Как подчеркнул глава региона, развитию Православия в республике уделяется особое внимание. При поддержке государства в Якутии строятся храмы, растет число приходов. В настоящее время проводится работа по преобразованию Якутского духовного училища в семинарию, продолжается подготовка к изданию книги, посвященной святителю Иннокентию (Вениаминову). В полной мере реализуется Соглашение о социально-экономическом партнерстве, подписанное в 2010 году во время визита в Якутию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Сегодня у якутян есть потребность в духовном развитии, желание приобщаться к православной вере, поэтому руководство республики будет всячески поддерживать эти стремления и оказывать посильную помощь», заявил Е.А. Борисов. Также в ходе беседы были затронуты вопросы о возвращении Церкви Троицкого собора и о строительстве Спасского мужского монастыря. Троицкий собор, старейшее каменное здание в Якутске, был построен в 1707 году, в настоящее время в нем располагается Театр эстрады. В рамках развития межъепархиального сотрудничества епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт пригласил якутских детей и школьников посетить регион Кавказских Минеральных вод и православные святыни Карачаево-Черкесии. Также владыка пригласил посетить сохранившуюся на Северном Кавказе одну из древнейших христианских святынь Руси построенный в X веке действующий храм в Нижнем Архызе. 19 августа, в престольный праздник Градоякутского Преображенского кафедрального собора, праздничную Божественную литургию возглавил архиепископ Курский и Рыльский Герман, которому сослужили епископ Гатчинский Амвросий , викарий Санкт-Петербургской епархии , епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт и епископ Якутский и Ленский Роман. По окончании Литургии сонм архиереев с духовенством и прихожанами совершил крестный ход к могиле почившего архипастыря Якутской земли приснопамятного епископа Зосимы (Давыдова) . На могиле была совершена лития, после чего епископ Роман освятил крест-памятник. 19 августа на территории Спасского мужского монастыря епископ Гатчинский Амвросий совершил закладку деревянного храма во имя Нерукотворного Спаса и мужского монастыря города Якутска. На освящении присутствовали также приглашенные архипастыри, Преосвященный епископ Роман, глава ГО «Якутск» Ю.В. Заболев, прихожане храмов и жители города Якутска.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1601217...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМФИТЕАТРОВ Яков Космич (23.10.1802, с. Высокое Кромского у. Орловской губ.- 8.07.1848, Киев), проф. гомилетики и всеобщей словесности КДА. Род. в семье причетника (позднее свящ.) К. И. Красина. В 1814 г. поступил в Севскую ДС, в 1817-1824 гг. учился в Орловском ДУ и Орловской ДС, где принял фамилию своего дяди по матери - митр. Филарета (Амфитеатрова) . В 1825 г. поступил в КДА, к-рую окончил в 1829 г. со степенью магистра богословия и был оставлен бакалавром при кафедре рус. словесности и гомилетики. С 1835 г. экстраординарный профессор, с 1837 г. ординарный профессор КДА; читал курсы церковного красноречия и всеобщей словесности. В 1837 г. совместно с ректором КДА архим. Иннокентием (Борисовым) (впосл. архиеп. Херсонский и Таврический), проф. И. М. Скворцовым и др. издавал ж. «Воскресное чтение» ; с 1840 г. активно сотрудничал в киевском ж. «Маяк», писал публицистические статьи, художественную прозу, переводил письма свт. Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде (К., 1853). «Заметки по всеобщей словесности» А., опубликованные в книге В. И. Аскоченского (С. 42-86), представляют собой конспект курса словесности и содержат во многом оригинальную философию языка, хотя и не без сильного влияния распространенных в то время идей Ф. В. Й. Шеллинга , Ф. Шлейермахера , В. Гумбольдта и совр. А. теории словесности. «Заметки» начинаются с перечисления категорий грамматики, к-рые рассматриваются как результат стремления человека подчинить себе данный ему от Бога язык. Значение слова не как простого средства общения, но как главного орудия мышления человека свидетельствует о Божественном происхождении языка. «Человек стал говорить оттого, что с ним говорил Бог» (С. 49), поэтому слово человеческое первоначально было одно со словом Божиим, истинное употребление слова была беседа с Богом, молитва. У язычников первоначальным словом является поэзия, к-рая, по мысли А., есть «выражение отношений человеческого духа» к Богу. Возникновение письма принесло накопление и систематизацию произведений слова и развитие видов словесности: оратории, философии, истории, юриспруденции, изящной словесности. Курс словесности А. ограничивался, судя по материалам конспекта, поэзией (персид., инд., древнеевр., античной в сравнении с новой европ.) и не затрагивал прозаические произведения, чем отличался от полных курсов теории словесности, преподававшихся в гимназиях.

http://pravenc.ru/text/114656.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ ЗАОНИКИЕВСКИЙ (XVII в.), прп. (пам. 23 июня и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых). В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) А. З. назван пустынником; в «Списке святых Вологодской епархии», составленном в 1811 г. еп. Вологодским и Устюжским Евгением (Болховитиновым) на основе рукописи из б-ки вологодского Софийского собора и разысканий в местных архивах, А. З. назван учеником прп. Иосифа († ок. 1612, пам. также 23 июня) - основателя Владимирской Заоникиевской пуст. (находилась в 12 верстах от Вологды, основана ок. 1588). Возможно, после преставления прп. Иосифа А. З. был настоятелем обители. Из-за частых пожаров в мон-ре не сохранилось никаких письменных свидетельств о преподобном. Местное почитание А. З. началось, видимо, сразу после его преставления. Память А. З. и прп. Иоанникия отмечена под 9 сент. в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). Можно предположить, что канонизация А. З. была совершена Вологодским еп. Павлом (вскоре после его хиротонии в янв. 1716) одновременно с местной канонизацией прп. Иосифа. Местная канонизация А. З. подтверждена в 1841 г. включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова) . Имя А. З. упоминается во 2-м тропаре 9-й песни канона службы всем святым земли Вологодской. На иконах изображается вместе с преподобными Иосифом и Иоанникием. Мощи А. З. находились под спудом в юго-зап. углу Троицкого (юж.) придела Владимирского храма вместе с мощами прп. Иоанникия. В 2001 г. храм находился в полуразрушенном состоянии, в Троицком приделе размещалась кочегарка. Ист.: Описание о российских святых. С. 134; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 459, 464. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих, прославленных церковию, и местно чтимых//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 12; Верюжский И. П. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых. Вологда, 1880. С. 607-608; Голубинский. Канонизация святых. С. 136-137; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 44; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С.189; Суворов Н. Н. Владимирская Заоникиева пустынь. Вологда, 1912.

http://pravenc.ru/text/116060.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?), прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), мон. Спасо-Каменного в честь Преображения Господня муж. мон-ря на Кубенском оз . До 20-х гг. XX в. в Преображенском соборе мон-ря, в нижней ц. во имя святителей Московских Петра , Алексия и Ионы , в правом зап. углу в особой палатке (не сохр.), почиталась могила В. К., здесь же находилась рака с надгробным образом святого, близ нее хранились шапка из железных полос и вериги преподобного. В июле 1774 г., когда во время сильного пожара выгорела вся церковь, уцелела только деревянная рака святого и образ. В 1851 г. на средства московского купца И. А. Колесова над гробом преподобного устроили новую медную раку, на к-рой находилось изображение В. К. в рост. 17 июня 1870 г. по дороге в Архангельск Спасо-Каменный мон-рь посетил вел. кн. Алексей Александрович. После молебна в Преображенском соборе высокий гость прикладывался к мощам св. блгв. кн. Иоасафа Каменского († ок. 1457) и к раке В. К. Время жизни преподобного можно установить приблизительно, т. к. основной источник по истории Спасо-Каменного мон-ря - «Сказание известно о Каменном монастыри» Паисия (Ярославова) (написано ранее 22-23 дек. 1501, дополнено в XVI-XVII вв.) - не содержит сведений о святом. Не упоминает о раке и личных вещах святого и монастырская опись 1670 г., составленная по указу архиеп. Вологодского и Великопермского Симона . Отсюда можно заключить, что В. К. подвизался в мон-ре во 2-й пол. XVII в. Время канонизации святого неизвестно, преподобный упомянут в списке святых Вологодской епархии, составленном в 1811 г. Вологодским еп. (впосл. митрополит) Евгением (Болховитиновым) . Память В. К. совершалась в мон-ре в день его тезоименитства. Канонизация В. К. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова) .

http://pravenc.ru/text/150807.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых). В. С. упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В нек-рых списках «Описания» его имя названо в ряду др. сольвычегодских юродивых - Фомы , Михаила , Иоанна , Иродиона , в разные годы погребенных вне церкви в сольвычегодском Введенском мон-ре (основан в 1565 братьями Строгановыми). Вероятно, В. С. умер позже всех названных святых, поскольку в «Летописце о граде Сольвычегодске» под 1669 г. он еще не упоминается. В иконописном подлиннике Филимонова (XVIII в.) память В. С. отмечена под 3 июля, здесь он назван «новым чудотворцем». Имя В. С. включено в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Вологодским еп. (впосл. митрополит) Евгением (Болховитиновым) . Местная канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) . Ист.: Описание о российских святых. С. 155; Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 18. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 61; Верюжский. Вологодские святые. С. 693; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 95; Прил. Стб. V; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 92-93; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553, 577; Голубинский. Канонизация святых. С. 349; Летописец о граде Сольвычегодске//Проблемы изучения традиционной культуры Севера (к 500-летию г. Сольвычегодска). Сыктывкар, 1992. С. 31; Попов В. Сольвычегодская старина//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исслед. к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 105; Соскин А. История города Соли Вычегодской/Подгот. текста и коммент. А. Н. Власова. Сыктывкар, 1997. С. 169. А. В. Пигин Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/149773.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ» еженедельный общедоступный журнал, издававшийся при КДА в 1837-1912 гг. В кон. 1836 г. ректор КДА еп. Чигиринский Иннокентий (Борисов) совместно с преподавателями и профессорами академии прот. Иоанном Скворцовым , Я. К. Амфитеатровым и бакалавром иером. Димитрием (Муретовым ; впосл. архиепископ Херсонский и Одесский) составил программу первого в Киеве духовно-нравственного журнала. Благодаря поддержке Евгения (Болховитинова) в начале следующего года было получено разрешение на издание журнала. Первоначальный тираж составлял 2500 экз., иногда «В. ч.» выходило и 2-м изданием. В 1837-1839 гг. большинство опубликованных статей были написаны редактором журнала еп. Иннокентием (Борисовым), впервые здесь были напечатаны его статьи из «Догматического сборника». В 1872-1878 гг. должность редактора исполнял Х. М. Орда (впосл. епископ Орловский Ириней ), в 1879-1883 гг.- В. Ф. Певницкий . В 1884-1886 гг. редакторами журнала являлись К. И. Фоменко, Г. О. Булашёв и свящ. Иоанн Богородицкий, к-рый стал бессменным редактором и издателем с 1890 г. Среди наиболее деятельных сотрудников журнала были буд. ректор КДА иером. Димитрий (Муретов), прот. И. Скворцов, Амфитеатров, П. С. Авсенев, архим. Антонин (Капустин) , прот. Н. А. Фаворов , И. П. Максимович , иером. Иоанникий (Руднев ; впосл. митрополит Киевский) и др. Журнал долгие годы состоял из 10 отделов: статьи, «относящиеся к разумению Свящ. Писания»; патрология; церковная история и археология; каноника, или статьи, относящиеся к учению о церковном законодательстве, правилах и постановлениях; литургика; гомилетика; пастырская педагогика; христ. аскетика; сочинения нравственно-догматического содержания, размышления, разговоры и др. назидательные статьи; разные известия, мнения, заметки. Основное внимание уделялось библеистике, патрологии и литургике. Широко было представлено гомилетическое наследие Киевских иерархов. Исторический отдел ограничивался преимущественно небольшими биографическими статьями.

http://pravenc.ru/text/155342.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн (Сиопко), архиеп. Херсонский и Таврический. Фотография. 2010 г. (Сиопко Игорь Степанович; род. 14.03.1964, Ровно, Украина), архиеп. Херсонский и Таврический, временно управляющий Джанкойской и Раздольненской епархией, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых УПЦ. Из семьи рабочего. В 1981 г. окончил среднюю школу в Ровно. 19 авг. 1985 г. рукоположен во диакона Волынским и Ровенским архиеп. Дамианом (Марчуком ; † 1987) к Михайловской ц. с. Здолбица Здолбуновского р-на Ровенской обл. 22 февр. 1987 г. рукоположен во иерея Волынским и Ровенским еп. Варлаамом (Ильющенко) . Назначен настоятелем Варваринской ц. с. Шпанов Ровенского р-на. В июле 1987 г. переведен в Киевскую епархию, назначен настоятелем Спасо-Преображенской ц. с. Трушевцы Чигиринского р-на Черкасской обл. С июня 1991 по 1993 г. был в неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата . В 1993 г. назначен «епископом Яготинским, викарием Киевской епархии». 29 дек. 1993 г. Архиерейским Собором УПЦ через покаяние был принят в каноническую УПЦ (Московского Патриархата). 31 дек. 1993 г. в Киево-Печерской лавре принял монашество с именем Иоанн в честь св. ап. Иоанна Богослова . 7 янв. 1994 г. возведен Киевским и всея Украины митр. Владимиром (Сабоданом) в сан игумена. 23 марта того же года назначен священником в Ильинскую ц. Киева. 2 авг. 1994 г. был возведен в сан архимандрита, назначен секретарем Киевской епархии. В 1996 г. окончил КДА. 13 дек. 1996 г. хиротонисан во епископа Переяслав-Хмельницкого. Стал викарием Киевской митрополии. 26 июля 2000 г. назначен епископом Хустским и Виноградовским. В 2004 г. возведен в сан архиепископа. 16 мая 2005 г. решением Ученого совета Ужгородской Украинской богословской академии И. была присвоена ученая степень почетного доктора богословия, награжден Крестом доктора богословия 1-й степени. 22 нояб. 2006 г. назначен на Херсонскую и Таврическую кафедру. При И. в епархии были построены и освящены храмы: Рождества Богородицы в с. Гладковка Голопристанского р-на, в пос. Антоновка близ Скадовска, Рождества Иоанна Предтечи в пос. Чаплинка, Покрова Богородицы в пос. Новоалексеевка; отреставрирован Покровский храм в пос. Чаплинка. В марте 2007 г. в епархии были обретены мощи местночтимого святого Херсонской епархии архим. Варсонофия (Юрченко), к-рым определено покоиться в херсонском Свято-Духовском кафедральном соборе. В апр. 2007 г. впервые в истории епархии на Пасху был доставлен благодатный огонь из Иерусалима. 31 мая 2007 г. был открыт Благовещенский жен. мон-рь в пос. Приозёрное (административно подчинен Херсонскому горсовету). По благословению И. возобновлен выпуск епархиальной газ. «Православная Таврия». Впервые были изданы акафисты Херсонским архиепископам свт. Иннокентию (Борисову) , сщмч. Прокопию (Титову) (в 2007), покровителю Херсона адмиралу прав. Феодору Ушакову (в 2008).

http://pravenc.ru/text/469542.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИОАННА-АЛЕКСАНДРА СБОРНИК» [болг. Иван-Александров сборник; Синодальный, Лаврентьевский] (СПб. РНБ, F.I.376), болг. рукопись (1347/48), которая содержит несколько исторических и богословских сочинений. Кодекс (формат 1°, 214 л.) написан полууставом церковнослав. языка, с киноварной заставкой в неовизант. стиле (Л. 1). В записи на л. 214 среднеболг. извода сообщается, что книга была написана «в год от сотворения мира 6856, индикта 1» для «превысокого и самодержавного царя болгар и греков Иоанна Александра» «трудом и болезнью Лаврентия, многогрешного таха священноинока». Как считают большинство исследователей, «И.-А. с.» был написан в Тырнове по заказу болгарского царя Иоанна Александра (1331-1371). После захвата Тырнова османами (кон. XIV в.) рукопись была перенесена в Валахию или в Молдавию, а затем на Афон. В 1655 г., согласно записи иером. Арсения (Суханова) на обороте переплета, она принадлежала скиту св. Иоанна Милостивого мон-ря св. Павла на Афоне. Как следует из др. записи (Л. 204), «И.-А. с.» в XVII в. некоторое время находился в библиотеке патриарха Московского и всея Руси Никона, откуда был передан на Печатный двор. К. Ф. Калайдович опубликовал содержащийся в кодексе старший список «Сказания о письменах» Храбра Черноризца ( Калайдович К. Ф. Иоанн, экзарх болгарский. М., 1824). «И.-А. с.» между 1836 и 1840 гг. находился у еп. Чигиринского Иннокентия (Борисова ; впосл. архиепископ Херсонский), издавшего рус. перевод «Написания о правой вере» , приписываемого равноап. Кириллу (Константину) Философу (Начертание правой веры, изложенное блж. Константином Философом//ВЧ. 1841. 45. С. 407-412). Затем кодекс перешел И. П. Сахарову , после смерти к-рого в 1863 г. был куплен Имп. публичной б-кой. Рукопись содержит 14 разнородных статей: помимо «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и «Написания о правой вере» она включает «Церковное сказание» свт. Константина , еп. Преславского, «Ответы на вопросы Антиоха князя» свт. Афанасия I Великого , еп. Александрийского, трактат «О восьми духовных пороках» Нила Философа (см. ст. Нил Анкирский ), «Сказание о Вселенских Соборах», «Житие св. Иоанна Милостивого» (см. Иоанн V , патриарх Александрийский), рассказы из патериков. Наличие в сборнике «Сказания о письменах» Р. Пикио считает важным свидетельством начала «полемики о языке» в Болгарии в сер. XIV в. ( Пикио Р. Православното славянство и старобълг. културна традиция. София, 1993. С. 84-87, 154-157, 273-276). Исходя из близости составов «И.-А. с.» и рус. сборника XVI в. (ГИМ. Барс. 1498), Г. А. Ильинский выдвинул гипотезу об их общем протографе ( Ильинский Г. А. «Написание о правой вере» Константина Философа//Сб. в чест на В. Н. Златарски. София, 1925. С. 63-89).

http://pravenc.ru/text/577932.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН (Манько Косма; 1811, Купянский у. Харьковской губ.- 25.06.1874, Святогорская Успенская пуст.), прп. (пам. 11 авг.- в Соборе Святогорских святых), иером., подвижник Святогорский, Харьковский. Род. в семье войсковых обывателей Харьковской губ. Грамоте учился в домашней школе. 12 февр. 1835 г. поступил послушником в Глинскую в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь , окормлялся у игум. прп. Филарета (Данилевского) . Вскоре принял постриг в рясофор. В обители Косма подружился с послушником Г. И. Клицой (впосл. архим. Герман , настоятель Святогорской Успенской пустыни). 15 янв. 1844 г. по инициативе Т. Б. и А. М. Потёмкиных в Харьковской губ. была восстановлена Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., настоятелем к-рой был назначен иером. Арсений (Митрофанов). 8-15 апр. 1844 г. Манько вместе с 12 глинскими насельниками прибыл в Святые горы, где участвовал в возобновлении обители по уставу Глинской пуст. Уже через неск. дней после прибытия глинской братии в Святогорье, 27 апр. 1844 г., игум. Арсений ходатайствовал перед Харьковским еп. свт. Иннокентием (Борисовым) о разрешении на пострижение Манько и еще 3 послушников. 30 июня 1844 г. Манько принял монашеский постриг с именем Киприан. Вскоре игум. Арсений представил новопостриженного монаха «по его способности и честному поведению» к рукоположению во диакона. Испытанный прот. Львом Яровым в познаниях, необходимых для священного сана, К. оказался искусным в пении и чтении, знании церковного устава и катехизиса. 16 авг. 1844 г., на следующий день после торжественного праздника «обновления» Святогорской пуст., свт. Иннокентий рукоположил К. во диакона в с. Богородичном по освящении молитвенного дома в честь св. блгв. кн. Александра Невского. 15 июля 1845 г. К. был рукоположен во иерея. С 5 окт. 1846 г. по поручению игум. Арсения К. нес послушание благочинного монастыря. 15 авг. 1849 г. К. был награжден набедренником за «усердное прохождение послушания» и труды по благоустройству обители.

http://pravenc.ru/text/1684706.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Сольвычегодский. Основным источником сведений об И. С. является его Житие, написанное современником святого и вошедшее в «Историю города Соли Вычегодской древних и нынешних времен» А. И. Соскина (1789). И. С. «родом бе двинянин», в Соль Вычегодскую (ныне Сольвычегодск) пришел в молодости; имел обычай «бегати» зимой и летом «в единой срачице и не обувен, босыми ногами», никогда не принимал милостыню. Он нередко посещал сольвычегодский Введенский мон-рь (основан в 1565 братьями Строгановыми), ночевал здесь в «поваренной келии». Юродивый часто бывал в роще, где свивал кольца из тонких березовых ветвей «и по три кольца, вместе связываемыя, меташе по земли». Пророчества И. С. излагал «прикровенными речьми». Святой предсказал опустошительный пожар в Соли Вычегодской 25 сент. 1656 г., смерть в 1664 г. внука боярыни М. И. Строгановой (в монашестве Марии) и др. события. Перед кончиной он исповедался архим. Введенского мон-ря Герасиму «не яко юрод, но в целости умней со многими слезами», причастился Св. Христовых Таин; завещал похоронить себя рядом с др. сольвычегодскими блаженными. В «Летописце о граде Сольвычегодске» под 1669 г. сообщается: «7177 года генваря на 28 число ночью преставися Иван Самсонович блаженный, а погребен 29 числа с прочими блаженными Фомою, Родионом и Михаилом». И. С. упоминается в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В «Иконописном подлиннике» Филимонова под 3 июля отмечена общая память юродивых, погребенных в разные годы в сольвычегодском Введенском мон-ре: «Святые праведные Фома, Михаил, Иоанн и Василий, иже Христа ради юродивые, в Введенском монастыре, новые чудотворцы; мощи их погребены в оном монастыре вне церкви». Память святых отмечена также в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 354 об., 1807-1811 гг.). Митр. Евгений (Болховитинов) внес имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Канонизация И. С. совершилась включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) .

http://pravenc.ru/text/471492.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010