Парфений (Попов), архиеп. Иркутский и Нерченский. Фотография. 60-е гг. XIX в. (Попов Петр Тихонович; 1811, Задонский у. Воронежской губ.- 21.01.1873, Иркутск), архиеп. Иркутский и Нерчинский. Род. в семье священника. В 1831 г. окончил Воронежскую ДС, в 1835 г.- КДА (со степенью магистра богословия) и был направлен в Орловскую ДС учителем в должности профессора математики и физики (по др. данным - математики и греч. языка). 13 окт. 1836 г. в г. Ельце Орловской губ. был рукоположен во иерея к Воскресенской ц. В 1838 г. занимал должность присутствующего в Елецком духовном правлении. 1 окт. 1840 г. был удостоен сана протоиерея елецкого Вознесенского собора (1745), исполнял обязанности благочинного елецких церквей. В 1841 г. состоял также сотрудником епархиального попечительства о бедных духовного звания. В том же году прот. Петр овдовел и 16 нояб. 1841 г. принял постриг с именем Парфений. В янв. 1842 г. был назначен ректором Орловского ДУ и учителем высшего отд-ния уч-ща, затем - инспектором Орловской ДС и профессором богословия. C 6 дек. 1842 по нояб. 1844 г. в сане игумена исполнял обязанности управляющего Оптиным болховским во имя Святой Троицы и в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырем до приезда в обитель архим. Макария (Глухарёва) , назначенного в июне 1844 г. настоятелем. 20 апр. 1844 г. П. получил должность ректора Орловской ДС, 20 мая того же года возведен в сан архимандрита. С окт. 1845 г. П.- ректор Харьковской ДС, настоятель харьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря , благочинный епархиальных обителей. С 12 апр. 1848 г.- ректор Херсонской ДС, настоятель одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , благочинный епархиальных мон-рей. Острым умом и обширными познаниями как в богословских, так и в светских науках заслужил уважение свт. Иннокентия (Борисова) на Харьковской и на Херсонской кафедрах. По отзывам сослуживцев, П. был «одним из лучших, если не самым лучшим ректором», его отличали «неутомимая деятельность, точное вникание во все подробности управления» (Некр. 1873. С. 71). 22 февр. 1852 г. П. возглавил КазДА, с кон. 1852/53 уч. г.- ординарный профессор.

http://pravenc.ru/text/2579085.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2012 18 мин., 30.04.2012 1 страница обложки – «Бурановские бабушки», сельский творческий коллектив, выигравший в 2012 году право представлять Россию на международном конкурсе Евровидение (PhotoXpress). См. в «Интервью номера» статью «”Бурановские бабушки”: Евровидение как способ построить храм» (С.10-14). Пролог : (на заставке – фото Валерия Пешкова) Владимир Набоков. Пасха. На смерть отца («Я вижу облако сияющее, крышу…»). Стихотворение. 1922 г.//Фома. - – апрель 2012. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма : Письма о Боге. О самой главной в жизни встрече . Подборка писем и цитат//Фома. - – апрель 2012. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). Первое послание Иоанна I :5. Цитата: «Бог есть свет…». – С.4; Освобождение / Вера , 23 года, Санкт-Петербург. – С.4; Преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949). « Беседа Бога с душою человека ». Цитата: «Думал ли ты когда либо, что все касающееся тебя, касается и Меня?..». – С.4; Николай Бердяев (1874-1948). Цитата: «Мы приходим к Богу совсем не потому, что рациональное мышление требует бытия Божьего…». – С.4; Сомневающийся физик / М.- С.4-5; Митрополит Анастасий ( Грибановский ) (1873-1965). Цитата: «Я бы хотел верить, - говорят некоторые, - но не могу. «Нет, ты можешь, но не хочешь», - следует ответить им… ». – С. 5; Святитель Иннокентий ( Борисов ), архиепископ Херсонский (1800-1857). Цитата: «Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим…». – С.5; « Отрекаюсь!»/ В ., Санкт–Петербург. – С.5-6; Евангелие от Иоанна 3:16 . Цитата: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего…». – С.6; Преподобный Силуан Афонский (1866-1938). Цитата: «Сердце рвется сказать…». – С.6; Гилберт К. Честертон (1874-1936). « Вечный человек ». Цитата: «В наши дни принято считать, что все религии равны, а все основатели религий – соперники…». – С.6; Сон / Вера , г. Саки, Украина. – С.6; См. также: Борис Любимов , ректор Высшего театрального училища (института) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом малом театре. Что почитать атеистам //Фома. - – апрель 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-108-...

Святитель по послушанию. Часть 1 125 лет назад, 6 декабря 1884 года, в день празднования святителя Николая Мирликийского, чудотворца, отошел ко Господу епископ Нижегородский Иеремия (Соловьев). Епископ Иеремия был самым близким другом святителя Иннокентия (Борисова), духовным наставником архиепископа Макария (Миролюбова), профессора и духовного писателя. Его молитвы вошли в келейное правило, которое каждый день читал архимандирт Иоанн (Крестьянкин). С ним вели переписку митрополиты Евгений (Постников), Филарет (Дроздов), Филарет (Амфитеатров). Он постригал в монашество будущих святителя Феофана (Говорова), Затворника, и митрополита Московского Макария (Булгакова), знаменитого историка Русской Церкви. Его почитали многие иерархи, несмотря на то, что сам он в святительском сане служил недолго. Вся его жизнь, проведенная в благочестии, была пронизана проявлениями благодати Божией. И тем не менее сегодня о нем знают немногие, ибо главной чертой его личности была необыкновенная скромность и желание все свои подвиги совершать невидимо от зрителей мира сего, но только для Бога. Большинство же его работ были опубликованы только после его смерти, а многие и до сих пор остаются в рукописях. Епископ Иеремия (в миру Иродион Иванович Соловьев) родился 10 апреля 1799 года в семье пономаря села Георгиевского Ливенского уезда Орловской губернии Иоанна Яковлевича и жены его Марии Феоктистовны. Село находилось на высоком берегу живописной реки Сосны, правого притока Дона, и называлось так по церкви во имя великомученика Георгия Победоносца. В семье царило благочестие, и особенно оно изливалось на маленького Иродиона. Позже владыка вспоминал: «Родители мои содержали и блюли меня с каким-то особенным вниманием. Для меня установлена была общая семейная молитва. Поставив меня на прилавок у святых икон, заставляли читать почасту акафист Сладчайшему Иисусу и святителю Николаю. У матери моей не было иного наставления, иной материнской слезной молитвы к дитяти, нежно любимому, как сие: молись, молись, всегда молись, молись в тайне, молись ночью, молись пред всяким уроком своим и всяким делом» . Благочестивый настрой в семье проявлялся и в ежегодных поездках в Богородицкий Задонский монастырь, где с 13 августа 1783 года покоились мощи Тихона Задонского. Эти ежегодные молитвенные паломничества, рассказы о жизни светильника благочестия, слышанные с детства от лиц, хорошо знавших святителя, на всю жизнь оставили след в памяти Иродиона.

http://pravoslavie.ru/33197.html

Скачать epub pdf Возле алтаря Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря стоит мраморный памятник – одно из немногих сохранившихся монашеских захоронений. Здесь погребён выдающийся настоятель обители архимандрит Иаков – богослов, кавалер орденов святой Анны и святого Владимира, почётный член Московской Духовной академии, талантливый духовный писатель. На просвещение народа, особенно детей, отец Иаков не жалел ни монастырских, ни личных средств. В монастырской церковно-приходской школе детей учили, кормили и одевали бесплатно. На содержании монастыря были и те, кто уезжал учиться в Духовную семинарию. В предисловии к своей книге «Пастырь в отношении к себе и пастве» он пишет: «Поднятие нравственного и умственного уровня народа – вот та громадная задача, в решении которой наше духовенство, по званию своему, должно принять самое деятельное участие». Этой высокой цели преподобный Иаков активно служил на протяжении всей своей жизни. Архимандрит Иаков (в миру – Поспелов Василий Иванович) родился в 1818 году в Тульской губернии в семье приходского священника. Один из его братьев – Андрей – впоследствии стал епископом Муромским, викарием Владимирской епархии. В 1834–1838 годы Василий учился в Тульской Духовной семинарии. Семья жила бедно, семинарист, не имея денег на книги, переписывал все учебные курсы от руки, на каникулы в родное село шёл пешком. Невзирая на стесненные обстоятельства, успешно окончил семинарию и в 1838 г. поступил в Московскую Духовную академию. Его преподавателями были архим. Филарет (Гумилевский) , иером. Филофей (Успенский), иером. Платон (Фивейский) , протоиереи Ф.А. Голубинский и А.В. Горский. В годы учёбы увлёкся русской историей, получил навыки архивной работы. На последнем курсе 6 апреля 1842 года Василий пострижен в монашество с именем Иаков митрополитом московским, а ныне святителем Филаретом (Дроздовым) ; 12 апреля рукоположен во диакона, 29 июня того же года – во иерея. По окончании академии с 1842 г. преподавал в Орловской Духовной семинарии библейскую историю, с 1845 г. был инспектором Харьковской Духовной семинарии. За труды на «учебно-воспитательном поприще» отец Иаков был награжден набедренником (17 дек. 1843), палицей (6 янв. 1846), наперсным золотым крестом (22 мая 1847) и денежной премией от Святейшего Синода; «за ревностную проповедь Евангелия» отцу Иакову была объявлена признательность архиеп. Херсонского свт. Иннокентия (Борисова) . 30 июля 1849 г. отец Иаков был возведен в сан архимандрита и в 1850 г. назначен благочинным монастырей Харьковской епархии. Здесь были изданы проповеди отца Иакова для семинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Стрелечья. Верхо-Харьковский Николаевский монастырь. Церковь Елены в больничном корпусе. Еленинская церковь; Николаевская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Елены равноапостольной Год постройки:1904. Адрес: Украина, Харьковская обл., Харьковский район, с.Стрелечья, ул. Белгородская, 1, Харьковская областная психиатрическая больница Координаты: 50.299172, 36.395044 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Нынешний храм святого Николая в Стрелечье когда-то был Николаевским женским монастырем. Открыт он был при Иннокентии Борисове, управлявшем Харьковской Епархией на протяжении 7 лет. Иннокентий Борисов один из выдающихся архиереев православия. «Необыкновенно красноречивый, крупный ученый, не застывший в рамках богословской схоластики, но способный на высокий, согретый истинно христианским чувством, полет мысли. Иннокентий был к тому же и деятельным администратором. Его проповеди то трогали слушателей до слез, то потрясали их до глубины души. Его ученые труды дали ему степень доктора богословия, почетное членство во всех четырех духовных академиях, в университетах харьковском, московском и петербургском, ученых обществах археологическом и географическом». При нем были восстановлены закрытые при Екатерине монастыри Святогорский и Ахтырский, при нем же устроен и женский монастырь Николаевский в Стрелечье. Строители монастыря братья и сестры Степановы. В 1832 году мать Степановых основала в Стрелечье Николаевскую церковь. Дети Степановой, получив большое наследство, в 1843 году попросили Святейший Синод о разрешении учредить в их имении Стрелечье женский монастырь во имя Святителя Христова Николая. «Представив план и фасад предполагаемого монастыря, они обязывались: а) выстроить по планам здание для помещения настоятельницы и сестер с больничною и теплою церковью, ограду и колокольню, а существующий каменный храм распространить; б) внести в одно из кредитных установлений, на имя монастыря, до 43000 рублями серебром, чтобы проценты были употребляемы на монастырь;

http://sobory.ru/article/?object=04112

Харьков. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Усекновенский храм Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. «На существующем городском православном кладбище, отведенном на городском выгоне, по закрытии 25 мая 1803 года Мироносицкого кладбища, начата постройкою, по плану архитектора Тона, в 1845 г. 25 мая и воздвигнута в 1950-х годах кладбищенская церковь так неудачно, что по окончании ее свод и купол обрушились, чуть не задавив выходивших из церкви людей». Строительство возобновили и окончили только в 1857 году. Церковь была освящена преосвященным Иннокентием Борисовым. Кроме главного престола, были южный — в честь Виссариона (храм 6 июня) и северный — в честь Дмитрия Солунского (храм 26 октября). Храм действует и по сей день. Находится он на улице Артема. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005 История и архитектура одного из старейших храмов города Харьковского Свято-Усекновенского храма неразрывно связана с историей сакрального искусства Слобожанщины. В 2012 г. исполнилось 155 лет со дня освящения храма Усекновения в Харькове. Однако в исследовании слобожанской церковной архитектуры Свято-Усекновенский храм освещен недостаточно полно. Кроме того, до сих пор в культурологических исследованиях до конца не определены творческие методы харьковского архитектора середины XIX в. А. Тона, явлющегося автором проекта этого одного из старейших храмов Харькова. Целью данной публикации является проследить характерные отличия храмов харьковского архитектора А. Тона в контексте русско-византийского стиля, на примере Свято-Усекновенского храма Харькова и других храмов работы этого архитектора, а также отобразить историю храма Усекновения как кладбищенского храма Первого православного кладбища города. К концу XVIII - нач. XIX в. практически во всех направлениях от городского центра потянулись кладбища, образованные приходами пригородных слобод. Кладбище Залопанских приходов располагалось вблизи Свято-Дмитриевской церкви и тянулось по направлению к Холодной Горе (вблизи Южного вокзала). Кладбище Захарьковских приходов, основанное в 1772 г., располагалось возле Конного рынка. Оно было образованно приходами Свято-Воскресенским, Свято-Вознесенским, Свято-Архангело-Михайловским Но наибольшее количество кладбищ в разное время располагалось в северном направлении, в районе ул. Сумской и Пушкинской (Немецкой), т.к. в конце XVIII - нач. XIX вв. город развивался в направлении Холодной Горы и современного Московского проспекта. Первое кладбище, расположенное в северной части города, находилось возле Мироносицкой церкви. Кладбище было закрыто в 1802 г. и снесено во второй половине в. Харьковский художник В. Карпов в своих воспоминаниях ярко описывает это старинное упраздненное кладбище, которое имело свою историю, суеверия и несчастные случаи, связанные с проваливанием харьковских обывателей в старые могилы. Ныне на территории кладбища расположен сквер Победы и Зеркальная Струя.

http://sobory.ru/article/?object=04036

Херсонес и Херсонесский монастырь во имя святого равноапостольного князя Владимира. Часть 3 Фото: Юрий Данилевский      После игумена Василия обителью с 1857 по 1874 годы управлял архимандрит Евгений (Экштейн). Он-то и предложил возвести Владимирский собор в два этажа, чтобы в нижней церкви сохранить для потомков остаток храмовых стен, впитавших в себя память о великокняжеском крещении. Здесь мы обратимся к важнейшим и драгоценным для истории монастыря запискам неизвестного автора о последних днях жизни архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), когда он, «исчезая в Боге и вечности», отдавал все свое заботливое участие живому пространству самой древней святыни России. Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический 29 апреля 1857 года «владыка предполагал освятить новую церковь (во имя Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших. – О.К. ) в херсонесском скиту святого Владимира – месте крещения равноапостольного. Болезнь усилилась, и освящение поручено балаклавскому архимандриту (Геронтию. – О.К. ), при чем особенно наказано помолиться о болящем на обедни и молебне. 30 числа, в день освящения херсонесской церкви, куда преосвященный собирался было ехать помолиться, с ним неожиданно произошли частые и довольно продолжительные обмороки… 6-го числа (мая. – О.К. ) еще раз взглянул на Севастополь, его развалины и укрепления: “Бедный город!”– болезненно произнес владыка. Был в херсонесском скиту. Вид бедной обители, изрытой неприятельскими траншеями, едва возникающий из развалин, болезненно подействовал на попечительного архипастыря. Здесь настоятель встретил архипастыря со крестом и святою водою и приветствовал его следующими словами: “Вниди, преосвященный владыка, и вход твой да будет залогом радости сей страждущей земле; благовествуй нам мир”. В скитской церкви после обычной молитвы одного брата благословил он в рясофор, назвав Ефремом, по имени одного из священномучеников Херсонесских. Обходя потом храм и указывая на малые узкие окна алтаря, заметил: “Прекрасно сделали, придержавшись старины; это очень кстати на древних развалинах!” В братских кельях пробыл около часу.

http://pravoslavie.ru/4380.html

Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (Борисов Иван Алексеевич) Родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Воронежском уездном училище, по окончании которого поступил в Орловскую духовную семинарию. Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей. В 1819 году он окончил семинарию и как один из лучших выпускников ее был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. Здесь с новой силой проявились его выдающиеся способности. Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии. В высшем отделении академии Иван Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами. В 1823 году Иван Алексеевич Борисов окончил академию со степенью магистра. Сразу же после окончания академии, 28 августа 1823 года, он был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии, а через три месяца еще и ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского училища. 10 декабря 1823 года Иван Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентий и в этот же день рукоположен во иеродиакона, а 29 декабря 1823 года – во иеромонаха. 10 декабря 1824 года иеромонах Иннокентий был переведен бакалавром богословия в Санкт-Петербургскую духовную академию, а 2 сентября 1825 года был назначен инспектором этой академии. За образцовое преподавание богословских наук 6 января 1826 года он был возведен в степень экстраординарного профессора богословия. Повышение его по службе шло очень быстро. 16 марта 1826 года иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Преосвященный Иеремия принадлежит к числу иерархов, высокие нравственные качества которых не нашли себе достойной оценки у современников. Даже и теперь, когда после смерти его прошло около пяти лет, а по удалении на покой 30 лет, некоторые лица, служившие под его начальством, едва ли дадут одобрительный отзыв о служебной деятельности почившего архипастыря. Насколько несправедлив этот отзыв современников, читатель сам может видеть из предлагаемого нами краткого очерка, посвященного главным образом обзору служебной деятельности великого иерарха. Происходя из бедного и низкого сословия (сын сельского причетника), преосвященный Иеремия никогда не мечтал о высоком архиерейском сане, все его мечты и вожделения не восходили выше сана священника, быть которым они хотели лишь только для того, чтобы иметь возможность помогать своими бедными родителям. Да и помечтать о священстве Иродину Соловьеву (мирское имя преосв. Иеремия) привелось только однажды и то, кажется, более для красного словца. Это было в богословском классе семинарии, когда два друга-юноши Иродион Соловьев и Иван Борисов (знаменитый Иннокентий Херсонский ), сидя рядом на ученической скамье, разговорились о дальнейшей своей судьбе. Борисов стремился в Харьковский университет; Соловьев упрашивал его остаться в духовном звании и поступить в монашество, сам же он думал быть священником. Но Борисов решил обоим быть монахами и разговор кончился. В 1819 году, по окончании курса в семинарии, двадцатилетий студента Соловьев был определен в Киевское духовное училище учителем греческого языка и инспектором, а Борисов поступил в Киевскую духовную академию. Около четырех лет Соловьев был учителем; но монашество, предреченное другом, не выходило у него из головы, и он, удалившись от должности учителя начал готовиться к пострижению в монашество. В это время преосвященный орловский, Гавриил (впоследствии архиепископ Рязанский), желая устроить судьбу знакомого ему Соловьева, предложил ему место священника в город Болхов. Соловьев с радостью и благодарностью принял и место, и благословение на брак, и отправился в Болхов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/n...

Биографическая записка о преосвященном Иннокентии Ординарного Академика, преосвященного Макария, Епископа Тамбовского и Шацкого Источник Скачать epub pdf Не стало ещё одного из великих людей нашей эпохи, одного из достойнейших сынов России, из доблестных иерархов Церкви, из знаменитых членов нашей Академии: не стало Иннокентия, Архиепископа Херсонского и Таврического! Сын священника города Севска Орловской губернии Алексия Борисова Иван – так назван был Преосвященный Иннокентий при крещении – первое образование своё получил, после дома родительского, в Воронежском Духовном уездном училище, а потом в Орловской Семинарии, находившейся в Севске. С самых ранних лет обнаружились в нём бойкие, блестящие способности. Всегда живой и резвый, легко увлекавшийся забавами детства и первой юности, он мало предавался трудам и занятиям, но всегда успевал, и часто даже превосходил всех своими успехами. Обширная память, пламенная фантазия, необыкновенная быстрота и сметливость в соображениях резко отличали его от сотоварищей. Первые его опыты в сочинениях – в риторическом классе, первые рассуждения – в философском, первые проповеди – в богословском, которые он писал вообще очень скоро и с величайшей лёгкостью, нередко поражали достоинствами своими не только совоспитанников его, но и наставников. В 1819 г., когда Иван Борисов окончил курс семинарского учения, последовало преобразование Киевской Духовной Академии, и в неё положено было вызвать лучших студентов из нескольких семинарий для дальнейшего усовершенствования. В числе Орловских студентов явился в Киев и Борисов. С увлечением, предавался наукам, так что иногда целые ночи проводил за книгой. Справедливость требует заметить, что в Академии Борисов более сам образовывал себя чрез чтение, размышление и упражнение в сочинениях, нежели чрез лекции наставников, которые вообще далеко не удовлетворяли его. Читая многие книги от начала до конца, даже целые системы философов, он обыкновенно делал экстракты из прочитанного, и такие экстракты нередко набрасывал в конце самих книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010