Статистика Иннокентий Херсонский (Борисов), свт. Иннокентий (Борисов) (1800-1857), архиепископ Херсонский и Таврический, знаменитый русский богослов и церковный оратор, прозванный в свое время «Русским Златоустом», святитель Память 25 мая (Одесс.) В миру Борисов Иоанн Алексеевич, родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце, Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова. Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви. Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков. У неё была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими она врачевала себя и своих детей. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму. Первоначальное образование получил в Воронежском уездном училище, по окончании которого поступил в Орловскую духовную семинарию. Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей. В 1819 году он окончил семинарию и, как один из лучших ее выпускников, был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. Здесь с новой силой проявились его выдающиеся способности. Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии. В высшем отделении академии Иоанн Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование, как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами. |
Одесса. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Свято-Успенский кафедральный собор построен по проекту архитектора Л.Ц. Оттона в основном на средства одесских купцов Иакова и Николая Черепенниковых. Высота храма с колокольней – 56 м, вместимость – 5000 человек. Закладку собора совершил в 1855 г. святитель Иннокентий (Борисов), а чин освящения в 1869 г. совершил архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов). В 2008 г. по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, настоятеля Свято-Успенского кафедрального собора, произведен капитальный ремонт и новые настенные росписи. В соборе пребывает главная святыня юга Украины – Касперовский чудотворный образ Богоматери, а также находятся св. мощи праведного протоиерея Ионы Одесского. Первый Успенский храм в г. Одессе был построен в 1814 году старообрядческой общиной. Деятельное участие в сооружении этого храма, перестроенного из часовни, принимал градоначальник Одессы герцог Ришелье. В 1841 году случилось радостное событие в истории Православной Одессы. Старообрядцы Успенской церкви воссоединились с Православной Церковью. С этого времени Успенская церковь именовалась единоверческой. Прихожане единоверческой Успенской церкви, движимые ревностью о благолепии Дома Божия и по совету настоятеля церкви протоиерея Александра Силина, на добровольно сделанные пожертвования соорудили новый величественный храм с колокольней. 17 июля 1855 года святитель Иннокентий (Борисов) в воскресный день в сослужении викарного епископа Поликарпа совершил закладку нового трехпрестольного Успенского храма. Архипастырь обратился тогда к прихожанам и строителям с приветственным словом, в котором высказал свою радость о благочестивом христианском рвении их, обнаружившемся в том, что, присоединившись недавно к общему стаду Христову, они не только украсили свою церковь, но и возымели благую мысль соорудить новый великолепный храм во славу Божию. 13 апреля 1869 года архиепископом Херсонским и Одесским Димитрием (Муретовым) совершилось освящение новой Успенской церкви. Двухэтажный храм был построен, в основном, на средства купцов Иакова и Николая Черепенниковых по проекту архитектора Л.Ц. Оттона. Высота храма вместе с колокольней — 56 метров, вместимость — 5000 человек. В конце 19-го века в Свято-Успенском соборе три года служил священником святой праведный Иона Одесский. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Этот день в Русской истории Сегодня мы чтим память святителя Иннокентия и вспоминаем монаха Амфилохия (Яковлева) и генерала А.Ф.Матковского 08.06.2018 500 Время на чтение 3 минуты Сегодня мы чтим память святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, отошедшего ко Господу 26 мая 1857 года. Он родился 15 декабря 1800 года в г. Ельце Орловской губернии в семье священника и в миру звался Иоанном Алексеевичем Борисовым. Окончив Орловскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию первым учеником, в 1823 году будущий владыка был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Петербургской духовной семинарии, а через три месяца - ректором Петербургского Александро-Невского училища. 10 декабря 1823 года Иоанн Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентия и в тот же день рукоположен во иеродиакона, а спустя несколько дней - во иеромонаха. Через полтора года молодой иеромонах уже был инспектором Петербургской духовной академии, а в 1826 г. стал экстраординарным профессором богословия, с возведением в сан архимандрита. За это время, по всеобщему мнению, о. Иннокентий прославился как превосходный духовный проповедник, который своими вдохновенными речами пробуждал, увлекал и восторгал умы слушателей. А обширную научную деятельность в 1829 г. профессору-архимандриту Иннокентию была присвоена степень доктора богословия. В 1830 г. архимандрит Иннокентий был назначен ректором Киевской духовной академии. 3 октября 1836 г. в С.-Петербурге состоялась его хиротония во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Затем последовали его назначения Вологодским, а затем Харьковским епископом. 15 апреля 1845 года «за отличное управление Харьковской епархией» епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа. Сегодня мы также вспоминаем монаха и живописца Амфилохия (Яковлева), отошедшего ко Господу в 1824 году. Он родился 9 октября 1749 года в семье ростовских потомственных священников и в миру звался Андреем. С восьми лет он пел и читал на клиросе, в шестнадцать лет стал причетником в церкви св. Иоанна Милостивого и Толгской Божьей Матери в Ростове Великом. В 1766 году был рукоположен в диаконский сан. Обучался иконописи, участвовал в росписи храмов Москвы и Ярославля. В 1777 году овдовев отец Андрей вступил в братство Спасо-Яковлевского монастыря, через два года принял постриг с именем Амфилохий. В 1780 году поновлял фрески XVII века в Зачатьевском храме монастыря. Был ризничим, уставщиком и духовником монастыря. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святителей ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕФРЕМ († 1454), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИННОКЕНТИЙ (Борисов Иван Алексеевич; 1800-1857), архиеп. Херсонский и Таврический, свт. (пам. 25 мая, в Соборе Киевских святых, в Соборе Липецских святых и в Соборе Одесских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ИОАНН V (III) МИЛОСТИВЫЙ († 620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони)) |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ (в схиме Иоанн; Соловьёв Иродион Иоаннович; 10.04. 1799, с. Георгиевское Ливенского у. Орловской губ.- 6.12.1884, Н. Новгород), еп. Нижегородский и Арзамасский. Род. в семье пономаря. С благодарностью вспоминал семью, особенно деда и мать, Марию Феоктистовну, наставление к-рой: «Молись, молись, всегда молись, молись втайне, молись ночью, молись перед всяким уроком своим и всяким делом» - помнил всю жизнь. В течение жизни И. хранил узелок, к-рый мать дала ему в благословение перед поступлением в духовные школы. В узелке были икона, кисейное полотенце и монеты для раздачи милостыни нищим ( Виноградов. 1886. С. 2, 4). Окончил Севское ДУ, в 1810 г. поступил сразу в 4-й класс Севской (Орловской) ДС. 21 нояб. 1814 г. Орловским еп. Досифеем (Ильиным) был посвящен во чтеца. В годы учебы познакомился с И. А. Борисовым (впосл. свт. Иннокентий , архиеп. Херсонский), дружба с к-рым оказала значительное влияние на буд. епископа. Обратил на себя внимание ректоров-архимандритов Владимира и св. Гавриила (Городкова) . По окончании Севской ДС 25 сент. 1819 г. состоял учителем греч. языка и одновременно инспектором Севского ДУ, ректором к-рого в тот период был иером. Иаков (Вечерков) . Орловский еп. Гавриил (Розанов) предложил Соловьёву священническую вакансию в Покровской ц. г. Болхова и благословил на брак. Но, побывав в Болхове и познакомившись с невестой, Соловьёв отказался от служения на приходе и вернул еп. Гавриилу «брачный билет». По преданию, посетил вместе со свящ. И. З. Вуколовым Елец, где старец прот. Иоанн Жданов предсказал Соловьёву служение в епископском сане. По благословению еп. Гавриила в марте 1822 г. пришел в Свенский Новопечерский Успенский мон-рь, где исполнял различные послушания, порой самую «черную» работу, с сент. того же года служил пономарем. В сент. 1824 г. по распоряжению Комиссии духовных уч-щ Соловьёв был направлен в СПбДА для продолжения образования за казенный счет. Значительное содействие в этом оказал инспектор СПбДС Иннокентий (Борисов), убедивший послушника оставить мон-рь и продолжить образование. 21 нояб. 1824 г. Ревельским еп. Григорием (Постниковым) в академической церкви Соловьёв был пострижен в монашество, 25 дек. того же года в Казанском соборе рукоположен во диакона, 14 авг. 1827 г. архиеп. Рязанским Филаретом (Амфитеатровым) в Рождественской ц. Псковского подворья на Васильевском о-ве рукоположен во иерея. Некоторое время служил на Псковском подворье учителем певчих архиеп. Рязанского Филарета, с 1827 г. законоучитель и настоятель Александро-Невской ц. 2-го Кадетского корпуса С.-Петербурга. В 1828 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры, в 1829 г. Комиссией духовных уч-щ назначен бакалавром СПбДА по богословскому классу. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМЫ И ДАМИАНА СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Симферопольской и Крымской епархии УПЦ), находится в г. Алушта, на территории Крымского гос. заповедника. Основан в 1853-1856 гг. как киновия Бахчисарайского скита (см. Бахчисарайский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ) в верховьях р. Альмы, рядом с целебным минеральным источником Савлух-Су, освященным во имя святых Космы и Дамиана и почитаемым как христианами, так и мусульманами. В 20-х гг. XIX в. на средства гр. С. Потоцкой здесь была построена небольшая купальня для паломников. Инициатором устроения при источнике К. и Д. м. стал архиеп. Херсонский и Таврический свт. Иннокентий (Борисов) , представивший в 1849 г. в Синод записку о создании «крымского Афона» - комплекса пещерных монастырей с центром в Бахчисарае, одной из составляющих которого должна была стать киновия близ Алушты. 4 мая 1850 г. указом Синода благословлялось устройство бахчисарайского Успенского скита с неск. киновиями, в т. ч. и на источнике святых Космы и Дамиана. В 1851 г. «попечителями» источника были назначены настоятель алуштинского храма вмч. Феодора Стратилата свящ. Димитрий Черняев и староста купец А. Коротенко. В кон. дек. того же года свящ. Димитрий освятил воду в источнике. 3 апр. 1853 г. указом Синода учреждалась киновия «без всякого пособия от казны» (ГА Автономной Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5837. Л. 1). Но Крымская война 1853-1856 гг. прервала процесс становления мон-ря. Около родника был построен военный наблюдательный аванпост, а в ущелье по течению р. Альмы - временные укрепления. 1 июля 1855 г. в симферопольском Александро-Невском соборе архиеп. Херсонский Иннокентий призвал прихожан способствовать устроению обители. Одним из главных жертвователей стал староста собора купец 1-й гильдии И. П. Санютин, исцелившийся от лихорадки и «нервного расстройства» после купания в источнике. В июле 1856 г. из бахчисарайского Успенского скита были командированы 1-й строитель киновии иером. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ (Борисов Иван Алексеевич; 15.12.1800, г. Елец Орловской губ.- 26.05.1857, Одесса), свт. (пам. 25 мая, в Соборе Киевских святых, в Соборе Липецских святых и в Соборе Одесских святых), архиеп. Херсонский и Таврический, богослов, историк Церкви. Биография Род. в семье свящ. Алексия Борисова. Первоначально обучался дома под рук. отца, а также свящ. Василия Климентова, оказавшего на мальчика большое влияние. В янв. 1810 г. был принят во 2-й класс Воронежского ДУ, в сент. переведен в 3-й, в янв. 1811 г.- в 4-й класс. С нояб. 1811 г. учился в Орловской ДС, находившейся в Севске. Его товарищ по семинарии И. И. Соловьёв (впосл. Нижегородский еп. Иеремия ), ставший одним из самых близких к И. людей, вспоминал, что он «так высоко стоял пред своими соучениками, что между им всегда первым и между вторым по нем в списках, казалось, оставался пробел для десяти и более» ( Иеремия (Соловьёв). 1885. С. 13). Сочинение Борисова «Притча о блудном сыне» в списках ходило по семинарии. Он собирался продолжать обучение в ун-те, но в 1819 г. в числе 6 лучших учеников был направлен в открытую тогда же КДА. Его ораторский талант проявился уже на студенческой скамье, когда он знакомил своих товарищей с новейшей герм. философией, зап. богословием. В сб. «Некоторые опыты упражнений воспитанников Киевской Духовной Академии, изданных по окончании первого учебного курса 1823 г.» (К., 1824) были опубликованы 4 слова и 2 студенческих сочинения Борисова: «О признаках повреждения человеческого в самой природе человека», «Особенно замечательные черты путешествия израильтян в землю обетованную» (др. его студенческие работы опубл.: Из неизданных рукописей архиеп. Иннокентия Борисова//ТКДА. 1883. 4. С. 652-685). На последнем публичном экзамене прочитал часть курсового соч. «О нравственном характере Господа нашего Иисуса Христа», которое заслужило одобрение Киевского митр. Евгения (Болховитинова) . Окончил академию первым магистром (диплом от 18 дек. 1823). |
Состав Межсоборного присутствия на 2018-2022 годы по комиссиям (от 15.10.2018) 15 жовтня 2018 р. 23:17 Состав Межсоборного присутствия на 2018-2022 годы по комиссиям утвержден решением Священного Синода от 15 октября 2018 года ( журнал 80 ). Комиссия по богословию и богословскому образованию 1. митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии — председатель 2. протоиерей Валентин Васечко, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви — секретарь 3. митрополит Виленский и Литовский Иннокентий 4. митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин 5. митрополит Луганский и Алчевский Митрофан 6. митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви 7. митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений 8. архиепископ Верейский Амвросий, ректор Московской духовной академии 9. архиепископ Нежинский и Прилукский Климент, председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви, председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви 10. архиепископ Венский и Будапештский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям 11. епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусского экзархата 12. епископ Каскеленский Геннадий, управляющий делами Митрополичьего округа в Республике Казахстан, ректор Алма-Атинской духовной семинарии 13. епископ Уссурийский Иннокентий 14. епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии 15. епископ Домодедовский Иоанн, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря 16. епископ Петергофский Серафим, ректор Санкт-Петербургской духовной академии 17. епископ Белогородский Сильвестр, ректор Киевской духовной академии 18. архимандрит Сергий (Акимов), ректор Минской духовной академии 19. архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата |
Херсон. Домовая церковь " Касперовская " иконы Божией Матери. Домовая церковь при архиерейском доме /// Епархия неизвестна Домовая церковь. Действует. Год постройки:Между 1871 и 1874. Адрес: Украина, Херсонская обл., г. Херсон, ул. Богородицкая, д.1 Координаты: 46.629465, 32.619423 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты На ул. Богородицкой, у самого проспекта Ушакова (напротив гостиницы «Фрегат») стоит величественный строгий особняк, ранее называвшийся домом Катасанова, затем Архиерейским (Викариатским) домом. Здание Архиерейского дома на Богородицкой улице было возведено в стиле классицизма в 1820 году. Постройка использовалась как дом для начальника Херсонского адмиралтейства Катасанова. В 1827 году Черноморское адмиралтейство было упразднено и здание опустело. Долгие годы это великолепное сооружение служило хранилищем архивов Губернского ведомства, однако без должного надзора главный корпус быстро обветшал и в 1840-х годах начал разрушаться. Был намечен ремонт на весну 1851 года, составлен проект и выделены средства, однако заинтересованности у города в этом доме не было. Осенью 1849 года из Одессы в Херсон приехал архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), и губернатор Херсона решил показать ему Катасановский дом, рассчитывая, что Духовное ведомство могло бы в нем разместить Херсонское духовное училище, которое ютилось, не имея своего помещения, в доме Успенского собора. Средств у Духовного училища на ремонт этого здания не было, не было их и у консистории. Но когда архиепископ Иннокентий узнал, что Катасановский дом взят на заметку католиками для своего епископа, он решил обратиться в Святейший Синод, чтобы в Херсоне поскорее основать викариатство с целью укрепления Православия в этом регионе. Решением Святейшего Синода 14 марта 1853 года было утверждено викариатство в Херсоне. Только в 1864 году Духовному ведомству удалось собрать деньги на приобретение и капитальный ремонт здания Архиерейского дома. В 1871 году началась постройка домового храма. К сентябрю 1974 года храм был построен и снабжен ризницей и утварью в достаточном количестве. Преосвященным Нафанаилом (Соборовым), викарием Херсонским, 1 октября 1874 года он был освящен во имя Касперовской иконы Божией Матери, вмч. Димитрия Солунского и мц. Александры. |
Херсонес и Херсонесский монастырь во имя святого равноапостольного князя Владимира. Часть 1 В ноябре 1849 года архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов, † 1857), «усмотрев потребность упрочить религиозное благосостояние Крыма, наводненного исламизмом» , разработал концепцию «русского Афона», согласно которой он предполагал воскресить бытие чтимых по христианским воспоминаниям старейших обителей России. Архипастырь в 4-м параграфе своей «Записки о восстановлении древних святых мест по горам Крымским», поданной в Святейший Правительственный Синод, проницательно отметил значение легендарного Херсонеса, основанного за 500 лет до Рождества Христова греками и вошедшего в 1783 году в состав заложенного императрицей Екатериной II города Севастополя. «Между этими развалинами, – отмечал преосвященный Иннокентий, – доселе приметны основания четырех церквей – трех меньших и одной большей, которую не без причины признают за соборную, в коей крестился святой Владимир. Поелику основания древней церкви на развалинах Херсонеса целы доселе и даже сохранились части колонн и орнаментов ее… то новейшая архитектура в состоянии по сим данным восстановить ее в том древнем виде, как она была при Владимире, что и составит самый приличный памятник на месте его крещения» . Близко знавший прославленного владыку И.У. Полимпсестов приводит его слова о Херсонесе, или Корсуни, как называли город русские летописи: «Здесь были стопы Первозванного апостола Андрея; здесь пролилась за Христа и освятила будущую христианскую Россию первая для нее мученическая кровь Климента – ученика апостола Петра и кровь других мучеников из первых веков христианства; здесь проповедовали слово Евангелия наши словенские апостолы Кирилл и Мефодий; здесь купель, из которой излился благодатный и истинно благотворный свет на всю Русскую землю» . Все это побудило архиепископа Иннокентия на руинах овеянного священными преданиями Гераклейского полуострова «приняться с жаром» за основание Херсонесского скита во имя равноапостольного крестителя Руси, благо на то последовали 15 апреля 1850 года высочайшее согласие императора Николая I и немного позднее, 4 мая, Синодальный указ. |
| |