Св. Амвросий Медиоланский, относя ко Христу слова ( Притч.8:22 ), по слич. с ними ( Ин.8:25 ), пишет: «Христос, называя Себя началом (principium), и то засвидетельствовал, что Он есть вечный Бог, открыл и то, что Он есть источник всякой добродетели, как Глава Церкви, по реченному: И Той есть глава телу, иже есть начаток, перворожден из мертвых ( Кол.1:18 )... Итак, начало нашего доброделания – Христос... ибо от Него проистекает всякая сила к добру, и потому, дабы мы обогащались добродетелями, дадеси нам Сын, егоже начальство бысть на раме Его ( Ис.9:6 )» 275 . Подобные изъяснения и соображения встречаются в писаниях св. Кирилла Александрийского : в книге о правой вере 276 , против Нестория 277 , в разговоре о воплощении Единородного 278 ; в писаниях св. Иоанна Златоуста 279 и друг. Указания на чистейшую святость Иисуса Христа: ( Лк.1:35 ; Мк.1:24; Дан.9:24 ; Ин.17:19 ; Мф.2:23 ; 1Ин.3:5 ; Кол.2:9 ; Рим.8:29 ; Евр.7:20 ; Ин.3:34, 8:28–29 ; 2Кор.5:21 ; 1Пет.2:22 ; Тит.2:11–14 ). О всеведении Св. Григорий Назианзин, указав на свидетельство Евангелиста о преуспеянии Иисуса Христа в премудрости, изъясняет оное без противоречия понятию о том участии Иисуса Христа в Божеском всеведении, которое даровано Его человечеству в самом воплощении Его. Так он говорит: «Христос, по сказанному, преспеваше как возрастом, так премудростию и благодатию ( Лк.2:52 ), не в том смысле, что получил в этом приращение (что могло стать совершеннее в Том, Кто совершен от начала?), но в том разуме, что сие открывалось и обнаруживалось в Нём постепенно» 280 Равным образом в изъяснении слов Христовых о неведении дня и часа суда (Мк.13:32) св. Григорий выражает мысль, что и по человечеству не иначе можно приписать Иисусу Христу незнание чего либо, как в отдельности человечества Его от Божества, различительно представляемой, тогда как человечество во Христе нераздельно, ипостасно соединено с Божеством, со времени вочеловечения Слова. Вот собственные слова его: «Для всякого явно, что Сын знает, как Бог, приписывает же Себе незнание, как человек, поколику только видимое может быть отделено от умопредставляемого» 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но вся беда в том, что γαπαω отмечает чувство, получившее действительное обнаружение (ср. Ин.13:34 . 1Ин.4:10 . Ефес.2:4, 5:2,25 ) 21 , каким в 8 гл. может быть только умовение ног. Не говоря уже о смысле Ефраимского удаления, трудно разуметь его и потому, что весь этот рассказ отделяется через δ, которое для проф. Некрасова было бы гораздо уместнее в ст.2. Нельзя и аористу придавать plusquamperfecmum’hoe значение, какое он приобретает лишь в относительных предложениях, а затем – начавшееся (хотя бы и при Ефраиме) настроение продолжалось и теперь, когда оно нашло более яркое и, очевидно, единичное выражение (εζ τλοζ). Посему «Фактическая» связь γπηεν с α δεπου не отрицаема. Я был бы более склонен принять, что «праздником пасхи» Иоанн называет все время с 14го нисана, ибо догадка Апостолов в 8:29 могла указывать только на следующий день, в который евреи вкушали пасхального агнца. Это отвечает вполне и смыслу 18:28. Равно и παρασευ το πσχα (19:14) объясняется отсюда в качестве пасхального кануна 22 , почему и нужно было спешить с судопроизводством. Верно, что она была и недельною пятницей 23 , но тогда она и квалифицируется у Иоанна (19:42) эпитетом «иудейской» 24 . Говорят, также, что ни на субботу, ни пред праздниками суд не мог происходить, и – следовательно – пятница в год крестных страданий и по синоптикам была буднем. Основание для этого в том, что опасались не кончить сразу производством, и его пришлось бы отнести на время недозволенное. Предположение к нашему случаю абсолютно неприложимое, ибо на этот раз не могло быть сомнения касательно столь вожделенного исхода. К тому же запрещение Мишны, по словам Маймонида, значит только, что в субботу нельзя записывать приговора, а в Schabbath (7:2) суд даже и не поименован в числе 39 субботних запретов и, по Гемаре, лишь переносился в другое место. Иногда даже прямо заповедывалось отлагать казнь преступника до праздника для вящшаго назидания народа 29 . Хвольсон и Вюнше 30 возражают, что здесь речь о чисто специальном случае, когда какой-нибудь учёный выступит против общепринятого религиозного определения синедриона; но почему же это правило не могло быть применено ко Христу? Разве ретивый служитель не видел в Нём оскорбителя сана первосвященнического ( Ин.18:22 ) и разве сами иудеи не обвиняли Его в жестоком нарушении закона ( Ин.19:7 )? Да и раввинское обоснование для этого исключения из Втор.17:12,13 (о дерзости по отношению к священнику) свидетельствует, как легко было еврейской изворотливости найти «точку опоры» (асмахту) и подвести под него и Искупителя самым «легальным способом» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

По учению Откровения, в обратившихся к христианству обитает Дух Божий и им вспомоществует. «Не весте ли, яко храм Божий есте», говорит Апостол, «и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор. 3:16 ). «Елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии» ( Рим. 8:14 ). «И Дух способствует нам в немощех наших» ( Рим. 8:26 ). Добродетели возрожденных людей в Писании называются плодами Духа: «плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22 ). При немощи человека в спасении Божественная помощь нужна ему до конца, учение об этом и молитву о даровании спасительной помощи мы видим в словах Христа, обращенных к Богу Отцу: «Отче Святый, соблюди их во Имя Твое» ( Ин. 17:1 ), «святи их во истину Твою» ( Ин. 17:17 ). Он молился о Петре: «да не оскудеет вера твоя» ( Лк. 22:32 ) и всех нас научил молиться: «Отче наш… не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» ( Мф. 6:13 ). Св. Апостолы свидетельствовали, что и возрожденные в христианстве могут падать и согрешать без Благодати Божией: «аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем и истины несть в нас» ( 1Ин. 1:8 ). Поэтому они выражали благожелание, чтобы Сам Бог сохранил и утвердил верующих в вере и добродетели до конца: «Сам же Бог мира да освятит нас всесовершенных (во всем): и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится» ( 1Сол. 5:23 ). В послании к Ефесянам ап. Павел выражает молитву: «да даст вам (Бог), по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце» ( Еф. 3:16 ). Эти молитвенные благожелания Апостола означают, что сами христиане не могут оставаться в постоянном благочестии без содействия Божия. В ряде случаев Апостолы и прямо учили об этом. Апостол Иуда в последних стихах своего Послания славословит Бога следующим выражением: «могущему сохранити вы без греха, и без скверны, и поставити пред славою Своею непорочных в радости, единому премудрому Богу и Спасу нашему, Иисусом Христом, Господем нашем, слава и величие, держава и власть прежде всего века, и ныне, и во вся веки» (24–25). В послании к Филиппийцам ап. Павел выражает учение о постоянной до конца помощи Божией в словах: «(Бог) начный дело благо в вас, совершите, даже до дне Иисус Христово» ( Фил. 1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

1Кор. 12:12, 15:25 дал. Еф. 1:20, 4:3,13–16, 5:23 ; Кол. 1:15, 2:19 , дал. Флп. 2:5 дал. др. мн.). Так мир, как царство Божие и небесное вообще, является частным и преимущественным исторически, хотя и одновременным и нераздельным по существу, откровением славы и царством Единосущной и Нераздельной Троицы – Отца-Сына-Духа, – Любви-Веры-Надежды ( 1Кор. 13:13 ). Отсюда может быть уяснено отношение христианства к «царствам мирским», к «светской, или мирской власти». Царство Христово не от мира сего ( Ин. 18:16 ), что весь во зле лежит, но от Бога, свыше, с неба приходит, – оно есть царство духовной свободы, добра, святости, жизни и блаженства. Но таковым царство Христово созерцается верующими христианами только в своем отдаленном конечном назначении, в идеале. В данной же действительности, в истории спасения мира, каждый член царства Христова носит в себе силу «мирского греха», а вместе и необходимо – страдания и смерть. Богоподобно-христианскою стороною своего существа он служит Богу и добру, обвивается Верою-Надеждою-Любовью, – есть член тела – церкви Христовой, – свят, бессмертен, блажен. Но с другой стороны он, как и все люди, в то же время находится во власти греха, в подданстве миродержцу тьмы века сего, грешит, страждет, умирает ( Рим. 7:14 дал. Гал. 2:17 дал. 1Ин. 1:8, 3:8–10 , др.). И так это не только в царстве Христовом, но и во всех людях, даже во всем космосе, во всех его существах – разумных и неразумных ( Рим. 8:20 дал. Ин. 1:29 ). Такие же применения идеала, – временно-исторические и идеалом не требующиеся, даже принижающие его, как нечто, по отношению к идеалу, «излишнее – τ περισσν», – идеальной нравственности брачной греховною похотью мужчины в отношении к женщине ( Мф. 5:28 ), по необходимости деторождения и продолжения человеческого рода для осуществления цели спасения мира в многовековом историческом процессе достижения человечеством в Церкви Христовой совершенного возраста, вследствие «мирового греха – μαρτα το κσμον» ( Ин. 1:29 ) или «из-за зла – κ το πονηρο» ( Мф. 5:37 ), – мы видим и в христианстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Собственное действие Третьего Лица Пресвятой Троицы состоит в том, чтобы быть не предметом, но силой и свидетельством. И даже если Его Имя и Его лик остаются скрытыми, и если Дух Святой направляет нас к Личности, Имени и лику Иисуса Христа и через Него к Отцу, тем не менее, евангельское Откровение включает и обратное свидетельство, когда Господь Иисус Христос говорит нам о Другом Утешителе, Которого Он нам открывает, нам обещает, нам дарует ( Ин.14:16; 14:26; 15:26; 16:7 ; Деян.2 ). Следовательно, возможно говорить о Духе, свидетельствовать о Его присутствии, о Его освящающем действии в Церкви святых. Церковное богослужение хорошо выявляет содействие Воплощенного Слова и Духа Божия. Дух Святой проникает и животворит литургический язык, делает возможным и истинным богословское познание, основывает духовный опыт. Христианское богослужение является поклонением, в духе и истине ( Ин.4:23–24 ), разумным служением ( Рим.12:1 ), одновременно – силою Святого Духа, Который действует в Церкви. Цель этого богослужения – сделать нас духоносными, то есть прозрачными и послушными Духу Божью, измененными Им и в Нем в нового человека, вплоть до достижения меры полного возраста Христова ( Еф.4:13 ), униженного и прославленного ( Флп.2:6–11 ). Поскольку христианское богослужение вводит нас в молитву, в земное и небесное ходатайство Первосвященника Иисуса, то надо добавить, что Дух Святой является предметом и единственным содержанием этого призывания, этой «эпиклезы» Христа. Все христианское богослужение есть, таким образом, непрестанная эпиклеза, вершина которой – постоянная Пятидесятница, то есть непрерывное присутствие Духа в Церкви, которая есть Его Храм. 5. Отец Что мы можем сказать об Отце, и каким образом Его тайна определяет Церковь и ее молитву? Отец Небесный – это Тот, к Кому по преимуществу обращены христианская молитва и Евхаристия. Он – Тот, перед Которым ходатайствуют одновременно Первосвященник Иисус ( Ин.14:16 ; Еф.7:25 ; 1Ин.2:1 ) и Дух Святой ( Рим.8:26 ; Гал.4:6 ). Он Тот, к Кому возносится молитва Всецелого Христа, Главы и Тела. И, с другой стороны, от Него, Отца Светов, нисходит всякий дар совершенный ( Иак.1:17 ), всякое освящение, всякое благословение и дар новой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Затем, соединив с Собой человечество и освятив его этим соединением (воплощение), Он сделал, потому, само человечество достойным благодати Св. Духа, не приближающегося ни к чему нечистому. Наконец, Христос оправдал Свое соединение с человечеством Своей жизнью. В Нем человечество победило свободной любовью грех, и показало себя достойным своего избрания, любви Божьей, благодати Св. Духа, всеосвящающей и всеоживляющей. Вот почему И. Христос не считал Своего дела законченным без Пятидесятницы и говорил, что Его дело довершит Св. Дух, Которого Он пошлет вместо Себя, и что это посольство необходимо ( Ин. 16:7 ). Пребывание Св. Духа в верующих во Христа необходимо, по объяснению Самого Спасителя, для того, чтобы связь Его с людьми не прекращалась и по Его вознесении на небо: через Духа Святого Христос обещал пребывать в среде уверовавших в Него ( Ин. 14:16; 16:7; 14:25 ср. 26; Мф. 27:20 , ср. Лк. 24:49 ). Дух Святой теперь должен заменять Его видимое присутствие и не давать людям чувствовать себя без Христа сиротами. Он должен быть „Утешителем» их. 477 Дух Святой, затем, будет причиной духовного просветления людей: лишь с принятием Духа Святого люди вполне поймут учение Христа и уверятся в его истинности; ибо люди из внутреннего опыта своего духовного обновления благодатью извлекут основание непоколебимой веры во Христа. Дух Святой, таким образом, будет свидетельствовать о Христе и прославит Его на земле ( Ин. 25:26 ср. Деян. 1:8; 14:26; 16:8–14 ). Так и было. Мы видим это на апостолах. Сразу после Пятидесятницы, переродившихся из тех непонятливых и наивных людей, какими мы их знали, в мужей духа и силы, в твердых исповедников Христова учения. Они сами – главный источник своей веры, указывают во внутреннем сознании своего благодатного обновления. 478 Для них спасение Христово не есть почти предмет веры, но уже факт внутреннего религиозно – нравственного опыта ( 1Ин. 5:10–12 ; Рим. 8:16 ; Евр. 10:15–17 и др.). Внутреннее ощущение, данной им благодати, было для них началом искупления, которое должно завершиться только при конце мира, залогом полного освобождения ( Рим. 8:23 ; 2Кор. 5:5 ; Еф. 1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Конечно, судьбы Твои – бездна великая, т. е. определения божественной воли в управлении миром, составляющие выражения бесконечной благости и правды, уподобляются «необозримости» и недосягаемой глубине океана: как его широта необозрима и «глубина недостижима человеческому взору, так неисследимо разумение судов Твоих» (бл. Феодорит, св. Афанасий). «Я не знаю» поэтому «для чего Ты долго терпишь, имея столько истины и правды» (бл. Феодорит и св. Афанасий), почему попускаешь невинному терпеть гонения и господствовать в мире нечестию; но уверен, что все Ты творишь с благою целью спасения людей: потому что во всех судьбах Твоих, даже при грозных явлениях карающего правосудия, как во время всемерного потопа, всегда видимо попечение Твоего благого Промысла о хранении не только людей, но и животныхъ: человеков и скотов хранишь (букв. с евр. спасаешь) Ты, Господи! – Упование не посрамило псалмопевца: явлением милости, истины и правды Божественной Он был избавлен от гонителя и возвеличен на царском престоле (ср. и 17); но еще величественнее открылось соединенное действие милости, истины и правды Божией в спасении избранного народа и всего человечества от власти греха искуплением в Христе Иисусе ( Рим.3:22–24 и дал.). Благодать и истина Иисус Христом бысть ( Ин.1:17 ); в Своих искупительных страданиях Он явил и величайшую милость и любовь Божественную ( Ин.3:16 ; 1Ин.4:9–10 ; Римл. 5:8 ), и подтвердил непреложную истину обетований Божиих о спасении людей ( Деян.13:23, 32 ; Рим.15:8 ), и принес удовлетворение правосудию Божию за грехи человеческие ( Рим.3:25 ), так что, по выражению Филарета, митр. моск., «у креста Христова милость и истина сретостеся, и у гроба Его правда и мир облобызастася» ( Пс.84:11 ; – сочин. Фил., м. м., т. 1. – изд. 1873 г. стр. 124). Представляя себе это чудное сочетание противоположных свойств Божиих в совершении домостроительства спасения, ап. Павел восклицает в изумлении: о бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и не исследованы пути Его ( Рим.11:33 )! При этом апостол, по замечанию св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

15–17. Не довольно исполнять один закон по страху наказания ( Евр.2:2 ), или по любви; надобно подражать Христу скорбями и терпением (терпением скорбей ( Мф.19:20, 21 ). 18. Всякое временное страдание, как бы оно велико ни было, облегчается и делается нечувствительным – когда мы живо представляем то блаженство, которое уготовано Богом, любящим Его ( 2Кор.4:17, 18 – 1Кор.2:9 ). Постоянное обновление жизни в природе в известные времена года служит указанием на будущее всех воскресение; и изменение всего тленного в нетленное ( 2Пет.3:13 ). 20–21. Все создано для человека, и все изменилось от него, и опять переменится для него ( Откр.21:5 – 22:1–5 ) в Господе Иисусе Христе ( Рим.5:12, 21 ). 21–22. Природа находясь в беспрестанной изменяемости или в борении жизни со смертью, как бы совоздыхает с нами, ожидая будущего обновления или воскресения ( Рим.8:21 сл. с 1Кор.15:41–42 ) сынов Адамовых. 23–24. В ком есть начаток Духа Христова (Духа Божия), тот, имея надежду на будущее усыновление ( Мф.25:34 ), и сам желает скорее разрешиться от уз греховного тела, чтобы быть со Христом в другом мире ( Флп.1:23 ; 1Кор.15:19 ). Среди разных скорбей мы не знаем, о чем и как нам должно молиться, но Дух Святый, подкрепляя нас в скорбях, Сам производит в нас молитву с неизреченными воздыханиями ( Лк.22:43–44 сл.). 28–29. Страдания, уподобляющие нас Иисусу Христу ( Рим.6:5 ), предназначены только любящим Бога ( Евр.12:6 ); а кого Бог любит, тому все содействует ко благу. Благая благим создана быша изначала, такожде и грешным злая. Сир.39:31 . 33–34. Одни только избранные Божии, разделяющие со Христом бремя страданий, или носящие Крест Его ( Мф.11:28, 29 ), удостаиваются ходатайства Его пред Отцем Небесным ( Ин.17:9 ). 35–39. По действию Духа Святаго ( Рим.8:26 ) в страдальцах Христовых любовь к Богу так крепка, что против неё не сильны никакое гонение или бедствие, никакой страх, никакое обольщение и никакие угрозы. Два рода любви к Богу: есть любовь, которая питается в сей жизни надеждой на будущее блаженство ( 1Пет.4:13 ), и есть любовь, которая в стремлении своем к Богу забывает блаженство не смотря ни на какие для Бога страдания; последняя любовь совершенно бескорыстная, чистая, небесная, излиянная в сердца наши Духом Святым ( 1Ин.4:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Кроме того, имя имело и тесную взаимозависимость с качествами самой личности (иначе говоря: «по имени и житие»): «Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал – имя его, и безумие его с ним» ( 1Цар.25:25 ). Навал – значит безумный. Таким образом, глубокий духовный смысл имени, нареченного человеку, предполагал таинственную «обратную связь» с его носителем. Особое значение в Ветхом Завете имеют имена Бога. Имен у Бога много, и каждое из них открывает для нас какое-либо из Его бесчисленных свойств. Сам Господь говорит Моисею: «Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им» ( Исх.6:2 ). Вот и в Новом Завете открываются новые имена Божии: Отец Небесный, Любовь ( 1Ин.4:16 ). «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира» ( Ин.17:6 ). При этом Господь Иисус Христос ясно дает понять, что речь идет теперь о новом виде дела спасения, когда призывает учеников обращаться к Богу как Отцу: «Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» ( Лк.11:2 ). Сам Господь был наречен через Ангела именем Иисус – Спаситель: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:20-23 ). Ранее Ангел явился Захарии, отцу Иоанна Крестителя, предсказывая ему о рождении сына и поручая дать ему имя Иоанн, что значит «благодать Божия»: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом» ( Лк.1:13-15 ).

http://azbyka.ru/kakoe-imya-vybrat-novor...

Параллелизм в мыслях есть снесение мест священного Писания, сходных между собою по содержанию или предмету речи. Это сходство частию указано ясно в самом Писании, частию же замечено толкователями Писания при внимательном чтении оного. В первом случае параллелизм называется первостепенным, а в последнем – второстепенным 92 . Таким образом все места нового завета, в которых находится ясное указание на ветхозаветные пророчества и прообразования, первостепенно параллельны с местами ветхого завета, содержащими сии пророчества и прообразования. Напр. слова Пророка: Сей грехи нашя носит, и о нас болезнует, и мы вменихом его быти в труде, и в язве от Бога, и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи нашя, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на нем: язвою его мы исцелехом. Вси яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблуди, и Господь предаде его грех ради наших ( Ис.53:4–6 ), Апостол Петр прямо относит к Иисусу Христу, когда говорит: Иже грехи нашя сам вознесе на теле своем на древо, да от грех избывше, правдою пожжем: егоже язвою исцелесте. Бесте бо яко овцы заблуждшые, не имуще пастыря: но возвратистеся ныне к пастырю и посетителю душ ваших ( 1Пет.2:24–25 ). Подобный пример: Евр.2:6–9 . сн. Пс.8:5–7 . Тоже должно сказать и о местах, приводимых новозаветными писателями из закона и Пророков для подтверждения излагаемого ими учения; таковы: правда Божия в нем, то есть, в благовествовании Христовом, является от веры в веру, якоже есть писано: праведный же от веры жив будет ( Рим.1:17 . сн. Авв.2:4 ); или: 1Кор.10:25 . сн. Пс.23:1 . – Примеры второстепенного параллелизма можно видеть в следующих местах Писания: Той твою сотрет главу ( Быт.3:15 . сн.) Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя ( 1Ин.3:8 ); также: Быт.28:12 . сн. Ин.1:51 . § 59. Употребление параллелизма Употребление параллелизма необходимо: 1) при изъяснении слов и выражений неудобопонятных, которые нередко в параллельных местах заменяются яснейшими подобнозначущими, и, если они переносные, собственными словами и выражениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010