В.П. Мордвинов Ее сиятельству Надежде Борисовне княгине Трубецкой труд свой с глубочайшим уважением посвящает Владимир Мордвинов Много великих угодников Божьих просияло в Вологодских пределах. Предлагая благочестивому читателю сведения о жизни святых, почивающих в Вологодской епархии, считаем полезным выписать несколько слов из первого слова к Вологодской пастве, произнесенного Преосвященным Иннокентием, когда он прибыл в Вологду, на престол Епископский, из Киева, из викариев тамошней митрополии: «….Когда обзираю мысленно паству Вологодскую, то мне кажется, что я из одного рая духовного переселился в другой подобный. Куда не посмотрю, везде вижу целые лики святых. Возрю ли на Восток? там Прокопий Устюжский отводит молитвами своими каменную тучу, висящую над Устюгом; там Феодосий Тотемский среди сланых источников открывает новый неиссякаемый кладезь соли духовной, и сам соделывается солью земли Тотемской, спасающею от гниения души и сердца. Обращусь ли к Западу? здесь обители св. Павла Обнорского, св. Корнелия и Арсения Комельских высятся как твердыни духовные в прибежище и оплот воинов Христовых, в отражении врагов видимых и невидимых. Посмотрю ли на Север? Тут, среди волн на скале каменной, вижу несокрушимее всех скал и камней – раку святого Благоверного князя Иоасафа, преподобных Петра и Василия. Приникну ли к Югу? там почивают, или лучше сказать, стоят на страже духовной, святые основатели церкви Вологодской – священномученики Герасим, Иона и Питирим. Осмотрюсь ли кругом себя? Се Димитрий Прилуцкий! Се Галактион Спасокаменский! Се Герасим Киевский! Се, в самом храме семь. 1 Антоний Вологодский!... Огражденные таким образом со всех сторон святыми ходатаями и заступниками, имея, скажем словами Апостола, облежаще нас толик облак свидетелей ( Евр. 12:1 ) веры и упования, можем ли не благодушно выйти на предлежащий нам подвиг спасения?.. (Слова к пастве Вологодской. Киев 1843 г. стр. 3 и 4). Житие преподобного Павла Камельского или Обнорского В сонме воинов Христовых, наших присных защитников и молитвенников перед Престолом Божьим, дивным светилом светит великий подвижник веры и Благочестия Преподобный Павел Обнорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вологодская С 1492 г. Вологда была кафедральным градом Великопермской епархии; «...кафедра перенесена из Усть-Выми в Вологду...» вскоре после 1492 г. (Строев. С. 729). Перенесение кафедры было фактическим упразднением Великопермской епархии и началом Вологодской. В 1556 г. епархия была переименована из Великопермской в Вологодскую. Архиепископия с 26.01.1583 (с 1716 г. замещалась епископами). С 1735 г. архиереи перемещались на другие кафедры. В 1788 г. к Вологодской епархии была присоединена епархия Великоустюжская. Именовалась: с 1492 г. – Великопермская и Вологодская; с 1556 г. – Вологодская и Великопермская; с 12.1657 – Вологодская и Белоезерская; с 03.1787 – Вологодская; с 06.05.1788 – Вологодская и Великоустюжская, Вологодская и Устюжская; с 30.01.1888 – Вологодская и Тотемская; на 02.1972 – Вологодская и Великоустюжская. Викарные кафедры: Тотемская, Великоустюжская, Вельская, Череповецкая, Кадниковская, Няндомская. 1492 24.04.1501 05.05.1502 Стефан II Протасий (Тарасий) 16.02.1520 09.04.1525 Афанасий 30.01.1547 Киприан Иоасаф Макарий Варлаам 11.10.1585 26.10.1587 Антоний 06.1588 Иона Думин 12.1603 05.1609 Иоасаф II 07.1611 11.07.1613 25.06.1613 08.02.1617 22.07.1619 Макарий II 06.02.1620 17.03.1625 Корнилий 05.1625 03.06.1626 Нектарий Грек, паки 08.10.1626 01.1645 Варлаам II 16.01.1645 22.03.1663 23.10.1664 08.1684 07.09.1684 30.03.1707 Гавриил Кичигин 17.10.1708 18.01.1716 29.01.1716 05.11.1725 16.03.1726 22.04.1726 Иоаким 09.10.1726 17.09.1735 Афанасий Пауссиус-Кондоиди Грек 02.02.1736 29.05.1740 Амвросий Юшкевич (Юскевич) 29.06.1740 26.05.1753 Пимен Савелов 29.10.1753 12.1761 Серапион Лятошевич (Ляпушевич, Летушевич) 16.12.1761 25.12.1774 26.04.1775 23.04.1796 05.07.1802 13.02.1803 Антоний II Знаменский 15.08.1796 15.06.1802 26.04.1803 03.01.1808 24.01.1808 19.07.1813 Евгений Болховитинов 22.02.1814 28.11.1827 Онисифор Боровик 28.11.1827 24.11.1828 Моисей Богданов-Платонов Антипов 24.11.1828 01.03.1841 Стефан Романовский 01.03.1841 31.12.1841 Иннокентий Борисов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

диакон Павел Каледа Аннотация. Возникновение первой богословско-философской школы христианской антропологии в русском богословии восходит к Киевской духовной академии, ее ректору свт. Иннокению (Борисову) и профессору Петру Семеновичу Авсеневу. Выходцем отсюда был и свт. Феофан (Говоров), соединивший в себе хорошее знакомство с идеями современной философии и психологии с глубоким знанием наследия святых отцов: уже для младших его современников труды Вышенского Затворника имели практически святоотеческий авторитет. В связи с этим возникает вопрос: в какой мере антропологические взгляды Вышенского Затворника определяются идеями П.С. Авсенева и свт. Иннокентия? Проведенный впервые сопоставительный анализ антропологических идей перечисленных авторов показывает следующее. Свт. Иннокентий предпринял попытку построения учения о человеке на основании Священного Писания и святоотеческих творений, а также умственных построений с использованием концепций светской философии и психологии. На этом пути возникли некоторые трудности – в том числе идея «двойного» сознания человека и философский дуализм духовного-телесного. П.С. Авсеневу удалось переосмыслить и скорректировать антропологию святителя, преодолев эти проблемы. В частности, рассмотрение духа как некого органа, приемлющего голос Божий и превышающего наше «я», позволило ему преодолеть проблему двойного сознания. Наконец, свт. Феофан успешно соединяет концепцию Петра Семеновича со святоотеческим учением о сердце и выражает ее на языке традиции. Таким образом, Вышенский Затворник оказывается вполне последовательным наследником киевской школы христианской антропологии. И если П.С. Авсеневу удалось решить проблемы догматического характера, вставшие перед родоначальником этой школы, то свт. Феофан сумел преодолеть разрыв со святоотеческой традицией. 1 Свт. Феофан Затворник является представителем духовно-академической науки и одновременно принадлежит к «горизонту» монашеского богословия 1 . Он настолько глубоко укоренен в святоотеческой традиции, что его труды уже для младших современников имели практически святоотеческий авторитет 2 . Деятельность Вышенского Затворника выпала на время, когда происходит процесс усвоения и переработки современной философии и психологии, в русском богословии зарождаются первые персоналистические концепции 3 . Свт. Феофан, будучи хорошо знаком с этими идеями, сумел все же, по выражению прот. Павла Хондзинского, «сохранить равновесие между традицией и антропологическими открытиями современности» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Елец. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Первая деревянная Успенская церковь была построена вместе с Елецкой крепостью в 1592 году.  Некоторое время являлся соборным храмом. В 1743 году прихожане Успенской церкви начали строительство нового каменного храма на прежнем месте, которое находилось в непосредственной близости от нынешнего Вознесенского собора (перекрёсток Коммунаров и Маяковского). В 1757 году епископ Воронежский и Елецкий Феофилакт освятил новый храм. После того как было принято решение о строительстве нового собора в 1815 году, прихожане и причт Успенской церкви выбрали для неё новое место. До 1824 года продолжались работы по разбору старой церкви, одновременно с этим возводилась новая. Строительство современной двухэтажной каменной Успенской церкви велось 14 лет (1815-1829 гг.) стараниями священника Георгия Ключарёва и купца Григория Назарова. В 1823 году закончен и освящён нижний храм в честь Богоявления, а второй этаж с престолом Успения Богородицы завершен лишь в 1829 году. Колокольня 79 метров строилась с 1833 по 1841 годы. Успенская церковь - один из выдающихся памятников храмового зодчества, построенных в период высокого классицизма. Является памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Одним из настоятелей храма был о. Алексий Борисович Борисов, отец святителя архиепископа Иннокентия Херсонского. К Успенской церкви были приписаны 3 часовни. Одна, Успенская, построена вместе с храмом за алтарной стеной, сохранилась и по сей день. Две другие, на мясной площади (ныне Городской рынок) и на «рыбных рядах» (ныне площадь Ленина), не сохранились. Храм был закрыт в 1930-х годах, и до 1962 года его помещение использовалось как склад. Во время войны в трапезную угодила бомба, от чего был разрушен свод. В 1997 году храм был передан РПЦ, и сразу же прихожане Вознесенского собора приступили к работам по его реставрации. В активную фазу работы вступили лишь через 10 лет. Ныне полностью завершены работы по реставрации алтарной части. Ежедневно в храме происходят службы.

http://sobory.ru/article/?object=02129

епископ Лукиан ЦВ 21 (465) ноябрь 2011 /  21 ноября 2011 г. 12:14 Епископ Лукиан: С раннего детства я имел искреннее стремление стать монахом 16 октября за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского.   Слово архимандрита Лукиана (Куценко) при наречении во епископа Благовещенского и Тындинского Ваше Святейшество, Святейший владыка и всемилостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри! Решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви я призываюсь к епископскому служению в дальневосточных землях нашего Отечества. Со страхом и трепетом я преклоняю свою голову пред великим Промыслом Божиим, осознавая свое недостоинство и большую ответственность предстоящего служения. С раннего детства я имел искреннее стремление стать монахом и священником. Не помню ни одного момента в своей жизни, когда бы я усомнился в выбранном мною жизненном пути. Я просто любил Бога и Церковь, это было сильным целеустремлением, которое помогло мне пережить сложные времена атеистического прошлого, когда передо мной закрывались двери учебных заведений, где учащихся и студентов принимали по комсомольским и профсоюзным характеристикам; когда отворачивались и испытывали ложный стыд родные и друзья. С двенадцати лет меня прозвали «батюшкой», им я остался до настоящего времени. Я безгранично благодарен Богу за то, что родился и вырос на Одесской земле, в солнечном крае, земле, омытой потом и кровью знаменитых и святых людей Церкви и Отечества. Несмотря на трудные годы советского безбожного времени, юность и молодость моя прошли у священных гробниц великих праведников нашей Церкви — святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского, святого праведного Ионы Атаманского, священномученика Павла Гайдая, жизнь и труды которых воодушевляют меня до настоящего времени. Имея искреннее желание служить Богу, я никогда не думал быть епископом и не стремился к достижению церковной власти и особых положений, имел и имею единственное желание: как можно больше сделать добрых дел для Церкви и людей, видя, как быстро проходит наша земная человеческая жизнь. Веруя, что благодать Всесвятого Духа есть немощная врачующая и оскудевающая восполняющая и что от Господа стопы человеку исправляются (Пс. 36, 23), я послушно принимаю свой жизненный жребий в надежде на милость Божию, помощь и заступничество Божией Матери, Царицы Небесной.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_lukian_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сохраняя славные традиции» Педагогам и школьникам Сахалина рассказали о наследии Ивана Ильина 31.05.2023 638 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено организаторами В Доме культуры поселка Ноглики Сахалинской области состоялись две лекции, посвященные обсуждению творческого наследия выдающегося русского философа Ивана Александровича Ильина, 140 лет со дня рождения которого отмечает российская общественность в 2023 году. Гостями одного из самых северных районов Сахалина стали известный общественный деятель, публицист, координатор православного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин, председатель Сахалинского отделения «Союза православных женщин» Майя Кириллова и руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, председатель совета Сахалинской региональной общественной организации «Братство Александра Невского» протоиерей Виктор Горбач, сообщает пресс-служба СРОО «Братство Александра Невского». Андрей Борисович Кормухин рассказал об основных вехах жизненного пути философа и отметил актуальность многих идей Ивана Ильина. Выступающий подчеркнул, что Ильин предугадал многие государственные проблемы современной России, которые можно решать, опираясь на труды мыслителя. «Книга Ивана Александровича Ильина «Наши задачи» – своеобразный манифест национального правосознания и, одновременно, завещание будущим поколениям русских людей: программа духовного возрождения и укрепления российского государства. Каждый, кто считает себя патриотом России должен прочитать эту книгу», - призвал собравшихся Андрей Кормухин. Майя Владимировна Кириллова пригласила школьников принять участие в ежегодном православном молодежном палаточном слете «Берег притяжения», который с 3 по 10 августа пройдет в памятном месте острова – селе Дуэ Александровск-Сахалинского района. Именно с этого места в XIX веке началось освоение Сахалина русскими людьми. А в 1861 году в Дуэ побывал известный православный миссионер и просветитель равноапостольный Иннокентий (Вениаминов), первый православный епископ Аляски, Камчатки, Сахалина, Курил и Приамурья. В этом году слет будет посвящен 30-летию Южно-Сахалинской и Курильской епархии и 140-летию Ивана Ильина.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/31/na...

Иеремия, епископ Нижегородский и Арзамасский, в схиме Иоанн (Соловьев Иродион Иванович) Родился 10 апреля 1799 года в семье пономаря села Георгиевского Ливенского уезда Орловской губернии. С 1810 года обучался в Орловской (Севской) духовной семинарии. 25 сентября 1819 года окончил курс семинарии. 10 сентября 1820 года определен учителем греческого языка и инспектором в Севское духовное училище. С вступлением на самостоятельный жизненный путь перед будущим епископом встал вопрос – по какому руслу направить свою жизнь. В тайниках души его началась страшная борьба мыслей, чувств и намерений. С одной стороны, он чувствовал в душе своей пламенное стремление к монастырскому уединению, с другой – его смущали те перспективы, которые рисовала светская жизнь. Чувствуя такую нерешительность, он пламенно молился Господу. Плодом этой молитвы было то, что он охладел ко всему мирскому и даже несколько раз помышлял тайно удалиться от мира. Но затем решил посоветоваться с более опытными людьми и обратился к некоему старцу Геннадию, известному своей назидательностью. Старец Геннадий благословил юношу и вручил ему свой посох с тем, чтобы последний, не заходя в дом свой, отправлялся в брянские леса. Но Иродион преслушал внушение старческое. Однако постоянная тоска и борьба мыслей не давали ему покоя. И через три года (в 1822 году) он, преодолев все искушения, встретившиеся на его пути, вступил в Брянский Печерский монастырь, где выполнял разные монастырские послушания. Вскоре старцем монастыря Смарагдом он был представлен кандидатом для продолжения образования в Московскую духовную академию, но затем по просьбе его друга Иннокентия Борисова (впоследствии архиепископа Херсонского; † 1857) произошло изменение. 10 сентября 1824 года он был вызван в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии, где 25 ноября пострижен в монашество, а 25 декабря того же года рукоположен во иеродиакона. 14 августа 1827 года по окончании академии рукоположен во иеромонаха и назначен законоучителем 2-го кадетского корпуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(К 50-летию со дня его смерти) 1 Об источниках религиозно-нравственных воззрений Н. В. Гоголя в нашей литературе до сих пор известно очень немного. Известно только, что религиозно-нравственными вопросами Гоголь стал заниматься серьезно только в последние 9 лет своей жизни, когда он почувствовал недостаточность своего прежнего образования и решился восполнить его религиозно-нравственным самообразованием, чтобы разрешить волновавшие его в то время вопросы высшего порядка. «Надобно сказать, – говорит он в своей «Авторской исповеди», – что я получил в школе воспитание довольно плохое, а потому и немудрено, что мысль об учении пришла ко мне в зрелом возрасте. Я начал с таких первоначальных книг, что стыдился даже показывать и скрывал все свои занятия. Я наблюдал за собой, как учитель над учеником не в книжном учении, но просто в нравственном, глядя на себя самого, как на школьника». 2 По замечанию П. В. Анненкова, поворот Гоголя в сторону религиозно-нравственных интересов решительно обнаружился со второй половине 1843 года, когда он проживал в Италии 3 . С этого времени Гоголь и начинает хлопотать о получении им книг церковного и религиозно-нравственного содержания. Кроме евангелия и псалтири, его интересуют творения Ефрема Сирина , Иоанна Златоустог о, Максима исповедника (о любви), Макария Египетского (о молитве), св. Димитрия Ростовского , св. Тихона Задонского , Добротолюбие, сочинения Лазаря Барановича, Стефана Яворского , Амвросия Подобедова («Толкование на Св. Писание»), Иннокентия Херсонского (Борисова), «Памятник веры», духовные академические журналы «Христианское Чтение» и «Творения Святых Отцов в русском переводе», с прибавлениями к ним, и др., а из западных богословов и духовных писателей – сочинения Фомы Аквината, Фомы Кемпийского («О подражании Христу»), Боссюэта и др. 4 Особую группу духовных сочинений, интересовавших Гоголя, составляют сочинения, служившие ему источниками и пособиями при составлении его «Размышлений о божественной литургии». К числу таких сочинений относятся: св. Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» и «О церковном чиноначалии», Симеона Солунского , патриарха Германа, Нила Кавасилы , патриарха Иеремии, «Старая» и «Новая Скрижаль» (последняя – Вениамина Румовского), «Изъяснение на литургию» Ив. Дмитревского, «Изъяснение на литургию» священника Нордова, и др. 5

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Киев. Гнилецкий пещерный мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Церковщине. Гнилецкие пещеры Карта и ближайшие объекты Житие прп. Феодосия Печерского повествует, что Великим постом он уединялся в лаврских пещерах, из которых иногда тайно уходил в загородную пещеру: ...отхождаху во едино монастырское село, и тамо в пещере, яже бе в сокровеннемъ месте, Богу единому ведуще, пребываше единъ. По преданию, эта пещера находилась в урочище Церковщина, в 12 км. южнее Лавры. Впоследствии здесь образовалась небольшая пещерная обитель – Пречистенский Гнилецкий монастырь. В в. здесь принял постриг прп. Герасим Вологодский (†1174; пам. 4/17 марта). Разорения Киева в XIII – XV вв. стали причиной угасания обители, к XVI в. пришедшей в запустение. В топонимике сохранились названия: урочище Церковщина и село Ходосовка – искаженное Феодосиевка. Вновь открыл пещеры свт. Иннокентий (Борисов; †1857, пам. 25 мая/7 июня). В 1900 – 1902 гг. при пещерах основан монастырь Рождества Богородицы, получивший название «Скита Пречистой». Настоятелем стал ученик прп. Ионы Киевского (†1902, пам. 9/22 января) иеромонах Мануил (впоследствии схииг. Серафим (Ковш); †1920). В 1905 г. древний пещерный храм был расширен и освящен во имя прп. Феодосия Печерского.С 1922 г. урочище используется как место лишения свободы (монастырь до 1928 г. сосуществовал с колонией для малолетних). Вновь открылась обитель во время войны и действовала до конца 1940-х гг. рядом с лагерем для военнопленных. В Церковщине менялись хозяева и с 1969 г. здесь расположился санаторий МВД УССР «Хутор Вольный». С 1991 г. специализированным отделом «Киев подземный» Музея истории Киева ведутся археологические раскопки пещер. Церковная опека святыни поручена Голосеевской пустыни, братия которой совершает регулярные богослужения в пещерном храме (с 14/27 августа 1999 г.). Православный монастырь в киевском урочище «Церковщина» был основан на стыке XI—XII вв. на месте, где иногда уединялся в Великий пост один из основателей Киево-Печерской Лавры — прп. Феодосий Печерский. Монастырь в «Церковщине» назывался Гнилецким и в своем развитии повторил историю Лавры: сначала существовал в пещерах, а со временем был частично перенесен на поверхность, где соорудили каменную церковь. Есть основания считать, что в Гнилецком монастыре начинал свой монашеский путь прп. Герасим Вологодский — миссионер Русского Севера в XII в. Запустевший из-за монгольских набегов на Киев, Гнилецкий монастырь долго напоминал о себе устьями пещер и руинами церкви, которую стали называть Церковищем — отсюда и топоним «Церковщина». Трудами свт. Иннокентия Херсонского (Борисова) — когда архипастырь еще служил в Киеве — вход в пещеры был благоустроен в 1835 г. для посещения паломниками, а в начале ХХ в. в «Церковщине» был создан «Скит Пречистой».

http://sobory.ru/article/?object=14106

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛПИДИФОР (Бенедиктов Алексей Иванович; 1804, с. Новосёлка Мологского у. Ярославской губ.- 31.05.1860, С.-Петербург), архиеп. Таврический и Симферопольский. Род. в семье священника. В «Завещании» местом своего рождения указал с. Новосёлка Мологского у. Ярославской губ., однако в лит-ре и некрологах XIX в. называлось с. Григорово Пошехонского у. той же губ. Первоначальное образование получил дома. В 1821 г. окончил Ярославскую ДС, в 1825 г.- СПбДА со званием кандидата богословия, «с правом на получение степени магистра по выслуге двух лет». 1 сент. 1825 г. назначен преподавателем греч. и франц. языков в Архангельскую ДС. 10 сент. 1827 г. утвержден в степени магистра богословия. 1 окт. 1829 г. переведен в Новгородскую ДС на должность инспектора семинарии и профессора философии. 28 нояб. в Новгороде принял монашеский постриг с именем Елпидифор. 1 дек. рукоположен во диакона, 6 дек.- во иерея. С 30 янв. 1830 г. Е.- соборный иеромонах Александро-Невской лавры . С марта по май 1831 г. исполнял обязанности ректора и профессора Новгородской ДС. 11 (по др. сведениям, 14) апр. 1832 г. Е. переведен в Курск на должность ректора семинарии и профессора богословия. В 1831-1837 гг. в Курской ДС учился буд. митр. Московский Макарий (Булгаков) , на к-рого Е. оказал большое влияние своим «аскетическим подвигом и чистотой» и к-рого познакомил с трудами ректора КДА архим. Иннокентия (Борисова ; впосл. святитель). 22 мая 1832 г. Е. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Николая Чудотворца мужского монастыря Суджанского у. Курской губ. С 15 июля 1832 г. служил присутствующим в Курской духовной консистории, с 1 авг.- благочинным епархиальных мон-рей и цензором проповедей духовенства. 29 нояб. 1833 г. назначен настоятелем Святой Троицы мужского монастыря Белгородской епархии. В 1835 г., при Е., в обители была построена и освящена каменная теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». 30 апр. 1837 г. Е. назначен ректором Воронежской ДС, 21 мая того же года - настоятелем Акатова во имя святителя Алексия монастыря . Одновременно в Воронежской епархии служил присутствующим в духовной консистории, благочинным епархиальных мон-рей, цензором проповедей духовенства. По предложению обер-прокурора гр. Н. А. Протасова Е. составил учебник по герменевтике для семинарского курса (не изд.).

http://pravenc.ru/text/189913.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010