Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов), архиепископ херсонский, знаменитый проповедник и ученый, род. 15 декабря 1800 г., умер 26 мая 1857 г. Сын священника г. Ельца, он обучался сначала в Воронежской, потом в Севской семинариях, в 1823 г. окончил курс в Киевской духовной академии первым магистром и был тогда же назначен инспектором и профессором Петербургской семинарии и ректором Петербургского духовного училища. 10 декабря 1823 г. он постригся в монашество и занял кафедру богословских наук в Петербургской духовной академии, был в ней инспектором, членом правления, конференции и духовно-цензурного комитета, в 1826 г. сделан архимандритом, в 1829 г. возведен в степень доктора богословия. 27 августа 1830 г. назначен ректором Киевской духовной академии; 21 ноября 1836 г., возведен в сан епископа чигиринского, викария киевской епархии, 1 марта 1841 г., перемещен на епископскую кафедру в Вологду; 31 декабря того же года сделан епископом харьковским, 15 апреля 1845 г. возведен в сан архиепископа; наконец, 24 февраля 1848 г. перемещен на епархию херсонскую, где и скончался. Еще будучи студентом, он изумлял всех замечательною даровитостью. Хотя в состав первого курса только что преобразованной (в 1819 г.) Киевской академии поступили лишь самые лучшие воспитанники из семинарий киевского округа, по самому строгому выбору, тем не менее студент Борисов настолько превосходил всех своих товарищей успехами, что, по их собственному отзыву, написав в разрядном списке первым Борисова, следовало пять-шесть мест оставить пустыми и потом уже писать прочих. Семестровые сочинения он писал, после предварительного обдумывания, прямо набело, и тем не менее они были настолько хороши, что три его ученые трактата и четыре его проповеди , вместе с некоторыми другими работами его товарищей, были изданы на счет Академии в книге «Собрание опытов первого курса студентов Киевской духовной академии» (Киев, 1824 г.). Исправно слушая лекции профессоров Академии, состав которых в то время был очень хорош, и исполняя все обязательным для студента работы, молодой Иван Борисов самостоятельно изучал новейшую германскую философию и читал о ней лекции своим товарищам, увлекавшие их, пожалуй, более, чем чтения профессоров, изучал новейшее западное богословие, о котором лекций в Академии не читалось, особенно же усердно знакомился с произведениями великих церковных ораторов запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Н.К. Гаврюшин Часть II. Портреты. Раздел 1 Тайна «внутреннего Креста»: святитель Иннокентий (Борисов) «А находились еще и такие легкомысленные, опрометчивые судьи, которые произносили Иннокентию приговор осуждения». М. П. Погодин В 1811 году в журнале «Друг юношества» орловский помещик, сенатор И. В. Лопухин опубликовал свой «Разговор между двумя приятелями о сердечной перемене», посвятив его архиепископу Орловскому Досифею (Ильину) с прямо выраженным пожеланием: «для употребления в Вашей Севской семинарии». Сам характер посвящения не оставляет сомнений в особо доверительных отношениях между Лопухиным и орловским святителем. И это дает основания полагать, что взгляды известного мартиниста не могли так или иначе не сказываться на круге чтения учащихся духовной школы в течение того времени, которое преосвященный Досифей находился на орловской кафедре (1798–1817). Годом позже в Севской семинарии появился студент Иван Борисов – будущий святитель Иннокентий (1800–1857), в богословском творчестве и церковном служении которого это учебное заведение оставило неизгладимый след, как, впрочем, и у учившегося там десятилетием ранее известного философа А. Галича, адресата двух стихотворных посланий Пушкина. О «Картине человека» этого мыслителя Иннокентий отозвался как об одной из лучших философских книг 165 … В пору обучения в семинарии Ивану Борисову довелось приобщиться ко второй волне мартинистских влияний на русскую духовную книжность, и в ней он нашел немало для себя полезного, особенно в отношении понимания внутреннего человека... Конечно, тогда многие зачитывались мистическими писателями и проникались духом внутреннего христианства, но как по-разному раскрывали его в своем творческом и общественном служении! Сам будущий святитель достаточно выразительно говорит в своих лекциях о том значении, которое, по его убеждению, сыграло в истории духовного просвещения Новиковское общество. Оно, по его словам, «занималось сочинением и переводом полезных книг; напр., оно перевело Арндта – Путешествие к вечности благочестивой души, издало сочинение Ураний, или Слепец, под которым разумеется падшее состояние человека, и мн. др. Вообще, в то время начал было веять дух живой; но это веяние скоро прекратилось и заменилось духом порчи, и общество этих писателей рассеялось» 166 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Несколько слов об архиепископе Иннокентии (Борисове) по поводу новых материалов для его биографии Источник Читано в собрании санкт-петербургского славянского благотворительного общества 17 ноября 1883 г. Мм. гг. Императорская публичная библиотека обогатилась в недавнее время весьма ценным приобретением: действ. ст. сов. Н. X. Палаузов принес в дар главному отечественному книгохранилищу часть посмертного собрания бумаг знаменитейшего из русских архипастырей настоящего столетия, Иннокентия, архиепископа херсоно-таврического, – собрания, полученного им в наследство от покойного. В девяти весьма больших томах содержится около пяти тысяч писем к Иннокентию разных лиц, полученных им на пространстве времени от 1828 по 1857 год включительно 1 . Иннокентий – не чужой человек славянскому благотворительному обществу: между знаменитыми именами новейшей славянской истории ему принадлежит по всей справедливости одно из самых видных и почетных мест. Это был один из самых энергических и даровитых ревнителей славянского духовного единения и взаимности. Близкий друг Погодина, он был весь до мозга костей проникнут теми симпатиями к славянству, которые составляют жизненный нерв и главный импульс всей деятельности нашего знаменитого историка. С непрерывным вниманием, вместе с своим московским другом, следил он за всеми перипетиями и сколько-нибудь выдающимися явлениями в гражданской и умственной жизни наших западных и южных соплеменников, разделяя все чаяния и мечтания своего друга в этом направлении. Другой из ученых друзей Иннокентия О. М. Бодянский сообщал ему результаты своих сношений с учеными славистами равно как плоды своих собственных работ в области славистики 2 . Со времени назначения Иннокентия на одесскую архиепископскую кафедру ему пришлось стать в непосредственные отношения к славянству в качестве члена одесского болгарского настоятельства и практически немало принести пользы южным славянам и своим ходатайством за них, и денежными средствами, и содействием к сообщению в высшие сферы сведений о ходе у них умственного образования и гражданственности, об угнетениях и истязаниях, ими претерпеваемых от врагов Христа и славянства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

М.Я. Ястребов Преосвященный Дмитрий, как профессор догматического богословия Скачать epub pdf Имя преосвященного Дмитрия, бывшего в течение более тридцати двух лет (1851–1883) преемственно епископом Тульским, архиепископом Херсонским, Ярославским, Волынским и снова Херсонским и умершего в последнем сане 14 ноября 1883 года, пользуется широкой и вполне заслуженной известностью. Но известен преосвященный Дмитрий почти исключительно по своей архиерейской службе, как гуманнейший начальник, как человек неисчерпаемой доброты сердца и как глубокомысленный церковный проповедник. Между тем, и по своей доепископской службе он имеет право на почетную известность, как один из даровитейших и выдающихся профессоров Киевской духовной академии. Преосвященный Дмитрий, до монашества Климент Иванович Муретов, первоначальное богословское образование получил в Рязанской духовной семинарии, по окончании (не полном) курса которой поступил в состав VII курса Киевской духовной академии (1831–1835 г.) Принятый в академию первым студентом, Муретов сохранил за собой это место в течение всего академического курса. Первое место занимает он и по всем главным предметам старшего курса в списках, представленных к выпускному экзамену 1835 г., причем в списке по богословию рукой ректора академии, Иннокентия Борисова , против иеродиакона Дмитрия Муретова отмечено: «способностей и успехов отличных пред всеми». По окончании академического курса первым магистром, иеромонах Муретов оставлен был при академии и в течение более пятнадцати лет (1835–1851) состоял в ней преподавателем по главной группе богословских предметов – введению в круг богословских наук и догматическому богословию, с 7 октября 1835 года в звании бакалавра, а с 6 сентября 1837 г. по 27 января 1851 г. в звании ординарного профессора, соединяя с профессорством обязанности сперва инспектора (1838–1841 г.), а потом и ректора академии (1841–1851 г.). Академические слушатели Дмитрия делают о нем, как о профессоре, самые восторженные отзывы, ставят его «несравненно выше Иннокентия» и называют «богословом своего времени ни с кем несравнимым». В последнем отзыве слышится очевидное преувеличение. Но едва ли можно сомневаться, что преемником Иннокентия, по крайней мере, по кафедре догматического богословия 1 , Дмитрий был не только вполне достойным, а в некоторых отношениях и превосходившим его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

О новом издании трудов святителя Иннокентия, митрополита Московского 25 ноября 2012 г. 15:04 В рамках празднования Дней Республики Саха (Якутия) в Москве Издательство Московской Патриархии выпустило первые три тома собрания сочинений и писем святителя Иннокентия (Вениаминова), просветителя Америки и Сибири. Издание приурочено к 380-летию вхождения Якутии в состав Российского государства, 215-летию со дня рождения свт. Иннокентия и 35-летию со дня его канонизации. О проекте рассказывает Ж.П. Григорьева, заведующая отделом научно-богословских изданий Издательства Московской Патриархии. — Жанна Павловна, что связывает святителя Иннокентия, митрополита Московского, и Якутию? — Митрополитом Московским свт. Иннокентий стал лишь на склоне лет, в 1867 г., после кончины свт. Филарета (Дроздова). А до этого он отдал 16 лет своей жизни служению в русских колониях в Северной Америке — на Алеутских островах и острове Ситха (ныне — остров Баранова, штат Аляска). Затем в сане епископа (с 1850 г. — архиепископа) Камчатского, Курильского и Алеутского служил на кафедре, территория которой включала Восточную Сибирь, Камчатку, Курильские острова и владения Российской империи в Северной Америке. Именно свт. Иннокентий хлопотал об устройстве сначала Якутского викариатства, а затем и основания отдельной Якутской кафедры. Просвещению якутского народа свт. Иннокентий отдал много времени и сил. Лично объезжал огромные территории этого края, и якуты отвечали ему безусловным уважением и любовью. При нем были осуществлены переводы литургических текстов на якутский язык, а день первого богослужения на родном языке — 19 июля 1859 г. — стал для якутов национальным праздником. Преемство святителя продолжилось — под руководством нынешнего якутского архиерея владыки Романа (Лукина) осуществлен перевод всей Божественной литургии на якутский язык. Надо сказать, что идея издания трудов свт. Иннокентия принадлежит епископу Якутскому и Ленскому Зосиме (Давыдову) , который скончался в 2010 г. Ему посвящено это издание. Средства на собрание сочинений по поручению президента Якутии Е.А. Борисова выделили представители делового сообщества региона.

http://patriarchia.ru/db/text/2610064.ht...

Н.А. Куценко Статья посвящена изучению научного и творческого наследия первого профессора философии Киевской духовной академии, профессора Киевского императорского университета Св. Владимира И.М. Скворцова. На примере анализа философского наследия Скворцова рассматривается процесс развития философии в профессиональной университетской и духовно-академической среде в первой половине XIX в. Академическая философия в Российской империи XVIII–XX вв. является предметом постоянного внимания современных исследователей профессиональной философии 1 . Опираясь на имеющиеся исследования коллег – историков философии и богословия, а также на собственные архивные изыскания, мы дадим общий обзор и характеристику философского наследия одного из первых профессоров духовно-академической и университетской философии – Ивана Михайловича Скворцова. После преобразования Киевской духовной семинарии в академию (по «Проекту Устава Духовных Академий», 1814 г.) постоянное внимание к изложению философских дисциплин в ней послужило одной из главнейших причин постепенного развития как богословской, так и философской традиции. Первым профессором философии в обновленной академии был И.М. Скворцов. Среди его учеников отметим Иннокентия (Борисова) , ставшего впоследствии ректором академии и руководителем Скворцова, Якова Михайлова, Василия Карпова и его слушателя Петра Авсенева, учеником которого, в свою очередь, станет Памфил Юркевич . Орест Новицкий также слушал философию у Скворцова, богословие у Иннокентия, затем, имея уже собственные курсы в академии, стал одновременно одним из первых преподавателей философии в новооткрытом Киевском императорском университете Св. Владимира. Как видный философ и отчасти богослов в рамках Киевской школы философского теизма сформировался и Сильвестр Гогоцкий, ученик Новицкого, автор первого четырехтомного «Философского лексикона» в России. Таким образом, на протяжении сорока лет – с 1819 (год открытия академии) по 1858 (год назначения П. Юркевича , будущего наставника В. Соловьева, ее экстраординарным профессором) – Киевская духовная академия вновь показала способность воспитания философских и богословских кадров высокого европейского уровня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Д.А. Карпук Дмитрий Андреевич Карпук – кандидат богословия, преподаватель и секретарь кафедры церковно-исторических дисциплин, заведующий аспирантурой и архивом Санкт-Петербургской духовной академии. Митрополит Макарий (Булгаков) является одним из самых выдающихся архиереев XIX столетия. Широкую известность не только в Российской империи, но и за ее пределами владыке Макарию принесли его фундаментальные исследования по богословию и церковной истории. В бытность инспектором и профессором столичной духовной академии ему впервые пришлось столкнуться с духовной цензурой. И с этого времени митрополит Макарий был связан с ней на долгое время. Во-первых, сначала как член Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета, действовавшего при академии. Во-вторых, как автор богословских работ и церковно-исторических исследований. Несмотря на архиерейский статус и авторитет владыки Макария в научных кругах, духовная цензура в лице разных своих представителей довольно строго подходила к его трудам. Некоторые сочинения приходилось серьезно переделывать, разрешение на публикацию других приходилось ожидать годами. В-третьих, в 1870 г. по инициативе тогдашнего обер-прокурора Св. Синода была учреждена Комиссия по пересмотру действовавшего устава духовной цензуры, председателем которой был назначен именно митрополит Макарий. Предложения Комиссии, вынесенные на рассмотрение Св. Синода, позволяют утверждать, что владыка Макарий был человеком чрезвычайно широких взглядов, по некоторым вопросам даже опережавшим свое время. Ключевые слова: митрополит Макарий (Булгаков) , митрополит Филарет (Дроздов) , архиепископ Иннокентий (Борисов) , митрополит Григорий (Постников) , граф Д. А. Толстой, Санкт-Петербургская духовная академия, духовная цензура, обер-прокурор Святейшего Синода, Санкт-Петербургский духовный цензурный комитет. Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882), благодаря премиям его имени и многочисленным научным работам, хорошо известен не только как Московский митрополит, но и как крупнейший богослов и церковный историк XIX в. Выпускник Киевской духовной академии Макарий (Булгаков) в сане иеромонаха указом Св. Синода был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию в 1842 г. В столичной академии, куда его назначили по ходатайству тогдашнего ректора архимандрита Афанасия (Дроздова) 1 , Макарий пробыл 15 лет, вплоть до 1857 г., и прошел все звания и должности, начиная с помощника инспектора до ректора и с бакалавра до заслуженного ординарного профессора. Именно в столичной духовной академии ему пришлось впервые столкнуться с духовной цензурой. И с этого времени митрополит Макарий был связан с ней на долгое время, наверное, как никто другой из его

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Труды Киевской духовной академии»: история и современность 14.12.2011 993 Время на чтение 24 минут Среди научно-богословских журналов, издававшихся духовными академиями в России в XIX - начале ХХ вв., особое место занимали «Труды Киевской духовной академии». Благодаря этому изданию российский читатель получил доступ к русским переводам церковных писателей Западной Церкви, а также ряда библейских книг. На страницах журнала увидели свет многие исследования в области церковной истории, богословия и библеистики, не утратившие своего значения и по сей день. Историческому пути «Трудов» посвящен очерк проректора КДА по научно-богословской работе, доцента Владимира Буреги. Хотя начало издания научного журнала в Киевской духовной академии (далее - КДА) берет свое начало с 1860 года, все же реализации этого проекта предшествовал довольно продолжительный период дискуссий, в рамках которых обсуждались как сама возможность и целесообразность появления такого издания, так и возможный его формат. Предыстория журнала Первое периодическое издание КДА было основано еще в 1837 году. Это был журнал «Воскресное чтение». Инициатива его создания принадлежала тогдашнему ректору Академии епископу Иннокентию (Борисову). Именно он вместе с профессорами КДА протоиреем Иоанном Скворцовым и Яковом Космичом Амфитеатровым, а также молодым бакалавром иеромонахом Димитрием (Муретовым) составил программу издания первого в Киеве духовно-просветительского журнала. Проект был поддержан Киевским митрополитом Евгением (Болховитиновым), благодаря которому было получено и одобрение Святейшего Синода. В результате с 1837 года в свет стал выходить журнал, большая часть статей которого принадлежала перу профессоров КДА. Хотя «Воскресное чтение» было ориентировано, прежде всего, на публикацию общедоступных статей духовного содержания, все же здесь появлялись и важные учебные и научные материалы по богословию, библеистике, патрологии, литургике . Однако 18 марта 1844 года Духовно-учебное управление при Святейшем Синоде направило во все духовные академии письмо, в котором высказывалась явная неудовлетворенность делом издания научно-богословских трудов. Здесь указывалось, что, несмотря на то, что со времени введения в действие Устава духовных академий 1809 года было подготовлено немало образованный пастырей, все же и по прошествии четверти века с момента появления этого Устава в России ощущается дефицит учебных пособий для духовных школ. Кроме того, в свет вышло совсем немного научных сочинений богословского характера. Хотя академии и издают журналы, но они «предназначены преимущественно для народного чтения» и потому неудобны для публикации сугубо научных и учебных материалов. Поэтому Духовно-учебное управление предлагало академиям «издавать в свет по две, или по три книжки в год ученых записок из трудов наставников духовно-учебных заведений, подведомственных каждой академии» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Иеромонах Иоасаф (Гапонов) Скачать epub pdf Иеромонах Иоасаф, в миру Василий Семенович Гапонов, один из первых церковных историков Владимирской губернии, личность в высшей степени замечательная по своему уму и судьбе. Родился в 1803 г. в Курской губернии, в селе Погарич Путивльского уезда, где отец его был Священником. Первоначальное образование получил он в Путивльском духовном приходском училище, откуда в 1819 г. переведен был в Курскую духовную семинарию, где и окончил курс в 1825 году студентом. По окончании курса в семинарии, В.С. Гапонов в том же 1825 г. был определен учителем в Путивльское духовное училище; в 1826 г., оставаясь учителем, он был рукоположен во священники, но скоро овдовел. В 1833 году Гапонов поступил в Киевскую Духовную Академию для получения высшего образования, и там 7 апреля 1834 года пострижен был в монашество с именем Иоасаф. В Академии Гапонов имел возможность слушать богословские лекции знаменитого Иннокентия (Борисова) , бывшего после архиепископом Херсонским, так как с окончанием 8-го курса, к которому принадлежал Иоасаф, Иннокентий, по собственному его желанию, был уволен от профессорской должности. Совершив в Академии высший учебный курс, как сказано было в аттестате Иоасафа, с способностями значительными, прилежанием неослабным и поведением отлично добрым, он на окончательном испытании в 1837 году оказался успевшим по классам: чтения священного писания и богословских наук – очень хорошо, церковного красноречия – отлично, церковной истории и философии – очень достаточно, всеобщей словесности – значительно, гражданской истории и языка еврейского – весьма хорошо, а греческого и немецкого – похвально, и зачислен в первый разряд академических воспитанников», т.е. он окончил курс магистром (под 15-м). 1 сентября 1837 года Комиссией духовных училищ иеромонах Иоасаф определен был инспектором и учителем церковной истории и еврейского языка в Астраханскую семинарию; 15 декабря того же года, по представлении Конференции Киевской Духовной Академии, тою же комиссией утвержден был в степени магистра богословия и потому переименован профессором указанных предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ местные офиц. церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг. Впервые программа Е. в. была составлена в 1853 г. Херсонским архиеп. св. Иннокентием (Борисовым) . Только через 6 лет она была представлена на утверждение Святейшему Синоду Херсонским архиеп. Димитрием (Муретовым) . Его ходатайство о разрешении издания в Одессе «Херсонских епархиальных ведомостей» Синод удовлетворил 11 нояб. 1859 г. Указом Синода от 31 дек. того же года утвержденная программа была разослана всем епархиальным архиереям. В ходатайстве в пользу издания Е. в. архиеп. Димитрий приводил следующие соображения: 1) значительное сокращение переписки бумаг в консисториях при типографском изготовлении более грамотных и точных копий; 2) получение местным духовенством нужных для него сведений, «причем многие из священно-церковно-служителей, будучи извещаемы посредством ведомостей, не имели бы нужды совершать поездки… в епархиальный город для справок об участи своих просьб, о праздных местах, об успехах своих детей, обучающихся в семинарии» и т. п.; 3) «новый способ к пастырскому действованию на паству... и с словом назидания и утешения, и с предостережением от заразы и плевел разных лжеучений и обычаев нехристианских, и с воззваниями к подвигам благотворительности и другим богоугодным делам». Е. в. были призваны «оживить» все епархиальное управление и сблизить его с паствой. Те же и др. доводы приводились впосл. в начале издания новых епархиальных журналов. Так, в редакционном предисловии к 1 «Екатеринославских епархиальных ведомостей» (1872. 1. С. 1-7) указывалось, что издание необходимо в целях «более живого обмена, с одной стороны, распоряжений, с другой - донесений, между административною епархиальною властию и управляемым духовенством», т. к. в др. епархиях с началом издания Е. в. офиц. переписка сокращалась более чем наполовину. Другой целью было информационное обеспечение местных инициатив духовенства: содержания и благоустройства духовных уч-щ, выборов благочинных, благочиннических съездов, выбора священством духовников и т. д. Кроме того, указывалось на необходимость освещать общехрист. вопросы.

http://pravenc.ru/text/190001.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010