Христос говорил о фарисеях: «Вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» ( Мф.23:28 ). Христос учил, что и взгляд человека с вожделением на лице другого пола уже греховен, потому как в сердце уже совершается прелюбодейство. Так что вследствие лишь одного нескромного взгляда человек может стать безнравственной личностью. По созданию человек является носителем образа Божия, носителем святого эталона данного ему с тем, чтобы человек по нему устроял и жизнь свою. Так как Божественные элементы святости, духовности, любви, добра, истины уже содержатся в человеке (будучи, напечатленными в образе Божием), то, по предназначению Творца, он и должен в своей личной жизни стремиться к достижению Богоподобия посредством выявления, развития и осуществления этих святых элементов 37 . Нравственность человека должна свидетельствоваться внутренней согласованностью чувственности его сердца с любовью, напечатленной в образе Всесвятого Бога, в нем имеющегося 38 . Иначе говоря, человек является нравственной личностью тогда, когда он пребывает в любви, когда в нем имеются святые, любящие, добрые, светлые и т.п. «чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ). Словом, человеку надлежит иметь нрав Божий, а для этого он должен в жизни поступать так, как поступал Сам Христос, – жить по примеру Его жизни, подражать Богу (ср.: 1Ин.2:6, 4:17 ; Ин.13:15 ; Еф.5:1 ). " Бог любит все существующее» ( Прем.11:25 ). И насколько человек проникается, воспламеняется любовью к Богу, к ближним и ко всему сотворенному, настолько же в нем станут выявляться Богоподобные черты, настолько же будет формироваться в человеке и Божий нрав. Ибо нрав человека имеет своим образцом нрав Божий, и потому, чем полнее человек станет воплощать в себе Богоподобные черты, тем более нравственной будет его жизнь. Уровень нравственности человека определяется степенью усвоения им нрава Божия. Всецело нравственным можно назвать такого человека, который живет по нраву Божию: то, есть, человека пребывающего в любви, пребывающего в Боге, Который есть любовь (ср.: 1Ин.4:8, 16 ) 39 . Следовательно, самые нравственные среди нас люди – люди святые; и самое нравственное общество – общество святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

– Но свойство злобы таково, что чем яснее показывают ей правду, чем непреоборимее является глазам истина, тем она более злится и тем более осыпает бранью Учителя истины. Так поступают обличаемые иудеи. Они говорят, что по праву считают Его за самарянина и за человека одержимого бесом. Самарянин по мыслям иудеев – то же, что «еретик или эпикуреец» (Tract Ievamoth f. 47), иначе тот, кто не знает Бога Израилева и отвергает правую веру Израиля. Чем тревожнее, чем неистовее являлись враги Иисуса, тем покойнее, тем кротче является в ответах своих небесная истина – Христос Иисус. В Нем нет беса, потому что чтит Он Отца, тогда как иудеи бесчестят Его делами своими. На обвинение в еретичестве говорит, что не ищет Он славы человеческой, как ищет каждый еретик, да и не имеет нужды искать, потому что «есть ищущий и судящий», – Отец небесный ищет славы Посланника Своего, потому что прославляет Его чудесами; Он праведный Судия, Которого надобно страшиться людям, не любящим правды. Аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки. Соблюдать слово или заповедь то же, что принимать с уважением и выполнять на деле ( Ин.17:8 ; 1Ин.3:22–23 ). Узреть смерть, то же, что умереть ( Деян.2:25, 31 ; Еккл.2:25 ). Как бы люди своевольные ни думали, но кто будет усвоять себе учение Христово, тот тем самим будет усвоять себе начала жизни бессмертной ( Ин.6:47 ). Моисей обещал за сохранение закона своего счастье земное. Новый законодатель обещает за верность закону его вечное блаженство. – То и другое – по распоряжению Отца небесного. Сын Божий, незаслуженно оскорбляемый иудеями, не подвергает их суду; полный любви ко всем Он дает им знать, что как их ожидает наказание праведного Судии, так искренним чтителям Его готова блаженная Вечность. Ст. 52–56. Не понимая того, что Господь говорит о духовном бессмертии, иудеи злостно обвиняют Спасителя в тщеславии, будто Он хочет казаться выше Авраама, не имея на то права. Господь отвечает, что не выискивает Он Себе славы ( Ин.7:18, 5:31 ), как люди проходящие и пустые: есть Отец Мой славяй Мя, егоже вы глаголете, яко Бог наш есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Второй вопрос : допускает ли Библия изображение священных реалий, изображение духовного мира? С осторожностью, но — допускает. «Сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» ( Исх. 25:18,22 ). Это повеление указывает прежде всего на возможность изображать духовный тварный мир средствами искусства. Херувимы были сделаны и для украшения Иерусалимского храма: «Сделал в давире двух херувимов из масличного дерева И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов» ( 3Цар. 6:23, 28-29 ). Важно отметить, что во дворце Соломона херувимов не было ( 2Пар. 9:15-20 ; 3Цар. 7:1-11 ). Значит, это именно религиозные изображения, а не просто украшения. Такие же херувимы были сделаны и для второго храма, построенного вместо разрушенного Храма Соломонова ( Иез. 41:17-25 ). В этом храме был Христос, этот Храм Христос назвал Своим домом ( Мк. 11:17 ). Третий вопрос : допустимо ли изображение Бога? Вновь напомню, как Писание объясняет недопустимость изображений: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь» ( Втор. 4:15 ). Но затем-то — увидели образ. «О том, что было от начала что видели своими очами ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1:1-2 ). В евангельские времена произошло то, что Христос выразил словами: «Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели» ( Мф. 13:17 ). Христос есть Бог. Христа можно было видеть (по Его человеческой природе), а значит — «видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14:9 ). То, что было совершенно невозможно в Ветхом Завете, становится возможным после того, как незримое Слово облеклось в видимое Тело. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). Воплощение не только Бога сделало видимым, но и людей — боговидцами.

http://azbyka.ru/ikona-v-biblii

Иное 23. Если бы иконоборцы с целью не вводить в Ипостась Христову другое лицо стали говорить, что Она неописуема по человечеству, то для них явилась бы совершенная необходимость признавать одну природу Слова (μαν φσιν Αγου), [Col. 401] соединенную из двух естеств и неописуемую, вследствие того, что исчезло одно из свойств (ιδιτης) [то есть свойство человеческой природы]; но это однородно с мнением акефалов 15 и Аполлинария 16 . Другое 24. Если бы иконоборцы с целью не вводить в Ипостась Христа другое лицо стали говорить, что Она неописуема по человечеству, то, значит, Он не воспринял человечество истинно, но в подобии и образе плоти (ν μοιματι κα σχματι σαρκς); а это есть учение монтанистов 17 . Если же Он принял человечество истинно, как и исповедуется, то Ипостась Христа описуема – не по божеству, Которого никто никогда не видел (ср. 1Ин. 4:12 ), но по человечеству в Ней (Ипостаси), созерцаемому во Христе. В противном же случае как Он мог бы быть Посредником между Богом и людьми (ср. 1Тим. 2:5 ), не сохранивши невредимыми свойства каждой из двух природ, из которых Он состоит? Иное 25. «Где» (πο) означает место, которым ограничивается тело. Описуемо же не только тело, но и окружающее его место, так как неописуемым является только то, что, как неограниченное, находится вне пространства. Поэтому если Христос неописуем, то Он не только не есть тело, но и находится вне пространства. Как же Он Сам говорит: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя ( Ин. 6:51 )? И опять, Андрею и другому ученику, которые Его спрашивали: где живешь? ( Ин. 1:38 ), Он ответил: Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли, говорит [евангелист], и увидели, где Он живет ( Ин. 1:39 ). Итак, Христос описуем, поскольку воспринял тело, остается дома, домой возвращается и из дому уходит. Иное. Кажущееся противоречие [описуемости Христа] в отношении к Его неописуемости, так как Писание говорит: глас словес Его вы слышасте, и образа не видесте, токмо глас ( Втор. 4:12 ) 26. Если Моисей о Боге всего говорит: глас словес Его вы слышасте, и образа не видесте, токмо глас ( Втор. 4:12 ), Исаия же, в свою очередь, говорит: видехом Его, и не имяше вида, ни доброты, но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих ( Ис. 53:2–3 ), – то как это согласуется одно с другим, если только одно не противоречит другому?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Это «подкрепление, наставление и утешение» во всяком случае, по указанию «Поучения святительского», должно: 1) основываться на вере во Христа Спасителя и на христианском уповании на беспредельную любовь к нам Божию ( Ин.3:1, 12 ; Рим.8:31–32; 15–17 ); 2) касаться – и а) прошедшей жизни умирающего, в отношении к которой надобно умирающему «изъяснить, что любовь Божия не преодолевается никакими беззакониями нашими, ежели только обратимся и истинно покаемся, и что Отец Небесный приемлет любезно истинно кающегося и обращающегося к Нему», – и, если умирающий всё ещё смущается воспоминаниями прежних грехов 780 , «уверить его, что Бог все его грехи отпустил и изгладил» ( Иез.18:21–23, 32:12 ; 1Ин.1:9 ; Пс.31:1–5 ; Лк.15:21; 19:8; 23:42–43 ); – и б) настоящих его ощущений, особенно опасной для умирающего слепой привязанности к земной жизни 781 , которая уже начинает прекращаться, а потому при одре умирающего особенно уместно и благопотребно слово о суете временной жизни, о главном предназначении вообще человека – знать, любить и прославлять Бога Создателя 782 , – и в) будущего, какое ожидает умирающего, ибо сколько истинно сладостного утешения может пролить в душу умирающего живое изображение уготованного нам любовью Божией блаженства вечного, к которому с живейшей жаждой стремятся души благочестивые и должна стремиться душа каждого христианина, – к которому смерть есть только путь, на коем не будем мы оставлены помощью небесной, если только будем достойны и её, и вечного блаженства ( Флп.3:20–21 ; Кол.5:53 ; Рим.14:8; 5:8, 17 ; Мф.25:34 ; Лк.23:46 ; Ин.6:54 ; Иак.5:14–15 ); – и г) наконец, отношений умирающего к оставляемым им близким его сердцу: пророк Исаия не смутился сказать Езекии: «устрой о дому твоем, умираеши бо и не будеши жив» ( Ис.38:1 ); не надобно смущаться и пастырю Церкви Христовой убеждать, хотя бы и условно только, умирающих «устроить о дому своем»: успех в этом убеждении может быть со стороны священника услугой не только остающимся, но и умирающему, который, верно, сделается спокойнее, когда, сколько может, устроит судьбу присных своих 783 ; особенное слово утешения, без сомнения, найдётся у священника для умирающего, который, умирая, может оставить своим присным одно только благословение, завещать одну надежду на Того, Кто – вдовам Защитник и сиротам Отец, Который берёт под Своё особенное покровительство лишающегося естественных, данных природой, защитников и питателей, и устрояет судьбу его лучше, чем как устрояют её естественные попечители, доказательством чего служит не мало примеров: эту то именно надежду и надобно священнику питать и поддерживать прежде всего в самом умирающем несчастливце (Паст

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Но «сила» может относиться к преображению, а «пришествие» к Его возвращению на Землю (в Мк. 9:1 –13 аналогичная последовательность мысли). Конечно, преображение предполагает раскрытие всей полноты Божественной славы Христа при Его пришествии. Аналогичные заявления о свидетельстве очевидца приводятся в 1Пет. 5:1 ; Лк. 1:2 ; Ин. 1:14 ; 1Ин. 1:1–3 . Величия. Это слово используется в Новом Завете только для описания Божественной славы ( Лк. 9:43 ; Деян. 19:27 ). 17 О голосе с небес, который раздался при крещении Иисуса и Его преображении ( Мк. 1:11; 9:7 ), возвестили ветхозаветные пророчества (см.: Пс. 2:7 : во время воцарения Сына Божьего и Ис. 42:1 – тексты о Страдающем Рабе). Петр опускает последнее предложение с воззванием ко всем слушать Иисуса Христа. 18 На святой горе. Святая гора здесь вызывает в памяти величественную сцену Божественного откровения (как в Исх. 3:5; 19:23 ). Эта лексика не относится к преданиям, которые возникли в более поздние эпохи. 1:19–21 Эти события подтверждают слова пророков События, о которых пишет Петр, рассматривались апостолами как знаменательное исполнение ветхозаветных пророчеств (напр.: Мф. 1:22; 2:5,6 ). Иисус Сам указывал на них ( Лк. 22:37; 24:26–27, 44 ; Ин. 5:39 ), и Петр подчеркивал это в своих проповедях (напр.: Деян. 2:25–36; 3:22–24 ). При таком многочисленном исполнении пророчеств во время Первого пришествия Христа, христиане должны уделять особое внимание тем из них, которые еще ждут своего исполнения при Его Втором пришествии. Это особенно важно, поскольку эти пророчества никоим образом не связаны с человеческими измышлениями (как басни, или мифы, о которых говорится в ст. 16), но с Божественным откровением через Его Святого Духа. 19 Слово вернейшее истолковывается по–разному. Одни рассматривают его с той точки зрения, что пророческое слово более определенное, чем голос с небес. Другие воспринимают его, как и выше, в том смысле, что исполнение пророчеств во время Первого пришествия позволяет легче поверить в те события, которые должны совершиться при Втором пришествии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В сем созерцании они будут находить полное удовлетворение для ума, воли и сердца, и неисчерпаемый источник вечных наслаждений и блаженства; вечная радость и вечное веселие будут их достоянием. Созерцая Бога, праведные узрят весь мир в надлежащем виде, постигнут тайны искупления; от лицезрения Божия праведники просветятся яко солнце в царствии Божием ( Мф.13:13 ); они будут так же светоносны, как Тот, Которому уподобятся ( 1Ин.3:2 ). Добродетели, которые они здесь совершили, последуют за ними в царство небесное ( Откр.14:13 ) и все святые и благочестивые мысли, чувства и навыки их будут действовать у них в новой чистоте и обширности. Святые души, возлюбленные Богом, сами возлюбят Бога самой высокою любовью. Сия любовь будет выражаться вечным служением пред престолом Божиим ( Откр.7:15 ), вечным благодарением и славословием Сына Божия ( Откр.5:9–12 ). Праведные будут на небе как Ангелы Божии ( Мф.18:11 ), или равными Ангелам ( Мф.22:30 ). Они войдут в общение с Ангелами высших чиноначалий ( Евр.12:22–23 ). Тьмы тем Ангелов примут святых людей в среду свою как братьев и будут с ними разделять чувства любви и благодарности к Богу. Каждый праведник также соединится тесными неразрывным союзом со всеми святыми ( Мф.8:11 ). Они все составят одно стадо Христово ( Ин.10:16 ) или одно семейство, соединенное чистой любовью ( Ин.17:21 ). Вечность блаженства праведных Блаженство праведных вечно. Священное писание исполнено свидетельств о сем, например Мф.25:46 , 1Тим.6:19 , Лк.16:9 , 1Пет.5:4 , 2Пет.1:11 . Во все века истинные христиане всегда выражали твердую уверенность, что блаженство праведных вечно. Это видно из понятия о блаженстве, ибо не может быть блаженства без твердой уверенности, что оно никогда не кончится; из врожденных стремлений человека к вечной блаженной жизни; также из того, что творение, промышление и искупление не имели бы достойной себя цели, если бы блаженство имело конец. Совершенство сотворения, в котором человеку дано дыхание жизни, и он запечатлен образом Божиим, совершенство искупления, чрез которое уничтожен грех с его последствиями, следовательно, и со смертью, – совершенство освящения, в котором сообщаются не в меру дары Духа Святаго, подтверждают истину, что жизнь блаженных должна быть вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Христианство есть религия, преобразующая человека no образу Спасителя – Богочеловека и перерождающая плоть человека из тела душевного в тело духовное, – религия богочеловечества и богосовершенства человека. Полнее и подробнее эта сторона Нового Завета – идея богочеловечества – может быть построена и раскрыта на основе общей идеи блага, в такой системе: 1) Гносеология Нового Завета. Самопознание как методогносеологический принцип для систематического построения новозаветной идеологии. Психическая необходимость этого принципа доказуется как всеми древними (γνϑι σεαυτν) и новыми (cogito ergo sum) философскими системами, так и библейско-новозаветным учением о человеке, как отобразе Бога. Особое указание на этот принцип дается в следующих местах Новаго Завета: Мф.11:25 (отрицательно и положительно), – Ин.10:14–15 , – 14:7,23,26 др. 1Ин. 4:13 , – 1Кор.2:10–16 , – 2Кор.13:5 , – особенно 1Кор.13:12 срав. ст. 10–13. 2) Теология, космология и антропология Нового Завета. Благо и блаженство как первопричина, конечная цедь и высший смысл бытия и жизни. Первичность, всеобщность и самодостоверность идеи блага и блаженства. Бог есть всеблаго и самоблаго ( Мф.19:17 ) и всеблаженство и самоблаженство ( 1Тим.1:11 , – 6:15 др.), а в существах тварно-ограниченных благо и блаженство необходимо ограничиваются безгрешным и греховным (в человеке после падения) неблагом и страданиями, – блаженство страждущей любви (любовь есть благо и блаженство), восходящей к богосовершенству или богочеловечеству ( Мф.5:3–12 : подробное толкование блаженств, Мф.5:48 и других многих соответственных мест 4 . 3) Вера, как субъективно-человенеческое условие и средство к осуществлению блага и блаженства в мире: Пистология в связи с психологией Нового Завета. Соединение понятий веры и блаженства в Еванг. Ин. 20:29 , – Лк.1:45, 11:28, 14:14 , – Мф.16:17 , – Тит.2:13 , – в посл. Рим.4:9 ср. 3, – в Откр.14:13, 22:7 др. Вера у древне-классических писателей, по отношению к вещам, людям и богам, в страдательном значении – как благонадежность и верность, в действительном – доверие, уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Содержание неодушевленного и мертвого вещества или движение материи познается чрез опыт и наблюдение лишь при условии желания и способности познающего. Жизнь духа, как живой разумной личности, в смысле хотений, чувств и намерений представляет замкнутую в себе самой монаду, которая открывает себя самое лишь по собственной воле, управляемой стремлением к благу и уклонением от страдания. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого живущего в нем» ( 1Кор.2:11 )? Однако, поскольку человек или дух конечный есть порождение другого Духа, постольку его жизнь поставлена в зависимость от этого другого, а зависимость неизбежно сопровождается раскрытием внутреннего содержания конечного духа в смысле ли возникающих изнутри и предъявленных для удовлетворения потребностей или в смысле невольного обнаружения воспринятых от мира впечатлений. Не так в бесконечном независимом Духе. Напротив, хотения, чувства и намерения Того, Который имеет жизнь в Самом Себе, из Которого все произошло и к Нему стремится, могли бы остаться навсегда нераскрытой и непроницаемой тайной – мистерией. Как для язычника, так и для всего человечечества, смысл жизни мироздания и человеческого жития представляли бы неразрешимую загадку, ибо видимая нами жизнь мироздания относится в внутренней жизни Божества приблизительно так же, как немногие видимые в данную минуту движения и состояния нашего телесного организма к непрерывным, бесконечным и бесчисленным внутренним актам воли, чувства и мысли нашего духа. Поэтому обращение Совершенного Духа к Своим сотворенным духам в какой-либо момент составляет откровение в истинном смысле, ибо «Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего» ( 1Кор.2:11 ). Сам в Себе Творец мироздания живет жизнью святого блаженства или совершенной радости (Мф.25:21; Ин.15:11 ). В отношении к творению Он есть Праведный Отец, полнота любви и добрый Пастырь. Цель и смысл жизни сотворенных духов составляет опытное познание вечной жизни Божества, т. е. приобщение к совершенной радости ( Ин.16:22; 17:13 ; 1Ин.17:2 ; Рим.6:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Мф.4:1–11 ; Лк.4:1–13 ). Много раз Спаситель изгоняет бесов из одержимых ими людей, обращаясь к нечистым духам как к существам самостоятельным, наделенным разумом (см. Мк.5:2–13, 1:23–26, 3:11, 9:25 ; Лк.4:34–35, 41 ). Когда фарисеи обвиняют Спасителя в том, что Он властью веельзевула, князя бесовского, изгоняет бесов (см. Мф.12:24 ), Он не только не отрицает их существования, но Своим ответом подтверждает, что действительно существует и сатана, и его царство: «Аще сатана сатану изгонит, на ся разделился есть: како убо станет царство его? И аще Аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят?» 39 ( Мф.12:26–27 ; Мк.3:22–26 ; Лк.11:15–20 ). Царство Божие осуществляется в мире властью над нечистыми духами и изгнанием их из душ и тел человеческих силой Духа Святого – в чем признак Христовой веры (см. Мф.10:1 ; Мк.16:17 ). Нечистые духи – это существа, олицетворяющие зло и грех . Спаситель наглядно показывает и учит, что «только молитвою и постом» изгоняются они из человека и из мира ( Мк.9:29 ). В приговоре, который Всеправедный Судия в день Страшного Суда изречет над грешниками: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ) – диавол и его ангелы ясно вычленяются и отличаются от грешных людей как существа реальные, личные и ответственные за свои поступки, которым определено вечное наказание. Ведь «бесы веруют, и трепещут» в силу того, что они – личные, самостоятельные и разумные существа ( Иак.2:19 ). Всю природу своего существа они по собственной воле отдали на служение греху; они – единственные творцы греха в человеческом мире, тогда как люди – творцы греха лишь настолько, насколько они добровольно с ними соединились и духовно от них рождаются; по сей причине в вечной Книге сказано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин.3:8 ). Ведь диавол – заклятый отец лжи и всего лживого, отец греха и всего греховного, поэтому он «человекоубийца искони» ( Ин.8:44 ). Все мысли диавола, искусно собранные в целую философию греха и лукаво составленные в соблазнительную апологию зла, нацелены на то, чтобы отвратить людей от Бога, поэтому богоносный апостол и предупреждает: «Да не сделает нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» ( 2Кор.2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010