Этот комментарий вылился в книгу и стал антологией православной аскетики. Но вот вопрос: хотел ли всей этой мировой известности сам Преподобный? Глава преподобного Силуана Афонского Схимонах Силуан скончался в 1938 году, и вот тут начинается поистине детективная история тайного почитания его мощей, приведшего в конце концов к официальной канонизации. Предоставим слово схиархимандриту Серафиму (Томину), который в 1970-е годы собрал на Святой Горе рассказы тех, кто еще помнил старца Силуана. Его воспоминания говорят сами за себя. Мы приведем их в сокращении. Слова, междометия, восклицательные знаки в квадратных скобках – наши. «Череп старца Силуана, как и все черепа, лежал в усыпальнице, и никто не обращал на него внимания… [Между тем] книга о старце Силуане о. Софрония за рубежом быстро распространилась. На Афон стали чаще приезжать зарубежные паломники. Приезжают и ищут: “Где глава старца Силуана?”… Никто не спрашивал: “Где глава Пантелеимона и мощи его?”, а все приезжие, прочитав книгу о старце, спрашивали о его главе. В это время в монастыре… был игумен Иустин из старых дореволюционных монахов, строжайший, как и все, подвижник афонский. Когда он услышал о таком почитании старца Силуана среди паломников, приказал уничтожить эту голову, чтобы не было предпочтения [!]. Два монаха взяли голову старца Силуана и повезли, но не утопили, как благословил игумен, а спрятали в сундучке у себя в келье. Игумен Иустин успокоился – главы нет… Но эти монахи тайком кое-кому давали поцеловать главу и опять прятали в сундучке. Игумен Иустин умирает, ставят игуменом о. Илиана, старейшего монаха, дореволюционного пострижения, прожившего на Афоне лет шестьдесят, высокой духовной жизни старца [sic!]. Он был любвеобильный, очень простой. При нем глава старца Силуана опять вышла наружу. Когда он узнал об этом, приказал немедленно вырыть глубокую яму и закопать главу, заровнять место, чтобы никто ее не нашел. Монахи, которых игумен послал закапывать главу, опять спрятали ее. И прятали много лет, пока управлял монастырем Илиан… Умирает старец Илиан, игуменом становится о.

http://pravoslavie.ru/82400.html

Всего более заметно это стало в Арле и Милане, 272 где созваны были соборы. Собор Арльский был созван для нового пересмотра дела Афанасия, против которого ариане возводили новые клеветы. Либерий недавно был возведен на престол Римский (353). Ариане, не зная еще о кончине Юлия, обратились к нему с посланием, для успеха, рассчитывая на влияние Констанция ставшего императором Запада. В послании этом они убеждали его прекратить всякое общение с Афанасием. Либерий, получив послание, назначаемое его предшественнику, послал в Александрию трех пресвитеров римских: Лукия, Павла и Илиана, 273 с препоручением пригласить Афанасия прибыть в Рим для нового пересмотра его дела. Афанасий должен был отказаться, после суждения собора Сардикийского, подтвердившего решение Церкви римской и ее епископа Юлия. Либерий, узнав от посланных своих об отказе Афанасия, писал восточным, что прекращает всякое общение с епископом Александрийским и находится в общении с ними и со всеми прочими епископами Церкви кафолической. Ариане наделали много шуму этим посланием; но, как замечает Иларий Пуатьерский, оно не могло иметь никакого значения после собора Сардикийского, провозгласившего Афанасия не виновным и православным. Поступок Либерия очень встревожил епископов египетских и они, принимая сторону Афанасия, написали ему послание. Это послание, подписанное семидесяти пятью епископами, заставило Либерия отменить прежнее свое решение. Он созвал епископов подгородных и сообщил им послание восточных, а также и епископов египетских. Все были того мнения, что следует написать восточным другое послание, объяснив им, что, в виду послания подписанного семидесяти пятью епископами египетскими, невозможно осуждать Афанасия, но следует послать к императору и просить о новом соборе, для окончательного решения этого вопроса. Вследствие чего Либерий послал к Констанцию депутацию, во главе которой находился Винцент Капуйский, просить императора о созыве собора в Аквилеи. 274 Суждения Юлия и собора Сардикийского не считались следственно окончательными даже в Риме. Либерий не присваивал себе власти решить вопрос, но передал его верховной власти собора, о созыве которого просил самого императора. 275

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

7 марта Празднество Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Споручница грешных» (1843; 1848) Святых семи священномученик, в Херсоне епископствовавших: Василия, Ефрема, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона (IV) 9 марта Святых сорока мученик севастийских: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Флавия, Аетия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия († ок. 320) 10 марта Святаго мученика Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия (другаго), Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида, Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (†258) 11 марта Святителя Софрония, Патриарха Иерусалимскаго († ок. 644) Святителя Евфимия, архиепископа Новгородскаго († 1458) Святителя Софрония, епископа Вратчанскаго (†1813; Болг.) Святаго мученика Епимаха (пренесение мощей) (службу зри 31 октября) Преподобнаго Софрония, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) 12 марта Святителя Григория Двоеслова, Папы Римскаго (†604) Преподобнаго Феофана Исповедника, Сигрианскаго (†818) Преподобнаго Симеона, Новаго Богослова (†1021) Преподобнаго Феоктиста, бывшего Драгутина, краля Сербскаго (XIV) 14 марта Празднество Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Феодоровская» (1613) Преподобнаго Венедикта Нурсийскаго (†543) Иконы Божия Матере Себежския, именуемыя «Умиление» (Псковская) (1634) 15 марта Святаго мученика Агапия и с ним седми святых мученик: Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра (другаго), Дионисия, Дионисия (другаго) (†303) 19 марта Святых мученик Хрисанфа и Дарии и с ними Клавдия трибуна, Иларии, супруги его, Иасона и Мавра, сыновей их, Диодора пресвитера и Мариана диакона (†283)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Вручая себя святительским Вашим молитвам и смиренно испрашивая Вашего архипастырского благословения, навсегда остаёмся Вашего Высокопреосвященства нижайшие послушники и смиренные богомольцы. Секретарь игумена Архимандрит Авель Пасха Христова 1971 г. Св. Гора Афон Русский монастырь Письмо 76 ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ! Сердечно благодарю Вас, дорогой о Господе отец Архимандрит Авель, за Ваши поздравления к дню приближающегося праздника Святой Пасхи Господней и с своей стороны от всей души, в ожидании этого Светоносного Дня трёхдневного из мёртвых Христова Восстания, уже сейчас приветствую Вас и всю братию святой обители радостным пасхальным приветствием: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Шлю Вам и всем мои пожелания молитвенной радости о Господе, мира духовного и всех благ свыше. Не имею никаких известий, что происходит в монастыре после кончины приснопамятного старца игумена архимандрита Илиана. Знаю только, что игуменским местоблюстителем был избран отец иеромонах Гавриил, но произошли ли с тех пор выборы игумена и кто был избран? А если выборы задерживаются, то почему, и когда предполагается, что они произойдут? Дай Бог, чтобы всё произошло благополучно и во славу Божию, молитвами святого великомученика Пантелеимона. Очень прошу Вас, напишите мне обо всём этом хотя бы несколько слов. Я спрашивал об этом письмом отца Давида, но он мне не ответил. Снова приветствую Вас радостным пасхальным приветствием, прошу Ваших святых молитв, да благословит Вас Сам Воскресший Христос, победитель смерти и ада. С любовью о Господе Воскресшем +Василий Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Письмо 77 В Русском св. Пантелеимона монастыре на Афоне 23–10/4/71 Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому ВАСИЛИЮ Высокопреосвященнейший Владыко, ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ГОСПОДЬ! Сегодня получил карточку с пасхальным приветом и очень Вас благодарю за добропожелания и св. молитвы. Извиняюсь, что так долго не писал Вам ничего. Причина тому та, что мне хотелось прежде устроиться здесь с нашим вопросом об избрании нового игумена и потом Вам написать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Ходят от Дафны до Карей хорошие пассажирские автомобили. Иг. Илиан P.P.S. Едет из Салоник в Москву на два месяца адвокат Ангелос Пападополос с супругой. Его брат в Москве – профессор, он знает по-русски. Купец Захопулос просит походатайствовать пред Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Никодимом о его пребывании. Иг. Илиан 40. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию (Кривошеину) от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана 5 августа 1964 г. Ваше Высокопреосвященство, святительски благословите! Извещаем Ваше Высокопреосвященство, что дорогие гости были, что их принимали как можно лучше, но теперь некому говорить, как Вы были. Ваше Высокопреосвященство, напишите нам через Каллиодиса, могут ли приехать новые силы из России, можете написать через Дмитрия Каллидис. Нам очень трудно, всего на две церкви осталось 16 человек. Я уже два года пою один в нижнем соборе. Теперь идет трение, Кинот не хочет новых русских. Карпатские уже взяли силы и не хотят русских, особенно Давид и Гавриил, я один остался. Мемнон один и ничего не может. Говорит: «Дело не мое. Вы попы, и делайте как угодно». Ваше Высокопреосвященство, помогите, вот через своих врагов я до сего времени не пропускаю. Прошу Ваше Высокопреосвященство кому можно, напишите и сообщите. Я уже старик, 80 лет и в монастыре 60 лет. Испрашиваю Вашего высокопреосвятительского благословения, остаюсь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник и богомолец. Игумен архимандрит Илиан 18. Иеродиакону Давиду от архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия Марта 19, 1965 г. Русская Православная Архиепископия в Брюсселе Преподобнейший и дорогой о Господе старец отец Давид! Ваше письмо от 1/14 января своевременно получил и сразу вступил в сношения с нотариусом Лекоком по делу о получении для Пантелеимоновского Монастыря из наследства Коновалова 177 пятидесяти тысяч бельгийских . Коновалов был прихожанином нашей церкви святителя Николая в Брюсселе 178  и завещал ей также дом, так что мы будем получать наследство вместе. Я отдал полученную мной монастырскую доверенность, но он, рассмотрев её, сказал, что она формально составлена не так, как полагается по бельгийским законам. Поэтому он составил другой текст доверенности и послал её Вам с просьбой утвердить её, как полагается, и поскорее отослать ему обратно. Об этом всём нотариус сообщает мне в письменной форме. Надеюсь, что Вы получили эту новую форму доверенности, утвердили её, где нужно, и отослали обратно нотариусу. Он мне об этом ничего ещё не сообщает. Прошу Вас сделать это поскорее, дабы и Вы поскорее получили Вашу часть наследства, и мы тоже получили бы нашу, а то происходит общая задержка.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Александр лаврский в монастыре. Немного парализован ногами, но он уже не проистамен 116 – там тоже неприятности. В Хиландари пока что никто не приехал. Было в газетах, и из сербов слыхал, что будто разрешено приехать пяти человекам, но до сегодня на самом деле никого нету. Вы спрашиваете, почему я ещё не иеромонах: ведь на это дело сам проситься не будешь, да, между прочим, ещё стоят оо. Серафим и Андрей, но, говоря откровенно, о. Василий, это результат упорства стариков, – но всё это в обиду Обители. Прошу Ваших святых молитв убогий иерод. Давид P.S. Простите, что написано неуклюже, лампа испортилась и темно. 36. Епископу Волоколамскому Василию (Кривошеину) от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана 17 июля (старого стиля) 1959 г. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко Василий, святительски благословите! С искренней и великой радостью получил Ваше дорогое письмо и святительское благословение. Все отцы наши были рады, что Господь сподобил Вас Святительского сана. Я всем на соборе показывал Вашу святительскую фотографию, все сознают, что Вы достойны получить такой высокий сан за перенесение великих и напрасных скорбей. Да возрадуется душа Ваша и Господь. Очень извиняюсь, что не мог скоро ответить Вашему Преосвященству, служить некому, держу Седмицу и у Покрова 117 и внизу 118 двое с иером. Гавриилом. Новости у нас такие, что Афон празднует 1000-летие своего существования и посетителей очень много, всё нужно в Библиотеку. Из Салоник прямое сообщение. Автомобили идут до пристани 6 часов и два часа мотор, в восемь часов все едут к нам ночевать. Проложили шоссе до Старого Русика 119  и ходят автомобили. Из Ксиропотама или Дафны 120 ходит маленький пассажирский до Кареи. В Великую Пятницу в Ильинском скиту 121 случился пожар, загорелась просфорня и огонь перешел чрез стену на сеновал, и всё сено и конюшни погорели. Игумен 122 долго был больной, тушили всю ночь на Великую Субботу. Простите Ваше Преосвященство, осмелился положить в письмо свою фотографическую карточку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В 1903 году он стал послушником Глинской пустыни во имя Рождества Богородицы (в Сумской губернии), а оттуда в 1905 году уехал на Афон и вступил в братство Свято-Пантелеимоновского монастыря. В 1908 году послушник Иван Сорокин был пострижен в монашество с наречением имени Илиан, что означает «солнечный». Несколько раз до 1914 года он приезжал в Петербург повидаться с отцом и в родную деревню Мартюки к мачехе и сёстрам. После начала 1-й мировой войны границы были закрыты, и о. Илиану больше не привелось побывать в России. Вся остальная его жизнь связана с Афоном. Он нёс различные послушания, в том числе в монастырской канцелярии, набираясь духовного опыта. После 1917 года связь монастыря с Россией практически была прервана, всякая благотворительная помощь прекратилась. Невозможно было даже переписываться с родными, можно было только молиться за них. Лишь в начале 1960-х годов, как только появилась возможность, о. Илиан из писем узнал о своей семье: о смерти отца в 1927 году, о раскулачивании и временной высылке мачехи и других пережитых бедах. Может быть, именно благодаря его молитвам никто из родных не погиб в те страшные годы коллективизации и репрессий. Особенно отрадно было ему узнать, что и о нём не смолкали на родине молитвы. Его мачеха Клавдия Евграфовна и сестра Александра Михайловна оставались активными прихожанками Крестовоздвиженской церкви в годы гонений, старостой этого храма в течение 30 лет работала сестра Анна Михайловна. Письма о. Илиана своим сёстрам и Клавдии Евграфовне полны любви и почтения. С оказией он передавал с Афона для них и для храма иконы, которые были долгожданным даром в те времена, когда приобрести икону было очень непросто. В 1922 году о. Илиан был пострижен в схиму. В 1932 году для сбора средств его направили в Сербию, там он был рукоположён во иеромонаха. По возвращении в обитель он исполнял послушания в монастырской библиотеке, в ризнице, но, пожалуй, самым трудным и благодатным послушанием явилось духовничество. Отец Илиан исповедовал, напутствовал и утешал согрешивших братий, больных и умирающих в монастырской больнице, всем неся слово любви и побуждая к покаянию. Он словно освещал их души изнутри духовным светом, оправдывая значение своего имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

5. Игумена Кронида (Карева), насельника Троице-Сергиевой Лавры, направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия для прохождения послушания в монашеской общине во Франции.   Николаевский приход в г. Риме, Италия:   Диакона Илиана Лаврентьева, клирика Смоленской епархии, назначить клириком Николаевского прихода в г. Риме. Благочиние Патриарших приходов в Финляндии: 1. Священника Максима Маслакова, клирика Московской епархии, в связи с направлением на обучение в Финляндию,   назначить клириком Благочиния Патриарших приходов в Финляндии с поручением ему пастырского окормления русских православных общин в гг. Турку и Пори. 2. Иеромонаха Никиту (Добронравова) освободить от должности клирика Благочиния Патриарших приходов в Финляндии и направить в распоряжение Председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ Члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР   митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР   митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси ФИЛАРЕТ        митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ     митрополит Смоленский и Калининградский, Председатель Отдела внешних церковных связей КИРИЛЛ   митрополит Кишиневский и всея Молдовы ВЛАДИМИР митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР архиепископ Пинский и Лунинецкий СТЕФАН архиепископ Мурманский и Мончегорский СИМОН епископ Петропавловский и Камчатский ИГНАТИЙ епископ Нижегородский и Арзамасский ГЕОРГИЙ митрополит Калужский и Боровский, Управляющий делами Московской Патриархии КЛИМЕНТ ЖУРНАЛ 82 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о Свято-Троицком ставропигиальном подворье в Брюсселе, Бельгия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В целях консолидации русской православной общины в Бельгии включить Свято-Троицкий приход в г. Брюсселе, Бельгия, в состав Брюссельско-Бельгийской епархии. 2. Представительству Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, расквартированному в доме при Свято-Троицком храме и использующему сей храм в потребных случаях, продолжить свое пребывание в Брюсселе по тому же адресу.

http://patriarchia.ru/db/text/51765.html

С 1937 по 1942 годы отец Василий является членом монастырского совета и вторым чрезвычайным представителем монастыря на общеафонских собраниях, где обсуждаются вопросы, интересующие все общины Афона. В 1942 году он становится постоянным представителем (антипросопом) Пантелеймонова монастыря в Киноте Святой Горы (афонском «парламенте»), а в 1944 – 1945 годах – членом Святой Эпистасии (административного органа Афонских монастырей) 19 . Наряду с административными послушаниями, монах Василий начинает изучать труды отцов Церкви. Монастырская библиотека (одна из самых богатых на Афоне) и ценнейшее хранилище древних рукописей становятся источниками его вдохновения. Изданное в 1936 году в Праге его систематическое исследование – первое! – о богословии святого Григория Паламы 20 становится классическим. Позднее его исследования о Симеоне Новом Богослове и других отцах Церкви сделают его одним из главных представителей «нео-патристической» школы православного богословия. Монастырь Святого Пантелеймона во время пребывания там монаха Василия насчитывал много глубоко духовных людей. Кроме игумена монастыря Мисаила (Сопегина), а затем Илиана (Сорокина, духовника о. Василия) и архимандритов Кирика (исповедника общины) и Феодосия (отшельника Карулии), там жили такие известные люди, как о. Вениамин (отшельник Кавсокаливия), о. Диадох , о. Трофим и о. Силуан. Несмотря на это, монастырь переживал период кризиса по причине старения и резкого уменьшения числа монахов (вызванного войной и большевистской революцией, а затем запретом, исходящим от греческих властей, которые не разрешали поселяться на Афоне новым русским монахам): с 550 в 1925 году до 380 в 1932 году и до 180 – это были уже в большинстве своем люди очень пожилые – в 1947 году 21 (до 1914 года их было 2000). Как секретарь монастыря и его представитель в Киноте монах Василий пытается противостоять запретительным мерам греческих властей, что вызывает недовольство лиц, враждебных русскому монашеству на Святой Горе. В сентябре 1947 года он ложно обвинен в просоветских настроениях (это время гражданской войны в Греции) и вынужден покинуть Гору Афон 22 . Временно он арестован греческими властями 23 , и после своего освобождения он оказывается в Афинах в мае 1950 года, а затем в феврале 1951 года уезжает в Оксфорд. Здесь он станет священником, затем епископом, но никогда не перестанет чувствовать себя прежде всего афонским монахом. Афон после Афона

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Важной вехой в отношениях с Афоном стало его посещение в начале 1959 г. начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом (в последствие — митрополитом) Никодимом (Ротовым), который в своем отчете о поездке указал о необходимости незамедлительного увеличения числа монашествующих Пантелеимоновского монастыря из числа иноков с Родины. Владыка Никодим не оставлял с тех пор попечения об Афоне. Русская Православная Церковь в лице своих Предстоятелей лично и через председателей ОВЦС делала непрекращающиеся попытки пополнить братию монастыря. Неоднократно в минувшие десятилетия она обращалась к Патриархам Константинопольским, Архиепископам Афинским и греческому правительству по поводу бедственного положения Русского Афона. Каждый контакт с Грецией использовался для постановки этого вопроса. Невозможно без духовного волнения знакомиться с письмом схиигумена Илиана (Сорокина) от 29 октября (11 ноября) 1959 года на имя председателя ОВЦС митрополита Николая (Ярушевича), где указывались все усугубляющиеся трудности, переживаемые русским монашеским братством. «Наш монастырь пришел в полный упадок, и ему грозит полное запустение и переход в чужие руки... Основная причина этого бедственного положения — оскудение нашей братии из-за отсутствия поступления новых монахов в монашеское братство... Нас осталось сейчас всего 50 человек, самому молодому из нас 54 года, большинство семидесяти- и восьмидесятилетние старчики. Только незамедлительное прибытие новых молодых сил в наше братство может спасти положение» (11). В результате постоянных усилий Русской Церкви периодически удавалось посылать нескольких иноков в Свято-Пантелеимонов монастырь, но их число, конечно, не могло решить проблемы. К сожалению, следует констатировать, что Константинопольские патриархи не способствовали разрешению этого вопроса, о чем свидетельствует переписка между Предстоятелями Русской и Константинопольской Церквями в течении всей 2-й половины ХХ века. Патриархи Московские неоднократно выражали свое недоумение и огорчение в связи с этим (12).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203729...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010