Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Сольвычегодский. В «Летописце о граде Сольвычегодске» сообщается: «В 7100 лето объявился у Соли в малом возрасте Михаил уродивый, а преставися 7150 года мая 5 дня и погребен в Введенском монастыре, с Фомою и Родионом блаженными». И. упоминается в Житии блж. Иоанна Сольвычегодского (см. Иоанн Самсонович ) и в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). Память святого отмечена также в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 354 об., 1807-1811 или 1813-1819 гг.). Еп. (впосл. митрополит) Евгений (Болховитинов) внес имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Имя И. вошло в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) . Святой не назван в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Общецерковной канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в., при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 379). Э. П. Р. Иконография Сольвычегодские юродивые, в т. ч. И., упомянуты без описания облика в иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. ПД. Перетц. 524. Л. 168, 180 об., под 1 июня и 3 июля). На современной иконе «Святые блаженные Христа ради юродивые Сольвычегодские», исполненной А. Пономарёвым для собора в честь Введения во храм Пресв. Богородицы бывш. Введенского монастыря в Сольвычегодске, И. представлен вместе с блаженными Фомой, Иоанном, Михаилом и Василием, в молении Богоматери Одигитрии в небесной полусфере. Фигуры располагаются на поземе с условной растительностью, на заднем плане - Введенский собор, близ которого святые были погребены; И. представлен вторым слева, средовеком с каштановыми волосами и небольшой бородой, в длинной охристой рубахе, руки сложены в молении.

http://pravenc.ru/text/674101.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАХОМИЙ (XIV-XV вв. (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Каменский. Рассказ о П. содержится в Житии прп. Дионисия Глушицкого. В тексте говорится, что прп. Дионисий († 1 июня 1437) пришел на берег «Великого» (т. е. Кубенского) оз. вместе с неким братом Пахомием в 1392/93 (6901) г. Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре», Дионисий был пострижеником этой обители и 9 лет провел в послушании на оз. Каменном. Вероятнее всего, там же подвизался и П. Покинув Спасскую обитель, иноки поселились близ «веси, глаголемой Святаа Лучица», где находился запустевший общежительный мон-рь. Они поставили келью и храм во имя св. Николая Чудотворца, получив антиминс на освящение церкви у архиеп. Ростовского и Ярославского Григория (занимал кафедру с 1396). Прп. Дионисий принял сан священника. Однако отношения между монахами не сложились. Прп. Дионисий предавался суровым аскетическим подвигам, а П., «видя труди его в подвизи, начяся срамити и удалятися» (Житие Дионисия Глушицкого. 2003. С. 101). Тогда Дионисий решил покинуть Св. Луку и основать в др. месте общежительную обитель. Он удалился на р. Глушицу, посоветовав перед этим П. не оставаться одному: «Ты же, брате Пахомие, пребуди зде, а другаго имей брата с собою». Впосл. Никольский мон-рь был приписан к вологодскому Борисоглебскому мон-рю, находившемуся на острове р. Сухоны. Не позднее 1479 г. вел. кнг. Мария Ярославна передала обитель вместе с деревнями в ведение Спасо-Каменного мон-ря, оставив все имущество, кроме книг, Борисоглебскому мон-рю: «Дала есмь к святому Спасу в дом, в Святей Луке, манастырь Николской, и с деревнями» (ДАИ. Т. 1. С. 14. 16). По сведениям М. В. Толстого, в XIX в. мощи П. почивали «под спудом в упраздненной обители на Святой Луке». Святой упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых»: «Преподобный Пахомий, иже бысть на Великом озере, чудотворец». Под 15 мая «Пахомий, иже на Кубенском езере в лето 6901» упомянут в «Полном месяцеслове» выговского киновиарха Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 736. Л. 56; 131. Л. 192, нач. XIX в.; см.: Романова. 2017. С. 527). Память «преподобных Пахомиа и Феодосиа учеников преподобного Дионисиа» указана под 1 июня, в день преставления прп. Дионисия Глушицкого, в святцах Н. А. Кайдалова (РГБ. Ф. 231/V. Карт 2. Ед. хр. 14. Л. 24). Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым).

http://pravenc.ru/text/2579828.html

Памятные торжества прошли в Якутской епархии 20 августа 2011 г. 11:30 В Якутской и Ленской епархии прошли торжества, посвященные 10-летию со дня возрождения Преображенского кафедрального собора г. Якутска и 105-летию со дня рождения Д.К. Сивцева (Суоруна Омоллона) народного писателя Республики Саха (Якутия), переводчика Священного Писания на якутский язык. Для участия в праздничных мероприятиях в Якутию прибыли архиепископ Курский и Рыльский Герман , возглавлявший Якутскую епархию в 1995-2004 гг., и епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт . 18 августа архиепископ Герман, епископ Феофилакт и епископ Якутский и Ленский Роман встретились с главой Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисовым. Во встрече приняли участие министр культуры и духовного развития Якутии А.С. Борисов, руководитель администрации президента и правительства Якутии В.П. Ефимов и руководитель департамента по делам народов республики А.Е. Сергучев. Глава Якутии выразил признательность архиепископу Герману, подчеркнув его вклад в дело возрождения Якутской епархии. В ответном слове владыка отметил большие преобразования, которые произошли в Якутске за последние годы. По словам Е.А. Борисова, происходящие в Якутии в социальной и экономической сфере преобразования являются неотъемлемой частью духовного и нравственного возрождения народов республики: «Люди, у которых есть духовный и нравственный стержень, более успешно решают глобальные экономические задачи. Поэтому сегодня руководство республики уделяет большое внимание культуре, образованию и духовному развитию». Как подчеркнул глава региона, развитию Православия в республике уделяется особое внимание. При поддержке государства в Якутии строятся храмы, растет число приходов. В настоящее время проводится работа по преобразованию Якутского духовного училища в семинарию, продолжается подготовка к изданию книги, посвященной святителю Иннокентию (Вениаминову). В полной мере реализуется Соглашение о социально-экономическом партнерстве, подписанное в 2010 году во время визита в Якутию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://patriarchia.ru/db/text/1600876.ht...

Поликарп, епископ Орловский и Севский (Радкевич Феодосий Иванович) Родился 14 августа 1798 года в предместье города Каменец-Подольска Русские Фольварки Подольской губернии. Первоначально обучался в Подольской духовной семинарии. В 1819 году, как лучший студент семинарии, послан в Киевскую духовную академию. В 1823 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и 17 сентября того же года назначен инспектором Волынской духовной семинарии. 23 февраля 1824 года пострижен в монашество. 18 января 1825 года рукоположен во иеродиакона, 21 ноября того же года – во иеромонаха. 13 февраля 1826 года назначен инспектором Орловской духовной семинарии. 1 февраля 1828 года получил степень магистра. С 15 июля 1829 года – ректор Могилевской духовной семинарии, а с 25 августа того же года и настоятель Могилевского Братского Богоявленского и приписанного к нему Буйницкого Свято-Духова монастыря. 30 августа 1829 года возведен в сан архимандрита. 19 марта 1836 года перемещен ректором Смоленской духовной семинарии и настоятелем Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. 2 января 1843 года назначен настоятелем Афинской посольской церкви в Греции. 8 марта 1850 года переведен настоятелем Нежинского Назарет Богородицкого монастыря, а 15 ноября того же года – настоятелем Бахчисарайского Успенского скита. Со 2 октября 1852 года – настоятель Балаклавского Георгиевского монастыря. 5 июля 1853 года хиротонисан во епископа Одесского, викария Херсонской епархии. Хиротонию совершал архиепископ Херсонский и Таврический преосвященный Иннокентий (Борисов , † 1857). С 24 марта 1857 года – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме; в том же году 30 сентября возвращен к прежнему месту служения. С 12 июля 1858 года – епископ Орловский и Севский. Скончался 22 (или 29) августа 1867 года 16 . Погребен в Орле в Успенской церкви архиерейского дома, за правым клиросом. Преосвященный Поликарп был строг, но милостив, во все дела вникал лично. При объездах епархии всегда предлагал народу поучения. Он любил детей, знал цену духовному просвещению, поэтому заботливо следил за бытом учащихся, их нравственностью, часто жертвовал личные средства на улучшение пищи и одежды воспитанников.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Причащение Чаша жизни 1 . Без святого причастия Христовых тайн человек то же, что дерево без соков жизни. Приобщаясь чаше, мы приобщаемся Самому Христу, у Которого источник живота, приобщаемся к Его божественной жизни. 2 . «Когда ты приступаешь к страшной чаше, – пишет св. Иоанн Златоуст , – приступай так, как бы ты пил от самого ребра Христова». Любовь Божия в таинстве причащения Как пшеница страждет в жерновах, и под рукою хлебоделателя, и в разжженной пещи, да будет хлеб, укрепляющий сердце человека; как кровь гроздова страждет в утеснении точила, да будет вино, веселящее сердце человека; так благоволил воплощенный Сын Божий предать тело Свое на разнообразные страдания елеонские, иерусалимские и голгофские, допустив многострадательно источить кровь Свою в предкрестных и крестных мучениях, дабы в них уготовать нам пищу и питие жизни и врачевания, бессмертия и блаженства ( Филарет (Дроздов) , митрополит московский). Как тело Христово пребывает целым в таинстве причащения? «Каким образом, – спросишь, – прославленное тело Спасителя, пребывая с душою, как учит Св. Писание, одесную Бога Отца и не будучи вездесуще, может находиться на каждом св. жертвеннике, и, с другой стороны, как Его же тело и кровь, непрестанно раздаваемые, не подлежат умалению?» – А как, возлюбленный, светит солнце? Вездесуще ли оно? Нет. Оставляет ли оно когда-либо свое место на небе? Никогда. А между тем свет и теплота от солнца везде, везде жизнь и радость. Ибо вчера ли, или с третьего дня начало светить солнце? Нет, со времени этого более семи тысяч лет. Однако же, солнце не умаляется в своем круге, не истощается в своей силе. Итак, вот, можно сказать, с неба ответ на вопрос твой! Что возможно солнцу, то трудно ли для Того, Кому легче возжечь новое солнце на небе, нежели нам с тобою засветить свечу? Этот же пример солнца может объяснить сравнительно и то, как тело Христово пребывает целым, хотя хлеб в таинстве евхаристии раздробляется и разделяется непрестанно: ибо возьми зеркало и поставь против солнца – в нем отразится весь круг солнца; разбей зеркало, и возьми какой угодно из осколков его, и поставь против солнца, – опять увидишь в нем весь круг солнца ( Иннокентий (Борисов) , архиепископ Херсонский). Образы и сравнения для некоторого приближения к нашему пониманию догмата о пресуществлении св. тайн (из Творений св. Димитрия Ростовского)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Решение об этом принято на заседании Синода УПЦ 27 октября. ПРАВМИР. На состоявшемся сегодня заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви были приняты решения о причислении к лику святых двух подвижников. Синод постановил благословить внесение имени святителя Иннокентия (Борисова, +1857) в месяцеслов Украинской Православной Церкви с установлением памяти в день обретения его мощей 5/18 июля (старый/новый стиль), а также праведного Ионы Атаманского (+1924), с установлением памяти в день обретения его мощей 18 июня/1 июля (старый/новый стиль). Календарной комиссии предписано внести соответствующие изменения в Церковный календарь Украинской Православной Церкви ( журналы и 33 ). 11 июня 1997 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (журнал 39) святитель Иннокентий (Борисов) причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии с установлением памяти в день его блаженной кончины 25 мая/7 июня (старый/новый стиль). 22 ноября 1995 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (журнал 61) святой праведный Иона Атаманский, Одесский причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии с установлением памяти в день его блаженной кончины 17/30 мая (старый/новый стиль). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-ukrainskoy-pravoslav...

Романово. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты В посёлке в 2007-2009 годах возведён храм Георгия Победоносца. Церковь вмещает до 1500 человек. Автор проекта - архитектор А.Н. Оболенский. Центрическая пятикупольная четырёхстолпная церковь с боковыми притворами. Источник: А.А. Мезенцев " Москва-Малоярославец-Юхнов " . 2010 Поселок Романово в Медынском районе стоит в одном из самых красивых ландшафтных мест области. В 2007 году здесь была заложена большая кирпичная церковь. Постройка выдержана в русском стиле и стоит в центральной усадьбе СПК «Романово». Четырехстолпный храм с боковыми притворами был сооружен на средства, выделенные из бюджета г. Москвы. Строился почти 3 года и был закончен в 2010 году. Автором проекта выступал известный архитектор Москвы А. Оболенский. Храм вмещает до 1500 человек. Крест храма был символично установлен 6 мая. На чин освящения в этот день приехал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. В 2007 году в деревне Романово началось строительство грандиозного храма святого великомученика Георгия Победоносца. В ноябре этого же года митрополит Калужский и Боровский Климент совершил закладку первого кирпича и освящения основания храма в присутствии мэра г. Москвы Юрия Михайловича Лужкова и губернатора Калужской области Дмитрия Анатольевича Артамонова. В 2009 году 6 мая патриархом Московским и всея Руси Кириллом был совершён чин освящения креста на центральный купол храма. В октябре этого же года правящий архирей Калужской епархии митрополит Климент совершил чин освящения четырёх крестов на малые купола храма. 23 января 2010 года митрополит Калужский и Боровский Климент совершил малое освящение южного придела храма в честь архангела Михаила. С этого времени параллельно со строительством храма в церкви стали совершаться богослужения. 6 мая 2012 года в храме святого великомученика Георгия Победоносца в деревне Романово на престольный праздник митрополит Калужский и Боровский Климент возглавил праздничное Богослужение, за которым совершил малое освящение центрального придела в честь великомученика Георгия Победоносца и подарил храму мощевик с частицами останков святых преподобных Оптинских старцев, прп. Серафима Саровского, прп. Силуана Афонского, свт. Филарета, митрополита Московского, свт. Иннокентия, свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Храм возводился по проекту таких знаменитых московских архитекторов XXI столетия, как Александр Борисович Колосов и Андрей Николаевич Оболенский. Церковь вмещает до 1500 человек.

http://sobory.ru/article/?object=12261

Симферополь. Кафедральный собор Александра Невского (воссозданный). Строящийся собор святого и благоверного князя Александра Невского Карта и ближайшие объекты Следуя указу Президента Украины «О мерах по воссозданию выдающихся памятников истории и культуры», Кабинет Министров Украины утвердил Программу возрождения памятников, в том числе собор Св. Александра Невского в г. Симферополе. Верховная Рада и Совет министров Автономной Республики Крым приняли конкретные решения по воплощению этого угодного Богу и людям дела. Собор был взорван в ночь с 26 на 27 сентября 1930 г. Так власти утверждали новые жизненные ориентиры, расправлялись с культурой народа, его историей и идеями. Этот соборный храм был духовным и архитектурным сердцем города. В 1822 г. Высочайшим повелением был утвержден проект известного петербургского зодчего И. И. Шарлемана. Строительством руководил ученик великого А. Н. Воронихина архитектор И. Ф. Колодин. 12 марта 1823 г. Протоиерей Василий Чернявский заложил новый соборный храм. Через 6 лет, 3 июня 1829 г., в праздник сошествия Святого Духа, архиепископ Гавриил освятил собор. В 1860 г. собор стал кафедральным, и потребовалось его расширить. В 1864 г. освятили новый иконостас. В 1884 г. с западной стороны собора пристроили трапезную и колокольню. В Александро-Невском соборе звучали проповеди выдающихся святителей и богословов. Здесь в 1857 г. Совершил Божественную литургию создатель Крымского Афона Владыка Иннокентий (Борисов) — «российский Златоуст», причисленный в 1997 г. к лику святых; с 1867-го по 1882 гг. богослужения в соборе возглавлял прославленный в лике святых в 2008 г. святитель Гурий (Карпов), который в то время управлял Таврической кафедрой. В соборе хранились предметы, подаренные Екатериной II. Величественный пятиглавый храм, украшенный классическим портиком, видел российских императоров, великих князей. Уничтожение собора произошло в двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Очевидцы рассказывают, что первая закладка динамита не дала ожидаемого результата. Собор вздрогнул, но не упал. Пришлось повторить процедуру.

http://sobory.ru/article/?object=08802

Статистика Феофан Затворник, свт. Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 10 января (или 8 января) 1815 — 19 января 1894) — епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей. Родился в семье священнослужителя. Обучался в Ливенском духовном училище; с 1829 года — в Орловской духовной семинарии, гд еректорствовал тогда архимандрит Исидор (Никольский) (впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский). По окончании семинарии, в 1837 году, как лучший из воспитанников своего курса, был направлен в Киевскую духовную академию. 15 февраля 1841 года в Киеве ректором КДА епископом Чигиринским Иеремией (Соловьёвым) был пострижен в монашество с именем Феофан; 7 апреля того же года рукоположён в иеродиакона, 7 июня — во иеромонаха. По окнчании академии, и 27 августа того же года определен и. д. ректора Киево-Софийских духовных училищ и преподавателем латинского языка. 7 декабря 1842 года определён инспектором Новгородской духовной семинарии; 18 декабря утвержден в степени магистра богословия. С 16 октября 1844 года — бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии по Нравственному богословию; 22 марта 1845 года — помощник инспектора академии; 3 июля был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов. С 25 мая 1846 года — соборный иеромонах Александро-Невской лавры; 21 августа того же года подал прошение об увольнении его от должности бакалавра и помощника инспектора академии. 21 августа 1847 году назначен членом русской духовной миссии в Иерусалиме, возглавлявшейся архимандритом Порфирием (Успенским); 3 мая 1854 года миссия была отозвана в связи с Восточной войной; возвращался чрез Европу. По возвращении в Россию определён учителем в С.-Петербургскую духовную академию. 14 апреля 1855 года возведён в сан архимандрита; 15 сентября — ректор Олонецкой духовной семинарии. С 21 мая 1856 года назначен настоятелем русской посольской церкви в Константинополе, где по просьбе архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова) собирал сведения о назревавшем тогда болгарском расколе; в оценке последнего стоял на стороне болгар.

http://lib.cerkov.ru/authors/96

Успенский храм (Елец) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Строительство современной двухэтажной каменной Успенской церкви велось 14 лет (1815-1829 гг.) стараниями священника Георгия Ключарёва и купца Григория Назарова. В 1823 году закончен и освящён нижний храм в честь Богоявления, а второй этаж с престолом Успения Богородицы завершен лишь в 1829 году. Содержание История [ править править код ] Первая деревянная Успенская церковь была построена вместе с Елецкой крепостью в 1592 году. Некоторое время являлся соборным храмом. В 1743 году прихожане Успенской церкви начали строительство нового каменного храма на прежнем месте, которое находилось в непосредственной близости от нынешнего Вознесенского собора (перекрёсток Коммунаров и Маяковского). В 1757 году епископ Воронежский и Елецкий Феофилакт освятил новый храм. После того как было принято решение о строительстве нового собора в 1815 году, прихожане и причт Успенской церкви выбрали для неё новое место. До 1824 года продолжались работы по разбору старой церкви, одновременно с этим возводилась новая. Строительство современной двухэтажной каменной Успенской церкви велось 14 лет (1815-1829 гг.) стараниями священника Георгия Ключарёва и купца Григория Назарова. В 1823 году закончен и освящён нижний храм в честь Богоявления, а второй этаж с престолом Успения Богородицы завершен лишь в 1829 году. Колокольня 79 метров строилась с 1833 по 1841 годы. Успенская церковь - один из выдающихся памятников храмового зодчества, построенных в период высокого классицизма. Является памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Одним из настоятелей храма был о. Алексий Борисович Борисов, отец святителя архиепископа Иннокентия Херсонского. К Успенской церкви были приписаны 3 часовни. Одна, Успенская, построена вместе с храмом за алтарной стеной, сохранилась и по сей день. Две другие, на мясной площади (ныне Городской рынок) и на «рыбных рядах» (ныне площадь Ленина), не сохранились. Храм был закрыт в 1930-х годах, и до 1962 года его помещение использовалось как склад. Во время войны в трапезную угодила бомба, от чего был разрушен свод.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_храм...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010