О Воскресении Пётр говорит так: «Он [Давид] прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» ( Деян. 2:31–32 ). Если это верно, то тело Иисуса не было уничтожено; воскресло то же самое Его тело из «плоти» (sarx). Это был «сей Иисус», Тот, Кого, «пригвоздив» ( Деян. 2:23 ), убили, Кто «умер и погребён» ( Деян. 2:29 ). Апостол Иоанн показывает преемственность между плотским телом Иисуса до воскресения и тем телом, в котором Иисус воскрес и до сих пор пребывает одесную Отца. Иоанн пишет «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» ( 1Ин. 1:1 ). Иоанн говорит, что «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего [и пребывающего до сих пор] во плоти, есть от Бога» ( 1Ин. 4:2 ). Употреблением перфектного причастия (действие в прошлом, последствия которого сохраняются в настоящем) здесь, наряду с настоящим временем ( 2Ин. 1:7 ) в параллельной фразе, подчёркивается, что Иисус до сих пор (теперь на небесах) пребывает в той же плоти, в которой пришёл в этот мир. Итак, отрицание того, что Иисус воскрес в том же самом физическом теле, в котором умер, превращает Его в обманщика, а Его последователей – в лжеучителей. Такие представления резко противоречат иудейскому и библейскому пониманию воскресения, когда то же тело, которое претерпело смерть, выходит из могилы в виде воскресшей плоти. Иов говорил: «я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» ( Иов 19:25–26 ). Даниил сказал о физическом воскресении находящихся в могиле: «и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан. 12:2 ). Иисус подтвердил, что воскрешены будут именно физические тела, и они выйдут из могилы: «наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28–29 ; курсив Н.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Христос, действительно раз навсегда совершивший оправдание наше ( Евр. 10:10, 12–14 ). Пророк Нафан также предсказал Давиду, что от него произойдет велкий Потомок, Которому Господь будет отцом и царство Которого будет вечно ( 2Цар. 7:12–14, 16 ). Пророк Михей предсказал место рождения (Мих. 5:2), пророк Даниил – время рождения ( Дан. 9 гл.), а другие пророки предвозвестили многие иные обстоятельства жизни Спасителя, которые все, даже самые частные, исполнились на одном только Иисусе Христе. Напр., Евангелие свидетельствует, что, согласно пророчествам, И. Христос происходил из рода Давидова ( Лук. 1:27, 32 , сн. Деян. 13:23 ; Рим. 1:3 ), и родился по плоти в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода (Мф. 2:1), бывшего у Иудеев первым иноплеменным царем, происходившим по отцу от иудеев, а по матери – от аравитян (Евсев. Церк. ист. кн. 1, гл. 6). Рождение И. Христа во плоти было чудесное, сверхъестественное, какое было только с Ним одним. «Се Дева во чреве примет, – говорил прор. Исайя царю Ахазу и с ним всему народу иудейскому, – и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7:14 ). Евангелист Матфей, повествуя о рождении Спасителя, говорит, что эго совершилось в исполнение приведенного пророчества Исайи (Мф. 1:18–25), а еванг. Лука поясняет, что самое зачатие Христа Спасителя было сверхъестественное: по наитию Св. Духа ( Лук. 1:34–35 ). Воплотившись, Иисус Христос принял хотя действительное, настоящее человеческое тело, подобное во всем нашему ( Кол. 2:9 ), но без греха ( Ин. 8:46 ; 1Ин. 3:5 ; 2Кор. 5:21 ). Будучи безгрешным, Он «взял на себя наши немощи и понес наши болезни... изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно» ( Ис. 53:4–5, 7 ) и «есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин. 2:2 ). Поэтому Он был и есть наш Спаситель, наш Искупитель. После воплощения Сына Божия в лице Иисуса Христа другого подобного воплощения не было, нет теперь и впредь быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Объясн. Рассматривая это место святитель Златоуст вопрошает: «что сие значит? и отвечает сам: – что один грех мог повлечь смерть и осуждение; а благодать изгладила не только сей единый грех, но и другие грехи, за ним последовавшие». Христос заплатил гораздо больше, нежели мы были должны. Его уплата, в сравнении с долгом, то же, что безмерное море в сравнении с малой каплей, но, чтобы воспользоваться этим искуплением Христовым, необходимо веровать и креститься во имя Христово: Деян.16:30–33 ; соблюдать Его заповеди: Ин.14:21 ; и быть ветвью на лозе Христовой: Ин.15:5 , т.е. в Церкви Его: Еф.2:20–21:5:23 . Рим.5:18–19 . «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдой одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». Объяснение. Эти стихи составляют вывод из сделанного апостолом сравнения между Адамом и Иисусом Христом, которое можно выразить так: Адам преступник; Христос праведник. Там осуждение, здесь оправдание. Там смерть, здесь жизнь. Там – непослушание Адама, здесь послушание Христа. Чрез Адама грешны многие, чрез Христа праведны многие, представившие тело в жертву живую... отвращающиеся зла: Рим.12:1–9:11 , и подвигом добрым подвизающиеся: Еф.2:10 ; Мф.25:34–35 . 2Кор.5:21 .«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвой за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом». Объяснение. Бог устроил так, что Христос пред судом и мнением человеческим явился грешником, заслуживающим казни: Лк.22:22–23 , а на самом деле Он был искупительной жертвой за грехи человечества: 1Пет.2:24 ; 1Ин.3:5 . Этой искупительной жертвой воспользуются те, кто служит Господу: Ин.12:18 , и слушает Его посланников: Лк.10:16 . Еф.1:7:11 . «В Котором мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его... в Нём мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей». Объяснение. Приступающий к Господу в таинстве Крещения: Ин.3:5 , и Причащения: Ин.6:53–54 , или Покаяния: Деян.2:38 , и исполняющий все условия, как следует, становится искуплённым: 1Пет.2:23–24 ; но вводящие пагубные ереси тем сами отвергаются искупившего их Господа: 2Пет.2:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ариане говорят, что написано: Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня ( Ин.12:44 ). Но вы взгляните на продолжение и увидите, как Сын Божий считает необходимым, чтобы Его видели! Следуют же такие слова: И видящий Меня видит Пославшего Меня ( Ин.12:45 ), то есть в Сыне мы видим Отца. Он объяснил то, что Он прежде обещал: верующий в Сына исповедует Отца, тот же, кто не знает Сына, не знает и Отца: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца, а исповедующий Сына имеет и Отца, и Сына ( 1Ин.2:23 ). 121. Quid est ergo non credit in me? «Non in id», inquit, «quod corporaliter cernitis, non in hominem tantummodo, quem uidetis». Non enim in hominem tantummodo credendum adseruit, sed ut credas quia Iesus Christus ipse est et dei filius et homo. Propter quod et utrumque ait: A me ipso non ueni, et alibi: Ego sum principium, quod loquor uobis. Quasi homo a se non uenit, quasi dei filius non ex homine principium habet, sed «sum, inquit, ipse principium quod loquor uobis, neque humana, sed diuina sunt, quae locutus sum». Что же значит: не в Меня верует ( Ин.12:44 )? Это означает веру не в телесное и зримое, не только в человека, которого вы видите. Он побуждает тебя верить не только в человека, но верить, что Сам Иисус Христос и Сын Божий, и Человек. Вот почему в одном случае Он говорит: Я пришёл не Сам от Себя ( Ин.7:28 ), – а в другом: Я от начала Сущий, как и говорю вам ( Ин.8:25 ). Как Человек Он пришёл не от Себя, как Сын Божий Он имеет начало не от человека: Я от начала Сущий, как и говорю вам, и возвещаю вам не человеческое, но божественное 633 . 122. Neque enim fas est credere quod negauerit in se esse credendum, cum ipse dixerit: Vt omnis qui credit in me, in tenebris non maneat, et alibi: Haec est enim uoluntas patris mei, qui me misit, ut omnis, qui uidetfilium et credit in eum, habeat uitam aetemam, et alibi: Credite in deum, et in me credite. Невозможно согласиться, что Его слова отрицают веру в Него, когда Он Сам сказал: Чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме ( Ин.12:46 ), – и в другом месте: Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную ( Ин.6:40 ); и в другом месте: Веруйте в Бога, и в Меня веруйте ( Ин.14:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Если мы верим свидетельству двух или трех людей, то тем более должны верить свидетельству Божию на небе и на земле, так как это свидетельство Божие больше, выше, достовернее, важнее. «Сказав это, подтверждает слова свои доказательством от меньшего. Если мы принимаем свидетельство человеческое о чем-либо, не тем ли справедливее должны принять свидетельство большее, от Бога? Ибо это свидетельство о Сыне Божием, то есть Христе, не от Самого ли Бога?» (Феофилакт). И апостол повторением еще более усиливает это, повторительно указывая и разъясняя, что оно потому больше, что оно есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем, свидетельство Самого Бога и свидетельство о Сыне Божием, а Бог есть истина, и Сын Божий есть истина, и Дух Святой есть истина, и Они свидетельствуют одно и об одном. 10–13. Кроме свидетельства вышеуказанных высочайших свидетелей о Богочеловеке Иисусе Христе, Сыне Божием, Искупителе мира, дарующем победу над миром и верующим в Него, верующий верою живою и истинною ( Ин. 3:15 и далее; Ин. 18:34, 6:29, 9:35 ) в Сына Божия, а следовательно и в свидетельствующего о Нем Бога Отца, имеет внутреннее удостоверительное свидетельство в себе самом, в своем собственном духе, запечатленном помазанием ( 1Ин. 2:20, 27 ), или печатаю Святого Духа ( 2Кор. 1:21–22 ; Еф. 1:13 ), по которому он знает и уверен, что он во Христе, примирен с Богом, и потому имеет упование жизни вечной (ср. Феофилакт). Об этом внутреннем свидетельстве о Христе в духе самого верующего говорил Сам Господь ( Ин. 7:16, 7 и парал.).– Напротив, кто не верует Богу, а следовательно и свидетельству Его о Сыне Своем, и не принимает сего свидетельства, тот представляет Его лживым и Себе неверным ( 1Ин. 1:10 и прим.), и это неверие Богу неверующего тем виновнее и гибельнее для него, что он не верит в высочайшее свидетельство Бога о Сыне Божием (ст. 9). «Неверующий виновен в двух отношениях: в неверии, представляя Бога лжецом, и в том, что лишает себя сыноположения, а чрез это – вечной жизни» (Феофилакт). Сие внутреннее свидетельство есть чувство или сознание верующим присутствия в себе его жизни вечной в общении с Богом Отцом и Сыном Его Иисусом Христом, так как имеющий Сына, вместе со Отцом в нем пребывающего, имеет и жизнь вечную, а не имеющий не имеет (разъяснение этих понятий см. в прим. к 1Ин. 1:1, 2, 2:25, 3:9 ; Ин. 1:4, 3:15, 14:6 и парал. и прим.).– Это внутреннее свидетельство об Иисусе Христе, Сыне Божием, верующего не имеет убедительной силы для неверующего (ст. 10, 12); но это написал я верующим во имя Сына Божия (ср. 1Ин. 3:23 и прим.) для того, чтобы знали сие и утвердились в (познании) сознании вечной жизни. «Здесь выводится как бы заключение. Я, говорит, написал это вам, как наследникам жизни вечной. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг пред свиниями непохвально ( Мф. 7:6 )» (Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

д). Искание правды Божией предполагает веру человека в себя и в других, т.е. в способность человека достигать нравственно-религиозного идеала, что должно выражаться в милости, как положительном и дальнейшем развитии кротости, т.е. не только в долготерпении и снисходительности к немощам других, но и в миловании и прощении их, полном как бы забвении и незнании этих немощей перед живым сознанием того высокого идеала, чей отобраз и стремление к которому имеет каждая богоподобная душа человеческая: Мф. 9:11–13, 23:23, 7:1–3 и др. е). Чистота сердца, как высшее выражение и следствие искания Правды Божией, т.е. очищение человеческого духа от всего низменно-плотяного и чувственно-эгоистичного при его живом сознании своего идеала и действенном к нему стремлении; а так как идеал этот есть Сам Бог , – то созерцание Бога и самопреображение по Богу и по Христу: Мф. 5:43–48, 6:21, 11:25 ; ср. Ин. 17:25 и 1Ин. 2:1 и сл. и др. ж). Наконец, миротворение, как следствие живого сознания себя сынами Отца Небесного и дальнейшее и высшее проявление милости в отношении к другим: Мф. 10:13 ; ср. Ин. 14:27 ; ср. Кол. 1:20 и др. Таковы законы Правды Божией в ее развитии и выражении в человеке. В отношении к себе – это самоуничижение, страдание, правдолюбие и зрение Бога как Отца чистым сердцем. В отношении к другим – кротость, правдолюбие, милость и миротворение сынов Отца Небесного. Но так как мир весь во зле лежит ( 1Ин. 5:19 ; ср. Мф. 13:19, 24–30, 37–43 ), то при своем осуществлении в мире Правда Божия необходимо сталкивается с лжеправдой дьявольской; поборники правды должны терпеть преследования от врагов правды, как терпели их дохристианские и ветхозаветные поборники правды, как должна была пострадать и Сама воплотившаяся Правда Божия – Спаситель Господь: Мф. 16:21, 17:12 ; ср. Ин. 6:53–54, 12:32 и др. И так как это зло в качестве необходимо наследуемого каждым человеком первородного греха присуще и всем сынам Царства Божия на земле и все они должны страдать и терпеть эту необходимость зла в себе, то и всецелое достижение ими идеала Правды в возможной для них мере совершается на небе, после смерти, как неизбежного следствия зла в человеке, которую должен был претерпеть и Безгрешный Искупитель, хотя и как следствие не Своего, а человеческого зла, чтобы потом воскреснуть и вознестись на небо с прославленным Телом Своим. По образу воскресшего и вознесшегося Спасителя и спасенные Им должны душевность своего тела преобразить в духовность и из тления облечься в нетление, когда истребится последний враг – смерть – и Бог будет все во всем (ср. 1Кор. 15:1–55 ; ср. 2Кор. 3:18 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Ввиду такого единства Христа, как Сына Божия, с Отцем Небесным, грех распинателей есть грех и против Отца. А потому, никто, кроме Сына, не может ходатайствовать пред Отцем о прощении греха распинателей. Только Христос, как «пострадавший» и как безгрешный имеет право умолять Отца Небеснаго о прощении Своих врагов. Только оскорбленный имеет право прощать своих оскорбителей. Только безгрешный может ходатайствовать о помиловании виновных. А грешный сам нуждается в помиловании. И этот закон вечной правды Христос осуществляет в Своей молитве со креста: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят!» Пример Христа и Его молитва со креста есть вечный и непреложный закон и для всех нас не только прощать своих врагов, но и молиться за врагов во имя Христа ( Ин. 16:23–27, 15:7 ). «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» ( Мк. 11:25 ). Ясно, что сила и действие молитвы обусловливается прощением. Там, где нет прощения, – не приемлется и молитва . И если бы Христос не простил Своих распинателей, то Он не мог бы и ходатайствовать о прощении греха их. А грех распинателей есть грех всего мира, грех, в котором сливаются грехи всего человечества. А потому, молитва Его со креста есть молитва Искупителя и Спасителя всего мира. Прощение врагов, сопровождаемое молитвою за врагов, есть проявление всеобъемлющей любви Божией. Спасение мира, совершенное крестною смертию Христа, вытекает из вечной любви Божией к падшему человечеству. «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Отсюда основа христианской жизни есть любовь и само христианство есть воплощение, реализация, осуществление вечной Божественной любви Божией, проявленной в крестной смерти Христа. Там, где всепрощающая любовь, там и Христос; а где нет любви, нет и Христа, а без Христа нет и христианства. Только воплощающие в себе любовь Христову могут так говорить о себе: Любовь Христа объемлет нас всех ( 2Кор. 5:14 ). А не имеющие в своем сердце любви к ближнему лишаются и любви Христовой, любви Божией. Смерть Христа показала нам, что «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8 ). Но этой смерти мы не понимали бы, если бы не было молитвы со креста: «Отче, отпусти им; не ведят бо, что творят!» Такую молитву может возносить к Отцу Небесному только чистая, святая и безграничная любовь Божия. И эта-то молитва со креста говорит нам, что царство Христа есть царство любви ( Ин. 15:13, 13:35 ; 1Ин. 3:1,16, 4:12,16 ). А следовательно, членом этого царства может быть только тот, кто, по примеру Христа, возносит эту молитву за своих врагов: «Отче, отпусти им; не ведят бо, что творят».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

е. в крепком единении с Ними, 1Ин. 2:24 ). Этому же, т. е. исповеданию Иисуса Христа Сыном Божиим – в надежде жизни вечной ( 1Ин. 2:25 ), научило и учит вас и внутреннее помазание от Святого; а посему – «то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2:27 ). Как бы выясняя, зачем он так настойчиво говорит о непоколебимом исповедании Иисуса Христа, Св. Ап. Иоанн прибавляет: «чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествии Его» ( 1Ин. 2:28 ). Глава третья а) Вступительное предложение о нашем сыновстве пред Богом. Сказав выше ( 1Ин. 2:29 ), что всякий, делающий правду (т. е. истинный христианин), «рожден от Бога» (по благодати), Св. Ап. Иоанн далее, в третьей главе, приглашает сначала просто вспомнить и вдуматься «какую любовь дал нам Отец (небесный), чтобы нам называться и быть детьми Божиими ( 1Ин. 3:1 )», т. е. вспомнить об искупительной крои Иисуса Христа (выше 1Ин. 1:7 ). Затем объясняет: б) Почему мир не хочет признать в христианах детей Божиих, а напротив, даже ненавидит и преследует их? Ответ такой: «мир потому не знает нас, что не познал Его (Бога – 1Ин. 3:1 )», т. е. потому, что сам безбожен, во Христа не верует, и своем неверии нечестив и развратен. Это причина первая. Они, т. е. принадлежащие миру, не знают и вас, чада Христовы, потому, – говорит Блаж. Феофилакт, – что не познали Того, Кто усыновил вас. «Возлюбленные! теперь мы дети Божии; но еще не открыто, что будем» ( 1Ин. 3:2 ). Здесь вторая причина, почему мир не признает чад Божиих, – это их теперешнее смиренное и уничиженное состояние на земле. «Знаем только, что когда откроется (т. е. при втором пришествии Христовом), будем подобны Ему ( Ин. 17:21, 12:26 )» по качеству славы (Феофилакт), «потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин. 3:2 ), т. е. увидим даже телесными своими очами (а не в смысле уразумения существа Божия). в) Отличительные признаки чад Божиих: 1. По отношению к Отцу своему Богу – делание правды и неделание грехов ( 1Ин. 3:3–10 ). «И всякий, имеющий сию надежду на Него (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010