В сочинениях П. Д. называет себя монахом ( Petr. Damasc. Admonitio//Θιλοκαλα. 1991. Τ. 3. Σ. 5, 38, 64, 99), говорит о том, что живет в келье (Ibid. Σ. 64), и описывает свой монашеский образ жизни как «царский путь», т. е. он не был отшельником, а либо пребывал в небольшом общежитии, либо проводил уединенную жизнь с одним или двумя собратьями (Ibid. Σ. 101). Остается неясным, вел ли П. Д. действительно такой образ жизни, или лишь считал его идеальной формой монашества, или же это просто отображение реалий визант. аскетизма XII в. В этот период наблюдается тенденция к реформированию монашества: все больше визант. мон-рей принимают за образец уставы основанных в XI в. новых общежительных обителей (во имя Пресв. Богородицы Евергетиссы недалеко от К-польских стен, Иоанна Богослова апостола монастырь на Патмосе , прп. Никона на Чёрной Горе близ Антиохии, прп. Лазаря Галисиота и др.). В XII в. строгого противопоставления общежительной и отшельнической форм монашества не существовало. Мн. мон-ри сочетали элементы как киновиарной, так и лавриотской традиции ( Morris. 1995. P. 33-34. Kazhdan. 1985). Понятие «царский путь» П. Д. скорее всего заимствовал у прп. Иоанна Лествичника , к-рый считал идеальной жизнь в уединении с немногими братьями ( Ioan. Climacus. Scala. 1. 26//PG. 88. Col. 641). Можно предположить, что П. Д. последовал «царскому пути» не сразу: сначала он жил под руководством к.-л. подвижника, нек-рое время пребывал в общежитии, затем в уединении вместе с неск. монахами недалеко от общежительного мон-ря. П. Д. дважды говорит о себе как о члене какой-то монашеской общины: «нам, монахам» ( Petr. Damasc. Admonitio//Θιλοκαλα. 1991. Τ. 3. Σ. 5), «нас, монахов» (Ibid. Σ. 99). В др. месте он напоминает собратьям монахам, что они не должны покидать свою келью (Ibid. Σ. 64). Нельзя исключать, что здесь П. Д. обращается к читатателям, а не к монахам общины, к к-рой принадлежал. Но, скорее всего, его слова о «царском пути» относятся к небольшому общежитию или лавре (ср. такое же понимание этого выражения в др. монашеских памятниках XII в.: Peters. 2011. P. 20-21).

http://pravenc.ru/text/2580382.html

Г. И. Беневич Оригенизм Евагрий Понтийский (Ю. Н. Аржанов) Евагрий Понтийский занимает центральное положение в истории аскетизма на христианском Востоке 1211 . Поскольку на V Вселенском соборе 553 г. он был осужден вместе с Оригеном и Дидимом Слепым , его имя оказалось под запретом, однако его сочинения, которые уже при его жизни получили широкое распространение, продолжали оказывать влияние и после этого. Ученик Великих Каппадокийцев (в особенности Григория Богослова и Василия Великого ), Евагрий, как и его учителя, считал возможным соединение христианского Откровения с греческим философским гением и активно использовал его возможности, прежде всего традиции платонизма 1212 . Как и многие образованные христиане того времени, Евагрий высоко ценил Оригена , прямым продолжателем которого его принято считать (при этом сам он видел себя в большей мере обязанным Каппадокийцам, чем Оригену 1213 ). Его сочинения, посвященные «духовному деланию», были широко читаемы в конце IV – начале V вв. 1214 , и хотя после V Вселенского собора они нередко распространялись под другими именами, отголоски этих текстов обнаруживаются в трудах многих писателей последующих веков, выступая органичной частью монашеской литературы. Влияние аскетических сочинений Евагрия ощущается в трудах Иоанна Кассиана , Иоанна Лествичника , Максима Исповедника и Исаака Сирина . Результатом церковного осуждения 553 г., однако, стало то, что значительная часть написанных Евагрием текстов оказалась утерянной в греческом оригинале и сохранилась только в переводах на языки христианского Востока, прежде всего сирийский и армянский. Та же судьба постигла и так называемое «Послание к Мелании», которое сохранилось только на сирийском языке. Написанное незадолго до кончины Евагрия, это послание служит сжатым изложением всего учения «философа в пустыне», его своеобразным «духовным завещанием» 1215 . О жизни Евагрия 1216 нам сообщают ряд авторов или близко с ним знакомых, или живших примерно в одно с ним время: его духовный наставник и близкий друг Руфин Аквилейский , ученик Евагрия Палладий Елленопольский (автор «Лавсаика»), его первый духовный учитель Григорий Богослов (в своем «завещании»), а также церковные историки Созомен и Сократ Схоластик . Евагрий родился около 345 г. в понтийском городке Ивора (совр. Турция). Его отец был рукоположен Василием Великим в хорепископы, и есть основания предполагать, что Евагрий рано познакомился с епископом Кесарии Каппадокийскон, где он также мог получить образование 1217 . Позднее Евагрий стал чтецом в клире Василия Великого . Общение с ним, а позднее с Григорием Назианзнным, должно было стимулировать интерес Евагрия к сочинениям Оригена , которые были хорошо знакомы Великим Каппадокийцам 1218 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Евагрий Понтийский — один из основоположников того направления христианской мистики и аскетики, которое дало Церкви Диадоха, Иоанна Кассиана Римлянина, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, исихастское движение и многих других. С великой глубиной и искусством (хотя и во многом ошибочно) Евагрий Понтийский концептуализировал опыт Пустыни, создал философию умного делания — устремления человека к Богу. В наше собрание творений Евагрия Понтийского вошли: «Слово о молитве», «Слово о духовном делании, или Монах», «Умозритель, или К тому, кто удостоился ведения», «Умозрительные главы», «Мысли», «Зерцало иноков и инокинь», «Послание о вере», «О помыслах». Группа Вконтакте Facebook группа Творения Евагрий Понтийский (ок. 345 — 399) — выдающийся богослов, один из первых христианских писателей, создававших преимущественно аскетические творения. Ученик св. Василия Великого и Григория Богослова, он избрал путь иноческого подвига, духовно окормляясь у таких великих подвижников, как преп. Макарий Египетский и преп. Макарий Александрийский. После V вселенского собора Евагрий был ошибочно причислен к оригенистам и подпал анафеме. Однако труды его продолжали читаться, и некоторые из них вошли в русский перевод «Добротолюбия». Многие произведения, вошедшие в настоящее издание, публикуются впервые. Сведения о жизни Аввы Евагрия Об Евагрие Понтянине, скитском монахе и авве, известно, что он родился около половины 4–го века, в городе Иворе близ Понта Евксинского (Монастырь св. Василия был недалеко от этого города). Род или способности его обратили на него внимание процветавших в то время великих святителей: Василия Великого, Григория Нисского и Григория Богослова. Под их руководством он возрастал и развивался в духе и познаниях о вере и жизни во Христе Иисусе Господе нашем. Василий Великий поставил его чтецом, Григорий Нисский дьяконом и оставил его в Константинополе, бывши там на Соборе втором вселенском. Одно обстоятельство, подвергавшее опасности его чистоту, заставило его удалиться из Константинополя. И он, побыв немного в Иерусалиме, направился в Египет, где и подвизался сначала в Нитрии, потом в кельях и, наконец, Ските, под руководством и в содружестве с тогдашними великими аввами.

http://predanie.ru/book/68290-tvoreniya/

... «еще раз поколеблю не только землю, но и небо... чтобы пребыло непоколебимое. Итак мы, приемля Царство Непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу...» ( Евр.12:26–28 ) Содержание От составителя Мысли к предисловию Часть первая. Подвиг постижения первообраза Пути богословской аскезы Богословие как молитва и как состояние нашего духа Единство Церкви по образу Святой Троицы Тайна Святой Троицы Откровение и догматическое сознание Антиномии Троического богословия Обожение Путь единства Часть вторая. Образ и подобие О человеке Человек – персона Христианское величие человека Предвосхищение царства О современном человечестве Часть третья. Становление Слово о монашестве Об основах православного подвижничества О необходимости трех отречений у преп. Иоанна Кассиана Римлянина и преп. Иоанна Лествичника О некоторой параллели между браком и монашеством О двух родах смирения: нетварном-Божественном и тварном-аскетическом О послушании О молитве О покаянии Из аскетических записок О подобии Христу О прощении грехов О монашеском «здоровье» О благодати О всеобщем спасении Завещание Часть четвертая. На вершине Фавора О созерцании Слово на Преображение. О Свете Фаворском Сокращения     ОТ СОСТАВИТЕЛЯ «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» ( Ин.17:3 ). Познание Бога, о котором молился Христос в Гефсиманскую ночь, не есть «осведомленность», но живое общение с Богом. Жаждой именно такого Богопознания отмечен весь жизненный путь схиархимандрита Софрония (†1993). Для тех многих, кто уже соприкоснулся с его духовным наследием всякое предисловие, возможно, покажется излишним. Его книги сами красноречиво свидетельствуют о богатстве его духовного опыта. Отец Софроний – наш современник. Его слово о Боге во многом является ответом на духовные искания нашей эпохи. Жизненный путь отца Софрония охватывает почти все столетие. Каким бы поворотом событий ни была отмечена история нашего века, слово отца Софрония было и остается верным свидетельством тому, что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Житие святого отца аввы Иоанна, кратко описанное Даниилом, монахом рапфским, мужем почтенным и добродетельным Какой, конечно – достойный быть известным, город принял его по рождении и воспитал до его подвижничества, – точно и достоверно сказать не могу; а какой ныне имеет обитателем и питает нетленною пищей сего всечудного мужа, – то мне не вовсе не известно. Ибо и он пребывает ныне в том граде, о котором утверждает доброгласный певец, взывая так: ихже житие на небесех есть ( Флп.3:20 ). Там насыщает он невещественное чувство тем, что никогда не пресыщает, и духовный ум, именно один ум, приятно услаждает неописуемою лепотою, прияв достойное воздаяние за подвиги и награду за не утомившие его труды, сподобившись тамошнего жребия и соделавшись одним из тех, с которыми всегда пребудет, и которых нога ста уже на правоте ( Пс.25:12 ). А как еще в вещественном теле сопребывал он там с невещественными, – о сем расскажу со всею ясностью. Сей блаженный, когда было ему шестнадцать лет видимого возраста, совершенством же ума уподоблялся он тысячелетнему, – как непорочную и добровольную жертву, предает себя великому Иерею, принесши тело на этой Синайской, а душу на небесной горе, вознамерившись, как думаю, в самой видимой местности приобрести для себя путеуказание к невидимому и величайшую пользу. И странническою жизнью, этою приставницею наших духовных отроковиц, 1 отсекши неблагообразную вольность, и восприяв на себя благолепное смиренномудрие, при самом вступлении в сию жизнь, с весьма прекрасною целью изгоняет он сего обманщика – самоугодие и самоуверенность, подклонив выю и вверившись превосходному наставнику, 2 в добром намерении, под его руководством безбедно прейти опасное море; и в такое приводит себя состояние, как будто бы душа его не имела ни своего разума, ни своей воли, но совершенно лишена была естественных ей свойств. А что всего удивительнее, – при обширной своей учености, эту необычайную и чуждую смирения кичливость человеческого любомудрия обучил он небесной простоте. Потом, по истечении девятнадцатого года, как бы ходатаем и заступником за себя предпослав к Небесному Царю своего пестуна, и молитвами сего великого ополчившись как оружием сильным на разорение твердем ( 2Кор.10:4 ), и сам исходит на поприще безмолвия. Избрав для своего подвига, в пяти поприщах от храма Господня, уединенное место, именовавшееся Фола, сорок лет проводит там в трудах, и возгорается божественною любовью, непрестанно распаляемый её огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Закрыть «Пост – необходимое делание нашей христианской жизни» Проповедь в неделю преподобного Иоанна Лествичника 14.04.2024 5 Время на чтение 4 минуты Фото: russianicon.com Жизнь – удивительная вещь. При всей ее внешней простоте, она поистине многогранна и неповторима. Каждая человеческая судьба тому подтверждение. Жизнь нельзя разложить на формулы, нельзя просчитать. Она иррациональна, и не доступна нашему пониманию. Потому, что мы видим только какой-то один её отрезок, и только Богу доступно полное видение. В противном случае, как объяснить то, как в одном человеке может уживаться как хорошее, так и плохое начало? Порой, жизнь преподносит нам чудеса, заставляя нас задуматься об итогах. Жизнь константинопольского вельможи Ксенофонта была похожа на сказку. Это был весьма богатый и уважаемый человек. Его знали не только в столице, но и во всей империи. Он состоял в переписке с учеными людьми, и ректорами известнейших учебных заведений. Его супруга – Мария, разделяла интересы своего мужа. Поэтому, не стоит удивляться тому, что два их сына – Иоанн и Георгий, рожденные в середине VI века, получили сначала прекрасное домашнее образование, а затем по настоянию отца отправились изучать юриспруденцию в город Верит (современный Бейрут в Ливане). Для современного человека название этого города ничего не скажет, а вот в древности – это был центр юридической науки всей Римской империи. Как для нас русских самым сильными юридическими Вузами являются юридический факультет МГУ или Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина. Или как для людей Запада юридические факультеты Гарвардского или Оксфордского университетов. Вот чем была юридическая школа Верита для древних. Сыновья окончили курс вышеназванного учебного заведения, но вместо того, чтобы вернуться домой и начать строить карьеру, вдруг решили принять монашество. Они отправили письмо своим родителям, где сообщали о своем жизненном выборе. И вот мы с вами встречаем Иоанна в числе иноков знаменитого Синайского монастыря, что находится в Палестине. Ему едва исполнилось 16 лет. Иоанн скрыл от монастырского начальства свое истинное происхождение и поступил учеником к старцу Мартирию. Но Бог открыл Мартирию правду об Иоанне. И старец проникся уважением к юноше и его нелегкому выбору. Он научил его искусству тихой молитвы и терпению. Девятнадцать лет Иоанн находился в обучении у старца до его блаженной кончины. И после его похорон решил попробовать уединенное монашеское делание в скиту.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/po...

И. род. в день памяти свт. Иоанна Златоуста, получил домашнее образование. 14 янв. 1789 г. еп. Архангельским и Олонецким Вениамином (Краснопевковым) посвящен в стихарь и определен дьячком на Шежемский приход, но остался жить в родительском доме. 30 апр. 1793 г. отправился на богомолье в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь . 3 июня 1793 г. по благословению Архангельского еп. Вениамина поступил в число братии Каргопольского Преображенского монастыря, к-рый возглавлял иером. Варлаам (Плешаков), оказавший влияние на молодого послушника. И. изучал Свящ. Писание, «Добротолюбие», творения св. отцов: преподобных Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, свт. Тихона Задонского, а также историю и с 1794 г. иконописание. Написал икону Сретения Господня для иконостаса теплой монастырской церкви. В 1797 г. ездил лечиться в С.-Петербург. В нач. 1799 г. посетил Новгород, 24 февр.- тихвинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. По благословению Старорусского еп. Арсения (Москвина) поступил в Варлаамиев Хутынский мон-рь , вскоре посетил Валаамский мон-рь (общался с опытным духовником иером. Дамаскином (Васильевым)), о-в Коневец, С.-Петербург, где в то время пребывал с чудотворной Коневской иконой Божией Матери строитель иером. Варфоломей. В столице Кириллов лично подал прошение Новгородскому и С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову) о переводе его в Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь, куда и был определен 19 сент. 1799 г. Здесь 20 мая 1800 г. Кириллов был облечен в рясофор, 9 сент. 1801 г. новым коневским строителем иером. Дамаскином (Васильевым) пострижен в монашество, 5 окт. 1801 г. в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры рукоположен во диакона, 7 окт. в Крестовой ц. еп. Старорусским Антонием (Знаменским) - во иерея. Приняв 30 янв. 1802 г. на хранение монастырские книги, исполнял должность письмоводителя, с 16 июня 1803 г. был казначеем, с 6 нояб.- также ризничим. Проявил себя рачительным хозяйственником. 26 марта 1807 г. И. был определен строителем Коневской обители, в казне к-рой оставалось всего 70 р. Его сравнивали с игум. Валаамским прп. Назарием (Кондратьевым) и называли «вторым основателем» мон-ря. «Не имея верных доходов», когда «не только строиться, но и кормиться трудно, ибо землепашества очень мало, сенокосы самые худые, сбор благотворительного подаяния есть единственная подпора» ( Пимен (Гаврилов). 1899. С. 57-58), И. сумел собрать средства и возвести каменные здания. Обновил верхнюю церковь собора (1808-1809), возвел больничную и кладбищенскую ц. свт. Николая Чудотворца (1813-1815), 2 часовни, 3-ярусную колокольню со св. вратами (1808-1810), построил 2-этажную трапезную с кельями настоятеля и казначея и службами, больницу, библиотечную башню, келейные корпуса (1812-1817), др. здания, в т. ч. в Казанском скиту.

http://pravenc.ru/text/389185.html

Научиться правильному покаянному настрою души можно, так сказать, из рук в руки, т.е. найти такого смиренного наставника, который сам имел бы в себе тот сокрушенный и покаянный дух, и от него прямо перенять это глубокое, спасительное, живящее воздыхание о бедной, падшей душе своей, а вместе с тем и радостное упование на неизреченное милосердие Божие; или же если не повстречается таковой учитель, то можно, но уже сложнее, научиться этому духу, внимательно читая святых отцов Церкви, особенно стараясь перенять у них эту науку смиреннейшего самовоззрения, крайнего недоверия себе во всем, осторожного отношения ко всем движениям души своей, ко всем чувствам своим, всегдашнего окаявания себя, внутреннего плача о себе, чувство собственного недостоинства, сознание своей удаленности от Бога, странничества на земле сей. Для этого полезно читать древних отцов, особенно наставительны примеры из жизни пустынных монахов, которые особенно преуспевали в стяжании покаянного плача о себе, в смиренномудрии. В наставлениях преподобного Иоанна Лествичника , игумена Синайского, много говорится о том, как под видом добродетелей часто скрываются тайные страсти; дают правильное направление в покаянии поучения аввы Дорофея , святых Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Множество важных советов находится и у отцов поздних времен, особенно полезна книга «Невидимая брань» Никодима Святогорца , очень доходчивы прекрасные письма епископа Феофана Затворника , покаянным духом отличаются поучения, письма, образ жизни самых поздних отцов, монахов, живших в конце XIX первой половине XX века, перенесших небывалые скорби и гонения. Но особенно соответствует потребностям духовной жизни нашего последнего тяжкого времени по духу, по доступности понимания, красоте и силе слова подробное, основательное учение о покаянии, о лукавствии злых духов, о прелести и коварности страстей в книгах святого епископа Игнатия (Брянчанинова) . Это как бы сконцентрированное учение всех отцов Церкви, разъясненное и удобоприложимое к проблемам последнего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

О том, как по ступенькам можно взойти на небо и том, как нужно читать духовную литературу В выпуске, записанном в начале 5-й недели Великого поста, сестра Васса расскажет о святом, день памяти которого предваряет эту неделю. Это преподобный Иоанн Лествечник. А также мы узнаем о главном труде его жизни – знаменитой «Лествице». Видео снабжено русскими субтитрами. Здравствуйте! Меня зовут сестра Васса. И я, как обычно, пью здесь, в Вене, в Австрии свой утренний кофе. Идет пятая неделя Великого поста, и до нас дошли очень хорошие новости! Нашего бывшего дизайнера одежды, очень приятного молодого грека Эмилиоса, собираются выпустить из тюрьмы через несколько недель. Да, именно к Пасхе! Бедный Эмилиос, ему всего двадцать три года, и почти год он провел в тюрьме. Сейчас, насколько я поняла, его выпускают за хорошее поведение, чуть раньше срока. Проблемы с законом возникли не по его вине. Я думаю, его погубила его наивность. Его наняли на работу в богатую семью из Саудовской Аравии (по крайней мере, он так думал), чтобы он создал для них женскую одежду: что-то подобное тому, что сейчас надето на мне. Но я отклоняюсь от темы. И как-то так вышло, что он закончил свою работу посередине, с обвинением в отмывании денег… Как бы то ни было, он всех нас удивил на прошедшей неделе, позвонив Анке, нашему новому дизайнеру одежды. Да, нашей Анке, которая недавно родила малыша Френсиса, и он сказал ей, что его скоро выпустят из тюрьмы. Я даже не представляла, что эти двое, Эмилиус и Анка, друг друга знают! В любом случае, я очень рада, что он возвращается, потому что он очень приятный человек. И даже при том, что он имел проблемы с законом, у него золотое сердце. Пятая неделя Великого поста так же полна для нас литургических событий. В четверг читается Великий Канон, а в субботу читается акафист, во славу Божьей Матери. А сама неделя начинается в воскресенье (4-е воскресенье поста) с истории Святого Иоанна Лествичника или Иоанна Климакоса – монаха, который жил в седьмом веке от Рождества Христова на Синае, в Египте, и написал знаменитую книгу об аскетизме, «Лестница духовная». Сегодня мы поговорим с вами о Святом Иоанне Лествичнике, и еще кое о чем – ждите окончания передачи, это сюрприз! Святой Иоанн Лествичник

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Жизнь всех святых, всей Церкви связана с тайной Креста Господня. И прежде всего — жизнь мучеников. Поэтому в течение всего Великого поста, совершая восхождение к Пасхе, мы молимся прежде всего мученикам. Особенно торжественно — сорока мученикам Севастийским — в память того, что во время святой Четыредесятницы нам дается возможность каждый день умирать для греха и быть исповедниками Христовой истины. Из других святых мы выделяем тех, кто принес себя Господу, приобщившись Его Кресту. Во второе воскресенье Великого поста мы вспоминаем святителя Григория Паламу, который учил о том, как достигнуть Фаворского света. В пятое воскресение — преподобную Марию Египетскую, которая дает пример, как можно взойти покаянием от бездн греха к высотам святости. После Крестопоклонной Недели Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы. В своей знаменитой книге «Лествица» (что значит — лестница) этот святой VII века говорит нам о тридцати ступенях духовного восхождения. «Христос же, — говорит преподобный Иоанн Лествичник, — крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей лествице, ибо любовь есть Бог». Христианин должен придти в меру возраста Христова, приобщиться тому, что есть у Христа. Бог стал человеком, чтобы мы по Его благодати стали теми, Кем Он является по Своему естеству. Так совершается восхождение по лествице, и эта лествица есть Крест Христов. Вот тайна Креста, мученичества и всей святости. Христос говорит, что никто не отнимает у Него жизнь, но Он Сам отдает ее. Святость и мученичество заключаются в том, чтобы мы, постепенно и постоянно восходя по лествице добродетелей, оказались способными по дару Христа, подобно Ему, вольно принять страдания и самую смерть, которых никому не избежать в этой жизни. Чтобы мы терпением, смирением и покаянием обрели силу сказать, как Он: «Никто не отнимает у нас этой жизни, но мы сами отдаем ее». «Лествица» — классика святоотеческой литературы, духовные скрижали, в которых собраны сокровища опытного богословия о подвиге преподобничества, рассыпанные в изречениях святых от I до XXI века. Потому что в каком бы веке ни жил христианин, он познает одну и ту же Божественную и человеческую мудрость одним и тем же Духом Святым. В кратком описании жития аввы Иоанна Раифский монах Даниил говорит, что, от юности возлюбив Христа, «он принес себя как некую чистую и самопроизвольную жертву Великому Архиерею, и телом восшел на Синайскую, а душою — на небесную гору».

http://moral.ru/lestwica/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010