в 1689 г.). Монастырем управлял уже игумен. Монахов числилось семь человек (Денисов, 1908). Шатровая колокольня построена одновременно с Троице-Никольским собором (1681-1689 гг.). Церковь Иоанна Лествичника построена в 1710-1716 гг. на средства купца Ширяева (странно, что она нигде не числилась – ни среди монастырских, ни среди приходских храмов). Монастырь закрывался в советское время и был возобновлен в 1993 г. На территории монастыря размещались жилые дома. Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Ч.5. В. 1898.  Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908.  В.Гриньков, Н.Землянская Золотое кольцо. Отпуск за рулем. Справочник-путеводитель. – СПб.: Изд-во Welcome, 2008.

http://sobory.ru/article/?object=04959

Гороховец. Троицкий Никольский мужской монастырь. Троице-Никольский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1644. Ссылки:     Адрес: 601460, Владимирская область, Гороховец, улица Пролетарская, 12 Координаты: 56.20374, 42.67407 Проезд:На въезде в город с трассы Е22 (М7) повернуть влево и въехать на Пужалову Гору, (ориентир указатели коммерческой гостиницы с услугами горнолыжной трассы) Далее двигаться по Комсомольской улице вдоль гребня горы до упора под знак " проезд запрещен " . Пешим ходом можно подняться к монастырю снизу с центральной площади города с любой из трех сторон. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Троице Никольский мужской православный монастырь в городе Гороховец был основан во второй четверти XVII века на месте старой городской крепости. Расположился он на вершине Пужаловой горы. В XVIII веке монастырскую территорию обнесли каменным забором, установив по углам башни. Главным строением Свято-Троице Никольского мужского монастыря, построенным на средства купца Ершова, является Троицкий собор. На двух этажах храма расположились две церкви: зимняя церковь Николы – на первом этаже, летняя Святой Троицы – на втором. Стены кирпичного строения в виде бесстолпного четверика украшены резными деталями из камня. Венчают собор 5 позолоченных куполов. В северной части Свято-Троице Никольского мужского монастыря в начале XVIII века возвели двухэтажную церковь Иоанна Лествичника, в которой первый этаж играл роль склада, второй отдали под алтарь. Над главными воротами с восточной стены была построена надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершавшаяся небольшим куполом и имевшая скромное убранство фасадов. В закрытом в 20-х годах XX века Никольском монастыре монашеская жизнь возобновилась только в 1993 году. На сегодняшний день Свято-Троице Никольский монастырь является действующим. Троице-Никольский мужской монастырь — старинная монашеская обитель в городе Гороховец Владимирской области, живописно расположенная на Никольской (Пужаловой) горе высоко над городом. Монастырь был основан в XVII веке, по преданию, на этом месте и ранее существовала небольшая обитель, основанная преподобным Сергием Радонежским во время путешествия через Владимир в Нижегородский край. Главным храмом обители стал Троицкий собор, который был заложен в 1681 году. Строительство продолжалось до 1689 года. Троицкий собор имеет два этажа, где размещаются две церкви. На первом этаже находится теплая (зимняя) церковь Николы, а на втором холодная (летняя) церковь Святой Троицы. В основании храм имеет прямоугольник правильной формы, стены украшены резными каменными деталями, окна украшены наличниками. Венчают собор пять куполов, посаженные на большие барабаны, украшенные колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=00859

Грех осуждения Этот грех происходит от недостатка любви к ближним 21 марта, 2014 Этот грех происходит от недостатка любви к ближним «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» В замечательной молитве святого Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего” есть следующее прошение: “Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”, что значит – даруй мне Твою благодать, дабы узреть мне и судить мои собственные ошибки, а не осуждать брата моего. С одной стороны, святой просит Бога дать ему дар самопорицания, а с другой – умоляет Его помочь не осуждать ближних. Что такое осуждение? Осуждение и порицание есть плод ненависти. Осуждение, по словам Иоанна Лествичника, болезнь тонкая, это состояние, устраняющее любовь, это нечистота сердца, утрата целомудрия. Осуждение поистине страшная вещь. Выскажем некоторые мысли по этому поводу. Господь сказал: “Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься”. Всякое слово будет свидетельствовать или за нас, или против нас. Чего греха таить, осуждение ближнего доставляет нам большое удовольствие. Когда люди получают благосклонность некоего сильного мира сего или душа их полна ненависти, они с легкостью начинают порицать и осуждать других. Древний церковный писатель Ерма, написавший книгу “Пастырь”, говорил, что не следует осуждать кого-либо, а также не надо слушать тех, кто осуждает других. Если мы с удовольствием слушаем тех, кто клевещет или обвиняет других, мы уже виновны в грехе осуждения. Осуждение является демоническим состоянием. Первый, кто впал в этот грех, был сам дьявол. Дьявол осудил и оклеветал Бога перед прародителями, а затем стал учить осуждению людей. Обычно мы злословим о ком-то, когда тот не присутствует при разговоре. “И воссели владыки и хулят против меня…” – говорит Давид. И действительно, в Ветхом Завете мы читаем, что Саул, Авенир и Ахитофел насмехались над Давидом. Стих этот имеет отношение и ко Христу. Первосвященники Анна и Каиафа тайно встречались и, в конце концов, обвинили и решили убить Его. Иисус в то время находился в Саду и говорил о Боге, а те тайно оговаривали Его. Вот почему псалмопевец восклицает: “Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими”.

http://pravmir.ru/grex-osuzhdeniya/

День Всех святых: Каждый может стать святым В старину «Плох тот казак, который не хочет стать атаманом». А я скажу: плох тот христианин, который в своей жизни не стремится к святости, не стремится стать святым! 29 июня, 2013 В старину «Плох тот казак, который не хочет стать атаманом». А я скажу: плох тот христианин, который в своей жизни не стремится к святости, не стремится стать святым! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие о Христе братья и сестры! Протоиерей Борис Старк Сегодня мы справляем память всех святых, которые в Церкви Божией с самых первых ее дней и до нынешнего дня. Сегодня мы переворачиваем последнюю страницу книги, именуемой Цветная триодь, в которой изложены богослужения праздников от дня Святой Пасхи и по день Всех святых. Святая Церковь в предпостный и постный период перед нами картины, призывавшие нас к умилению, к покаянию… Перед нами прошли образы кающихся грешников: мытаря , блудного сына , Марии Египетской ; учителей Ефрема Сирина, Андрея Критского, Иоанна Лествичника и других. Затем величественная и страшная картина страданий Христовых, голгофская жертва , смерть Господа нашего Иисуса Христа на Кресте голгофском, и затем наступил праздничный период Пасхи… С Воскресения Христова начинаются праздники, которые заканчиваются сегодня… И мы должны были воскресать со Христом, затем вспоминать о явлениях мироносицам, апостолам, апостолу Фоме, потом мы были свидетелями вознесения Господня и в горнице соприсутствовали апостолам, когда Дух Святой снизошел на них в виде огненных языков и таким образом положил основание Церкви Божией на земле. И вот ныне мы заканчиваем этот праздничный период, вспоминая всех святых, в этой Церкви просиявших… Икона Всех святых Какая же связь между великими праздниками Христовыми и всеми святыми? Почему сегодня наша мысль обращается ко всем святым? Да потому, дорогие братья и сестры, что угодники Божии являются свидетелями того, что голгофская жертва Христа не была ВТУНЕ, что Господь, Своей Кровью, Своими страданиями искупив грехи людей, дал возможность человеку вернуться в рай, потерянный Адамом! Господь Своими страданиями и Своим воскресением из мертвых дал возможность КАЖДОМУ человеку стать святым! И вот эти угодники Божии, которых мы прославляем сегодня, свидетелями того, что КАЖДЫЙ человек МОЖЕТ стать святым.

http://pravmir.ru/kazhdyj-mozhet-stat-sv...

День православной книги отметили на приходах апреля 2023 Прихожанка Валентина Балабанова выступила с сообщением " Ярослав мудрый - собиратель церковных книг " . Она рассказала, что первая библиотека на Руси находилась в Софийском соборе Киева. Двадцать человек переводили книги на русский язык с греческого, латинского, болгарского. В основном это были церковные книги, но было небольшое число светских, около 2 процентов. При Ярославе Мудром составлен первый русский летописный свод - " Повесть временных лет " , создано " Сказание о Борисе и Глебе " Иакова Черноризца. Рассказала докладчица и о других древнерусских памятниках - в частности, о " Поучениях Владимира Мономаха " , а также о том, какие материалы использовались людьми для письма до появления бумаги. Прихожанка Марина Ержемская посвятила свое сообщение книгопечатанию. Она рассказала, что первые русские книги печатались в Венеции, о первопечатнике Франциске Скорине, который печатал книги в Праге и Вильно. Рассказала она и о легендарной библиотеке Иоанна Грозного, относительно которой ученые так и не пришли к единому мнению, существовала она или нет. Разумеется, речь не могла не зайти о русском первопечатнике диаконе Иоанне Феодорове и его ученике Петре Мстиславце. Завершила докладчица свое сообщение рассказом о книжной справе XVII века, приведшей к церковному расколу. Протоиерей Вячеслав Помаскин выступил с сообщением об преподобном Иоанне Лествичнике и его книге " Лествица " . Книга написана игуменом Синайского монастыря Иоанном в середине VI века по просьбе игумена Раифского монастыря. Центральный образ книги - лествица (лестница) восхождения к Богу - заимствован из Библии, где описано видение лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12). День православной книги отметили 25 марта в храме великомученика Димитрия Солунского в Коломягах . Протоиерей Игорь Илюшин выступил с докладом о традиционных семейных ценностях и важном древнерусском документе - книге " Домострой " . Эта книга была сформирована к XVI веку, когда Русь стали называть Святой и Русская Церковь учредила патриаршество, отвергнув унию. С первых глав книги человек призывается к благочестию, исполнению заповедей Божиих, регулярному участию в Таинствах Церкви, молитве, миру в семье.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Для чего нужна исповедь? Зачем нужен “посредник”? Что такое послушание и для чего вообще оно нужно? Что такое старчество? Кто такие старцы? Кто такой духовник?Как отличить истинного пастыря от младостарца? Беседа с иереем Михаилом Немноновым Для чего нужна исповедь? Почему человек не может просто искренне покаяться перед Богом в совершенных грехах? Зачем нужен “посредник”? Исповедь перед священником установлена Самим Господом. Помните, в Евангелии от Иоанна Христос, явившись ученикам по Воскресении, говорит им: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. И сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21-23). Потому православные и исповедуются (в том числе сами священники другим священникам), что это от Бога и что так нам заповедано. Таинство покаяния, называемое также исповедью, установлено Церковью в глубокой древности. В Деяниях говорится, что «многие из уверовавших приходили (к апостолам), исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19:18). С исповеди начиналась христианская жизнь бывших язычников. Практиковались иногда публичная исповедь перед всей общиной (к V веку она исчезает), а также исповедь перед несколькими священниками. Чаще, однако, исповедь была тайной. В христианской традиции Церковь воспринимается как духовная «врачебница», грех — как болезнь, исповедь — лечение, священник — врач: «Ты согрешил? Войди в церковь и покайся в своем грехе… Здесь врач, а не судья; здесь никто не осуждается, но каждый принимает отпущение грехов» (святитель Иоанн Златоуст). 1 В чине исповеди сохраняются слова: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отъидеши». Грех является падением, заблуждением человека: исповедь помогает ему подняться и выйти на верный путь. Христианину все грехи прощены в Крещении. Однако «несть человек, иже жив будет и не согрешит», и после Крещения он вновь допускает грехи, оседающие в его душе, как грязь и чернота, лишающие его полноты жизни в Боге, потому что ничто нечистое не может войти в общение с Пречистым Богом. Святые Отцы называли покаяние «вторым крещением», подчеркивая его очищающее, обновляющее и освежающее действие: «Покаяние есть возобновление Крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни… Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение добрых дел, противоположных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести» (Иоанн Лествичник).

http://pravmir.ru/svyashhennik-starec-du...

Доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов ЖМП 9 сентябрь 2021 /  30 сентября 2021 г. 15:00 Алексей Осипов: «Богословие возможно только через очищение души» Доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Осипов поделился с «Журналом Московской Патриархии» своими размышлениями о том, с чего начинается богословие, нужны ли священнику знания, сколько должна длиться идеальная проповедь, можно ли читать вслух «тайные» молитвы в алтаре и какая главная проблема в церковной жизни обнаружилась во время эпидемии ковида.  PDF-bepcuя. В главном — единство — Алексей Ильич, хотелось бы с вами поговорить в первую очередь о богословии как об образе мысли и об образе слова. Вы всю жизнь этим занимаетесь: думаете о Боге и говорите о Боге. Что такое богословие для вас лично? — Приведу знаменитые слова Иоанна Лествичника: «Совершенство чистоты есть начало богословия». Что это он сказал? При чем тут чистота? Может быть, — мысль, сила ума, эрудиция? Нет! Именно совершенство чистоты! Это критерий, по которому мы можем судить о том, какое богословие находится в данный момент перед нами. Можно всю жизнь говорить о Боге и остаться без Бога. Богословие не должно быть какой-то абстракцией, теоретической моделью. Но на деле очень часто получается, что Бог Сам по себе, а я сам по себе. Например, протестантизм с самого начала провозгласил: спасаемся «только верой» и «только Писанием». И этого достаточно для богословия? Вот пример. В Австралии была очередная ассамблея Всемирного совета церквей. Что можно было услышать там? Дух Святой — это женское начало в Троице. Иисус Христос — это, конечно, идеальный человек, но говорить о Нем как о Боге не стоит. Богородица — Приснодева? Ну, знаете, это слишком. Это же невозможно! И так далее. И все это говорили не кто-нибудь, а доктора, профессора богословия! Отсюда возникает вопрос: по каким же критериям можем мы судить о верности или ложности того или иного богословия? Что должно быть основой богословской науки? При каком условии те или иные богословские идеи могут рассматриваться как верные, как допустимые, не искажающие учения Откровения? Если скажем — им является только Священное Писание (кажется, прекрасный тезис), то возникает следующая неразрешимая проблема. Вот мы сейчас сидим и размышляем, как понять, например, слова в Деяниях апостолов о епископах, пресвитерах. Это административные должности или священные степени иерархии? А вопросы о Евхаристии, о соединении природ во Христе и так далее? Какое понимание и на каком основании можно считать правильным? Мы же знаем, сколько разделений произошло в христианстве по причине именно разного понимания Священного Писания.

http://e-vestnik.ru/interviews/aleksey_o...

Достопочтеннейшая о Господе Е. В-на! Похвально ваше намерение в желании спасения и искании к сему путеводства, чему научают нас святые отцы наши, искусившие на деле жизнь духовную. Вы возлагаете сию обязанность на меня. Но сколь похвально ваше желание, столь трудно с моей стороны оного исполнение. Не имея свойств на таковое дело и не видя в себе плодов духовных, чему могу других научить? Это очень нередко меня обличает, и, заключаясь в границах моего неразумия, дает видеть мое ничтожество. Слова Спасителя нашего: врачу, исцелися сам (Лк.4:23) и слепец слепца аще водит, оба в яму впадут (Мф.15:14) не мало меня устрашают. Привычка моя входить в излишние разговоры и суждения, может быть, нередко и неправильные, но многими непонимаемые, подают повод думать о мне то, чего не имею - и искать через меня душевной пользы. Хотя бы я и должен сего отрицаться, но, будучи столь слаб в моем характере, не могу отказывать и при чувстве моего неразумия, вхожу в их положение, предлагаю от слова Божия и от учения святых отцов; и когда кто получает душевную пользу, то сие происходит действием благодати Божией, не по моему достоинству, но по вере их, им даруемую. Сие написал вам, хотя показать мое ничтожество, впрочем совершенно в малом виде, - и причину, по коей думают некоторые о мне нечто, и дабы вы знали, что я ничего не могу сам собою сделать. Просьба ваша словесная и письменная убеждает меня искать не своих си, а яже ближнего; и, забывая свою худость, по слабости моего характера, не смею вам отказать в вашем прошении; не полагаюсь на свой разум, но на Бога, вразумляющего и бессловесных, к пользе разумного своего создания, и искупленного кровью Сына Его Господа нашего Иисуса Христа, Который, по вере вашей, за молитвами духовного моего отца, силен просветить слепого, показать стезю или предостеречь от стремнин, на пути сем обретающихся; только прошу вас, и ваши молитвы присовокупите к вспомоществованию в сем высоком и важном предприятии. По скудости моего разума не взыскивайте красноречия; и ежели буду что писать, или говорить, не от дел моих и не от разума, но от Писания и святых отцов учения, что Господь подаст помраченному моему уму для пользы вашей, предлагая, по слову святого Иоанна Лествичника, " что некоторые, шедши путем и попавши сами в тину, других предостерегают, дабы опасались и не замарались тою же тиною и грязью; да через сие избавление их и они получат прощение грехов своих " (ст.26, гл.14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1379...

Закрыть itemscope itemtype="" > Колокольня Иван Великий: 20 лет регулярных звонов 23.03.2012 725 Время на чтение 13 минут 20 лет назад, впервые после 1918 года, на Пасху 1992 года зазвонили колокола на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. Кремлевский храм со знаменитой колокольней был посвящен автору «Лествицы», и в преддверии Недели преподобного Иоанна Лествичника главный звонарь Московского Кремля Игорь Васильевич Коновалов рассказывает о том, как он впервые поднялся на колокольню, каким образом начинались современные кремлевские звоны и о том, кто и как звонит на Иване Великом в наши дни. Фото И.В. Коновалова - Игорь Васильевич, когда Вы сами впервые поднялись на Иван Великий? - Уже более двадцати лет назад, 26 января 1992 года. - Начало 90-х - непростое время. Сложно было это организовать? - Практически невозможно. Во время празднования тысячелетия Крещения Руси, совместно с Издательским отделом Московской Патриархии Общество Церковных звонарей обратилось к директору музея-заповедника «Московский Кремль» Ирине Александровне Родимцевой с просьбой разрешить посещение колокольни, но никакого вразумительного ответа не последовало. Нам сообщили, что лестница на Иване Великом очень плоха, подниматься по ней опасно, так что только один раз в год на колокольню поднимается сотрудник Музеев Московского Кремля и смотрит, все ли там в порядке с колоколами. Примерно в то же время члены Ассоциации Колокольного Искусства во главе с ныне покойными с Юрием Пухначёвым и Иваном Даниловым, светской советской организации, которая занималась устройством колокольных звонов и изучением колоколов, пытались организовать звоны на колокольне собора Василия Блаженного и хотели, чтобы первый удар прозвучал с Ивана Великого, но и этой организации было отказано в просьбе подняться на кремлевскую колокольню. Прошло время, Предстоятелем Русской Церкви стал Святейший Патриарх Алексий II. И вот примерно за полгода то того, как я поднялся на Иван Великий, мне несколько раз виделось во сне, как я поднимаюсь к колоколам Кремля, иду по лестнице и вижу громадные колокола Ивана Великого у себя над головой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Люди сегодня ищут чудес, как развлечений» А было ли явление святого праведного Иоанна Кронштадтского на Никольском кладбище в Санкт-Петербурге? 30.03.2021 1583 Время на чтение 5 минут Священное Писание повествует нам о многих истинных видениях, но в то же время учит духовному трезвомыслию: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). А святой Исаак Сирин говорит: «Удостоившийся видеть себя лучше удостоившегося видеть ангелов». Мне кажется, что исключительная детализация такого мистического видения показывает лишь его нездоровое происхождение. Не думаю, что это симптомы болезненного нарушения психики очевидца – скорее это признаки духовного недуга, ведь известно, что достигшие духовного совершенства святые имели видения очень редко – в исключительных случаях и лишь с высокой спасительной целью. Св. Исаак Сирин предупреждает о подобных искушениях в духовной жизни: «… это обычно бывает с людьми ума тонкого и мечтателями суетной славы». Действительно, скрытое желание «выйти из толпы», жажда тщеславия способны провоцировать в новоначальном и неискушенном человеке необычные образы, которые вкрадываются в душу человека через обольщение ложными видениями и снами. Вымысел может быть неосознанным и неумышленным - если в человеческом подсознании таится глубоко заложенная и скрытая «программа самовнушения», которая исподволь возвращается в сознание уже совсем в другом виде, как бы с другой стороны, в виде «готовых» ощущений и образов? Прп. Иоанн Лествичник говорит об этом прямо: «Бесы тщеславия испытывают слабых умом (неискушенных)». Человек, не знающий ни себя, ни законов духовной жизни, очень быстро приобретает высокое самомнение и потому легко впадает в прелесть. А тот, кто достиг основательного знания своей души и глубины своего несовершенства, тому трудно счесть себя достойным иметь небесные видения – поэтому-то Святые Отцы и свидетельствуют, что более греховные люди способны чувственно и зримо воспринимать демонические искушения. Они же говорят, что остановить падение в пропасть мечтаний и мистических видений может глубокое исповедание помыслов духовным наставникам - и вместо того чтобы хвалиться святыми «видениями», лучше задуматься, какие грехи спровоцировали сценарий прельстительных образов. Святые наставники христианского подвижничества заповедуют при таких явлениях ограждать себя крестным знамением, закрывать глаза и молить Бога, чтобы покрыл нас от всех козней и обольщений, расставляемых человеку духами злобы. Сделал ли так свидетель сего события? Непонятно...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/30/ly...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010